Научная статья на тему 'Слово на литургии в неделю 24-ю по Пятидесятнице'

Слово на литургии в неделю 24-ю по Пятидесятнице Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово на литургии в неделю 24-ю по Пятидесятнице»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово на литургии в неделю 24-ю по Пятидесятнице

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 159-161

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ 24-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

25/12 ноября 1979 года

«Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Нфсс. 2, 19).

«Д кю мои ближний?.. Иди, и ты поступай гак же» (Лк. 10,29.37).

дной из важнейших истин благочестивой нашей веры является то, что мир, в котором мы живем, существует не сам но себе, но создан Всемогущим Творцом по Его неизреченной любви и благости. Другой, не менее важной и спасительной истиной является то, что любом, Бога к созданному Им миру не оскудела и после грехопадения людей, которое внесло в этот мир расстройство, нравственную испорченность, физическую и духовную смерть. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ип. 3, 16).

Творец не хочет погубить Свое создание. Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2,4). Он есть Спаситель всех человеков (1 Тим. 4,10), и потому терпеливо ждет обращения каждого грешника и готов каждому искренне кающемуся и желающему исправить свою жизнь открыть Свои любвеобильные отцовские объятия.

Но, увы, люди часто остаются глухими и равнодушными к спасительным Божественным призывам. Беспечная и суетная греховная жизнь делает многих жалкими безвольными существами, рабами собственных пороков, а иногда и активными поборниками зла. В том мире, который вышел некогда из рук Творца чистым, светлым и прекрасным, мы видим подчас примеры глубокого нравственного падения, видим проявления гордости, эгоизма, вражды, ненависти и злобы. Наряду с Царством Божиим, с Царством света и красоты существует в мире и мрачная область, греха, которую Слово Божие называет «областью темной» (Лк. 22,53), областью «сынов противления» (Кол. 3,6) и «сынов века сего» (Лк. 16,8).

Нельзя указать точно границу между Царством Божиим и областью «мира сего». О Царстве Божием Господь сказал однажды: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», пли: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20—21). Но и об области «мира сего» нельзя сказать с полной мверенностыо: «вот, оно здесь», или: «вот, там», ибо граница между Царством Божиим и царством греха проходит через сердце каждого ::з нас. Размышляя об этом, великий русский писатель сказал, что в мире диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей.

Но хотя и нельзя указать точно эту границу, каждый из нас чувствует, где и когда начинает усиливаться грех, где и когда христианин должен проявить мудрость и мобилизовать свои духовные силы, чтобы противостать мирским соблазнам и явить себя верным и добрым воином Христовым. Живя в этом мире, мы не можем так или иначе не соприкасаться с люди,ми, проникнутыми духом мира сего,— мира, где царствуют, по словам св. апостола Иоанна Богослова, «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ип. 2,16). Но и пребывая

и мире, мы обязаны, если хотим жить по правде, по закону Христову; хранить себя неоскверненными от мира (Иак, 1,27).

Трудно и безотрадно было бы жить христианину на земле, если бы он был предоставлен самому себе, подобно утлому челноку, плывущему среди огромных вздымающихся вокруг пего волн житейского моря, готовых опрокинуть и потопить его. Он ощущал бы себя в этом мире, подобно одинокому никому не нужному страннику и прищельцу, на которого смотрят если не с презрением, то с равнодушием, а призывы и увещания которого о жизни в Боге и для Бога оказываются гласом вопиющего в пустыне.

Ыо вот, в только что слышанном нами апостольском чтении наше внимание привлекают к себе следующие замечательные слова: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Ефес. 2, 19). У вас есть родной Отчий дом, где всегда царит атмосфера любви, где у Божественной Трапезы и в совместных — с братьями и сестрами но вере — молитвах к общему Небесному Отцу вы всегда найдете необходимую поддержку и утешение. Вы «свои Богу», то есть, близкие и дорогие Ему дети, которых Он всегда готов выслушать, приласкать и согреть Своей отеческой любовью.

Вы — сограждане святым, ибо от купели святого крещения удостоены гражданства в том небесном Отечестве, где пребывают, прославляя Господа, тьмы Ангелов, где ликует торжествующий собор первенцев, написанных на небесах, куда призваны и вы, как участники в небесном звании (Евр. 3,1), крестившиеся во Христа (Рим. 6,3) и напоенные Духом Святым (1 Кор. 22, 13).

