Научная статья на тему 'Возрождение национального самосознания украинцев Оренбуржья в постсоветский период'

Возрождение национального самосознания украинцев Оренбуржья в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрождение национального самосознания украинцев Оренбуржья в постсоветский период»

бинский государственный педагогический университет (ЧГПУ).

В 1990-е годы наблюдалась тенденция увеличения численности студентов педвузов. Всего на Южном Урале в 2000/01 уч. г. по отношению 1990/91 уч. г. она возросла в 2,3 раза (на 34698 чел.). Например, за этот период количество студентов в ЧГПУ увеличилось на 7045 чел., а ШГПИ - на 1079 чел. Соответственно возрос выпуск педагогов в 1,7 раза (6811 чел.). Несмотря на указанные положительные тенденции подготовки учителей, существовали кадровые проблемы в школе. Так, в учреждения образования Курганской области с середины 1990-х гг. трудоустраивалось только 30 -40% выпускников вузов, одновременно с этим уходили педагоги в другие отрасли, возросло количество учительских вакансий. Подобная ситуация наблюдалась в других областях региона. Особенно в тяжелом положении оказалась сельская школа Южного Урала. По квалификационному составу педагогов она также традиционно отставала от города в 1990 г. на 10,5%, в 2000 г. на 14,1%, несмотря на произошедшее увеличение педагогов с высшим образованием на 29%.

Наряду с ростом числа студентов педвузов и выпуском, повышением уровня образованности работающих педагогов в 1990-е гг., проблема миграции специалистов из сел в города приняла первостепенное значение. В связи с этим, существенное внимание стало уделяться вопросу распределения выпускников в конце 1990-х гг. Так, направления на работу в 2000 г. в Челябинской области получили 76,4% педагогов [1]. В результате особую актуальность и значимость приобрело создание в каждой области исследуемого региона службы при педвузах, способной осуществлять согласованную кадровую политику по распределению высококвалифицированных педагогов для школы, в большей степени сельских общеобразовательных учреждений.

Таким образом, в исследуемый период, основными тенденциями подготовки учителей были следующие: увеличение общего

числа высших учебных заведений, готовящих учителей на Южном Урале, рост численности студентов педвузов и их выпуска; улучшение квалификационного состава педкадров.

Список использованной литературы:

1. Подсчитано автором по: Областной статистический ежегодник: Стат.сб. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области/. - Оренбург, 2005. - С.200,206; Высшие и средние специальные учебные заведения Курганской области на начало 2000/2001 учебного года. Стат.сб. /Госкомстат России Курганоблкомгосстат./. -Курган, 2000. - С.5,8; Высшие учебные заведения Челябинской области. 2003/2004. /Стат.сб./ Челябоблком-стат. - Челябинск, 2003. - С.12,15,45,47.

Молощенков А.Н.

Оренбургский государственный аграрный университет

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УКРАИНЦЕВ ОРЕНБУРЖЬЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Политика советского правительства способствовала нивелированию национального самосознания широкого круга людей, в том числе процессам ассимиляции подверглись и украинцы, проживавшие на территории Оренбургской области. Для многих называться русскими стало гораздо удобнее, нежели украинцами. Все это привело к снижению числа представителей данной национальности на территории края.

Подобные выводы были сделаны Комитетом администрации Оренбургской области по делам национальностей и связям с религиозными организациями по итогам Всероссийской переписи населения, проведенной в 2002 году. Так в Ежегодном докладе за 2004 г. говорится: «Уменьшение количества... украинцев на 25096 чел. (снижение на 24,6% по сравнению с численностью украинского населения области в 1989 г.) связано с процессами смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков и естественной ассимиляции. Это привело к тому, что удельный вес украинцев в области снизился с 4,7% в 1989 г. до 3,5% в 2002 г....» [1].

С распадом Советского Союза национальные меньшинства остро ощутили необходимость в восстановлении своей духовной связи с исторической родиной, что возможно было достичь только путем возрождения всего культурного пласта своего этноса.

Именно поэтому 24 июля 1992 г. создается Оренбургская областная украинская культурно-просветительская общественная организация им. Т. Г. Шевченко.

Украинское культурно-просветительное общество оказало большое влияние на развитие фольклора. Оно способствовало объединению 37 фольклорных коллективов, в которых в 1995 г. увлеченно работало более 1500 самодеятельных и профессиональных артистов [2].

Нельзя сказать, что общество возникло на пустом месте. Его созданию предшествовал длительный процесс, связанный с консолидацией украинских граждан на Оренбургской земле. В частности большую роль в этом сыграло проведение мероприятий посвященных памяти Т. Г. Шевченко под общим названием «Шевченковский март».

Расширение сферы деятельности Оренбургской областной украинской культурно-просветительской общественной организации им. Т. Г. Шевченко, привело к созданию в области 27 марта 1993 года и института Тараса Шевченко. Однако основатели института столкнулись с весьма сложной проблемой, вот что писал по этому поводу один из его создателей Л. Н. Большаков: «Острейшим для нас является вопрос о собственных кадрах образованных специалистов в украинском языке, украинской литературе, украинской истории» [3].

Именно начало 90-ых годов стало периодом, в котором зародились и многие другие общественные организации, преимущественно сконцентрированные в местах компактного проживания украинцев. Для примера назовем только несколько из них: Де-дуровская украинская общественная организация, Богдановская украинская общественная организация, Украинская общественная организация с. Украинка Сакмарского района и др. И самое главное, что многие из созданных тогда обществ сохранились и продолжают активно действовать сегодня.

Все это говорит о том, что в постсоветском периоде национальное самосознание украинцев возросло, а деятельность, осуществляемая самой активной частью этого этноса, приводит к сохранению украинских культурных ценностей на оренбургской земле.

Список использованной литературы:

1. Региональная этнокультурная политика, межэтнические и этноконфессиональные отношения в Оренбуржье: Ежегодный доклад, 2004. — Оренбург, 2005. — С. 5.

2. Федорова А. В. Украинцы в контексте оренбургской истории // Украинцы в Оренбургском крае: Материалы научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня пребывания Т. Г. Шевченко в Оренбургском крае. — Оренбург, 1997. — С. 37.

3. Большаков Л. Н. Институт Тараса Шевченко (Первые итоги) // Национальные проблемы народов Оренбуржья: история, современность: Материалы научно-практической конференции, г. Оренбург, 15 октября 1993 г. — Оренбург, 1993. — С. 36.

Назарова Ю.В.

Оренбургский государственный аграрный университет Научный руководитель -д.и.н., профессор Амелин В.В.

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ)

На современном этапе развития страны повышается роль неправительственных организаций, институтов гражданского общества в социальной деятельности. Особую роль при этом играют религиозные организации, традиционно участвующие в реализации проектов в сфере благотворительности. Работа религиозных организаций была прервана в советское время. В период либерализации в годы «перестройки» и позднее вопрос о восстановлении социальной сферы в деятельности религиозных организаций ставился особенно остро [1].

По состоянию на 28 января 2004г. по Челябинской области Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации зарегистрированы 261 религиозная организация [2]. 137 из них относятся к Русской православной церкви [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.