Научная статья на тему 'Персональная фотовыставка Ю. В. Робинова «Духовные стражи Москвы»'

Персональная фотовыставка Ю. В. Робинова «Духовные стражи Москвы» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
285
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Персональная фотовыставка Ю. В. Робинова «Духовные стражи Москвы»»

Хроника культурной жизни

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ФОТОВЫСТАВКА Ю. В. РОБИНОВА «ДУХОВНЫЕ СТРАЖИ МОСКВЫ»

Н. В. Михайлова

В стенах Московского дома национальностей 2 сентября 2010 г. состоялось открытие персональной выставки профессора кафедры искусствоведения факультета Художественной культуры ГАСК Юрия Васильевича Робинова «Духовные стражи Москвы», посвящённой памяти заслуженного работника культуры РСФСР. профессионального фотографа-художника Василия Васильевича Робинова.

Государственная академия славянской культуры и Московский дом национальностей сотрудничают уже более десяти лет. В совместную работу входит проведение конференций, круглых столов, конкурсов и выставок. Начальник отдела национальных культур Московского дома национальностей Людмила Леонидовна Хрол предложила провести совместный фотопроект ко Дню города Москвы. К этому моменту уже три года подряд ГАСК представляла фотовыставки Юрия Васильевича Робинова, посвящённые Москве и объединённые под общим названием «Духовные стражи Москвы». Традиция возникла в 2007 г. в связи с предложением начальника Управления культуры СЗАО Елены Васильевны Кузнецовой отметить 725-летие основания мужского Свято-Данилова монастыря. В 2008 г. цикл продолжила фотовыставка о жизни Новоспасского монастыря, а в 2009 г. выставку составили фотографии московских церквей и святынь, объединённых под названием «Сорок Сороков». Эту выставку было решено посвятить памяти выдающегося писателя и историка Петра Георгиевича Паламарчука.

На выставке в Московском доме национальностей были представлены четыре раздела: «Москва и москвичи», «Монастыри Москвы», «Храмы Москвы» и «Вокруг Москвы».

В первом разделе Москва была представлена в фотографиях архитектурного ансамбля города, музеев, памятников и скульптурных композиций, святынь и, конечно же, в портретах москвичей, сформировавших духовное пространство города.

Наиболее насыщенным получился второй раздел выставки — «Монастыри Москвы» — за счёт обобщения предыдущих экспозиций и добавления новых, ранее не выставлявшихся фотографий Новодевичьего и Донского монастырей. Были представлены фотографии, передающие не только архитектурный облик монастырей, но и отражающие повседневную и духовную жизнь насельников, труд-ников и прихожан.

Широко на выставке были представлены храмы Москвы. Основную часть этого раздела экспозиции составили фотографии с выставки «Сорок Сороков». Московское храмовое зодчество было показано во всём многообразии: деревянные

и каменные церкви, домовые, посадские и больничные храмы от самых первых московских построек до современности, внешний вид храмов и интерьеры. Особое место в этом ряду занимает фотография «Собор славянских святых» из домового храма во имя преподобного Серафима Саровского Государственной академии славянской культуры — это уникальная роспись, созданная руками студентов ГАСК под руководством преподавателей-иконописцев.

Особенным по композиции получился зал под названием «Вокруг Москвы». Основой стали фотографии Троице-Сергиевой лавры — духовного центра монастырского строительства Северо-Восточной Руси. Ученики преподобного Сергия Радонежского стали основателями многих монастырей — духовного оплота русских людей и стражей московских земель. На фотографиях в этом зале были представлены основные центры паломничества православных русских людей: Новый Иерусалим, Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, Иосифо-Волоцкий монастырь, Пафнутьев-Боровский монастырь, Киржачский Благовещенский монастырь, Николо-Берлюковская пустынь, Борисоглебский монастырь, Николо-Угрешский монастырь и др. Значительную часть раздела составили фотографии подмосковных церквей. Витрины этого зала заполнили экспонаты музея славянских культур ГАСК.

