Научная статья на тему 'Славянское население Грузии'

Славянское население Грузии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2121
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ / ДУХОБОРЦЫ / МОЛОКАНЕ / УКРАИНЦЫ / ПОЛЯКИ / ЧЕХИ / БЕЛОРУСЫ / БОЛГАРЫ / ГРУЗИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комахия Мамука

Для славян, проживающих в новых независимых государствах, возникших в результате распада Советского Союза, в частности на Кавказе и в Центральной Азии, самой трудной оказалась адаптация к создавшейся обстановке. Русский язык, бывший в СССР основным языком делопроизводства и коммуникации между этническими группами, утратил свою функцию в этих странах. Их славянское население трудно привыкало к изменившемуся положению, его большая часть решила вернуться на историческую родину, что наблюдается и в Грузии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Славянское население Грузии»

№ 4(52), 2007 ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

Г" X

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

СЛАВЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ГРУЗИИ

Мамука КОМАХИЯ

научный сотрудник Института политологии (Тбилиси, Грузия)

Для славян, проживающих в новых независимых государствах, возникших в результате распада Советского Союза, в частности на Кавказе и в Центральной Азии, самой трудной оказалась адаптация к создавшейся обстановке. Русский язык, бывший в СССР основным язы-

ком делопроизводства и коммуникации между этническими группами, утратил свою функцию в этих странах. Их славянское население трудно привыкало к изменившемуся положению, его большая часть решила вернуться на историческую родину, что наблюдается и в Грузии.

Русские

Расселение славянского населения на территории Грузии связано с периодом активизации Российской империи на Южном Кавказе. После укрепления военно-политических позиций в указанном регионе Россия надеялась создать надежную опору путем создания невоенных славянских поселений, большинство которых составляли русские.

К 1865 году в Грузии проживали 25 900 приехавших русских новопоселенцев (2% ее населения), в 1886-м — 42 500 (2,6%), в 1897-м — 92 813 (5,3%). При этом 21 113 чел., то есть 22,7% всех прибывших славян были военными. Таким образом, во второй половине XIX века довольно интенсивно проходило перемещение славян в Грузию. В большом количестве их селили в Тбилиси, в приморских городах, в отдельных регионах, а также в 21 селе1.

1 См.: Закариадзе Н. Колониальная политика царизма и славянское население Грузии // Демография. 2000, № 1 (2). С. 88—90 (на груз. яз.).

Широкомасштабная индустриализация, начавшаяся в Грузии в 1920-х годах, привлекла многих мигрантов из других советских республик. Затем начались коллективизация и кампания «раскулачивания» (1930—1933 гг.), унесшие жизни нескольких миллионов человек в Южной России, Украине и Казахстане. В тот период Грузия приняла сотни тысяч людей, бежавших от голода (в основном русских и украинцев), количество прибывших с переписи 1926 года до переписи 1939-го возросло со 110,5 тыс. до 354,0 тыс., то есть на 320%2.

Численность русских, проживавших в республике, достигла своего пика в 1959 году (407,9 тыс. чел.), после чего их количество сравнительно уменьшилось: до начала масштабных миграционных процессов (1989 г.) они составляли 341,2 тыс. чел. Негативные явления, возникшие в результате распада Советского Союза, особенно тяжко отразились на славянской части населения. Так, русские не смогли адаптироваться к новой, абсолютно иной обстановке, порой характеризовавшейся антироссийскими настроениями. Единственным выходом для них была эмиграция на историческую родину.

В миграционных процессах, начавшихся в 1990-х годах, самым интенсивным было переселение кадровых военных, гражданских служащих Советской Армии и членов их семей. Они покидали Грузию в связи с изменением дислокации некоторых воинских формирований (начало 1990-х гг.). Среди эмигрантов свыше 60% составляли славяне (фактически восточные, т.е. этнические русские, украинцы и белорусы); большая их часть (88,5%) были жителями городов, и почти все они переезжали в города Российской Федерации3.

Основные тому причины — националистическая пропаганда, закрытие промышленных предприятий и экономическая нестабильность, что было характерно не только для Грузии, но и для большинства других бывших постсоветских стран.

Националистическая риторика политических групп, имевшая место на заре независимости Грузии, ослабла после прихода к власти Эдуарда Шеварднадзе. Согласно результатам опроса, проведенного в 1993 году, основные определяющие факторы эмиграции русских не носили политического характера. Русских (и не только их) подталкивали к выезду экономический кризис, безработица, криминальная обстановка, то есть политическая мотивация эмиграции этой части населения в указанный период была слабой, ее превосходили социально-экономические факторы4.

Наблюдался отъезд славян и из Абхазии: в результате развернувшихся боевых действий началась их эмиграция в Россию и Украину. Согласно оценкам эксперта Феликса Корла, в 1996 году славяне составляли 10% населения Абхазии; в таком случае из проживавших там в 1989 году 88,6 тыс. русских, украинцев и белорусов должны были остаться 15—25 тыс. чел. (в основном пожилые люди). По оценкам грузинского ученого Реваза Гачечиладзе, из-за того, что их большая часть (главным образом члены смешанных семей) переселились в регионы Грузии, всех их считать эмигрантами нельзя. Поэтому к выехавшим за пределы Грузии (из проживавших в Абхазии) следует отнести около 50 тыс. славян5. Положение остающихся на сегодня в Абхазии русских тяжелое, им помогают различные организации РФ (особенно мэрия Москвы). Помощь осуществляется через действующие в Абхазии русские общинные организации6.

Согласно результатам переписи 2002 года (в сравнении с последней советской переписью 1989-го), доля русской части населения Грузии значительно уменьшилась и со-

2 См.: Гачечиладзе Р. Миграция населения в Грузии и ее социально-экономические последствия. Серия дискуссионных писем. Программа развития ООН — Грузия, Тбилиси, 1997. С. 12 (на груз. яз.).

