КРИМИНАЛИСТЪ. 2024. № 3 (48). С. 87- 95 • CRIMINALIST. 2024;3(48):87-95
Научная статья УДК 343.13
СЛЕДСТВЕННАЯ ГРУППА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Светлана Вячеславовна СТРАХОВА
Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Симферополь, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации расследования преступлений в условиях чрезвычайной ситуации следственными группами. Проанализированы научные подходы к вопросу организации расследования преступлений следственными группами, примеры практики расследования преступлений в условиях чрезвычайной ситуации следственными группами, проблемы правовой регламентации расследования преступлений следственными группами. Сделаны выводы о том, что в условиях чрезвычайной ситуации значение межведомственного взаимодействия при расследовании преступлений существенно возрастает, а наиболее продуктивной формой организации расследования преступлений в условиях чрезвычайной ситуации является межведомственная специализированная следственная группа. Сформулировано определение следственной группы, которым предложено дополнить положения пункта 41 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Предложены формулировки редакции частей 1,2,3,5 статьи 163 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющей порядок создания следственной группы, ее состав, полномочия руководителя следственной группы и ее участников.
Ключевые слова: условия чрезвычайной ситуации, организация расследования преступлений, следственная группа, межведомственное взаимодействие
Для цитирования: Страхова С. В. Следственная группа как форма организации расследования преступлений в условиях чрезвычайной ситуации // КриминалистЪ. 2024. № 3 (48). С. 87- 95.
Original article
THE INVESTIGATIVE GROUP AS A FORM OF ORGANIZING THE INVESTIGATION OF CRIMES IN AN EMERGENCY SITUATION
Svetlana V. STRAKHOVA
Crimean Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation, Simferopol, Russia, [email protected]
Abstract. The article deals with the issues of organising criminal investigation by investigative groups in emergency situations. The scientific approaches to the issue of organisation of criminal investigation by investigative teams, as well as some examples of investigative practice by investigative groups in emergencies and the problems of legal regulation of criminal investigation by such investigative units are analyzed. Conclusions have been drawn that the importance of interdepartmental cooperation in the investigation of crimes by investigative teams in emergency situations significantly increases, and the most efficient form of organising criminal investigation in situations of emergency is the interdepartmental specialised investigative unit. The definition
© Страхова С. В., 2024
of the investigative unit is proposed, to supplement the provisions of Article 5, paragraph 41 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. The authors offer the wording of parts 1, 2,3,5 of Article 163 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation which sets out the procedure for the establishment of the investigative unit, its composition, the powers of the head officer of the investigative unit and its participants.
Keywords: emergency situation, organisation of criminal investigation, investigative unit, interagency cooperation
For citation: Strakhova S. V. The investigative group as a form of organizing the investigation of crimes in an emergency situation // Criminalist. 2024;3(48):87-95. (In Russ.).
Условия чрезвычайной ситуации, которые отражены в положениях ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также ст. 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», определяют специфику организации расследования преступлений, совершаемых в указанных условиях и (или) явившихся причинами их наступления.
В. Н. Григорьев по этому поводу отмечает, что «организация расследования преступлений в чрезвычайных условиях касается формирования и обеспечения деятельности специализированных следственных групп и характеризует: специальные подразделения оперативного реагирования как основу системы организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях; порядок создания специализированных следственных групп для работы в чрезвычайных условиях; их ресурсное обеспечение; привлечение необходимых участников процесса; организацию взаимодействия следственной группы с органами внутренних дел и федеральной безопасности» [1, с. 330].
Заметим, что расследование преступлений следственной группой является примером процессуальной формы взаимодействия правоохранительных органов для решения задач предварительного расследования. Между тем Уголовно-процессуальный кодекс Рос-
сийской Федерации (далее — УПК РФ) не содержит норм, которые определяют понятие следственной группы, специализированной следственной группы, а также порядок расследования преступлений в условиях чрезвычайной ситуации. При этом ст. 163 УПК РФ устанавливает, что производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.
В. Д. Ларичев и В. Г. Кучкина в этой связи поясняют, что на практике «для эффективного раскрытия и расследования наиболее сложных и резонансных преступлений наряду с процессуальной реализуется непроцессуальная (организационная) форма взаимодействия. Правовыми основами такого взаимодействия являются Указы Президента Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные акты» [2, с. 119]. Подобной формой взаимодействия являются следственно-оперативные группы, которые формируются для расследования конкретных преступлений.
