После реорганизации в 1958 г. машинно-тракторных станций и продажи техники колхозам мы перешли на работу в колхоз (бывшего директора избрали председателем, меня - главным агрономом, главного бухгалтера МТС избрали гл. бухгалтером колхоза).
За время работы в колхозе им. Куйбышева, а затем и объединенного колхоза «Заветы Ильича» Троицкого района нам удалось улучшить производственные и экономические показатели. Был наведен порядок в землепользовании, введены правильные севообороты» совершенствовалась структура посевов, улучшалась культура ведения земледелия. тг
и Подводя итог того, теперь уже далекого времени, не могу не отметить большую роль коммунистической партии. Партийные организации без преувеличения были организаторами и вдохновителями движения за большой хлеб.
На целине выращена и воспитана целая плеяда передовых людей. Рабочий класс совхозов и машинно-тракторных станций стал ведущей силой на селе. Произошло действительное соединение искусной организации производства, коллективного труда и первоклассной техники в единую созидательную силу, которая позволила успешно решить грандиозную задачу.
Нам с женой повезло и в личном плане - у нас родились два сына и дочь. В конце 1961 г. после уборки урожая по приглашению института моя семья переехала в г. Барнаул.
С 1961 г. по настоящее время (уже более 43 лет) я занимаюсь преподавательской деятельностью в Алтайском СХИ {ныне АГАУ). Начинал ассистентом кафедры организации социалистических с.-х. предприятий, окончил аспирантуру, написал диссертацию на соискание ученой степени к.э.н. и успешно ее защитил в 1968 г., стал доцентом этой же кафедры. В 1971 г. с открытием в институте кафедры «Управление с.-х. производством» был избран заведующим. С некоторыми перерывами работал в этой должности до 1988 г.
Под моим научным руководством подготовили и защитили кандидатские диссертации 5 сотрудников института. Научные исследования по бюджетной и хоздоговорной тематике опубликованы в научных статьях и 2 монографиях, в научных разработках.
В 1991 г. за научную разработку «Самоуправляемое коллективное хозяйство» Всероссийский выставочный центр присвоил мне звание Лауреата выставки.
Практическая работа в Период освоения целинных земель - это школа, которая открыла мне путь в жизнь, в науку, на преподавательскую дорогу.
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА
А.В. Иванову доцент кафедры растениеводства АГАУ, перво целинник
Поезд «Иркутск-Ташкент» прибыл на первый путь вокзала Барнаула ровно в 5:00 утра в двадцатых числах апреля.
На этот поезд мне закомпостировали билет в Новосибирск, куда я доехал из Москвы. Уже при посадке в вагоне познакомился с мужчиной, москвичом, окончившим Тимирязевку. Он тоже ехал в Барнаул по распределению.
Барнаул встретил нас маленьким вокзалом постройки 1915 г. Мой новый товарищ потащил меня в вокзал (там было немного спящих пассажиров), сел на лавку и сказал, что мы можем вздремнуть часа три, все равно крайсельхозуправление начнет работать с 9:00 утра. Я с ним согласился, но дремать не стал, а пошел осматривать вокзал. Там, где расположен сейчас автовокзал, был большой сарай из бревен, человек 300-500 могло в него
вместиться, ожидая своего поезда. Я пошел дальше и дошел до трамвайной остановки. Услышал, что где-то что-то горит.
Быстрым шагом вернулся на вокзал, разбудил своего друга, и мы пошли на остановку трамвая № ]. Трамвай № 1 был и самом деле один, ходил от старого до нового базара. В трамвае мы узнали, что горит драмтеатр на ул. Ползунова. Мы проехали еще и остановились у драмтеатра.
