Н.Б. Ершова
(Российский государственный педагогический университе
им. А.И. Герцена)
Система противительных союзов в болгарском языке
Представлено описание системы противительных союзов болгарского языка в диахроническом и синхроническом аспектах. Прослеживается исторический процесс формирования системы противительных союзов и их статус в современном болгарском языке, предлагается системный анализ функционирования союзов и выражаемые ими типы противительных отношений в дамаскинах и в современных болгарских диалектах. Определяется корпус противительных союзов и применяется системная классификация типов противительных отношений в функциональных стилях речи современного болгарского языка.
А.И. Рего
(Закарпатский филиал Киевского славистического университета,
Ужгород)
Славянская письменность сквозь призму анализа «Азбуки угро-русского и церковно-славянского чтения» Августина Волошина
Одной из жемчужин культурного наследия славянского народа является «Азбука угро-руського и церковно-славянського чтетя» Августина Волошина.
Августин Волошин (1874-1945) - педагог, психолог, социолог, богослов, для которого процесс обучения был неотъемлемо связан с воспитанием. А. Волошин рассматривает воспитание как общую и постоянную категорию, не обходя те компоненты воспитательного процесса, которые играют важную роль в формировании черт характера ребенка. Главными составными этого комплексного процесса он видел физическое, моральное, трудовое, эстетическое и интеллектуальное воспитание.
«Азбука угро-руського и церковно-славянського чтетя» Августина Волошина 1 начинается с элементов подготовки руки ребенка к письму, а именно с выполнения точек, черточек, ломаных, волнистых и округленных линий. Рисунки, подающиеся после выполнения заданий, были тесно связаны с предметами пользования, элементами природы и народной символикой, и были хорошо знакомы детям. Аналогичная тематика прослеживается и при подборе слов для ознакомления детей с буквами. Кажется интересным задание на подбор нужной буквы. Детям
предложено продолжить чтение по примеру, подобрав букву по аналогии. Для усложнения задания, детям предлагалось продолжить чтение, подобрав различные буквы по примеру. Сначала это были только гласные. С помощью таких заданий дети закрепляли род, число и падеж слова. Потом, как усложнение, подбирались нужные согласные звуки и, соответственно, буквы, передающие их на письме, и слоги.
Красной нитью сквозь «Азбуку» А. Волошина проходит моральное воспитание подрастающего поколения. Небольшие рассказы, связанные сюжетом с пословицами и поговорками, побуждают детей задуматься над вечными ценностями: добра и зла, веры в Бога, скромностью и самохвальством, правдивостью и ложью, уважением к старшим т. п.
Второй раздел «Азбуки», озаглавленный «Написание и чтение заглавных букв», содержит примеры имен собственных и общих наименований, написание слов с заглавных и строчных букв. Интересно, что в первом разделе все слова были написаны исключительно со строчной буквы.
В третьем разделе «Церковнославянское чтение» детей знакомили с церковнославянским письмом и чтением, чтобы те могли читать молитвы
Четвертый раздел «Чтения» предназначался для тех школьников, которые уже умели хорошо читать. Им предлагались рассказы, стихи, молитвы на угрорусском и церковнославянском языке.
С помощью «Азбуки» А. Волошин стремился научить детей не только грамоте, но и открыть для них понимание прекрасного в жизни, природе, воспитать умение найти удивительный мир красоты в литературном произведении.
1 Волошинъ А.И. Азбука угро-руського и церковно-славянського чтешя. Унгваръ, 1919. 112 с.
С.С. Скорвид
(Российский государственный гуманитарный университет)
«Тот крест не имел кто снять» (Об одном случае развития конструкции nominativus cum infinitivo в западнославянских языках идиалектах)
Как известно, в отличие от восточнославянских языков-esse, другие славянские (в том числе западные) относятся к языкам-habere. С исторической точки зрения первый тип старше второго; так, древние па-