Научная статья на тему 'Словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации: эколингвистический аспект'

Словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации: эколингвистический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
507
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НЕОЛОГИЗМЫ / ЯЗЫК СМИ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ЭКОЛИНГВИСТИКА / СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / ОЦЕНОЧНОСТЬ / ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА / WORD FORMATION NEOLOGISMS / MEDIA LANGUAGE / INTERNET COMMUNICATION / ECOLINGUISTICS / METHODS OF WORD FORMATION / VERBAL AGGRESSION / EVALUATION / JOURNALISTIC ETHICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Замальдинов Владислав Евгеньевич

В статье рассматриваются словообразовательные неологизмы в аспекте лингвоэкологии. Материалом для анализа послужили тексты СМИ и интернет-коммуникации. Приводится определение вербальной агрессии как специфической формы поведения, нацеленного на причинение вреда читателю. Автор предпринимает попытку систематизировать словообразовательные неологизмы (новообразования), негативная оценочность которых обусловлена компонентами словообразовательной структуры или социокультурными факторами. Обращено внимание на то, что экологичность коммуникации нарушают новообразования, которые ассоциируются с обсценной лексикой. Подобные номинации носят оскорбительный характер, вызывают двусмысленность у читателей и этическую настороженность. Подчёркивается, что в качестве мотивирующих слов могут быть имена существительные собственные и нарицательные. Описаны узуальные (суффиксация, префиксация, префиксоидация, суффиксоидация) и неузуальные (контаминация, графическая гибридизация) способы словопроизводства. Проведены структурно-семантический и прагматический виды анализа новых номинаций. Сделан вывод о том, что негативная экспрессия инноваций связана с актуальными социополитическими процессами последних десятилетий. Подобные новообразования не только повышают эмоциональность речи, снимают психологическое напряжение в социуме, но и вредят языковому сознанию. Поэтому журналистам необходимо соблюдать профессиональную компетентность, нести социальную ответственность и пропагандировать хорошую речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DERIVATIONAL NEOLOGISMS IN THE LANGUAGE MEDIA AND INTERNET-COMMUNICATION: ETHNOLINGUISTIC ASPECT

The article deals with word-formative neologisms in the aspect of linguoecology. The material for the analysis was the texts of the media and Internet communication. The definition of verbal aggression as a specific form of behavior aimed at harming the reader is given. The author makes an attempt to systematize word-formative neologisms (innovations), the negative evaluation of which is caused by the components of word-formative structure or sociocultural factors. Attention is drawn to the fact that ecological communication is violated by innovations that are associated with the obscene vocabulary. Such nominations are offensive, cause ambiguity among readers and ethical caution. It is emphasized that proper nouns and common nouns can be used as motivating words. Described usual (suffixation, prefixation, prefixcode, suffixoids) and occasional (contamination, graphic hybridization) methods of word derivation. Structural-semantic and pragmatic types of the analysis of new nominations are carried out. The conclusion is made that the negative expression of innovations is connected with the actual sociopolitical processes of the last decades. Such innovations not only increase the emotionality of speech, relieve psychological stress in society, but also harm the language consciousness. Therefore, journalists need to observe professional competence, bear social responsibility and promote good speech.

Текст научной работы на тему «Словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации: эколингвистический аспект»

Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 4 (1). С. 13-19

Словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации:

эколингвистический аспект В.Е. Замальдинов

УДК 811.161.1

DOI 10.17516/2311-3499-073

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НЕОЛОГИЗМЫ В ЯЗЫКЕ СМИ И ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В.Е. Замальдинов

В статье рассматриваются словообразовательные неологизмы в аспекте лингвоэкологии. Материалом для анализа послужили тексты СМИ и интернет-коммуникации. Приводится определение вербальной агрессии как специфической формы поведения, нацеленного на причинение вреда читателю. Автор предпринимает попытку систематизировать словообразовательные неологизмы (новообразования), негативная оценочность которых обусловлена компонентами словообразовательной структуры или социокультурными факторами. Обращено внимание на то, что экологичность коммуникации нарушают новообразования, которые ассоциируются с обсценной лексикой. Подобные номинации носят оскорбительный характер, вызывают двусмысленность у читателей и этическую настороженность. Подчёркивается, что в качестве мотивирующих слов могут быть имена существительные собственные и нарицательные. Описаны узуальные (суффиксация, префиксация, префиксоидация, суффиксоидация) и неузуальные (контаминация, графическая гибридизация) способы словопроизводства. Проведены структурно-семантический и прагматический виды анализа новых номинаций. Сделан вывод о том, что негативная экспрессия инноваций связана с актуальными социополитическими процессами последних десятилетий. Подобные новообразования не только повышают эмоциональность речи, снимают психологическое напряжение в социуме, но и вредят языковому сознанию. Поэтому журналистам необходимо соблюдать профессиональную компетентность, нести социальную ответственность и пропагандировать хорошую речь.

