В то же время необходимо отметить, что наблюдается увеличение числа третьекурсниц со средним и ниже среднего уровнем результатов за счет их мало-выраженного снижения с уровнем выше среднего, так как они активно готовятся к участию в студенческом внутривузовском фестивале здоровьесберегающих фитнес-технологий в образовательном пространстве «Мир движений» и дополнительно занимаются фит-
нес-комплексом во внеурочное время.
Студентки четвертого курса, изучая другие виды фитнес-аэробики, не получают достаточного тренирующего эффекта из-за одноразовых занятий на кафедре физической культуры и у них выявляется снижение параметров физической подготовленности практически во всех используемых тестах.
Статья поступила 25.11.2014 г.
Библиографический список
1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие. 2-е изд., сте-реот. М.: Кнорус, 2012. 240 с.
2. Власов Е.А. Мониторинг физического развития и физической подготовленности студентов основной группы здоровья (мужского состава) НИ ИрГТУ // «Восток - Россия - Запад». Современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта: сб. мат-лов Меж-дунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 13-14 сентября 2011 г.). Иркутск: Аспринт, 2011. Т. 2. С. 16-19.
3. Гусев Е.А. Мониторинг физического развития студентов // Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии: сб. ст. I Междунар. телеконф. 2010.
4. Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001. 448 с.
5. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. М.: Советский спорт, 2005. 196 с.
6. Изаак С.И. Научно-технический проект: мониторинг физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи // Приоритеты и перспективы физической культуры и массового спорта в условиях индустриально-инновационного развития: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (Астана, 21-24 ноября 2013 г.). Астана: Изд-во ТОО «Дэме», 2013. С. 171-173.
7. Койпышева Е.А., Рыбина Л.Д., Лебединский В.Ю. Динамика физического развития студенток технического вуза (вторая функциональная группа здоровья) // Вестник ИрГТУ. 2013. № 4 (75). С. 254-260.
8. Лебединский В.Ю., Шпорин Э.Г. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе: учеб.
пособие / под ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского, доц. Э.Г. Шпорина. Иркутск: изд-во ИрГТУ, 2013. 302 с.
9. Мониторинг здоровья субъектов образовательных процессов в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев, Е.С. Маслова, Н.С. Мельникова, Э.Г. Шпорин / под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.
10. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиа Сфера, 2002. 312 с.
11. Рыбина Л.Д., Койпышева Е.А., Лебединский В.Ю. Анализ физического развития студенток технического вуза первой функциональной группы здоровья в течение учебного года // Вестник ИрГТУ. 2014. № 2 (85). С. 312-316.
12. Смирнов Ю.Н. Здоровье будущего специалиста как проблема развития нации // Физическая культура и спорт в системе образования: мат-лы XIII Всерос. науч.-практ. конф. (Красноярск, 22-24 апреля 2011 г.). Красноярск: Изд-во СФУ, 2011. С. 371-375.
13. Совершенствование физического воспитания школьников: монография / А.И. Завьялов, В.Ю. Лебединский, Д.Г. Миндиашвили, И.И. Шикота. Иркутск: Изд-во ООО «Ме-гапринт», 2007.
14. Физическое развитие и физическая подготовленность детского населения Иркутска: монография / И.Ю. Сидорова. И.Н. Герасимова, М.В. Ларина, В.Ю. Лебединский. В 3 кн. / под ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. Кн. 2. Школьники. 156 с.
15. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура: учебник для студентов вузов. Минск: Теслей, 2003. 528 с.
УДК 81-2
СЛОИСТАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА ДЕНЬГИ В КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ (ТРАДИЦИОННЫЕ И АКТУАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАНТЫ)
© А.Ю. Корбут1, Ли Хуйцзы2
Иркутский государственный университет,
664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.
Проанализированы репрезентанты концепта деньги в китайском языке, исследована его слоистая структура. Предпринята попытка сопоставить репрезентацию древнего слоя концепта с его современной репрезентацией для выявления динамики. Репрезентация традиционного слоя концепта деньги проанализирована на основе анализа китайских сказок. Репрезентация актуального слоя выявлена методом анкетирования. Ил. 2. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: концепт; слои концепта; репрезентанты концепта; диахронический анализ.
