Научная статья на тему 'Слияние и поглощение компаний в телекоммуникациях'

Слияние и поглощение компаний в телекоммуникациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2280
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова О. В., Псурцева Д. Н.

Слияния и поглощения компаний в последнее десятилетие особенно затронули телекоммуникации. Обзор этих тенденций позволяет анализировать целесообразность слияний и риски, им присущие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слияние и поглощение компаний в телекоммуникациях»

Слияние и поглощение компаний в телекоммуникациях

Слияния и поглощения компаний в последнее десятилетие особенно затронули телекоммуникации. Обзор этих тенденций позволяет анализировать целесообразность слияний и риски, им присущие.

Попова О.В.,

к.э.н., доцент кафедры "Экономика связи" МТУСИ Псурцева Д.Н.,

магистрант кафедры "Экономика связи" МТУСИ

Современный этап глобализации экономики ставит перед компаниями разных стран проблему выживания в условиях жесткой, усиливающейся конкуренции, вынуждая их искать новые пути повышения своей конкурентоспособности на мировом рынке. Многие компании достигают этой цели с помощью одного из широко распространенных механизмов расширения и укрепления бизнеса и повышения его эффективности — путем слияния и поглощения.

В последние годы наблюдалось значительное увеличение частоты и масштаба слияний и поглощений. Объяснением этого могут служить различные факторы:

— глобализация рынков, вызывающая необходимость укрупнения компаний;

— развитие средств связи, транспорта и технологий, дающее возможность лучшего управления разбросанным по отраслям и странам бизнесом;

— дерегулирование таких отраслей, как телекоммуникации, энергетика, газоснабжение, приводящее к возрастанию уровня кон-куркеции;

— реструктуризация отраслей;

— растущие цены на акции при относительно низких процентных ставках, что делает более легким финансирование слияний;

— укрупнение бизнеса делает его более влиятельным, менее подвластным регулированию и контролю со стороны как национальных правительств, так и международных экономических и финансовых организаций.

Комбинация этих факторов создала такое внешнее окружение деятельности фирм, в котором стали развиваться слияния и поглощения. Происходящие процессы слияний и поглощений показывают, что они имеют тенденцию волнообразного нарастания.

В текущем десятилетии произошло существенное увеличение сделок этого типа и, несмотря на продолжающийся финансовый кризис, емкость мирового рынка слияний и поглощений в 2008 г. составила 2,9 трлн долл.

В первом полугодии 2010 г. на российском рынке слияний и поглощений было совершено сделок на 36,7 млрд. долл. По итогам первого полугодия налицо повышательный тренд.

В отраслевом плане несомненным лидером полугодия следует признать связь, в которой за полугодие состоялось 19 сделок на 12,5млрд. долл. В отрасли активно идут процессы консолидации, уже состоялся ряд масштабньх сделок, включая слияние "Вымпелкома" и "Киевстара" и покупку "Мегафоном" "Синтерры". По прогнозам экспертов "АК&М" высокая активность в отрасли сохранится на протяжении ближайших месяцев [14].

Существуют определенные различия в толковании понятия "слияние компаний" в зарубежной теории и практике и в российском законодательстве.

В соответствии с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур.

В соответствии же с российским законодательством под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Следовательно, необходимым условием оформления сделки слияния компаний является появление нового юридического лица, при этом новая компания образуется на основе двух или нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное существование. Новая компания берет под свой контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний — своих составных частей, после чего последние распускаются. Например, если компания А объединяется с компаниями В и С, то в результате на рынке может появиться новая компания D (D=A+B+C), а все остальные ликвидируются.

В зарубежной же практике под слиянием может пониматься объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. В российском законодательстве этот случай попадает под термин "присоединение", подразумевающий, что происходит прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей обществу, к которому они присоединяются (А=А+В+С).

За рубежом понятия "слияния" и "поглощения" не имеют такого четкого разграничения, как в нашем законодательстве. Даже сами английские аналоги рассматриваемых понятий имеют неоднозначное значение:

Merger — поглощение (путем приобретения ценных бумаг или основного капитала), слияние (компаний);

Acquisition — приобретение (например, акций), поглощение (компании);

Merger and acquisitions — слияния и поглощения компаний.

Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.

Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира. Так, например, в отличие от США, где происходят, прежде всего, слияния или поглощения крупных фирм, в Европе идет поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей.

Основные мотивы слияния и поглощений компаний

Теория и практика современного корпоративного менеджмента выдвигает достаточно много причин для объяснения слияний и поглощений компаний. Выявление мотивов слияний очень важно, именно они отражают причины, по которым две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости объединенной компании является целью большинства слияний и поглощений.

Анализируя мировой опыт и систематизируя его, можно выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний.

Получение синергетического эффекта. Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Синергетический эффект в данном случае может возникнуть благодаря следующим причинам:

• экономии, обусловленной масштабами деятельности;

• комбинирования взаимодополняющих ресурсов;

• финансовой экономии за счет снижения транзакционных издержек;

• возросшей рыночной мощи из-за снижения конкуренции (мотив монополии);

• взаимодополняемости в области НИОКР

Выгоды от слияния могут быть получены в связи с экономией на дорогостоящих работах по разработке новых технологий и созданию новых видов продуктов, а также на инвестициях в новые технологии и новые продукты. Одна фирма может иметь выдающихся исследователей, инженеров, программистов и т.д., но не обладать соответствующими производственными мощностями, сетью реализации, необходимыми для извлечения выгоды от новых продуктов, которые ими разрабатывались. Другая компания может иметь превосходные каналы сбыта, но ее работники лишены необходимого творческого потенциала. Вместе же обе компании способны плодотворно функционировать. Через слияния могут быть также соединены передовые научные идеи и денежные средства, необходимые для их реализации. Передовые в технологическом отношении отрасли, связанные с производством и использованием наукоемкой продукции, технологических новинок, сверхсложной техники, становятся главной сферой интересов слияний.

Повышение качества управлении, устранение неэффективности. Слияния и поглощения компаний могут ставить своей целью достижение дифференцированной эффективности, означающей, что управление активами одной из фирм было неэффективным, а после слияния активы корпорации станут более эффективно управляемыми.

При желании всегда можно найти компании, в которых возможности снижения затрат и повышения объемов продаж и прибыли остаются не до конца использованными, компании, страдающие от недостатка таланта или мотивации руководителей, т.е. компании, имеющие неэффективный аппарат управления. Такие компании становятся естественными кандидатами на поглощение со стороны фирм, имеющих более эффективные системы управления. В некоторых случаях "более эффективное управление" может означать просто необходимость болезненного сокращения персонала или реорганизации деятельности компании.

Интересы и цели менеджмента. Безусловно, что деловые решения относительно слияния и поглощения компаний основываются на экономической целесообразности. Однако есть примеры, когда подобные решения базируются скорее на личных мотивах управляющих, чем на экономическом анализе. Это связано с тем, что руководители компаний любят власть и претендуют на большую оплату труда, а границы власти и заработная плата находятся в определенной связи с размерами корпорации. Так, стремлению к увеличению масштабов компаний способствовало применение опционов как средства долгосрочного поощрения. Эти опционы составляли значительную часть оплаты менеджеров и были привязаны к стоимости капитала руководимой ими компании. В связи с этим существуют прямые стимулы использовать прибыль на приобретение все новых активов в любых сферах бизнеса.

Иногда причиной слияния компаний является самоуверенность руководителей, считающих, что предполагаемая сделка совершенна. Они проникаются азартом охоты, на которой добыча должна быть настигнута любой ценой. В итоге такие покупатели очень дорого платят за свои приобретения. Уоррен Баффет язвительно написал в письме к акционерам:

"Лидеры как в сфере бизнеса, так и вне ее редко страдают недостатком животного духа и часто стремятся к активизации деятельности и к изменениям. В Berkshire корпоративный пульс никогда не бьется так часто, как при проведении захвата другого бизнеса"[13].

Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические. Так, слияния для российских компаний представляют собой один из немногих способов противостояния экспансии на российский рынок более мощных западных конкурентов.

Экономические выгоды от слияния возникают только тогда, когда рыночная стоимость компании, созданной в результате слияния или поглощения, выше, чем сумма рыночных стоимостей образующих ее фирм до их объединения.