3 См.: Там же. С. 37.

4 См.: Там же. С. 43—45.

5 См.: Там же. С. 33.

6 См.: Феофанов А. Юбилейная община // Чегемская правда, 2005, № 26.

ставила 68 тыс. чел.7, из них 50% живут в Тбилиси8. Как мы уже отмечали, русские (в отличие от других национальных меньшинств) изначально проживали в основном в городах, в меньшей степени — в селах. В городах они живут, как правило, дисперсно (компактные поселения — редкие исключения). В настоящее время большую часть русских составляют пожилые люди, а молодежь предпочитает эмиграцию. В последнее время сокращение численности русских связано также с выводом из республики российских военных баз.

Современные проблемы

Острые политические споры, ведущиеся в последнее время между Москвой и Тбилиси, негативно отразились на судьбе грузин, проживающих в РФ. По мнению многих, за агрессивной политикой, направленной против грузин, и их показательной депортацией должны были последовать адекватные шаги со стороны Грузии. Однако в реальности ни среди ее властей, ни среди населения антирусские настроения не возникли. Даже наоборот: на фоне дискриминации грузин в России власти Грузии пытались проявить доброжелательное отношение к национальным меньшинствам, в том числе к русским. А представители действующих в стране общественных организаций выражали сожаление в связи с создавшейся в РФ обстановкой9.

Несмотря на отсутствие антирусских настроений, эмиграция русских из Грузии не только сохраняется, но даже ускоряется, чему способствуют принятые в России законы, предусматривающие оказание поддержки выезду соотечественников из бывших советских республик. В октябре 2006 года на Конгрессе проживающих за границей соотечественников было принято решение, что РФ берет на себя ответственность за оказание им помощи в возвращении на историческую родину.

Первого января 2007 года вступила в действие Государственная программа по добровольному переселению соотечественников в Россию из зарубежных стран, осуществлением которой занимается Федеральная миграционная служба. Государство обеспечивает этим людям предоставление гражданства, финансирование переселения, жилье, трудоустройство и пакет социальной помощи. Для реализации этой программы предусмотрено в ближайшие три года выделить из государственного бюджета 17 млрд рублей. А Федеральная миграционная служба планирует до конца 2007 года открыть представительство в Грузии. Однако ныне проблема заключается в том, что большинство русских уже решили проблему переселения. На Южном Кавказе остались в основном пожилые люди, для которых в случае возвращения в Россию перспективы проживания туманны10. На упомянутом Конгрессе высказывали мнение и против финансирования эмиграции. Так, по заявлению руководителя делегации Грузии Валерия Сварчука, было бы лучше, если вместо эмиграции помогли русской диаспоре, проживающей за границей, и для достижения этой цели использовали ресурсы российского бизнеса11.

7 Хотя, по оценкам некоторых общественных организаций, на сегодняшний день их число значительно меньше.

8 См.: Государственный департамент статистики Грузии. Результаты всеобщей переписи населения Грузии 2002 г.

9 См.: Rekhviashvili J. Georgia: Ethnic Russians Feel Insulted From Tensions // RFE/RL, 11 October 2006.

10 См.: Русскоязычным жителям СНГ предложили вернуться на Родину // Независимая газета, 25 декабря 2006 [http://www.ng.ru/courier/2006-12-25/12_narodinu.html].

11 См.: Таратута Ю., Конфисахор А., Перл Р. Всемирный конгресс соотечественников получил господдержку // Коммерсантъ, 25 октября 2006, № 200 (№ 3531) [http://www.kommersant.ru/doc.html?docId= 716076].

В советский период русский язык был основным языком общения между этническими группами, его знание было нужно для профессионального роста. В условиях приоритетности русского языка для русского населения не было необходимости изучать местный, например грузинский. Однако после обретения Грузией независимости русский язык утратил доминирующую позицию. И сегодня среди молодежи, родившейся после провозглашения суверенитета, мотивация к овладению русским языком значительно ослабла. Тем не менее он еще остается языком общения между представителями этнических групп, но его коммуникационная роль становится все более незначительной. Среди самих русских — в силу вышеперечисленных факторов — уровень знания грузинского языка не соответствует потребностям, вытекающим из сложившегося в стране положения (особенно в связи с реформами, проводимыми в системе образования).

Новые реалии сферы образования придадут дополнительный стимул миграции русской молодежи, пока оставшейся в Грузии. По заявлению Аллы Беженцевой, председателя Союза русских женщин Грузии «Ярославна», русские дети, родившиеся в стране после 1991 года, приступали к обучению в русских школах, так как родители мало доверяли уровню местной образовательной системы и надеялись, что таким образом их потомство легче сможет найти работу в РФ. Еще одной причиной определения детей в русскую школу было плохое знание ими грузинского языка. Безработица, низкие зарплаты и недостаточное владение грузинским языком подталкивает многих русских к продолжению образования и поиску работы в России12.

В 2003/2004 учебном году в Грузии функционировало 168 русских школ, в том числе 55 одноязычных. Остальные были двуязычными и трехъязычными — совокупно с грузинскими, азербайджанскими и армянскими школами13. Но в условиях сокращения численности русскоязычного населения количество первых все более уменьшается. Примечательно, что значительную часть их учеников составляли не русские, а представители других этнических групп. В связи с тенденциями последнего времени указанный контингент жителей (например, армяне и азербайджанцы) определяют своих детей в армянские, азербайджанские или грузинские школы. Что касается грузинских детей, то факты их обучения в русскоязычных школах весьма малочисленны. В силу этого число учеников в русскоязычных школах сокращается, что вызывает их закрытие.

