Научная статья на тему '«СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ, И НА ЗЕМЛИ МИР»: ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ В ОККУПИРОВАННОМ ПСКОВЕ (1941-1944)'

«СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ, И НА ЗЕМЛИ МИР»: ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ В ОККУПИРОВАННОМ ПСКОВЕ (1941-1944) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ / ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ПСКОВ / ОККУПИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / М. Ф. ГРИВСКИЙ / МАЛОЕ СЛАВОСЛОВИЕ / ХОРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герасимова Ирина Валерьевна

Статья посвящена организации церковного пения в оккупированном Пскове в 1941-1944 гг. Возрождение церковного пения было связано с восстановлением богослужения в церквях, закрытых в довоенный период, в том числе в Свято-Троицком соборе, в котором был открыт антирелигиозный музей. В работе были использованы документальные и нарративные источники, в числе которых изданные воспоминания членов Псковской православной миссии, рукопись свящ.Василия Лирина «Церковная летопись» храма Владимирской иконы Божьей Матери деревни Лисьё Печерского района (1927-1945), устные свидетельства псковичей, оккупационная пресса: газета «За Родину» (Дно, Псков), журнал «Православный христианин» и другие издания и брошюры изучаемого времени, а также ноты церковных произведений. Возрождение церковной жизни Пскова и открытие церквей повлекло за собой создание церковных хоров, ансамблей и активизацию не только богослужебной, но и концертной деятельности. Реконструируется состав хора Варлаамовской церкви по воспоминаниям Л. И. Манухиной и порядок совершения богослужения старообрядцами-беспоповцами по свидетельству Л. К. Рожковой. Центральной фигурой церковно-музыкального движения становится священник, композитор и регент М.Ф.Гривский, приехавший в Псков из Риги. Под его руководством действовал объединенный хор псковских церковных певчих. Сводный хор принимал участие в праздничных богослужениях, духовных концертах и радиопередачах. Имеющиеся источники содержат репертуар, исполнявшийся на концертах и состоявший из произведений композиторов церковной музыки, работавших до революции. В приложении к статье публикуется «Малое славословие» Гривского. В статье это произведение, найденное среди нот библиотеки Псково-Печерского монастыря, датируется и ставится в исторический контекст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“GLORY TO GOD IN THE HIGHEST, AND ON EARTH PEACE”: CHURCH SINGING IN OCCUPIED PSKOV (1941-1944)

The article reconstructs the organization of church singing in occupied Pskov in 1941-1944, associated with the restoration of worship in churches closed in the pre-war period, headed by the Holy Trinity Cathedral - a former anti-religious museum. Documentary and narrative sources were involved in the work, including published memoirs of members of the Pskov Orthodox Mission, the manuscript of the priest Vasily Lirin “Church Chronicle” of the Church of the Vladimir Icon of the Mother of God of the village of Lisye, Pechersk district (1927-1945), oral testimonies of Pskov residents, the occupation press - the newspaper “Za Rodinu” (Dno, Pskov), the magazine “Orthodox Christian” and other publications of the time being studied, as well as notes of church works. Revival of church life in Pskov and the opening of churches led to the creation of church choirs, ensembles and the activation of not only liturgical, but also concert activities. The structure of the choir of the Varlaam church is reconstructed according to the memoirs of L. I. Manukhina and the administration of worship by Bezpopovtsy according to the stories of L. K. Rozhkova. The central figure of this movement was the priest, composer and regent M. F. Grivsky, who came from Riga to Pskov, under whose leadership the united choir of Pskov church singers operated. The consolidated choir took part in festive divine services and important events, spiritual concerts and radio broadcasts. The available sources contain a repertoire of works performed at concerts, consisting of works by pre-revolutionary figures of church music. The article puts in the historical context and analyzes the Small Doxology of Grivsky found among the notes of the library of the Pskov-Pechory Monastery with the date of publication, and probably the creation of 1943. This work is published in the appendix to the article.