Ключевые слова и фразы: словообразовательные неологизмы; язык СМИ; интернет-коммуникация; эколингвистика; способы словообразования; вербальная агрессия; оценочность; журналистская этика.

DERIVATIONAL NEOLOGISMS IN THE LANGUAGE MEDIA AND INTERNET-COMMUNICATION: ETHNOLINGUISTIC ASPECT

V.E. Zamaldinov

The article deals with word-formative neologisms in the aspect of linguoecology. The material for the analysis was the texts of the media and Internet communication. The definition of verbal aggression as a specific form of behavior aimed at harming the reader is given. The author makes an attempt to systematize word-formative neologisms (innovations), the negative evaluation of which is caused by the components of word-formative structure or sociocultural factors. Attention is drawn to the fact that ecological communication is violated by innovations that are associated with the obscene vocabulary. Such nominations are offensive, cause ambiguity among readers and ethical caution. It is emphasized that proper nouns and common nouns can be used as motivating words. Described usual (suffixation, prefixation, prefixcode, suffixoids) and occasional (contamination, graphic hybridization) methods of word derivation. Structural-semantic and pragmatic types of the analysis of new nominations are carried out. The conclusion is made that the negative expression of innovations is connected with the actual sociopolitical processes of the last decades. Such innovations not only increase the emotionality of speech, relieve psychological stress in society, but also harm the language consciousness. Therefore, journalists need to observe professional competence, bear social responsibility and promote good speech.

Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 4 (1). С. 13-19

Словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации:

эколингвистический аспект В.Е. Замальдинов

Key words and phrases: word formation neologisms; media language; internet communication; ecolinguistics; methods of word formation; verbal aggression; evaluation; journalistic ethics.

Введение. Постперестроечная свобода слова оказала значительное влияние на лексику современного русского языка. Произошла легализация нецензурных выражений в медиакоммуникации, укрепились позиции разговорной речи, усилилось личностное начало. «Такая "свобода" русской речи, снятие всех речевых табу, намеренная (под флагом борьбы с советским официозом) замена (в этих же целях) литературных слов любыми нелитературными <...> превратила письменную речь газет в зеркало неграмотной речи» [Сиротинина 2013: 82]. Журналисты стали не просто констатировать события, а давать им собственные оценки, демонстрировать пренебрежительное отношение к описываемым явлениям, вводить в медиатексты факты речевой агрессии. «На языковом уровне это находит выражение в чрезмерно частом употреблении оскорблений, обсценных выражений, не к месту применяемых ими как в общении лицом к лицу, происходящем "здесь и сейчас", так и в интернет-общении» [Леонтьев 2015: 262]. По мнению А.П. Сковородникова, «процессы эмоциональной негативации русской речи тесно связаны с таким социально-коммуникативным явлением, как речевая (или словесная, вербальная) агрессия» [Сковородников 2019: 12].

Под вербальной агрессией мы будем понимать «мотивированное поведение, нарушающее этико-речевую норму, нацеленное на оскорбление, а также перенасыщение текста отрицательной информацией» [Замальдинов 2018: 137]. Однако, как отмечают исследователи, «главная трудность здесь в том, что невозможно составить общий для всех культур список запрещаемых слов» [Жельвис 2011: 229].

Средством вербальной агрессии могут быть словообразовательные неологизмы (новообразования), имеющие экспрессивно-оценочный характер. «Оценочность новообразования может быть связана как с компонентами словообразовательной структуры (с мотивирующей основой и словообразовательным средством), так и с социокультурными факторами (спецификой социокультурного пространства, типом издания, жанровой спецификой текста и др.)» [Рацибурская, Замальдинов 2017: 35].

