Научная статья на тему 'Следы исторических событии в названиях населенных мест на карте (по материалам полевых и архивных исследований в Курской области)'

Следы исторических событии в названиях населенных мест на карте (по материалам полевых и архивных исследований в Курской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

3015
92
Поделиться
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ТОПОНИМИКА / АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ПРЕДАНИЯ / СОБЫТИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ / HISTORY / REGIONAL HISTORICAL STUDIES / TOPONIMICS / ARCHIVE SOURCES / HEARSAY STORIES / EVENTS / HISTORICAL PERSONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тинякова Е.А.

Предмет исследования история названий населенных пунктов Курской области как среднерусского типа ориентировочно со времен татаро-монгольского ига до 80-х г.г. ХХ века. Исследование складывается во вспомогательную историческую дисциплину-топонимику с исторической ориентацией. Топонимика полезна для преподавания истории как в школе, среднем профессиональном учреждении, так и вузе. Она помогает выстроить самостоятельное историческое исследование обучающимися.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тинякова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TRACES AND TOKENS OF HISTORIC EVENTS IN NAMES OF VILLAGES, TOWNS AND CITIES ON THE MAP

The subject of research has been the history ofgeographical names in Kursk region, as middle russian type, approximately from the tatar-mongol investigation up till the 80-ies of the XX-th century. The research leads to the supporting historical discipline-toponimics with historical orientation. Toponimics is useful in teaching history at schools, professional educational establishments, institutes and universities. Toponimics helps in independent, self organized historical research.

Текст научной работы на тему «Следы исторических событии в названиях населенных мест на карте (по материалам полевых и архивных исследований в Курской области)»

УДК 93.908 ТИНЯКОВА Е.А.

кандидат философских наук, доцент, преподаватель гуманитарных дисциплин, Сергиево-Посадский колледж

E-mail etinyakova@bk.ru

UDC 93.908 TINYAKOVA E.A.

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Lecturer of humanitarian disciplines, Sergiev-Possad college E-mailetinyakova@bk.ru

СЛЕДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В НАЗВАНИЯХ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ НА КАРТЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛЕВЫХ И АРХИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

TRACES AND TOKENS OF HISTORIC EVENTS IN NAMES OF VILLAGES, TOWNS AND CITIES ON THE MAP

Предмет исследования - история названий населенных пунктов Курской области как среднерусского типа ориентировочно со времен татаро-монгольского ига до 80-х г.г. XX века. Исследование складывается во вспомогательную историческую дисциплину-топонимику с исторической ориентацией. Топонимика полета для преподавания истории как в школе, среднем профессиональном учреждении, так и вузе. Она помогает выстроить самостоятельное историческое исследование обучающимися.

Ключевые слова:история, краеведение, топонимика, архивные источники, предания, события, исторические личности.

The subject of research has been the history ofgeographical names in Kursk region, as middle russian type, approximately from the tatar-mongol investigation up till the 80-ies of the XX-th century. The research leads to the supporting historical discipline-toponimics mth historical orientation. Toponimics is useful in teaching history at schools, professional educational establishments, institutes and universities. Toponimics helps in independent, self organized historical research.

Keywords: history, regional historical studies, toponimics, archive sources, hearsay stories, events, historical persons.

Топонимика традиционно представляется как вспомогательная историческая дисциплина, иногда ее называют «исторической географией». Термин «топонимика» происходит из двух греческих слов: «топос» -место и «онома» - имя. По своим исследовательским методам топонимика ближе к этнографии, которая использует метод полевых исследований. Эта вспомогательная историческая дисциплина также близка краеведению, так как раскрывает региональные исторические эпизоды, связанные с происхождением названий мест. Исследовательский метод топонимики, с одной стороны, основывается на архивных материалах, а с другой - на устной традиции. В первом случае это чисто историческая дисциплина, а во втором связана с историей повседневности. Изучение истории названий мест на карте дает интересную информацию о заселении территории, движении масс в процессе исторических событий, развитии хозяйственной деятельности, а также запечатлении дел исторических личностей и событий. Топонимика уникальна тем, что. являясь наукой, она позволяет обращаться к ней не только исследователям академического статуса, а также учащимся, студентам. Топонимические изучения могут быть хорошей начальной школой исследований. В этом ее ценность для со-провождения преподавания истории и, прежде всего, в школе. Топонимика также приучает любить «малую Родину», а это уже частичка патриотического чувства.