Слово Божие, постоянно звучащее в Св. Церкви, учит нас, что все истинно верующие во Христа составляют одну семью или один великий народ Божий. Основной закон жизни этого народа — любовь к Богу и к ближним. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10,27). Такой ответ, как говорит сегодняшнее евангельское чтение, Господь дал на вопрос некоего законника: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

Законник нс удовлетворился однако этим ответом и снова спросил Господа: «а кто мои ближний?» Этот человек полагал, что любовь к людям можно ограничить только теми, кого необходимо признавать своими ближними. Тогда Спаситель предложил ему выслушать притчу о том, как один человек на пути из Иерусалима в Иерихон подвергся нападению разбойников, был изранен ими и остался едва жив. Из проходивших там же людей оказал ему помощь тот, кого, казалось бы, менее всего можно было ее ожидать. Это был не священник из Иерусалимского храма и не левит, которые равнодушно прошли мимо своего попавшего в беду единоплеменника, а самарянин, то есть представитель той части населения Палестины, которую евреи презирали, считая самарян хуже язычников и избегая какого бы то ни было общения с ними.

И этот-то самарянин, не задумываясь, поспешил оказать всю возможную с его стороны помощь несчастному. «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» — спросил Господь вопрошавшего его законника. Тот «сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, п ты поступай так же» (Лк. 10. 30- 37).

Вдумываясь в это повествование, мы легко заметим, что Господь не стал отвечать на поставленный Ему вопрос законника: «а кто мой ближний?» Он просто отклонил этот вопрос, как неуместный и показывающий слишком узкое понимание законником Божественной запо-

веди о любви. Вместо -ло; о Господь Своей притчей о милосердном са-марянине научил и законника, и каждого из нас тому, что нам нужно мо спрашивать, кто наш ближний, а самим стараться быть ближними :!о пн! мнению ко всем, кто нуждается в нашей помощи, участии и побвп.

В разные времена и при разных обстоятельствах любовь к ближним может принимать различные формы. Это может быть и материальная помощь нуждающимся, и забота о больных пли престарелых людях. Но это может быть и разумный совет, и доброе участливое слово привета или утешения, обращенное к тому, кого постигла скорбь или жизненное испытание. Это может быть и искренняя молитва о небесной помощи человеку, пребывающему в заблуждении или в плену греховных страстен.

По, как чада Церкви Христовой, как «сограждане святым и свои Вогу» мы должны всячески избегать равнодушного отношения к горю других люден и отнюдь не уподобляться тем двум лицам из притчи и милосердном самарянине, которые вместо любви к ближнему обнаружили душевную черствость и жестокосердие.

«Блажснн милостивип, яко т пи помилованп буду т» (Мф. 6,7). Св. Церковь напоминает нам об этой заповеди многократно и различным образом. Сегодня же она делает это еще и тем, что чествует память святого Иоанна Милостивого, который никогда и никому не отказывал it посильной помощи, за что и воепрпял неоскудевающее богатство в обителях Небесного Отца.

Будем же просить Господа, чтобы Он Сам помог нам нелицемерно, искрение воз.побить 17го, нашего Бога и Спасителя! И ближних наших, всех нуждающихся в помощи, поддержке, участии и молитве, постараемся любить как самих себя. Это не легко для нашего сердца, подчас слишком занятого собой и мало побуждавшего себя к подвигу братолюбия. Но невозможное людям возможно Богу (Лк. 18,27). И Он. при наличии у нас доброй воли, поможет нам в исполнении Его святых заповедей, указывая на которые, Он говорит каждому человеку: «Гак поступай и будешь жить» (Лк. 10,28). Аминь.

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ 25-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

9 декабря/26 ноября 1973 г.

сегодняшнем евангельском чтении рассказывается о чудесном пснелеппп Господом нашим Иисусом Христом тяжело больной парализованной женщины, «восемнадцать лет имевшей духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк. 13, К)—17). Мы незнаем об истинной причине болезни этой несчастной страдалицы. Может быть, подобно расслабленному, тридцать восемь лет находившемуся в болезни и исцеленному Господом у Овчсй купели в Иерусалиме (Пи. 6, 2—14), она страдала за какие-либо свои прежние тяжкие грехи. Но также (возможно, что, как и в случае с исцелением слепорожденного (Ин. 8, 1 — 7), не согрешила ни она, ни родители се, но все произошло для того, чтобы и на ней «явились дела Божии».

Правда, одно выражение евангелиста как будто бы указывает нам па связь немошн этой женщины с действием злых сил. Евангелист за-

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.