В связи с этим встаёт вопрос об экологичности общения. Как отмечают исследователи, «в экологичной коммуникации адресант должен превыше всего ставить коммуникативное благополучие адресата. Этого можно достичь через бережное, этичное обращение с его эмоциями и реализующими их семиотическими знаками» [Шаховский, Солодовникова 2012: 8]. Учёные выделяют следующие параметры неэкологичного общения: «нанесение обид, оскорблений, пренебрежение, следы от которых могут долго храниться в эмоциональной памяти адресата и переживаться им, негативное оценивание партнёра, формирование и расширение антагонистического круга, диффамация, грубость, негативная вежливость (холодная / уничижительная / подчёркнуто-оскорбительная), излишняя категоричность, выдвижение в центр внимания собственного "я", разбалансировка в тематике, некооперативность, подмена аргументации и базисных установок, коммуникативное преследование, перебивы, неумение слушать, немотивированное "ты-общение", использование иностранных слов с неправильным референтом, неумеренная игра с языком, выспренность, стилистические нарушения, коммуникативные преступления и др.» [Шаховский, Солодовникова 2009: 4].

Цель нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации и проанализировать их с точки зрения эколингвистики.

В работе применялись следующие методы и приёмы исследования: приём сплошной выборки, общенаучный описательно-аналитический метод, структурно-семантический, прагматический виды анализов.

Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 4 (1). С. 13-19

Словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации:

эколингвистический аспект В.Е. Замальдинов

Результаты исследования. С целью создания отрицательной оценки явлений в медийной коммуникации используются суффиксальные новообразования. Средством негативной экспрессии являются существительные с разговорным суффиксом -щин(а) с семантикой „бытовое или общественное явление, идейное или политическое течение, исторический период, характеризующиеся отношением к лицу, названному мотивирующим существительным' [Лопатин, Улуханов 2016: 701]: «Их это просто задолбало»: в России рассказали, чем кончится «путинщина» (заголовок) (Elise Journal. 30.09.18); «Левацкая» риторика лишь придаёт мадуровщине оригинальность, но и только (Народный журналист. 01.02.19); И вот именно этого заслуженного, но законного наказания виновные боятся до одури, до готовности физически истреблять всех, кто о законности пока просто мечтает. В этом смысл готовящегося реванша порошенковщины, которому нельзя дать свершиться. Повторной потери власти они уже не допустят (Украина.ру. 22.05.19). Как видно из примеров, в качестве мотивирующих у инноваций с суффиксом -щин(а) выступают антропонимы. Личное имя собственное вызывает неодобрительное отношение определённой части общества. «Антропонимы - особые лексические единицы, некий культурологический код, аксиологической основой которого является индивидуальность. Аксиологическое поле медиа-политического дискурса имеет персонифицированную природу, т.е. определённые социально-политические и этические ценности связываются с конкретным носителем - политической фигурой» [Марьянчик 2005: 13].

С помощью безоценочного суффикса -иад(а) с семантикой „действия, имеющие отношение к предмету (преимущественно лицу), названному мотивирующим существительным' [Лопатин, Улуханов 2016: 247] журналисты создают негативно характеризующие инновации: Неумение (нежелание?) отслеживать причинно-следственные связи, дальние последствия собственных решений делают наших мироборцев хроническими неудачниками. Сначала - ликование. Что нефтедоллары, что допинговая Олимпиада, что Крым-Донбасс, что разворот к Китаю, что сирийский дебют, что трампиада (Ведомости. 02.05.17); Ежегодная путиниада в заоблачную даль (заголовок). О чём в этом году говорил президент в своём послании? Обо всём и ни о чём! (Правда. 22.03.19). «Смещение фокуса внимания непосредственно с события на отношение к нему говорящего приводит к тому, что контекст порой становится излишним, поскольку прагматическое содержание таких единиц, усиленное экспрессивной функцией языка, заставляет слушающего считывать вполне конкретные смыслы» [Виданов 2014: 88].

В современном медийном словотворчестве журналисты активно используют префиксальные новообразования. Так, активизировался препозитивный элемент анти- с семантикой „что-либо противоположное, противопоставленное тому или направленное против того, что названо мотивирующим существительным' [Лопатин, Улуханов 2016: 44]: Антилюбовь. 7 типов мужчин, с которыми не стоит строить отношения (заголовок) (Аргументы и факты. 25.08.16); Антинаграда досталась сыгравшим в ленте Бену Аффлеку и Генри Кэвиллу как худшему сценическому дуэту (Аргументы и факты. 26.02.17); Аксёнов призвал не отмечать в Крыму «антипраздник» Хэллоуин (заголовок) (Российская газета. 30.10.17). В результате деривации, присоединения к мотивирующим существительным любовь, награда, праздник иноязычного префикса анти- возникают производные с негативной оценкой. Новообразования теряют положительные коннотации и меняют знак исходной лексемы на противоположный.