Эти выгоды и представляют собой синергетический эффект, о котором очень много говорилось при рассмотрении мотивов слияний и поглощений компаний. Расчет синергетического эффекта представляет собой одну из самых сложных задач при анализе эффективности слияний.

В случае наличия синергетического эффекта слияние или поглощение считается экономически оправданным и можно переходить к оценке издержек для его осуществления.

Чистая приведенная стоимость для поглощающей компании, возникающая от поглощения другой фирмы, измеряется разностью между вышеназванными выгодами и издержками.

В случае, если чистая приведенная стоимость от сделки по слиянию или поглощению компании является положительной, то соответствующая сделка экономически обоснована и можно рекомендовать ее проводить.

В ходе анализа эффективности слияний и поглощений компаний представляется целесообразным оценивать возможную реакцию инвесторов. Если курс акций поглощающей компании упадет после объявления о предстоящей сделке, это будет означать, что инвесторы, по существу, подают ее менеджерам сигнал о том что, по их мнению, выгоды поглощения сомнительны или что поглощающая компания собирается уплатить за целевую компанию дороже, чем требуется.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в процессе покупки компании часто возникает ситуация, похожая на аукцион, т.е. фирмы — покупатели конкурируют друг с другом. Необходимо быть очень осмотрительными, принимая решение об участии в таком "аукционе". Победа в нем может обойтись дороже, чем поражение. В случае проигрыша может быть потеряно только время, а в случае победы за купленную компанию может быть заплачено слишком дорого.

Последствия слияния и поглощения компаний

Слияния могут повысить эффективность объединившихся компаний, но они же могут и ухудшить результаты текущей производственной деятельности, усилить бремя бюрократии. Чаще всего очень сложно заранее оценить, насколько велики могут быть изменения, вызванные слиянием или поглощением. Но и результаты множества исследований по измерению чистого эффекта уже произведенных слияний и поглощений дают очень противоречивые, зачастую абсолютно противоположные, выводы.

По данным Mergers & Acquisitions Journal, 61% всех слияний и поглощений компаний не окупает вложенных в них средств. А исследование 300 слияний, происшедших за последние 10 лет, проведен-

ное Price Waterhouse, показало, что 57% компаний, образовавшихся в результате слияния или поглощения, отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей данного рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные корпоративные единицы.

Например, в 2003 г. аналитики отмечают, что две из крупнейших медиа-компаний представляют противоположные концы спектра. News Corp. NWS предрасположена к росту, в то время как AOL Time Warner (AOL) "парализована" совершенным мега-слиянием и едва ли способна активно участвовать в процессах, происходящих в бизнесе вещания. Объем долгов AOL Time Warner (AOL) составляет почти $30 млрд.

Питер Этрилл иронизирует по этому поводу: "Почему все же компании продолжают стремиться к поглощению других фирм? Ответ на этот вопрос не вполне очевиден и ясен. Возможно, это происходит потому, что осуществление поглощений удовлетворяет интересы менеджеров или, возможно, это просто отражение взгляда Самюэла Джонсона на новый брак, т.е. "триумф надежды над опытом" [10].

Экспертами обычно указываются три причины неудачи слияний и поглощений:

• неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой (целевой) компании;

• недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению компании;

• ошибки, допущенные в процессе реализации сделки по слиянию.

Очень часто недооцениваются необходимые инвестиции для осуществления сделки по слиянию или поглощению. Ошибки в оценке стоимости будущей сделки могут быть очень внушительными. Например, при поглощении BMW компании Rover приблизительная стоимость последней составляла 800 млн. фунтов, а необходимые в последующие пять лет после слияния инвестиции — 3,5 млрд.

Многие слияния, которые казались экономически обоснованными, потерпели неудачу из-за ошибок, допущенных в процессе их осуществления.

Иногда менеджеры не могли справиться с трудностями, обусловленными интегрированием двух компаний с различными особенностями производственного процесса, бухгалтерского учета, корпоративной культуры.