Драмтеатр горел, пожарники разматывали шланги, подключались к гидрантам от водопровода. Мелкий пожарный с брандспойтом не мог взобраться по лестнице, чтобы тушить крышу. Я снял пальто, отдал своему товарищу, схвати;! у пожарного и забрался на крышу вперед него. Ударила мощная струя воды из гидранта водопровода, пожарный влез следом за мною, показывая, куда направлять воду. н
Огонь минут через сорок начал отступать. Потом подскочил брандмайор. Схватил у меня брандспойт, сказал мне: «Не так тушишь!». Это вместо благодарности! Я слез но лестнице вниз, а мой товарищ говорит: «Пойдем, уже одиннадцатый час!». И мы отправились в крайсельхозуправление. Пришли и были приятно удивлены: этот сельскохозяйственный орган уже две недели работал круглосуточно, у каждой двери стояло по два дежурных. Узнавали, по какому вопросу, и сразу препровождали в определенный кабинет. Мне после тушения пожара нужно было в туалетную комнату, я сказал об этом дежурному, и он без всякого смущения проводил и помог мне привести себя в порядок - хотя бы как-нибудь умыться, стряхнуть сажу. Мы вдвоем хорошо почистили меня, и тогда только привели к зам. начальника Александру Григорьевич)' Бычкову. Это был обаятельный человек с очень добрым отеческим лицом. Он стал расспрашивать меня о нашем выпуске агрономов в г. Симферополе. Сказал, что уже часть наших выпускников приехала, получила назначение в МТС различных районов и уехала работать! А.Г. Бычков в это время куда-то позвонил и стал рассказывать о крае, колхозах, совхозах. МТС края. Я не мог понять, что происходит, а в это время в кабинет стремительно вошел молодой человек, дружески за руку поздоровался с А.Г. Бычковым, кивнул мне и сел на стул напротив. Начал спрашивать. Я сказал, что я всю учебу был старостой учебной группы и факультета. Собеседник спросил, кто был комсоргом факультета. Я ответил, что им был Геннадий Нико-ленко. «Где же он?» - спросил он. Я начал объяснять, что его отец уже около трех месяцев работает директором вновь созданного совхоза в Северном Казахстане, недалеко от Петропавловска. Мельников поднялся, подошел к карте, нашел Омск и сказал: «Все правильно, его отец снял с поезда в Омске и увез к себе в совхоз! А ты какую еще общественную работу выполнял в институте?». Я сказал, что по поручению профкома четыре года был завклубом, где студентам устраивал танцы, встречи со знатными людьми и т.п. «Ну, ладно! - сказал Мельников. - Мы поехали?». А.Г. Бычков кивнул. Уходя, я встретил своего друга-тимирязевца, он показал мне приказ о назначении его главным агроном МТС, увидел его довольное лицо. Я поздравил его. и мы пошли. В машине Мельников назвал свое имя, отечество, спросил мое. назвал себя первым секретарем крайкома комсомола, а меня назвал секретарем. «В ближайшее время на пленуме утвердим, а пока будешь работать».
Приехали на ул. Горького, провел меня по четырем комнатам комитета, сказал: «Будешь пока сидеть в моем кабинете». И уехал, сначала домой, потом в командировку в бийскую зону. «А что делать?» - спросил я. Я остался сидеть в кабинете, зашли женщины из других кабинетов и позвали меня в столовую. Пришел из столовой, приняли почту, в которой среди бумаг был наряд на автомобиль ГАЗ-69. Одна женщина, назвавшая себя заворгом, сказала, что раньше приходил демобилизованный парень, хотел устроиться шофером, оставил домашний телефон. Позвонили, ответила женщина, сказала, что ходит, ищет работу! Она пообещала, что утром он придет.
На следующий день я и шофер поехали в пригородную МТС. что по Павловскому тракту, и после обеда уже приехали на газике в свою контору.
. Женщины из окна посмотрели на машину и сказали, что мне звонили из Поспели-хинской МТС. Позвонила к вечеру женщина, назвалась «целинщицей», сказала, что звонит по поручению группы подруг. Нет у них начальника отряда уже несколько дней, механик молчит, питание плохое и т.д. Я сказал, что позвоню директору МТС. потребую больше обращать внимания на целинников. Через два-три дня снова звонок, и опять эта женщина. Говорит, что ничего не изменилось, хотя я звонил директору, а он переадресовал меня к секретарю РК КПСС по зоне МТС, который и занимается целинниками. Секретаря РК КПСС, как обычно, не оказалось на месте, и я почти ничем не помог. Сейчас мне ничего не оставалось, как сказать, что «выезжаю немедленно к вам». Мне и шоферу напечатали командировки, дали денег, и мы поехали. Через 5 часов были в Поспелихинской МТС. Там оказалось свыше 100 человек приехавших целинников, причем 56 парней из Ленинграда, около 60 молодых женщин из Москвы. Собрал их в клубе, часть из них - подозрительно веселые, не только ребята, но и женщины! Беседовали долго, около 2 часов, за это время пришли и директор МТС Химочко. секретарь РК КПСС по зоне МТС, секретарь партбюро, предрабочкома.
