Научная статья на тему 'Словосложение имен существительных со значением лица в церковнославянских акафистах'

Словосложение имен существительных со значением лица в церковнославянских акафистах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
410
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК / АКАФИСТ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СЛОВОСЛОЖЕНИЕ / КОМПОЗИТЫ / CHURCH SLAVONIC LANGUAGE / AKATHISTS / WORD FORMATION / COMPOUNDING / COMPOUNDS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шапорева О. А.

Настоящая статья посвящена анализу сложных слов со значением лица, встречающихся в церковнославянских акафистах. Композиты рассматриваются в трех аспектах: строение компонентов, частеречная принадлежность компонентов, семантико-синтаксические связи между компонентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of Compounds Denoting Persons in Church Slavonic Akathists

The paper examines compounds denoting persons which occur in Church Slavonic akathists. The following aspects of composition are considered: formation of compounds, definition of components from the part-of-speech point of view, semantic and syntactic relationships between components.

Текст научной работы на тему «Словосложение имен существительных со значением лица в церковнославянских акафистах»

Вестник ПСТГУ

III: Филология

2011. Вып. 2 (24). С. 99-104

Словосложение имен существительных СО ЗНАЧЕНИЕМ ЛИЦА В ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИХ АКАФИСТАХ

О. А. Шапорева

Настоящая статья посвящена анализу сложных слов со значением лица, встречающихся в церковнославянских акафистах. Композиты рассматриваются в трех аспектах: строение компонентов, частеречная принадлежность компонентов, семантико-синтаксичес-кие связи между компонентами.

Строение компонентов

Сложные слова со значением лица, бытующие в церковнославянских акафистах, обычно состоят из двух компонентов (единицы с большей сегментацией в анализируемых текстах не встречаются), соединенных интерфиксом -о- или (реже) -е.

Первый компонент сложных слов равен корню (реже здесь возможна падежная форма, но в акафистах подобные примеры не обнаружены). Эта часть уточняет значение следующего за ней семантического ядра слова. А потому начальный компонент, как правило, по значению подчинен второму сегменту.

Среди сложных слов, участвующих в процессе словообразования, встречаются сложения с регулярно повторяющимися частями мотиватора. Как отмечает

А. С. Ниязбаев, «регулярность первого компонента сложного слова выражается в его частотности, т. е. в его воспроизводимости в определенном количестве образований»1.

Так, наиболее широко в церковнославянских акафистах представлены образования со следующими первыми компонентами2: бого— 15 слов, благо— 9, миро— 8, перво— 8, все— 6, путе— 4, по 3 слова на едино-, добро-, подвиго-, священно-, скоро-.

1 Ниязбаев А. С. Русские сложные имена существительные с регулярно повторяющимися первыми компонентами и их соответствие в узбекском языке: Автореф. дис... канд. филол. наук. Самарканд, 1970. С. 10.

2 Даются в порядке уменьшения количества употребленных слов с приведенными компонентами.

Все остальные случаи единичны: идоло-поклонник, идоло-служитель; равно-апостол, равно-стоятель; тайно-видец, тайно-зритель; Человеко-любец, челове-ко-убийца и некоторые др.

Как видно, в качестве первой части выступают основы, которые принадлежат к различным частям речи: существительным (бого-, миро-, путе-), прилагательным (священно-, равно-), числительным (перво-, едино-), местоимениям (все-), наречиям (присно-, ясно-).

Второй компонент является семантическим ядром сложения (на что уже указывалось). В качестве второй части сложного слова выступают как именные, так и глагольные основы, при этом по строению второго компонента все сложные слова можно разделить на два основных разряда: а) с бессуффиксным вторым компонентом и б) с суффиксальным вторым слагаемым.

Бессуффиксные образования среди сложных нарицательных композитов со значением лица в церковнославянских акафистах немногочисленны: Богомати, Богослов, Богочеловек, Всецарь, Златоуст, любомудр, Приснодева, равноапостол и др. Многие из них использовались только как собственные имена: Богомати, Богослов, Богочеловек, Златоуст, Приснодева. Второй компонент таких образований — именной.

