Научная статья на тему 'Слово о целинном хлебе'

Слово о целинном хлебе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
151
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово о целинном хлебе»

Не думала, что это пригодится уже через несколько дней. Помню, надолго зарядил дождь. Может, из-за этой непогоды дедушка и заболел. Нужно варить обед, а воды нет. Да и как там без нее люди на полях? Никто не захотел ехать под ливнем. Ну, думаю, чего бояться? Выскочила в одном платьишке, быстро запрягла лошадь и поехала на речку. Привезла воду, стала помогать варить обед - все равно на току вся работа остановилась.

Потом снова запрягла лошадь и повезла обед по полям. Там встречали с большой радостью, потому что все проголодались. А дней через пять приехали фотографировать меня для краевой и городской газет как лучшую комсомолку. Конечно, это не за одну лошадь. Мы все хорошо на току работали. И так первые пять целинных лет весной и осенью выезжали работать в колхозы.

Понимали - наша помощь нужна. В ноябре 1954 г. меня наградили знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель». В тот первый целинный год в крае был большой урожай пшеницы. Зернохранилищ не хватало. К этому подключилось и наше локомотивное (тогда оно называлось паровозным) депо. Освободили вторую секцию, где ремонтировали паровозы, и в начале октября стали там разгружать машину за машиной. Было засыпано около двух тысяч тонн зерна, которое хранилось у нас почти три месяца.

Но это легко сказать - хранилось. Зерно нужно было постоянно лопатить, чтобы оно не перегорело. Я в то время была заместителем секретаря комсомольского бюро депо, и мы, комсомольцы, круглые сутки крутились вокруг этого зерна. В 1957 г. меня, как и многих, наградили медалью «За освоение целинных земель». Ее и комсомольский знак, полученный в первый целинный год, считаю своими лучшими наградами.

На рубеже 60-х к нам стали прибывать тепловозы и электровозы, и депо из паровозного переименовали в локомотивное. Тогда же, сорок лет назад, произошло знаменательное событие. 28 сентября 1963 г. в крае был потушен последний паровоз. А на другой день на Артышту пошел первый поезд с электровозами. Первым электровозом управляли машинист П. Кузнецов и инструктор Н. Кузьмин, вторым - машинист В. Зеленин и помощник И. Заржевский.

Эти поезда на всех станциях люди встречали с цветами. А мне кажется, что это целинный локомотив побежал по железной дороге, потянул за собой все. По крайней мере, в моей жизни, в жизни моих коллег по депо это все было вместе.

СЛОВО О ЦЕЛИННОМ ХЛЕБЕ

П, Губин, Герой Социалистического Труда

3 Помнится, в начале марта 1954 г. вызвал меня директор бывшей Назаровской МТС. Захожу в кабинет. Сидит, широко улыбается: '

- Встречай гостей, Павел Дмитриевич!

- Что за гости? - спрашиваю.

- О пленуме ЦК слыхал?

-Слыхал. .

- Целинники приехали...

Снарядил я С-80, прицепил к нему три тракторных вагончика, приезжаю в Михай-ловку. В райкоме битком народу. Больше молодые. В пальтишках, в ботиночках, в сереньких кепках. Шумно. Не то собрание, не то митинг. Окружили меня, расспрашивают: дадут ли им тракторы, готовы ли палатки.

Секретарь райкома подводит меня к беленькой шустрой девчушке, рекомендует:

- Зоя Гаврилина, комсорг московского автозавода.

Девушка что-то горячо говорит, улыбается, протягивает мне руку. А рука у нее маленькая, нежная: ну, думаю, с такими руками наработаешь... А она:

- Прошу вас зачислить меня трактористкой. И всех наших ребят тоже.

Посадил я их в вагончики. Везу в Назаровку. У околицы встречать целинников собралась вся деревня. Впереди старейший тракторист нашей МТС Семен Петрович Елист-ратов. Морозец крепкий, а он без шапки, по старому обычаю с рушником через плечо, с хлебом-солью.

Поклонился, разгладил бороду, дрогнувшим голосом сказал:

- Милости просим, дорогие москвичи!

* Разместили мы их по квартирам, открыли при МТС курсы трактористов. Девушек думали учетчицами назначить, да куда там - и слушать не захотели. На тракторы - и только!

Недели через две выехали в степь.

