Выводы комиссии были учтены в предложениях Алтайского крайкома ВКП(б) и крайисполкома по оказанию помощи краю, внесенных в конце 1943 г. в ЦК ВКП(б) и правительство.
В соответствии с просьбами краевых организаций Алтайскому краю была оказана значительная помощь. В декабре 1943 г. СНК СССР принял специальное Постановление «О неотложных мерах по ремонту и восстановлению тракторов к полевым работам 1944 г. по Алтайскому краю». В начале 1944 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР в Постановлении «По подъему сельского хозяйства Алтайского края», обратили особое внимание на коренное улучшение работы машинно-тракторных станций.
Край получил значительное количество дефицитных запасных частей. В 1944 г. в трудных условиях войны МТС получили 150 новых гусеничных тракторов. Было организовано 5 новых МТС. Все это наряду с огромной шефской помощью запасными частями и в организации ремонта предприятий края, с усилением внимания и качеством подготовки механизаторских кадров и повышением их квалификации, огромным трудовым подъемом тружеников села на заключительном этапе войны позволило в 1944-1945 гг. успешно провести ремонт техники и улучшить работу МТС.
В Алтайском крае, как и в целом по стране, в эти годы повышается производительность машинно-тракторного парка. Однако к концу войны выработка на трактор и комбайн в МТС края была значительно ниже, чем в 1940 г.
;> Перелом в техническом обслуживании колхозов Алтая в ходе продолжавшейся войны был ярким доказательством преимуществ социалистической системы сельского хозяйства,
*
50 ЛЕТ СПУСТЯ Ч
П.М. Антипов, председатель совета ветеранов Железнодорожного района г. Барнаула
Я участник Великой Отечественной войны, инвалид II группы, пенсионер, подполковник в отставке. В 1948 г. по собственной просьбе был уволен в запас Советской Армии.
К этому времени у меня была семья из 3 человек. Уволен в воинском звании старшего лейтенанта в возрасте 26 лет.
По прибытию на место жительство, где я родился, вырос и откуда был призван в 1941 г. в ряды РККА (с. Лебяжье Павловского района), конечно, встал вопрос о работе. По когда вставал на учет в райвоенкомате, мне предложили должность преподавателя физического воспитания Павловского зооветеринарного техникума. Я дал согласие.
Руководителем (директором) этого техникума была отличный методист и организатор, высококультурная женщина Шварц Екатерина, позже сменил ее Борзенков Иван Георгиевич, с которым я проработал более двух лет.
Мне часто вспоминается случай, когда в моей группе учился бывший секретарь крайкома КПСС Николай Федорович Аксенов - живой черноголовый паренек. На уроках физического воспитания приходилось с ним вплотную сталкиваться. Возможно, мой пример офицера-фронтовика в воспитании отразился положительно на их дальнейшей жизни.
Антипов Л.М. 50 лет спустя 169
Меня радует, что я недаром трудился. С первых дней пребывания в техникуме я был из* бран секретарем первичной организации.
Не проработав и двух лет. бюро райкома я был утвержден на должность пропагандиста, будучи освобожденным от занимаемой должности преподавателя физического воспитания. Коллектив техникума просил, чтобы меня оставили в техникуме, но райком был непримирим.
Проработал некоторое время в аппарате райкома, где первый секретарь РК КПСС Швец Иван Маркович предложил мне должность секретаря первичной организации Лебя-жинской МТС, я, конечно, не раздумывая дат согласие, так как в сельском хозяйстве был знаком со всеми работами. 13 лет работал в колхозе на различных сельскохозяйственных работах: был счетоводом, землеустроителем, прицепщиком, учетчиком тракторно-полевой бригады, первым секретарем, делопроизводителем МТС. Так получилось, что мне пришлось участвовать в ликвидации МТС. это было где-то в конце 50-х гг., когда все ликвидировали колхозы и на их базе создавали совхозы. Получилось так: я тебя породил, я тебя и убрал. Ликвидация МТС произошла, когда я был в ранге секретаря РК КПСС.
В 1954 г. мы встретили Постановление февральско-мартовского Пленума ЦК КПСС «Об освоении целинных и залежных земель». В это время директором Лебяжин-ской МТС был тридцатитысячник Трофимов Артомон Агафонович - бывший работник железнодорожного транспорта, человек волевой, энергичный, быстро вошел в дело сельскохозяйственного производства.