1 Корбут Александра Юрьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры филологии и методики Педагогического института, тел.: 89149226476, e-mail: [email protected]
Korbut Aleksandra, Doctor of Philology, Professor of the Department of Philology and Methodology of Pedagogical Institute,
tel.: 89149226476, e-mail: [email protected]
2Ли Хуйцзы, аспирант, тел.: 89500938899, e-mail: [email protected]
Li Huizi, Postgraduate, tel.: 89500938899, e-mail: [email protected]
LAYERED STRUCTURE OF THE CONCEPT MONEY IN THE CHINESE LANGUAGE (TRADITIONAL AND ACTUAL REPRESENTATIONS) A.Yu. Korbut, Li Huizi
Pedagogical Institute of Irkutsk State University, 6 Nizhnyaya Naberezhnaya St., Irkutsk, 664011, Russia.
The article analyzes the representatives of the concept MONEY and its layered structure in the Chinese language. In order to reveal the dynamics the authors make an attempt to compare the representation of the ancient layer of the concept with its modern one. The representation of the traditional layer of the concept MONEY is analyzed on the basis of Chinese fairy tales, while the representation of the topical layer is identified using the method of questioning. 2 figures.10 sources.
Key words: concept; concept layers; concept representatives; diachronic analysis.
Одной из важных задач современной лингвистики является изучение того, как познание изменений действительности отражается в языке. В результате познавательной деятельности человек вынужден кате-горизовать отдельные участки концептуальной картины мира. Процесс категоризации новых явлений идет параллельно с процессами их номинации и размещения в нужном участке языковой картины мира.
Одним из базовых понятий в науках о человеке является понятие концепта. В концепте как единице знания о мире, элементе памяти фиксируется большой ряд предметов со сходными свойствами или охватывается класс реалий. Поскольку концепт - это многомерное образование со сложной структурой и многочисленными функциями, единства мнений относительно понятия концепта у специалистов нет. В данной работе используется обобщенное определение концепта, предложенное В.Ю. Прокофьевой [2]: «дискретная, объемная в смысловом отношении единица, единица мышления или памяти, отражающая культуру народа». Представление о «незавершенности, зачаточности» концепта [3] для данной работы неактуально, так как здесь исследуется в первую очередь развившийся, сформировавшийся, активный концепт деньги (далее КД).
Диалектика развития концепта есть процесс развития его репрезентации, в связи с чем это исследование сосредоточено на выявлении репрезентантов КД и их разноаспектном анализе. Поэтому достаточно близким к научной позиции авторов является определение концепта В.В. Колесова как «диалектического единства потенциально возможных в явлении образов, значений и смыслов словесного знака» [4].
Основные тенденции в развитии лингвистической концептологии состоят в рассмотрении концептов в коллективном и в индивидуальном сознании, в изучении групп и тематических полей концептов, в описании динамики развития концептов, в анализе концептов, ограниченных рамками определенного дискурса, в выявлении специфики содержания этих ментальных образований в сознании определенных социальных групп общества [10]. Исследованию подвергаются также лингвокультурные типажи, своеобразные концепты, которые воспринимаются как знаки своей или чужой культуры, например, «русский интеллигент», «американский супермен», «английский чудак» и др.
И.А. Стернин концепт трактует как «комплексную мыслительную единицу, которая в процессе мысли-
тельной деятельности поворачивается разными сторонами, актуализируя в процессе мыслительной деятельности свои разные признаки и слои» [8]. Говоря о слоистой структуре концепта, этот исследователь не заостряет внимание на диалектическом процессе его структурирования. Процесс структурирования концепта есть процесс исторический. Каждая эпоха развития языка оставляет свои следы в структуре концептов. Особенно это относится к концептам базовым, которые являются наиболее древними, в связи с чем имеют разветвленные связи и сложную структуру.
В данном исследовании под термином «репрезентант» мы понимаем: план языкового выражения концепта - совокупность лексических, паремических, фразеологических единиц, номинирующих и описывающих данный объект [7].
Поскольку понятие «концепт» на настоящем этапе развития лингвистики еще окончательно не определено, здесь мы предлагаем добавить еще два свойства: это ментальное национально-специфическое образование, имеющее слоистую структуру, в которой отражается процесс развития концепта, понимаемый как обретение и потеря смысловых связей с другими концептами.