- Ширь-то какая! - восхищаются. - Просто дух захватывает. Скорей бы в поле.

Ждут не дождутся, когда полевые работы откроются.

Деревенские наши тоже волнуются, словно к празднику великому готовятся. Полевой стан целинной бригады - «глубинская заимка», как называли его колхозники - превратился в своеобразную агитбригаду. Москвичи ~ народ образованный. Красиво оформили стан лозунгами, плакатами. По вечерам далеко по степи разносится, бывало, песня, играет баян. Наши деревенские парни и девушки почти каждый вечер приезжают на велосипедах гулять.

Чг

Работы начали организованно. Весна была дружная. Молодые целинники оказались трудолюбивыми, хорошими ребятами, высоко держали честь московской марки, столичного комсомола.

"е!ї Загудела степь. Выйдешь ночью - вся в огнях. И гудит, гудит. Техники нам тогда новой порядочно подбросили. Москвичи мои с машин не слазят. Словно всю жизнь только о них мечтали.

Многие просились даже по две смены подряд работать. Да я не разрешил. Потому что заснуть может, гляди еще под трактор угодит. Наработаться и в одну смену можно было досыта. Земля сроду непаханная. Ковыль по пояс. Дернина толстая. Почва под ней отмякла, плуг врезается в глубину, как в масло, а пласт держит, словно жгут. Прозевал прицепщик - заглубится плуг, того и гляди или серьга полетела, или прицепная дуга - пополам.

Незадолго до начала полевых работ вызвали меня как бригадира целинной бригады на совещание в Барнаул.

Там кто-то из работников крайкома комсомола и познакомил меня с известным бригадиром Я.М. Семенютой, прибывшим с основным ядром своей бригады с Кубани в Угловскую МТС на освоение целинных земель. Мы быстро подружились с ним.

- Вот бы с кем вам посоревноваться, Павел Дмитриевич, - посоветовал товарищ из крайкома комсомола.

Я сказал, что не возражаю, если он не против.

- Вот приеду домой, поговорю с бригадой. Думаю, что ребята поддержат. .'

Я.М. Семенюта тоже согласился. ............

: ?/, - Будем ждать вызова, - сказал он.

10 марта 1954 г. через газету «Алтайская правда» мы вызвали на соревнование бригаду Семенюты, опубликовали свои обязательства.

Дали слово вспахать несколько сот гектаров целинных и залежных земель, выработать за сезон в среднем на пятнадцатисильный трактор по 1000 га, собрать на всей площади по 18 ц зерна с гектара, а на площади 100 га - по 20 ц.

17 марта «Алтайская правда» напечатала ответ бригады Семенюты, и начали мы соревноваться.

Хлопцы мои не подвели. Работали с огоньком. Кое-когда, правда, «фокусничали», но это по молодости, по неумению. Вспоминается такой случай.

Приезжает как-то ко мне уполномоченный райкома. Делает вид, будто сердится, а у самого чертики в глазах прыгают.

- Павел Дмитриевич, - говорит, - что это за фокусы твои пахари выкидывают?

- Какие такие фокусы? - спрашиваю. тьъ

- А вот поедем, поглядишь...

Приезжаем в дальнее поле. Смотрю: мать честная! Сколько живу, такой тгахоты не видал. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Обычно ведь мы пашем как? Отбил контрольную борозду и пошел вдоль пахать. А этот вкруговую, будто по циркулю шурует...

Кто. думаю, додумался до этого и кто его научил? Достаю бинокль, смотрю. На той стороне поля вроде Зоин трактор. «Неужто это она, целинный комсорг наш, таким озорст-вом занимается?». ««ЯП,-.?!

Подъезжает - точно. Зоя. Ну, решаю про себя, задам я сейчас тебе, голубка, выволочку!

- Кто тебе загонку отбивал? - спрашиваю.

.•»с Сама.

- Так что ж, разве ты не знаешь, что ее отбивать прямо надо?

- Знаю.

- А почему кругами пашешь?

- Это я, - говорит, - потому, что отбила сначала неправильно борозду, а потом сделала новую. Между первой и второй клин оказался. Вот я и решила запахать его. Ведь вы же сами говорили, что нельзя допускать огрехов...

Ну что, пожурил за ошибку, а за добросовестность пришлось похвалить. На том и дело кончилось.