Текст научной работы на тему ««СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ, И НА ЗЕМЛИ МИР»: ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ В ОККУПИРОВАННОМ ПСКОВЕ (1941-1944)»

Научная статья УДК 246.8, 783.6

DOI: 10.25803/26587599_2022_44_188

И. В. Герасимова

«Слава в вышних Богу, и на земли мир»: церковное пение в оккупированном Пскове (1941-1944)

Герасимова Ирина Валерьевна, канд. искусствоведения, канд. ист. наук, Псковский государственный университет, Псков, Россия, bazylek@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4740-4750

аннотация: Статья посвящена организации церковного пения в оккупированном Пскове в 1941-1944 гг. Возрождение церковного пения было связано с восстановлением богослужения в церквях, закрытых в довоенный период, в том числе в Свято-Троицком соборе, в котором был открыт антирелигиозный музей. В работе были использованы документальные и нарративные источники, в числе которых изданные воспоминания членов Псковской православной миссии, рукопись свящ. Василия Лирина «Церковная летопись» храма Владимирской иконы Божьей Матери деревни Лисьё Печерского района (1927-1945), устные свидетельства псковичей, оккупационная пресса: газета «За Родину» (Дно, Псков), журнал «Православный христианин» и другие издания и брошюры изучаемого времени, а также ноты церковных произведений. Возрождение церковной жизни Пскова и открытие церквей повлекло за собой создание церковных хоров, ансамблей и активизацию не только богослужебной, но и концертной деятельности. Реконструируется состав хора Варлаамовской церкви по воспоминаниям Л. И. Манухиной и порядок совершения богослужения старообрядцами-беспоповцами по свидетельству Л. К. Рожковой. Центральной фигурой церковно-музыкального движения становится священник, композитор и регент М. Ф. Гривский, приехавший в Псков из Риги. Под его руководством действовал объединенный хор псковских церковных певчих. Сводный хор принимал участие в праздничных богослужениях, духовных концертах

© Герасимова И. В., 2022

и радиопередачах. Имеющиеся источники содержат репертуар, исполнявшийся на концертах и состоявший из произведений композиторов церковной музыки, работавших до революции. В приложении к статье публикуется «Малое славословие» Гривского. В статье это произведение, найденное среди нот библиотеки Псково-Печерского монастыря, датируется и ставится в исторический контекст.

ключевые слова: церковная история, церковное пение, Вторая мировая война, Псков, оккупированные территории, М. Ф. Гривский, Малое славословие, хоровые произведения

для цитирования: Герасимова И. В. «Слава в вышних Богу, и на земли мир»: церковное пение в оккупированном Пскове (1941-1944) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. Вып. 44. С. 188-222. DOI: 10.25803/26587599_2022_44_188.

благодарности: Статья написана при поддержке РФФИ, конкурс «Теология в междисциплинарных исследованиях», проект № 21-011-44230 «Роль церкви в жизни населения на оккупированной территории Псковского края (1941-1944)».

I. V. Gerasimova

"Glory to God in the highest, and on earth peace": church singing in occupied Pskov (1941-1944)

Gerasimova Irina Valerievna, Cand. Sci (History), Cand. Sci (Art History), Pskov State University, Pskov, Russia, bazylek@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4740-4750

abstract: The article reconstructs the organization of church singing in occupied Pskov in 1941-1944, associated with the restoration of worship in churches closed in the pre-war period, headed by the Holy Trinity Cathedral — a former anti-religious museum. Documentary and narrative sources were involved in the work, including published memoirs of members of the Pskov Orthodox Mission, the manuscript of the priest Vasily Lirin "Church Chronicle" of the Church of the Vladimir Icon of the Mother of God of the village of Lisye, Pechersk district (1927-1945), oral testimonies of Pskov residents, the occupation press — the newspaper "Za Rodinu" (Dno, Pskov), the magazine "Orthodox Christian" and other publications of the time being studied, as well as notes of church works. Revival of church life in Pskov and the opening of churches led to the creation of church choirs, ensembles and the activation of not only liturgical, but also concert

activities. The structure of the choir of the Varlaam church is reconstructed according to the memoirs of L. I. Manukhina and the administration of worship by Bezpopovtsy according to the stories of L. K. Rozhkova. The central figure of this movement was the priest, composer and regent M. F. Grivsky, who came from Riga to Pskov, under whose leadership the united choir of Pskov church singers operated. The consolidated choir took part in festive divine services and important events, spiritual concerts and radio broadcasts. The available sources contain a repertoire of works performed at concerts, consisting of works by pre-revolutionary figures of church music. The article puts in the historical context and analyzes the Small Doxology of Grivsky found among the notes of the library of the Pskov-Pechory Monastery with the date of publication, and probably the creation of 1943. This work is published in the appendix to the article.

keywords: church singing, Pskov, occupied territories, M. F. Grivsky, Small Doxology, choral works, the Second World War

for citation: Gerasimova I. V. " 'Glory to God in the highest, and on earth Peace': church singing in occupied Pskov (1941-1944)". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, 2022, iss. 44, pp. 188-222. DOI: 10.25803/26587599_2022_44_188.

acknowledgements: The article was written with the support of the RFFS, the "Theology in Interdisciplinary Research" competition, project N. 21-011-44230 "The role of the Church in the life of the population in the occupied territory of the Pskov Region (1941-1944)".

