была предусмотрена ежегодная премия в размере жалованья.
В 1893 г., как сообщалось в газете «Оренбургский край» (№134 от 13 июня 1893 г.), в станице Рассыпной быта открыта винная лавка. Это едва ли не первый пример торговли вином кооперативом. Местный атаман военного отдела Оренбургского казачьего войска разрешил Обществу занятие винной торговлей и позаботился об установлении контроля над операциями винной лавки; ее дела пошли настолько успешно, что расходы на покупку торговых документов быши возвращены буквально за несколько месяцев. Лавка давала в месяц не менее 100 рублей чистой прибыши, ожидаемая прибышь за 1893 г. - 1000 рублей, в следующем году - до 1500 рублей.
Особенностью Южного Урала, в частности Оренбургской губернии, являлся во-1х, большой процент казачества, охваченного потребительской кооперацией (в среднем не менее 30 и до 80%), во-2-х многонациональный состав участников потребительских обществ. При преобладании русского населения, значительный процент национального состава потребительских обществ приходился на татар, башкир и другие национальности. Так, в потребительском обществе станицы Рассыпной, при преобладании русских - 86%, значительный процент составляли татары - 6%, башкиры - 5% и другие национальности - 3%.
Кожемякина Е.А.
Оренбургский государственный аграрный университет Научный руководитель - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Отдела исследования права и законодательных инициатив Бакирова Р.Т.
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»
Разработка национального проекта «Развитие АПК» дает определенные шансы на вывод аграрной отрасли на траекторию устойчивого развития. При этом многое будет зависеть
от того, насколько эффективную систему нормативно-правового обеспечения отрасли, в том числе указанного проекта, удастся создать.
Утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р План действий Правительства РФ по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в качестве особого подраздела предусматривает разработку нормативных правовых актов по реализации приоритетных национальных проектов, в частности в сфере АПК1. Вместе с тем следует учитывать, что правового оформления национальных проектов требуется немало усилий, а также систематизация действующего законодательства. Возможно, определенного пересмотра в связи с национальными проектами потребуют нормы соответствующих отраслей законодательства.
Эффективность действия нормативного акта, регулирующего аграрные правоотношения в рассматриваемой сфере, по мнению Га-линовской Е.А., зависит как минимум от двух параметров: 1) реализуемое управленческое решение отвечает требованиям научной обоснованности, своевременности, целесообразности и соответствует условиям преобразования реальных общественных отношений; 2) нормативный правовой акт юридически правильно оформлен, а именно: верно определены круг регулируемых отношений, субъекты, установлены и определены точным правовым языком права и обязанности участников отношений2.
Можно выделить и другие направления нормативно-правового обеспечения национального проекта «Развитие АПК».
Во-первых, необходимо выделить группу нормативных актов, принятых во исполнение национального проекта «Развитие АПК», в качестве приоритетной в системе аграрного законодательства. Но действие проекта при этом не должно быть ограничено временными рамками, т.к. аграрная отрасль должна иметь постоянные ориентиры.
Во-вторых, в законодательстве следует указать четкие гарантии для конкретных сельскохозяйственных товаропроизводителей в получении дохода от инвестиций, привлекаемых для стимулирования малых форм хозяйствования в АПК. Например, можно предусмотреть создание внебюджетного фонда под-
держки сельского хозяйства, регулирующего финансирование малых, в том числе нерентабельных форм хозяйствования3.
В-третьих, должны быть разработаны правовые механизмы снижения рисков в инвестировании агробизнеса. Инвестиционный риск - это вероятность отклонения фактического дохода от расчетного. Избежать его невозможно. Механизм снижения данного риска может быть создан по следующим направлениям:
- изучение экономических тенденций, способных повлиять на эффективность инвестиционного проекта;
- анализ негативных факторов и оценка вероятности их проявления;
- проведение расчетов для выявления чувствительности проекта4.
Данный механизм позволит повысить эффективность и рентабельность инвестиционных проектов.
Наконец, требуется определить условия и механизм общественного контроля над реализацией проекта, не зря же он именуется национальным. Необходимо предусмотреть обязанность органов местного самоуправления предоставлять заинтересованным лицам информацию о получении кредита, о поступлении субсидий в бюджет, о ходе и результатах реализации национального проекта «Развитие АПК» в целом и т.п.
Залог успешной реализации всех направлений национального проекта «Развитие АПК» - в его комплексности. Поэтапное осуществление запланированных мероприятий по каждому из направлений позволит выйти АПК РФ на новую ступень развития, базирующуюся на современных инвестиционных технологиях, конкурентоспособном производстве и эффективном нормативно-правовом обеспечении.
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от
19 января 2006 г. N 38-р «Об утверждении плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социальноэкономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы). // СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 589;
2 Галиновская Е.А. Основные проблемы государственно-
го регулирования АПК РФ. // Журнал российского права. 2006, №4 с.25;
3 Фонд поддержки сельского хозяйства необходим. // АПК:
экономика, управление. 2007, №5;
4 Мацнева Е. Управление рисками при инвестировании малых форм хозяйствования. // АПК: экономика, управление. 2006, №10
Колкова Н.А.
Оренбургский государственный аграрный университет
СЛОВАРНОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. ДАЛЯ КАК СВОД ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ
В двухтомном сборнике «Пословицы русского народа» В.И. Далем по крупицам собраны сокровища народной мудрости, которые отражают национальную культуру, быт, нравы, обычаи русского народа. В ряде паремий представлены нормы поведения, неписанные правила этикета, закрепленные в русском сознании.
В данной работе нас будет интересовать такая черта русского менталитета как гостеприимство. Мы попытаемся проанализировать пословицы с данной тематикой и выявить, какие правила поведения для хозяина и для гостей отражаются в них.
Интересующие нас единицы представлены в разделе «Гостеприимство» сборника «Пословицы русского народа». В нем отражены приветственные слова, которыми хозяин встречает гостей: Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим!; Просим на избу: красному гостю красное место; У меня хлеб чистый, квас кислый, ножик острый, отрежем гладко, поедим сладко.
Русские пословицы и поговорки свидетельствуют о радушном отношении хозяина к гостям: Принес Бог гостя, дал хозяину пир; Для доброго гостя и хозяин поживиться (добудет, чего нет); Что есть в печи, все на стол мечи; Гость доволен - хозяин рад; Гости на двор, так и ворота на запор (чтобы не выпустить их).
Однако хозяин должен соблюдать ряд норм, предписанных русским этикетом: Потчевать потчуй, а неволить не неволь; Наперед накорми, а там уж поспроси (от обычая не спрашивать гостя даже об имени его, не накормив); Не будь гостю запасен, будь ему рад; однако, Без соли, без хлеба худая беседа; поэтому, Гость на двор, и хвост на стол (т.е. остатки, все, что есть).
Существуют правила и для гостей: Пришел не стой: хозяина не томи; У себя, как хочешь, а в гостях, как велят; Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив; Б чужом