Научная статья на тему 'МТС Алтая накануне освоения целины'

МТС Алтая накануне освоения целины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МТС Алтая накануне освоения целины»

та кафедры механизация животноводства Алтайского сельскохозяйственного института, а в 1967 г. заведующим кафедры.

И начался второй этап работы по подъему сельского хозяйства путем передачи знаний и опыта будущим специалистам сельского хозяйства - инженерам-механикам, зооинженерам.

Годы работы на селе были для меня годами приобретения опыта руководителя, годами приобретения новых знаний, технологии сельскохозяйственного производства, что послужило прочной базой в научной и педагогической работе.

МТС АЛТАЯ НАКАНУНЕ ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИНЫ

А.В. Казанцев, кммм доцент

*

• - ' Колхозный строй и его материально-техническая база (машинно-тракторные станции) выдержали испытание и доказали свою жизненность в годы Великой Отечественной войны.

Вопросы партийного руководства работой МТС Алтайского края в годы войны все еще не нашли достаточно полного освещения в исторической литературе. Обнаруженные нами в партийном архиве Алтайского края (ПААК) «Материалы комиссии по разработке мероприятий улучшения работы МТС Алтайского края» представляют, на наш взгляд, ценный источник в ходе исследования данного вопроса. Комиссия под председательством профессора Воронежского сельскохозяйственного института, доктора технических наук А.И. Петрусова была создана по инициативе Алтайского крайкома ВКГ1(б). В нее наряду с учеными вузов, эвакуированными на Алтай, входили и работники Алтайского краевого земельного отдела и краевого комитета партии.

За короткий срок (с 25 октября по 3 декабря 1943 г.) комиссия изучила деятельность МТС Алтая в предвоенные годы и в первые годы войны и разработала предложения по улучшению работы машинно-тракторных станций края. Исследованию подверглись следующие вопросы: географическое размещение и рентабельность МТС, состояние и работа машинно-тракторного парка, ремонтная база, запасные части и ремонтные материалы, кадры, организация и оплата труда, организация технического ухода и обслуживания машин, нефтехозяйство, техника безопасности и другие.

Сравнительный анализ довоенной деятельности МТС и их работа в первые годы войны до 1943 г. включительно на основе данных государственной отчетности (за 1943 г. данные текущей отчетности), многочисленные таблицы, приводимые и анализируемые в тексте, придают убедительность и научную обоснованность выводам и предложениям комиссии.

Сам факт появления этого документа - яркое доказательство научного подхода Алтайского крайкома ВКП(б) в поиске путей улучшения работы МТС, качественные и количественные показатели которых в годы войны ухудшались и достигли критического уровня в 1943 г. : Л

До Великой Отечественной войны Алтайский край по механизации полеводства занимал одно из первых мест в стране. На вооружении 181 МТС насчитывалось 13,3 тыс. тракторов и свыше 8 тыс. зерновых комбайнов. Механизация важнейших видов работ достигла 80-90%. В крае сложились опытные кадры механизаторов. Накануне Великой Оте-

чественной войны в МТС Алтая работало 20721 тракторист, 6075 комбайнеров, 996 шоферов.

Мобилизация уже в начале войны большей части руководящих кадров, трактористов, комбайнеров и ремонтных рабочих в армию и передача 1580 мощных гусеничных тракторов на нужды обороны наряду с полным прекращением поставок новой техники и централизованного снабжения запасными частями, перебоями в снабжении МТС нефтепродуктами вызывали огромные трудности в работе МТС.

Эти трудности настойчиво преодолевались под руководством Алтайской краевой партийной организации. В короткий срок была решена проблема замены ушедших в армию новыми кадрами. Их. как правило, готовили из числа женщин, главным образом, на краткосрочных курсах при МТС. Только за первые два года войны на курсах и в школах механизации было подготовлено 30 тыс. механизаторов. Однако, как отметила комиссия, качество их подготовки было низким, а планы подготовки ежегодно выполнялись на 40-50%. И в 1942-1943 гг. в крае не хватало свыше 5 тыс. комбайнеров и несколько тысяч трактористов.

