Научная статья на тему '«АЗБУКА УГРО-РУСЬКОГО И ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСЬКОГО ЧТЕНіЯ» АВГУСТИНА ВОЛОШИНА'

«АЗБУКА УГРО-РУСЬКОГО И ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСЬКОГО ЧТЕНіЯ» АВГУСТИНА ВОЛОШИНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗБУКА / АВГУСТИН ВОЛОШИН / ЧТЕНИЕ / БУКВЫ / ЗВУКИ / МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рего А. И.

The publication analyses Augustyn Voloshin’s «ABC-book of Ugric-Russian and Church Slavonic Readings» and characterises his method of how primary-school children could be familiarized with and trained in reading the texts transliterated with the use of the Ugric-Russian and Church Slavonic alphabet. It shows didactic opportunities of the ABC-book and ways of how it could be used in the teaching-process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Augustyn Voloshin’s « ABC-book of Ugric - Russian and Church Slavonic Readings »

The publication analyses Augustyn Voloshin’s «ABC-book of Ugric-Russian and Church Slavonic Readings» and characterises his method of how primary-school children could be familiarized with and trained in reading the texts transliterated with the use of the Ugric-Russian and Church Slavonic alphabet. It shows didactic opportunities of the ABC-book and ways of how it could be used in the teaching-process.

Текст научной работы на тему ««АЗБУКА УГРО-РУСЬКОГО И ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСЬКОГО ЧТЕНіЯ» АВГУСТИНА ВОЛОШИНА»

А.И. Рего

(Закарпатский институт последипломного педагогического образования, Ужгород, Украина)

«Азбука угро-руського и церковно-славянського чтеыя» Августина Волошина

Abstract:

A. Reho. Augustyn Voloshin's «ABC-book of Ugric-Russian and Church Slavonic Readings»

The publication analyses Augustyn Voloshin's «ABC-book of Ugric-Russian and Church Slavonic Readings» and characterises his method of how primary-school children could be familiarized with and trained in reading the texts transliterated with the use of the Ugric-Russian and Church Slavonic alphabet. It shows didactic opportunities of the ABC-book and ways of how it could be used in the teaching-process.

Ключевые слова: азбука, Августин Волошин, чтение, буквы, звуки, моральное воспитание, обучение.

Вторая мировая война, предшествовавшие и сопутствовавшие ей переделы территорий в Центральной и Восточной Европе оказали влияние на судьбы стран, народов, регионов, политиков, деятелей культуры. Решения Первого Венского арбитража 1938 г., ликвидировавшего Чехословакию как самостоятельное государство, стали причиной драматических событий на востоке страны. 15 марта 1939 г. в г. Хуст было провозглашено государство Карпатская Украина, не получившее официального признания и фактически просуществовавшее один день. Ее президентом был Августин Волошин (1874-1945) - педагог, психолог, социолог, богослов. Политический выбор этого незаурядного национального деятеля - попытка защитить независимость края путем признания протектората Третьего рейха - оказался трагической ошибкой. Однако в памяти потомков он останется, прежде всего, как просветитель, автор подлинной жемчужины культурного наследия славян - «Азбуки угро-руського и церковно-славянського чтенiя»1. (См. Приложение. Фотография 1.)

В последние десятилетия в научной литературе отстаивается мнение о приоритетном направлении современной педагогической теории и практики, а именно создании такой системы национального образования, которая была бы адекватной нуждам и

потребностям современного общества. Воспитание нового, высокообразованного поколения должно базироваться на глубоком понимании истоков своего народа. Отсюда - настоящее воспитание невозможно вне традиционной культуры того или иного этноса. Обо всем этом писал, размышлял А. Волошин.

Для него процесс обучения был неотъемлемо связан с вос -питанием. По его мнению, модель христианского воспитания нацеливает педагога на формирование таких черт, как благочестие и милосердие, которые проповедовал своим ученикам Иисус Христос, собственно как Богочеловек2 Ребенок, считал он, должен вынести из стен школы умение отличать красивое от уродливого, гадкого; правдивое - от фальшивого; способность радоваться, понимая красоту совершенной природы.

А. Волошин рассматривал воспитание как общую и постоянную категорию, не обходя вниманием те компоненты воспитательного процесса, которые играют важную роль в формировании черт характера ребенка. Главными составляющими этого комплексного процесса являются, по его мнению, физическое, моральное, трудовое, эстетическое и интеллектуальное воспитание. Ученики должны уметь сравнивать, проводить аналитико-синте-тические сопоставления, применять абстрагирование, использовать разные проявления логического мышления, руководствуясь при этом самостоятельными размышлениями, решениями.

Жизни и творчеству А. Волошина посвящен ряд диссертационных исследований и научных статей, в том числе научные публикации Т. Бернаржовой, Н. Вегеша, М. Гомоная, Н. Зимомри, М.Кляп, М. Кухты, В. Тарасюка, М. Токара, О. Физеши3. Далее в статье будет охарактеризована методика обучения в начальных школах Закарпатья в период Подкарпатской Руси на основании анализа учебника «Азбука угро-руського и церковно-славянського чтешя» А. Волошина.