Стали подводить итоги беседы, я объявил себя начальником отряда, сказал, что завтра с 8:00 до 12:00 в клубе теоретические занятия, после обеда на двух факторах учеба: как завести трактор ДТ-54, как включить скорость, как подъехать к плугу, регулировка газа (малый , средний, полный газ). Сейчас эти вопросы 9-10-летние мальчишки на селе как семечки щелкают! Два дня занимались учебой с утра до позднего вечера. А вечером в клубе я выступил перед собравшимися целинниками и другими местными механизаторами и молодежью о том, что зерно, выращенное в Посгіелихе, шло для выпечки хлеба к царскому столу до самого 1917 г. Потом уже после революции и Москва, и Ленинград получали зерно, выращенное в Поспелихинском, Рубцовском, Алейском, Топчихинском, Ребрихинском и в некоторых других районах края.
Пьяных среди целинников не было, зато были пьяные из местных. Их быстро вывели. Начали смотреть кино. После кино ушли спать в вагончики, их уже дней восемь как получили из вагоностроительного завода г. Барнаула и успели обжигь. Один вагончик занимали ребята, нашлось место и мне с шофером. Утром получили наряд на 21 трактор с Алтайского тракторного завода в г. Рубцовске. Скомплектовали 21 пару механизаторов и на поезде выехали в г. Рубцовск. Я выехал туда на своем газике, зашел к директору АТЗ, представился секретарем крайкома комсомола. Я им фактически и был. Он повел меня на площадку сбыта, туда же пришли несколько инженеров АТЗ.
Перебрали не меньше сотни тракторов, пока не выбрали 21. Дело в том, что днем под жестким контролем инженеров, мастеров собирали трактора и отправляли в Китай, а собранные ночью тракторы шли на внутренние потребности края, страны. Инженеры АТЗ взялись выгнать отобранные тракторы за ворота завода. Там уже стоял наш бензовоз с дизтопливом, маслом, солидолом. Тракторы заправили, и механик проинструктировал водителей, чтобы все включили вторую скорость, и по улочкам г. Рубцовска медленно колонна двинулась в сторону Поспелихи. Благополучно пересекли ж/д переезд, и механик разрешил четвертую и даже пятую скорости.
На нескольких тракторах установили фары, передние трактора освещали дорогу, а задние ехали без света. Путь в 72 км проехали не без потерь, один трактор заехал на другой, смяв кабину, к счастью, трактористы успели выскочить. А один трактор сорвался в глубокую канаву, поджал радиатор и вентилятором посек его. Нашли тросы в деревне возле кузницы, зачалили концы и взяли их на буксир.
Утром колонна из 19 тракторов (и 2 на тросах) прибыла в МТС. Директор Химочка, небольшой, толстый, этакий «кубик рубика». выкатился на крыльцо конторы и довольно потирал руки. Но нет худа без добра, среди ребят оказалось полдесятка прекрасных жестянщиков, они сняли измятую кабину, выправили ее, вставили все стекла, и все это за несколько часов. А за краской ходили к директору три дня! Радиатор тоже под руководством механика сменили за несколько часов, а один спец взялся и сделал этот радиатор рабочим. Ребята, получившие трактора, ходили вокруг них целыми днями. Получив белую краску, нанесли хозяйственные номера с I по 21. Наутро пришел вагон с плугами П5-35М1Д. Была ветреная погода с дождем и снегом. Мы поставили две 25-местные палатки, стали возить детали плугов под эти палатки, затопили печки. В палатках стало тепло, согрелись детали плугов. Механик взял 6 человек и собрал с ними один плуг, потом каждым двоим уже обученным механизаторам дали по четыре плуга и заставили самостоятельно собирать. Собранные вытаскивали из-под палатки, трактора за 3 дня оказались с плугами. А плугов, оказачось, пришло 25, собрали все. Взяли в одной из бригад МТС трактор С-80 и начали переезжать в поле. Нам отвели 15 клеток (полей), они были квадратные, 2x2 км, площадь - 400 га. Эти клетки отобрачи и остолбили для освоения землеустроители. Отрядный полевой стан решили поставить возле третьей клетки. Трактор С-80 притащил вагончик, а я предложил механику тащить второй двумя ДТ-54. Хорошо прогрели двигатели и начали пробовать. Вагончик пошел, и мы привезли ею 10-12 км на полевой стан. А тут пришел вагон с лущильниками ЛД-10, из которых два для нас. Пришел вагон с сеялками, отряду два агрегата по три сеялки СУБ-48М. По той же схеме перевезли и поставили палатки на стане, в каждой пачатке по две печки. Если обе топить по 2 часа в день, то в палатке был настоящий «Ташкент». На улице дождь, снег, ветер, а в палатке тепло, собирали лущильники, сеялки. Еще лежат снег, хотя и не сплошной, нам сообщили по рации, чтобы мы подготовили 100-120-метровую полосу: прилетает секретарь крайкома КПСС по сельскому хозяйству Стреляев. Бросили все дела, начали строить посадочную полосу. Натаскали снега, утоптали, и прилетел самолет действительно на лыжах. Стреляев посещал предгорные районы края, где снег еще не начинал таять и решил навестить наш отряд. Мы собрались в пачатке: 42 тракториста и 42 прицепщицы, 2 учетчицы, 2 поварихи, ну, и я с механиком. Шофер мой на 9-й день заправил оба бака бензином и уехал в Барнаул. Мне об этом сказала учетчица-заправщица. На следующий день дани в отряд автомобиль ГАЗ НИТИ, в котором был станок токарно-винторезный, электросварка, тисы, набор инструментов, кузнечный горн и др.
