Научная статья на тему 'Культурная жизнь ГАСК'

Культурная жизнь ГАСК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная жизнь ГАСК»

Хроника культурной жизни

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ГАСК

Несмотря на напряжённый ритм завершения учебного года (экзаменационная сессия, защита дипломных проектов, подготовка и начало практики), начало лета отмечено в ГАСК активной творческой деятельностью. С конца июня до конца июля - почти месяц в выставочном зале СЗАО «Тушино» работали три выставки: выставка фотографий студентов и аспирантов ГАСК «Как прекрасен этот мир...» - участников мастерской профессора Юрия Васильевича Робинова, выставка «New Творти», представлявшая творческие работы художников - студентов факультета художественной культуры ГАСК Валентины и Елизаветы Трофимовых, Ирины Бычковой, Лилии Чистиной, Евгении Сальниковой, Дарьи Кузнецовой, а также выставка экспонатов учебного музея Славянских культур ГАСК, подготовленная Александрой Замышляевой и Марией Голдиновой, представителями факультета художественной культуры. Все выставки являются результатом творческой и научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов в 2008-2009 учебном году.

Основной темой выставки фотографий «Как прекрасен этот мир.», работавшей с 10 по 21 июля, стала темы природы и человека в ней. Сюжеты фотографий взяты из личного опыта молодых людей, их личных переживаний, воспоминаний, путешествий. И хотя по возрасту участников этот опыт ещё невелик, работы, показанные на выставке, поражают своей глубиной и философским отношением к миру.

Специфика воссоздания реальности в фотографии даёт возможность авторам конструировать свой мир, создавая особое пространство, как в работах Артамоновой Марии «Балюстрада», Голдиновой Марии «Ты в зеркало смотри», Михайловой Натальи «Годеново», Малаховой Екатерины «Прорыв», Стихеевой Елены «Глоток неба».

В современном искусстве художественный язык фотографии подчас смыкается с образным языком графики и живописи. Как и в живописи, в фотографии пейзаж - это не просто «подсмотренное и уловленное» состояние природы: в психологических фотоэтюдах Михайловой Натальи «Воспоминание», Анны Подра-бинек «Больная природа», Голдиновой Марии «Возвращение», «Предчувствие», Робиновой Ирины «Макариева пустынь» пейзаж отражает состояние человека.

При всей выразительности цветной фотосъёмки художники часто пользуются образным языком чёрно-белой фотографии, которая своей фактурой и художественными приёмами контрастного сочетания белого листа и чёрных линий изображения, полутонами серого перекликается с возможностями графики. Красота графического рисунка отмечает работы Робинова Олега «Грани», «Мосты», Артамоновой Марии «Тернии», Малаховой Екатерины «Память», Михайловой Натальи «Ноктюрн», «Словно Родченко», Странд Анны «Конструкции».

Часто пейзаж носит философский характер, раскрывая космический масштаб природных явлений, например, в работах Робиновой Ирины «Заброшенная деревня», «Перед грозой», Лопаносовой Марины «Над вечным покоем», Захарова Максима «Тень».

Портретные работы, показанные на выставке, может быть и не отличаются особой глубиной и психологичностью образов и до конца не отражают сущности моделей, но выполнены с наблюдательностью и большой любовью. Как правило, это друзья, родные, младшие братишки и сестрёнки. С особенным чувством молодые авторы фотографируют детей, может быть, потому, что сами ещё не так далеко отошли от этого возраста и особенно остро чувствуют и понимают серьёзность и глубину детских забот и переживаний. Здесь особенно хочется выделить работы Волкова Михаила «Брат», Робиновой Ирины «Be happy», Г олдиновой Марии «А кошку любит больше», Осиповой Елены «Дети», Стихеевой Елены «Без названия» и, конечно, фотографию Юлии Сороки «Вика», ставшую символом выставки.

Особое место в работах студентов занимает военная тема. Размышлением о памяти и судьбе поколений XX в. являются фотографии Константина Плотникова «Три поколения на фоне войны», Михайловой Натальи «День Победы. Танец», Малаховой Екатерины «Память».

Выставка показала, что в современном искусстве фотография играет серьёзную роль, являясь одним из важнейших способов отображения действительности. Произведения фотохудожников имеют глубокое философское содержание, серьёзный авторский подтекст. Фотоискусство во многом соприкасается с изобразительным языком графики и живописи, но раскрывает замысел своеобразными средствами, вырабатывая собственный художественный стиль.

Органично фотографиям смотрелись экспонаты музея Славянских культур, выставленные в витринах в этом же зале. В Музее ГАСК собраны разнообразные предметы искусства и быта из России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Польши, Чехии и других славянских стран, но для выставки были выбраны вещи из русского раздела коллекции.

Церковное искусство было представлено медными литыми складнями, иконами и крестами XIX - начала XX вв., некоторые из которых дополнены цветными эмалями. Среди них - несколько вариантов наиболее распространённых иконографий Богородицы - «Всех скорбящих Радость» и образ Казанской Богоматери, а также изображения святых, фрагменты «Деисуса», праздничные иконы, показывающие разные центры художественного литья, сложившиеся в XVIII-XIX вв. в России. Совершенно особое место занимает коллекция Ростовской финифти XVIII - начала XX вв. - небольшого размера иконы, разнообразные по иконографии и сюжетам, выполненные в тонкой акварельной, почти эскизной манере. Вместе с ними представлены современные эмалевые иконы, искусство изготовления которых постепенно начинает возрождаться в Ростове. Большой интерес вызывают образцы русской церковной скульптуры XIX - начала XX вв. Это небольшие изображения преподобного Нила Столобенского, изготовление которых началось в окрестностях Твери ещё в XVI-XVII вв. Собрание книг представлено церковными

текстами - старопечатные книги XVIII - начала XX вв. На выставке показана лишь малая часть коллекции: Евангелие, молитвословы и несколько изданий Псалтири. Одно из них, миниатюрное (около 10 см), относится к концу XIX в.; другое, того же времени, является переизданием книги XVII в. времён царя Алексея Михайловича.