«Азбука» начинается с элементов подготовки руки ребенка к письму, а именно с изображения точек, черточек, ломаных, волнистых и округленных линий. Рисунки, дающиеся после выполнения заданий, были тесно связаны с предметами пользования, элементами природы и народной символикой, дети их прекрасно знали и легко узнавали. Обучение в начальных школах, как видно из первых двух страниц «Азбуки» (См. Приложение. Фотографии 2 и 3)4, начиналось с ознакомления детей с работой взрослых

(жернова, стол, стулья, рубанок, серп, лопата, пила, лестница, перо и т.п.), с природой родного края (солнце, месяц, снежинки, листочки); с элементарной информацией о личной гигиене (расческа, щетка, кольцо). Не последнее место в учебной программе занимали церковная тематика (колокол, свечи, крест, церковь) и ознакомление с символами государства (знамя, герб, венгерская корона).

Аналогичная тематика отслеживается и при подборе слов для ознакомления детей с буквами. Например, с буквой «о» ребенка знакомили через слова «око» (глаз) и «коваль» (кузнец), с буквой «а» - через слова «ангел», «мать», букву «п» ассоциировали со словами «пила» и «поп» и т. п.5 Такой подбор слов кажется целесообразным, поскольку изучалась буква, отображающая первый звук в слове. На основании картинки дети воспроизводили звук, а дальше проводилось закрепление этой буквы в словах, где она находилась в первом или втором слоге. Например, буква «и» -первое слово «игла», второе - «пипа» (т.е. курительная трубка); буква «т» - первое слово «табла» (т.е. школьная доска), второе -«сито»6; буква «р» - первое слово «рак», второе «перо» и т.д.7. И в наше время тоже часто используют эту методику, как устно - в дидактической игре «Поймай звук», так и при письме.

Кажется интересным задание на подбор нужной буквы. Детям предложено продолжить чтение по примеру, подобрав букву по аналогии (буква, которую следовало угадать, заменялась звездочкой):

Пи-па на-ша пе-ро на-ше

Шо-па на-ш* си-то на-ш*

Ро-па на-ш* ре-ше-то на-ш*8

Для усложнения задания детям предлагалось продолжить чтение, подобрав различные буквы по примеру. Вначале это были только гласные:

На-ша ро-са-да на-ш* ро-ди-на

На-ше ста-до на-ш*ре-ше-то

Ед-на до-ра ед-н* пи-па

Ед-но пе-ро ед-н* си-то 9

С помощью таких заданий дети закрепляли род, число и падеж слова. Потом, как усложнение, подбирались нужные согласные звуки и, соответственно, буквы, передающие их на письме и слоги:

и-ду и-де-ме

не-су не....

пи-шу пи.....

те-ше

те....

10

Красной нитью сквозь «Азбуку» Волошина проходит идея морального воспитания подрастающего поколения. Небольшие рассказы, связанные сюжетом с пословицами и поговорками, побуждали детей задуматься над вечными ценностями: добро и зло, вера в Бога, скромность и самохвальство, правдивость и ложь, уважение к старшим т.п.

Удачно написанные рассказы учили детей умению охарактеризовать проблемную ситуацию и сделать нужный вывод о поведении героя. Имея в руках такой бесценный материал, квалифицированный учитель может использовать его не только для обучения ребенка чтению, но и, вместе с тем, воспитывать такие морально-этические качества, которые больше всего нужны человеку.

В первом рассказе «Иван и сиротка»11, который дети должны прочитать самостоятельно, речь идет о мальчике, получившем от дедушки в подарок три кроны (монетки). Мальчик пошел купить себе слив, но перед магазином увидел маленькую сиротку. «Отдам я ей одну крону и несколько слив», - подумал мальчик. Так и сделал. Придя домой, он рассказал дедушке о своем поступке и получил от него еще шесть крон. Этот рассказ подводит детей к выводу, что добро всегда вознаграждается добром, нужно помогать бедным, делиться с ближним. В заключение дети читают слова: «Кто сироту милуе, тотъ добру душу мае» («Кто любит сироту, у того добрая душа»)12. Прочитав такой рассказ, дети стремятся следовать этому примеру и тоже совершить какой-нибудь хороший поступок. На следующем уроке они совместно с учителем могут обсудить свои действия и совместно прийти к выводу: «Что такое добро?»

Категория добра не ограничивается только позитивным отношением к людям. «Кто скота не сануе, того никто не милуе» («Кто скота не жалеет, того никто не любит»), - говорится в заключительных строках в рассказе «Якобъ»13. Из этого рассказа дети узнают, что не только к людям нужно относиться бережно, с любовью, но и к животным.

Как свидетельствует анализ «Азбуки» А. Волошина, учебная программа в ХХ в. содержала религиозную тематику. Рассказы «Ангел», «Жид и дождь», «Священник и земледелец» и т.д. раскрывали в доступной для детского понимания форме вопрос

веры в Бога. Сам Волошин был убежден, что «без религии невозможно воспитание морального чувства» в ребенке, которого следует научить отличать правду от неправды, понимать добро и зло14.

