НАБЛЮДЕНИЯ ИЗ ПРАКТИКИ
Н.В.Бабинина
СЛУЧАЙ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ МАШИНОЙ СКОРОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНОЙ С СУИЦИДАЛЬНОЙ ПОПЫТКОЙ
Областная станция скорой медицинской помощи (Караганда)
Состояние проблемы современной суици-дологии указывает на учащение числа суицидальных попыток, в том числе у несовершеннолетних, но в то же время и на наличие организационных трудностей, включающих в себя отсутствие четких правил госпитализации больных с суицидальными попытками и их ненадлежащую регистрацию. Последнему зачастую способствует поведение и самих суицидентов, и щадящее отношение к суициду их родственников, скрывающих факт суицида. Кроме этого существует проблема по вопросам соблюдения прав суициден-тов, если госпитализация осуществляется в психиатрическое учреждение. На первом этапе медицинскую помощь суицидентам оказывают врачи скорой и неотложной помощи, встречаясь со спонтанной или манипулятивной реакцией на суицид потребителей медицинской помощи.
Описан случай обращения молодой девушки и ее родственников за неотложной помощью, в котором можно отметить изменение отношения к суицидальной попытке и госпитализации в психиатрическое учреждение из-за их недовольства психиатрической помощью.
Мама больной Р., 24 лет, служащей, вызвала бригаду скорой помощи в связи с тем, что накануне девушка из-за несчастной любви с суицидальной целью упала с 4 этажа, удачно приземлившись на балкон 3 этажа дома, кратковременно теряла сознание, а впоследствии в течение суток у нее отмечалось 2 судорожных припадка, из-за которых мама и вызвала бригаду скорой помощи. По поводу эпилепсии больная состоит на учете у невропатолога, но мама, спустя сутки после происшествия, просила о доставке больной именно в психиатрический стационар. У больной не имелось грубых расстройств в соматическом и неврологическом статусах, однако отмечалась эмоциональная лабильность, со слов мамы больная не спала ночью. Больная постоянно плакала, отвечала раздраженным голосом, на повышенных тонах, была ипохондрически настроена и требовала помощи медиков. На предложение поездки в психиатрический стационар больная не сразу, но ответила согласием. Позже выяснилось, что она ранее лечилась в психдиспансере. В сопроводительном талоне больной выставлены диагнозы: Суицидальная попытка. Эпилепсия, учащение припадков.
В городской больнице проведены консультации невропатолога и травматолога, исключены травматические последствия падения с балкона. В приемном покое психоневрологического дис-
пансера больная была принятадежурным врачом и госпитализирована. После выписки мама больной высказывала врачу скорой неотложной помощи недовольство госпитализацией в психдиспансер и констатацией суицидальной попытки в направительном листе. Основной причиной со слов матери больной явилось непризнание пси-хиатрамидиагноза эпилепсии. Больнаядоставле-на в психоневрологическийдиспансер по настоянию матери с сообщением информации о суицидальной попытке. Больная не сопротивлялась поездке, не имела признаков психоза и грубых нарушений поведения, что при их наличии потребовало бы вызова специализированной психиатрической бригады скорой помощи. В приемном покое психдиспансера больная от госпитализации не отказывалась, подписав письменное согласие (со слов матери больной). Дополнительным мотивом для госпитализации в данном случае явилось наличие эпилепсии.
Вспоминая организационные основы суи-цидологии, можно отметить обязательность консультации психиатра для всех суицидентов, а также обязательность госпитализации в психиатрический стационар, причем эти процедуры осуществлялись без согласия больных. Современные
правила основаны, прежде всего, на соблюдении
прав психически больных и регламентируются Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения» № 493-^ от 18.09.09. Однако в статье 94 Кодекса не имеется прежних показаний для недобровольной госпитализации, когда «недобровольная госпитализация... обусловливается ... его непосредственной опасностью для себя или окружающих» (статья 29, п. 1 «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» от 16.04.1997). Важно также, что полномочия недобровольной госпитализации приданы исключительно врачам-психиатрам.
Таким образом, врач скорой и неотложной помощи лишен полномочий принудительной поездки в психиатрический стационар с больным, совершившим суицидальную попытку. В описанном случае врач не был защищен от изменения трактовки суицидальной попытки как имеющей место, если это стало невыгодно больной или нарушало ее права.
Однако опасность последствий суицида или повторного суицида повышает ответственность врача скорой помощи в случае отказов пациентов и их родственников от госпитализации. К сожалению, согласие больного на поездку в сопроводительном талоне на госпитализацию не регламентировано правилами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков И. М. О работе с суицидентами в больнице скорой помощи. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://grazuma.ru/articles/10/161/ свободный.
