Научная статья на тему '«Что имеем … сохраним!» 2011. Выставка образцов русского народного декоративно-прикладного творчества'

«Что имеем … сохраним!» 2011. Выставка образцов русского народного декоративно-прикладного творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ситников Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Что имеем … сохраним!» 2011. Выставка образцов русского народного декоративно-прикладного творчества»

Культурная жизнь ГАСК

«ЧТО ИМЕЕМ ... СОХРАНИМ!» - 2011. Выставка образцов русского народного декоративно-прикладного творчества

В. И. Ситников

В филиале Государственной академии славянской культуры в г. Твери факультет народного художественного творчества уже несколько лет подряд организует и проводит выставки образцов русского народного декоративно-прикладного творчества, выполненных студентами и преподавателями филиала.

Для каждого, кто работает и учится в стенах академии, славянская культура — это осознанный выбор приложения своих интеллектуальных, творческих и духовных сил, это высокое поприще служения своему отечеству. За выставками образцов русского народного декоративно-прикладного творчества закрепилось название — «Что имеем ... сохраним!» Эта перефразировка известной русской народной поговорки отражает убеждённость в необходимости развития отечественной культуры на основе традиции, в очевидности того, что прогрессивное развитие возможно лишь на прочном фундаменте накопленного духовного опыта.

Основная идея выставки — подчеркнуть актуальность древних славянских традиций и возможность их живого бытования в условиях современности, показать примеры сопричастности современников к исконным корневым основам славянской духовности. Практически все представленные на выставке образцы народного творчества используются их авторами в контексте реальной жизни и созданы для удовлетворения насущных потребностей, а не как музейные экспонаты. Например, пояса используются как элемент костюма, обязательного на всех праздниках народного календаря. (Проведение таких праздников — особое направление многолетней деятельности факультета НХТ.) А берестяные туески и короба, как и в прежние времена, используются их создателями в качестве домашней утвари. Подобная включённость в современный быт характерна и для рукотворных кукол, и для глиняных игрушек, и для вышитых изделий, и для лоскутных покрывал, и для многих других творений, составляющих экспозицию выставки.

Особенность выставки, её отличие от многих других демонстраций современного народного творчества состоит в аутентичном подходе. В его основе — не создание стилизованных произведений, а точное воспроизведение подлинников народных костюмов, глиняных игрушек, кукол-закруток, вышитых полотенец, тканых поясов, берестяной утвари и т.п. Аутентичный подход направлен на то, чтобы прежде всего сохранить традиции в их чистом, неискажённом, неизменённом виде. Очень важным здесь является не только постижение традиционного ремесла с его высочайшим уровнем мастерства и органичностью технологий, но и обращение к духовным основам наследия, к системе ценностей народной культуры.

К особенностям выставки можно отнести и устоявшуюся форму её проведения. На протяжении всего периода работы выставки преподавателями и студентами факультета НХТ для посетителей проводится серия мастер-классов по различным видам художественного ремесла: ткачеству, русской глиняной игрушке, лозоплете-нию, народной кукле и т.п. Кроме того, важной и неотъемлемой частью мероприятий выставки являются концертные программы факультетского фольклорного ансамбля «Роща» (руководитель А. А. Дубинина, художественный руководитель В. И. Ситников), в которых, как правило, представлен музыкальный фольклор Тверской области. В самом факте «музыкального сопровождения» не было бы ничего особенного, если бы не то обстоятельство, что все участники ансамбля являются ещё и авторами представленных на выставке работ. Такой универсализм и такая целостность освоения молодыми людьми народных художественных традиций обеспечивается благодаря уникально выстроенному учебному процессу на факультете.

Своеобразие выставки проявляется и в необычности состава участников: преподаватели, студенты и ученики студентов. Воспринятые от педагогов знания и умения, как по эстафете, передаются студентами своим ученикам. Специально культивируемое и ставшее нормой трёхпоколенное представительство авторов выставочных работ призвано отразить идею преемственности и непрерывности народных художественных традиций.

