Научная статья на тему 'СЛОЖНОСТЬ КОМБИНИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРНЫХ ГРУПП ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ КАК КРИТЕРИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОК'

СЛОЖНОСТЬ КОМБИНИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРНЫХ ГРУПП ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ КАК КРИТЕРИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОК Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРНЫХ ГРУПП / БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СЛОЖНОСТЬ КОМБИНИРОВАНИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Терехина Р. Н., Медведева Е. Н., Винер И. А., Супрун А. А.

Цель исследования - конкретизировать факторы координационной сложности комбинирования элементов структурных групп художественной гимнастики, способствующие объективизации оценки исполнительского мастерства спортсменок. Методика и организация исследования. Проведен анализ специальной литературы и программных документов, осуществлены педагогические наблюдения, опрос, проектирование, педагогический эксперимент, использованы методы математической статистики, метод бесконтактного исследования видеоряда движений в сочетании с поверхностной электромиографией и стабилометрией. Результаты исследования и выводы. В статье обосновывается позиция, характеризующая возможность объективной оценки сложности комбинированных элементов и ранжирования спортсменок по уровню их исполнительского мастерства. Авторский подход к определению технической ценности комбинированных элементов на основе учета биомеханических закономерностей техники создает условия повышения сложности и композиционного совершенства соревновательных программ в соответствии с современными требованиями художественной гимнастики. Целенаправленное освоение технических компонентов комбинированных элементов обеспечивает реализацию перспективно-прогностического подхода к формированию исполнительского мастерства спортсменок художественной гимнастики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Терехина Р. Н., Медведева Е. Н., Винер И. А., Супрун А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СOMPLEXITY OF COMBINING ELEMENTS OF STRUCTURAL GROUPS OF RHYTHMIC GYMNASTICS AS A CRITERION OF PERFORMANCE SKILLS OF SPORTSWOMAN

Objective of the study was to specify the factors of coordination complexity of combining elements of rhythmic gymnastics structural groups, which contribute to the objectification of the assessment of the performance skills of athletes. Methods and structure of the study. To identify biomechanical factors of complexity of combining elements of various structural groups, a set of pedagogical and synchronized biomechanical techniques was used: analysis of special literature and program documents, pedagogical observations, a survey, a method of contactless study of a video sequence of movements in combination with surface electromyography and stabilometry, designing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results and conclusions. The article substantiates the position that characterizes the possibility of an objective evaluation of the complexity of combined elements and the ranking of athletes by the level of their execution skills. The author's approach to determining the technical value of combined elements on the basis of taking into account the biomechanical laws of technique creates conditions for increasing the complexity and compositional perfection of competitive routines in accordance with modern requirements of rhythmic gymnastics. The purposeful development of the technical components of combined elements ensures the implementation of a perspective-prognostic approach to the formation of execution skills of rhythmic gymnastics athletes.

Текст научной работы на тему «СЛОЖНОСТЬ КОМБИНИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРНЫХ ГРУПП ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ КАК КРИТЕРИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОК»

СЛОЖНОСТЬ КОМБИНИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРНЫХ ГРУПП ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ КАК КРИТЕРИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОК

УДК/UDC 796.012

Поступила в редакцию 20.04.2023 г.

Информация для связи с автором: zavkaf58@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор Р.Н. Терехина1 Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медведева1 Доктор педагогических наук, профессор И.А. Винер1 Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Супрун1 1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

COMPLEXITY OF COMBINING ELEMENTS OF STRUCTURAL GROUPS OF RHYTHMIC GYMNASTICS AS A CRITERION OF PERFORMANCE SKILL OF SPORTSWOMAN

Dr. Hab., Professor R.N. Terekhina1 Dr. Hab., Professor E.N. Medvedeva1 Dr. Hab., Professor I.A. Viner1 PhD, Associate Professor A.A. Suprun1 1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - конкретизировать факторы координационной сложности комбинирования элементов структурных групп художественной гимнастики, способствующие объективизации оценки исполнительского мастерства спортсменок. Методика и организация исследования. Проведен анализ специальной литературы и программных документов, осуществлены педагогические наблюдения, опрос, проектирование, педагогический эксперимент, использованы методы математической статистики, метод бесконтактного исследования видеоряда движений в сочетании с поверхностной электромиографией и стабилометрией. Результаты исследования и выводы. В статье обосновывается позиция, характеризующая возможность объективной оценки сложности комбинированных элементов и ранжирования спортсменок по уровню их исполнительского мастерства. Авторский подход к определению технической ценности комбинированных элементов на основе учета биомеханических закономерностей техники создает условия повышения сложности и композиционного совершенства соревновательных программ в соответствии с современными требованиями художественной гимнастики. Целенаправленное освоение технических компонентов комбинированных элементов обеспечивает реализацию перспективно-прогностического подхода к формированию исполнительского мастерства спортсменок художественной гимнастики.

