Научная статья на тему 'Слово на литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице (1973)'

Слово на литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице (1973) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово на литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице (1973)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово на литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице (1973)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 161-163

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

веди о любви. Вместо -ло; о Господь Своей притчей о милосердном са-марянине научил и законника, и каждого из нас тому, что нам нужно мо спрашивать, кто наш ближний, а самим стараться быть ближними :!о пн! мнению ко всем, кто нуждается в нашей помощи, участии и побвп.

В разные времена и при разных обстоятельствах любовь к ближним может принимать различные формы. Это может быть и материальная помощь нуждающимся, и забота о больных пли престарелых людях. Но это может быть и разумный совет, и доброе участливое слово привета или утешения, обращенное к тому, кого постигла скорбь или жизненное испытание. Это может быть и искренняя молитва о небесной помощи человеку, пребывающему в заблуждении или в плену греховных страстен.

По, как чада Церкви Христовой, как «сограждане святым и свои Вогу» мы должны всячески избегать равнодушного отношения к горю других люден и отнюдь не уподобляться тем двум лицам из притчи и милосердном самарянине, которые вместо любви к ближнему обнаружили душевную черствость и жестокосердие.

«Блажснн милостивип, яко т пи помилованп буду т» (Мф. 6,7). Св. Церковь напоминает нам об этой заповеди многократно и различным образом. Сегодня же она делает это еще и тем, что чествует память святого Иоанна Милостивого, который никогда и никому не отказывал it посильной помощи, за что и воепрпял неоскудевающее богатство в обителях Небесного Отца.

Будем же просить Господа, чтобы Он Сам помог нам нелицемерно, искрение воз.побить 17го, нашего Бога и Спасителя! И ближних наших, всех нуждающихся в помощи, поддержке, участии и молитве, постараемся любить как самих себя. Это не легко для нашего сердца, подчас слишком занятого собой и мало побуждавшего себя к подвигу братолюбия. Но невозможное людям возможно Богу (Лк. 18,27). И Он. при наличии у нас доброй воли, поможет нам в исполнении Его святых заповедей, указывая на которые, Он говорит каждому человеку: «Гак поступай и будешь жить» (Лк. 10,28). Аминь.

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ 25-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

9 декабря/26 ноября 1973 г.

сегодняшнем евангельском чтении рассказывается о чудесном пснелеппп Господом нашим Иисусом Христом тяжело больной парализованной женщины, «восемнадцать лет имевшей духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк. 13, К)—17). Мы незнаем об истинной причине болезни этой несчастной страдалицы. Может быть, подобно расслабленному, тридцать восемь лет находившемуся в болезни и исцеленному Господом у Овчсй купели в Иерусалиме (Пи. 6, 2—14), она страдала за какие-либо свои прежние тяжкие грехи. Но также (возможно, что, как и в случае с исцелением слепорожденного (Ин. 8, 1 — 7), не согрешила ни она, ни родители се, но все произошло для того, чтобы и на ней «явились дела Божии».

Правда, одно выражение евангелиста как будто бы указывает нам па связь немошн этой женщины с действием злых сил. Евангелист за-

мечасг, что «сию дочь Авраамову связал сатана» и что Господь благоволил ныне «освободит!, (ее) от уз сих» (ст. 16). Вспомним однако историю святого праведного многострадального Иова. Ведь о нем Сам Господь засвидетельствовал, что «нет такого, как он, на земле», что он «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1,8). И тем не менее, зная непоколебимую верность Иова и желая прославить праведника и показать всему человечеству, на сколь великое терпение способен он в своей верности и преданности Творцу п Промыслителю, Господь попустил сатане причинить Иову тягчайшие страдания, поставив диаволу единственное условие, чтобы он не смел коснуться его души.

Из жизни и посланий святого апостола Павла мы знаем также, что тяжкие телесные страдания можно рассматривать с двух сторон: и как результат яростного нападения врага Божия, и как спасительное промыслительное действие Отца милосердия и Бога всякого утешения (2 Кор. 1,3), Который хочет, чтобы испытанная посредством скорбей и искушений вера страждущего человека оказалась «драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале н чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Петр. 1,7). Помните, как апостол Павел писал коринфянам о своих скорбях и перенесенных нм страданиях: «От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали ... (я) был безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти» (2 Кор. 11, 23—25). Вспоминая эти свои раны апостол называл их не только «жалом в плоть, ангелом сатаны» (2 Кор. 12,7), но и благословенными «язвами Господа Иисуса» па теле своем (Гал. 6,17).