Ценность многих компаний прямо зависит от таких специфических активов, как человеческие ресурсы, - профессионализма менеджеров, квалификации рабочих, инженеров, исследователей. Смена хозяина приводит к пересмотру сложившихся критериев оценки персонала и традиций планирования карьеры, к изменению приоритетов расходования средств, к изменению относительной важности отдельных функций управления и, следовательно, к ломке неформальной структуры. Кроме того, если менеджеры поглощаемой компании имеют определенную долю в ее капитале, их мгновенное превращение из собственников в наемных работников негативно сказывается на мотивации, и в результате они начинают хуже работать. Если эти специалисты не будут чувствовать себя удовлетворенными своим положением в новой компании, образованной после слияния, лучшие из них уйдут из нее.

Уоррен Баффет, один из самых богатых, но и самых консервативных инвесторов, образно выразил свои сомнения по поводу ценности слияний:

"Многие менеджеры явно находятся под впечатлением историй, услышанных в детские годы, в которых красивый принц освобождает из заключения в жабьем теле прекрасную принцессу. Поэтому

они думают, что их менеджерский поцелуй произведет чудо и прибыль покупаемой компании польется рекой...Инвесторы всегда могут купить жабу по цене, соответствующей цене жаб. Если же инвесторы вместо принцесс финансируют тех, кто желает уплатить вдвойне за право поцеловать жабу, то было бы лучше просто поцеловать упаковку динамита. Мы видели очень много поцелуев, но слишком мало чудес" [13].

Тем не менее, масштабы слияний в современном бизнесе впечатляют.

Примеры слияния и поглощения компаний в телекоммуникационной отрасли

1998 год характеризуется рядом очень ярких историй в области слияния компаний. Так, в ноябре фирма Netscape Communications — пионер рынка Интернет-технологий — была куплена за 4,21 млрд. долларов крупнейшей в мире компанией, предоставляющей доступ в Интернет, — America Online (AOL). В результате сделки по слиянию компаний у Microsoft появился мощнейший конкурент, ведь услугами America Online пользуются 14 млн. человек. К альянсу AOL и Netscape присоединилась еще компания Sun Microsystems, давний конкурент Microsoft.

Компания "Дойче Телеком", некогда германский монополист в области телекоммуникаций, взяла в 1998 г. курс на экспансию с целью занять достойное место на глобальном рынке телекоммуникационных и информационных услуг. В рамках концерна была образована подструктура, непосредственно подчиняющаяся высшему руководству, целью которой являлась разработка стратегии выхода 'Телекома" в ряды глобальных игроков, а также ее реализация с помощью слияний и поглощений в ряде стран. "Рост через интернационализацию",- под таким лозунгом началась кампания по приобретению иностранных активов. После приобретения американских компаний VoiceStream и PowerTel к июню 2001 г. количество сотрудников, занятых за рубежом, перевалило за 36000.

Как глобальный продавец телекоммуникационных и информационных услуг "Телеком" делает ставку на 4-х основных направлениях (рис. 4), нашедших отражение в его структуре: мобильная связь (T-Mobile), Интернет-услуги (T-Online), системные решения (T-Systems) и фиксированная связь (T-Com).

После приобретения ряда мобильных операторов T-Mobile стала крупнейшим в мире оператором в стандарте GSM, включая кроме прочих и большинство операторов Центральной и Восточное Европы в Хорватии, Австрии, Польше, Словакии, Чешской Республике, Украине, Венгрии и России. Как и большинство компаний, "Телеком" концентрируется на отдельных направлениях, стараясь избавиться от остальных побочных функций (так называемый аутсорсинг).

Ярким примером праждебных поглощений является поглощение англо-американской компанией Vodafone немецкого гиганта Mannesmann.

Компания Mannesmann, гордость немецкой экономики, была организована братьями Mannesmann в 1887 г. на основе изобретения новых методов трубопроката и изготовления стали. Телекоммуникационное направление было выделено одним из направлений относительно недавно, в 1996 г. К 1999 г. компания Mannesmann занимала первое место в Европе среди мобильных операторов, имея филиалы в более чем 25 странах, что и заинтересовало Vodafone, занимающую ведущие позиции по предоставлению мобильных услуг в мире.

4 февраля 2000 г. наблюдательный совет Mannesmann официально соглашается с поглощением. За каждую акцию Mannesmann акционеры получили 53,7 акции Vodafone общей суммой порядка

400 млрд. марок; таким образом, доля Mannesmann в новой компании составила 49,5%.