8 мая «Алтайская правда» сообщила:

«За короткий срок бригада знатного механизатора Героя Социалистического Труда П.Д. Губина в колхозе «Красный Октябрь» одной из первых в Михайловском районе вспахала 1000 гектаров целины. Одновременно успешно ведет сев. Наряду с опытными трактористами Александром Зеленковым, Григорием Масаутовым и Павлом Шкретом успешно работают посланцы столичного комсомола - Зоя Гаврилина, Нина Лазарева и другие».

Сейчас хочется добавить к этому списку еще несколько имен: ростовчанина Василия Набоку, москвичей Анатолия Аниховского и Виктора Середняка, которые очень многое сделали в первую целинную весну.

Мы тогда вместо тысячи гектаров по обязательству подняли своей бригадой тысячу двести гектаров. Каждый из них - это страничка комсомольской славы, класс большой трудовой школы. Здесь, на целинной земле, молодые патриоты проявили высокие духов-, ные качества. Они терпеливо постигали науку жизни, учились смотреть на землю глазами хозяев. И, конечно, не всем это легко давалось. Им помогали старшие. Приведу такой характерный пример.

Приехал я к вечеру с поля, вижу - валяется раздавленный гусеницами бидон из-под масла, воронка смята. Нехорошо на душе стало. Мысли обидные в голову полезли: «Что ж это, выходит, на колхозное как на чужое глядят? Раздавил, бросил - не мое. Нет, так, дорогие товарищи, негоже. Ведь во все это колхозная копейка вложена. Нельзя так неуважительно к артельному добру относиться».

Собрал ребят, рассказал в чем дело. Спросил, кто набедокурил. Молчат.

- Ну что ж. - говорю, - если виновных нет, тогда за счет колхоза спишем.

Тут мои целинники заговорили.

- Почему за счет колхоза?

- Кто виноват, тот пусть и отвечает.

- Так в том и беда, - говорю, - что виновных нет...

- Я знаю виновника, - вдруг говорит Зоя. - Думала, что он сам признается. А раз молчит, значит скажу. Бидон раздавила Нина Лазарева. Только она сделала не нарочно. Заправляла трактор и раздавила. Почему ты, Нина, молчишь? Ты ведь сама мне признавалась. Это нечестно, не по-комсомольски!..

Заметьте: они были, как говорится, задушевные подруги.

Нина сквозь слезы созналась, стала просить прощения, уверять, что больше так никогда не поступит. Но я примирительно сказал:

- Ладно. Кто не работает, тот не ошибается. Вижу, что ты не из озорства. На другой раз будь повнимательней.

В неисправимость лишь одного человеческого «порока» заставила меня поверить целина - в неисправимость романтиков.

К уборке урожая в нашу бригаду прибыло новое пополнение целинников-москвичей. В их числе и шоферы муж и жена Дроновы. Оба отчаянные лихачи. Горя я с ними хлебнул немало. Но зато и работали отлично.

Не отказывались от поездки ни в какое время. Ночь-полночь - только позови. За сутки отправляли на элеватор по двадцать-тридцать автомашин. Знаете, была песня такая: «Есть по Чуйскому тракту дорога»... Так вот: и наши были вроде тех...

Что Сашка, что Вера. Из-за первенства, бывало, рассорятся, по целым дням объезжают друг друга, не разговаривают, друг на друга не смотрят. Как дети! А потом помирятся и прямо принародно целуются, шальные... Хоть и лихачи были, а полюбили их. И они тоже к нам привязались. Когда подошел конец уборки у нас и стали их перебрасывать в другие районы, оба пришли прощаться со всеми. Вера разрыдалась, как девчонка, а Сашка подошел ко мне:

- Ну, спасибо. Павел Дмитриевич, за науку. Помните, когда-то я чуть было Веру с машиной вгорячах не сшиб. Крепкую вы мне тогда нахлобучку задали. Больше этого не будет... Слово даю.

Богатый урожай собрала в том году наша бригада, по семнадцать центнеров на круг вышло.

Хорошие вести шли и из бригады Я.М. Семенюты.

Целинная эпопея прошла праздником по степи. Она дала весомую прибавку в государственный хлебный сусек. Если подсчитать, то что получено за эти годы на когда-то распаханной нами земле, понадобятся многозначные цифры. Я приведу одну. За десять лет на площади, освоенной лишь одной нашей бригадой, собрано свыше одного миллиона двухсот тысяч пудов зерна. Произведено несколько сот центнеров другой продукции.

