Научная статья на тему 'Сложный эпитет в художественном пространстве Юрия Нагибина'

Сложный эпитет в художественном пространстве Юрия Нагибина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНЫЙ ЭПИТЕТ / ИДИОСТИЛЬ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТИПЫ / СРЕДСТВА ЭПИТЕТАЦИИ / EPITHET / AUTHOR'S STYLE / SEMANTIC TYPES / MEANS OF EPICATECHIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исупова Светлана Михайловна, Шан Жуньда

Цель статьи анализ сложных эпитетов как стилистического приема в художественном пространстве Юрия Нагибина, определение их функциональных особенностей. Структурные возможности бикорневых композитов позволяют писателю отразить авторское мировидение, дать оценку образам, предметам и явлениям. Эпитетный комплекс в прозе Юрия Нагибина представляет многообразие сложений разных номинаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is the analysis of complex epithets as a stylistic device in the artistic space of Yuri Nagibin, the definition of their functional features. Structural opportunities bekarevich composites allow the writer to reflect the author's world-view, to evaluate images, objects and phenomena. Epicity complex prose of Yuri Nagibin is the variety of plies of different categories.

Текст научной работы на тему «Сложный эпитет в художественном пространстве Юрия Нагибина»

Перифраза «кокетка, ветреный ребенок» подчеркивает не только ревностное чувство Ленского, но и неприятие Пушкиным таких легкомысленных женщин.

Следует отметить, что перифрастические единицы, характеризующие Ольгу, в романе встречаются довольно редко, а перифразы для характеристики главной героини автор романа употребляет часто, причем использует оценочные перифразы только в положительной или нейтральной коннотации («красавица моя», «сердечный друг», «страстная дева», «мечтательница милая», «девчонка несмелая», «законодательница зал»). Перифразы становятся своеобразной доминантой и в оценке образа Татьяны Лариной, и в передаче авторского отношения к героине («душа моя», «мой верный идеал»). Используя эмоционально - окрашенные эпитеты в перифрастических выражениях для оценки героев романа, Пушкин указывает на существенные черты детоната, передает собственное, субъективное мнение о предмете речи. Оценочная функция перифраз реализуется за счет положительных или отрицательных коннотаций, а также в насмешливо - критическом отношении к героям или явлениям, выраженном в непрямом значении. Перифрастические номинации обладают « огромным изобразительно - выразительным потенциалом, позволяя автору продемонстрировать свое видение мира и отношение к нему» [3, с. 117].

Владея всеми средствами лексической изобразительности, автор романа «Евгений Онегин» чаще всего использует перифрастические выражения, многие из этих выражений употребляются в оценочной коннотации. Пушкин использует художественно мотивированные и эстетически оправданные перифрастические единицы, которые придают нужный автору романа смысл, выявляют субъективное оценочное отношение к изображаемому. При помощи перифраз автор романа поясняет свой замысел, сообщает дополнительные сведения, углубляет оценку образов, предметов и явлений. Перифрастические выражения, соединяя лирическое и прозаическое, являются в романе ярким средством выразительности.

Список литературы

1. Грехнева Л. В. Функции перифрастических номинаций. сб. мат. междунар. науч. конф. (Казань, 11-13 дек. 2001 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А.Николаева.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.- Т. 1, 257 с.

2. Телия В. Н. Номинация. Энциклопедический лингвистический словарь //Под редакцией В.Н.Ярцевой. М: Издательство «Советская энциклопедия», 1990 . 685с.

3. Тимофеева Т. П. Перифраза в тексте художественного произведения (на примере романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»). Вестник Курганского государственного университета. Курган. 2014 г. с. 113 - 117.

СЛОЖНЫЙ ЭПИТЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЮРИЯ НАГИБИНА.

Исупова Светлана Михайловна

кандидат филологических наук, доцент кафедры РКИ Вятский государственный университет г. Киров.

Шан Жуньда, магистрант кафедры РКИ Вятский государственный университет г. Киров.

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.6.61.53

АННОТАЦИЯ.

Цель статьи - анализ сложных эпитетов как стилистического приема в художественном пространстве Юрия Нагибина, определение их функциональных особенностей. Структурные возможности бикорневых композитов позволяют писателю отразить авторское мировидение, дать оценку образам, предметам и явлениям. Эпитетный комплекс в прозе Юрия Нагибина представляет многообразие сложений разных номинаций.

ABSTRACT.

The purpose of the article is the analysis of complex epithets as a stylistic device in the artistic space of Yuri Nagibin, the definition of their functional features. Structural opportunities bekarevich composites allow the writer to reflect the author's world-view, to evaluate images, objects and phenomena. Epicity complex prose of Yuri Nagibin is the variety of plies of different categories.

Ключевые слова: сложный эпитет, идиостиль, семантические типы, средства эпитетации.

Keywords: epithet, author's style, semantic types, means of epicatechin.