Идея преемственности традиций зримо раскрывается перед зрителями благодаря построению экспозиции.

Начальные экспонаты — это этнографические образцы из фондов филиала ГАСК, которые ежегодно пополняются в результате фольклорно-полевых исследований Тверской области. Кстати сказать, именно экспедиционные материалы являются истоком и основой учебно-творческой деятельности на факультете. Все фольклорно-полевые материалы, добытые в экспедициях, после соответствующей обработки включаются в учебный процесс, охватывая и теоретические, и практические курсы. В итоге, появляется возможность лучшие из творческих работ представлять на всевозможные выставки и фестивали, демонстрируя самобытные художественные традиции Тверского края.

В этнографический раздел выставки органично вплетаются современные работы, например, такие, как резные деревянные тверские ковши-«конюхи» и копии рубелей из д. Явидово, или воссозданные народные костюмы Новоторжского, Весьегонского и Ржевского р-нов, или разделочные доски, воспроизводящие стилистику тверской росписи по дереву. Большинство из более чем 400 работ представленных на выставке выполнено с установкой на максимальную близость к подлинным местным фольклорным образцам. Именно это и создаёт стилистическое единство всей экспозиции, начиная от этнографических экспонатов и кончая детскими поделками.

В жанрово-видовом отношении тверская традиция художественных ремёсел представлена достаточно широко. Экспозиция знакомит с вышивкой и лоскутным

шитьем, с ткачеством и народным костюмом, с глинянои игрушкои и текстильнои куклой, с резьбой и росписью по дереву и плетением из берёсты.

Наиболее значительным по количеству представленных работ оказался раздел глиняной игрушки. С работами, в которых явно выступают опыт и мастерство и которые радуют глаз отточенностью формы и ясностью образа, соседствуют детские поделки, подкупающие своей непосредственностью. Это наполняет экспозицию духом живого, развивающегося и кристаллизующегося творческого процесса, показывает пульс круговорота рождения и зрелости ремесла.

Крайне интересным представляется раздел выставки, посвящённый тверскому народному костюму. Экспонаты дают возможность познакомиться с крестьянским костюмом рубежа Х1Х-ХХ вв. Можно сказать, что многие из работ уже прошли своеобразную апробацию, побывав, например, на Всероссийском конкурсе «Русский костюм на рубеже эпох» (Ярославль, 2008, 2010 гг.). Подлинность в воссоздании народного костюма и скрупулёзный подход к его изучению были отмечены специальными дипломами и лауреатскими званиями в номинации «Этнографический костюм».

Этнографической достоверностью отличаются вышитые изделия: полотенца, выполненные по образцам новоторжской и торопецкой экспедиционных коллекций, а также образцы золотного шитья. За счёт одновременного показа этнографического предмета и его современной интерпретации экспозиция даёт возможность сравнить, сколь трепетно и неукоснительно наследуется традиция.

Раздел ткачества представлен, в основном, поясами. Как и многие другие экспонаты выставки, они выполнены на основе материалов фольклорно-полевых экспедиционных практик. Работы чётко демонстрируют попытку максимально полно воссоздать традиционную технологию образцов пластического фольклора, их художественную стилистику и образное содержание. Взору посетителей открывается всё многообразие способов изготовления поясов: «на ниту», «на бёрдышке», «на дощечках», «на спицу», «кручёные», плетёные, выполненные способом «дёрганья» и т.п. Особое внимание привлекают пояса, украшенные надписями. В XIX в. широкая популярность песен и романсов литературного происхождения в народной среде совпала с распространением моды на пояса с буквенными знаками и текстовыми надписями. Если геометрические орнаменты поясов доносят смыслы архаичной сакральной символики, то «пояса-словки» представляют собой отражение реальной повседневности, которая запечатлена текстами популярных в данной местности песен, хотя, безусловно, распространённость поясов с текстовой орнаментацией свидетельствует о снижении сакральной функции пояса, об изменении его семантического значения, о трансформации фольклорной традиции.