Весьма сложной и до сих пор удовлетворительно не разработанной является проблема типологии концептов. Существующие классификации их довольно приблизительны, не охватывают всех типов концептов и смешивают разные принципы выделения классов концептов. Основываясь на типологии концептов, описанной Ц.Ц. Огдоновой [6], мы определяем свойства КД.
Н.Ф. Алефиренко выделяет познавательные и художественные концепты. Познавательный концепт -это мыслительное образование, замещающее в сознании неопределенное множество однородных предметов. Концепт выступает заместителем реальных предметов, действий, признаков или свойств объективного познания. Художественный концепт - это мыслительное образование, которое не имеет жестко детерминированной связи с реальной действительностью и не подчинено законам логики, однако он значительно информативнее познавательного [1]. Интересующими нас свойствами слоистости структуры, исторической динамичностью (понимаемой как непрерывное развитие) обладает именно познавательный концепт; КД относится к познавательным.
Происходящие в обществе перемены сопровож-
даются нарастанием множества проблем в общественной жизни. Среди таких проблем можно выделить в первую очередь проблему интереса к деньгам, напрямую связанную с жизнью человека в обществе, в коллективе, определяющую его поведение, пристрастия, уровень развития потребностей, отражающую индивидуальные и национальные особенности языковой личности, культурные обычаи и традиции, социальный статус и духовный мир человека.
По мнению Ю.С. Степанова, «деньги - один из базовых концептов культуры, участвующих в категоризации мира сегодня» [9]. Так косвенно Ю.С. Степанов говорит о динамической структуре этого концепта. И это вполне справедливо, поскольку деньги - одно из базисных понятий человеческого опыта, неотъемлемый атрибут современной цивилизации. Соответственно типологии Ц.Ц. Огдоновой КД относится к базовым концептам.
М.В. Никитин, корректируя типологию концептов, поясняет некоторые аспекты: «В зависимости от типа отображаемых объектов в структуре концептов в разной комбинации могут быть представлены или отсутствовать в качестве составляющих ...такие ... как: чувственный образ, отвлеченное понятие, имплика-тивный потенциал и оценочно-прагматическая значимость» [5]. Исходя из данного аспекта КД относится к чувственным.
Сегодня нет стран, которые не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимостей. Несмотря на различие в национальных ценностных ориентирах, существует реальная возможность создать мощный межкультурный мост для взаимовыгодного диалога. И таким средством становится межнациональная бизнес-коммуникация, приобретающая в настоящее время поистине огромный размах и становящаяся вследствие этого важнейшим социокультурным фактором современности.
Исследование динамических свойств концепта Деньги, его развитие возможно путем выявления изменения состава его репрезентантов в текстах различных исторических эпох. Исходя из положения об исторической сущности КД, предлагается выделить
два базовых его слоя: традиционный и актуальный. К традиционному слою названного концепта мы относим репрезентанты, извлеченные из китайских народных сказок.
Для исследования традиционного слоя репрезентантов КД мы выбрали 8 китайских традиционных типичных сказок из 16 народных сборников, изданных с 2001 по 2014 гг. Выбраны сказки не случайно. В 16 сборниках содержится 385 сказок. Для исследования мы взяли повторяющиеся произведения, так как посчитали их наиболее значимыми для культуры народа. Это следующие сказки:
— «Волосяная кисть Ма Ляна»;
— Шж «Мальчик на рыбной ловле»;
— «Продажа тени дерева»;
— Ш^й «Таз с неиссякаемыми драгоценностями»;
— ^^^^ «Хороший сосед стоит миллион»;
— «Золотой топор, серебряный топор»;
— ё^п «Волшебный корабль»;
— «Олень десяти цветов».
Время появления этих сказок относится к феодальному строю. В то время общество делилось на два класса. К высокому классу относились император, чиновники правительства, землевладельцы, у которых было большое количество денег и власть. А к низкому классу относились крестьяне и ремесленники.
Задачей исследования на начальном этапе было выделение из сказок репрезентантов КД, которые отражают традиционный его слой. Всего обнаружено 9 репрезентантов: золото, земля, жемчуг, серебро, драгоценные изделия, ювелирные изделия, дерево, на котором растут деньги, таз с неиссякаемыми драгоценностями, золотые монеты.