В научной литературе следственно-оперативные группы классифицируют по ведомственной принадлежности на ведомственные и межведомственные, по функционально-целевому назначе-
нию — на специализированные следственно-оперативные подразделения и группы, по уровню организации — на районные, межрайонные, городские, на уровне субъекта Российской Федерации, региональные, межрегиональные, федерального и межгосударственного уровня [3].
Отмечая значимость взаимодействия следователя с органом дознания, Р. С. Белкин определял взаимодействие субъектов доказывания как одну из форм организации расследования преступлений, заключающуюся в «основанном на законе сотрудничестве следователя с органом дознания, согласованном по цели, времени и месту» [4, с. 256]. Совместную работу следователей и сотрудников органа дознания в составе следственно-оперативной группы Р. С. Белкин называл «наиболее продуктивной формой взаимодействия» [5, с. 431].
На наш взгляд, в условиях чрезвычайной ситуации, в которых осуществляется расследование преступлений, существенно повышается значение эффективного взаимодействия следователей с органами дознания. Примером такого взаимодействия является организация работы следственной группы Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, которая была создана в связи с наводнением летом 2019 года. Тогда Указом губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 года № 134-уг на территории области был введен режим чрезвычайной ситуации. Следственная группа работала в г. Тулуне, которому был причинен наибольший ущерб — стихия стерла с лица земли треть города. Всего же в Иркутской области жертвами наводнения стали 25 человек, 6 пропали без вести. Общий ущерб составил 40 млрд рублей [6]. В состав следственной группы, поясняют М. А. Митюкова и В. С. Черноусое,
«были включены следователи, следователи-криминалисты, представители отдела процессуального контроля, оперативные уполномоченные. ...Работа следователей была сосредоточена на следующих основных направлениях: проверка материалов в стадии возбуждения уголовных дел по ст. 105 УК РФ по фактам безвестного исчезновения граждан; проверка материалов и возбуждение уголовных дел по признакам ст. 293 УК РФ в отношении должностных лиц, ответственных за своевременное оповещение граждан о надвигающемся стихийном бедствии, за обеспечение их своевременной эвакуации. ...Для проведения осмотра пострадавших от наводнения домов, дачных поселков, обнаружения пострадавших лиц привлекалось большое количество сотрудников органов внутренних дел из числа опытных участковых и оперативных уполномоченных других территорий, которые были временно прикомандированы к подразделениям органов внутренних дел г. Тулуна» [7, с. 269—270].
Представляют интерес данные, которые приводят В. Г. Кучкина и В. Д. Ларичев относительно межведомственного характера взаимодействия в следственно-оперативной группе. Так, изучение «уголовных дел, которые расследовались в следственно-оперативной группе (СОГ), показывает, что в 85 % это были межведомственные группы. ... Отсутствие оперативных аппаратов в Следственном комитете Российской Федерации предполагает постоянное использование ими межведомственных СОГ. <...> Положительными сторонами такого взаимодействия являются: сокращение сроков выполнения отдельных поручений и указаний руководителя группы (53,3 %), проведение согласованного расследования, которое способно преодолеть противодействие со стороны заинтересованных лиц (33,3 %), и прочее» [8, с. 40]. «В состав группы, —
отмечают авторы, — могут включаться сотрудники полиции Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и прочие» [8, с. 39]. При этом, как точно подмечают С. А. Приданов и С. П. Щерба, создание межведомственных следственно-оперативных групп является «наиболее тесной формой взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступными посягательствами, позволяющей в полной мере использовать специфические возможности взаимодействующих сторон» [9, с. 182-183].
Следственной практике известны примеры создания постоянно действующих межведомственных следственно-оперативных групп. Постоянно действующие межведомственные следственно-оперативные группы были созданы во исполнение распоряжения Председателя Следственного комитета России от 2 апреля 2010 года № 51/206-р «О мерах по совершенствованию организации расследования преступлений террористического характера» в Ингушетии [10, с. 65 — 66] и Ставропольском крае и являются «основой успешного и качественного расследования и раскрытия уголовных дел о данной категории преступлений» [11, с. 81—82].
На основании Поручения Президента Российской Федерации от 16 июля 2010 года № 7972 в Республике Дагестан создана межведомственная оперативная группа в составе представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России и Следственного комитета Российской Федерации для решения задач по координации работы следственных и оперативных подразделений в рамках расследования уголовных дел о преступлениях террористической направленности и повышения эффективности их совместной
деятельности1. Работа указанной группы, пишет О. А. Васильев, «позволила улучшить результативность расследования преступлений террористической направленности» [12, с. 144—145].