В настоящей статье представлено топонимическое подробное исследование, проведенное на территории Курской области примерно с 2007 года. Исторические события, происходившие на территории Курского края, определили специфику стиля жизни, языка живущих людей. Древние предки курян Х1веке были, в основном, из славянского племени северян. В исторических хрониках они описываются как люди грубого склада, даже с чертами бесовского характера. Как отмечают исследователи курских народных песен П. Бульбанюк и П. Лебедев, довольно значителен в Х1-ХУ11 веках был пласт «сатанинских» и «бесовских» песен [3;10]. Курский край пережил трагические периоды борьбы за независимость (татаро-монгольское иго, оборона рубежей Московского государства, борьба против польской шляхты). В Курском крае сосредотачивались силы противостояния угнетению. Из центральных областей Московского государства и Украины сюда ссылали воров, преступников, беглых крестьян. В Курском крае сложилось сильное противостояние феодальному строю из-за тяжелой формы феодальной эксплуатации. В XVI-XVII веках крепостнический гнет доводил крестьян до отчаяния, они становились мстителями, разбойниками, ворами. Это были бунтари, удальцы, протестанты. Разбойничество было своеобразным выражением народного недовольства [3; 13]. После отмены крепостного права курские крестьяне страдали от невозможности

© Тинякова Е.А. © Tinyakova Е.А.

обеспечить себя условиями для производства необходимого для жизни, и прежде всего питания. Поэтому были распространены отхожие промыслы в поисках заработка на юг России за пределы области. Неустроенность жизни, постоянная нужда сводить концы с концами порождали мещанский, «блатной» тон общения и духовного содержания. Два духовных ориентира в истории Курского края встречаются и взаимодействуют: с одной стороны, героика, удаль, мужество и отвага, а с другой -всевозможные негативные проявления души человека, порожденные жестокостями текущей жизни. Поэтому топонимика Курской области отражает «историческую закодированность» человека в пространстве.

Оставило память в названиях населенных пунктов и крепостное право. Деревня Самодуровка и Теплый Колодезь впервые упоминаются в 1799 году в Переписных Книгах Курского и Белгородского уездов. Вся земля Самодуровки принадлежала государственным крестьянам. Помещики старались силою захватить эти земли и закрепостить крестьян. В областном архиве сохранились жалобы крестьян. В этом же месте есть также самодуровское озеро и Самодуровский курган [1]. Село Марьино Беловского района раньше называлось Отрепьевка. Существуют две версии объяснения старого названия села. Первая: Отрепьевка была местом, куда ссылали переступивших царские законы людей, недовольных правящим режимом. Согласно второй версии, там жил помещик Отрепьев с красавицей женой Марией (так легче понять, почему второе название села Марьино). Первые поселенцы Отрепьевки были гордые, независимые, даже дерзкие. Эти качества они сохранили до начала 80-х годов XX века. В период сплошной коллективизации в колхоз объединились одними из последних. Однако здесь не было голода. Хозяйство было крепким и давало хороший урожай.

Иногда топонимика служит ключом к изучению исторических событий, протекавших в данном месте. В этом плане интересно название одного из древнейших поселений на реке Свапе - Поныри. В .И. Дугинов указывает разные этимологические истоки. Древнетурецкое слово «бунар. пунар, пынар» означало «источник, фонтан, колодезь». «Поныр>> восходит к русскому слову «нырять». Другое мнение: «поныри» - татарское слово, в русском языке означающее «источник, фонтан, колодезь». B.C. Стрыжак реконструирует название места к словам «понор. понур, понырь» - подземный проток, соединение между озерами, вход потока вглубь земли, отверстие на дне карстовых воронок, в которое втекает ручей, место, где вода попадает в подземелье. Место, где сейчас расположен поселок Поныри, известно со времен татаро-монгольского ига. Это был сборный пункт татар, шедших на Москву. У источника «Поныр» одна орда ожидала прихода другой [2]. История названия села Илёк тоже уходит в татаро-монгольские времена. Согласно преданию, Илёк был то ли управляющим околотком, назначенным татаро-монголами, то ли сборщиком дани; за безответную любовь он бросился с кручи головой вниз. В честь его и назвали село Ильком.