Не менее трудной в связи с большой изношенностью машин была задача поддержания машинно-тракторного парка в работоспособном состоянии. В 1943 г. на 192 МТС (11 из них было организовано в 1941 г. за счет разукрупнения наиболее крупных МТС) имелось 8 хозрасчетных М ГМ. 55 МТМ капитального ремонта при МТС. главным образом, созданных накануне войны, а 17 МТС не имели никаких мастерских для ремонта машин. Станочный парк ремонтных мастерских находился в неудовлетворительном состоянии. По данным комиссии в 1942-1943 гг.. на один токарный станок в МТС Алтайского края приходилось 25 колесных и 9 гусеничных тракторов, 21 комбайн. 42 плуга. ЗГ сеялка. 10 лущильников, 3,5 бороны.

При ремонте техники МТС испытывали большие трудности ввиду неразвитости ремонтной базы и недостатка ремонтных рабочих, низкой квалификации механизаторов и инженерно-технических работников, резкой нехватки запасных частей. В 1942-1943 гг. потребность по тракторным запасным частям удовлетворялась на 28-50%, а но запасным частям для сельскохозяйственных машин только на 4.7%. Ремонт проводился, главным образом, за счет реставрированных и изготовленных в МТС частей. Резко сократился капитальный ремонт техники. План ремонта, как правило, не выполнялся, а его качество было низким. Ремонт тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин, как отмечалось в материалах комиссии, «протекал весьма примитивно».

Низкое качество ремонта, перебои в снабжении горючим (в 1942 г. было завезено 57,6%, а в 1943 г. - 68,7% горючего к потребности МТС Алтайского края) и недостаточная квалификация механизаторов наряду с общим снижением уровня руководства МТС в связи с заменой руководящих кадров явились главными причинами массовых простоев техники в период полевых работ, которые, как отмечается в документах, «дошли до невероятных размеров». Несмотря на огромные трудности, которые полностью преодолеть не удалось, благодаря усилиям работников МТС и большой организаторской работе партийных организаций и политотделов МТС большая часть машинно-тракторного парка все-таки поддерживалась в работоспособном состоянии.

ч Однако увеличение с каждым годом износа тракторов, недостаточность обеспеченности и низкая квалификация механизаторов наряду с другими причинами, о которых мы говорили выше, привели к неудовлетворительному состоянию машинно-тракторного парка, невыполнению планов тракторных работ и комбайновой уборки зерновых культур (табл. 1,2). .ч

Таблица 1

Выполнение плана тракторных работ МТС Алтайского края 4

за период с 1940 по 1943 г., га мягкой пахоты ^

Годы План Выполнение

Всего, тыс. га Выработка на 15-сильный трактор, га Всего, тыс. га В % к плану Выработка на 15-сильный трактор, га В % к плану

1940 8885,8 416 6528,3 73,4 317 76,2

1941 7580,8 360 5929,2 78,1 303 84,2

1942 7000,0 255 3154,7 47,1 174 68,2

1943 4980,0 259 2552,0 51,3 140 54,1

Таблица 2

Выполнение плана комбайновой уборки МТС Алтайского края

за период с 1940 по 1943 г. ^ .

Годы План Выполнение плана

Всего, тыс. га В % к уборочной площади з/бобовых культур Выработка 15-футовый комбайн, га Всего, тыс. га В % к плану уборки Выработка 15-футовый комбайн, га В % к плану

1940 2323,0 81,6 270 1916.6 82,4 218 80.7

1941 2303.0 78.8 254 1536,8 66,5 170 66,9

1942 -1998,8 47,6 222 857.9 43,0 95 42,8

1943 1450,0 51,1 . 162 771.2 58,1 86 53,1

Из приведенных в таблицах данных, взятых комиссией из годовых отчетов МТС (за 1943 г. данные текущей отчетности), объем тракторных работ, выполненных МТС в колхозах, уменьшился в 1943 г. по сравнению с 1940 г. в 1,8, а комбайновой уборки в 2,5 раза. Несмотря на резкое уменьшение задания план тракторных работ в этом году был выполнен на 51,3%, а комбайновой уборки на 53,1%.