2. Закон Республики Казахстан от 16.04.1997 №96-1 «О психиатрической помощи и гарантиях
Медицина и экология, 2012, 2
123
Наблюдения из практики
прав граждан при ее оказании». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pavlodar. com/zakon/?dok=00336&all=all /свободный.
3. Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» РК от 18.09.2009 г. №193-IV. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.zakon.kz/148589-kodeks-o-zdorovie.html / свободный.
4. Комментарий к Закону РФ «О психиатриче-
ской помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и УК РФ. (Институт государства и права РАН, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского). М.: Спарк; 1997. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.talagi.ru/library/ zakon_k29.htm /свободный.
Поступила 07.02.2012 г.
N. V. Babinina
CASE OF HOSPITALIZATION BY AMBULANCES OF PATIENT WITH SUICIDE ATTEMPTS
This article describes a clinical case of hospitalization of patients with suicidal attempt, discusses the legal issues of medical care suicidal patients. The author concludes that the risk of suicide or effects of repeated suicide increases the responsibility of medical emergency in the event of failure of patients and their relatives from the hospital. Unfortunately, the consent of the patient on a trip in the accompanying leaflet for hospitalization is not regulated by any rules.
Н.В.Бабинина
СУИЦИД ЖАСАМАК БОЛРАН НАУКАСТЫ «ЖЕДЕЛ Ж6РДЕММЕН» АУРУХАНАРА ЖАТКЫЗУ ЖАРДАЙЫ
Макалада суицид жасамак болран наукасты ауруханара жаткызудыч клиникалык жардайы сипатталран, суицидка бешм пациенттерге медициналык кемек керсетудщ кукыктык мэселелерi талкыланран. Макала авторы суицидтщ немесе кайталанран суицид зардабыныч жауапкершшИ пациенттер мен олардыч туыскандарыныч ауруханара жатудан бас тарткан жардайында «Жедел жэрдем» дэр^ершщ жауапкершiлiгiн арттырады деген корытынды жасаран. 6кiнiшке орай, наукастыч ауруханара жатудан бас тартуы ешкандай да ережемен реттелмеген.
Г. К. Мамалинова
СЛУЧАЙ ПРЕДЛЕЖАНИЯ ПЛАЦЕНТЫ С ЧАСТИЧНЫМ ИСТИННЫМ ПРИРАЩЕНИЕМ
Кафедра акушерства и гинекологии Карагандинский государственный медицинский университет
Предлежание плаценты (plasenta praevia) — неправильное прикрепление плаценты, при котором она располагается в области нижнего сегмента матки, частично или полностью ниже предлежащей части плода. Эта патология регистрируется у 0,2-0,9% беременных [1]. При частичном предлежании плацента перекрывает лишь часть внутреннего маточного зева, рядом с ней определяются плодные оболочки. При полном предлежании плаценты, которое встречается реже, плацента полностью перекрывает внутренний маточный зев. Изредка плацента развивается в области перешейка матки и канала шейки матки (шеечная плацента). Ведущим симптомом предле-жания плаценты является кровотечение. Кровотечение связано с тем, что плацентарная ткань не обладает такой способностью к растяжению, как стенка матки. Это несоответствие эластичности ткани приводит к тому, что ворсины хориона начинают отслаиваться от стенки матки. Ворсины хориона при предлежании плаценты глубже внедряются в мышечную стенку матки и децидуаль-ную оболочку, чем в более толстом теле матки и дне матки. Поэтому предлежание плаценты дает
более высокий процент своего приращения, чем при нормально расположенной плаценте. Приращение плаценты - осложнение беременности, при котором ворсинки хориона, образующие плаценту, прорастают в ткань стенки матки (а в самых серьезных случаях — даже в брюшную полость). Одной из причин этого осложнения является предшествующее кесарево сечение, а опасность этой патологии в том, что приросшая плацента может не отделиться во время родов и спровоцировать кровотечение [2]. В случае кровотечения нередко приходится удалять матку, в этом случае возможен и летальный исход.
Один из ведущих специалистов в этой области изучения такой патологии, как предлежа-ние плаценты, директор Отдела медицины и хирургии плода медицинского центра Хакенсакского университета (Нью-Джерси, США) доктор Abdulla Al-Khan так предположительно оценивает вероятность приращения плаценты после кесарева сечения: «Если у женщины было одно кесарево сечение и плацента находится над рубцом, риск приращения плаценты будет составлять около 25%. Если были две операции, риск приближается к 50%, с тремя предыдущими операциями возможно 75% риска, и с четырьмя риск будет приближаться к 100%». В 1950-1960 гг. это осложнение встречалось у одной из 30 000 беременных. Сейчас, по данным исследования 2007 г., опубликованным в Journal of Obstetric sand Gynecology, приращение плаценты встречается у одной из 2 500 беременных. По мнению врачей, причиной