Художественный текст является отражением не только действительности, но и процесса познания автором жизни. Языковые средства, которые использует писатель, создают в произведении картину мира, передающую представление автора о человеке и пространстве. Н.Д. Арутюнова отмечает связь языковой личности писателя с отражением картины мира [1.]. Изобразительные средства иг-

рают большую роль в любом художественном произведении, но особую поэтичность, образность и эмоциональность придают тексту эпитеты. Сложные эпитеты в творчестве Юрия Нагибина изучены недостаточно, научная новизна исследования заключается в выявлении функциональных особенностей бикорневых композитов в творчестве писателя. Характер статьи предполагает применение

традиционного описательного метода, метода лингвистического анализа и контекстуального метода.

В прозе Юрия Нагибина много сложных эпитетов, которые как стилистический прием являются особенностью идиостиля писателя. Именно эпитет становится основной лингвистической категорией, которая помогает передать писателю его лич-ностно-психологическое начало, через сложные эпитеты воплотить свое видение картины мира в художественном произведении. Именно в эпитетах заключается основной смысл, который доминирует над семантикой других изобразительных средств. В. В. Колесов отмечает, что, благодаря выявлению «семантической доминанты», писатель раскрывается как языковая личность [4.с. 141]. Вокруг этой доминанты формируются лексико-семантические группы сложных эпитетов как узуальных, так и окказиональных, особенностью которых является отражение в них мировоззренческих позиций Юрия Нагибина. Эпитеты воплощают авторскую интенцию, передают отношение писателя к созданным им образам, производят эмоциональный эффект. В произведениях писателя целый спектр бикорневых композитов. А. Н. Веселовский соотносит данные сложения со сравнениями и определениями [2]. Композиты, выполняющие в тексте функции художественного определения, продолжают быть востребованными, однако «они переходят из области «общего места», что наблюдалось в языке классицистов, в разряд индивидуально- авторских изобразительно- выразительных средств, становятся приметой идиостиля художника слова, » — отмечает Т. М. Фадеева [6, с.47].

Функции сложных эпитетов в художественных текстах Юрия Нагибина разнообразны. Воздействуя на текст, они придают поэтическую яркость речи, усиливают образность языка. А. Е. Куксина выделяет в прозе писателя различные семантические типы сложных эпитетов: эпитеты цветообо-значения, обонятельные, зрительные, слуховые, осязательные, эпитеты, передающие психологические особенности личности, физические свойства, характеризующие быт и сферы общественной жизни [5, с. 136].

Действительно, в произведениях Юрия Нагибина целый спектр бикорневых композитов, однако больше всего писатель использует цветовые сложения. Колористические определения раскрывают цветовое восприятие мира Юрием Нагибиным, помогают создать определенное настроение. Авторское представление о мире проявляется и в оценоч-ности бикорневых композитов, которая является коннотацией во многих сложных эпитетах. Через их смысловую структуру писатель дает оценку образам, предметам, явлениям: «сизоликие» возчики, «черно-ветровая» весна, «золотисто-розовая» туманность, «бледно-веснушчатый» мальчик.

Структурные возможности сложного эпитета позволяют писателю также конкретизировать признаки изображаемых предметов и явлений, отразить авторское мировидение: «Но однажды, в нелюбимый мной воскресный день, когда взрослые

люди становились то приторно ласковыми, то неузнаваемо отчужденными», с головой погружаясь в свой, недоступный нам мир, и день катился кувырком в очумелой толчее, музыке, песнях, танцах, ссорах, я забрел в березовый лесок на краю сада и обнаружил так Шурика и его отца» («Шурик»). Сложные эпитеты «приторно ласковый» и «неузнаваемо отчужденный» характеризуют отношение героя к людям. Юрий Нагибин достигает выразительности, усиливая противопоставление признаков. Бикорневые композиты передают противоречивый характер образов и явлений: «деликатно-суровый» выговор, «грациозно-капризная» дама, «величаво-небрежный» жест, «беспристрастно-героическое» лицо. Часто сложные эпитеты репрезентируют у Юрия Нагибина развитие переносного значения: «тупоносые» ботинки, «крутозадые» тяжеловозы, «низкорослые» дома. Объектами эпите-тации становятся неодушевленные предметы, происходит метафорическая актуализация сложений: «Я стал вглядываться в пробегающие мимо дома, темные, низкорослые, с одинаковый лампочкой над подворотней» («Не в ту сторону»). Метафоризация сложений позволяет автору создать абсолютно необычные композиты: «рассеянно-сосредоточенное лицо». Авторская индивидуальность определяет выбор компонентов для бикорневых композитов. Часто Юрий Нагибин создает окказиональные эпитеты, наполненные субъективно-оценочным содержанием, являющимся отражением мировоззрения писателя: «грязно-яркое» пятно, «желто-восковые» пальцы, «смугло-веснушчатая» рука, «сине-мертвенный» цвет, «золотоглазая» женщина, «смело-плавный» абрис лица. Некоторые узуальные бикор-невые композиты имеют черты окказиональных за счет семантического приращения: «иссиня-жел-тые» тени под глазами, «глубоко упрятанные» глазки, «большестопые» ноги. «Творческое сознание рассказчика - писателя переосмысляет окружающую действительность, подробно описывая ее» [3,с.62].