Я как начальник отряда ездил на этой машине в разных направлениях, получали продукты в колхозе «Родина», его контора располагалась у въезда в Нови чиху, если ехать из Барнаула. Продукты были - мясо, картофель, мука, молоко, овощи и проч. Из этих продуктов готовили для отряда горячую пищу.
Стреляев проговорил с нами несколько часов, летчик заходил несколько раз, чтобы сказать, что снег катастрофически тает! Пришлось еще всем отрядом пару часов таскать снег на взлетную полосу. Кое-как самолет взлетел. Через несколько дней начали пробовать пахать первую клетку. Так ее изорвали, что страшно смотреть. Еще земля была местами мерзлая. Вторую клетку вспахали получше, а первую начали лущить. Пришло в адрес отряда два вагона семян пшеницы по 62 т каждый. Затарили семена пшеницы в мешки и перевезли в отрядный стан в палатки. Посмотрел документы на семена и узнал, что из Казахстана пришла твердая пшеница двух сортов. В одном вагоне была яровая твердая пшеница Акмолинка I, во втором - Акмолинка II. Хорошо вспаханные третью и четвертую клетки засеяли этой пшеницей и пошли дальше выполнять задание по подъему целины на 15 клетках.
Двенадцать вспахали без происшествий, ребята уже уверенно работали на тракторах, значительно перевыполняли нормы вспашки! Начали разбивать на загонки 13-ю клетку, к нам подъехал на ходке, запряженной лошадью, человек и назвал себя председателем колхоза «Родина». Он спросил, зачем мы пашем покос его колхоза. Я взял из машины папку, показал ему рабочий чертеж, изготовленный землеустроителем МТС и утвержденный директором МТС. Я ему пояснил, что это для меня приказ, председатель говорит: «Больше за продуктами не заявляйтесь, скажу, чтобы не давали!», И точно: на следующий день повариха приехала из колхоза, где ей ничего не дали! Я по рации связался с директором, он мычал, мычал, потом приказал приехать. Я на машину - и в контору МТС, в кабинете у директора уже председатель колхоза, который твердил: «Не дам пахать покос». Я - на станцию, и на ближайшем поезде - в Барнаул. В крайсельхозуправлении из начальства оказался А.Г. Бычков, он меня выслушал и говорит: «Есть вакансия главного агронома МТС, поедешь?». А как же отряд? Его раздадут и усилят существующие тракторные бригады МТС. Он, оказывается, уже говорил по телефону с Химочкой. Я дал согласие и вечером с приказом уехал снова до Поспелихи. Там меня механик отряда отвез в Краснощеково, где оказачся мой друг-тимирязевец, главный агроном Краснощековской МТС в райцентре, а меня послали в Устъ-Козлухинскую МТС, куда меня мой друг и довез, а механика я отпустил. По дороге в МТС мой друг рассказал, что посевная в самом разгаре в районе. Все-таки предгорье, а не степь!
