держки сельского хозяйства, регулирующего финансирование малых, в том числе нерентабельных форм хозяйствования3.
В-третьих, должны быть разработаны правовые механизмы снижения рисков в инвестировании агробизнеса. Инвестиционный риск - это вероятность отклонения фактического дохода от расчетного. Избежать его невозможно. Механизм снижения данного риска может быть создан по следующим направлениям:
- изучение экономических тенденций, способных повлиять на эффективность инвестиционного проекта;
- анализ негативных факторов и оценка вероятности их проявления;
- проведение расчетов для выявления чувствительности проекта4.
Данный механизм позволит повысить эффективность и рентабельность инвестиционных проектов.
Наконец, требуется определить условия и механизм общественного контроля над реализацией проекта, не зря же он именуется национальным. Необходимо предусмотреть обязанность органов местного самоуправления предоставлять заинтересованным лицам информацию о получении кредита, о поступлении субсидий в бюджет, о ходе и результатах реализации национального проекта «Развитие АПК» в целом и т.п.
Залог успешной реализации всех направлений национального проекта «Развитие АПК» - в его комплексности. Поэтапное осуществление запланированных мероприятий по каждому из направлений позволит выйти АПК РФ на новую ступень развития, базирующуюся на современных инвестиционных технологиях, конкурентоспособном производстве и эффективном нормативно-правовом обеспечении.
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от
19 января 2006 г. N 38-р «Об утверждении плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социальноэкономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы). // СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 589;
2 Галиновская Е.А. Основные проблемы государственно-
го регулирования АПК РФ. // Журнал российского права. 2006, №4 с.25;
3 Фонд поддержки сельского хозяйства необходим. // АПК:
экономика, управление. 2007, №5;
4 Мацнева Е. Управление рисками при инвестировании малых форм хозяйствования. // АПК: экономика, управление. 2006, №10
Колкова Н.А.
Оренбургский государственный аграрный университет
СЛОВАРНОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. ДАЛЯ КАК СВОД ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ
В двухтомном сборнике «Пословицы русского народа» В.И. Далем по крупицам собраны сокровища народной мудрости, которые отражают национальную культуру, быт, нравы, обычаи русского народа. В ряде паремий представлены нормы поведения, неписанные правила этикета, закрепленные в русском сознании.
В данной работе нас будет интересовать такая черта русского менталитета как гостеприимство. Мы попытаемся проанализировать пословицы с данной тематикой и выявить, какие правила поведения для хозяина и для гостей отражаются в них.
Интересующие нас единицы представлены в разделе «Гостеприимство» сборника «Пословицы русского народа». В нем отражены приветственные слова, которыми хозяин встречает гостей: Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим!; Просим на избу: красному гостю красное место; У меня хлеб чистый, квас кислый, ножик острый, отрежем гладко, поедим сладко.
Русские пословицы и поговорки свидетельствуют о радушном отношении хозяина к гостям: Принес Бог гостя, дал хозяину пир; Для доброго гостя и хозяин поживиться (добудет, чего нет); Что есть в печи, все на стол мечи; Гость доволен - хозяин рад; Гости на двор, так и ворота на запор (чтобы не выпустить их).
Однако хозяин должен соблюдать ряд норм, предписанных русским этикетом: Потчевать потчуй, а неволить не неволь; Наперед накорми, а там уж поспроси (от обычая не спрашивать гостя даже об имени его, не накормив); Не будь гостю запасен, будь ему рад; однако, Без соли, без хлеба худая беседа; поэтому, Гость на двор, и хвост на стол (т.е. остатки, все, что есть).
Существуют правила и для гостей: Пришел не стой: хозяина не томи; У себя, как хочешь, а в гостях, как велят; Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив; Б чужом
доме не осуждай!; Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!; Ешь - не кроши, а съешь - не проси; От чужого обеда не стыдно и голодному (не евши) встать; По первому зову в гости не ездят; Кто ходит незваный, редко уходит негнанный; Где любят, тут не учащай, а где не любят туда ни ногой! Умей у людей погостить, и к себе запросить, до ворот проводить и опять воротить.
Анализ данных пословиц показал, что они делятся в соответствии с различными моментами приема гостей. Паремии учат как хозяина, так и гостей этическим нормам, поэтому их можно рассматривать как свод правил поведения.
Список использованной литературы:
1. Даль В.И. Пословицы русского народа. - М.: ООО «АСТ», 2004.
Кривцова Л.А.
Оренбургский государственный аграрный университет
КАДРОВЫЙ ПЕРСОНАЛ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ЮЖНОГО УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Общеобразовательные школы Южного Урала постоянно пополнялись новыми кадрами благодаря совместным усилиям федеральных, региональных, местных (муниципальных) органов власти с партийными, общественными, государственными организациями, о чём свидетельствуют следующие данные: за период с 1950 по 2000 гг. численный состав педагогов по РФ увеличился в 2 раза (на 722,4 тыс. чел.); по Южному Уралу в 2,3 раза (на 46,4 тыс. чел.). В исследуемое время наблюдалось уменьшение количества учителей школ региона в 1970-е гг. с 1232 тыс. чел. до 1067 тыс. чел. по РФ и с 63,7 тыс. чел. до 53,1 тыс. чел. по Южноуральскому региону, что было связано с сокращением числа учреждений, классов-комплектов в связи с понижением численности учащихся, переходом на 3-летний срок обучения начальной
ступени. Рост педкадров в 1980-е гг. на 216,7 тыс. чел. по РФ и на 16,1 тыс. чел. по Южному Уралу произошел в результате введения в учебную программу новых предметов и 4летнего срока обучения, начиная с 6-ти лет, что естественно потребовало подготовленных специалистов для школы, выполнения положения реформы (1984 г.) о комплектовании классов с определенным количеством учащихся. Аналогичными чертами обладал учительский корпус в сельской местности региона. В целом за пятьдесят лет на Южном Урале произошло повышение абсолютной численности учителей.
Проведенные нами подсчеты позволили объективно проанализировать качественные изменения и сделать вывод об улучшении кадрового состава педагогов общеобразовательных школ в результате совместной деятельности местных органов власти и усилий общественных и государственных организаций. Так, с 1950 - 2000 гг. на Южном Урале учителей с высшим образованием стало больше на 63,3% (в городе на 61,7%; на селе -61,8%), одновременно произошло уменьшение педагогов с неполным высшим на 14,7% (город - 16,5%, село - 12%), со средним педагогическим образованием на 26,3% (город -34,8%, село - 23,8%). Это положительный момент, так как основную часть персонала школ составляли кадры, окончившие вузы, что непосредственно влияло на качество учебного процесса. В исследуемый период регион отставал от среднероссийского показателя наличия высшего образования. Однако педагогов со средним педагогическим образованием в Южноуральском регионе было больше, чем по стране. Это свидетельствовало о том, что значительное количество кадров со средним специальным педагогическим образованием работало в школах, особенно в сельских [1].
Во второй половине XX века с количественным и качественным составом учительского корпуса Южного Урала происходили циклические изменения, которые выразились в периодах роста и спада. В конце исследуемого периода в Южноуральских школах работало 95,4% учителей, имевших соответствующее высшее и среднее специальное пе-