Некоторые сложные слова созданы посредством нулевого суффикса (второй компонент содержит глагольный корень): воевода, древодел, зверолов, злодей и др. Эти образования также редки.

Большинство же существительных со значением лица в церковнославянских акафистах имеют в своем составе суффиксы.

Примечательно количественное соотношение числа сложных слов в группах мотивированных существительных, выделяемых по форманту.

Так, самая многочисленная группа мотивированных существительных со значением лица имеет формант -ец (30%): баснотворец, богоборец, боговидец, братолюбец, Живодавец, миродержец, многострадалец, песнописец, чудотворец и др.

За ней следуют единицы с суффиксом -тель (24%): благовеститель, венце-датель, Вседержитель, Дародатель, детоводитель, идолослужитель, небожитель, равностоятель, руководитель, тайнозритель и др.

Далее идут слова с -ник (17%): благовестник, богоотступник, добропобедник, единонравник, законоположник, идолопоклонник, первоначальник, противоборник, чиноначальник и др. Особо здесь надо выделить образования с интерфиксом -ен-: единомысленник, единоплеменник, иноплеменник, новомученик.

Непродуктивными для образования сложных существительных мужского рода являются суффиксы -йц(а): богоубийца, детоубийца, человекоубийца; -арь: вертоградарь; -ык(а): домовладыка — всего 3%.

Для обозначений лиц женского пола употребляются суффиксы женского рода: -ниц(а): мироположница, подвигоположница, Скоропомощница; благовести-тельница; -иц(а): Богородица, Всецарица, Миротворица, страстотерпица.

Среди сложных слов со значением лица выделяются, как уже отмечалось, композиты со второй глагольной основой (богоносец, богоприимец, миротворец, первомученик, сердцеведец, скорописец и др.) и единицы со второй основой — име-

нем существительным: Богоневеста, Богоотец, Всецарица, единонравник, иноплеменник и др.

Преобладают же глагольные композиты, которые продолжают продуктивный тип сложения общеславянской эпохи. Композиты со второй глагольной основой характерны для всех индоевропейских языков. Так, А. Мейе, говоря об общеиндоевропейской эпохе, указывал, что «один из основных типов индоевропейских сложных слов содержал как вторую основу имя, образованное от корня с глагольным значением»3.

Наиболее широко представлены образования со следующими вторыми глагольными компонентами: -давец (-датель) — 15 слов, -любец — 9, -творец (-творитель) — 7, -мученик — 5, -борец (-борник) — 5, -водитель — 5, -держец (-держитель) — 5. Частотность их употребления значительно выше, чем, например, у слов со вторым компонентом: -ведец, -видец, -носец, -писец, -терпец. Распространенным нужно признать и бытование сегмента -начальник — 6 слов со вторым именным компонентом.

Следует отметить, что в настоящее время многие слова, содержащие вышеперечисленные вторые компоненты, уже не считаются сложными, поскольку в современном русском языке отсутствуют соотносительные с ними словосочетания. В работах последних лет единицы с -вед, -ведение, -вод, -водство, -носец и др. во второй части рассматриваются по-разному — то как образования, содержащие «суффиксальные (или суффигированные) словоэлементы», то как суффиксальные4.

Однако историческая связь подобных слов с различными типами словосочетаний очевидна — в церковнославянском языке мы квалифицируем их как сложные.

В ряде единиц вторая основа осложнена префиксом: Благопромыслитель, Благоустроительница, Дароподатель, детоубийца, Мздовоздаятель, Светопода-тель, Скоропослушница и др.; причем для многих слов бесприставочных параллелей в акафистах нет: детоубийца, Мздовоздаятель, Скоропослушница. Не приводятся они и в соответствующих словарях.

Вероятно, в данном случае в образовании сложного слова принимала участие основа, уже распространенная префиксом, в отличие от тех случаев, когда имеются параллельные приставочные и бесприставочные образования: Благо-устроительница — ср. благостроение; Дароподатель — ср. Дародатель; Светопо-датель — ср. Светодавец, светодательный.

