Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ СЛОЖНО-КООРДИНАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПРЕДМЕТАМИ НА БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ТЕЛА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ СЛОЖНО-КООРДИНАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПРЕДМЕТАМИ НА БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ТЕЛА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / СЛОЖНО-КООРДИНАЦИОННАЯ РАБОТА ПРЕДМЕТОМ / ЭЛЕМЕНТЫ ТЕЛА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕДМЕТНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехина Раиса Николаевна, Медведева Елена Николаевна, Супрун Александра Александровна, Ожиганова Александра Сергеевна, Лунина Ирина Андреевна

В данной статье представлен научно-обоснованный подход к качественному освоению сложно-координационной работы с предметами на базовых элементах тела в художественной гимнастике, учитывающий современные, постоянно повышающиеся требования правил соревнований и тенденции развития вида спорта. На основе структурного анализа элементов тела, выполняемых гимнастками не только изолированно, но и в сочетании с технической работой предметом, были конкретизированы универсальные навыки, обеспечивающие прогрессивное освоение сложности элементов с предметами. Авторами доказано, что формирование универсальных навыков владения предметом является фундаментальным компонентом технической подготовки спортивного резерва, обеспечивающим реализацию перспективно-прогностического подхода к формированию исполнительского мастерства в художественной гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терехина Раиса Николаевна, Медведева Елена Николаевна, Супрун Александра Александровна, Ожиганова Александра Сергеевна, Лунина Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS THAT ENSURE THE QUALITATIVE MASTERING OF COMPLEX COORDINATED APPARATUS WORK ON THE BASIC BODY ELEMENTS IN RHYTHMIC GYMNASTICS

This article presents the scientifically based approach to the qualitative mastering of complex coordinated apparatus work on the basic bode elements in rhythmic gymnastics, taking into account the modern, constantly increasing requirements of competition rules and trends in the development of the sport. Based on the structural analysis of body elements performed by gymnasts not only in isolation, but also in combination with the technical apparatus work, universal skills were concretized, providing progressive mastering of the difficulty of elements with apparatuses. The authors have proved that the development of universal apparatus mastery skills is a fundamental component of the technical training of the sports reserve, ensuring the implementation of a perspective-prognostic approach to the development of execution skills in rhythmic gymnastics.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ СЛОЖНО-КООРДИНАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПРЕДМЕТАМИ НА БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ТЕЛА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

4. Polat, E.S., Bukharkina, M.Y. and Moiseeva, M.V. (2004), Theory and practice of distance learning, Textbook for students. higher pedagogical educational institutions, Publishing Center "Academy", Moscow.

5. Vasiliev, V.L. Bochkareva, T.N. and Gapsalamov, A.R. (2020), "On the way to digital: problems of the development of modern Russian education", Managerial and service potential of the digital economy: problems and prospects, Materials of the International Scientific and Practical Conference, Omsk, May 14-15, 2020, Omsk State Technical University, Omsk, pp. 150-153.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.11.2022

УДК 796.412.2

ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ СЛОЖНО-КООРДИНАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПРЕДМЕТАМИ НА БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ТЕЛА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, доцент, Александра Сергеевна Ожиганова, аспирант, Заслуженный мастер спорта России, Ирина Андреевна Лунина, бакалавр, Национальный государственный Университет физической культуры спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье представлен научно-обоснованный подход к качественному освоению сложно-координационной работы с предметами на базовых элементах тела в художественной гимнастике, учитывающий современные, постоянно повышающиеся требования правил соревнований и тенденции развития вида спорта. На основе структурного анализа элементов тела, выполняемых гимнастками не только изолированно, но и в сочетании с технической работой предметом, были конкретизированы универсальные навыки, обеспечивающие прогрессивное освоение сложности элементов с предметами. Авторами доказано, что формирование универсальных навыков владения предметом является фундаментальным компонентом технической подготовки спортивного резерва, обеспечивающим реализацию перспективно-прогностического подхода к формированию исполнительского мастерства в художественной гимнастике.