Ключевые слова: художественная гимнастика, элементы структурных групп, биомеханические характеристики, сложность комбинирования, исполнительское мастерство.

Abstract

Objective of the study was to specify the factors of coordination complexity of combining elements of rhythmic gymnastics structural groups, which contribute to the objectification of the assessment of the performance skills of athletes. Methods and structure of the study. To identify biomechanical factors of complexity of combining elements of various structural groups, a set of pedagogical and synchronized biomechanical techniques was used: analysis of special literature and program documents, pedagogical observations, a survey, a method of contactless study of a video sequence of movements in combination with surface electromyography and stabilometry, designing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

Results and conclusions. The article substantiates the position that characterizes the possibility of an objective evaluation of the complexity of combined elements and the ranking of athletes by the level of their execution skills. The author's approach to determining the technical value of combined elements on the basis of taking into account the biomechanical laws of technique creates conditions for increasing the complexity and compositional perfection of competitive routines in accordance with modern requirements of rhythmic gymnastics. The purposeful development of the technical components of combined elements ensures the implementation of a perspective-prognostic approach to the formation of execution skills of rhythmic gymnastics athletes.

Keywords: rhythmic gymnastics, elements of structural groups, biomechanical characteristics, complexity of combination, execution skills.

Введение. Для современного этапа развития художественной гимнастики характерно наличие постоянного роста технической сложности соревновательных программ и стрем-

ление к совершенствованию внешних эстетических характеристик их исполнения [1-2]. Однако высокая конкуренция спортсменок при общей тенденции к минимизации в освоении

№9 • 2023 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

элементов структурных групп художественной гимнастики привела к проблеме единообразия соревновательных композиций и сложности дифференциации гимнасток по уровню их исполнительского мастерства.

Комбинирование различных движений как способ демонстрации двигательных способностей спортсменки является одним из направлений решения данной проблемы в сложно-координационном виде спорта, так как конструирование новых связок и соединений из освоенных элементов является одним из путей проявления индивидуальности и мастерства спортсменки. Однако отсутствие таблиц технической ценности элементов, основанных на объективной биомеханической оценке сложности комбинирования, сдерживает данный процесс [3-4].

Цель исследования - конкретизировать факторы координационной сложности комбинирования элементов структурных групп художественной гимнастики, способствующие объективизации оценки исполнительского мастерства спортсменок.

Методика и организация исследования. Проведен анализ специальной литературы и программных документов, использованы педагогические наблюдения (п=39), опрос (п=60), метод бесконтактного исследования видеоряда движений (оптико-электронный аппаратно-программный комплекс Qualisys), поверхностная электромиография (16-канальный электромиограф MegaWin МЕ 6000), стабилометрия («Стаби-лан-01»), проектирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе предварительных исследований было установлено, что снижение количества элементов в таблицах технической ценности правил соревнований по художественной гимнастике в 2016 г. до девяти элементов привело к сокращению доли применяемых комбинированных элементов. Изучая причину такого резкого снижения, в процессе опроса установлено, что не все элементы «удобно» соединять между собой и комбинирование вызывает различные трудности, которые по правилам соревнований не учитываются при определении технической ценности.

Анализ содержания современных соревновательных композиций гимнасток международного уровня на наличие комбинированных элементов позволил установить, что 75% подобных элементов приходится на равновесия. Наиболее часто они включаются в упражнение с мячом (65,4%), но только 19,2% финалисток выполняли элементы с переходом в более сложную форму. В основном при комбинировании элементов спортсменки от более сложной формы переходят к более простым без изменения направления, плоскости и структуры элемента. Это подтвердило необходимость научного обоснования и конкретизации биомеханических факторов сложности комбинирования элементов, определяющих их техническую ценность.