К проблемам русскоязычного населения относятся и новые правила сдачи вступительных экзаменов, введенные в результате реформы системы образования. Несмотря на то что на бытовом уровне современная русская молодежь хорошо владеет грузинским языком, прохождение тестирования в вузах вызывает для нее трудности, так как проводится на грузинском языке. В результате молодежь, находящаяся среди русского населения в меньшинстве, отправляется в Россию для получения высшего образования, что подталкивает ее к постоянному проживанию в РФ.

Перед русским населением возникают и серьезные социально-экономические проблемы. По заявлению Аллы Беженцевой, эмигрировавшие в Россию русские помогают членам своих семей. В отличие от других, русские проживают в основном в городах и не надеются на помощь из села. В условиях низких доходов такие «послания» приобретают решающее значение. По словам Беженцевой, главная проблема русских носит экономический, а не политический характер14. Кроме того, как мы уже отмечали, большинство русских составляют пожилые люди, а уровень их жизни зависит от незначительной пенсии и материально-финансовой помощи русских организаций.

12 См.: Peuch J. Southern Caucasus: Facing Integration Problems, Ethnic Russians Long for Better Life // RFE/RL, 21 August 2003.

13 См.: Министерства образования и науки Грузии. Основные показатели дневных общеобразовательных государственных школ Грузии на 2003/2004 учебный год.

14 См.: Peuch J. Op. cit.

В оказании содействия этой части населения определенную роль играют функционирующие в Грузии структуры, из которых самой многочисленной является Союз русских соотечественников Грузии «Отчизна», объединяющий 24 организации. Он действует с июня 2004 года, активно участвует в программе по оказанию помощи соотечественникам, которую осуществляет МИД РФ15. Союз помогает получать медицинскую помощь, направляет студентов в российские вузы, поддерживает материально ветеранов войны, а также определяет их на лечение в санатории. Да и другие формирования, созданные в стране, — Союз русских женщин «Ярославна», Славянский дом Грузии, Международный гуманитарно-благотворительный союз «Надежда» — финансируются в основном государственными структурами РФ для содействия русскому населению, в том числе для оказания ему материально-финансовой помощи и проведению культурных мероприятий.

Кроме журналов и газет, поступающих из России в Грузию, на русском языке печатается несколько изданий (в частности, газеты «Свободная Грузия», «Вечерний Тбилиси» и журнал «Русский клуб»). Что касается русскоязычных телепрограмм, то их можно принимать через спутники, однако из-за высоких тарифов в условиях экономических проблем это недоступно для большинства русского населения. По каналу Общественного вещания Грузии 1 раз в неделю транслируется 25-минутный информационный выпуск на русском языке (такую же программу, правда 10-минутную, ежедневно ведет и Общественное радиовещание). С точки зрения получения информации из грузинских трансляций у этой части населения, имеющей проблемы с речью на грузинском языке, практически нет трудностей, так как в данном случае уровень знания грузинского удовлетворителен.

Важный очаг русской культуры в стране — Тбилисский государственный академический русский драматический театр имени Александра Грибоедова16, где периодически проходят русскоязычные спектакли и вечера русской культуры. Театр, основанный в 1845 году по инициативе графа Воронцова, сыграл огромную роль в сближении грузинской и русской культур; в 2005 году отмечалось его 160-летие.

Особое значение в сохранении русской культуры в Грузии имеет международный культурно-просветительский союз «Русский клуб», входящий в состав Международного союза русских соотечественников, сплачивающий 57 стран. Организация, функционирующая с 2005 года, объединяет около 5 тыс. представителей разных национальностей. Ее приоритеты — культурно-просветительская работа и содействие углублению российско-грузинских отношений. Под эгидой союза выходит ежемесячный общественно-художественный журнал «Русский клуб».

Духоборцы и молокане

Особую часть проживающего в Г рузии русского населения представляют так называемые «сектанты», создавшие в различных уголках страны весьма самобытную культуру. В свое время в Грузию переселили в основном духоборцев (духоборов) и молокан. В XIX веке в Джавахети поселились духоборцы — крайне протестантская секта, сформировавшаяся в Российской империи во второй половине XVIII века (в Воронежской, Тамбовской и Екатеринославской губерниях). Царизм видел в духоборцах угрозу государству и

15 См.: Мамедов С., Симонян Ю., Гордиенко А. Невоенное российское присутствие на Южном Кавказе // Независимая газета, 25 декабря 2006 [http://www.ng.ru/courier/2006-12-25/12_kavkaz.html].

16 Театр назван в честь Александра Грибоедова в 1934 году.

религии; в 1837 году император распорядился депортировать их на Кавказ, а в 1841-м их направили на юго-восток Грузии, в Ахалкалакский уезд.

Изначально положение сектантов строго регулировалось законодательными нормами. Но после того как правительственная политика в отношении присоединенных территорий Южного Кавказа изменилась, параллельно с военно-стратегическими и политическими планами появился и проект экономического освоения края. С 1840-х годов государство начало предоставлять льготы сектантам 17. В Грузии их разместили в основном в двух географических ареалах — на юго-востоке, в селах Ниноцминдского (ранее Богдановка) района: Гореловка, Ефремовка, Орловка (Терпение), Спасовка, Родионовка, Тамбовка, Богдановка, Троицкое, а также на востоке — с. Краснагорка (ранее Малхазовка) Сагареджойс-кого района, с. Ульяновка18 (ранее Новоалексеевка) Сигнагского района, с. Нинигори (ранее Ново-Михаиловка) и с. Свободное (ранее Графовка) Лагодехского района19.

Молокане обосновались главным образом в Восточной Грузии: с. Краснагорка, с. Ульяновка, с. Нинигори и с. Свободное. Кроме того, их малая часть проживала в Тбилиси. С 1990 года они эмигрировали, и сегодня отдельных поселений молокан практически не существует. До 90 семей осталось в селе Свободное, в малом количестве — в Ульянов-ке. Они сохранили этническую самобытность, понимают грузинский язык, но не говорят на нем. Особая их проблема — получение образования на родном языке. Действующая в близлежащем селе русскоязычная школа дает лишь начальное образование; для получения среднего необходимо ехать в районный центр, расположенный в нескольких километрах. Желание молокан обучаться только на русском языке побуждает их к эмиграции.