В рассказах остро критиковались такие человеческие пороки, как бахвальство («Зеленый лист и корень»), лживость («Говори правду!»), жестокость («Не смейся над другим!»), лень («Петух и работники», «Винница») и т.д.15

В рассказе «Николайчик» в качестве примера для подражания описывалось желание учиться16.

Второй раздел «Азбуки» под названием «Написание и чтение заглавных букв» содержал примеры имен собственных и общих наименований, написание слов с заглавной и прописной букв. Что интересно, в первом разделе все слова были написаны исключительно со строчной буквы.

Следует отметить чрезвычайно красивую каллиграфию прописных букв, что в свою очередь способствовало эстетическому воспитанию школьников, развитию в них чувства прекрасного.

Во втором разделе рассказы тоже подобраны с учебно-воспитательной целью, но они уже сложнее и длиннее. Тематика учебы, школы, ученика, послушания занимает в них существенное место: «Начало школярства», «Прилежный ученик», «Послушание»17.

Для того, чтобы дети умели читать молитвы, в третьем разделе «Церковно-славянское чтение» их знакомили с церковнославянским письмом и чтением. Учеба проводилась по принципу последовательного ознакомления с церковнославянскими буквами:

- которые пишутся так же, как и угро-русские,

- написание которых схоже с угро-русскими,

- которые отличаются от угро-русских,

- которые отсутствуют в угро-русской азбуке.

Четвертый раздел «Чтение» был рассчитан на тех школьников, уже умевших хорошо читать. Здесь им предлагались рассказы, стихи, молитвы на угро-русском и церковнославянском языках. Тут же формулировались задания для закрепления знаний о природе: домашние и дикие птицы и животные, живая и неживая природа, времена года. Дети знакомились с окружающим миром: профессия родителей (продавец, военный, ткач, врач, косарь и т.д.); элементарные математические понятия (цвет, форма, величина, мера, количество, время); родина (родной край, село, город, наша Земля и т.д.).

Зная о вредном влиянии спиртных напитков на здоровье человека, в рассказах «От палинки умер» и «Пьянство» автор призывал к здоровому образу жизни18.

В заключение упражнений для чтения приводился рассказ «Я - человек», в котором описывалась жизнь человека от рождения до смерти, показывалось, что все периоды в жизни человека

19

прекрасны19.

Итак, с помощью «Азбуки» Августин Волошин стремился не только научить детей грамоте, но и открыть для них понимание прекрасного в жизни и природе, воспитать в них умение находить красоту в литературном произведении.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Волошин А.

Азбука угро-руського и церковно-славянського чтенш

1% <ас1т..Г01.73П911. «а

¿.ЗВУКА

УГРО-РУСЬКОГО И ЦЕРКОВНО СЛАВЯНСКОГО ЧТЕНШ.

АВГУСТИН'Ь И. ВОЛОШЙН'Ь.

;. ЧЕТВЕРТОК ИЗДАНИЕ.

г щ

-1'

ЬЫЦвНОГО ТОВ4РИСГВА -У ..

-~Г'ТТ"Г ;

Ш 1==1 ¿7 \ЛЛЛЛ/

т х ххх /2^

ХГЛг<\

Фотография 1. Титульная страница

Фотография 2. Стр. 3.

Ч

/< V } О О

ООО А. СО

/тР? <<? 0т

Фотография 2. Стр. 4

Примечания

1Волошин А.И. Азбука угро-руського и церковно-славянського чтешя. Унгваръ, 1919. 2Зимомря М., Гомонай В., Вегеш М. Августин Волошин. Ужгород, 1995.

3

Бернаржова Т. Августин Волошин - державний дiяч. Львiв, 1995; Вегеш М.М, Кляп М.1., Тарасюк В.Ю., Токар М.Ю. Августин Волошин: життя i помисли президента Карпатсько! Укра1ни. Ужгород, 2009; Кляп М.1. Педагопчна та осв^ньо-культурна дiяльнiсть Августина Волошина в мiжвоeнний перюд (1919-1939). Ужгород, 2001; Кухта М.1. Роль педагопчно! преси Закарпаття (20-30-тi рр. ХХ ст.) у формуванш виховного нацiонального щеалу. Ужгород, 1997; Фiзешi О.Й. Освггш здобутки системи початково! освiти Закарпаття в чехословацький перюд (1919-1938 рр.) // Вкник ЛНУ iменi Тараса Шевченка. 2011. № 20. Ч. IV. С. 69-78. 4Волошин А.И. Азбука. С. 3-4. 5Там же. С. 6-7. 6Там же. С. 8. 7Там же. С. 10. 8Там же. С. 12. 9Там же. С. 13.

10 Там же. С. 16.

11 Там же. С. 24.

12

Там же.

13 Там же. С. 30.

14 Зимомря М., Гомонай В., Вегеш М. Августин Волошин. С. 86.

15 Волошин А.И. Азбука.

16 Там же. С. 36.

17

Там же.

18 Там же. С. 4-105.

19 Там же. С. 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.