Научная статья на тему 'Словотворчество на улицах города (на примере вывесок г. Стерлитамака Республики Башкортостан)'

Словотворчество на улицах города (на примере вывесок г. Стерлитамака Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
словотворчество / языковая норма / маркетинговый ход / эффективность

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Минибаева Светлана Винеровна, Коротцова Мария Николаевна

Статья посвящена анализу городских вывесок с позиции словотворчества. Авторы размышляют над тем, насколько уместно и оправданно словотворчество на улицах российских городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Словотворчество на улицах города (на примере вывесок г. Стерлитамака Республики Башкортостан)»

Словотворчество на улицах города (на примере вывесок г. Стерлитамака Республики Башкортостан) Минибаева С. В.1, Коротцова М. Н.2

2Минибаева Светлана Винеровна /Minibaeva Svetlana Vinerovna - кандидат филологических наук, доцент;

2Коротцова Мария Николаевна / Korotsova Marija Nikolaevna - студент, кафедра русского языка, стилистики и журналистики, филологический факультет,

Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал, г. Стерлитамак

Аннотация: статья посвящена анализу городских вывесок с позиции словотворчества. Авторы размышляют над тем, насколько уместно и оправданно словотворчество на улицах российских городов. Ключевые слова: словотворчество, языковая норма, маркетинговый ход, эффективность.

Современный рынок переполнен товарами и услугами различного рода, что влечет за собой большую конкуренцию. Каждая фирма или организация ищет различные пути решения этой проблемы, зачастую они практически безобидны для конкурентов. Сюда можно отнести кричащую рекламу, яркие вывески, а также непосредственно необычные названия самих организаций, что вызвало у нас наибольший интерес.

В большинстве случаев, придумывая необычное название своей фирмы, создатели не создают абсолютно новые слова, поскольку они не будут понятны покупателям и не достигнут нужного эффекта. Новые названия реализуют потенциал языка: они создаются по правилам русского словообразования, т. е. используются уже известные словообразовательные модели с мотивирующими корнями. Мотивирующий корень, как правило, несет сему ведущего товара или услуги для распространения либо указывает на особенности фирмы. Например, низкие цены в магазине «Ценопад».

Рассмотрим подобное словотворчество на примерах названий и слоганов организаций города Стерлитамака Республики Башкортостан.

Наиболее распространенным способом образования необычных названий организаций является сложение основ.

Сложение (или чистое сложение) - способ образования слов, при котором опорный (последний) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент (или компоненты) представляет собой чистую основу. В состав словообразовательного форманта при чистом сложении входят: а) интерфикс, указывающий на связь компонентов сложного слова и сигнализирующий об утрате морфологического значения предшествующего компонента; б) закрепленный порядок компонентов; в) единое основное ударение, преимущественно на опорном компоненте: первоисточник, лесостепь, износостойкий, слепоглухонемой, полуобернуться.

Интерфикс может быть нулевым: царь-пушка, грабьармия (разг.) [1, с. 139].

При этом способе складываются две мотивирующие основы: ветеринарная клиника «Медвет» (Здесь и далее указаны реальные адреса в г. Стерлитамаке: ул. Мира, 37) предоставляет медицинские и ветеринарные услуги, а созвучие со словом «медведь» позволило сделать эмблемой клиники Винни-Пуха; магазин одежды и обуви для всей семьи «Ценопад» (ул. Деповская, 29) отличается низкими ценами, а название составлено по аналогии со словами водопад, звездопад и др.

В некоторых случаях становится непонятно, имеем мы дело со сложением основ или с аббревиацией: «Автомаг» (ул. Карла Маркса, 124), «Водяной-МАГ» (ул. Артема, 149) и «ГЛАВПИВМАГ» (ул. Артема, 146) - поскольку сочетание звуков [мак] может быть как усечением от слова «магазин», так и полноценным словом «маг» в значении «волшебник», что указывает на языковую игру владельцев фирм.