Ключевые слова: художественная гимнастика, сложно-координационная работа предметом, элементы тела, техническая подготовка, предметная подготовка, физические качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p548-553

FACTORS THAT ENSURE THE QUALITATIVE MASTERING OF COMPLEX COORDINATED APPARATUS WORK ON THE BASIC BODY ELEMENTS IN

RHYTHMIC GYMNASTICS

Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Nikolaevna

Medvedeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Aleksandra Aleksandrovna Su-prun, the candidate of pedagogical sciences, docent, Aleksandra Sergeevna Ozhiganova, the

post-graduate student, honored master of sports of Russia, Irina Andreevna Lunina, the bachelor, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

This article presents the scientifically based approach to the qualitative mastering of complex coordinated apparatus work on the basic bode elements in rhythmic gymnastics, taking into account the modern, constantly increasing requirements of competition rules and trends in the development of the

sport. Based on the structural analysis of body elements performed by gymnasts not only in isolation, but also in combination with the technical apparatus work, universal skills were concretized, providing progressive mastering of the difficulty of elements with apparatuses. The authors have proved that the development of universal apparatus mastery skills is a fundamental component of the technical training of the sports reserve, ensuring the implementation of a perspective-prognostic approach to the development of execution skills in rhythmic gymnastics.

Keywords: rhythmic gymnastics, complex coordinated apparatus work, body elements, technical training, apparatus training, coordination skills.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития художественной гимнастики в соревновательных композициях спортсменок наблюдается непрерывное усложнение работы с предметом, а также повышение ее качественных и количественных характеристик [1]. Техническую ценность соревновательной программы в художественной гимнастике можно набрать посредством выполнения, как отдельных и комбинированных элементов, так и совмещая их с технической работой предметом. Причем современные высококвалифицированные спортсменки стремятся выполнять сложно-техническую работу предметом ценностью от 0,3 балла и выше, что предполагает повышенные требования к их предметной подготовленности, тесно связанной с координационными способностями, и указывает на необходимость поиска современных подходов к технологии подготовки.

Особенно важным является формирование у спортсменок универсальных базовых навыков владения предметами, трансформирующихся в специфичные на основе добавления факторов сложности двигательных действий с предметом. При этом овладение большим арсеналом работой предметом обуславливается определенным спектром координационных способностей, самым важным из которых является специфичное для художественной гимнастики «чувство предмета». Для решения данной проблемы техническая подготовка гимнасток должна включать в себя программу освоения базовых действий, предполагающую профилирование нескольких предметов и возможность повышения технической ценности посредством сопряжения объективных факторов сложности.

Цель исследования - научно обосновать и разработать подход к предметной подготовке спортивного резерва, обеспечивающего качественное освоение сложно -координационной работы с предметами на базовых элементах тела в художественной гимнастике.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения цели применялся комплекс научных методов исследования: анализ специальной научно-методической литературы и программных документов, педагогическое наблюдение, опрос, экспертная оценка, методы математической статистики. Анализ специальной литературы позволил подтвердить наличие проблемы в технической подготовке с предметами в художественной гимнастике и спроектировать методологию исследования. Педагогические наблюдения за содержанием соревновательной деятельности гимнасток (120 соревновательных программ) на Олимпийских играх 2016 г. (n=40 средний возраст: 19-21 год), Гран-При 2018 г. (n=40 средний возраст: 19-21 год), Чемпионате мира 2021г. (n=40; среднего возраста: 15-26 лет) с целью конкретизации тенденций в демонстрации исполнительского мастерства в упражнениях с предметами в художественной гимнастике. Опрос в форме анкетирования, в котором приняли участие приняли тренеры по художественной гимнастике в количестве 30 человек высокой квалификации, имеющие стаж работы от 2 до 34 лет, проводился с целью определения мнения специалистов о путях совершенствования технической подготовки с предметами. В процессе экспертной оценки соревновательных программ многоборья гимнастками мирового уровня, выполненной судьями высшей и международной категории, определялись количественные и качественные показатели характеристик «трудностей» тела и предмета, демонстри-

руемых на соревнованиях по художественной гимнастике.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Соревновательные упражнения художественной гимнастики должны отражать разностороннюю работу с предметом, физическую подготовленность, двигательные способности спортсменок. В настоящее время основные фундаментальные группы должны быть представлены во всех четырех гимнастических предметах [3] и могут выполняться во время комбинации танцевальных шагов, динамических элементов с вращением, трудностей предмета, трудностей тела [4]. Однако на данный момент, в практике подготовки высококвалифицированных гимнасток существуют противоречия, свидетельствующие о наличии проблемной ситуации и необходимости поиска путей ее решения [2, 5]:

- с одной стороны, тенденции развития художественной гимнастики ориентируют на последовательное развитие, как сложности тела, так и сложности предмета, а, с другой стороны, в динамике сложности элементов тела и предмета существует значительный дисбаланс;

- с одной стороны, достижение спортивного мастерства в художественной гимнастике связано с освоением и выполнением большого объема технических элементов, а, с другой стороны, предметная подготовка имеет относительно низкую эффективность.