По сравнению с молоканами значительно многочисленнее поселение духоборцев. Сразу после переезда они создали коммуны, занялись сельским хозяйством и ростовщичеством, сформировались как отдельная этнографическая единица с отличающимися обычаями и бытом. Их расселили в основном в восьми селах Ниноцминдского района. В 1898—1900 годах часть духоборцев уехала в Канаду, в 1999-м в Джавахети были и канадские духоборцы — тогда отмечался 100-летний юбилей их переселения20. А в 2001 году в селе Гореловка торжественно отметили 160-летие переселения духоборцев в Грузию21.

В 1926 году в Ниноцминдском районе проживало 5 171 русских, в 1959-м — 4 616, в 1970-м — 4 344, в 1979-м — 3 830, в 1989-м — 3 161. На территориях компактного расселения русских — в сельсовете Гореловка — их количество уменьшилось по сравнению с 1926 годом на 57,2%; среднее число членов семей — 6,2 чел. сократилось до 2,822.

С 1988 по 1991 годы в основном через Общество им. Мераба Костава на средства, выделенные отдельными ведомствами, структурами, а также из бюджета, и на суммы, перечисленные на счет организации, в пяти селах сельсовета Гореловка Ниноцминдского района было куплено 113 домов духоборцев. Вместе с грузинской общественностью дома приобретали и армянские организации, например фонд Парвана23.

Духоборцы, проживавшие на территории сельсовета Гореловка, требовали массовой продажи их домов и помощи в переселении на свою историческую родину, в частности в Тульскую область России. Особенно активно эмигрировала молодежь. Параллельно с приобретением домов проводилась агитация по переселению на земли этого сель-

17 См.: Русские старожилы Закавказья: молокане и духоборцы / Отв. ред. В. Козлов. М., 1995. С. 20.

18 До направления в село Ульяновка сектантов из Саратовской губернии поселили (1859 г.) в Тбилиси.

19 См.: Русские старожилы... С. 142.

20 См.: Рионели Г. Духоборы: 250 лет скитаний // Кавказский акцент, 1—15 октября 2003, № 19 (92) (на груз. яз.).

21 См.: Этнографический заповедник // Многонациональная Грузия, ноябрь — декабрь 2001, № 3.

22 См.: Гугушвили Т. Внешние миграционно-демографические проблемы Грузии (1990—1998 гг.). Тбилиси, 1998. С. 75—76 (на груз. яз.).

23 См.: Akhmeteli N. Taxes, Land Reform and Better Life in Russia: The Dukhobor’s Georgian Exodus // Georgia Today, 24 November 2006.

совета жителей горных регионов Аджарии, пострадавших в результате стихийного бедствия. У домов, купленных для экологических мигрантов по символическим ценам, должны были появиться хозяева, но из-за сложных климатических условий значительная часть переселенцев решила покинуть жилища духоборцев. Многие дома остались бесхозными, в дальнейшем их разобрали на стройматериалы и дрова24.

Эмиграции этой части населения способствовало постановление премьер-министра России Евгения Примакова от 1998 года о духоборцах, проживающих в Грузии. По этому вопросу специальную резолюцию приняла и Государственная Дума РФ. Министерство по чрезвычайным делам Грузии выделило автобусы, а Международная организация по миграции обеспечила транспортировку. В январе 1999 года лидер общины Любовь Г он-чарова направила большую часть духоборцев в Брянскую область. Оставшиеся члены секты тоже подумывают о миграции, причиной которой, по их же заявлению, являются лучшие по сравнению с Грузией экономические условия жизни в России и напряженные российско-грузинские отношения.

Оставшимся в Ниноцминда духоборцам приходится довольствоваться доходами от скотоводства и других видов собственной хозяйственной деятельности, хотя в последние 15 лет у них возникали серьезные проблемы с местными армянами и экомигрантами, что связано с перераспределением земельных участков25. Земельная реформа внесла серьезные изменения в уклад жизни духоборцев. Ныне Комиссия по распределению земельных участков предоставляет всем местным жителями участки кооператива, созданного духоборцами вместо коллективной фермы на территории сельсовета Гореловка. В результате из 5 тыс. гектаров духоборцам досталось 600; каждой семье выделили от 6 до 15 гектаров. По словам сектантов, ферма была для них возможностью сохранить коммунальные традиции. Существующие проблемы делают эмиграцию духоборцев необратимым процессом. Лидер их общины Татьяна Чучмаева заявляет, что 470 местных духоборцев направили письмо правительству РФ с просьбой о переселении в Россию. Они уже получили обещания бесплатного переезда, заселения и предоставления льгот на 6 месяцев26.

За время существования колхоза (1992—1996 гг.) у общинного кооператива «Духоборец» накопилась задолженность перед государством (4 млн лари). В результате уплаты этого долга кооператив обанкротится. 28 ноября 2006 года в офисе Народного защитника Грузии состоялся «круглый стол», где была высказана просьба о списании указанной задолженности. По мнению ассоциированного исследователя Европейского центра по вопросам меньшинств Хедвига Лома, «в случае их переселения в Россию правительство РФ использует этот факт против Грузии. Духоборцы же не желают принимать участия в политических играх. Они желают остаться в Грузии»27.

Украинцы28

Первое поселение украинцев появилось в Грузии во второй половине XVIII века, когда в связи с неповиновением Запорожской Сечи российская императрица Екатерина II

24 См.: Kamikadze D. Dukhobor Tribulations // IWPR’s Caucasus Reporting Service, 20 November 2001, No. 106.