Полагаем, что необходимость межведомственного взаимодействия правоохранительных органов при расследовании преступлений в условиях чрезвычайных ситуаций детерминируется в первую очередь категорией расследуемых преступлений, а также обширностью и труднодоступностью места происшествия, значительным количеством жертв, множеством объектов, подлежащих одновременному осмотру и исследованию.
В качестве примера обратимся к отдельным аспектам организации расследования терактов, в результате которых 24 августа 2004 года с разницей в одну минуту произошли две авиакатастрофы: самолета Ту-154 в небе над Ростовской областью и самолета Ту-134 — над Тульской областью, которые унесли жизни 90 человек2. Расследование осуществляло управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по расследованию особо важных дел. Специалисты ФСБ России, МВД России в соответствии с Правилами расследования авиацион-
1 В СКФО создана постоянно действующая межведомственная оперативная группа // Федеральная служба безопасности Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.fsb. ru/ fsb/press/message/ single.htm%21id%3D1043 5594 %40fsbMessage % 26_print% 3Dtrue.html (дата обращения: 01.07.2024).
2 Расследования авиационных происшествий и инцидентов: Ту-134 RA-65080.24.08.2004 // Межгосударственный авиационный комитет : сайт. URL: https://mak-iac.org/rassledovaniya/ tu-134-ra-65080-24-08-2004/ (дата обращения: 01.07.2024); Расследования авиационных происшествий и инцидентов: Ту-154 RA-85556. 24.08.2004 // Межгосударственный авиационный комитет: сайт. URL: https://mak-iac.org/ rassledovaniya/tu-154-ra-85556-24-08-2004/ (дата обращения: 01.07.2024).
ных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1999 года № 1329, приняли участие в расследовании причин авиакатастроф в составе комиссии Межгосударственного авиационного комитета1.
Поскольку разлет обломков самолетов составил несколько километров2, обнаружить следы, свидетельствующие о теракте, сразу не удалось. В. И. Елин-ский и П. Н. Коткин отмечают, что в месте падения Ту-134 следы воздействия заряда взрывчатых веществ были выявлены на осколках иллюминатора, оплавленных частях обшивки, останках тела террористки и ее личных вещах лишь на третий день. Останки второй террористки, осуществившей взрыв на борту Ту-154, были обнаружены лишь спустя месяц после катастрофы при повторном осмотре места происшествия вследствие ошибки, допущенной руководителем следственной группы, который отказался от предложения провести прочесывание местности непосредственно от места падения воздушного судна по створу его полета до хутора Урывский [13]. Полагаем, что создание межведомственной следственной группы, в состав которой были бы включены следователи и сотрудники оперативных подразделений ФСБ России, позволило бы избежать подобной ошибки путем своевременного
1 Выводы Государственной комиссии по установлению причин катастроф воздушных судов ТУ-154 N« 85556 и ТУ-134 № 65080, произошедших 24 августа 2004 года // Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России: факты, история, статистика : сайт. URL: https://airdisaster.ru/ reports.phpid=3 (дата обращения: 01.07.2024).
2 Несколько версий одновременного крушения двух пассажирских авиалайнеров // Lenta.ru : сайт. URL: https://lenta.ru/ articles/2004/08/26/versions/ ?ysclid=lxtaru0j me325253761 (дата обращения: 01.07.2024).
планирования и проверки версии о том, что причиной авиакатастрофы мог быть теракт.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу о необходимости закрепления в уголовно-процессуальном законодательстве понятия следственной группы, ее видов, а также совершенствования норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих порядок создания следственных групп, состав их участников и полномочия руководителей, что позволит повысить эффективность межведомственного взаимодействия при расследовании сложных, резонансных преступлений, в том числе в условиях чрезвычайной ситуации- Как справедливо замечают по этому поводу В. Д. Ларичев и В. Г. Кучкина, придание отношениям участников следственно-оперативных групп процессуального характера позволит следователям поручать входящим в группу сотрудникам органов дознания производство следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий не через начальника органа дознания, как это формально требуется в настоящее время, а непосредственно, что будет способствовать более эффективному расследованию [2, с. 121].
