Научная статья на тему 'Слово на литургии в неделю 23-ю по Пятидесятнице. О христианской кончине'

Слово на литургии в неделю 23-ю по Пятидесятнице. О христианской кончине Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово на литургии в неделю 23-ю по Пятидесятнице. О христианской кончине»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово на литургии в неделю 23-ю по Пятидесятнице. О христианской кончине

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 152-155

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ 23-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ О ХРИСТИАНСКОЙ КОНЧИНЕ

1958 г.

«Христианокия кончины живота нашего безболезненны, 'непостыдны, мирны и добр а го ответа на страшнем Судищи Христове просим».

8

дней тому назад, в так называемую Дмитриевскую родительскую субботу, мы совершали молитвенное поминовение дорогих нам усопших, прося у Господа прощения и оставления их прегрешений и вечного упокоения их душам в селениях праведных.

Но исполняя этот долг любви по отношению к преждеотшедшим отцем и братиям нашим, мы не можем и не должны забывать о том, что некогда и сами последуем за ними в «путь всея земли», как об этом напоминает нам св. Церковь словами:

«Земнии убо, от земли создахомся и в землю туюжде пойдем...» Вот почему уместно и благовременно, после недавнего поминовения усопших, обратиться ныне к самим себе, к ожидающей нас нашей собственной участи и, «помянув нашу краткую жизнь», посвятить хоть немного времени и нашего внимания вопросу о непостыдной христианской кончине.

Каждому человеку известны две неоспоримые истины: одна — что все непременно умрем, и другая — что умрем неизвестно когда.

И казалось бы, твердо зная о неизбежности нашей смерти и о возможности внезапной кончины, мы не можем оставаться равнодушными, но должны постоянно бодрствовать и трезвиться, дабы страшный час смертный не застиг нас врасплох.

Но простое ведение не есть еще разумное знание, способное будить дремлющую душу, властно понуждая ее к деятельности, труду и подвигу. И, к великому прискорбию, мы обычно видим себя пребывающими в изумительной беспечности и ничем не оправданном легкомыслии.

От лица кающегося грешника, осознающего это свое легкомыслие, св. Церковь так восклицает в одном из тропарей покаянного канона:

«Како не имам плакатися, егда помышляю смерть? Видех бо во гробе лежаща брата моего бесславна и безобразна! Что убо чаю? И на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние!»

Откуда же проистекает такая удивительная беспечность наша относительно всей участи в будущей вечной жизни? И почему, несмотря на эту беспечность, Господь до сих пор щадит нас и не лишает столь небрежно хранимого нами дара земной жизни?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к Слову Божию, к Священному Писанию, где содержатся все сокровища разума и ведения, где можно найти ответ на любой вопрос, касающийся нашего спасения.

Св. апостол Павел пишет в послании к га латам: «Плость желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5, 17).

Человек был создан Богом как существо, состоящее из «души словесной (т. е. разумной)» и «тела благолепнаго», причем все в природе

человека было так устроено Творцом, чтобы «тело служило словесной луше», помогая ей достигать богоуподобления и через это становиться живым храмом Пресвятый Троицы.

Но грех наших прародителей Адама и Евы, перешедший наследственно на всех людей, нарушил то благодатное согласие, которое существовало между душой человека и его телом. Злое, греховное начало поселилось в слабейшей части человеческой природы, в плоти человека, а стало усиленно воинствовать против разумной души, всячески склоняя ее к лености, земным удовольствиям и греху.

И этот гибельный разлад между душой и телом человека превратился в могущественный закон растленной грехом человеческой природы.

Я, — говор-ит св. апостол Павел, — нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку (т. е. но разумной душе) нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих (т. е. в плоти вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного... Бедный у человек! кто избавит меня от сего тела смирти?» (Рим. 7, 21—24).

Душа человека бессмертна. Она ясно ощущает свою неразрушимость, свое бессмертие, и потому услаждается законом Христовым, тяготеет к нему, хочет исполнять его, ибо это единственный путь к достижению блаженной участи в вечной жизни за гробом. «Душа всякого человека — по природе христианка», — говорил известный христианский философ конца II века Тертул.тнан.

Зато обреченное на смерть греховное тело наше всячески стремится воспрепятствовать душе в достижении ее высокой цели. Тело наше тоже предощущает свою смерть (в немощах, болезнях и различных страданиях), т. е. предчувствует разлучение с душой и последующее обращение в прах. И оно с невероятным упорством противится этому неизбежному событию. Оно не хочет умирать и потому старается даже самую мысль нашу отвратить от памятования о смертном часе. Оно не хочет разлучаться с душой и потому стремится самую душу привязать к себе, отвлечь от спасительного закона Христова, зовущего ее к небесам, — и тем ввергнуть в смерть духовную, т. е. отлучить от общения с Богом.

Силен закон греховного расстройства нашей природы! Ведь не даром св. апостол Павел с великой скорбью и томлением духа восклицает от лица всех верующих во Христа: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?»

Но да не льстит себя никто из нас надеждой, будто бы перед судом Правды Божией мы сможем оправдать себя ссылкой на наши немощи и на великую силу искушения плоти. Ведь «невозможная у человеков возможная суть у Бога» (Лк. 18,27). А каждому из нас неизреченная любовь Божия предоставила широкую возможность невозбранно почерпать от преизобильных источников Благодати Св. Духа, чтобы побеждать в себе грех и искушения нашей плоти, чтобы «сила Божия совершалась в немощи нашей».

«Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе!» — свидетельствует нам тог же самый боговещанный учитель и богопроповедник св. апостол Павел.