25 См.: Варданян Л. Визит Тевдорадзе завершился мирно // Самхретис Карибче, 2007, № 31 (59) (на груз. яз.).

26 См.: Vartanian O. Land Reform May Be the Last Straw for Georgia’s Dukhobor Community // IWPR’s Caucasus Reporting Service, 20 September 2006.

27 См.: Интерпресс, 17 ноября 2006.

28 В данном разделе автор использовал следующие источники: Борис М. (председатель Координационной рады украинцев). Конференция: История и реалии этнических общин Грузии (9 ноября 2001). Тбилиси, 2003; Ассоциация украинцев Грузии. Тбилиси, 2006.

ликвидировала ее и многие казаки были вынуждены искать прибежища в южных регионах державы. В результате некоторые из них оказались и на территории Грузии.

В начале XIX века в Грузии дислоцировали российские воинские части, в составе которых были и украинцы. Из-за длительного несения службы многие из них утратили связи с родными краями, навсегда поселились на земельных участках, которые выделены специально для них на прилегающих к воинским частям территориях. Такие поселения были в основном в Восточной Грузии, но из-за малой численности жителей их существование оказалось недолговечным, в середине XIX века они исчезли.

Кроме военнослужащих, среди первых украинцев в Грузии были и офицеры, работавшие в административных учреждениях. Эта категория лиц была немногочисленной, но часть их навсегда поселилась в Грузии и пополнила ее городское население. В XIX веке основная причина переселения украинцев носила политический характер: сказались притеснения и репрессии. Столь же важным был и экономический фактор, вынуждавший оставшихся без наделов крестьян искать свободные земли. После отмены в России крепостного права крестьяне начали осваивать незанятые участки. События, происходившие в тот период в Грузии, обусловили появление множества свободных земель, в частности в Абхазии, где возникли села русских, украинцев, армян, греков и представителей других этнических групп.

Важную роль в этом процессе сыграли развитие мореходства на Черном море, строительство новых портов, железной дороги и курортов, что предоставляло квалифицированным украинским специалистам возможность получить работу. С учетом вышеперечисленных факторов можно сделать вывод, что переселение украинцев в Грузию обусловили две основные причины: политическая, выражавшаяся в репрессиях против этого народа, и экономическая, связанная с поиском оставшимися без наделов крестьянами свободных земель и работы в промышленных отраслях.

В 1887 году в Грузии проживали 8,5 тыс. украинцев (64% — в городах, 36% — в селениях). В тот период процесс прибытия украинцев в Грузию не замедлялся, даже отмечался приезд представителей их интеллигенции, среди которых были писатели, ученые, актеры, журналисты. В начале XX века в Тбилиси была создана украинская театральная труппа (под руководством М. Беляевой), которая в 1902—1913 годах поставила десятки пьес. В те же годы в Грузии проживала и занималась творческой деятельностью украинская поэтесса Леся Украинка, приехавшая со своим супругом, этнографом К. Квитка. В 1890-х годах в тбилисской гимназии № 1 учился М. Грушевский (в 1917—1918 гг. председатель Центральной рады Украины).

Согласно переписи населения 1917 года, в Грузии проживало 2,5 млн чел. По оценкам украинских общественных организаций, среди них 185 тыс. считались русскими, 70% которых (около 129 тыс. чел.) на самом деле были украинцами. В поселениях сельского типа было очень малое количество украинцев, абсолютное их большинство трудилось в промышленных центрах (Тбилиси, Батуми и Сухуми) в различных сферах (рабочие, мастера, торговцы и интеллигенция). По данным 1970 года, 82,2% русских и украинцев, обосновавшихся в Грузии, проживали в городах.

В 1917 году состоялось военное собрание украинцев, в ходе которого были сформированы Украинская военная рада Кавказа и Украинская рада. В те времена первая издавала газету «Вести», позже ее назвали «Украинские вести». В 1917 году Украинская рада провела в Тбилиси (при поддержке Центральной рады Украины) первое на Южном Кавказе украинское собрание. Основная цель этого мероприятия — координация украинских общин и объединений, а также деятельности партийных организаций.

В 1918 году Украина установила с Грузией дипломатические отношения и в Тбилиси прибыла ее чрезвычайная дипломатическая миссия, возглавляемая И. Красовским. Второе собрание Украинской рады было проведено в 1918 году. В Тбилиси, Батуми, Сухуми

и Поти создали украинские общины, предпринявшие определенные меры для сохранения украинского языка и национальной культуры. Кроме того, они вели активную общественно-политическую деятельность, участвовали в выборах тбилисской и батумской дум (в последнюю даже избрали ряд украинских депутатов). В 1919 году членом законодательного органа Грузии был выбран Александр Клюжный.

В 1917—1926 годах наблюдалось возвращение украинцев на историческую родину, что значительно сократило их численность в Грузии. Однако в тот же период (с 1922 г.) начался новый приток украинцев. И за 12 лет (1926—1939 гг.) их численность в Грузии возросла в 3,2 раза, достигнув 46 тыс. чел. Это переселение обусловливалось в основном повышающимся спросом на высококвалифицированные кадры, что было вызвано высокими темпами развития промышленности и сельского хозяйства.

Число украинцев в республике еще больше возросло в результате индустриализации, возобновившейся в СССР после Второй мировой войны (строительство Руставского металлургического завода, гидроэлектростанций и других объектов, освоение Колхидской низменности). После ухода в отставку многие военнослужащие решали остаться в Грузии.

Однако в 1959—1979 годы количество славян, в том числе русских и украинцев, в Грузии сократилось (с 11,3% до 8,3% от общей численности ее населения). Но если рассматривать больший период времени (1926—1979 гг.), то их общее количество возросло со 110,4 тыс. до 416,6 тыс. чел.