В процессе опроса специалистов по художественной гимнастике и педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью ведущих спортсменок мира было установлено, что:

- с каждым олимпийским циклом наблюдается усложнение, повышение качественных и количественных характеристик работы с предметом, а в каждой последующей версии правил соревнований увеличивается количество критериев оценки стимулирующих и поощряющих интенсификацию сложно-технической работы предметом;

- в соревновательных программах с обручем, мячом и лентой существует корреляционная связь между оценкой за технику исполнения и выполнением работы предметом с критериями трудности «без зрительного контроля», «под ногой», «за спиной» демонстрируемых на сложно координационных элементах ценностью 0,2 балла и выше (г=0,59);

- в упражнении с мячом, булавами и лентой качество выполнения сложной работы предметом с критериями трудности на элементах повышенной сложности влияет на итоговую оценку за техническую ценность соревновательной композиции (г=0,85);

- для достижения высокого уровня технической подготовленности спортсменок, по мнению опрошенных (95%), в тренерской практике должен применяться подход к сопряжению процессов физической и технической подготовки, обеспечивающий формирование у спортсменок универсальных базовых навыков владения предметами и освоение специфичных, учитывающих факторы сложности работы предметом в соревновательных композициях художественной гимнастики.

Чтобы подтвердить необходимость повышения технической ценности соревновательных композиций не только за счет повышения сложности элементов тела, но и их совмещения со сложно-координационной работой предметом, был проведен корреляционный анализ (таблица 1).

Учитывая, что координация — это способность к рациональному согласованию движений звеньями тела при решении конкретных двигательных задач, изучению подверглись технические действия с предметами (булавой, мячом, лентой). Установлено, что качество выполнения бросковых элементов определяет такой компонент координационных способностей, как точность движений. На это указывают установленные взаимосвязи точности и экспертной оценки за выполнение броска булавы из-за спины на равновесии «пассе» (г=-0,70), на повороте «пассе» (г=-0,57), на прыжке «кабриоль» (г=0,60). Кроме этого, качество элементов с предметом в значительной степени зависло от согласо-

ванности двигательных действий гимнастки для сохранения устойчивости при выполнении ловли за спиной на равновесии «пассе» и в повороте «пассе» с работой лентой (г=0,54).

Точность демонстрации пространственно-временных характеристик движений предметом очень важна при выполнении поворота со «спиралью» лентой (г=0,74), так как техника элемента в данном случае предполагает совмещение вращений относительно различных осей: у тела - вокруг продольной оси вертикально, а у ленты вокруг оси предплечья горизонтально. При этом по темпу и ритму должно быть полное совпадение движений тела и ленты с учетом центробежной силы.

Таблица 1 - Взаимосвязь физических качеств и экспертной оценки за технику выполне-

ния работы предметом на базовых элементах тела в художественной гимнастике (п=12; г)

