Обедков А.П.
к.геогр.н., доцент, зав. кафедрой филиала Санкт-Петербургского государственного экономического
университета в г. Сыктывкар
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ КАК ХРАНИТЕЛИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Ключевые слова: народные художественные промыслы и ремёсла, декоративно-прикладное искусство, достопримечательные места, коренные народы, культурное наследие, народная культура, национальная идентичность, национально-культурные традиции народов, Северо-Западный федеральный округ, социальная память.
Keywords: folk artistic trades and handicrafts, decorative-applied art, notable places, native people, cultural heritage, folk culture, national identity, national and cultural traditions of people, North-western federal district, social memory.
Народные художественные промыслы и ремёсла являются уникальным пластом отечественной культуры, духовным наследием и одной из форм творчества народов, населяющих территорию нашей страны. Они способствуют созданию, распространению и освоению культурных ценностей. ЮНЕСКО относит этот пласт народной культуры к нематериальному культурному наследию, в котором находят своё отражение национально-культурные традиции народов, связанные с их исторической памятью. Между тем народные художественные промыслы и ремёсла являются не только областью народного творчества, хранящей социальную память и передающиеся из поколения в поколение народные традиции, но и один из важных видов промышленной деятельности.
Проблемы сохранения и развития народных художественных промыслов в России
Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремёсел является важной государственной задачей и одним из важнейших направлений региональной культурной политики государства, что нашло отражение в Федеральном законе от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах». Федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные, культурные и иные условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов. Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что места традиционного бытования народных художественных промыслов и ремёсел являются одним из видов объектов культурного наследия как достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы.
Зародившиеся в царское время и окрепшие в советские годы, традиционные центры народных художественных промыслов приобрели широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом. Они по праву являются символами отечественной культуры и важным вкладом России во всемирное материальное и духовное культурное наследие.
Ныне сохранившиеся народные художественные промыслы и ремёсла в основном концентрируются в районах старого хозяйственного освоения и заселения, связанных с этническими территориями и компактным проживанием коренных народов России. Среди известных народных художественных промыслов, получивших развитие и широкое распространение в виде многочисленных центров в разрезе федеральных округов следует назвать народное узорное ткачество, набойку и художественную роспись тканей (Центральный, Северо-Западный федеральные округа), круже-воплетение (Северо-Западный федеральный округ), художественные вязанные изделия (Северо-Кавказский и Приволжский федеральные округа), ковроткачество (Северо-Кавказский и Приволжский федеральные округа), художественные изделия из кожи и меха (Северо-Западный, Приволжский и Дальневосточный федеральные округа), художественную обработку дерева резьбой, росписью и инкрустацией (Северо-Западный, Приволжский и Северо-Кавказский федеральные округа), художественные изделия из бересты и плетённые художественные изделия (Северо-Западный федеральный округ), художественную обработку металла и ювелирное искусство (Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский федеральные округа), роспись лаковой живописью изделий из папье-маше (Центральный федеральный округ), художественную обработку камня и янтаря (Северо-Западный и Уральский федеральные округа), художественную резьбу по кости (Дальневосточный, Северо-Западный и Северо-Кавказский федеральные округа), художественные изделия из стекла и хрусталя (Северо-Западный и Центральный федеральные округа), художественные изделия из керамики, фарфора и фаянса (Крымский, Приволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Центральный федеральные округа).
В постсоветское время многие российские народные художественные промыслы не сумели вписаться в рыночные отношения и ныне переживают не лучшие времена. Следствием этого явились закрытие или перепрофилирование ряда известных предприятий народных художественных промыслов, сокращение объёмов производства, инфраструк-
туры сбыта изделий, численности народных мастеров и художников, работающих в этой области декоративно-прикладного искусства. Это привело к нарушению преемственности художественного мастерства поколений, передающих традиционные навыки, секреты техники и технологии изготовления изделий народных художественных промыслов.