Утром принимаю декадную отчетность из бригад, приезжает директор МТС и секретарь райкома по зоне МТС (только получили ГАЗ-69), велит прекратить все дела и ехать
•/
с ними. Приехали в первую бригаду, механизаторы собрали две кукурузные сеялки СКГ-6, а узлоуловители не работают. Меня подталкивают вперед и спрашивают, почему узлоуловители не работают. Я говорю: «Собрали неправильно!». Прошу ключ 17 на 22, мне подают, я отвинчиваю боковую пластину и переворачиваю на 180°, снова свинчиваю и прошу попробовать. Трактор протащил сеялку 5-7 м, узлоуловитель заработал, и все это увидели. Спрашиваю: «Второй узлоуловитель сами сделаете?». «Сделаем!». - «Ну, поехали, а то у вас столовая только обедом кормит!». «Дам указание, - говорит директор, - тебе будут приносить ужин и завтрак!».
По дороге обратно секретарь РК КПСС по зоне спрашивает: «Не поздно ли делать торфо-перегнойные горшочки?». Я ответил: «Сразу после обеда займусь». Прихожу, двое рабочих сидят, курят. Я начал показывать, как работать на станках. Рабочим понравилось, один нажим на педаль ногой - и двадцать горшочков готово! Поставил их на просушку и снова заправляешь двадцать ячеек, нажим на педаль - и снова. Сделали 4 тыс. и присели покурить, начали рассуждать. 4 тыс. вилков капусты в октябре вырастут по 5 кг каждый. Куда их? Поспелиха - 138 км, а Рубцовск - 160 км. А овощи рентабельны, если их выращивают за 50 км от рынка сбыта. Так меня учили в институте! Но людям можно предложить штук по 20-30, а на следующий год можно наделать этих горшочков и для помидоров, перцев и других овощей.
Подъехали директор и секретарь РК КПСС по зоне, посмотрели, сами попробовали изготавливать горшочки. Понравилось! Я им объяснил, что больше делать не будем из-за того, что время ушло! Массовое производство овощей вдали от рынка сбыта нецелесообразно. Изготовленные горшочки можно реализовать рабочим.
В конторе занялся распределением между колхозами и тракторными бригадами плана-задания освоения целинных и залежных земель. Наша машинно-тракторная станция должна освоить 7,5 тыс. га новых земель. Землеустроитель МТС уже подобрал участки и показал их в натуре бригадирам, а тут они получили твердый план-задание, под которым
были подписи директора, секретаря РК КПСС и главного агронома. Спрашивали каждую пятидневку, и дело пошло! Новый трактор ДТ-54 (их МТС получила 34 шт.) давали тем, кому предстояло поднять целину в 250 га.
В конце посевной, а посевная в предгорье заканчивается позже, чем в степи, мы имели около 12 тыс. освоенных новых земель, из них 9 тыс. засеяли яровой пшеницей, овсом, просом и другими культурами. Брали ссуду семенную у государства, и вот так получилось, что посевная площадь в МТС увеличилась больше, чем наполовину. Считай, было 16 тыс. га, добавилось 9 тыс., а всего 25 тыс. га стала уборочная площадь. Сделал расчеты потребности комбайнов зерноуборочных. Получилось около 45 шт., добавил вне расчетов, просто от себя 10 самоходов. Директор пригласил секретаря РК КПСС, предложил мне повторить свои расчеты и пояснил: если сейчас дадим заявку, то ее удовлетворят на следующий год, да и то частично. А если подключится секретарь РК КПСС и начнет по партийным каналам добиваться, то можно получить часть в этом году. А на полях зрел хороший урожай, дожди в 1954 г., как по заказу, проходили каждую неделю, часто в субботу под выходной. Земля в предгорьях добрая, плодородная!