По рекомендации вышестоящих партийных органов мы стали готовить открытое партсобрание, на котором с информацией по выполнению требований Постановления ЦК КПСС главный агроном МТС Михаил Жданов дал подробный анализ состояния полей, закрепленных за МТС. а это огромная площадь (50 тыс. га). В состав МТС по обслуживанию входило 9 колхозов Лебяжинекого. Колыванского и Рогозинского сельских Советов.
На этой территории, конечно же, были земли, которые требовали разработки - целина, залежь. Решение партсобрания обязало коммуниетов-руководителей МТС принять целинников не менее 50 человек, о чем доложили в райком партии. Наша заявка была выполнена в два этапа. Следует отметить, что руководство МТС должно было основательно подготовиться. Мы прекрасно отдавали себе отчет в том. что по прибытию целинников нужно создать человеческие условия жизни. Мы также понимали требования Пленума ЦК, что от этой кампании государство получит дополнительно зерна, которое, в свою очередь, позволит развить животноводческое хозяйство, что обеспечит население всеми животноводческими продуктами питания - благородная цель.
Продумано было и обучение прибывших на поднятие целинных и залежных земель (большинство не имели специальности). Исходя из этого были созданы две группы: одна -по подготовке трактористов, вторая - комбайнеров. С этой целью продуманы и подобраны преподаватели из числа инженерно-технического состава. Эта работа решением собрания была возложена на главного инженера МТС Александра Кудинова.
Первые целинники прибыли в МТС в конце 1954 г. в количестве 20 человек. Затем вскоре прибыла и вторая партия из 23 человек. В основном многие действительно не имели специальностей, которые нужны сельскохозяйственному производству. Все они были трудоустроены по разным специальностям на ремонтных работах строительства и одновременно зимой 1954-1955 г. учились на курсах трактористов, комбайнеров. £
Проводилась большая воспитательная работа. Что греха таить, были такие целинники. которые воровали деньги и меняли их на «40°». Но в основном нам повезло, ребята были серьезные, стремящиеся к становлению на ноги. В одной из бесед старший группы первоприбывших попросил руководство сформировать из них один тракторно-полеводческий отряд. Предложение было принято.
После получения в 1954-1955 гг. специальности механизаторов этой группе было определено место дислокации по согласованию с правлением колхоза «Путь к коммунизму» села Колыванск. Председатель колхоза А.И. Девянин дал согласие и определил место «Зеленый клин», где действительно бьшо много земель, которые необходимо разрабатывать.
Определив и снабдив всем необходимым (вагончики для проживания), с правлением хозяйства решили проблему пищеблока. Обеспечили тракторами и всеми прицепными агрегатами. Мне поручено было не одну ночь провести вместе с целинниками, делая определенную организационно-массовую работу. да
Было организовано социалистическое соревнование между агрегатами. Взяты повышенные обязательства по проведению весенних сельскохозяйственных работ.
Весной 1955 г. закипела работа. Весенние работы и посев зерновых провели в сжатые сроки, и как результат, в этом году был отменный урожай зерновых культур. Страна получила огромное количество зерна, что. конечно, позволило развить животноводческое хозяйство.
По итогам года многие механизаторы были отмечены ценными подарками, почетными грамотами, денежной премией и были представлены к поощрению вышестоящими органами.
Много ребят-целинников стали участниками выставки народного хозяйства края с выдачей удостоверений. Многие получили медали ВСХВ СССР и награждены медалью «За освоение целинных и залежных земель» СССР.
Всеми этими атрибутами был награжден и секретарь партийной организации МТС. кроме того, получил денежную премию в размере двух окладов крайсельхозуправления.
Впоследствии из тех механизаторов многие всту пили в ряды партии КГ4СС и были выдвинуты на руководящие должности. Например, Анатолий Моисеев. Роман Роздомев стали бригадирами тракторных бригад. Иван Илтященко - механиком и помощником заведующего МТМ. Многие стали хорошими трактористами, комбайнерами, шоферами. Это Свинаренко, Урванцев. Астахов и многие другие. В связи с полувековой давностью из памяти уходят фамилии и имена, но они не обидятся.
Сколько и где бы я ни работал, считаю и считал, что хлеборобное дело - главное дело всей жизни на земле, ибо хлеб всему голова.
В то время проводилась большая работа, и я лично участвовал после ликвидации Лебяжинской МТС в становлении целинного Комсомольского совхоза, где директором был назначен Рыжиков Лев Яковлевич. Это чудо-организатор, так как на пустом месте за короткое время стал подниматься совхоз: строились зернохранилища, жилые дома, фермы для животноводства и все необходимое для нормальной жизнедеятельности человека.