Слова с префиксом в первом компоненте в акафистах не зафиксированы.

Вторые компоненты в сложных словах как будто бы по своему образованию соотносятся в основном с глаголами несовершенного вида: братися, видети, любити, носити, пети, писати, стояти, творити, терпети и др. Но можно отметить и противопоставленность вторых исследователей по виду: законодавец — Законодатель. Однако исследователи считают, что такая оппозиция отсутствует,

3 Мейе А. Общеславянский язык. М., 1951. С. 301.

4 Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.; Л., 1947. С. 105—106, 139; Грамматика русского языка. В 2 т. М., 1952. Т 1. С. 273—277; Григорьев В. П. О границах между словосложением и аффиксацией// Вопросы языкознания. 1956. № 4. С. 38—52; Современный русский язык. Морфология. Курс лекций / Под ред. В. В. Виноградова. М., 1952. С. 127.

и тогда можно отметить видовую неопределенность второго компонента. Ведь «несовершенный вид, обозначая “неквалифицированное действие-состояние” (Шахматов), является основой, нейтральной базой видового соотношения»5.

Таким образом, видовое значение глагольного второго компонента в сложных существительных следует считать в значительной степени нейтрализованным. Глагольный второй компонент можно было бы назвать «неопределенной глагольной формой».

В основном в глагольных вторых компонентах сложных существительных используется основа инфинитива, но иногда и основа настоящего времени: злодей, иконоборец (ср. бра-ти-ся).

При превращении глагольной основы во второй компонент сложных существительных наблюдаются исторические чередования (каменосечец, мироточец), обычные для глагольного и отглагольного словообразования.

Частеречная принадлежность компонентов

По принадлежности компонентов к той или иной части речи сложные слова представлены следующими моделями:

1) основа существительного + основа существительного с суффиксом или без него: Богоотец, Богомладенец, Богослов, военачальник и др.;

2) основа существительного + основа глагола с нулевым суффиксом: воевода, зверолов, злодей, путевождь и др.;

3) основа существительного + основа глагола с суффиксом: венцедатель, градоправитель, душеводитель, Жизнодавец, иконоборец, каменосечец, псалмопевец, пустынножитель, тайновидец, трудолюбец, храмоздатель и др.;

4) основа местоимения + основа существительного с суффиксом или без него: Всецарь, Всецарица;

5) основа местоимения + основа глагола с суффиксом: Всевидец, всегубитель, Вседержитель, Вседетель, самовидец, самодержец и др.;

6) основа прилагательного + основа существительного с суффиксом или без него: Златоуст, равноапостол, священноначальник;

7) основа прилагательного + основа глагола с суффиксом: великомученик, младопитательница, преподобномученица, святотатец, священнослужитель, Ско-ропомощница и др.;

8) основа числительного + основа существительного с суффиксом: едино-нравник, единоплеменник и др.;

9) основа числительного + основа глагола с суффиксом: единомысленник, первомученик, первосвятитель, первоугодница и др.;

10) основа наречия + основа существительного: Приснодева;

11) основа наречия + основа глагола с суффиксом: купножитель, противобо-рец, скорописец, сладкопевец, яснозритель и др.;

12) основа глагола + основа прилагательного: любомудр.

В исследованных церковнославянских акафистах отмечено только одно сложное слово не со второй, а с первой глагольной основой — любомудр: Ветий глаголы и любомудров смыслы не довлеют ко изглаголанию силы твоея, Михаиле

5 Виноградов В. В. Указ. соч. С. 498.

(Акаф. арх. Михаилу, икос 9). Композиты с первой глагольной основой, по свидетельству А. Мейе, были непродуктивны уже в общеславянском языке6.

Именно поэтому, очевидно, древнегреческие двуосновные лексемы с первым глагольным корнем при переводе претерпевали перестановку: фйадеХфод — братолюбец.

Особенности отношений между частями компонентов существительных

со значением лица

С точки зрения семантико-синтаксических связей между компонентами сложного слова, возможны следующие отношения7.