Дней через пять приехал предкрайисполкома С.В. Шевченко, в прошлом хороший инженер-механик; поехали с ним по полям, везде набирался хороший урожай не только пшеницы, овса, но и проса. Он взял в машину к себе пять метелок проса (просто громадных). Дней через десять телеграмма за подписью Шевченко: «Получите Поспелихе десять самоходных комбайнов». Срочно выехал в Поспел иху, пришлось искать их по всей Поспелихе, узбеки загрузили бункера абрикосами и торговали ими. Вызвал по телефону из МТС десять автомашин, хедера поставили на машины, а десять шоферов, трактористов погнали комбайны домой в МТС. Потом пришли в адрес МТС 22 прицепных новых комбайна С-6. Мы их скоренько перевезли в МТС. И в этом году комбайнов для уборки зерновых не только нам, но и соседним МТС, не было. Пытались делить те, что мы получили. Наш секретарь РК КПСС стал стеной и не отдал ни одного. Первые гектары обмолоченной пшеницы давали по 45-47 ц/га, овса - 58 ц/га, а проса - даже 62 ц. Машин для отвозки от комбайна на ток намолоченного зерна катастрофически не хватало. Тогда механизаторы стали отнимать выгрузные шнеки, ставить площадки, на них двух рабочих. Они насыпали мешки из бункера, завязывали, потом сбрасывали в стерню. А на бричках эти мешки увозили на ток. Не велика механизация, но комбайны потихоньку двигались, а самоходные сами возили зерно на ток! Приехал я с такой молотьбы в контору МТС, уже было около полуночи, и начал звонить С.В. Шевченко. И что Вы думаете? Меня соединили! Я испугался, но начал благодарить его за комбайны самоходные и прицепные, он слушал, поддакивал, начал хохотать, когда я ему рассказал, что узбеки загрузили бункера абрикосами. Торговаш по всей Поспелихе, а мы их искази, сгоняли с комбайнов и даже с абрикосами пригоняли в МТС, назват ему урожайность, рассказал о своей механизации, привел расчеты, которые уводили нас с уборкой аж за Новый год! Говорю ему: «Вы в Кулун-ду на 10-12 ц/га дали автобаты военные, а нам ни одной машины!». «Ну, хохол настырный!» - говорит Сергей Васильевич. Я ему не думая: «А сам хто?!». «Будут тебе машины, утром позвоню!». И точно, утром позвонил директору и сказал, чтобы ехал наш представитель в Михайловский район и забрал там автобат 500 автомашин. Через три дня машины стати поступать, мы их сразу включали в работу и уборка пошла. К началу октября убрали все. Поехали помогать двум соседним МТС, дали им 100 исправных машин, а сами начали отгружать зерно на элеватор. Машины загрузятся зерном - и в Поспелиху один рейс в сутки. Жалуются на паромную переправу, очень медленно движется, еще пугали какой-то шугой! Поехаз по трассе, сразу на Краенощековский паром поставил четыре
трактора, два трактора тянут паром с гружеными машинами, а их 16, за десять минут, назад с пустыми машинами тоже 6-7 минут, опять паром загружается 16 машинами с зерном (приоритетные), и снова 10 минут - и Чарыш преодолен. Далее поехал за Краснощеково и на 25 км поставил вагончик, где шоферы могли поесть горячее и отдохнуть. Приехал на Алей, там дорожники собираются разбирать мост на зиму. Разговор с ними ни к чему не привел, беру старшего и везу к председателю райисполкома. Он сразу говорит своему дорожному мастеру, что мост разберем по льду, ближе к весне.
Из райисполкома поехал на ХПП, встретил директора или заместителя, не успел разобраться и навалился на него: «Почему солдаты-шоферы с зерном, уже принятым государством (из глубинки), стоят в очереди?». Этот руководитель ХПП сразу вмешался и, отгоняя другие машины, начал пропускать солдат без очереди. На обратном пути на пароме сказал шоферам: чем скорее вывезем глубинное зерно, тем скорее дембель. Смотрю, солдаты оживились. Я добавил, что за второй рейс в сутки буду выдавать 5 рублей. Я не знал, дадут ли мне в МТС наличные деньги. Опасения мои были напрасны, директор вызвал гл. бухгалтера и приказал выдать мне 500 руб. 5-рублевыми купюрами. Многие неисправные из «зеленого ряда» пришли под погрузку и повезли зерно на XIІП. Отгрузка достигла 1000 т в сутки, валовой сбор зерна - около 100 тыс. т, товарность - 69%. Остальное осталось на семена, трудодни, натуроплату, фураж и т.п.
Где-то в середине июля к нам приехат агроном, в приказе значилось, что агроном -доброволец из Голландии, назначен агрономом-семеноводом в наш}' МТС. Значит, мне, главному агроному, он будет в помощь. Но помощи было немного! Приходил он в контору к 10-11 часам утра, работники конторы узнати от него, что его родители убежали в начале 20-х годов от революции и осели в Голландии. Он родился в 1921 г., учился две зимы в агрошколе, весной, летом и осенью работал на ферме у родителей, иногда выезжал в соседние фермы, давая платные агроконсультации. И вот у него возобладали патриотические чувства, он поехал в Россию осваивать целину! Жил он в деревне, где половина говорила по-французски, а вторая половина по-английски. Он свободно говорил по-английски.