В последние годы развитие народных художественных промыслов стимулирует формирование туристской индустрии. Всемерная поддержка рынка сопутствующих туризму товаров и услуг становится эффективным рычагом развития местной экономики. Ведущую роль среди них играет производство и продвижение фирменной сувенирной продукции. В России производство сувениров сосредоточено главным образом на предприятиях народных художественных промыслов, возникших на базе народных ремёсел. Однако к настоящему времени народные художественные промыслы являются сравнительно небольшой частью подарочно-сувенирного рынка страны, которая зачастую не выдерживает конкуренции с импортными поделками и сувенирами, не имеющими ничего общего с народным искусством традиционных российских центров народных художественных промыслов и ремёсел. В этих условиях народное прикладное искусство продолжает терять свои художественные достоинства, приобретая примитивные черты суве-нирности.
В настоящее время народные художественные промыслы и ремёсла развиваются в российских регионах главным образом по трём основным направлениям. Первое направление представлено народным искусством, носителями которого являются не имеющие специального образования народные умельцы. Второе направление связано с декоративно-прикладным творчеством, которым занимаются обладающие профессиональными навыками художественные мастера. Третье направление отражает собственно народные художественные промыслы как организованное производство, нуждающееся в сохранении, государственной поддержке и продвижении. Такая поддержка на государственном уровне может быть осуществлена на основе разработки и реализации федеральной целевой программы по развитию народного прикладного творчества, а на местном уровне - в создании ремесленных палат, выставочных залов и музеев-мастерских, объединяющих предприятия народных художественных промыслов и выставочных центров, мастеров прикладного искусства и ремесленников.
Важнейшим направлением сохранения и популяризации народных промыслов и ремёсел являются музеи, которым отводится роль институтов социальной памяти в процессе формирования национальной идентичности, сохранения культурных ценностей и информационного обеспечения общества. В новых условиях музейные учреждения, отличающиеся значительным коллекционным, информационным и интеллектуальным потенциалом, становятся базой и инициирующей силой в деле эффективного сохранения и продвижения уникального культурного достояния народов России в сфере современного народного искусства. На музеи налагается особая ответственность за сохранение наиболее ценных произведений декоративно-прикладного искусства народных художественных промыслов для нынешнего и будущего поколений, а также включение их в оборот современной культурной и хозяйственной жизни.
Центры народных художественных промыслов Северо-Западного Федерального округа
и их специализация
Многие древние городские и сельские населённые пункты Северо-Западного федерального округа известны как центры народных художественных промыслов и ремёсел. Опираясь на местные сырьё и материалы, они отражают традиционные занятия и декоративно-прикладное творчество местного коренного финно-угорского и старожильческого русского населения. Производство декоративно-прикладных художественных изделий и сувенирной продукции в регионах Северо-Западного федерального округа сосредоточено главным в древнерусских городах Северо-Запада России и Русского Севера, а также в административных центрах субъектов Российской Федерации, представляющих собой объекты туристского интереса.
По степени распространённости выделяются народные художественные промыслы и ремёсла, представленные многочисленными или одиночными центрами, которые могут располагаться в пределах одного или нескольких регионов Северо-Западного федерального округа. К числу наиболее распространённых и типичных для регионов СевероЗападного федерального округа относятся народные художественные промыслы и ремёсла по художественной обработке бересты, дерева, камня и металла, изготовлению художественных изделий из глины, керамики, фарфора и фаянса, кружевоплетению, народному ткачеству и художественной росписи тканей, народному костюму, лоскутному шитью, народным куклам, куклам-скруткам и поморским козулям.
