Научная статья на тему 'Слово на литургии в понедельник Светлой седмицы'

Слово на литургии в понедельник Светлой седмицы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово на литургии в понедельник Светлой седмицы»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово на литургии в понедельник Светлой седмицы

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 75-76

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В ПОНЕДЕЛЬНИК СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ

19 апреля 1982 г.

ристос Воскресе!

Каждому человеку известны две несомненные истины: одна — что все непременно умрем, а другая — что умрем неизвестно когда.

Люди по-разному относятся к смерти. Одни, мирясь по необходимости со смертью, наступающей в старости, всякую, по их мнению, «преждевременную» смерть считают нелепой случайностью.

Другие, живущие без разумной цели, смотрят на смерть как на досадную помеху для счастья и, стараясь не думать о ней, ведут себя подобно древним язычникам, которые, как свидетельствует ап. Павел, рассуждали так: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 1:>, 32).

Третьи, признающие загробную жизнь, но находящиеся в разладе со своей совестью, обремененные грехами, боятся смерти как неожиданного зова к расплате за недостойно прожитую жизнь.

Во всех этих случаях «плотской», преданный земным удовольствиям человек инстинктивно отвращается от физической, телесной смерти, не думая или почти не думая о грозящей ему гибельной смерти духовной.

Напротив, «духовный» человек, т. е. искренне верующий и стремящийся жить по закону Христову, не относится так отрицательно к смерти телесной. Конечно и он отдает естественную дань скорби, когда видит смерть своих близких, когда провожает их в «путь всея земли». Но утешаясь надеждой на милосердие Божие, на силу и действенность церковной молитвы, он никогда не впадает в отчаяние. Скорбь его смягчается верой в то, что и смерть физическая есть благодетельное действие промысла Божия, пресечение греха.

Праведные люди были уверены, что не только жизнь, но и телесная смерть — это дары Божии, которые следует принимать с благодарностью, ибо «честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пе. 115,6).

Но душа праведника содрогается при мысли о смерти духовной. Ибо духовная смерть, то есть вечное отчуждение от Бога, — это уже не дар Божий, а союзник греха и диавола (1 Ин. 5,16; Ин. 8,44), лютый враг человека (1 Кор. 15,26).

Памятуя о том, что «при кончине человека открываются дела его» (Сир. 11.27) и что «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10), даже великие праведники страшились иногда своего смертного часа. Так, великий подвижник св. Симеон Столпник, будучи на смертном одре, увещевал своего друга н сподвижника диакона Иоанна: «Всеми силами пекись о душе своей. Один Бог знает, в каком страхе и томлении находится сейчас душа моя».

Но не малодушие и пе недостаток надежды на милосердие Божие были причиной этого страха, а смиренное сознание праведниками своего недостоинства пред Святейшим святых Богом. И это сознание их было тем глубже и сильнее, чем большей степени нравственного совершенства в своих подвигах они достигали.

Каждая живая человеческая душа жаждет личного бессмертия. Она хочет снова увидеть живыми своих некогда умерших близких и

ротных людей. Она хочет вечно жить в мире и любви, в счастье и радости, в постоянном общении с самым Источником вечной жизни и бла женства.

И вот ныне, в дти всерадостные дни праздника Светлого Христова Воскресения, Церковь возвещает нам третью великую и непреложную истину: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Пасха Христова — это праздник дивной победы над смертью и телесной и духовной. «Смерти празднуем умерщвление...» — слышим мы ликующие слова пасхального канона. «Смертию смерть разорена, лежит окаянная без дыхания» — не раз в течение года напомнит нам эту святую истину вдохновенный церковный песиописец (Тропарь З-п песни воскресного канона на утрени 6-го гласа).

Конечно, смерть еще не окончательно уничтожена, ибо, по слову Божию, лишь в конце времен «последний враг истребится — смерть» (1 Коп. 15,26; Откр. 20,14). Однако «хотя мы еще и умираем прежней смертью, — говорит св. Иоанн Златоуст,— но в ней не остаемся». Бели верующий во Христа после смерти непременно оживет, притом жизнью лучшей, чем нынешняя земная, то эго не смерть. И Св. Церковь, говоря о телесной смерти праведников пли вообще скончавшихся в общении с нею, в вере и покаянии, слово «смерть» обычно заменяет словом «сон» или «успение». «Христос, востав от мертвых, начаток усопших бысть», — говорит св. Иоанн Златоуст в своем неповторимо прекрасном пасхальном «Огласительном слове».

По нужно помнить и о том, что когда наступит время, «в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия», то «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ип. 5,28—29).

И потому Св. Церковь учит нас не о таком бессмертии, для которого ничего не нужно делать и трудиться. Нет, она внушает нам, что мы, с помощью благодати Божией, должны еще здесь на земле воскреснуть духовно, чтобы стать пригодными для будущей жизни со Христом. А для этого нужно с чистым сердцем последовать за Христом, вверить Ему свою земную судьбу, со смирением п любовью взять на себя благое иго исполнения Его святых заповедей. И тогда Он исполнит данное Им обетование: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет» (Пн. 12,26).

Каждый вдумчивый христианин ясно сознает свое недостоипетво пред Богом, ибо, как говорит св. апостол Иаков, «все мы много согрешаем» (Пак. 3,2). По верующий во Христа знает и то, что Сам Господь, совершивший дело искупления и ставший Первенцем из мертвых, -хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2,4). Он есть «Спаситель всех человеков,, а наипаче верных» ( 1 Тим. 4, 10).

И если мы, по любви к Нему, будем сколько возможно стараться жить лучше, чище, духовно целеустремленнее; если станем, насколько хватает сил, отвращаться от зла, удаляя от себя все, что тревожит палим совесть; если в сердце нашем не будет места злобе, вражде, зависти, унынию, гневу; если душа наша будет наполнена смирением и благоговением пред Богом, то Воскресший Господь приблизится к нам, осенит пас Своим милосердием, согреет Своей живительной любовью. п смерть духовная не будет иметь над. нами никакой власти.

«Смерть, где твое жало? Ад. где твоя победа?» Воекресе Христос Жпзнодавец—воскреснем и мы с Мим! Аминь.

Христос воекресе! Христос воекресе! Христос воекресе!

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.