Лев Яковлевич Рыжиков всегда мог любого человека утешить и оказать посильную помощь целинникам. Мне вспоминается один случай из жизни этого совхоза. Как-то было назначено совещание специалистов, на которое он опоздал на 30 минут. Все сидящие были в недоумении, потому что он никогда так не делал. Вдруг резко открывается дверь, и он, запыхавшись, ускоренным шагом торопится на свое место, часто дыша. Присутствующие поинтересовались: в чем дело, что случилось? Он и говорит: «Когда шел сюда, зашел в ригу посмотреть, как чувствует себя зерно. Вижу, дети из пращей стреляют по воробьям. Я спросил их, что они тут делают. Они прямо сказали: «Дяденька, мы бьем жидов». Я кое-как выскочил и убежаз, оглядываясь назад, не бегут ли они за мной». Конечно же, смех присутствующих. Так и сгладил он свое опоздание.
Сегодня совхоз «Комсомольский» постоянно набирает силы, сгач флагманом среди хозяйств района, но и не только. В это хозяйство был назначен главным инженером Кудинов Александр, который работал в Лебяжинской МТС.
Хочется сказать, что люди поднимали целину, целина же поднимала людей.. .. ,
Сергеев В.Д. Алтай - вторая малая родина 171
Сегодня горько слышать, что пришедшие к власти демократы не помогают целинникам и не обращают на них внимание. «Зачем нам хлеб?» - говорят некоторые. - «Зачем делать на него большие затраты? Лучше пусть нам присылает хлеб Америка». Грустно и обидно слушать такие слова целинникам. Но целинники продолжают работать в трудных условиях и стремятся к тому, чтобы их хозяйства были рентабельными, как в советские времена. т
а Сегодня мы говорим огромное спасибо главе Алтайского края А.А. Сурикову, неутомимому борцу развития сельского хозяйства края. 4?!,
♦
•я,
АЛТАЙ - ВТОРАЯ МАЛАЯ РОДИНА ;1у щьс*
« '
В.Д. Сергееву к.т.н.у доцент
Я служил в СА Белорусском военном округе с 1957 по 1960 г. в г. Гродно. В сентябре 1960 г. в части началась агитация об отправке солдат, которые демобилизуются на Алтай по комсомольским путевкам. Несколько десятков солдат согласились поехать на Алтай. В части были организованы торжественные проводы отъезжающих. В конце октября мы отправились на Алтай с сопровождающим. Ехали мы из Гродно до Минска, потом Минск - Москва, Москва - Барнаул и заключительный этап Барнаул - р. п. Троицк. На Алтае в ту пору были чудесные дни. тепло, ярко светило солнце. 28 октября 1960 г. мы были зачислены в Троицкое училище механизации сельского хозяйства № 26. Целый год были на государственном обеспечении, как в армии, но только обучались мирной профессии. При училище был большой клуб, где курсанты проводили вечера. Училище было укомплектовано высококвалифицированными преподавателями и учебными мастерами.
В конце апреля 1961 г. .наша группа была направлена на практику в совхоз «Советская Россия» Смоленского района. На практике мы выполняли различные виды работы, но в основном работали на тракторах, так как механизаторов не хватало, и нам охотно доверяли технику.
После окончания полевых работ мы вернулись в училище и продолжали теоретическое обучение.
В начале июля проходили ремонтируемую практику в совхозе «Беловский» Троицкого района.
После сдачи экзаменов были опять направлены на практику в совхоз «Советская Россия».
Закончил училище 28 сентября 1961 г. После окончания училища я остался работать в качестве тракториста-машиниста в совхозе «Советская Россия». Во время практики работал комбайнером, а после уборки урожая трактористом. После завершения полевых работ надо было думать, где работать зимой. Я обратился к директору совхоза Д.М. Лап-еину, и он направил меня в ремонтную мастерскую, где я проработал до весны слесарем по ремонту тракторов.
Осенью было мало заготовлено зяби, потому надо было много провести весенней вспашки. Работали и осенью, и весной в две смены. В июне 1962 г. в совхоз приехал преподаватель с агрофака. Секретарь комсомольской организации совхоза свел меня с ним. Я написал заявление о поступлении в АСХИ. Поступил на платные 1,5-месячные подготовительные курсы. В августе успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен в АСХИ. Из вновь поступивших было много людей, которые работали на производстве и