Научная статья на тему 'Основные тенденции подготовки учителей Южного Урала в 1990 е гг'

Основные тенденции подготовки учителей Южного Урала в 1990 е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
17
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции подготовки учителей Южного Урала в 1990 е гг»

Гамалеевской и других в начале XX века получили кооперативные магазины и лавки, открывавшиеся потребительскими обществами. Цены в них были весьма умеренными, а перед Рождеством и Пасхой скидки на товары в указанных выше станицах достигали 30%, что было в среднем на 10% больше средней цифры по Оренбургской губернии.

17 марта 1902г. открыло свои действия Краснохолмское Общество потребителей. На 1 января 1903г. в него входило 420 человек, к 1 января 1905г. в 685, а к 1907г. в 728. В 1913 году данное потребительское общество насчитывало уже 968 членов, в 1916 в 1150, а к 1917г. число их составило 1355 человек. Основной капитал общества вырос с 35100 рублей в 1905 г. до 67300 в 1913 г., т.е. почти в 2 раза, а запасный за этот же период времени более чем в 2 раза -с 12850 до 27600 рублей соответственно.

Прибыль в Обществе распределялась следующим образом: 10% направлялось на социальные нужды, 20% - на культурно-просветительные цели, 30% шло на выплату жалованья, 40% выделялось на пополнение капитала Общества. Паевой взнос в данном обществе был определен в 20 рублей, а вступительная (тогда ее называли вступная) плата в в один рубль.

Основным занятием Общества была торговля в в станице Краснохолмской работало 4 кооперативных магазина, в соседних селениях было открыто 5 магазинов, относящихся к Краснохолмскому Обществу потребителей. В 1908 году в станице Краснохолмской открыли кооперативную столовую, которая во многом облегчала задачу организации питания для местных жителей. Благодаря доступным ценам (например, супы стоили от 2 до 10 коп., каши в от 3 до 12 коп., пельмени в от 2 до 10 коп.) ею могли пользоваться практически все желающие.

При Обществе существовал страховой отдел, ведавший вопросами страхования кооператоров и их имущества. Культурно-просветительский отдел занимался просвещением народных масс, обучением грамоте входивших в Общество станичников и их семей. В станице Краснохолмской была организована начальная школа для обучения детей, создавались различные кружки, открылся клуб, развивалась творческая самодеятельность.

Экономический отдел потребительского общества занимался снабжением станицы Краснохолмской и соседних селений сельхозмашинами и необходимым сельскохозяйственным инвентарем, однако при выполнении этой задачи возникали различные преграды, поскольку для закупки необходимого оборудования за границей была необходима валюта, а что касается российских заводов, то существовали проблемы, связанные с обеспечением их сырьем и топливом. Однако несмотря на трудности, в 1905г. Обществом было закуплено сельскохозяйственного инвентаря на сумму 12500 рублей, семян для посева в на 5750 рублей; в 1910 году сельхозинвентаря приобретено на сумму 24600 руб, семян в на 13600 руб.; в 1913г. эти суммы составили соответственно 28800 руб. и 16700 руб. А в 1916 году Общество закупило сельскохозяйственного инвентаря на 36800 рублей и семян для посева на сумму 32500 рублей. Это свидетельствует о том, что потребительская кооперация в казачьих станицах, в частности, в Краснохолмской, оказывала содействие сельскому хозяйству, снабжая его необходимым инвентарем и посевным материалом.

Кривцова Л.А.

Оренбургский государственный аграрный университет Научный руководитель - д.и.н., профессор Кораблева Г.В.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ЮЖНОГО УРАЛА В 1990-е гг.

Социально-экономические преобразования в 1990-е гг. основательно изменили требования к политике кадрового обеспечения сферы образования, в частности общеобразовательных учреждений.

Общее число высших учебных заведений, выпускающих учителей на Южном Урале увеличилось с 6 в 1990 г. до 10 в 2000 г. Самые известные: Оренбургский государственный педагогический университет (ОГПУ), Шадринский пединститут (ШГПИ), Челя-

бинский государственный педагогический университет (ЧГПУ).

В 1990-е годы наблюдалась тенденция увеличения численности студентов педвузов. Всего на Южном Урале в 2000/01 уч. г. по отношению 1990/91 уч. г. она возросла в 2,3 раза (на 34698 чел.). Например, за этот период количество студентов в ЧГПУ увеличилось на 7045 чел., а ШГПИ - на 1079 чел. Соответственно возрос выпуск педагогов в 1,7 раза (6811 чел.). Несмотря на указанные положительные тенденции подготовки учителей, существовали кадровые проблемы в школе. Так, в учреждения образования Курганской области с середины 1990-х гг. трудоустраивалось только 30 -40% выпускников вузов, одновременно с этим уходили педагоги в другие отрасли, возросло количество учительских вакансий. Подобная ситуация наблюдалась в других областях региона. Особенно в тяжелом положении оказалась сельская школа Южного Урала. По квалификационному составу педагогов она также традиционно отставала от города в 1990 г. на 10,5%, в 2000 г. на 14,1%, несмотря на произошедшее увеличение педагогов с высшим образованием на 29%.

Наряду с ростом числа студентов педвузов и выпуском, повышением уровня образованности работающих педагогов в 1990-е гг., проблема миграции специалистов из сел в города приняла первостепенное значение. В связи с этим, существенное внимание стало уделяться вопросу распределения выпускников в конце 1990-х гг. Так, направления на работу в 2000 г. в Челябинской области получили 76,4% педагогов [1]. В результате особую актуальность и значимость приобрело создание в каждой области исследуемого региона службы при педвузах, способной осуществлять согласованную кадровую политику по распределению высококвалифицированных педагогов для школы, в большей степени сельских общеобразовательных учреждений.

Таким образом, в исследуемый период, основными тенденциями подготовки учителей были следующие: увеличение общего

числа высших учебных заведений, готовящих учителей на Южном Урале, рост численности студентов педвузов и их выпуска; улучшение квалификационного состава педкадров.

Список использованной литературы:

1. Подсчитано автором по: Областной статистический ежегодник: Стат.сб. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области/. - Оренбург, 2005. - С.200,206; Высшие и средние специальные учебные заведения Курганской области на начало 2000/2001 учебного года. Стат.сб. /Госкомстат России Курганоблкомгосстат./. -Курган, 2000. - С.5,8; Высшие учебные заведения Челябинской области. 2003/2004. /Стат.сб./ Челябоблком-стат. - Челябинск, 2003. - С.12,15,45,47.

Молощенков А.Н.

Оренбургский государственный аграрный университет

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УКРАИНЦЕВ ОРЕНБУРЖЬЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Политика советского правительства способствовала нивелированию национального самосознания широкого круга людей, в том числе процессам ассимиляции подверглись и украинцы, проживавшие на территории Оренбургской области. Для многих называться русскими стало гораздо удобнее, нежели украинцами. Все это привело к снижению числа представителей данной национальности на территории края.

Подобные выводы были сделаны Комитетом администрации Оренбургской области по делам национальностей и связям с религиозными организациями по итогам Всероссийской переписи населения, проведенной в 2002 году. Так в Ежегодном докладе за 2004 г. говорится: «Уменьшение количества... украинцев на 25096 чел. (снижение на 24,6% по сравнению с численностью украинского населения области в 1989 г.) связано с процессами смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков и естественной ассимиляции. Это привело к тому, что удельный вес украинцев в области снизился с 4,7% в 1989 г. до 3,5% в 2002 г....» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.