Такая работа МТС не могла не сказаться отрицательно на полеводстве колхозов. Правила элементарной агротехники перестали соблюдаться, понизилась урожайность, сократились посевные площади. В выступлении первого секретаря Алтайского крайкома КПСС на совещании директоров МТС и секретарей РК ВКП(б) в начале 1944 г. указывалось, что в 13 колхозах Шарчинского района земля так изуродована, что ее невозможно пахать не только конной тягой, но даже тракторами - сплошной ковер пырея.

Комиссией не только был дан анатиз работы МТС, но и были сделаны предложения по всем рассматриваемым вопросам, например, направленные на улучшение работы МТС. Наряду с другими рекомендациями комиссия предлагата организовать на базе Пушкинского и Воронежского сельскохозяйственных институтов Алтайский сельскохозяйственный институт - готовить по примеру Управления трудовых резервов механизаторов в школах системы НКЗ СССР на протяжении двух лет, создать стабильные механизаторские кадры в МТС. переведя всех трактористов, комбайнеров и бригадиров на положение штатных работников, предоставить МТС право планировать виды тракторных работ по маркам тракторов, при организации оплаты труда поставить ее в зависимость от конечного результата труда - урожая.

Выводы комиссии были учтены в предложениях Алтайского крайкома ВКП(б) и крайисполкома по оказанию помощи краю, внесенных в конце 1943 г. в ЦК ВКП(б) и правительство.

В соответствии с просьбами краевых организаций Алтайскому краю была оказана значительная помощь. В декабре 1943 г. СНК СССР принял специальное Постановление «О неотложных мерах по ремонту и восстановлению тракторов к полевым работам 1944 г. по Алтайскому краю». В начале 1944 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР в Постановлении «По подъему сельского хозяйства Алтайского края», обратили особое внимание на коренное улучшение работы машинно-тракторных станций.

Край получил значительное количество дефицитных запасных частей. В 1944 г. в трудных условиях войны МТС получили 150 новых гусеничных тракторов. Было организовано 5 новых МТС. Все это наряду с огромной шефской помощью запасными частями и в организации ремонта предприятий края, с усилением внимания и качеством подготовки механизаторских кадров и повышением их квалификации, огромным трудовым подъемом тружеников села на заключительном этапе войны позволило в 1944-1945 гг. успешно провести ремонт техники и улучшить работу МТС.

В Алтайском крае, как и в целом по стране, в эти годы повышается производительность машинно-тракторного парка. Однако к концу войны выработка на трактор и комбайн в МТС края была значительно ниже, чем в 1940 г.

;> Перелом в техническом обслуживании колхозов Алтая в ходе продолжавшейся войны был ярким доказательством преимуществ социалистической системы сельского хозяйства,

*

50 ЛЕТ СПУСТЯ Ч

П.М. Антипов, председатель совета ветеранов Железнодорожного района г. Барнаула

Я участник Великой Отечественной войны, инвалид II группы, пенсионер, подполковник в отставке. В 1948 г. по собственной просьбе был уволен в запас Советской Армии.

К этому времени у меня была семья из 3 человек. Уволен в воинском звании старшего лейтенанта в возрасте 26 лет.

По прибытию на место жительство, где я родился, вырос и откуда был призван в 1941 г. в ряды РККА (с. Лебяжье Павловского района), конечно, встат вопрос о работе. Но когда вставал на учет в райвоенкомате, мне предложили должность преподавателя физического воспитания Павловского зооветеринарного техникума. Я дал согласие.

Руководителем (директором) этого техникума была отличный методист и организатор, высококультурная женщина Шварц Екатерина, позже сменил ее Борзенков Иван Георгиевич, с которым я проработал более двух лет.

Мне часто вспоминается случай, когда в моей группе учился бывший секретарь крайкома КПСС Николай Федорович Аксенов - живой черноголовый паренек. На уроках физического воспитания приходилось с ним вплотную сталкиваться. Возможно, мой при-мер офицера-фронтовика в воспитании отразился положительно на их дальнейшей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.