Научная статья на тему 'Опыт создания экспозиции музея славянских культур в ГАСК'

Опыт создания экспозиции музея славянских культур в ГАСК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
256
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР / КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ / ИНСТАЛЛЯЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНТЕКСТ / THE MUSEUM OF SLAVIC CULTURES / THE CONCEPT OF THE ART DECISION / INSTALLATION / ART SPACE / ART CONTEXT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Конёнкова А. К.

Статья посвящена специфике формирования экспозиции сложных музейных комплексов, инновационным методам экспозиционной работы. В ней рассматривается роль художественного контекста в создании образа культуры славянских народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of creation of an exposition of the Museum of slavic cultures in GASK

The article is devoted to specificity of formation of an exposition of difficult museum complexes, and to innovative methods of exposition work. The role of art context in creation of an image of culture of slavic people is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Опыт создания экспозиции музея славянских культур в ГАСК»

Вопросы искусствоведения

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР В ГАСК

А. К. Конёнкова

Учебный Музей славянских культур Государственной академии славянской культуры, созданный в 1996 г., является уникальным проектом, не имеющим аналогов в мировой образовательной и музейной практике. В отличие от существующих национальных музеев народного и декоративно-прикладного искусства, посвящённых произведениям материальной культуры какого-либо одного народа, Музей славянских культур собирает коллекцию подлинных предметов, характеризующих быт, духовную жизнь и художественное творчество всех славян конца Х1Х-ХХ вв., а также начала XXI в.

Фонды музея насчитывают свыше 1000 единиц хранения. В их составе - народные костюмы (полный ансамбль и отдельные детали), головные уборы, украшенные золотным шитьём, Барановские, Ситинские, Павлово-Посадские платки и шали, городские платья начала XX в., украшения из бисера, игрушки, деревянная скульптура, старопечатные книги, оклады икон, культовое медное художественное литье XIX - начала XX вв., священнические облачения, церковная и хозяйственная утварь, фарфор, ремесленные изделия, монеты, медали, наградные знаки и др.

Экспозиция музея Славянских культур формируется как диалог славянских культур, которые с древности питали творческие силы друг друга, независимо от препятствовавших общению исторических событий и возникавших в сложной обстановке политических разногласий. В настоящее время большая часть экспозиции связана с русской культурой, но уже созданы тематические блоки, посвящённые культуре украинцев и белорусов, а также южных и западных славян.

Зрительным центром каждого самостоятельного участка выставки является костюм. Народный костюм - это не только яркий феномен культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Это сложившийся веками, отражающий миропонимание народа ансамбль, общий смысл которого раскрывается через образное содержание отдельных его частей. Особенное символическое значение в этом ансамбле имеет орнамент, украшающий наиболее важные для выполнения функции защиты детали одежды: головной убор, ворот, оплечье, рукава и подол рубахи, подол сарафана и др. В собрании академического музея сложилась обширная коллекция орнамента разных регионов России, Украины, Беларуси, Закарпатья, Польши, Болгарии. Это украшенные вышивкой отдельные предметы народного костюма (рубахи и фартуки), свадебные, праздничные и бытовые полотенца, а также просто фрагменты ткани с образцами разных вышивок.

Впервые славянские традиционные костюмы, а вместе с ними и предметы быта славянских народов были показаны на Этнографической выставке 1867 г., проходившей в здании Манежа в Москве1. По впечатлениям посетителей, «сла-

вянский мир, представленный со всей возможной яркостью и полнотой, воспринимался посетителями выставки как нечто чудесное, удивительное и в то же время близкое, родное». По словам устроителей выставки, культура славянского мира была известна образованному обществу хуже, чем какая-либо другая, но «это была узнаваемая культура, культура своего народа и народов, считавшихся братья-ми...»2.

Как и на выставке 1867 г., в основу показа экспонатов в музее ГАСК положен принцип реконструкции быта славянских народов. Однако размещение музея в учебных аудиториях Академии потребовало особенного художественного решения для воссоздания исторической и бытовой среды.

Основными авторами экспозиции являются студенты Академии, работающие под руководством преподавателей - специалистов - профессионалов. Дизайнерами выставки стали студенты-живописцы 3 курса факультета Художественной культуры Мария Абол и Наталья Кечайкина и выпускницы этого факультета, художники Ю. Г. Кучмаева и С. И. Майорова. Содержательную часть взяли на себя студенты факультета Художественной культуры, отделения искусствоведения М. Голдинова (V курс), М. Тренихин (IV курс) и директор музея, выпускница отделения искусствоведения А. А. Замышляева.

Концептуальная задача экспозиционного показа состоит в создании особой культурной, коммуникативной среды, обладающей силой просветительного и образовательного воздействия. Формируя каждый тематический фрагмент экспозиции Музея славянских культур, авторы проекта постарались создать в академических аудиториях не традиционный музейный фон для экспонатов, а особое художественно-смысловое пространство, раскрывающее внутренний смысл и эстетическое значение бытовой среды славянских стран конца XIX-XX вв. В каждом случае стремились также сохранить основополагающий для музея принцип подлинности представляемых экспонатов.