Новоселы целины теперь стали старожилами, опытными хлеборобами. Они дальше несут целинную эстафету. Бывший прицепщик Василий Иванович Набока - ныне хороший шофер. Александр Яковлевич Путиевский - секретарь колхозной парторганизации, а его брат Михаил Яковлевич возглавляет ту самую прославленную целинную бригаду, которой с пятьдесят четвертого до недавнего времени руководил я. А~"

Ну, а сам я теперь инспектор Михайловского объединения «Сельхозтехники» по гостехнадзору. Моя обязанность учить механизаторов бережно и по-хозяйски относиться к технике, правильно ее эксплуатировать, передавать опыт молодежи.

Сейчас вот сижу, вспоминаю целинные годы, а жена моя Надежда Ефимовна просит:

- Расскажи, говорит, как мы, бабы, веялки руками крутили, лопатами да плицами

работали, хлеб спасали. >,>

Черникова А. МТС были сердцем всего 155

- *Вспомянуто не зря. Действительно, лопата, плица да ручная веялка тогда были главной «механизацией» для подработки зерна. И основная тяжесть работы на току ложилась на женские плечи.

С тех пор прошло десять лет, не так уж много. А все изменилось неузнаваемо. Партия и правительство обеспечили целину замечательной техникой. Ручной труд в возделывании зерновых почти полностью вытеснен. И на току, и в поле работают отличные машины.

А хорошо ли мы их используем? Не всегда. Резервов здесь уйма.

Прежде всего, мне думается, надо принять какие-то крутые меры по улучшению ремонтного дела, организовать его так, чтобы ремонт был высококачественным и дешевым, чтобы он обеспечивал более продолжительный срок службы машин. К сожалению, в обслуживаемых мною хозяйствах до этого пока очень далеко. Зачастую пренебрегают самыми важными требованиями.

Например, в колхозе «Рассвет» неплохо в общем ремонтируют двигатели, после ремонта дают им холодную обкатку, а вот задние мосты холодной обкатки не проходят. В колхозе «Вторая пятилетка» дело обстоит наоборот. Задние мосты обкатывают, зато не обкатывают двигатели. К чему приводит такая практика, хорошо известно: срок службы деталей сокращается минимум на 10-15%.

Большой ущерб наносит ремонт техники в примитивных условиях, особенно в экономически слабых хозяйствах, в таких, как, например, колхоз им. Калинина. Здесь есть такие тракторы, которые ставятся на капитальный ремонт чуть ли не каждый год. Некоторые так дорого обходятся колхозу, что дешевле бы вышло купить новые. Хранится техника небрежно. Выработка на пятнадцатисильный трактор в этом колхозе намного ниже, чем в соседних экономически более крепких хозяйствах. Это объясняется еще и тем, что колхоз не имеет постоянных механизаторских кадров, ежегодно просит для проведения полевых работ курсантов училища механизации.

Таких хозяйств, конечно, немного. Но когда партия ставит задачу развивать целинное земледелие вглубь, вести его интенсивно, это значит, что надо совершенствовать не только агротехнику. Мы должны резко поднять общий уровень хозяйствования, научиться в совершенстве владеть современной техникой, использовать ее бережно, экономно, высокопроизводительно.

Мы научились многому. Научимся и этому. Освоенная целина и впрямь будет давать не только большой, но и самый дешевый хлеб.

МТС БЫЛИ СЕРДЦЕМ ВСЕГО А. Черникова, Заслуженный работник культуры РФ

Мне в жизни повезло. Началась целина, и я, окончив летом 1954 г. Барнаульский сельскохозяйственный техникум, сразу попала на нее. Направили агрономом в МТС «30 лет Октября» в с. Огни Усть-Калманского района. Рвалась к работе на поля, но главный агроном МТС целинник М. Васильев глянул на меня: «Нет, девочка, в колхоз тебе рано. Поработаешь здесь, людей узнаешь, вникнешь в дело. А уж потом...»,

К нам прибывали целинники - трактористы, главные специалисты, бригадиры, учетчики. Все сразу же включались в работу. В зону МТС входило пять колхозов, а это около 32 тыс. га пашни, из них более 27 тыс. засевались зерновыми. Возделывали и дру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.