Техническое действие Координация БР СВ

СД | ПТД | ПВТД

Обруч

Вращение обруча за спиной на повороте «пассе» 0,15 -0,30 -0,48 0,43 0,58

Вращение обруча за спиной на прыжке «кабриоль» -0,09 -0,15 0,15 0,16 0,51

Бросок из-за спины на равновесии «пассе» -0,31 -0,53 -0,05 0,33 0,23

Бросок из-за спины на повороте «пассе» -0,25 -0,67 -0,17 0,41 0,29

Мяч

Перекат по спине на прыжке «кабриоль» 0,03 0,07 -0,22 0,58 0,48

Бросок из-за спины на прыжке «кабриоль» -0,32 0,17 0,16 0,57 0,23

Ловля за спиной на равновесии «пассе» 0,65 0,09 -0,33 0,04 0,40

Ловля за спиной на повороте «пассе» -0,64 -0,18 -0,11 0,58 0,16

Ловля за спиной на прыжке «кабриоль» -0,57 -0,02 0,16 0,53 -0,15

Булавы

Мельница за спиной на равновесии «пассе» 0,52 0,49 0,06 0,08 0,48

Мельница за спиной на повороте «пассе» -0,52 -0,30 -0,05 0,81 0,25

Мельница за спиной на прыжке «кабриоль» 0,52 0,23 0,47 -0,01 0,28

Перекат по груди на равновесии «пассе» -0,06 -0,14 -0,33 0,42 0,52

Бросок из-за спины на равновесии «пассе» -0,23 -0,70 -0,28 0,48 0,37

Бросок из-за спины на повороте «пассе» -0,28 -0,57 -0,13 0,39 0,33

Бросок из-за спины на прыжке «кабриоль» 0,30 0,60 -0,14 -0,06 0,28

Ловля за спиной на равновесии «пассе» 0,54 0,28 -0,11 -0,33 0,01

Ловля за спиной на прыжке «кабриоль» -0,57 -0,08 0,03 0,57 0,05

Лента

Спираль за спиной на равновесии «пассе» 0,54 0,05 0,15 0,12 0,26

Спираль за спиной на повороте «пассе» 0,54 0,74 0,41 -0,37 -0,04

Спираль за спиной на прыжке «кабриоль» 0,68 0,32 0,49 -0,13 0,13

Перекат по спине на повороте «пассе» 0,14 0,23 0,60 -0,55 0,04

Бросок из-за спины на равновесии «пассе» -0,27 -0,62 0,04 0,44 0,12

Бросок из-за спины на повороте «пассе» -0,02 -0,55 -0,02 0,14 0,12

Ловля за спину на равновесии «пассе» 0,68 -0,02 -0,19 0,15 0,28

Ловля за спину на повороте «пассе» -0,61 -0,19 -0,08 0,56 0,13

Ловля за спину на прыжке «кабриоль» -0,62 0,08 0,06 0,35 -0,05

Примечание: 1кр 0,5; при р>0,05; координация: СД - согласованность движений; ПТД - пространственная точность движений; ПВТД - пространственно-временная точность движений; БР - быстрота реакции; СВ - специальная выносливость.

Координация двигательных действий гимнастки существенно определяет качество выполнения спирали лентой за спиной на прыжке «кабриоль» (г=0,68), так как сложность обусловлена тем, что за доли секунды безопорного положения в прыжке спортсменка должна выполнить 4-5 «спиралей», требующих проявления развитой мелкой моторики мышц рук (быстрое вращение ленты) в сочетании с поочередными движениями ногами, выполняемыми в другом ритме.

Установленные причинно-следственные связи позволили разработать комплекс специально-подготовительных упражнений для обеспечения качества освоения сложно-координационной работы предметом на структурных элементах тела (равновесие «пас-

се», поворот «пассе», прыжок «кабриоль») (таблица 2).

Таблица 2 - Специально-подготовительные упражнения для освоения сложно-координационной работы с предметами на базовых элементах тела_

Физич. качества Средства

Согласованность движений Жонглирование предметами в сочетании с движениями телом (булавами, теннисными или гимнастическими мячами, обручами); Жонглирование предметами при их комбинировании в сочетании с элементами (мяч-обруч; булава-обруч, мяч-булава); Разнонаправленная работа: бросок обруча-прыжок(ки) через другой обруч; Разнонаправленная работа обеими руками: вращение обруча одной рукой-отбив/бросок мяча другой.

Точность движений Броски в неподвижную цель(и) (например, в обруч, лежащий на полу, подвешенный вертикально или горизонтально) в стойке и передвигаясь; Броски в движущуюся цель(и) (например, в обруч в перекате, в броске вертикально, горизонтально) в стойке и передвигаясь; Броски поочередно в разнонаправленные цели с разных расстояний, поочередно разными предметами, из разных исходных положений; Броски в цели одновременно двух предметов двумя руками; Работа предметом(ами) с закрытыми глазами в стойке и передвигаясь.

Быстрота реакции Ловля предмета после броска тренера/гимнастки (усложнять ловлю неудобным положением, изменяя расстояние, добавляя вращения и т.д.); По сигналу изменение направления и способа передвижения, а также работы предметом; Изменение работы предметом по сигналу: по сигналу бросок мяча, и ловля его за спиной -по сигналу перекат по рукам - по сигналу отбив мяча.