Крупнейшие сделки первой половины марта 2006 г. В первой половине марта основными игроками на рынке слияний и поглощений стали телекоммуникационные компании. 5 марта о слиянии объявили AT&T (T) и BellSouth (BLS). Сумма сделки оценивается в 67 млрд. долл. Основной целью слияния была заявлена оптимизация развития проекта Cingular Wireless, которым компании владеют совместно.

Слияние Alcatel и Lucent произошло в конце 2006 г. Сделка по слиянию компаний AT&T (T) и BellSouth (BLS), которые являются потенциальными потребителями продукции Lucent и Alcatel, вынуждает производителей оборудования объединяться. В данном конкретном случае объединение компаний будет означать объединение лидеров двух важных ниш рынка. Если Alcatel занимает прочные позиции на рынке решений для мобильной связи в стандарте GSM, то в сегменте решений CDMA лидирует Lucent. Хотя в США стандарт GSM используется, но весьма редко по сравнению с CDMA. Поэтому выход на североамериканский рынок путем слияния с Lucent является для Alcatel вполне логичным решением. Возможность сделки уже обсуждалась ранее, однако тогда переговоры не принесли сколько-нибудь значимых результатов. Руководство Alcatel желало приобрести компанию Lucent, т.е., провести сделку по поглощению, тогда как Lucent выступал за равноправные партнерские отношения.

Компания TeliaSonera была создана в 2002 г. после слияния шведской компании Telia AB и финской Sonera Corporation. Сегодня в компании работает более 32 тысяч сотрудников в 21 стране мира. Оказавшись в "одном лице", 'Телиа" и "Сонера" получили конкурентные преимущества крупной компании с мощной территориально-развитой сетью: вне территории России сети финского и шведского операторов мало налагаются друг на друга, и их комплемен-тарность расширяет и возможности единого оператора.

Google идет на рекорд в сфере M&A. С начала 2010 г. Google объявила о приобретении 19 компаний по сравнению с 7 сделками в 2009 г. По данным Reuters, на нынешний год приходится примерно 28% сделок, заключенных Google за время ее существования.

"В инновационном мире Силиконовой долины Дэвид Лои. осуществляющий сделки Google, способен посрамить многих" пишет 21 сентября 2010 г. Reuters. Глава группы Google по слияниям и поглощениям, он является движущей силой приобретений поискового гиганта, и его команда близка к тому, чтобы заключать сделку в среднем раз в две недели, а нынешний год стал самым урожайным на сделки в истории Google.

Для Google, поисковый бизнес которой столкнулся с новой угрозой со стороны социальных сетей вроде Facebook и смартфонов, приобретения нужны для получения технологий или клиентов на важных рынках. Они создают фундамент для многих популярных продуктов Google, от операционной системы Android для смартфонов до Google Maps и YouTube. Лои сказал, что, по его оценкам, ставки, сделанные Google за последние годы, "окупились с лихвой", хотя кое-кто считает, что приобретения пока не внесли ощутимого вклада в прибыль Google и годовой доход компании, составляющий почти 24 млрд. долл.

Каковы же перспективы?

"Глобальные технологические компании столкнутся в этом году с ростом объема слияний и поглощений (M&A). В настоящее время они получают больше денег в свое распоряжение, говорится в отчете консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers LLP "Приобретения, вероятно, станут неотъемлемой частью большинства историй роста корпораций. В настоящее время мы находимся в тестовом пе-

риоде для M&A, когда на рынок приходит все большее количество качественных активов", — говорится в докладе экспертов по технологиям, СМИ и телекоммуникациям PwC Энди Моргана и Мэттью Креста. В 2009 г. мировой объем M&A упал на 48%. Что касается слияний и поглощений в этом году, то на рынке уже объявлено о сделках по меньшей мере на 15 млрд. евро (21,2 млрд. долл.). Все большее количество компаний будут стремится к агрессивному расширению своего присутствия в новых районах с тем, чтобы предложить более широкий диапазон продукции.

Российский телекоммуникационный рынок слияний и поглощений

Российский рынок слияний и поглощений в области телекоммуникаций на международном уровне начался в 1998 г., когда 25% плюс одну акцию ОАО "Вымпелком" за 160 млн. долл. купил норвежский оператор Telenor.