Наконец, из времен, гораздо более близких к нам, припомним известные страдания преподобного п богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, который с изумительным терпением и смирением перенес жестокое нападение на него злых людей, надеявшихся пай: и у него, великого бессребренника и нищелюбца, золото. После этого преподобный Серафим на всю жизнь остался согбенным от понесенных им телесных повреждений; но эта согбенность является для нас умиляющим сердце свидетельством той великой нравственной борьбы со злом, из которой преподобный вышел полным победителем. Извести.), что он горячо заступился за злодеев, после того как спустя некоторое время они были обнаружены. Когда их хотели предать законному наказанию, то преподобный Серафим обнаружил высочайшее благородство души, решительно заявив, что навсегда уйдет из своей оба гели н вообще покинет тот крап, если с ними что-шгбудь сделают. Растроганные этим разбойники порвали со своим преступным прошлым.

Если мы обратимся теперь к более внутреннему духовному смыслу сегодняшнего евангельского рассказа, от образ скорченной женщины, которую связал своими узами сатана, не напомнит ли нам о том, что нередко бывает уже не с телом, а с душой нашей? Обремененные грехами, впадающие в сомнения и малодушие, не бываем ли мы виновниками того, что душа становится немощной, связанной, согбенной, пригнетенной к земле и не чувствующей в себе силы распрямиться? Носящие в самой богозданпой природе нашей нетленные черты образа Божия, призванные чрез искупление быть чадами Божиими и «открытым лицом ... взирать на славу Господню», преображаясь в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3, 18), не утрачиваем ли мы вследствие расслабления нашей волн и нашей беспечной жизни «по стихиям мира,

<а но но Христу» (Кол. 2,8) достоинство христианина, призванного к бг.;-.-.уподоблению н к святой жизни во Христе?

«Я,- - говорит нам в сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел. — узник в Господе, умоляю вас поступать достойно зва-

! П°

имя, и которое вы призваны» (Ефес. 4, 1). Святое звание христианина, получаемое нами в священных таинствах крещения и миропомазания, будучи великой почестью, которой мы удостоиваемся, в то же время ко многому обязывает нас.

Прежде всего, будучи членами тела Христова, членами Его Святой Церкви, мы должны чувствовать себя не чужими друг другу, не предоставленными самим себе одиночками, невнимательными к другим и болезненно обидчивыми, когда дело касается нашей собственной личности, но должно поступать «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Ефес. 4, 2—3).

Живя в обществе, где не все являются христианами, но все составляют предмет заботливого попечения Божия, Который «хочет, чтобы все .поди спаслись и достигли познания истины», мы должны проводить «жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2,4.2). Именно такой жизнью будет святиться великое и всеспасительное имя Божие, будет расти и укрепляться добрая слава Церкви, возвышаться наше христианское достоинство.

Будучи плотью от плоти и кровию от крови своего народа, христианин должен с особенным достоинством исполнять свой патриотический долг. Этот священный и радостный долг должны выполнять и мы, русские люди, научаясь лучшим примерам подлинно христианского патриотизма у великих святых Божиих, таких как святой благоверный великий князь Александр Невский, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский, святой священномуче-ппк патриарх Гермоген, и памятуя, что великое множество известных своей святостью верных сынов нашего Отечества на протяжении многих веков усердно молилось о том, чтобы наша страна всегда была бого-хранимой и Святой Русью.

В нашей семейной и частной жизни мы также призваны являть достоинство нашего звания, создавая вокруг себя атмосферу любви и мира, следуя замечательному завету преподобного Серафима Саровского: «Стяжи себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя!»

Звание христианина есть то бесценное сокровище, которое несравненно превосходит все ценности мира сего. Оно есть та драгоценная жемчужина (Мф. 13, 45—46), ради приобретения которой слышащий слово Христово и разумеющий готов пожертвовать всем, что имеет, как пожертвовал когда-то всем своим прошлым великий просветитель нашего народа святой равноапостольный великий князь Владимир. Этим званием дорожили и с достоинством несли его бесчисленные сонмы святых мучеников, исповедников, преподобных и праведников, ведомых миру и неведомых, всем сердцем возлюбивших Господа, помышлявших о горнем более, чем о земном, всегда помнивших слова нашего Спасителя: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцсм Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Еф. 10, 32—33).

Потщимся же быть слышащими и разумеющими слова Господни. Будем воздерживаться от любых дел, слов и мыслей, наносящих ущерб нашему святому христианскому званию. В случае греховных падений будем внимательны к себе и усердны в деле покаяния и исправления. Ныне же вознесем молитву к Целителю душ и телес наших. Господу и Спасителю нашему, чтобы Он благодатию Своею помог нам распрямиться духовно и со смиренным сознанием своего великого нравственного долга достойно нести все обязанности, возлагаемые чудным, радостным и священным званием христианина, которого мы удостоены по неизреченной к нам милости Божией. Аминь.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.