Полевая структура традиционного слоя КД (см. рис. 1) элементарна. Она состоит из ядра и периферии. К ядру может быть отнесен только один компонент - золото. Периферия представлена восемью оставшимися репрезентантами.
Земля, жемчуг, серебро,
драгоценные изделия, ювелирные изделия,
дерево, на котором растут деньги, таз с неиссякаемыми драгоценностями, золотые монеты
Рис. 1. Репрезентанты традиционного слоя концепта Деньги в китайском языке
Для того чтобы выявить репрезентанты актуального слоя, был собран контрастный по времени материал методом анкетирования современной молодежи. Репрезентанты, выявленные при анкетировании, представляют актуальный слой КД.
Для анкеты подобраны лексемы из китайского языка, которые обозначаются несколькими китайскими иероглифами. Чтобы подобрать для анкетирования лексемы, соответствующие актуальному слою концепта, были использованы материалы анкетирования носителей китайского языка в Интернете. Это анкетирование представляет собой китайские исследования по изучению свойств денег. Кроме того, мы использовали для выделения репрезентантов актуального слоя концепта еще 28 источников: 12 докладов, 11 рефератов по исследованию концепта деньги, 3 толковых словаря китайского языка и 2 анкеты, посвященные исследованию отношения к деньгам.
Представим список репрезентантов актуального слоя в алфавитном порядке:
аванс, азартная игра, акция, антиквариат, аукцион в Интернете, банк, банковская карта, бедняк, беспокойство, биржа, богач, богач во втором поколении, брак, бродяга, будущее, вещественное богатство, взяточничество, вклад, время, второе поколение звезды, второе поколение с долгом, групповые покупки, грязь общества, дать взятку, дача, девальвация денег, денежный подарок на Новый год, деньги за производительность, добросердечие, долг, доллар, дружба, духовное богатство, евро, жажда, жизнь, завидовать, зарплата, здоровье, знание, золото, инвестиция, инфляция, карта кредитная, квартира, класс, коллекционирование, коммунары-строители, коррупция, коэффициент, красный конверт (подарок), кредит на покупку дома, кредит на покупку машины, лень, лицо, личный налог, лотерея, любовь, машина, награда, наука, неподкупная честность, нравственность, обеспечение, общественные отношения, опасность, основной оклад, перспектива будущего, платежное средство, подарок-деньги, поддержание здоровья, поклонение золотому тельцу, покупки в Интернете, получить взятку, предметы роскоши, предприниматель, престиж, прибыль, продукция финансовая, пропуск, процент, раб денег, работник в белом воротничке, работник в синем воротничке, работник в золотом воротничке, рабочий класс, радость, распределение прибыли, расстройство, свобода, сговорные дары (родителям невесты), семья, серый доход, скидка, слава, смерть, совесть, социальное положение, спекуляция, способность, способность владения, способность влияния, сравнение, средство обмена, страхование, стремление, стремление к владению, счастье, уважение, удовольствие, умение и трудолюбие универсальные, успех, фонд, фунт, фьючерс, хвастаться богатством, хозяин, цивилизация, чек, человек от зарплаты, человеческое качество, черный грот, честность, честь, чиновник во втором поколении, шарм, экскурсия, юань.
В списке актуальных репрезентантов КД в китай-
ском языке оказалось 130 единиц. Данные репрезентанты отражают актуальную реальность. Поскольку вся культура понимается как совокупность концептов и отношений между ними, уже по списку репрезентантов можно заключить, что КД пересекается со многими базовыми концептам как с принадлежащими материальному миру, так и с принадлежащими миру духовной и культурной деятельности народа.
Частотность каждого репрезентанта была определена по результатам анкетирования современных носителей китайского языка. На данном этапе исследования - это условный показатель. Показателем частотности здесь считается количество употреблений на 100 анкет. На следующем этапе мы поставили задачу выделить наиболее частотные в современной речи репрезентанты, которые можно отнести к ядру актуального слоя. Остальные репрезентанты актуального слоя КД были отнесены к ближней и дальней периферии.
В ядро актуального слоя КД были размещены репрезентанты с частотностью от 5 до 12. Их 22: универсальность (12), здоровье (11), любовь (10), социальное положение (9), зарплата (9), поклонение золотому тельцу (9), вещественное богатство (7), сравнение (7), успех (7), способность владения (7), предметы роскоши (6), дача (6), жизнь (6), слава (6), доллар (6), долг (6), перспектива будущего (5), золото (5), нравственность (5), фонд (5), вклад (5), счастье (5).