Это пример того, как история места хранится в преданиях. Через Касторенский район протекает река Олым. «Олум» по-татарски значит «брод», потому что татары переходили реку вброд. Иван Грозный издал указ о выжигании Дикого поля «за Сосною, меж Олымью и Кшеневой, меж Кшеневой и Тимом и до Пузацких лесов, до верховья Оскола и Сеймицы, дабы преградить путь набегам поганых» [4]. История сел Черная Грязь и Гнань на реке Свапе тоже связаны с татаро-монгольским игом. Село Гнань названо так потому, что русские на этом месте нагнали и разбили татарский отряд. Сохранились 5 курганов над могилами убитых. О татаро-монгольском времени свидетельствуют названия таких мест: поселок Татарка Дмитриевского района, хутор Татарский Солнцевского района, хутор Курган Поныровского района.

По названиям мест можно реконструировать историю заселения края уже с Х\Твека. В Беловском районе есть село Хотежъ-Колодезь или Бычки. В книге «Киевская старина» 1886 года издания есть упоминание об этом месте: предки, прежде чем занять место под поселение, вытеснили народ, названный «бычками». Интересна история названия села Щеголёк в Беловском районе. При заселении этой местности первые поселенцы были по прозвищу «Щеголёвы». В книге «Топографическое описание Курской губернии 1794 г.» написано: «Село Щеголёк однодворцев с выделенной церковной землей 105 дворов...» Эти люди пользовались особым положением, им были даны льготы и привилегии. Однодворец был поселянином особого разряда. До 19 февраля 1861 года они пользовались преимуществами: могли владеть землею и людьми-поселенцами на их землях, могли приобретать людей только равных им.

Большинство сел и деревень Курской области появилось на рубеже ХУИ-Х\ТП веков. «Слобода» был один из видов поселений в феодальной России в ХП-ХУШ веках, поэтому в некоторых названиях населенных пунктов до сих пор используется слово «слобода»: слобода Михайловка, слобода Белая, слободаПодол(Суджанский район), слобода Пригородная (Щигровский район), слобода Рыбинские Буды (Обоянский район). Кроме того, населенные пункты называются: село, деревня, поселок сельского и городского типа, поселок при разъезде и при станции, рабочий поселок, местечко. 430 населенных пунктов называются хутора, причем в Тимском районе Сокольского сельсовета есть хутор Украинка. Это говорит о влиянии украинской этничности на историю Курской области. Подтвердить это можно также такими названиями: хутор Кочеток (Фатежского района), деревня Лозы (Дмитриевского района), село Лозовое (Октябрьского района). Лозоплетение - это народный промысел украинского происхождения. В других названиях населенных пунктов тоже проступает украинское влияние: село Мазеповка (Рыльского района), село Житень (Большесолдатского района), деревня Жговеть (Рыльского района), село Донское (Золотухинского района), село Гаево (от украинского слова «гай» (Фатежский

район), село Виногроблъ (Курского района), деревня Винокурня (винокурение - промысел украинского происхождения; Золотухинский район), село Борщень (Болыпесолдатского района). Названия деревень Нижняя (Советский район) и Верхняя (Касторенский район) Грайворонки прослеживаются к украинскому слову «грайворон» - лес с большим количеством птиц. Река, текущая через лес в этих местах, получила название Грайворонки (это приток реки Кшень). Заселение этих мест относится к 1760-1763 г.г. Хотя немного, но все же используется слово «казаки» в названиях мест. Слобода Белая расположена на юге Курской области. Это центр района. Судя по говору, люди пришли сюда из Украины и Белоруссии. Это было место расположения казацких полков с 1589 года, а также здесь селились выходцы из Польско-Литовского Поднепровья (черка-сы) [5].

Основное содержание статьи все же посвящено истории названий на материале русского языка. Большая часть названий соотносится с именами, предпочтительно распространенных у русских. Самые популярные: Николай (32 раз), Петр (20) Александр (21), Иван (19), Михаил (17), Семен (15),Алексей (12), Андрей (9), Василий (8), Дмитрий (9). Павел (7), остальные распространенные мужские имена встречаются 6-3 раза. Среди женских имен выделяется Екатерина (8 раз), остальные женские имена встречаются одноразово, но женских имен гораздо меньше.