Для выражения негативной экспрессии адресанты используют префикс экс- с семантикой „бывший ранее тем, кто (что) назван(о) мотивирующим существительным' [Лопатин, Улуханов 2016: 239]: Экс-насильник и миллиардер из США претендуют на пост главы НБУ (Национального банка Украины. - В. З.) (Харьков. 18.12.14); Экс-убийца избил даму батареей и порвал жертве рот: рецидив признали не особо опасным, но на 12 лет осудили (заголовок) (Мангазея. 03.08.17); Экс-преступник быстро преуспел и уже сделал предложение светской львице (Chto-proishodit.ru. 30.08.17). В подобных новообразованиях негативный характер экспрессии связан с семантикой мотивирующего слова (насильник, убийца, преступник).

Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 4 (1). С. 13-19

Словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации:

эколингвистический аспект В.Е. Замальдинов

Часто в языке СМИ встречаются новообразования, созданные способом аффиксоидации. «Аффиксоидация, как и её разновидности (префиксоидация и суффиксоидация), не может быть причислена ни к аффиксальной деривации (префиксации или суффиксации), ни к композиции (к т.н. "чистому словосложению"). Это самостоятельный способ словопроизводства. Действуя наряду со словосложением и аффиксацией, аффиксоидация всё интенсивнее развивается в славянских языках, свидетельствуя о динамизме их словообразовательных систем» [Коряковцева 2016: 128].

С помощью префиксоида лже- образуются инновации с семантикой неистинности, ложности: Жертвами лжеврача стали как минимум пять пенсионерок Восточного округа Москвы (Московский комсомолец. 20.07.16); В Георгиевском округе задержана лжекондитер из Интернета (заголовок) (Ставропольская правда. 21.12.17); Лжемилиционер выудил $ 1 тыс у бишкекчанина - подозреваемый задержан (заголовок) (Sputnik Кыргызстан. 17.08.18). В данном случае можно говорить о том, что негативную экспрессию новообразований усиливает контекст.

В начале XXI века свой словообразовательный потенциал развил префиксоид крипто-, который принадлежал научному стилю: Криптомошенник обманул жительницу ЕАО [Еврейской автономной области. - В. 3.] на 100 тысяч рублей (заголовок) (Российская газета. 08.08.18); Великий криптовор. В Google Play обнаружены приложения для кражи Ethereum (заголовок) (club.esetnod32.ru. 19.11.18). Негативная экспрессия новообразований с префиксоидом крипто-связана с семантикой мотивирующих слов (мошенник, вор) и поддерживается контекстуальным окружением.

Для распространения негативной информации авторы статей используют суффиксоид -гейт с семантикой „политический скандал': Дизельгейт. Черёд главы Audi (заголовок). В Германии задержан глава компании Audi AG Руперт Штадлер (Полит.ру. 18.06.18); Челябинскгейт (заголовок). Кто и зачем раскручивает уголовное дело против экс-депутата Госдумы Вадима Белоусова (Наша версия. 21.02.19). Как видно из примеров суффиксоид -гейт сочетается с основами как нарицательных, так и собственных существительных.

В современных СМИ наблюдается активизация неузуальных способов словопроизводства. Так, иронично-саркастический тон журналисты достигают с помощью контаминации: Крымздец (заголовок) Как реальные проблемы Крыма прикрывают вымыслами и ложью (Наша версия. 20.04.15); Сукашвили выперли из Одессы (заголовок). Уходящий в отставку с поста губернатора Одесской области Михаил Саакашвили пожелал одесситам, чтобы шашлыки, с которыми ему устроили проводы, «застряли у них в горле» (Черные копатели. 09.11.16). В качестве мотивирующих имён существительных могут выступать как топонимы (Крым), так и антропонимы (Саакашвили). Подобные новообразования ассоциируются с обсценной лексикой, носят явно оскорбительный характер, вызывают весьма неоднозначную реакцию у читателей и их этическую настороженность, нарушают экологичность медийной коммуникации. Кроме того, нельзя не согласиться с исследователями, что лексемы, внедряющие в сознание аудитории деструктивные мысли, можно обозначить термином «токсичное словотворчество» [Сковородников, Копнина 2017: 29]. Поэтому журналисты должны уважительно относиться к читателям, нести социальную ответственность, стремиться к высокому уровню профессиональной компетентности.