Согласно всеобщей переписи населения 1989 года, в республике проживало 52,4 тыс. украинцев, что составляло 1% всех ее жителей. Они обосновались в Тбилиси, Сухуми, Батуми, Рустави, Кутаиси и Поти. После распада СССР у них появился выбор: некоторые отправились на родину или в другие страны, другие предпочли остаться. Сложное социально-экономическое положение, складывавшееся в Грузии на протяжении нескольких лет, стимулировало их эмиграцию.

Самая сильная волна переселения фактически миновала, и сегодня желающим уехать препятствует лишь недостаток финансовых средств. Кроме того, важным стимулом для отказа от выезда стал высокий уровень интеграции. Несмотря на то что существуют определенные проблемы, связанные со знанием грузинского языка, особенно среди лиц преклонного возраста, наличие грузинских родственников или близкого круга друзей способствовало тому, что они остались в Грузии. Многие украинцы вступили в смешанные браки, что также в значительной степени сказалось на их решении остаться в республике.

Согласно всеобщей переписи населения 2002 года, в Грузии насчитывается 7 039 украинцев, причем 50% — в Тбилиси. Кроме того, их значительное количество проживает в Автономной республике Аджария29. А по оценке украинцев, живущих в Грузии, их численность минимум в два раза больше, так как в ходе переписи были допущены ошибки и многих украинцев записали как русских.

С 1 сентября 1999 года в Тбилиси функционирует первая украинская школа имени М. Грушевского. (8 июня 1997 г., в День гражданина Грузии, когда президент страны Э. Шеварднадзе спросил у украинских детей, чего бы они желали, те попросили открыть школу. Однако в связи с финансовыми проблемами ее открыли с опозданием в два года.) Большая часть ее учеников — дети от смешанных браков. Образование на украинском языке получают в начальных классах, а в дальнейшем изучают лишь украинский язык и литературу. Молодые украинцы Грузии, в отличие от старшего поколения, лучше владеют грузинским языком. Сегодня украинцы получают среднее образование в основном в русских или грузинских школах, высшее — в вузах Грузии или Украины.

29 См.: Государственный департамент статистики Грузии.

(Последняя на собственные средства ежегодно обеспечивает обучение 10 украинских студентов из Грузии.)

Затруднения украинцев характерны и для всего населения Г рузии. По оценке представителей украинских структур, безработица — главная проблема большей части грузинских украинцев. Решение этих вопросов выходит за рамки возможностей украинских организаций, которые в основном заботятся о сохранении самобытности живущих в республике украинцев. В этой связи значительна роль Ассоциации проживающих в Грузии украинцев, которая основана 15 февраля 1992 года. С первых же дней своего учреждения она наладила тесные связи с организациями проживающих в Грузии национальных меньшинств, министерствами культуры и образования, парламентом страны, мэрией Тбилиси и т.д. С 1994 года и по сей день Ассоциацию возглавляет Михаил Борис.

С 1995 года на территориях компактного расселения украинцев создаются и функционируют их общественные объединения: в Рустави — культурно-общественная организация «Славутич», в Каспи — «Червона калина», в Зугдиди — «Олеся» и т.д. Основная деятельность этих структур носит культурно-образовательный и благотворительный характер. По субботам и воскресеньям в Культурно-образовательном центре Тбилиси проводят обучение компьютерным программам и английскому языку, танцам и пению. Техническое оснащение и финансовую помощь Центр получает периодически, в основном от организаций Украины30.

При материальной поддержке Посольства Украины в Грузии 19—20 мая 2001 года в Тбилиси состоялся форум представителей украинских общественных организаций республики. Его цель — объединение общественных организаций и формирование центра для координации их работы. На форуме была создана Координационная рада украинцев, подготовлен ее Устав и избран руководящий орган; данная структура объединяет 18 организаций.

Поляки31

Согласно всеобщей переписи населения 2002 года, в Грузии проживают 870 поляков, большинство — в Тбилиси.

«Кавказская Польша» — одна из самых древних в мире. Появление в регионе первой существенной волны поляков связано с политическими репрессиями. В 1794 году на Кавказ выслали пленных польских солдат, участвовавших в мятеже. Переселение более многочисленного контингента поляков было связано с репрессиями, организованными после подавления мятежа. Длительное проживание поляков на Кавказе обусловливалось и военными действиями России в Дагестане и Чечне. Именно в ходе войны возник феномен, получивший в Польше название «кавказцы», то есть поляки, живущие на Кавказе.

В 1830—1850-х годах существовала так называемая «Группа кавказских поэтов», в которую входили 40 сосланных литераторов. В 1830—1840-х годах в Тбилиси проживало около 900 поляков. Позже, по данным 1897 года, их число возросло до 4 200 чел. По переписи 1922 года, численность поляков в Тбилиси (помимо военнослужащих) составля-

30 См.: Turula T. Our Diaspora: A Visit with the Ukrainian Community in Tbilisi // The Ukrainian Weekly,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 July 2002, Vol. LXX, No. 30.

31 В данном разделе автор использовал следующий источник: Филина М. (президент Культурно-просветительского союза поляков Грузии «Полония»). Конференция: История и реалии этнических общин Грузии (9 ноября 2001).

ла 2 300 чел., в 1926-м — до 1 780, в 1939-м — около 1 500, в 1959-м — до 1 30032. Но в последующие годы она неуклонно сокращалась. Последнюю волну миграции вызвали экономические факторы. Эти люди были, в основном, инженерами, музыкантами, педагогами, врачами, художниками.