Почему же Господь щадит нас до сих пор, несмотря на нашу леность, беспечность и нерадение о спасении? Обращаясь к совести всякого человека, нерадящего о своем спасении, Апостол говорит:

«Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия.. ? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2, 3-4). '

Вот где лежит истинная причина того, что мы еще до сих пор живы, несмотря на бесчисленное множество грехов наших: в неизреченном милосердии и долготерпении Божием, ожидающем нашего покаяния и исправления.

Господь Иисус Христос незадолго до своих страданий, научил своих слушателей духовной бдительности, сказал им следующую притчу:

«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубить ее» (Лк. 13, 6—9).

По объяснению Свв. Отцов и Учителей Церкви бесплодная смоковница изображает собой грешника, нерадящего о своем спасении. Это — все мы с вамп, возлюбленные, достойные по грехам нашим всякого осуждения и наказания. И давно уже свершился бы над нами грозный и праведны'! Суд Божий, если бы не было у нас великого Ходатая Господа нашего Иисуса Христа, умоляющего небесного Отца своего подождать еше немного: не принесем ли плода.

Какие же выводы должны мы сделать из всего сказанного?

1- й вывод. Пора, возлюбленные, пробудиться нам от тяжкого сна лености, смежающего очи пашей души, пока не пришел еще час грозного Суда Божия и ангел смерти не осенил нас своими крылами.

Преподобный Иларион Великий от младенчества начал служить Богу и своим!! подвигами достиг святости и дара чудотворения. Но и он страшился суда Божия на смертном одре и старался утешить свою болезнующую душу такими словами: «Изыдн, что боишися? Изы-дп, душе моя, что сомневаешися? Семьдесят почти лет служила ты Христу, и смерти боишися!»

А великий и преславный среди подвижников благочестия преподобный Симеон столпник, восемьдесят лет простоявший на столпе в молитвенном бодрствовании, при разлучении души от тела возопил к другу своему диакону св. Иоанну:

Всеми силами, Иоанне, пекись о душе твоей, да возможешь без великого смущения встретить час смертный и пройти через мрачные мытарства. Только один Бог знает, в каком страхе и трепете пребываю я ныне! ..»

Ужели и зги примеры из жизни великих угодников Божиих не послужат нам к вразумлению и своевременному исправлению. Ведь Слово Божие ясно говорит нам: «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешник где явится?»

2- й вывод состоит в том, что для нашей же пользы мы должны чаще размышлять о своей смерти.

«Помни о конце твоем, — говорит премудрый сын Сирахов, — и во-век не согрешишь» (Сир. 7,39).

Миогия подвижники для непрестанного памятования о смерти имели в своих кельях человеческий череп или спали в гробах, приготовленных для своего погребения.

Господь не требует от нас столь великих подвигов, по вспоминать о смерти мы должны как можно чаще.

И какую пользу имели бы мы, если бы, отходя ко сну, со вниманием прочитывали известную вечернюю молитву-размышление:

«Владыко Человеколюбче! Неужели мне одр сен гроб будет? Или еще окаянную мою душу просвегиши днем? Се ми гроб предлежит! Се мп смерть предстоит! Суда Твоего, Господи, боюся и муки бесконечный. злое же творя не престаю»...

Наконец, 3-й вывод заключается в следующем: чтобы удостоиться пепостыдной христианской кончины, мы должны много и усердно потрудиться, искореняя в себе при помощи Божией греховные наклонности и привычки и не только сердце, но и самое тело свое очищая и уготовляя в жилище Святаго Духа (1 Кор. 6, 19).

Пред очами нашей веры есть много прекрасных примеров из жизни свв. угодников Божиих, которые неусыпными трудами своими научают пас «презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертен».

Чтобы подражать этим примерам, нужно смиренно молиться о помощи: ведь «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»

(Пс. 50, 19).

Пусть наши молитвы слабы и недостойны — но ведь их всегда готовы поддержать своим ходатайством и ангелы-хранители наши, и весь сонм свв. угодников Божиих, и Преблагословенная Заступница рода христианского—Пресвятая и Пречистая Божия Матерь — «Надежда ненадежных и Спасение отчаянных».

Пусть, наконец, мы настолько немощны, что не умеем даже и моты вся как должно — по ведь по неложпому свидетельству Слова Божия Сам Дух Божий «подкрепляет нас в немощах наших» и «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8,26).

Итак, возлюбленные о Господе братия и сестры, постараемся же остаток нашей краткой земной жизни посвятить достойному приуготов-лешпо себя к вечной жизни.

Пусть чаще набегают на наши глаза благодатные слезы покаяния и сожаления о беспечно прожитых днях и о греховных падениях наших.

Пусть чаще смиряется наше сердце перед все знающим и все видящим Богом и умиляется в благодарном сознании Его безграничной любви и долготерпения к людям.

Да звучат не умолкая и в устах и в сердцах наших святые слова великого Златоуста: «Господи! Даждь ми мысль благу. Господи! Даждь ми слезы, и память смертную, и умиление». Аминь.

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ

В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА В ЧЕСТЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ

21 ноября 1976 г.

аждому разумному и свободному созданию Божию для достижения главной цели его бытия, для стяжания вечной и блаженной жизни в Боге и с Богом необходимо пройти через горнило трудных и ответственных нравственных испытаний. Только на этом пути оно может стать подлинно свободным и счастливым, может развить и укрепить богодарованные духовные силы и способности, соделаться непричастным н неподвластным никакому злу и греху.

Слово Божие говорит нам, что самыми первыми из сотворенных Богом существ подверглись испытанию в верности своему Создателю бесплотные духи или Англеы, среди которых, несмотря на все обилие света, радости и красоты в этом первозданном горнем мире, нашелся отступник и возмутитель, сумевший посредством обольщения увлечь за собой некоторое число приверженцев, которые безрассудную вражду против Бога предпочли блаженному общению с Ним.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.