Научная статья на тему 'Потребительское Общество казачьей станицы Рассыпной в конце XIX в'

Потребительское Общество казачьей станицы Рассыпной в конце XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительское Общество казачьей станицы Рассыпной в конце XIX в»

денсатной залежи месторождения, подтвердившую его масштабы (разведали 1660 млрд. куб. м газа) [6]. К 1971г. в области уже быши первые ростки газовой индустрии. Основные фонды этой отрасли к 1971 г. составляли почти 17млн. рублей. Было проложено 1200 км. газовых магистралей. С Совхозного месторождения ежесуточно подавалось в Оренбург и Башкирию 5 млн. кубометров природного газа. Из Бугурусланской группы, с Покровского и Ро-динского месторождений в г. Куйбышев подавалось в сутки по 1,5млн. кубометров газа. К 1 января 1971г. в области уже добыто 14 млрд. кубометров газа.

Таким образом, с открытием газоконденсатного месторождения была решена проблема снабжения области газом, к тому же открывались перспективы создания мощного газового комплекса, влияющего на экономику не только СССР, но и всей Европы.

Список использованной литературы:

1. Н.Д. Кованько. Направление разведочных работ на газ на территории Оренбургской области. // Нефтегазонос-ность Оренбургской области и некоторые вопросы бурения на нефть и газ. Свердловск-Оренбург, 1959, С. 13.

2. Мерзабеков М.А. Голубой огонь Оренбуржья. Летопись создания нового района газовой индустрии на Южном Урале. Челябинск, 1973. С.23

3. Иванов А. Дорога на газовый океан. Челябинск, 1977. С.14.

4. Кузнецов В.Н. Мы газовики Оренбуржья. Оренбургский газохимический комплекс: люди, прожитое, перспективы. Оренбург, 2004. С. 15.

5. Сапожников И.А. Стройка века. Оренбург, 2006. С. 9.

6. Воронов А.М., Цвирко О.В. Оренбуржье на подъеме. Челябинск, 1975. С.134.

Ковылин Д.А.

Оренбургский государственный университет

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЫ РАССЫПНОЙ В КОНЦЕ XIX В.

В казачьих районах Южного Урала, в частности, в Оренбургской губернии, нашли отражение и развитие практически все виды кооперативных объединений, существовавших в России и в крае во второй половине XIX-начале XX века. Кооперативные объединения в казачьих станицах не существовали изолированно, им были присущи многие особенности и характерные черты кооперации России и на Южном Урале.

Возникновение потребительской кооперации в Оренбургской губернии относится к началу 80-х годов XIX века. Первое Оренбургское Общество потребителей открылось 11 марта 1882г. Его устав был утвержден 29 октября 1892г. Целью его деятельности было «доставлять своим членам необходимые предметы потребления хорошего качества по возможности по дешевой цене и...дать им средства из прибылей по операциям общества».

Первые потребительские общества в казачьих станицах Оренбуржья стали открываться еще в конце XIX в. Так, в станице Рассыпной, Общество потребителей открыло свои действия 17 марта 1892 г. Численность на момент открытия - 245 человек, на 1 мая этого же года - 312 чел. 11 апреля состоялись выборы председателя и членов Правления. Основной состав - казаки (277 человек). Общее собрание созывалось не реже одного раза в месяц, в случае необходимости созывались чрезвычайные собрания. Основным занятием Общества являлась торговля. На заседании Правления основной задачей Общества было названо обеспечение населения станицы и близлежащих поселков товарами первой необходимости. 16 апреля в станице Рассыпной был открыт магазин, кооператоры организовали регулярное снабжение хлебом (цена 2 - 4 коп., а также другими продуктами, цены на которые были умеренными. Кроме продуктов в магазине имелись и различные хозяйственные товары (посуда, лампы и т.д.). Кроме торговли Общество занималось закупкой сельскохозяйственного оборудования и семян для посева. При Обществе была организована и производственная деятельность: открыта пекарня, налажено столярное производство (12 человек). Минимальное жалованье в кооперативе составляло 10 рублей в месяц, среднее - 32 рубля. Общество занималось культурно-просветительской деятельностью. В первую очередь было организовано обучение грамоте, предполагалось открыть клуб, библиотеку, о чем имеются сведения в газете Оренбургский листок от 18 мая 1892 г. Общество осуществляло страхование своих членов (обязательное и добровольное) и оказывало нуждающимся материальную помощь. За особо активную работу

была предусмотрена ежегодная премия в размере жалованья.

В 1893 г., как сообщалось в газете «Оренбургский край» (№134 от 13 июня 1893 г.), в станице Рассыпной была открыта винная лавка. Это едва ли не первый пример торговли вином кооперативом. Местный атаман военного отдела Оренбургского казачьего войска разрешил Обществу занятие винной торговлей и позаботился об установлении контроля над операциями винной лавки; ее дела пошли настолько успешно, что расходы на покупку торговых документов были возвращены буквально за несколько месяцев. Лавка давала в месяц не менее 100 рублей чистой прибыли, ожидаемая прибыль за 1893 г. - 1000 рублей, в следующем году - до 1500 рублей.

Особенностью Южного Урала, в частности Оренбургской губернии, являлся во-1х, большой процент казачества, охваченного потребительской кооперацией (в среднем не менее 30 и до 80%), во-2-х многонациональный состав участников потребительских обществ. При преобладании русского населения, значительный процент национального состава потребительских обществ приходился на татар, башкир и другие национальности. Так, в потребительском обществе станицы Рассыпной, при преобладании русских - 86%, значительный процент составляли татары - 6%, башкиры - 5% и другие национальности - 3%.

Кожемякина Е.А.

Оренбургский государственный аграрный университет Научный руководитель - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Отдела исследования права и законодательных инициатив Бакирова Р.Т.

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»

Разработка национального проекта «Развитие АПК» дает определенные шансы на вывод аграрной отрасли на траекторию устойчивого развития. При этом многое будет зависеть

от того, насколько эффективную систему нормативно-правового обеспечения отрасли, в том числе указанного проекта, удастся создать.

Утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р План действий Правительства РФ по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в качестве особого подраздела предусматривает разработку нормативных правовых актов по реализации приоритетных национальных проектов, в частности в сфере АПК1. Вместе с тем следует учитывать, что правового оформления национальных проектов требуется немало усилий, а также систематизация действующего законодательства. Возможно, определенного пересмотра в связи с национальными проектами потребуют нормы соответствующих отраслей законодательства.

Эффективность действия нормативного акта, регулирующего аграрные правоотношения в рассматриваемой сфере, по мнению Га-линовской Е.А., зависит как минимум от двух параметров: 1) реализуемое управленческое решение отвечает требованиям научной обоснованности, своевременности, целесообразности и соответствует условиям преобразования реальных общественных отношений; 2) нормативный правовой акт юридически правильно оформлен, а именно: верно определены круг регулируемых отношений, субъекты, установлены и определены точным правовым языком права и обязанности участников отношений2.

Можно выделить и другие направления нормативно-правового обеспечения национального проекта «Развитие АПК».

Во-первых, необходимо выделить группу нормативных актов, принятых во исполнение национального проекта «Развитие АПК», в качестве приоритетной в системе аграрного законодательства. Но действие проекта при этом не должно быть ограничено временными рамками, т.к. аграрная отрасль должна иметь постоянные ориентиры.

Во-вторых, в законодательстве следует указать четкие гарантии для конкретных сельскохозяйственных товаропроизводителей в получении дохода от инвестиций, привлекаемых для стимулирования малых форм хозяйствования в АПК. Например, можно предусмотреть создание внебюджетного фонда под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.