Особой темой выставки стал диалог поколений и изменение облика Москвы и Подмосковья в ходе истории. В Москве жили и трудились выдающиеся учёные, художники, писатели, музыканты, архитекторы, врачи. Память о них запечатлена в монументальных скульптурах. Юрию Васильевичу в своих фотографиях удалось охватить духовную жизнь столицы во всей её полноте. В этой связи также необходимо сказать об уникальности многих фотографий. Так, например, вид на Тверскую старообрядческую общину храма во имя Святителя Николы Чудотворца за последний год сильно изменился: церковь теперь окружена новым офисным комплексом. Церковь в честь Гребнёвской иконы Божией Матери в Клязьме полностью сгорела в октябре 2007 г. и до сих пор не восстановлена, а церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Турчаниновом переулке уже невозможно заснять целиком из-за новой городской застройки.

Отдельный зал выставки был посвящён Василию Васильевиу Робинову — отцу Юрия Васильевича. Василий Васильевич стоял у истоков формирования принципов и методов реставрационной фотофиксации и одним из первых в России профессионально занялся фотографированием произведений искусства и архитектуры. В этом зале были представлены немногие сохранившиеся фотографии памятников архитектуры из архива Василия Васильевича, варварски уничтоженного при ликвидации «Союзреставрации». Особое место заняли фотографии ликов святых — фрагменты фресок из храмов Киева, Новгорода, Пскова, Москвы. Были и редкие кадры: например, строительство Дворца Съездов. Среди работ Василия Васильевича была представлена и часть Балдинской (Бременской) коллекции — факсимильные фотографии работ известных немецких художников (Винсент Ван Гог, Альбрехт Дюрер и др.), обнаруженных Виктором Ивановичем Балдиным в замке графа Кенигсмарка в окрестностях Бранденбурга. Витрины зала заполнили на-

грады, грамоты, личные документы и фотографии, публикации и фотоаппаратура Василия Васильевича Робинова.

Открыла выставку «Духовные стражи Москвы», которую предварял круглый стол, ректор ГАСК Алла Кирилловна Конёнкова. С воспоминаниями о Василии Васильевиче и с тёплыми словами о выставке фотографий Юрия Васильевича, высоко оценивая её профессиональный и художественный уровень, выступили настоятель Преображенского храма в Тушине, преподаватель Московской духовной академии, протоиерей Василий Воронцов, от имени настоятеля Покровского храма в Братцеве, протоиерея Михаила Малеева, члена Союза художников и Союза писателей России выступил представитель общины церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве. Своими воспоминаниями поделились доктор искусствоведения, профессор Герольд Иванович Вздорнов, кандидат искусствоведения, доцент МГУ Мария Александровна Реформатская, доктор философских наук, профессор Владимир Сергеевич Глаголев, профессор ГАСК, руководитель школы иконописи при храме Бориса и Глеба в Зюзине Владислав Павлович Низов. Юрия Васильевича пришли поздравить и его ученики, как нынешние, так и уже закончившие школу и Академию. Ими было сказано много тёплых слов, оставлены благодарности и восхищения выставкой в Книге отзывов. Поздравить Юрия Васильевича с открытием выставки пришёл и Народный артист РФ, профессор, декан факультета музыкально-исполнительского искусства ГАСК Владимир Витальевич Селивохин. Он исполнил три этюда А. Н. Скрябина.

На открытии выставки «Духовные стражи Москвы» присутствовал Алексей Юрьевич Соловьёв — главный специалист Департамента образования города Москвы, с.н.с. лаборатории нравственного образования Института общего среднего образования РАО. Он предложил сделать выставку передвижной и выставить часть экспозиции в Московском департаменте образования. Были отобраны 100 фотографий, и к 4 ноября — Дню народного единства — сформировалась новая выставка: «Город чудный, город древний...», которая пройдёт в ноябре 2010 г. в стенах Департамента образования города Москвы (Семёновская площадь, д. 4).

Юрий Васильевич Робинов является одним из крупнейших специалистов в сфере фотоискусства — фотофиксации памятников архитектуры и искусства. С 1964 г. Юрий Васильевич работал в области реставрации и фотофиксации памятников искусства Министерства культуры, принимал участие в подготовке к изданию основных отечественных трудов по искусству Древней Руси (иконопись, миниатюра, архитектура), сотрудничая с В. Н. Лазаревым, М. В. Алпатовым, Г. В. Поповым, Э. С. Смирновой, Г. Н. Бочаровым, Г. И. Вздорновым, О. И. Подобедовой и др. На книгах по искусству с его фотографиями выросло не одно поколение учёных искусствоведов, архитекторов, историков и культурологов. Выставки работ Юрия Васильевича Робинова — уникальное явление культурной и исторической жизни Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.