Научная статья на тему 'Славянства многоликий мир выставка традиционного русского костюма и утвари из фондов музея славянских культур ГАСК в городе Нови Сад (Сербия)'

Славянства многоликий мир выставка традиционного русского костюма и утвари из фондов музея славянских культур ГАСК в городе Нови Сад (Сербия) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
154
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Славянства многоликий мир выставка традиционного русского костюма и утвари из фондов музея славянских культур ГАСК в городе Нови Сад (Сербия)»

СЛАВЯНСТВА МНОГОЛИКИЙ МИР Выставка традиционного русского костюма и утвари из фондов Музея славянских культур ГАСК в городе Нови Сад (Сербия)

И. В. Мишанёва

Июнь 2012 г. стал для Музея славянских культур Государственной академии славянской культуры знаменательным месяцем. Деятельность музея приобрела международный характер: усилиями сотрудников и директора А. А. Замышляевой при поддержке Академии и деятельной помощи общества сербско-русской дружбы и русской диаспоры «Ресурс» состоялась первая зарубежная выставка Музея славянских культур ГАСК. В Сербию был отправлен яркий «ансамбль» произведений традиционного искусства русского раздела коллекции, характеризующего быт сельского населения России второй половины XIX - тачала XX вв.: это костюмные комплексы разных губерний России, отдельные детали костюма (головные платки, пояса), полотенца, прялки и самопрялки, а также разная утварь.

Выставка была открыта 11 июня в старинном сербском городе Нови Сад. Расположенный на левом берегу Дуная, в 75 км от Белграда, Нови Сад является столицей области Воеводина и вторым по величине городом в Сербии. В разговорах с сотрудниками музея наши гостеприимные хозяева сравнивали свой родной город... с Санкт-Петербургом. Основанный в 1694 г., с явным преобладанием европейских черт (австрийского позднего барокко и рококо) в своём архитектурном облике, он тем не менее теснейшим образом связан с сербской национальной историей. Особое внимание участников поездки было направлено на знакомство с православной культурой Воеводины, удалось посетить не только православные храмы городов Нови Сад и Сремские Карловицы, но и некоторые фрушкогорские монастыри (за что хотелось бы выразить особую благодарность Анне и Бранко Радун, сотрудникам общества «Ресурс»). Монастыри, построенные на Фрушкой горе в период XV-XVIII вв., во время турецкой оккупации стали оплотом духовной жизни Сербии.

В 1864 г. в город Нови Сад было переведено древнейшее национальное культурно-историческое учреждение, с богатым библиотечным собранием — Матица сербская. Галерея Матицы хранит одну из самых значительных художественных коллекций Сербии, насчитывающую свыше 7 ООО художественных произведений конца XVII - начала XX вв. В настоящее время в Нови Саде проводятся многочисленные фестивали: национального драматического творчества («Стерийин театр»), «Новосадские музыкальные торжества», «Змаевы детские игры».

И. И. Змай — известный сербский поэт. С его именем оказалось связано сразу несколько обстоятельств нашей «экспедиции». Экспозиция выставки «Славянства многоликий мир» была размещена в витринах Туристического информационного центра г. Нови Сад на улице имени И. И. Змая, которая раз в год становилась площадкой национального фестиваля. В стенах новисадской гимназии имени И. И. Змая 12 июня доцент кафедры искусствоведения ГАСК И. В. Мишачёва прочи-

тала лекцию «Орнамент в русской народной вышивке, традиционном крестьянском костюме. Образ и смысл», приуроченную к открытию выставки.

Выступление сопровождалось рассказом о Государственной академии славянской культуры, о её научных проектах, образовательных программах, международной деятельности, о задачах, стоящих перед Академией и Музеем, необходимости формирования у молодого поколения сознания своей славянской идентичности, приобщения его к ценностям славянской культуры. Встреча с учащимися старших классов происходила в стенах Русского центра гимназии, основанного при поддержке фонда «Русский мир» в 2009 г. В дар библиотеке центра были преподнесены выставочные каталоги и буклеты, ряд научных изданий ГАСК. Хотелось бы выразить благодарность сербским педагогам, совмещающим преподавание русского языка и работу в Центре, в частности, Н. Спасичу, за организацию встречи и обсуждения, духовную и техническую поддержку.

Ещё одним важным и очень интересным для нашей делегации событием стало посещение Музея Воеводины, созданного в 1947 г. на основе фондов Сербской Матицы. Сотрудники Музея славянских культур поблагодарили Б. Шекарича, заместителя директора и заведующего этнографическим отделом Музея Воеводины, за предоставленные для нашей выставки технические конструкции. Состоялась содержательная беседа «музейщиков» о путях формирования этнографических коллекций, проблемах атрибуции и датировки. Затем последовала экскурсия по этнографическому отделу, нас познакомили со сложными политическими и культурно-историческими обстоятельствами, оказывавшими прямое влияние на сложение и видоизменение форм народного костюма и традиционного жилища на землях Воеводины. В завершении встречи произошёл некоммерческий взаимообмен каталогами и научными изданиями.

Кульминационным моментом командировки стала презентация выставки, организованная при под держке общества сербско-русской дружбы и русской диаспоры «Ресурс» и Информационного центра г. Нови Сад. За несколько часов до её начала представитель Общества А. Радун и директор нашего музея выступили в прямом эфире местного телеканала. Представители прессы приняли активное участие и в освещении самой презентации (результатом чего стали заметки в «Вечерних новостях» и ряде других газет). На встречу с устроителями выставки были приглашены учащиеся новисадских школ, в том числе и из гимназии имени И. И. Змая. А. А. Замышляева рассказала об Академии и Музее, И. В. Мишачёва кратко охарактеризовала произведения, вошедшие в экспозицию, в виде тезисов изложила взгляды современных исследователей на смысл и художественную форму русского традиционного орнамента.

И всё же важнейшим событием сербской поездки следует считать саму выставку. Витрина, оформленная заведующей экспозицией Музея славянских культур С. И. Майоровой, удачно совместила научный и художественный подходы к музейной репрезентации предметов традиционной бытовой культуры и искусства. Стержнем экспозиции стали повседневный и праздничный народные костюмы, мужские и женские, позволяющие познакомиться с основными формами южно-

и северорусского костюма, с вариациями его кроя и декорирования в различных губерниях. В пределах достаточно ограниченного пространства художнику удалось разместить дополняющие костюм элементы (пояса, платки, шали), набор полотенец с семантически значимыми сюжетами и орнаментами, в том числе и с пасхальным поздравлением. Мир русского крестьянского дома, труда и православного праздника характеризовали различные предметы утвари: прялки и самопрялки, резные и расписные, пряничная доска, деревянная пасхальная пасочница, посуда традиционных форм. Витрины новисадского Информационного центра, расположенного в самом сердце старого города, изо дня в день проецировали образы русской традиционной (крестьянской) культуры в повседневные ритмы «второй культурной столицы» Сербии. Тем самым наш Музей постарался внести свой вклад в многогранный диалог славянских народов, оформив особое художественно-смысловое пространство, характеризующее внутренний смысл и эстетическое значение бытовой среды славянских стран конца XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.