В 1920-х годах в Грузии функционировала польская школа. До 1924 года в Тбилиси также действовал «Клуб национальных меньшинств» польских рабочих. Инициатива его создания и имущество принадлежали польскому обществу. В одной из частей здания функционировала Польская школа труда33. Польская интеллигенция сыграла значительную роль в формировании культурно-просветительских институтов. С 1907 года возникали организации, в названиях которых фигурировало слово «польский». В Тбилиси и Батуми были открыты общества «Польский дом», которые вели культурно-просветительскую работу среди местных поляков. Функционировал Польский любительский театр, открывались библиотеки и читальни, проводились литературно-музыкальные вечера, конференции читателей. В 1914 году при «Польском доме» был учрежден Комитет помощи жертвам войны, оказывавший материальную поддержку польским беженцам.

В тот же период основную политическую роль играл Польский демократический центр в Тбилиси, объединявший представителей всех местных организаций. Интеллигенция участвовала в создании военных союзов поляков. Для последних огромное значение имел съезд представителей польских организаций, созванный в 1917 году в Тбилиси. В 1918 году вышел в свет первый номер «Польского еженедельника», в котором шла речь о делах местной польской колонии; последний номер (седьмой) был выпущен 7 августа 1918 года.

В 1918—1921 годах многие поляки, жившие на Кавказе, вернулись на родину — в основном переселившиеся в регион в годы войны. В 1926-м в тогдашней Закавказской федерации проживало свыше 6 тыс. поляков34.

После обретения Грузией независимости у обосновавшихся в ней поляков появились новые возможности. Так, 9 февраля 1995 года потомки эмигрантов XIX—XX веков сформировали Содружество поляков Грузии. (С 1997 года филиал указанной структуры успешно действует в Ереване.) Организация постоянно пополняет свой архив, в который уже внесены данные почти на 1 000 поляков или людей «смешанного» происхождения. Сегодня в Содружестве числятся около 700 чел.; в основном они являются профессорами университета, врачами, инженерами, педагогами.

Изначально главной задачей Содружества было оказание финансовой и гуманитарной помощи; его усилиями подобную поддержку получили лица, проживающие в селах, инвалиды, а также детский дом в г. Каспи.

Большая часть поляков практически ассимилировалась, поэтому острейшая их проблема — слабое знание родного языка. В настоящее время они являются членами польско-грузинских, польско-русских, польско-армянских семей. Часто можно услышать, что фактически они уже не считаются поляками, об их происхождении свидетельствуют лишь фамилии.

В 1996 году поляки открыли школу для детей и подростков. В том же году удалось отправить учащихся на каникулы в Польшу.

По инициативе Содружества (в 1998 г. оно получило название «Полония») 3—5 декабря 1998 года в Тбилиси были проведены Дни Мицкевича, фактически ставшие Днями

32 См.: Какурия Ш. Население г. Тбилиси, 1803—1970 гг. Тбилиси: Мецниереба, 1979 (на груз. яз.).

33 См.: Сонгулашвили А. Культура национальных меньшинств в Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 2002 (на груз. яз.). С. 13, 20.

34 См.: Польские женщины. В кн.: Женщины Грузии: Полиэтнический и конфессиональный аспект. Ассоциация «Женщины многонациональной Грузии», Тб., 2006. С. 46—51.

польской культуры, в частности, 3 декабря в Государственном университете состоялся научный семинар, в связи с которым изданы две книги. Подобные мероприятия, инициированные организацией, проводят периодически.

В октябре 2000 года в Тбилисском государственном университете состоялась международная конференция «200 лет поляков на Кавказе», были подведены итоги деятельности поляков в регионе. В том же году отмечалось пятилетие объединения. Его работа получила высшую оценку сената Республики Польша и парламента Грузии. Кроме того, состоялось мероприятие по вручению Культурно-просветительскому союзу поляков Грузии «Полония» международной награды «Fidelis Poloniae»35.

Примечательно, что в Абхазии функционирует Центр польской культуры «Белый орел», а в воскресной школе обучают польскому языку.

Чехи36

Согласно результатам всеобщей переписи населения 2002 года, в стране насчитывается 46 чехов (из них 39 — в Тбилиси)37. Но до того, в 1990-х годах, их число незначительно сократилось, так как тогда правительство Республики Чехия разработало программу по переселению соотечественников из государств, в которых сложилась тяжелая экономическая обстановка, что касалось СССР и Румынии, однако из Грузии уехали лишь единицы.

Первые чехи появились на грузинской земле в XIX веке. В Грузию, считавшуюся в указанном столетии частью Российской империи, их первоначально привлекала экзотика. В дальнейшем многие создали семьи и остались жить здесь. Причиной приезда в Грузию был также поиск работы квалифицированными чешскими специалистами на территории Российской империи. Второй поток хлынул в 1925 году — приехали высококвалифицированные специалисты, ученые, инженеры, механики.

Проживающие в Грузии чехи внесли весомый вклад в развитие различных отраслей, активно участвовали в строительстве и организации заводов, гидротехнических объектов, железных дорог. Так, подземный переход под Центральным железнодорожным вокзалом Тбилиси был построен под руководством Петра Шмальцеля. Он также участвовал в проходке тоннеля на Зеленом мысе. Одним из первых гидротехников Грузии был Николай Шмальцель, который занимался моделированием гидротехнических процессов почти для всех крупных гидроэлектростанций страны.

Представители этого этноса внесли свою лепту в развитие культуры. В 1880 году в Грузию приехал на гастроли известный оперный певец Иосиф Ратиль (настоящая фамилия — Навратиль), который был солистом, концертмейстером и преподавателем Пражского и Хельсинкского оперных театров. Известный грузинский педагог, общественный деятель, фольклорист, писатель и журналист Ладо Агниашвили предложил ему сформировать и возглавить грузинский хор народных песен. И. Ратиль прожил в Грузии 32 года и 10 из них посвятил хоровому искусству. Он первый переложил более 30 грузинских песен на ноты, записал и обработал их38.

35 См.: Свободная Грузия, 28 ноября 2002, № 259—260 (22617).

36 В информации о чехах использовано интервью (21 октября 2006 г.) президента Чешского землячества в Грузии «Злата Прага».