Наиболее частотный репрезентант характеризует главное свойство денег, отраженное в современном мировоззрении китайского народа - их универсальность. В ядро попали понятия-репрезентанты не только специальные (долг, фонд, вклад) и материально важные (вещественное богатство, зарплата), но и духовно важные понятия (любовь, жизнь, слава, нравственность), репрезентирующие КД. О стабильности КД в языковом сознании китайского народа говорит наличие в ядре актуального слоя репрезентанта золото.
Репрезентанты ближней периферии имеют частоту от 2 до 4. Частоту 4 имеют следующие репрезентанты: знания, средство обмена, уважение, акция, инвестиция, лицо, машина, евро, зло, финансы, честь, дружба, честность, раб денег, стремление, чек, способность, человеческое качество, взяточничество.
Репрезентанты с частотой 3: брак, семья, престиж, радость, духовное богатство, страхование, банковская карта, продукция, денежный подарок к Новому году, процент, богач во втором поколении, личный налог, жажда, способность влияния, свобода.
Репрезентанты с частотой 2: время, экскурсия, юань, фунт, скидка, хозяин, будущее, дать взятку, получить взятку, обеспечение. Всего ближняя периферия содержит 44 репрезентанта.
В ближайшей периферии также присутствуют понятия-репрезентанты специальные (личный налог, банковская карта, инвестиция), материально важные (средство обмена, денежный подарок к Новому году) и духовно важные (духовное богатство, свобода).
Рис. 2. Репрезентанты актуального слоя концепта Деньги в китайском языке
В дальнюю периферию попадают лексемы с условной частотностью 1: работник в золотом воротничке, расстройство, работник в белом воротничке, работник в синем воротничке, общественные отношения, техника и наука, антиквариат, богач, бедняк, кредит на покупку дома, кредит на покупку машины, предприниматель, бродяга, банк, сговорные дары (родителям невесты), коммунары-строители, биржа, деньги за производительность, лотерея, азартная игра, основной оклад, покупки в Интернете, спекуляция, черный грот, грязь общества, покупки с аукциона, лень, трудолюбие, квартира, опасность, распределение, удовольствие, прибыль, коэффициент, поддержание, серый доход, добросердечие, платежное средство, награда, карта покупки, хвастовство богатством, завидовать, денежный подарок, беспокойство, рабочий класс, шарм, чиновник во втором поколении, стремление к владению, второе поколение с долгом, класс, красный конверт (подарок), второе поколение звезды, коррупция, человек от зарплаты, неподкупная, авансовый, честность, коллекционирование, инфляция, фьючерс, девальвация денег, прибыль, совесть, смерть, цивилизация (всего 64 репрезентанта).
Семантическая структура дальней периферии актуального слоя КД аналогична ядру и ближней периферии. Во всех структурах представлены специальные, материальные и духовные понятия-репрезентанты.
На рис. 2 отражена структура актуального слоя репрезентации КД.
По сопоставлению результатов исследования репрезентантов традиционного слоя КД в сказках и акту-
ального слоя КД по данным анкеты можно сделать предварительный вывод. Названный концепт сохраняет частично древнюю семантическую структуру. Развитие сущности КД шло как изменение - от отражения сугубо материального мира к отражению мира во всех его свойствах. Исследуемый КД в современном китайском сознании можно считать универсальным концептом, который одновременно является всем и ничем.
Значительный рост количественного объема репрезентантов в актуальном слое - в 14 раз - показывает, что КД активно развивается до сих пор. Постоянно расширяется охватываемый КД класс реалий.
Золото как центр общества сохраняет свои свойства в ядре актуального слоя. А 8 репрезентантов периферии традиционного слоя (серебро, драгоценные изделия, земля, ювелирные изделия, жемчуг, дерево, на котором растут деньги, таз с неиссякаемыми драгоценностями, золотые монеты) предположительно ушли в состав какого-то другого концепта. В древнее время больший интерес люди проявляли к ценным вещам, но сегодня они стремятся и к другим ценностям. В настоящее время жизнь людей не только остается на уровне основной необходимости, но и движется к духовной деятельности.