Средством иронической оценки становятся новообразования, созданные с помощью графической гибридизации: ПоМЕТРОсили (метро + поматросили) (заголовок). Почему в Санкт-Петербурге остановилось строительство новых станций подземки (Наша версия. 26.02.19); УКРАЛвагонзавод (украл + Уралвагонзавод) (заголовок). Кто виноват, что войска недополучат «Армат»? (Наша версия. 28.05.19). В новообразовании ПоМЕТРОсили угадывается поговорка Поматросить и бросить. С помощью трансформированного прецедентного феномена журналист оценивает ситуацию, связанную с противостоянием правительства Санкт-Петербурга и

Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 4 (1). С. 13-19

Словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации:

эколингвистический аспект В.Е. Замальдинов

компании «Метрострой», в ироническом ключе. Отметим, что в приведённых примерах графическая гибридизация усиливается лексической контаминацией.

Заключение. Таким образом, завершая наш анализ словообразовательных неологизмов в эколингвистическом аспекте, подчеркнём, что негативная экспрессия новообразований связана с переменами, которые происходят в жизни российского общества. Подобные номинации повышают эмоциональность речи, демонстрируют раскованность журналистов, снимают психологическое напряжение в социуме. Однако не стоит забывать, что агрессивное воздействие на адресата вредит его языковому сознанию, приводит к изменениям в психике, говорит о низкой культуре адресанта и его ничтожном словарном запасе. «Неслучайно сегодня со всей серьёзностью встаёт вопрос о необходимости формирования специальных социальных фильтров, которые бы позволяли контролировать поток неэкологичных вербалий и невербалий в публичном общении» [Шаховский 2013: 2].

Литература

Виданов Е.Ю. Семантический и деривационный потенциал ключевого слова эпохи, или страсти по олимпиаде // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. 2014. № 2. С. 85-91.

Жельвис В.И. Вербальная агрессия // Юрислингвистика. 2011. № 1 (11). С. 228-233.

Замальдинов В.Е. Словообразовательные неологизмы как средство речевого воздействия (на материале нижегородских СМИ начала XXI в.): дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2018. 224 с.

Коряковцева Е.И. Очерки о языке современных славянских СМИ (семантико-словообразовательный и лингвокультурологический аспекты). Siedice: Instytut Filologii Polskiej i Lingwistyki Stosowanej, 2016. 152 с.

Леонтьев В.В. Двуликий жанр комплимента в эколингвистическом аспекте [Электронный ресурс] // Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 2 (5). С. 261-279. URL: https://clck.ru/JxZDT (дата обращения: 11.08.2019).

Лопатин В.В., Улуханов И.С. Словарь словообразовательных аффиксов современного русского языка. М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016. 812 с.

Марьянчик В.А. Аксиологическая функция неологизмов медиа-политического дискурса (на материале газетных публикаций начала XXI века): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Архангельск, 2005. 18 с.

Рацибурская Л.В., Замальдинов В.Е. Особенности новообразований с экспрессивно-оценочной семантикой в региональной нижегородской прессе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2017. № 4. С. 34-41.

Сиротинина О.Б. Русский язык: система, узус и создаваемые ими риски. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2013. 116 с.

Сковородников А.П. О сверхсильной речевой агрессии и её модальном антиподе // Политическая лингвистика. 2019. № 3 (75). С. 12-21.

Сковородников А.П., Копнина Г.А. Лингвотоксичные явления в речи и языке // Мир русского слова. 2017. № 3. С. 28-32.

Шаховский В.И. Эмотивное значение слова в лингвоэкологическом аспекте [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2013. № 3 (32). С. 1-12. URL: http://tverlingua.ru/archive/032/content_32.htm (дата обращения: 11.08.2019).

Шаховский В.И., Солодовникова Н.Г. Терапевтическая функция языка как проблема эколингвистики [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2009. № 2 (15). С. 26-34. URL: http://tverlingua.ru/archive/015/content_15.htm (дата обращения: 11.08.2019).

Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 4 (1). С. 13-19

Словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации:

эколингвистический аспект В.Е. Замальдинов

Шаховский В.И., Солодовникова Н.Г. Экологичность стилистики публичного общения // Медиаскоп. 2012. № 2. С. 5-14.

References

Vidanov E.Yu. Semanticheskij i derivacionnyj potencial klyuchevogo slova epohi, ili strasti po olimpiade [Semantic and derivational potential of the key word of the epoch, or passion for the olympics]. Ural'skij filologicheskij vestnik. Seriya: Psiholingvistika v obrazovanii, 2014, no 2, pp. 85-91.

Zhel'vis V.I. Verbal'naya agressiya [Verbal aggression]. Yurislingvistika, 2011, no 1 (11), pp. 228-233.