Через пару недель после приезда агронома-голландца позвонили из райцентра и сказали, что к нам едут американцы - служители православной церкви. Приезжают двое мужчин, одна женщина, немолодые. С ними Сергеев, зав. отделом крайисполкома. Что-то читая из маленькой бумажки на ладошке, они спрашивают, почему мы вместо освоения целины распахиваем кладбища. Вот тут пригодился агроном-голландец, он стал переводить. Тогда удивились американцы: что делает 33-летний голландец на целине? Сидели, обсуждали, они спросили директора. А директор вместе с секретарем РК КПСС и предра-бочкома поехали в Горно-Колыванский лесхоз заключать договор на осенне-зимние лесозаготовки для строительства жилья.
Разговор не клеился, мы не пахали кладбищ, а у них письмо от нас из села Красный Алтай, что перепахано кладбище предков. У нас в бригадах МТС было 187 молодых женщин и мужчин, приехавших из центрапьных областей на освоение целины. Один из этих освоителей, подремонтировавший свой плуг, направлялся на свою загонку. Я его остановил и обязал опахать кладбище. Мы вдвоем обошли кладбище, вдвоем поставили вешки на каждом углу, отрегулировали плуг, чтобы он бороздил только задним корпусом, я прошел рядом с плугом, вторую сторону тракторист поехал пахать сам, а я уехал по другим делам. Тракторист же не пропахал до конца вторую сторону, остановился, поломка повторилась. Он решил ехать в кузницу, чтобы устранить поломку. Кузнец сказал: «Сделаю после обеда». А когда поломка была устранена, тракторист уехал работать в поле, кладбище оказалось неопаханным. Уезжая исправить поломку, тракторист поднял плуг,
но задний корпус был заглублен, и он остался царапать землю. Встречающиеся холмики могил частично вспахивались, их оказалось три на пути заглубленного корпуса.
Через несколько дней пришли из бригады несколько тракторов, с помощью учетчика разбили загонки, увидели вешки, ограничивающие место кладбища, вспахали все кругом, кроме кладбища. Вот это мы увидели, приехав на место. И все увидели, что никакой распашки кладбища не было! Хотя в письме утверждалось, что коммунисты распахивают даже кладбища, чтобы увеличить посевные площади, валовой сбор зерна, не поднимая общую культуру земледелия. Все это голландец добросовестно переводил.
Поехали на усадьбу МТС, зашли в столовую, я у каждого спросил, что он желает на обед. Поварихи постарачись, приготовили жареное мясо, я купил бутылку «Старки», она им очень понравилась, мне пришлось еще две бутылки покупать. Сам я не пил! Отвез их в нанятую квартиру отдыхать. Сам включился в работу, дела меня ждали целый день.
Утром опять они заявились в контору, опять про то же. Я у них спрашиваю, что будем искать. Они показачи мне письмо, я прочитал - сплошной пасквиль, без подписи, с просьбой в конце письма никому не показывать эту писанину! Я позвал гл. бухгалтера и спросил его о почерке письма. Он посмотрел и говорит: «Это был у нас учетчик с весны, потом перешел трактористом». Принес и сравнил отчеты учетчика колхоза «Красный Алтай», которые он сдавал весной. Не специачисты-криминалисты, но каждый из нас увидел полное сходство почерков. Снова поехали в «Красный Алтай», в бригаду № 19, нашли этого горе-тракториста, показали ему это письмо издали, спросили, чего он добивался. Он ответил, что написал от скуки, выпил, добавить было нечем, сел и написал.
Возмутились даже американцы, голландец, женщина, которую они привезли для перевода на русский (но она плохо переводила), Я сказал этому трактористу, что он свободен, бригадиру приказал назначить другого тракториста. «А ты, Лим Иванович, вноси в нашу МТС подъемные, 4-месячный оклад по-прежнему месту работы и будь свободен!». Приехали в МТС в столовую, они там опять пили «Старку», набирали в запас! А были старые, зубы не все, а часто пытались улыбаться, получался оскач, который конторские работники назвали «волчьим оскалом капитализма», даже у женщины!
Нашли в сейфе отдела кадров книжку этого тракториста, последняя запись месяца за два - уволен за кляузы. Это патология!
