Научная статья на тему 'Слово о посте'

Слово о посте Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово о посте»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово о посте

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 27-29

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

СЛОВО О ПОСТЕ

озлюбленные о Господе братия!

В послании к Евреям св. апостол Павел говорит верующим: «Наставляйте друг друга ... ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (3, 13—14).

«ПарахаЛеше еаитоис;»— значит в данном месте: убеждайте друг друга в необходимости сохранить верность Христу, призывайте друг друга неотступно следовать за Ним, просите друг друга не ослабевать в трудах и подвигах ради исполнения Его святых заповедей, — ибо только таким путем возможно для нас действительно облечься «в Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 13, 14).

Будучи ныне приглашен взойти на эту кафедру, и я почитаю своим долгом исполнить это апостольское увещание и обращаюсь к вам с наставлением о святом воздержании, как чрезвычайно важном способе возгревать наше усердие в подвиге последования Христу.

Почему я избрал эту тему для моего слова к вам? — Этому есть две главные причины. Одна заключается в том, что для спасительной жизни по духу воздержание столь же необходимо, как и любовь, милосердие и вера (Гал. 5, 22—23). Вторая состоит в том, что мы уже вступили или готовимся вступить в период внутренней подготовки к празднику Св. Пасхи, которая, согласно древнейшей церковной традиции, требует от нас поста, усиленной молитвы, духовного очищения и вообще разумного воздержания от всего, что может уводить в сторону от пути следования за Христом.

Событие славного Воскресения Христова открыло нам вход в вечное Его царство (2 Петр. 1, 11). Слово Божие говорит нам, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все Оживут... Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших» (1 Кор. 15, 22.20). Но, конечно, невозможно вступить в это царство, не воскреснув духовно, не совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового — по образу Создавшего его (Кол. 3, 9—10).

Именно поэтому в самом акте нашего духовного рождения — в таинстве святого крещения — неразрывно сочетаются две вещи: бла-

годатный дар новой жизни во Христе и обещание доброй совести Христу, за нас умершему и воскресшему. «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились.. . мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертных славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 3—4).

Приняв крещение, человек еще не становится достойным вечной жизни. Правда, в нем восстанавливается расположение души к добру, желание жить для Христа. Богословы называют это изменение человека к лучшему первоначальным оправданием. Но праведность, полученная в крещении, может быть и утрачена человеком. Слишком велик соблазн плотской жизни — по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8). И тот, кто внимателен к себе, кто проверяет свои мылси и поступки, подвергая их на суд слова Божия и своей совести, тот часто, к прискорбию своему, видит, как далек он от христианского идеала святости и чистоты. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас», — говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов (1 Иоан. 1,8).

Конечно, в крещении мы освобождаемся от всякой греховной скверны и получаем благодатную помощь для дальнейшей доброде-

тельной и угодной Богу жизни. Но «если нужно получить царствие,— говорит св. Иоанн Златоуст, — то недостаточно освободиться от греха, но еще нужно много упражняться и в добродетелях» (На поел, к Ефес. Бес. 16, I). — «Для сохранения чистоты нам не достаточно только креститься и уверовать: но, если мы желаем приобрести совершенную светлость, то должны вести достойную того жизнь. А это Бог предоставил нам самим» (На Иоан. Бес. 10, 3).

«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14,23). Изъясняя это место, известный русский подвижник XIX века епископ Феофан Затворник писал: «Исполнивший все заповеди, благоукрашает свою душу всякими добродетелями и делает сердце свое храмом, достойным быть обителью Господа. Он (Господь) и вселяется в него тогда. Он в нем бывает с минуты святого крещения и еще преискрен-нее приобщается с ним во святом причастии. Но, помогая ему в жизни святой, все еще не всецело успокаивается в нем, потому что, пока не водворятся в душе все добродетели чрез исполнение заповедей,— в ней все еще остаются следы страстей, — неприятный Господу запах греха. Он и не успокаивается в нем, как бы не доверяя ему и еще только изготовляя Себе покойную в нем обитель. Когда же душа освятится добродетелями, тогда уже Он благонадежно входит в нее, как в дом и обитает спокойно, нетревожимый неприятными Ему движениями греха и страстей» (Письма к одному лицу в Петербурге. СПб., 1881, с. 26—27).