В нескольких регионах Северо-Западного федерального округа имеются центры народных художественных промыслов и ремёсел по изготовлению художественных изделий из глины и керамики (Алёховщина, Вельск, Выль-горт, Калининград, Каргополь, Лодейное Поле, Псков, Санкт-Петербург), художественных изделий из фарфора и фаянса (Краснофарфорный, Пролетарий, Санкт-Петербург, Чудово), кружевных изделий (Вологда, Грязовец, Кириши, Кубенское, Сокол, Устье), художественных изделий с вышивкой (Красавино, Крестцы, Медвежьегорск, Шуньга), художественных изделий из кожи и меха (Инта, Нарьян-Мар, Санкт-Петербург, Сыктывкар), художественных изделий из металла (Великий Устюг, Кижма, Санкт-Петербург), художественных изделий из бересты (Великий Устюг, Оло-нец, Пажга, Сыктывкар), художественных изделий из камня (Архангельск, Медвежьегорск, Санкт-Петербург, Сыктывкар), художественных изделий из дерева (Великий Устюг, Псков, Сыктывкар, Ухта), художественных изделий из кости (Архангельск, Ломоносово, Санкт-Петербург), художественных изделий из стекла и хрусталя (Санкт-Петербург, Чудово), художественных изделий из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями (Калининград, Санкт-Петербург), центры народного узорного ткачества, художественной росписи и набойки тканей (Архангельск, Санкт-Петербург, Череповец), а также изготовления валяной игрушки (Архангельск, Выльгорт, Мурманск, Умба),
кукол-скруток (Архангельск, Мурманск, Умба) и поморских козуль (Архангельск, Мезень, Мурманск, Умба). В территориальном разрезе наиболее разветвлённая сеть предприятий и центров народных художественных промыслов сложилась в Санкт-Петербурге, Архангельской, Вологодской и Новгородской областях (табл. 1).
Таблица 1
Центры народных художественных промыслов в регионах Северо-Западного федерального округа
Субъекты РФ Центры производства изделий народных художественных промыслов и их специализация
Республика Карелия Медвежьегорск (художественной обработкой камня; художественные изделия с вышивкой), Олонец (художественные изделия из бересты), Шуньга (художественные изделия с вышивкой).
Республика Коми Выльгорт (художественные изделия из глины и керамики, валяная игрушка), Инта (художественные изделия из кожи и меха), Пажга (художественные изделия из бересты), Сыктывкар (художественной обработке дерева, бересты и капа, камня, кожи и меха), Ухта (художественная обработка дерева резьбой, инкрустацией, декоративной росписью и выжиганием).
Архангельская область Архангельск (художественная резьба по кости и дереву; художественная обработка камня; художественная роспись платков; валяная игрушка; куклы-скрутки; поморские козули), Вельск (художественные изделия из глины), Каргополь (глиняная игрушка; художественные изделия из глины), Кижма (художественная обработка металла), Ломоносово (художественная резьба по кости), Мезень (поморские козули).
Вологодская область Великий Устюг (орнаментальное искусство резной бересты; художественные изделия с перегородчатыми и живописными усольскими эмалями; художественная обработка металла), Вологда (кружевоплетение; художественные изделия с перегородчатыми и живописными усольскими эмалями), Грязовец (кружевоплетение), Красавино (художественных изделий с вышивкой), Кубенское (кружевоплетение), Никольск (кружевоплетение), Сокол (кружевоплетение), Устье (кружевоплетение), Череповец (художественная роспись тканей, набойка, народное узорное ткачество).
Калининградская область Калининград (художественные изделия из янтаря, керамики, золота и серебра), Янтарный (художественные изделия из янтаря).
Ленинградская область Алёховщина (художественная керамика), Кириши (кружевоплетение), Лодейное Поле (художественные гончарные и майоликовые изделия).
Мурманская область Мурманск (валяная игрушка, куклы-скрутки, поморские козули), Умба (валяная игрушка, куклы-скрутки, поморские козули).
Новгородская область Валдай (колокольчики), Краснофарфорный (художественные изделия из фарфора), Крестцы (художественные изделия с вышивкой), Пролетарий (художественные изделия из фарфора), Чудово (художественные изделия из фарфора, стекла и хрусталя).
Псковская область Псков (художественные изделия из глины и дерева).
Город федерального значения Санкт-Петербург Художественная обработка дерева, камня и металла, художественная роспись и набойка тканей; художественные изделия из кожи, меха, кости, рога, стекла и хрусталя, керамики и фарфора, золота с бриллиантами, драгоценными и полудрагоценными камнями; изготовление и художественная чеканка значков и памятных знаков из цветных металлов (в том числе драгоценных) и их сплавов.