Специальная выносливость Многократные броски с ловлей скакалки в двойной прыжок; Многократные поточечные броски различных предметов; Многократные перекаты предметов; Непрерывная работа лентой одной рукой (двумя руками).

ВЫВОДЫ

Научно обоснованный подход к содержанию предметной подготовки спортивного резерва обеспечивает качественное освоение сложно-координационной работы с предметами на базовых элементах тела в художественной гимнастике. Совмещение в специально-подготовительных упражнениях физической и технической подготовки обеспечивает формирование универсальных базовых навыков работы предметами, в дальнейшем трансформируемых при проектировании технической ценности соревновательных программ в специфичные с учетом факторов сложности работы предметом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Влияние темпо-ритмических характеристик движений спортсменок на качество выполнения элементов с предметами в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, Н. Ю. Власова, Е.А. Пивоварова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). -С. 240-251.

2. Кивихарью И.В. Повышение качества исполнения фундаментальных движений с булавами и лентой у высококвалифицированных гимнасток / И.В. Кивихарью, М.О. Мисникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 151-156.

3. Мисникова, М.О. Совершенствование техники фундаментальных движений с лентой на «элементах мастерства» в художественной гимнастике / М.О. Мисникова, Е.Н. Медведева, И.В. Кивихарью // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 252-257.

4. Правила 2022-2024 по художественной гимнастике / International Gymnastics Federation // Федерация гимнастики Азербайджана : [сайт]. - 2021. - URL: https://agf.az/uploads/rules/1597_ru.pdf (дата обращения: 01.09.2022).

5. Степанова, И.А. Положительный перенос навыка как фактор совершенствования элементов «трудности предмета» в художественной гимнастике / И.А. Степанова, И.С. Семибратова, М.С. Эстерман // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 424428.

REFERENCES

1. Medvedeva, E.N., Suprun, A.A., Vlasova ,N.Y. and Pivovarova ,E.A. (2020), "The influence of tempo-rhythmic characteristics of athletes' movements on the quality of execution of elements with apparatuses in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 240-251.

2. Kivikharyu, I.V. and Misnikova M.O. (2019), "Improving the quality of execution of fundamental movements with clubs and ribbon of highly qualified gymnasts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, p.151-156.

3. Misnikova, M.O., Medvedeva, E.N. and Kivikharyu I.V. (2021), " Improving the technique of fundamental movements with a ribbon on the "elements of mastery" in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 195, No. 5, pp. 252-257.

4. International Gymnastics Federation, Azerbaijan Gymnastics Federation (2021), "Rules 20222024 in rhythmic gymnastics", available at: https://www.gymnastics.sport/publicdir/rules/files/ru_2022-2024%20RG%20Code%20of%20Points.pdf (date accessed: 2022/09/01)/

5. Stepanova, I.A., Semibratova I.S. and Esterman M.S. (2020), "Positive transfer of skill as a factor of improving the elements of "apparatus difficulty" in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 424-428.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.11.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 796.06

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СПОРТЕ

Юрий Викторович Тихонов, кандидат педагогических наук, Пензенский государственный университет, Пенза; Ольга Леонидовна Быстрова, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по установлению форм сотрудничества в спорте. Выявлено, что задача тренера заключается в том, чтобы создать условия по развитию и актуализации всех сил у спортсменов, в развитии у них общих двигательных способностей и умений. Задача развития таких способностей и умений остаётся актуальной для спортсменов. В последние годы в спортивной практике появилось значительное количество педагогических технологий, методов, средств, направленных на улучшение качества тренировочного процесса. В современном тренировочном процессе используются новые методы тренировки, групповые формы работы спортсменов с целью развития у них активности, инициативности, самостоятельности, ответственности, критичности мышления и др. В связи с этим широкое распространение, в частности, получило сотрудничество, осуществляемое в разных формах.

Ключевые слова: спорт; формы сотрудничества в спорте; тренер; спортсмены; взаимодействие тренера и спортсменов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p553-556

FORMS OF COOPERATION IN SPORTS

Yuri Viktorovich Tikhonov, the candidate of pedagogical sciences, Penza State University, Penza; Olga Leonidovna Bystrova, candidate of pedagogical sciences, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanova, Ulyanovsk

Abstract

The article presents the results of the authors' research on establishing forms of cooperation in sports. It was revealed that the coach's task is to create conditions for the development and actualization of all forces among athletes, in the development of their common motor abilities and skills. The task of de-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.