Православная Церковь с древнейших времен приготовляет верующих к достойному празднованию Св. Пасхи посредством продолжительного сорокадневного поста, называемого Великим. Самая продолжительность его имеет целью напомнить о том духовном подвиге и борении, в котором пребывал в пустыне искущаемый от диавола Господь наш Иисус Христос (Мф. 4,2). Строгое воздержание в пище имеет целью то же укрепление духовных сил и достижение внутренней сосредоточенности, которой достиг Он — наш Подвигоположник — Своим полным воздержанием от пищи.

По учению Православной Церкви пост есть Божественное установление (Мф. 6, 18; 9, 15), соблюдавшееся святыми апостолами (2 Кор. 6,5) п завещанное Церкви посредством апостольского предания (см. Апостольские Постановления, 5, 13: «Да сохраняется у вас пост четы-редесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем»).

Цель поста заключается в создании такого внутреннего настроения души, при котором человек, смиряя себя пред Богом и признавая свою греховность и недостоинство, в то же время делает усилие пресечь свою греховную волю, отрешиться от греховных навыков и решительно пойти навстречу милующей и спасающей благодати Божией.

О целях и значении поста в жизни православного христианина ярко говорят песнопения, исполняемые в дни подготовки к Великому посту и отчасти в дни самого поста.

Еще за три недели до начала св. четыредесятницы поется умилительная молитва: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию».

Евангельские чтения о мытаре и фарисее, о блудном сыне — предостерегают верующего от ложного понимания поста и указывают ему путь к посту истинному и полезному для души. Перед самым наступлением четыредесятницы, в так называемое Прощенное воскресенье, совершается трогательный обряд, во время которого верующие испра-

шивают друг у друга прощение взаимных обид, помня слова Господа: чЕсли вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6, 14).

В самые дни поста Церковь напоминает постящимся о том, что шинный пост есть не простое воздержание от пищи, но «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, отлучение похотей» (Стихира на стих, в понедельник вечера 1-й седмицы) и «от всякия ЭДцественныя страсти отчуждение» (Стих, на стих, во вторник вечера

1-и седм.).

Но с особенной силой раскрывается сущность поста в трогательно#, много раз в день повторяемой молитве св. Ефрема Сирина, где Церковь испрашивает, как дары милости Божией, следующие плоды •покаянного настроения и воздержания:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любо-началия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми jjatfy Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуж-дати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Возлюбленные о Господе братия!

У каждой церкви есть свои обычаи. Разнообразными способами выражают они благоговение пред величием Божиим и возбуждают в душе молящихся чувства и настроения, приличные христианину. И в дни, предшествующие светлому празднику Воскресения Христова, различным образом совершается подготовка к достойной его встрече. Но за этим многообразием форм скрывается одно и то же — для всех нас общее, святое и обязательное. Это — желание проверить нашу верность своему Господу, испытать свою совесть, вспомнить: не нарушили Ли мы в чем либо обетов, данных при святом крещении. Это — решимость отказаться от греховных пристрастий, от злых и порочных дел, от всякой вражды и неприязни. Это — смиренная мольба о прощении наших падений и о новом очищении душ наших от всякой греховной скверны, удаляющей от Бога. Это — просьба о помощи в нашем повседневном служении Христу, в исполнении Его заповедей, в борьбе с грехом. Это — наконец, смиренное предание себя милосердию Божию в надежде на то, что «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» (2 Кор. 4, 14), если только не пребудем беспечными в исполнении Его воли.

Пусть же эти святые чувства, желания, стремления и надежды наполняют сердца наши в наступающие предпасхальные недели и дни. Пусть возгорится в нас огонь Божественной любви к нашему Искупителю, друг ко другу и ко всем. Пусть оставленный нашим Спасителем мир приносит свои драгоценные плоды в нашей личной, семейной и общественной жизни, в наших церквах, во всем христианском братстве и во всем мире.

Бог же, богатый милостью (Ефес, 2, 4), да освятит нас (1 Сол. 5,23), да поможет нам пребыть пред Ним неоскверненными и непорочными (2 Петр. 3,14), соединенными в любви (Кол. 2,2). И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца и промышления наши во Христе Иисусе (Фил. 4,7) Господе нашем. Аминь.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.