Ненецкий АО Нарьян-Мар (художественные изделия из кожи и меха).
В пределах только одного региона Северо-Западного федерального округа функционируют народные художественные промыслы, связанные с изготовлением колокольчиков (Валдай), плетённых художественных изделий (Ломоносов), художественных изделий с перегородчатыми и живописными усольскими эмалями (Великий Устюг, Вологда), художественных изделий из капа и капокорня (Сыктывкар), из рога (Санкт-Петербург), из янтаря (Калининград, Янтарный), изготовление и художественная чеканка значков и памятных знаков из цветных и драгоценных металлов и их сплавов (Санкт-Петербург).
Среди многочисленных центров народных художественных промыслов и ремёсел Северо-Западного федерального округа наибольшую известность получили два древнерусских города - Великий Устюг и Каргополь. Эти признанными центры православной духовности и народной традиционной культуры являются своеобразной кладовой бесценных произведений народного искусства Русского Севера. Великий Устюг и Каргополь являются популярными туристскими центрами. Культурно-познавательный туризм способствует развитию имеющихся здесь народных художественных промыслов и ремёсел, специализированных на изготовлении высокохудожественной сувенирной продукции и других изделий декоративно-прикладного назначения, выполненных в лучших русских народных традициях.
Наиболее известным брендом великоустюгских мастеров декоративно-прикладного искусства является выполняемое традиционным для промысла ручным способом уникальное древнее искусство чернения по серебру 925-й пробы, которое сохранилось и успешно развивается на ЗАО Великоустюгский завод «Северная чернь», являющимся национальным достоянием России. Другая известная продукция местных мастеров по обработке металла - художественные изделия с перегородчатыми и живописными усольскими эмалями. Среди многочисленных великоустюгских промыслов выделяются декорированные в технике знаменитой шемогодской резьбы деревянные и резные изделия из бересты и плетённые из бересты предметы домашней утвари. Народные мастера Великого Устюга известны также ткаными, кружевными и вышитыми изделиями, лоскутным шитьём и гобеленами, народными костюмами и куклами.
Каргопольская земля известна своими народными художественными промыслами и ремёслами, связанными с золотым шитьём и каргопольской вышивкой. Между тем настоящим брендом гончарного ремесла, получившим всемирную известность, является каргопольская глиняная игрушка, изготовлением которой занимаются несколько поколений потомственных мастеров.
Выводы и предложения
Для сохранения народных художественных промыслов и развития традиций народного искусства в регионах Северо-Западного федерального округа необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- воссоздание разрушенной в 1990-е гг. системной инфраструктуры сбыта подлинных изделий предприятий народных художественных промыслов и ремесленников;
- совершенствование форм государственной поддержки народного творчества, деятельности по созданию и реализации подлинных изделий народных художественных промыслов и ремёсел;
- формирование системы, объединяющей производителей художественных промыслов и ремёсел, художников, торговые сети и учебные заведения, готовящих специалистов в данной сфере;
- государственная поддержка музеев как ведущих учреждений, отвечающих за сохранение наиболее ценных произведений декоративно-прикладного искусства народных художественных промыслов для нынешнего и будущего поколений;
- создание некоммерческого партнёрства по развитию народных промыслов и ремёсел для развития и популяризации уникальных народных промыслов, помощи ремесленникам в организации сбыта продукции;
- содействие региональной власти и органов местного самоуправления в организации ремесленных палат и музеев-мастерских, объединяющих предприятия народных промыслов и выставочных центров, мастеров прикладного искусства и ремесленников;
- объединение усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий народных художественных промыслов и индивидуальных мастеров, а также общественных организаций в области популяризации народных художественных промыслов и ремёсел в России и за её пределами.
Эффективное решение этих и других связанных с ними проблем, обеспечивающих существенное улучшение экономического положения народных художественных промыслов, предполагает системную организацию соответствующих мероприятий. Как показывает практика, народные художественные промыслы и ремёсла могут развиваться при помощи государства как самостоятельная отрасль экономики, приносящая прибыль и дающая дополнительные поступления в местный бюджет.