Путем сложения основ нередко имитируется названия городов или стран, когда уже в само название заложены семы «град»/«город» (подобно Петроград, Волгоград) или «сити» (с английского city - город), либо слово оканчивается на -ландия (подобно Гренландия, Ирландия): магазин электротоваров и сварочного оборудования «ЭлектроГрад» (ул. Коммунистическая, 15), юридический центр «ПравоГрад» (ул. Геологическая, 2, строение 1), автоцентр «Чистоград» (ул. Профсоюзная, 1), кафе «Златоград» (ул. Мира, 4а), агентство недвижимости «Стерлеград» (ул. Коммунистическая, 75б), сеть центров мобильной электроники «Цифроград» (пр. Ленина, 35а), сеть книжных магазинов «Читай-город» (пр. Октября, 59), супермаркет строительных и отделочных материалов «Строй-Сити» (ул. Западная, 18д), медицинская лаборатория «Ситилаб-Башкортостан» (ул. Коммунистическая, 41), магазин для творческих людей «Артландия» (ул. Коммунистическая, 73), бистро «Веегландия» (ул. Вокзальная, 4а), сеть гипермаркетов строительных и отделочных материалов «Стройландия» (ул. Тукаева, 30).

Название фирмы может быть составлено по подобию фамилии, на что указывает суффикс -кин-, корень же является мотивирующим и несет в себе сему «предоставляемые товары или услуги»: сервисная компания «Мониторкин» (ул. Худайбердина, 137), сеть кафе «Ватрушкин» (пр. Ленина, 35), туристическое агентство «Путёвочкин» (ул. Караная Муратова, 2).

Помимо указанных моделей, нередко используются словообразовательные элементы из других языков, что является необычным для слуха носителя русского языка. Таким является словообразовательный элемент из итальянского языка -иссимо-, обозначающий превосходную степень [2]: творожки и йогурты «Даниссимо», слоган на печенье «Топлёное молоко - сохраняя традиции» - «вкусниссимо». Кроме этого, в

городе Стерлитамаке можно встретить фирму, название которой имитирует фонетику китайского языка: бистро, специализирующееся на изготовлении китайской лапши в коробочках «Вкусняо» (ул. Лазурная, 11). Однако эта фирма в имитации не остановилась лишь на названии: обстановка в бистро не характерна для русской культуры, в набор кладутся китайские палочки, а на коробочках присутствует надпись «Вкусняо из Китао», что в совокупности привносит особый колорит в стиль бистро и привлекает клиентов.

Обособленно можно выделить большую группу фирм, чьи названия имитируют название сайта. Строение названий таких фирм типично и состоит из трех компонентов: основного слова (а не мотивирующего корня, как было ранее), точки и сочетания звуков [ру] в различных вариациях. Сюда можно отнести такие фирмы, как: «Цветок.т» (ул. Харьковская, 8), фотостудия «Снято.т» (ул. Социалистическая, 10а), «Саморезик.т» (Новая Отрадовка, ул. Придорожная, 70а), служба грузоперевозок «ГазельНаЗаказ.ру» (Загородный, ул. Фестивальная, 2), магазин медицинских товаров «Доброта.ги» (ул. Комсомольская, 9е). Особняком стоит магазин приколов «В подарке» (пр. Ленина, 31), созданный по подобию названия социальной сети «ВКонтакте».

Название фирмы играет большую роль в ее будущей популярности. Еще мульт-герой капитан Врунгель, говорил: «Как ты судно назовешь, так оно и поплывет!» Создание новых, необычных названий можно обозначить как один ведущих маркетинговых ходов, поскольку оно, являясь неологизмом, необычно для покупателя и привлекает его внимание. В городе Стерлитамаке Республики Башкортостан были найдены неологизмы-названия фирм, созданные по модели фамилий, названий городов или стран, либо же несущие в себе компонент из другого языка.

Языковая игра имеет большое значение не только в разговорной речи или литературном произведении, она приносит практическую пользу, делая название запоминающимся и продвигая организацию на рынке.

Литература 1 2

1. Русская грамматика в 2 т. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / под ред. Н. Ю. Шведовой - М.: Наука, 1980. - 789 с.

2. Слова на -йссимо в нашей речи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=198788 (дата обращения 25.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.