Исторические документы раскрывают названия некоторых мест, связанных с именем первого поселенца или владельца. Объяснение названия слободы Михайловки Железногорского района представляет целый рассказ. Датой основания слободы считается 1712 год. Петр I назначил графа Бориса Петровича Шереметьева наместником Курского края. Среди облюбованных им населенных пунктов была и безымянная слобода на реке Свапе, которую в XVI веке основали беглые люди. Граф Шереметьев получил в награду от Петра I в 1709 году три слободы за разгром шведов под Полтавой. В 1712 году Б.П. Шереметьев поделил территории между сыновьями Михаилом и Петром, Михаил получил слободу Михайловскую. Сын Шереметьева Михаил был генерал-майором. Однако он там ни разу не был и умер в плену у шведов. Есть и другая версия, что название слободы Михайловской было дано в честь брата Шереметьева - Михаила Борисовича.

Память о дворянах Лачиновых хранит село Касторенского района. Село впервые упоминается в 1895 году. Евдоким Емельянович Лачинов (1799-1875) был декабристом, членом Южного тайного общества. После подавления восстания в 1825 году он был разжалован в солдаты, сослан на Кавказ. Затем участвовал в русско-персидской и русско-турецкой войнах 1827-1829 годов. В 1832 году он вернулся в родное имение Никольское (Лачиново) Алексеевского сельского совета. Дорога строилась в бытность его внука Николая Владимировича Лачинова.

В XVII веке в русском языке появилось слово «солда-

ты». В 1630 году на реке Свапе появилось село Солдаты. В Курской области есть два села - Болынесолдатское и Малое солдатское. Из «отказной книги» за 1664 год известно. что были организованы большие и малые сторожевые казацкие полки, которые пожизненно охраняли русскую землю. Когда татары были полностью изгнаны, эти поселения превратились в постоянные селения. Так возникли Малое и Большое Солдатское, где жили государственные крестьяне и несли сторожевую службу.

Название села Теткино Глушковского района объясняется преданием. В начале второй половины XVII века на поляне чуть севернее улицы Набережной в этом селе поселилась со своей семьей одна вдова. По преданию, купцы, следовавшие из Рыльска в Путивль, останавливались здесь, как говорили, «у тетки». Затем поселение стали называть Теткино поселение.

Особый интерес представляет страница советской истории на карте Курской области. В названиях послереволюционного периода доминирует слово «красный», оно повторяется в названиях 34 раза. Из советских праздников наиболее популярным оказалось Первое мая, название этого праздника используется 11 раз. Слово «октябрь» можно встретить в названиях только 7 раз. Фамилия Ленина используется 8 раз, а Крупской - один раз. На картах Черемисиновского и Горшеченского районов вообще нет названий населенных пунктов советской тематики. А всего насчитывается 98 названий населенных пунктов советского периода истории. Интересно противопоставить слова «новая» и «старый» в названиях: «новая» встречается 22 раза, «ново-» 37 раз, а «старый» 19 раз. Как мы видим, концепция новой советской жизни доминирует над старым укладом жизни, но это противопоставление в довольно малом масштабе. В настоящем исследовании не ставилась проблема распознать историю названий внутри населенных пунктов, то есть улиц, переулков и т.д. Однако если мы говорим о присутствии концепции советского образа жизни, то хотя бы несколько примеров можно привести. Например, в населенном пункте Касторное улицы Первомайская, Калинина, Фрунзе. Мира, парк имени Буденного, имени 50-летия Октября. В слободе Белой тоже улицы советской тематики: Вторая пятилетка, Звеньевая, Комсомольская, Маяки, Колхозная, Пионерская, Советская. 1-е мая. Такую ситуацию можно воспринять метафорически: при старом названии «начинка» состоит из новой жизни. Примечательно, что в названиях населенных пунктов мало использованы фамилии советских партийных лидеров, за исключением Брежнева, Хрущева, Калинина (и то первые две фамилии всего по одному разу, а третья 3 раза). Только два района имеют названия советской тематики: Октябрьский район и Советский.