В процессе конкретизации биомеханических факторов, определяющих сложность комбинирования, были выявлены различные степени взаимосвязи между кинематическими характеристиками объединяемых элементов, что указывало на необходимость учета не только сложности объединяемых элементов, но и их структурной сочетаемости, а также сложности двигательных действий, служащих переходом от одного элемента к другому. Установлено, что качественное выполнение присоединяемого элемента зависит от дистанций перемещения звеньев тела гимнастки при реализации двигательной программы перехода. Наибольшие показатели длин перемещения характерны для точек свободных звеньев тела при выполнении амплитудных движений и комбинировании элементов по-

средством смены положения свободной ноги или туловища в пространстве.

Самым простым вариантом комбинирования является сочетание схожих по форме элементов. При этом сравнение показателей ускорения точек звеньев тела при изолированном и комбинированном выполнении элементов показало, что в изолированных элементах в завершающей фазе данные показатели всегда приближались к нулю, а при комбинировании этих же элементов показатели ускорений были обусловлены степенью изменения присоединяемого элемента.

На основе данных анализа кинематических характеристик комбинированных элементов было сделано заключение, что самым простым является комбинирование элементов одной структурной группы, в частности равновесий, а самым сложным - из разных структурных групп, а именно равновесия и прыжка.

Учитывая, что независимо от характера и сложности двигательных действий результатом выполнения всех комбинированных элементов является сохранение устойчивого положения при переходе от одного элемента к другому, показатели стабилографии стали объективными характеристиками, позволяющими дифференцировать элементы по степени их сложности.

Сравнительный анализ стабилографических характеристик комбинированных элементов с отведением ноги в различных направлениях, добавлением наклонов туловища или головы показал, что наибольшую информативность имеет показатель «площадь эллипса», динамика которого свидетельствует об изменении вестибулярной нагрузки и сложности комбинирования.

Исходя из полученных данных, все равновесия были ранжированы в порядке возрастания сложности по изменению положения туловища и направления свободной ноги. Установлено, что наиболее устойчивыми положениями являются комбинированные вертикальные равновесия. Их сложность повышается с изменением направления ноги: из положения в сторону в положение вперед; затем - перевод из положения вперед-в сторону; вперед-назад; в сторону-назад; назад-в сторону; назад-вперед. Переводы ноги из вертикального равновесия в горизонтальное не только со сменой положения тела, но и со сменой направления являются самыми сложными вариантами: из бокового равновесия назад; и еще сложнее - перевод из бокового равновесия вперед.

Далее изучение показателей максимальной амплитуды структур, но в электрической активности мышц при выполнении комбинированных равновесий позволило установить, что соединение элементов требует учета различий в локализации и силе мышечной активации. Чем большие различия были в профилях активации мышц в соединяемых элементах, тем сложнее было перестраивать первую двигательную программу на вторую.

Так, при анализе активации мышц опорной ноги было выявлено, что для большинства сравниваемых комбинируемых равновесий и поворотов она схожа. Это указывало как на меньшую сложность соединения таких элементов, так и на то, что сложность комбинирования зависит, прежде всего, от изменений, происходящих в форме и направлении свободных звеньев тела.

Кроме этого, при определении сложности было учтено, что интегрированная биоэлектроактивность (далее - ИБЭА) мышц является своеобразной характеристикой электроемкости и может учитываться при определении сложности перехода от элемента к элементу. Исходя из данных ИБЭА мышц, наиболее простыми способами комбинирования являлись переводы ноги с помощью руки без изменения положения туловища, а сложными - комбинирование равновесий разных

http://www.teoriya.ru

№9 • 2023 Сентябрь | September

форм посредством движений всеми звеньями тела в разных плоскостях или направлениях.

Таким образом, основными факторами сложности комбинирования элементов являются различия в структурной принадлежности комбинируемых элементов, в длинах рычагов свободных звеньев тела, в направлениях и скоростях перемещения звеньев тела, в плоскостях и амплитудах движений звеньями тела, в количестве одновременно сочетаемых движений и осях вращения тела в комбинируемых элементах.