Можно сказать, что концепт Деньги как зеркало отражает реальную жизнь и реальное сознание китайского народа. Чтобы глубже судить о наличии национально-культурной специфики у этого концепта, необходимо исследование КД в контрастном языке, что и планируется провести в дальнейшем.
Статья поступила 22.01.2015 г.
Библиографический список
1. Алефиренко Н.Ф. Значение и концепт // Спорные проблемы семантики. Волгоград: Перемена, 1999.
2. Бекасова Е.Н., Москальчук Г.Г., Прокофьева В.Ю. Векторы интерпретации текста: структуры, смыслы, генезис: монография. М.: Изд-во «Спутник+», 2013. 79 с.
3. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 17-33.
4. Колесов В.В. Философия русского слова. М.: ЮНА, 2002.
5. Никитин М.В. Развернутые тезисы о концептах // Вопросы
когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 53-64.
6. Огдонова Ц.Ц. Проблема типологии концептов в современной лингвистике // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2011. Вып. 11.
7. Панченко Н.Н. Средства объективации концепта «обмен» (на материале английского и русского яз.): автореф. дис. ... канд. филолог. наук: 10.02.20. Волгоград, 1999. 25 с.
8. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальное сознание.
Вопросы теории и методологии. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. 314 с.
9. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 6б1 с.
10. Шамне Н.Л. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: монография. Волгоград: Изд-во вГу, 1999. 208 с.
УДК 93(571.5).37.047
ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (ПЕРИОД 1950-1980-х гг.)
© Т.М. Королева1
Братский государственный университет, 665709, Россия, г. Братск, ул. Макаренко, 40.
Показана история возникновения и развития профориентации. Раскрыта сущность профориентационной работы учебных заведений и предприятий Восточной Сибири в период 1950-1980-х гг. Представлены различные взгляды на профориентационную деятельность в исследуемый период. Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: молодежь; профориентация; Восточная Сибирь.
ORIGIN AND DEVELOPMENT OF CAREER GUIDANCE AND ITS IMPLEMENTATION IN EASTERN SIBERIA
(1950ies-1980ies)
T.M. Koroleva
Bratsk State University,
40 Makarenko St., Bratsk, 665709, Russia.
The article shows the origination and development of career guidance. Having described the essence of the career guidance performed by educational institutions and enterprises of Eastern Siberia, the paper describes different points of view on career guidance in the period of 1950ies-1980ies. 14 sources.
Keywords: youth; career guidance; Eastern Siberia.
Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого человека. Вопросы получения образования, трудовой занятости молодежи и содействие занятости всегда являлись главным направлением государственной молодежной политики. Важная роль в данных вопросах отводилась профориентационной деятельности. Сегодня отсутствует единая точка зрения на понимание профориентации. Если профессиональную ориентацию рассматривать через призму психологической науки, то на первый план выходят психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках социологических наук процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть общего процесса социальной ориентации молодежи в контексте социально-экономических трансформаций, а выбор профессии - как стремление личности занять определенное место в социальной структуре общества, социальной группе. Сущность психофизиологического подхода к профориентации состоит в применении различного рода аппаратных методик для оценки свойств нервной системы и сенсомоторных качеств,
опросников для оценки индивидуально-типологических способностей человека. Следовательно, профориентация как отрасль знаний аккумулирует в себе достижения множества наук о человеке и обществе: психологии, социологии, медицины, философии и т.д., что позволяет сопоставить различные определения для выявления существенных характеристик данного понятия. Рассмотрим профориентацию как комплекс мероприятий различных государственных и общественных организаций, направленных на формирование устойчивых потребностей в тех или иных профессиях или их группах и желания трудиться по ним.
Формирование профориентации зачастую связывают с ростом производительных сил общества: развитием машинной индустрии, увеличением роли специализации и профессионализации труда, вследствие чего и появилась необходимость в осуществлении профессиональной подготовки огромных масс людей. Молодежи была необходима помощь в выборе профессии, так возникла идея научного обоснования рационального выбора профессии и организованной
1 Королева Татьяна Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии, декан гуманитарно-педагогического факультета, тел.: 89025694053, e-mail: [email protected]
Koroleva Tatiana, Candidate of History, Associate Professor of the Department of History and Political Science, Dean of the Faculty of Humanities and Education Faculty, tel.: 89025694053, e-mail: [email protected]