В 2000 г. Telenor выкупил российскую компанию "Комбеллга" и 60% ее материнской компании "Коминком", а затем в 2003 г. акции "Комбеллги" были проданы компании "Голден Телеком".

В феврале 2000 г. шведская Telia получила контрольный пакет в холинге "Телекоминвест" за 81,4 млн. долл.

В мае 2001 г. "Альфа-групп" за 246,9 млн. долл. приобрела блокирующий пакет акций ОАО "Вымпелком".

Но, безусловно, самым значительным событием в истории национальной связи станет мегасделка по приобретению компанией "Вымпелком" 100% акций "Голден Телеком" при общей стоимости 4,3 млрд. долл.

Лидер прошедших лет в сфере слияний и поглощений — АФК "Система", которая осуществила:

— слияние МГТС и дочерних операторов ("Комстар", 'Телмос", "МТУ Информ") в единую компанию "Комстар-ОТС";

— размещение IPO на Лондонской бирже;

— приобретение блокирующего пакета акций холдинга "Связьинвест" (25%+1 акция);

— покупку операторов связи в Украине, Армении, Греции, а теперь и Индии.

Рассмотрим российский рынок слияний и поглощений в 2009 г.

В связи с экономическим кризисом объем сделок на российском рынке слияний и поглощений в 2009 г. резко сократился, составив 46,1 млрд. долл. Это на 62% меньше, чем в 2008 г., и на 71% меньше, чем в 2007 г., то есть фактически объем сделок слияний и поглощений оказался близок к уровню 2005 г.

Главными причинами такого резкого падения стали неопределенность относительно развития ситуации в условиях экономического кризиса, заметно усилившееся нежелание компаний идти на риск, недостаток финансирования в результате кризиса ликвидности, а также разрыв между ценовыми ожиданиями покупателей и продавцов.

Самой крупной сделкой 2009 года стало слияние ОАО "ВымпелКом" и ЗАО "Киевстар Дж Эс. Эм". Сделка стоимостью 5,5 млрд долл. составила более половины общего объема сделок слияний и поглощений в секторе телекоммуникаций и СМИ. В число других крупнейших сделок вошла покупка "Газпромом" 20% пакета акций ОАО "Газпром нефть" за 4.2 млрд. долл., а также приобретение 25% минус одна акция ОАО "Севернефтегазпром" германским концерном E.ON примерно за 4,0 млрд. долл. Из десяти крупнейших сделок за 2009 г. семь были заключены в нефтегазовом секторе, три — в секторе телекоммуникаций и СМИ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К прочим крупным сделкам относится приобретение 40% акций "Ростелекома" Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" и ВЭБ у Банка "КИТ Финанс" приблизительно за

2,2 млрд. долл., а также приобретение контрольного пакета акций "КОМСТАР-Объединенные ТелеСистемы" компанией "Мобильные ТелеСистемы" у АФК"Система", конечного держателя контрольного пакета акций обеих компаний, приблизительно за 1,3 млрд. долл. Последнюю сделку можно рассматривать как ответ "Мобильных ТелеСистем" на приобретение "ВымпелКомом" компании "Голден Телеком" год назад, что является хорошим примером продолжающегося объединения компаний на рынке телекоммуникаций. Данная стратегия объединения реализуется ведущими операторами связи и предполагает предоставление универсальными операторами полного спектра телекоммуникационных услуг (фиксированная связь, мобильный Интернет и другие дополнительные услуги).

Мобильные операторы продолжают проникновение на существующие рынки и рассматривают варианты наращивания своего присутствия на развивающихся рынках. Например, "ВымпелКом" изыскивает возможности приобретения активов на международном рынке (в частности, в Юго-Восточной Азии и Африке), а "Мобильные ТелеСистемы" объявили о намерении расширить спектр услуг, предпагаемых в российских регионах, и получить доступ к телекоммуникационной инфраструктуре путем приобретения региональных операторов фиксированной связи. Те^опега и АЙто также объявили о том, что изучают вопрос слияния своих долей прямого и косвенного участия в "МегаФон" и ТигксеН с целью создания новой компании, которая будет зарегистрирована на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Слияние "Ростелекома" и МРК

В 2010 г. основным фактором активности в области слияний и поглощений в секторе телекоммуникаций и СМИ станет присоединение региональных операторов связи (межрегиональных компаний (МРК)) к "Ростелекому". В октябре 2009 г. Совет директоров "Связьинвеста", которому принадлежит контрольный пакет акций "Ростелекома", утвердил стратегию реорганизации, реализацию которой планируется завершить в 2011 г. "Связьинвест" также недавно объявил о планах по приобретению малых и средних региональных операторов с целью увеличения базы абонентов и дальнейшего развития бизнеса в новых регионах.