Так, идея создания среды для костюмов среднерусского региона возникла на основе художественного осмысления материалов практики студентов факультета Художественной культуры (искусствоведов и художников) в селе Лыкове Владимирской области Юрьев-Польского района, проходившей в июне - июле 2008 г. По просьбе настоятеля Свято-Покровского храма села о. Дионисия (Ком-чихина) студенты принимали участие в восстановлении иконостаса храма, а также занимались изучением истории села и храма, исследовали основные принципы формирования сельского архитектурного ансамбля, приёмы украшения крестьянских домов. Из этой экспедиции кроме фотографий и записей студенты привезли и несколько находок, в частности фрагменты деревянного резного наличника от дома церковного старосты, уже заброшенного и разрушенного. По рассказам о. Дионисия и старожилов села, благодаря героической защите сельчан и в особенности старосты в 30-е годы XX в. храм не был закрыт и разрушен. Таким образом, сам дом стал важным звеном в истории села и истории русской православной церкви в XX в. Такое же мемориальное значение приобрели и детали этого дома. Сохранившиеся резные фрагменты когда-то выкрашенного в голубой цвет налич-

ника XIX в. подсказали общий колорит фона, построенного на сочетании голубых и синих тонов. В этой цветовой гамме нарисован фрагмент дома, мощные брёвна сруба и два окна, одно из которых оформлено как соединение реальных и прорисованных деталей наличника. В таких же сине-голубых тонах изображены заросли высокой травы и цветов, голубыми волнами охватывающие дом. Этот одновременно и философский и лирический пейзаж воспринимается как воспоминание о существовавшем когда-то и уже безвозвратно исчезнувшем мире русской деревни. В воссозданное творческим замыслом С. И. Майоровой пространство сочными пятнами введены реальные экспонаты - ярко-красное платье из ситца, работы известной на рубеже XIX-XX вв. Троицко-Александровской мануфактуры братьев Барановых, тёмно-синий с цветочными набивными узорами сарафан - один из первых опытов производства набивных тканей в России в XIX в., полотенца, барановские платки, прялки и хозяйственная утварь.

В результате творческих размышлений над историей героической борьбы балканских государств за независимость родилось своеобразное решение экспозиции, посвящённой Болгарии. Автором композиции является Ю. Г. Кучмаева, использовавшая в росписи эскизы, созданные ей во время многократных поездок по Болгарии.

В 2007 г. из Болгарии была привезена случайно приобретённая фотография большого семейства в национальных костюмах, на обороте которой была надпись на болгарском языке. В ней, как показалось сначала, были перечислены имена сфотографированных членов семейства Тодора и Петканы Глебовых. Уже в Москве надпись была переведена, и оказалось, что здесь не только указаны имена, но и записана история участия основателей этого семейства в Апрельском восстании 1876 г., как они перевозили оружие из Пловдива к повстанцам, отряд которых возглавлял Василий Левский. Как известно, в целом многолетняя борьба балканских народов за освобождение закончилась победой, на карте появились новые государства, в частности Болгария. Тема победы и праздника получила развитие в живописи Ю. Г. Кучмаевой, оформившей экспозицию.

Основным содержанием росписи стал пейзаж - вид на один из болгарских монастырей, расположенный в горах (в годы освободительной борьбы в Болгарии каждый монастырь был центром подготовки национального восстания). Внутреннее пространство музейной витрины было задумано художницей как часть балкона, с которого открывался вид на горную долину, синеющие гряды гор, монастырь с типично болгарскими кораллово-розовыми черепичными крышами построек, потонувшими в пышных зелёно-голубых зарослях деревьев, и купол церкви с крестом - композиционный центр пейзажа. Подобные длинные крытые балконы-галереи располагались на верхних этажах домов и являлись характерным элементом жилой архитектуры Болгарии XIX в. Основой колористического решения послужили цвета подлинного болгарского костюма XIX в., приобретённого в Софии в 2007 г.: розовый, коралловый, белый, поддержанные цветами декоративных национальных болгарских тканей (салфетки, скатерти, полотенца), включённых в экспозицию. Общую праздничную атмосферу усиливают также предметы тради-

ционной болгарской керамики, подлинные металлические украшения (монисто, пряжка, плетёная цепь) и подлинные предметы быта Болгарии XIX-XX вв. В 2009 г. коллекция болгарских предметов пополнилась ещё одним уникальным экспонатом - костюмом начала XX в., который привёз из поездки по Болгарии декан факультета филологии, профессор И. И. Калиганов.

Среди славянских костюмов в нашем музее хранятся подлинные украинские костюмы начала XX в., а также рубахи с уникальными украинскими ручными вышивками, переданные в дар президентом славянского фонда России Г. В. Боголюбовой. Вместе с костюмами и рушниками, а также керамической посудой они составили на выставке уголок Украины. Фоном является живописное изображение пейзажа Западной Украины с аистами на крыше дома.

Экспозиция Музея славянских культур находится в стадии формирования. Уже собраны и ждут оформления и своего художественного контекста южнорусские и северные костюмы, ещё только складывается наполнение экспозиции Польши, Беларуси, Чехии, Словакии и других славянских стран.

На выставке Музея славянских культур представлены бытовые вещи, бытовые костюмы. В условиях музея они лишены свой утилитарности и приобретают символический характер, придавая реконструированному бытовому пространству иную смысловую нагрузку и значимость, соотнося его с историческими событиями страны. Каждый фрагмент, посвящённый той или иной славянской культуре, имеет свой собственный контекст, формирующий в каждом случае свой особенный образ. В основу художественного решения экспозиции положены стилистические и композиционные приёмы современного искусства, позволяющие сравнить каждый фрагмент экспозиции с инсталляцией, которая, обладая сильной творческой энергией, не даёт зрителю быть пассивным созерцателем, а активно вовлекает его внутрь созданного художником пространства. В этом духовном диалоге прошедшего и настоящего, в диалоге культур, коллекция музея ГАСК представляет славянство как уникальный феномен мировой культуры.

1 Славянский мир. Этнографическая выставка 1867 года. - СПб.: Славия, 2000. - С. 10.

2 Славянский мир. Этнографическая выставка 1867 года. - СПб.: Славия, 2000; Европы и народы России. К 140-летию первой этнографической выставки 1867 года. - СПб.: Славия, 2008.

ФОТОГРАФИИ

92

94

95

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.