Приезжаю в Усть-Пустынку, колхоз им. Ленина, четвертый наш колхоз. Мне говорят, что начали пахать участок на плоскогорье площадью 408 га, к которому доступа почти нет ниоткуда. Трактор С-80 взял на прицеп трактор ДТ-54 с плугом и за час доставил его на плоскогорье, потом доставил туда вагончик, заправку. Дорога была со стороны Горно-Колыванска, только для пароконной телеги, по этой дороге маленький бензовоз завез топливо. Расспросил шофера и послал колонну из 10 машин ГАЗ-51, которые привезли семена пшеницы с Поспелихинского ХПП. Ссуда семенная подлежит возврату сразу с урожая этого года. Мне показачи тракториста с канистрой, который приходил за бензином для пускачей, двигателей тракторов.
Я решил идти с ним, агроном колхоза говорит: «Я вчера вечером был там, чего у них не доставало, я сегодня отправил». Я пошел с механизатором, но поднялся примерно на двадцать ступенек, вернулся.
На следующий день зашел к секретарю РК КПСС Роману Григорьевичу Крючкову и, учитывая его любовь ко всякой экзотике, рассказал ему об освоении залежных земель на плоскогорье, которые не пахались с 1926 г. Взяли с собой веревку 250 м, две саперные лопатки и начали оборудовать лестницу, Нас застач за этой работой председатель колхоза, сразу же послач нам на помощь несколько человек с бухтой проволоки. Быстро прочистили ступеньки и натянули перила с одной стороны из веревки, другая сторона из проволоки. Рабочие принесли десяток кольев, чтобы прочнее закрепить перила. Сразу, как
только подняли, отправились к тракторам, которые заканчивали посев пшеницы. Спросил механизаторов, как будем вывозить урожай. А они мне говорят: надо делать дорогу проезжей для автомашин с разъездами встречных машин. Дорогу для пароконных телег сделали коммунары, они на этом плоскогорье вели свои посевы и увозили в Поспелиху урожай на бричках.
Как только закончили посевную, скомплектовал две бригады по 20 чел. из целинников, они запаслись инструментом и начали расширять дорогу, делать разъезды. Горные породы выветрились и на 0,5-0,7 м легко разрушались, следом шли 2 женщины и сбрасывали породу вниз. За день бригада проходила 600-700 м, а у нас две бригады. Работали дружно, я с ними два первых дня ломал породу большим ломом, потом уехал, а на очередном совещании гл. бухгалтер выступил и говорит, что гл. агроном строит дорогу за свой счет! В профинплане нет финансирования строительства дорог! На следующий день посоветовались с директором и поехали снимать рабочих с этой работы. Зашел к секретарю РК КПСС Р.Г. Крючкову, он тоже принял сторону бухгалтера, но без дороги как взять выращенный урожай?
Р.Г. Крючков поехал со мной, чтобы объяснить рабочим, почему прекращаем работы по расширению дороги. Дорога получалась хорошая, с разъездами, но требовалось 100-130 тыс. руб. затрат только на зарплату, а они не были запланированы. И еще дорога проходила по Курьинскому району. Сняли рабочих и увезли. Затраты более чем на 100 тыс. руб. списали на прочие затраты. Забегая вперед, скажу, что на балансовой комиссии у начальника крайсельсхозуправления М.М. Чухно пришлось докладывать о балансе, и я заслужил похвалу Михаила Митрофановича. А гл. бухгалтера он отчитал за то, что не отнес половину этих затрат за счет колхоза, они в этом году получили по 1200 руб./т зерна пшеницы. Хотя на мировом рынке она 200 долл./т, а степная 250-270 долл./т. Такова цена яровой пшеницы, а была 620 руб./т.
Директор МТС был агроном, окончил в 1937 г. Харьковский сельскохозяйственный институт, а секретарь Р.Г. Крючков был механик, даже в войну два года имел бронь, работая гл. механиком МТС. И вот директор заявил, что он катастрофически отстал и собрачся на шесть месяцев на повышение в АСХИ.
10 ноября я заступил на должность директора МТС. ответственности еще добавилось - это в год окончания института! У меня внук - студент-третьекурсник технического университета - как-то спросил: «Вы за деньгами ехали на целину?». Как же удалось оболванить молодежь?! «А Путин. - спрашиваю. - тоже из-за денег хлещется день и ночь за всю Россию, разваленную Ельциным. Чубайсом. Немцовым? Что он, юрист, полковник ФСБ, не смог бы обеспечить свою семью?».
Заканчивая, скажу, что американцы жили еще почти неделю, пили «Старку», дружили с молодыми одинокими женщинами, с ними был и голландец. Потом пришли просить денег на обратный путь! А голландец с наступлением холодов уволился, так и не сделал ничего полезного, его взяли в Москве, оказался махровым шпионом.