1. В ряде случаев компоненты равноправны, не зависят друг от друга. В данной группе можно выделить два типа:

а) оба компонента равноправны: Богомладенец, Богочеловек (Н. Д. Андреев и

В. М. Замбржицкий8 называют этот тип перечислительным);

б) между подлежащим и сказуемым устанавливаются атрибутивные отношения: самовидец («видящий сам»), самодержец и др.

2. В других случаях компоненты неравноправны в составе композита, между ними существуют отношения зависимости, при которых одна часть по значению определяет другую. Главным, как правило, является второй компонент. Внутри этой группы также возможны разновидности сложения9:

а) прямо-объектные: баснописец, богоприимец, душеводитель, Жизнодавец, зверолов, псалмопевец, страннолюбец, христолюбец и др.

В основном к этой группе относятся существительные, второй частью которых являются основы переходных глаголов — с суффиксом и без него. Первая основа — существительное или субстантивированное прилагательное;

б) косвенно-объектные: богоборец («борющийся с Богом»), градоправитель, небожитель, идолопоклонник, идолослужитель, иконоборец, мироправитель, пустынножитель, чревоугодник и др.;

в) атрибутивные отношения, которые имеются между несогласованным определением и определяемым словом: Богомати («Мати Бога»), Богоневеста, Богоотец, Всецарь и др.;

г) атрибутивные отношения между согласованным определением и определяемым словом: единомысленник, единонравник, иноплеменник, новомученик, первомученик, первосвященник, первоучительница и др.

Сложные единицы из данной группы соотносительны с сочетаниями «числительное и существительное», «местоимение и существительное», «прилагательное и существительное»;

6 Мейе А. Указ. соч. С. 302.

7 Следует отметить, что синтаксические связи компонентов сложного слова осознаются лишь опосредованно, путем расчленения составных частей.

8Андреев Н. Д., Замбржицкий В. Л. Новое в современной сельскохозяйственной терминологии // Вопросы культуры речи. Вып. 2. М., 1959. С. 49—66.

9 См. описание разновидностей сложения: Немировский М. Я. Сложные слова в русском языке // Русский язык в школе. 1946. № 3—4. С.13; Кожин А. Н. Словосложение в русском языке // Русский язык в школе. 1953. № 5. С. 13—14.

д) обстоятельственные: купножитель, противоборец, скорописец, Сладкопевец, Щедродавец, яснозритель и др.

Таким образом, между компонентами, как правило, существуют отношения зависимости, при которых доминирует второй компонент. Примеры, в которых основы равноправны, единичны.

Наибольшее количество композитов в акафистах — слова с выражением объекта в первой части, а также слова, в которых первый компонент имеет атрибутивное значение.

Сложные слова со значением лица в церковнославянском языке разнообразны по характеру основы и по семантико-синтаксическим отношениям слагаемых композита. Преобладают сложные слова, восходящие к словосочетаниям с подчинительной связью компонентов, которые имеют вторую глагольную основу с суффиксами -ец, -тель, -ник, -йц(а), а также с суффиксами, маркирующими женский род ниц(а), -иц(а).

В образовании сложных слов наиболее продуктивными первыми компонентами являются бого- и благо-, а вторыми-давец (-датель) и -любец. Широкое

употребление в акафистах именно этих компонентов объясняется спецификой жанра и характером анализируемых произведений.

Церковнославянские композиты весьма разнообразны по частеречной принадлежности компонентов (существительное, прилагательное, наречие, местоимение, числительное).

Наконец, сложные слова имеют весьма разнообразные функции. Они бытуют как средство совершенно точного, непротиворечивого значения, которое правильно передает сущность «предмета»; служат для художественной выразительности, торжественности и являются также средством «украшения» стиля.

Ключевые слова: церковнославянский язык, акафист, словообразование, словосложение, композиты.

The Formation of Compounds Denoting Persons in Church Slavonic Akathists

O. Shaporeva

The paper examines compounds denoting persons which occur in Church Slavonic akathists. The following aspects ofcomposition are considered: formation ofcompounds, definition of components from the part-of-speech point of view, semantic and syntactic relationships between components.

Keywords: Church Slavonic language, akathists, word formation, compounding, compounds.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.