Выставленные для экспозиции работы по художественной обработке дерева отражают разные грани постепенного постижения народного искусства. И поэтому одни вещи связаны с практическим освоением традиций известных российских промыслов, таких, как городецкая и хохломская, мезенская и борецкая роспись по дереву, другие представляют местные традиции резьбы и росписи, воспроизводят образцы местной плетённой из берёсты утвари. Это даёт возможность современ-

ному человеку ощутить единство общего и особенного в народном искусстве, воочию убедиться в схожести образов и своеобразии средств их воплощения в региональных традициях.

Кукольный раздел выставки представляет разные по форме, материалу и технологии изготовления образцы: традиционная лоскутная, деревянная, соломенная, керамическая, «костюмная» — облачённая в национальный костюм — и другие виды кукол. Являясь одним из замечательных предметов мира детства, кукла удовлетворяет потребность детей в главном для них виде деятельности — в игре. Чаще всего дети играют в то, что взрослые делают серьёзно. В этой подражательной деятельности дети как бы моделируют жизнь взрослых, приобщаются к опыту человечества. Большая часть кукол в экспозиции выставки относится к игровой и, в частности, к «свадебной» кукле. Скрученные из лоскутов «князь» и «княгиня», «дружка» и «подневестницы», «родители» жениха и невесты, «брат» невесты и т.д. представляют персонажей традиционной свадьбы, которую разыгрывают дети, повторяя обряд настоящей свадьбы. Именно такое свадебное представление разыграли дети — авторы-создатели кукол — на открытии выставки. Собственноручное изготовление детьми кукол и активное их использование в освоении народных обрядовых традиций позволяет решать целый комплекс образовательных и воспитательных задач, является эффективным способом формирования высокой духовности, базирующейся на этнических идеалах и ценностях, на многовековом духовном опыте народа.

В условиях современности, когда оказались утраченными механизмы внутрисемейной межпоколенной передачи вековых традиций духовной культуры, надежды на сохранение и поддержание культурной самобытности народа связываются с системой образования, со сферой её этнокультурного, этнохудожественного компонента. Эта система представляется сегодня одним из главных инструментов в преодолении общей безграмотности населения в отношении своей этнической культуры. Изречения о приверженности молодых людей к так называемой «молодёжной культуре» и об их неприятии фольклорного наследия справедливы только до того момента, пока молодёжь лишена возможности взаимодействия с традиционной художественной культурой. Но, как только создаются условия для активного взаимодействия молодого поколения с народным искусством, сразу становится очевидным, что данное утверждение — миф, творимый для прикрытия бездействия и безынициативности в обеспечении культурной преемственности. В ряду действий, направленных на сохранение и поддержание традиций, безусловно, стоит реализация образовательных этнохудожественных программ и демонстрация их результатов в самых различных формах. Выставка «Что имеем ... сохраним!» — одно из мероприятий, направленных на популяризацию традиционных художественных ремёсел, наглядный пример приверженности молодого поколения исконным национальным традициям.

В завершении представления выставки нельзя не сказать о замечательной форме сотрудничества филиала ГАСК и Тверского областного Дома народного творчества, в структуру которого входит и Музейно-выставочный центр им.

Л. Чайкиной. Это сотрудничество длится уже много лет и строится на взаимной заинтересованности в сохранении и развитии народных художественных традиций. Примером объединённых усилий в поистине жизненно важном деле служит и выставка «Что имеем ... сохраним!» - 2011, которая вписалась в долговременный проект Областного дома народного творчества «Самобытное искусство Тверской земли». Музейно-выставочный центр, в котором расположилась выставка, по праву считается одной из лучших в России экспозиционных площадок в системе учреждений данного типа. Неоценимая помощь, которая была оказана сотрудниками центра в формировании и монтаже выставки, в обеспечении её долговременного обслуживания хранителями, смотрителями и экскурсоводами, вызывает чувство глубокой благодарности и признательности. Благоприятный общественный резонанс, оставленный совместно проведённым мероприятием, позволяет надеяться на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.