Многие авторские сложения определяют характер человека и его поведение. Сложный эпитет «огненноустый» протопоп характеризует человека с ораторскими способностями, очень талантливого, произносящего пламенные речи. В сложении «дьявольски проницательные» дети опорный элемент «дьявольски» делает акцент на природных данных. В произведении «Сон» Юрий Нагибин посредством эпитетации старается передать эмоциональное состояние героини: «Нежная, преданная, вечно озабоченная, несчастная и прелестная Нелли...». Средством эпитетации являются и ее чувства. Через бикорневые композиты Юрий Нагибин передает и настроение героев: «Дельвигом овладело то счастливо-бесшабашное настроение, что придает особый вкус самым обыденным разговорам, самым простым движением» (УКП). Компонент сложений с отрицательной семантикой передает настроение взволнованности, ощущение страха: «Я не мог тогда назвать то мучительно-тревожное ощущение, какое охватило меня на обрыве Большого седла» (Эхо). Можно отметить глубокий психологизм

прозы Юрия Нагибина. В отражении языковой картины мира художественного пространства писателя бикорневые композиты с семами «чувства», «эмоции» являются окказиональными, что подтверждает авторское переосмысление изображаемого, проникновение во внутренний мир героев. Сложные эпитеты («разрушительно-могучее» чувство, «навек съежившееся» сердце, «честно-горестные признания») передают психологические особенности личности, наполняют пространство текста особыми психологическими оттенками.

Эпитетный комплекс в прозе Юрия Нагибина представляет многообразие бикорневых композитов разных номинаций, создает эффект присутствия автора, является особенностью идиостиля писателя, передает его субъективно-индивидуальное видение мира.

Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (К проблеме языковой картины мира) // Вопросы языкознания. 1987. Ш.С.3-19

2. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Москва: Высшая школа. 1989. с.648

3. Клименко К.В. Изобразительно -выразительные средства как прием субъективации в автобиографической прозе Ю.М. Нагибина.// Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып.67. 2012. №20. С.61-63.

4. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. Спб: Петербургское востоковедение. 2006. 624с.

5. Куксина А.З. Структурно-семантические типы сложных эпитетов в языковой картине мира писателя: на материале художественной прозы Юрия Нагибина. дисс. канд. филол. наук. Москва.2008. 400с.

6. Фадеева Т.М. Сложный эпитет в художественном тексте романтической поэзии //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская Филология. 2010. №3. С.46-51.

RESEARCH OF POSTMODERNISM IN THE LITERATURE

Moldabayeva A.A.

Master student, Kokshetau State University after Sh. Ualikhanov

Mukazhanova G.Zh.

Faculty of Philology and Pedagogy Kokshetau State University after Sh. Ualikhanov,

Kazhibayeva G.K.

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Kokshetau State University after Sh. Ualikhanov,

ANNOTATION.

The article deals with the phenomenon of postmodernism. The diversity of postmodernism has caused a huge number of interpretations of its meaning, as well as its definitions. Therefore, the purpose of the article is to reveal the essence of the direction of postmodernism, to consider the ways of their occurrence, and to determine the nature of postmodern trends in Kazakh literature , especially in Kazakh poetry. The task of the article is to study the role of postmodernism in the National spiritual space, to determine the views of our writers on a new direction. Scientific methods such as analysis and comparison were used to achieve this goal .

Keywords: Postmodernism, literature, literary movement, science, globalization.

Postmodernism as a literary movement dates back to the end of the XX century. It arises as a protest to the foundations, excluding any limitation of actions and techniques, blurs the boundaries between styles and gives the authors absolute creative freedom. The main vector of the development of postmodernism is the overthrow of any established norms, the mixing of "high" values and "base" needs.

The exact dates of this style are uncertain. However, its origin is a reaction of society to the results of the era of modernism, the end of the Second World War, the horrors that took place in the concentration camps and the bombing of Hiroshima and Nagasaki. In the view of American researchers, postmodernism takes origin from the United States. However, the French critic S.G.Gibo thinks differently. In his book «How New York Stole the Idea of Modern Art» (1983), he wrote that the main ideas of literature and art in the second half of the twentieth century passed from Europe to America. One of the first works to distinguish the "Dismemberment of Orpheus" (Ihab Hassan),

"Cannibal" (John Hawkes) and "Howl" (Allen Ginsberg).

The theoretical definition of postmodernism was obtained only in the 1980s. This was promoted, first of all, by the insights of J.F.Lyotard «The Oktober» magazine, published in the United States, actively promoted the postmodern ideas of prominent representatives of cultural science, philosophy, and literature.

Today, the concept of postmodernism is widely used, but it has not yet been given a clear and complete definition. Therefore, it is important to determine the history of postmodernism, its general meaning, place in society.

Dick Hebdige calls postmodernism the "successful term" post-modernism "... he himself creates his own problems" [1, p. 55]. Further, the scientist says that it is difficult to give a concrete definition of postmodernism.

The postmodern writer John Barth, who talked a lot about the phenomenon of postmodernism, wrote in 1967 an essay entitled "Literature of exhaustion"; in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.