Вопрос о возможности включения в состав следственных групп экспертов, специалистов остается дискуссионным. Так, А. П. Крутиков полагает, что «неправильным. .. является включение в состав следственно-оперативных групп... экспертов-криминалистов, специалистов в области судебной медицины и других специалистов. Следователи (руководитель и участники следственно-оперативной группы) вправе привлечь к участию в процессуальных действиях определенного специалиста в порядке, установленном ст. 58 и 168 УПК РФ. Специалисты могут привлекаться к участию в расследовании, но они не должны входить в состав группы» [14, с. 81—82].
Между тем на практике имеются примеры включения в состав следственно-оперативных групп экспертов и специалистов. Так, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 года № 146-р и совместного приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2003 года № 163/208 «О порядке взаимодействия органов управления и подразделений государственной противопожарной службы МЧС России с органами внутренних дел о преступлениях, связанных с пожарами» была создана специализированная следственно-оперативная группа по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений, связанных с пожарами, поджогами, в том числе в лесных массивах, а также оборота древесины и лесоматериалов в Иркутской области. В состав группы вошли следователь ГУ МВД России по Иркутской области, следователь-криминалист Су СК России по Иркутской области, оперуполномоченные ГУ МВД России по Иркутской области, эксперты судебно-экспертного учреждения Федеральной противопожарной службы «Испытательно-пожар-ная лаборатория» по Иркутской области и отдела пожарно-взрывотехнической экспертизы ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области, специалисты Министерства лесного комплекса Иркутской области. Включение в состав указанной следственно-оперативной группы экспертов и специалистов позволяет отнести ее к специализированным следственным группам, а участие в ней сотрудников правоохранительных органов различных ведомств свидетельствует о ее межведомственном характере.
Представляется обоснованной позиция М. С. Лубягина о необходимости расширения состава следственной группы. В современных условиях, подчеркивает автор, «с учетом совершения террористических актов на территории РФ в 2022 — 2023 гг., определена необходимость в оперативном и качественном расследовании подобных преступлений, основанном на межведомственном характере взаимодействия следователей и сотрудников оперативных подразделений, который необходимо предусмотреть в УПК РФ. .. .Основными правоохранительными органами, должностные лица которых могут включаться либо привлекаться к работе межведомственных следственных групп, являются следственные органы Следственного комитета РФ, органов внутренних дел РФ. Оперативный состав... представляют должностные лица оперативных подразделений органов внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ» [15, с. 11]. Наряду с обязательными участниками следственной группы, такими как ее руководитель и следователи, с учетом сложности и трудоемкости расследования М. С. Лубягин предлагает предусмотреть в УПК РФ «возможность включения в состав следственной группы иных субъектов уголовно-процессу-альной деятельности: следователя-криминалиста, эксперта, специалиста и пр.; а также возможность привлечения к работе следственной группы должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» [15, с. 10]. Исходя из субъектного состава такие следственные группы М. С. Лубягин предлагает классифицировать как специальные [15, с. 17].
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая значимость взаимодействия следователей с сотрудниками оперативных подразделений для организации предварительного следствия по уголовному делу большой сложности
или объема, в том числе в условиях чрезвычайной ситуации, а также отсутствие оперативных подразделений в структуре Следственного комитета Российской Федерации, полагаем, что для наиболее эффективного осуществления предварительного следствия при указанных условиях наиболее продуктивной является такая форма организации расследования, как межведомственная специализированная следственная группа, в состав которой могут быть включены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, в том числе различной ведомственной принадлежности, а также эксперты, специалисты и переводчики. Закрепление в уголовно-процессуальном законе определения следственной группы, в том числе межведомственной и специализированной, а также порядка создания следственных групп с указанием полномочий руководителя следственной группы и ее участников будет способствовать повышению уровня организации предварительного следствия, его результативности и достижению назначения уголовного судопроизводства. В этой связи предлагаем п. 41 ст. 5 УПК РФ дополнить определением следственной группы, которое сформулировать в следующем виде:
«Следственная группа — процессуальная форма организации предварительного следствия группой следователей, а в необходимых случаях с участием должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, в том числе различной ведомственной принадлежности (межведомственная следственная группа), а также экспертов, специалистов и переводчиков (специализированная следственная группа)».
Части первую, вторую, третью и пятую ст. 163 УПК РФ предлагаем сформулировать в следующей редакции:
«1. Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае
его сложности и (или) большого объема может быть поручено следственной группе, о чем руководитель следственного органа выносит постановление или об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. В случае, если в составе следственной группы принимают участие должностные лица органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, о производстве предварительного следствия межведомственной следственной группой издается приказ.
2. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа, о чем выносит соответствующее постановление. В постановлении перечисляются все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы.
Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, в составе которой принимают участие должностные лица органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, в том числе о производстве предварительного следствия межведомственной следственной группой, об изменении ее состава принимают руководители следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, о чем издается соответствующий приказ. В приказе перечисляются все следователи и должностные лица органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы.
В постановлении, приказе о производстве предварительного следствия специализированной следственной
группой должны быть перечислены все эксперты, специалисты, переводчики.
Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему.
3. Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других членов следственной группы, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вме-
сте с уголовным делом прокурору. Руководитель следственной группы вправе давать обязательные для исполнения поручения должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-ра-зыскную деятельность, о проведении оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий.
4. Руководитель следственной группы и следователи — члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения в порядке, установленном настоящим Кодексом».
Список источников
1. Григорьев В. Н. Структура теории расследования преступлений в чрезвычайных условиях // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 330—333.
2. Ларичев В. Д., Кучкина В. Г. Понятие и сущность следственной и следственно-оперативной групп // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 1. С. 118—124.
3. Улимаев Р. Ю. Следственно-оперативные группы: правовой статус, организация и деятельность : специальность 12.00.09 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность» : дис.... канд. юрид. наук / Улимаев Радик Юрикович. Москва, 2002. 210 с.
4. Белкин Р. С. Криминалистика : учебный словарь-справочник. Москва : Юрист, 1999. 272 с.
5. Криминалистика : учебник для вузов / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов, Е. Р. Российская; под ред. Р. С. Белкина. Москва : НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 796 с.
6. Конин Д., Трофимова Е. Наводнение. Год спустя // IRCFTY.RU : сайт. URL:https:// ircity.ru/text/longread/2020/07/01/70678700/?ysclid=lwnosts37w29713578 (дата обращения: 01.07.2024).
7. Мипокова М. А., Черноусов В. С. Расследование преступлений следственной группой в условиях чрезвычайной ситуации // Право в чрезвычайной ситуации: пределы и возможности: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Иркутск, 30 октября 2020 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ». Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020.1 электрон, диск (CD-ROM). URL : https//lawinstitut. ru / docs / absorbed / sbomik-materialov-konferentsii-yoridicheskogo-instituta-igu-pr-p71347pdf (дата обращения; 01.07.2024). С. 268 - 271.
8. Кучкина В. Г., Ларичев В. Д. Классификация следственно-оперативных групп // Научный портал МВД России. 2017. № 1. С. 38-42.
9. Приданов С. А., Щерба С. П. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование. Москва : Юрлитинформ, 2002. 514 с.
10. Барахоев М. М. Особенности расследования преступлений террористического характера в Республике Ингушетия // Материалы науч.-практ. семинара (Ростов-на-Дону, 24—25 мая 2012 г.). Москва : Ин-т повышения квалификации CK РФ, 2012. С. 65 — 72.
11. Ширяев Р. В. Планирование и тактика производства следственных действий, опера-тивно-розыскных мероприятий по уголовным делам о преступлениях экстремистской и
террористической направленности // Материалы науч.-практ. семинара (Ростов-на-Дону, 24 — 25 мая 2012 г.). Москва : Ин-т повышения квалификации СК РФ, 2012. С. 75 - 82.
12. Васильев О. А. Специфика расследования уголовных дел особой сложности о преступлениях экстремистской и террористической направленности в условиях Северо-Кавказского региона // Научная жизнь. 2019. № 1. С. 139—145.
13. Елинский В. И., Коткин П. Н. Специфика организации и производства осмотра места авиационного происшествия // Российский следователь. 2009. № 20. С. 4—10.
14. Крутиков А. П. Следственные и следственно-оперативные группы: проблемы взаимодействия следователей и органов дознания при их функционировании // Уголовный процесс. 2010. № 6. С. 77- 84.
15. Лубягин М. С. Следственные группы в российском уголовном судопроизводстве: теоретические основы, порядок формирования и деятельности : специальность 5.1.4 «Уголовно-правовые науки» : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Лубягин Михаил Сергеевич. Иркутск, 2024. 23 с.
Информация об авторе
С. В. Страхова - заведующий кафедрой уголовного процесса, криминалистики и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author
S. V. Strakhova — Head at the Department of criminal procedure, criminalistic and participation of Public Prosecutor in criminal proceedings of the Crimean Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation, Candidate of Science (Law), Associate Professor.