После присоединения к "Ростелекому" межрегиональных компаний электросвязи (МРК) будет создан "национальный чемпион", оказывающий все виды телекоммуникационных услуг: проводную и мобильную связь, междугородние и международные переговоры, широкополосной доступ в интернет.

В октябре 2009 г. совет директоров "Связьинвеста" единогласно одобрил реорганизацию госхолдинга в виде присоединения МРК к "Ростелекому". Государство получит в объединенном "Ростелекоме", к которому будут присоединены все ключевые активы "Связьинвеста", 53,8% акций.

Эта доля может увеличиться еще примерно на 4%, если государство выкупит акции несогласных с реорганизацией "Связьинвеста" миноритариев, предъявивших к выкупу свои бумаги.

По оценкам консультантов реорганизации, общий синергетиче-ский эффект от слияния может превысить 30 млрд. руб.

В свою очередь, мы положительно оцениваем инициативу объе-

динения активов госхолдинга "Связьинвест" на базе "Ростелекома" в условиях значительно возросшей в последние годы конкуренции со стороны альтернативных операторов связи (компаний "большой тройки" и других игроков), а также наличия противоречащей конкуренции между МРК и "Ростелекомом". В то же время создание крупного игрока федерального значения может привести к ограничению конкуренции на телекоммуникационном рынке страны и отдельно взятых ее регионов.

Обыкновенные и привилегированные акции МРК будет обмениваться на обыкновенные акции "Ростелекома". Привилегированные акции "Ростелекома" напрямую в реформе не участвуют.

Реорганизация телекоммуникационных компаний завершится в начале 2011 г. Весной 2011 г. предполагается провести размещение акций объединённой компании на Лондонской бирже, возможно также размещение акций внутри страны. Опыт проведения IPO госкомпаний показывает, что государство умеет поднимать цену акций перед размещением. Можно предположить, что котировки объединённого "Ростелекома" в 2011 г. будут значительно выше текущих.

Нельзя исключить, что в состав "национального чемпиона" войдёт одна из сотовых компаний "большой тройки", предположительно — "Мегафон". Сейчас собственники "Мегафона" говорят о том, что продажа акций не входит в их планы, но до 2011 г. позиция может измениться.

В заключение следует отметить, что как было показано выше, не все однозначно в сфере слияний и поглощений. Многие проблемы еще требуют исследований и научной проработки.

Литература

1. Андреева Т. "Организационные аспекты слияний и поглощений. Западный опыт и российские реалии", статья в журнале "Экономические стра-тегии",№05-06, 2001.

2. Владимирова И.Г. "Слияния и поглощения компаний", www.cfin.ru.

3. "Государство получит в объединенном "Ростелекоме" долю 53,8%", wwwmaonline.ru, 2010.

4. Зименков Рудольф. "Процессы слияний и поглощений: опып" США и России", http://mangoinvest.net, 22.10.2009.

5. "Российский рынок слияний и поглощений в 2009 году", www.kpmg.ru, 2010.

6. "Реформа телекоммуникационной отрасли: завершающий этап", www.investoram.ru, 2010.

7. "Специальный обзор. Итоги МРК за 2009 год, "Ростелекому" есть на что опереться?", Аналитическое управление НОМОС-БАНКа, www.nomos.ru , 2010.

8. Савчук С.В. "Анализ основных мотивов слияний и поглощений", www.dis.ru 18.12.2008.

9. "Связьинвест" заплатит за объединение не менее 6,8 млрд руб.", Ведомости, www.vedomosti.ru , 17.08.2010.

10. Этрилл П Финансовый менеджмент для неспециалистов/ Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007. — 608 с.

11. www.kommersant.ru.

12. www.rusconsult.ru .

13. Berkshire Hathaway Inc.Warren Baffet*s letter to shareholders, 1981.

14. www.akm.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.