Zamal'dinov V.E. Slovoobrazovatel'nye neologizmy kak sredstvo rechevogo vozdejstviya (na materiale nizhegorodskih SMI nachala XXI v.) [Word-formative neologisms as a means of speech influence (on the material of Nizhny Novgorod mass media of the beginning of XXI century)]. Philology Cand. Diss. Nizhnij Novgorod, 2018. 224 p.

Koryakovceva E.I. Ocherki o yazyke sovremennyh slavyanskih SMI (semantiko-slovoobrazovatel'nyj i lingvokul'turologicheskij aspekty) [Essays on the language of modern slavic media (semantic-word-formation and linguoculturological aspects)]. Siedlce, Instytut Filologii Polskiej i Lingwistyki Stosowanej Publ., 2016. 152 p.

Leont'ev V.V. Dvulikij zhanr komplimenta v ekolingvisticheskom aspekte [Two-faced genre of compliment to ecolinguistics aspect]. Ekologiya yazyka i kommunikativnaya praktika, 2015, no 2 (5), pp. 261-279. Available at: https://clck.ru/JxZDT [accessed 11.08.2019].

Lopatin V.V., Uluhanov I.S. Slovar' slovoobrazovatel'nyh affiksov sovremennogo russkogo yazyka [Dictionary of word-formative affixes of the modern russian language]. Moscow, «Azbukovnik» Publ., 2016. 812 p.

Mar'yanchik V.A. Aksiologicheskaya funkciya neologizmov media-politicheskogo diskursa (na materiale gazetnyh publikacij nachala XXI veka) [Axiological function of neologisms of media-political discourse (by the material of newspaper publications of the beginning of the XXI century)]. Abstract of Philology Cand. Diss. Arhangel'sk, 2005. 18 p.

Raciburskaya L.V., Zamal'dinov V.E. Osobennosti novoobrazovanij s ekspressivno-ocenochnoj semantikoj v regional'noj nizhegorodskoj presse [Features of innovations with expressive and evaluative semantics in the regional Nizhny Novgorod press]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Russkayafilologiya, 2017, no 4, pp. 34-41.

Sirotinina O.B. Russkij yazyk: sistema, uzus i sozdavaemye imi riski [Russian language: system, usus and the risks they create]. Saratov, Sarat. un-ta Publ., 2013. 116 p.

Skovorodnikov A.P. O sverhsil'noj rechevoj agressii i eyo modal'nom antipode [About super-strong verbal aggression and its modal opposite]. Politicheskaya lingvistika, 2019, no 3 (75), pp. 12-21.

Skovorodnikov A.P., Kopnina G.A. Lingvotoksichnye yavleniya v rechi i yazyke [Linguettine phenomena in speech and language]. Mir russkogo slova, 2017, no 3, pp. 28-32.

Shahovskij V.I. Emotivnoe znachenie slova v lingvoekologicheskom aspekte [The emotive meaning of a word in lingvokulturologicheskom aspect]. Mir lingvistiki i kommunikacii: elektronnyj nauchnyj zhurnal, 2013, no 32, pp. 1-12. Available at: http://tverlingua.ru/archive/032/content_32.htm [accessed 11.08.2019].

Shahovskij V.I., Solodovnikova N.G. Terapevticheskaya funkciya yazyka kak problema ekolingvistiki [Therapeutic function of language as a problem of ecolinguistics]. Mir lingvistiki i kommunikacii: elektronnyj nauchnyj zhurnal, 2009, no 15, pp. 26-34. Available at: http://tverlingua.ru/archive/015/content_15.htm [accessed 11.08.2019].

Shahovskij V.I., Solodovnikova N.G. Ekologichnost' stilistiki publichnogo obshcheniya [Environmental friendliness of public communication style]. Mediaskop, 2012, no 2, pp. 5-14.

Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 4 (1). С. 13-19

Словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации:

эколингвистический аспект В.Е. Замальдинов

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Замальдинов Владислав Евгеньевич, кандидат филологических наук, аспирант кафедры современного русского языка и общего языкознания (выпускник)

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Россия, Нижний Новгород, 603000, ул. Большая Покровская, 37 E-mail: zvlad-nn@yandex.ru

ABOUT THE AUTHOR:

Zamaldinov Vladislav Evgenyevich, candidate of philology, post-graduate student of the department of

modern russian language and general linguistics

National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

37, Bolshaya Pokrovskaya str., Nizhny Novgorod 603000 Russia

E-mail: zvlad-nn@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.