Один из самых обширных разделов коллекции музея посвящён народной бытовой культуре. На выставке были показаны различные предметы быта, словно несущие в себе аромат старинного уклада жизни: утварь, приспособления для прядения и ткачества, разнообразные хозяйственные предметы, для современных жителей города особенно интересные. Особо следует отметить донце прялки, украшенное сложным рисунком в древнейшей технике трёхгранно-выемчатой резьбы. Интересен также прекрасно сохранившийся образец пряничной доски XIX в.

Русские промыслы представлены народной игрушкой. Рядом с традиционными Богородской, Филимоновской, Дымковской можно увидеть также современные игрушки - Тверскую и Ковровскую, при создании которых использовалось всё разнообразие русской игрушечной традиции. Среди игрушек есть и матрёшки, часть которых является копиями с самых первых русских матрёшек конца XIX в. из Сергиева Посада.

Все представленные на выставке вещи, такие яркие и разные, обладают собственной историей и отражают богатство и своеобразие русской культуры.

Одновременно с фотовыставкой в соседнем зале с 26 июня по 23 июля была открыта выставка «New Творти», представлявшая картины художников - студентов Государственной академии славянской культуры. Запоминающееся название «New Творти» говорит зрителю о том новом и ещё неизведанном, что молодые художники хотят привнести в современное искусство. На выставке посетителей сразу поражали открытость миру, фантазия, задор и стремительность молодости, мощно звучащие в чистых ярких цветах живописных полотен, пастельных полутонах и чётких орнаментальных линиях графики, пластике, ритме и композиции произведений.

На выставке были представлены работы, выполненные в различных техниках и жанрах. Это и реалистичные пейзажи, и натюрморты в духе авангарда, и коллажи, и предметы декоративно-прикладного искусства - расписные пасхальные яйца и доски. Кажется, что молодые художники стремятся освоить техники разных стилевых направлений из богатого художественного прошлого русского искусства. Но всё-таки основной пока для них остаётся академическая манера живописи. В полной мере эта традиция присутствует в пейзажах, которые являются не просто этюдами, но создают настроение, созвучное состоянию человека.

В работе Трофимовой Валентины «Одиночество» поражает яркость и чистота осенних красок, золото листвы, клубящееся над изящным изогнутым мостиком. На фоне пышной, но предвещающей угасание природы тает и растворяется одинокая фигурка на мосту, намеченная лишь несколькими лёгкими штрихами.

Среди разнообразных работ Бычковой Ирины особенно хотелось бы выделить городской пейзаж «Вечер в Торопце». Мягкими, словно пастель, пятнами

чистого цвета художница создаёт атмосферу тишины угасающего на ночь города. Несколько плавных движений кисти образуют старый дом, озаряемый летним закатом. Рядом ярким пятном возникает образ женщины, за которой неторопливо чередой идут гуси - заходящее солнце окрасило их белое оперение в нежный розовый цвет. Вся картина дышит размеренностью, надвигающимся ночным покоем, тишиной провинциального города.

Особое видение городского пейзажа показала Чистина Лилия в своей работе «Круговерть». Многочисленные башенки домов, маковки церквей и фонари хороводом кружатся вокруг центра холста. Их графические силуэты словно создают причудливый ритм старинного танца. Работа передаёт обаяние старого города, его подчас неразрешимую для жителей современного мегаполиса, но такую притягательную и кружащую голову загадочность.

Состоянием покоя и задумчивости проникнут «Автопортрет с голубой лентой» Трофимовой Елизаветы, изобразившей себя в изящной позе на фоне окна, как бы сверху вниз сосредоточенно смотрящей на зрителя.

Рисунки на бумаге Сальниковой Евгении из серии «Pankovo forever» полны юмора и экспрессии. Выполненные несколькими движениями чёрного фломастера наброски, дополненные незамысловатыми поясняющими текстами, просты, порой напоминают газетные иллюстрации. Однако эта стилизация и упрощение придают изображению большую выразительность, наделяют каждый маленький образ своим индивидуальным характером. Совершенно в другой манере выполнены сельские пейзажи Сальниковой. В таких работах, как «Жили у бабуси», «Далеко, далеко на лугу пасутся К°», привлекает яркость и словно ковровая плоскостность, которая невольно напоминает народное творчество, такое простое, наивное и выразительное.

На создание необычного произведения художника могут вдохновить такие вещи и предметы, на которые нетворческий человек никогда бы не обратил ни малейшего внимания. Например, идея коллажа «Яблочный сироп» возникла у Кузнецовой Дарьи после прочтения в кулинарной книге рецепта приготовления сиропа. Вырванная из книги и вмонтированная в холст, страница стала частью композиции, дополняя образ большого сочного яблока, заполнившего почти всё пространство картины.

Выставка «New Творти» является яркой художественной точкой в жизни молодых художников - её участников, отмечая определённый этап их творческого развития. Работы полны новых ярких художественных идей и показывют необыкновенный творческий потенциал их авторов.

Материал подготовлен А. К. Конёнковой, А. А. Замышляевой, Л. Е. Лебедевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.