37 См.: Государственный департамент статистики Грузии.

38 См.: Беридзе Ц. Чешский музыкант Иосиф Ратиль в Грузии. В кн.: Чешское землячество в Грузии «Злата Прага». Сборник статей / Гарольд Шмальцель. Тбилиси: Бене Дикта, 2006. С. 87—91.

Иван Сокол основал в Тбилиси первую фабрику духовых инструментов. С Оперным театром связана деятельность известного художника-декоратора Франца Новака. Художник-декоратор Йозеф Броучек оформлял интерьеры Оперного театра им. З. Палиашвили и Театра им. Шота Руставели. Доцент Батумской консерватории Ирина Херж подготовила пять лауреатов Гран-при международного конкурса. Солисткой оперы в течение нескольких лет была Гертруда Шмальцель. Она исполняла ведущие партии в постановках «Абесалом и Этери», «Тоска», «Евгений Онегин» и др. Грузинское музыкальное общество отметило 90-летний юбилей со дня ее рождения39.

Особый вклад в развитие здравоохранения внес Иван Прибиль, доктор медицины и хирургии. В 1822 году он основал Тифлисский военный госпиталь и стал его главным врачом, он также изучал бальнеоклиматические богатства Восточной Грузии. В 1838 году по его поручению были исследованы источники Абастумани, Уравела и окрестности Ахтала в Гурджаани. И. Прибиль имеет особую заслугу в строительстве курорта Боржоми и популяризации боржомских минеральных вод. Кроме того, он учредил Кавказское медицинское общество. Чех Антонин Лукеш был организатором общества гимнастов Грузии «Шевардени» (Сокол).

В настоящее время проживающие в Грузии чехи не владеют родным языком, как правило, они — русскоязычные, так как по большей части в свое время получили образование в русских школах.

С 1996 года их представляет чешское землячество «Злата Прага», созданное по рекомендации тогдашнего заместителя министра иностранных дел страны Михаила Ук-леба и его чешского коллеги Александра Вонда. Землячество объединяет 110 чел., но только 70 из них — чехи, остальные — грузины или представители других народов, интересующиеся Чешской Республикой. Со статусом юридических лиц в «Злату Прагу» входят научное объединение «Аналитприбор», Институт научно-технической информации, Национальный центр здравоохранения Грузии, безвозмездно уступивший землячеству здание для офиса (однако в связи с планами продажи этого строения землячество может в ближайшее время лишиться его).

«Злата Прага» имеет связи на всей территории Грузии, а также с Чешской Республикой и государствами СНГ. Приоритетные направления деятельности этой структуры таковы: развитие бизнес-контактов между двумя странами; изучение и пропаганда в Грузии чешской политики, культуры, науки и искусства; изучение чешского языка и истории Чехии; участие в разработке политики в отношении национальных меньшинств, гражданской интеграции и др. В 2005 году землячество провело 13 мероприятий, в том числе три крупных концерта и две конференции. При поддержке Европейского центра по вопросам национальных меньшинств «Злата Прага» издала грузино-армяно-русско-азербайджанский словарь часто используемых слов.

Каждую субботу в офисе землячества работают кружки по изучению чешского языка, истории, культуры и песен. По его же инициативе проводят концерты в католическом соборе св. Петра и Павла, а также зале Музыкального общества Грузии. В сотрудничестве с посольством Чехии организуют мероприятия в Государственном театре оперы и балета, государственных драматических театрах, посольстве Республики Чехия40 (после открытия которого у землячества появилась существенная поддержка).

39 См.: Чешские женщины. В кн.: Женщины Грузии: полиэтнический и конфессиональный аспект. С. 65—68.

40 См.: Шмальцель Г. Информация о Чешском землячестве в Грузии «Злата Прага». В кн.: Чешское землячество в Грузии «Злата Прага». С. 75—78.

Белорусы

Согласно результатам всеобщей переписи населения 2002 года, в Грузии насчитывается 542 белоруса. Из них 50% обосновались в Тбилиси. В относительно большом количестве они проживают в Автономной республике Аджария41. У белорусов нет четко выраженной идентификации, они ассоциируются в основном с русскими.

Болгары

Болгары появились в Грузии в XIX веке. В 1860-х годах из Украины (с побережья Азовского моря) прибыли на двух судах 62 переселенные семьи (около 300—400 чел.). Одна группа обосновалась в Очамчире, другая — в селе Владимировка, близ Сухуми. Компактное поселение было создано и в с. Чакви. По результатам переписи 1989 года, в Грузии проживало 650 болгар42. Согласно всеобщей переписи 2002 года, в стране насчитывается 138 болгар (65 из них — в Тбилиси). Они разместились также в Автономной республике Аджария, в Гурии и в малом количестве — в других регионах страны43. Значительная их часть — женщины, вступившие в смешанные браки. Проживающие в Грузии болгары являются, в основном, русскоязычными; в Тбилиси создано их землячество. При консульстве Болгарии в Грузии функционирует воскресная школа по изучению болгарского языка.

3 а к л ю ч е н и е

В 1990-х годах численность славян в стране (особенно русских) резко сократилась. Социально-экономические факторы и миграционная политика, реализуемая в последние годы властями Российской Федерации, приведут в недалеком будущем к еще большему уменьшению количества русских в Грузии. Если к тому же учесть, что основную часть русских в республике составляют пожилые люди, можно предположить, что при сохранении нынешних тенденций в ближайшие 20—30 лет русская община Грузии практически исчезнет. То же ожидается и в отношении остального славянского населения, которое представлено малочисленными общинами.

41 См.: Государственный департамент статистики Грузии.

42 См.: Болгарские женщины. В кн.: Женщины Грузии: полиэтнический и конфессиональный аспект. С. 26—29.

43 См.: Государственный департамент статистики Грузии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.