История Курского края, запечатленная в названиях мест, поведала нам, что жители здесь были религиозные. Крестные ходы объединяли много верующих. Однако населенных пунктов религиозной тематики на карте области не так уж много. Перечислим их: хутор Богомолов (Хомутовский район), село Богородицкое

(Горшеченский район), село Богородицкое (Щигровский район), деревня Богославка (Дмитриевский район), деревня Богоявленка (Тимский район), деревня Малая Троицкая (Касторенский район), деревня Моисеевка (Щигровский район), деревня Моисеево (Дмитриевский район), хутор Монастырский (Обоянский район), хутор Монастырский (Медвенский район), хутор Рождественка (Медвенский район), село Рождественка (Тимский район), хутор 2-ая Рождественка (Медвенский район), село Рождественское (Щигровский район), село Рождественское (Медвенский район), село 1-ое Рождественское (Фатежский район), село 2-ое Рождественское (Фатежский район), село Троица (Курский район), хутор Троицкий (Конышевский район), село Троицкое (Пристенский район), деревня Троицкая (Советский район), село Троицкое (Кореневский район), деревня Троицкая (Курчатовский район), село Троицкое (Железногорский район), хутор Возрождение (Солнцевский район), село Вознесеновка (Касторенский район). Как видно, основные религиозные смыслы использовались в названиях мест.

В заключение нужно отметить, что топонимические исследования могут быть практической работой по истории края, области, местности и даже улицы. Названия мест дают штрихи массового исторического менталитета. Безусловно, многие названия населенных мест объясняются и географической средой, рельефом, речными ресурсами и т.д. Однако настоящая статья посвящена истории. Поэтому в приведенном исследовании названия населенных пунктов выстраивают исторический контекст жизни, и самое главное, что названия населенных пунктов содержат оценочный критерий исторических событий, которые связаны с определенным местом. Представленное в настоящей статье исследование по вспомогательной исторической дисциплине

- топонимике - является итоговым по отношению к ранее опубликованным автором двум статьям «Семиотика человека: лингвокультурологический аспект (по этнографическим материалам Курского края» (2003) и «Философия слова в топонимике населенных мест Курской области» (2006), которые выполнялись в рамках исследовательской программы учебно-научной лаборатории «Этнография Центрально-черноземных областей России» исторического факультета Воронежского государственного университета.

Топонимика еще не утвердилась как полнокровная историческая дисциплина, которая тянула бы за собой исторический контекст науки. Возможно, по той причине, что часть информации хранилась в устных преданиях, не подтвержденных историческими документами. С другой стороны, топонимика обращает внимание на сохранение исторической информации в массовом сознании. По зарубежным исследованиям в этой области до русскоязычных историков еще не дошел материал, очевидно, из-за трудности перевода (архаизмы, фразеологизмы). Есть междисциплинарная связь топонимики с филологией (Сударь Г.С. Топонимика Испании как объект лингвокультурологического исследования, 2005). Историки обращаются к филологии вследствие расшифровки архаичных слов, историки выстраивают исторический контекст событий. В топонимике сходятся академическая история и народное, массовое знание об исторических событиях, более того, в этом способе исторического познания проступают черты исторического менталитета. Название мест исторической тематики - это своеобразный памятник историческим событиям. В топонимике наравне с названиями, которые увековечивают крупные исторические события, выступают и события и факты повседневной жизни, бытийные, эта практика ближе к фольклору.

Библиографический список

1. БолотовИ.В. Летопись Курского края. Курск,1995.

2. ДугиноеВ.11. Дмитриев на Свале. Из истории северо-запада Курской области. Дмитриев, 1995.С.33-35.

3. Курские народные песни. Сост. П. Бульбанюк, П. Лебедев. Курск, 1962. С.10.

4. МартыновЕ. Выжигание дикого поля.//Курская правда. 14 декабря.1993. №193.

5. Прохоров В Л. Надпись на карте. Воронеж, 1977.

References

1. Bolotov I. V. Chronicles of Kursk region. Kursk,1995.

2. Dugtaov V.I. The town of Dmitrijev on the river Svapa. From history of north-western Kursk region.Dmitrijev,1995. Pp.33-35.

3. Kursk folk songs./Compiled by P.Burbanjuk,P.Lebedev.-Kursk,1962. P.10.4Martynov E. Firing out the wild field.//Kurskaya pravda.Dec. 14,1993, № 193.

4. Prokhorov VA. Names on the map. Voronezh,1977.