Конкретизированные объективные факторы сложности позволили разработать алгоритмы проектирования сложности комбинированных элементов для каждой из 9 подгрупп: «равновесие-равновесие», «равновесие-поворот», «равновесие-прыжок», «поворот-поворот», «поворот-равновесие», «поворот-прыжок», «прыжок-прыжок», «прыжок-равновесие», «прыжок-поворот».

Алгоритмы определяли возможные траектории конструирования комбинированных элементов различной сложности и являлись инструментом для проектирования матрицы их технической ценности, предполагающей несколько уровней сложности по способам объединения элементов структурных групп. Каждый последующий уровень сложности предполагал надбавку в ценности 0,1 балла. На основе матрицы технической ценности проектировались таблицы технической ценности комбинированных элементов художественной гимнастики. В целом были разработаны 9 алгоритмов сложности; 9 матриц технической ценности; 9 таблиц технической ценности, а всего расценено 1737 комбинированных элементов.

Оценка эффективности применения таблиц технической ценности комбинированных элементов осуществлялась на основе анализа результативности дифференцировки высококвалифицированных спортсменок по уровню исполнительского мастерства. Оценка точности квалиметрии по действующим правилам соревнований и с применением разработанных таблиц технической ценности комбинированных элементов свидетельствовала, что техническая ценность соревновательных программ многоборья, полученная на основе применения научно-обоснованной таблицы, изменилась в 100% случаев. В целом суммарная техническая ценность комбинированных элементов в многоборье у каждой спортсменки изменилась от 0,1 балла до 0,6 балла. При этом произошедшее увеличение технической ценности данных комбинированных элементов соревновательных композиций финалисток были достоверны, а оценки призеров в каждом виде многоборья стали иметь большие различия. Это свиде-

тельствовало об улучшении дифференцировки спортсменок по сложности выполняемых соревновательных программ.

Выводы. Результаты исследования позволяют констатировать, что качественное освоение техники разнообразных элементов структурных групп является условием конструирования новых комбинированных форм движений и прогрессивного развития художественной гимнастики. Разработанные алгоритмы, матрицы и таблицы технической ценности комбинированных элементов являются: инструментом повышения качества экспертизы исполнительского мастерства; способом поощрения сложности соревновательных программ; ориентиром для логического и этапного освоения комбинированных элементов; траекторией достижения максимально возможной сложности и зрелищного эффекта выступлений гимнасток.

Литература

1. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: дис. ... докт. пед. наук / И.А. Винер-Усманова. - СПб., 2013. - 210 с.

2. Медведева Е.Н. Обоснование необходимости регламентации освоения техники прыжков в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, Е.Б. Котельникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 215-217.

3. Медведева Е.Н. Устойчивость равновесий как фактор сложности освоения комбинированных элементов в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина, А.А. Супрун, Е.С. Крючек, А.С. Мальнева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 176-181.

4. Терехина Р.Н. Обоснование необходимости конкретизации способов освоения комбинированных элементов в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, Е.С. Крючек, А.С. Мальнева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 316-320.

References

1. Viner-Usmanova, I.A. Integralnaya podgotovka v khudozhestvennoy gimnastike [Integral training in rhythmic gymnastics]. Doct. diss. (Hab.). SPb, 2013. 210 P.

2. Medvedeva, E.N., Suprun, A.A. and Kotelnikova, E.B. Obosnovaniye neobkhodimosti reglamentatsii osvoyeniya tekhniki pryzhkov v khudozhestvennoy gimnastike [Justification of the need to regulate the development of techniques of jumping in rhythmic gymnastics]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. Vol. 158. No. 4. pp. 215217.

3. Medvedev E.N., Terekhin R.N., Suprun A.A., Kryuchek E.S., Malneva A.S. Ustoychivost ravnovesiy kak faktor slozhnosti osvoyeniya kom-binirovannykh elementov v khudozhestvennoy gimnastike [Equilibrium stability as a factor in the complexity of mastering combined elements in rhythmic gymnastics]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. No. 8 (198). pp. 176-181.

4. Terekhin R.N., Medvedev E.N., Suprun A.A., Kryuchek E.S., Malnev A.S. Obosnovaniye neobkhodimosti konkretizatsii sposobov osvoy-eniya kombinirovannykh elementov v khudozhestvennoy gimnastike [Substantiation of the need to concretize the methods of mastering combined elements in rhythmic gymnastics]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. No. 8 (198). pp. 316-320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.