Введение

В библиотеке хора Псково-Печерского монастыря среди старых нот находятся шесть экземпляров двух небольших печатных листков Малого славословия, написанного во время Великой Отечественной войны русским церковным композитором Михаилом Федоровичем Гривским (1878-1945). На первой странице нотного текста имеется дата издания, а возможно, и создания этого сочинения — 1943 г. Находка стала отправной точкой для изучения свидетельств о церковном пении в оккупированном Пскове — месте, где в это время служил и работал композитор и священник Михаил Гривский. Оккупация Пскова немецкими войсками продлилась с 9 июля 1941 г. по 22 июля 1944 г. Цель настоящей статьи — воссоздать картину богослужения в оккупированном Пскове, опираясь на дошедшие до нас разрозненные факты

и воспоминания очевидцев. В приложении к статье опубликованы ноты найденного произведения.

Церковное богослужение во время немецкой оккупации 19411944 гг. — тема, остававшаяся закрытой для исследователей на протяжении многих десятилетий. В советское время изучение церковной практики, тем более в такой сакральный для массового сознания период, как Великая Отечественная война, находилось под запретом. Однако церковное пение стало тем неприметным, на первый взгляд, аспектом внутренней жизни русского народа, благодаря которому он мог преодолеть все выпавшие на его долю тяготы и лишения.

В последние десятилетия стали доступны воспоминания и публикации о жизни священников — участников Псковской православной миссии — и их паствы [Бенигсен; Ионов; Полча-нинов 2002]. В этих текстах можно обнаружить подробности, касающиеся жизни в оккупированном Пскове, в том числе о церковном пении как о важной части богослужения. В синодике Псковской миссии можно найти имена священников, дьяконов и псаломщиков, служивших в псковских храмах во время войны [Попов, Шкаровский 2002а; Попов, Шкаровский 2002б]. Вехой в изучении этого религиозного движения стала работа К. П. Обозного «Псковская православная миссия», в которой уделено внимание богослужебной деятельности и возрождению приходской жизни на оккупированных территориях Псковской, Новгородской, Ленинградской областей, где действовали члены православной миссии [Обозный 2008]. Музыкальную жизнь в Смоленской, Минской и Псковской областях во время нацистской оккупации описала С. Г. Зверева. В своей небольшой статье она привела также несколько фактов о псковских церковных хорах [Зверева 2014]. В то же время церковное пение в оккупированном Пскове пока еще не становилось предметом специального рассмотрения.

Открытие псковского Свято-Троицкого собора

Возрождение богослужения Русской православной церкви в Пскове началось в августе 1941 г. Первую литургию в Свято-Троицком соборе, в котором после революции был размещен атеистический музей, провел о. Сергий Ефимов (1878-1967). До апреля 1942 г. он служил настоятелем собора, а затем за несанкционированные проповеди был отправлен немецкими властями

-i'!™ ' / W

Ж» t» 3-

gWsp* ляов««'^-' -/»р, ¿.ДМ«*

Vй í

^ i

/г ít?¿?

;

Рис. 1. Отрывок из «Церковной летописи» дер. Лисье Печорского р-на. Л. 146.

из Пскова в Латвию [Начис; Обозный 2002, 46; Обозный 2008, 433-434]. О начале своего псковского служения он вспоминал:

Наступило воскресенье 17-го августа. Солнце ярко светит на небе, но еще ярче светится солнце веры в сердцах, собравшихся на первое богослужение в наскоро очищенный от кощунственных антирелигиозных плакатов Троицкий собор. Совершается Божественная Литургия. Чудно поет организованный хор [Ефимов, 6].

После литургии был совершен крестный ход по улицам Пскова с пением пасхальных песнопений:

Слыхал ли когда-нибудь Псков, чтобы среди лета пелись пасхальные песнопения? А в этот крестный ход не могли участники его в меру насладиться этими песнопениями [Ефимов, 6].

На праздник Преображения Господня, 19 августа, четырнадцать человек в рамках Псковской православной миссии прибыли в Псков и отслужили Божественную литургию в псковском Свято-Троицком кафедральном соборе [Обозный 2008, 147-148]. Один из священников миссии о. Алексей Ионов, описывая литургию

в праздник Преображения, вспоминал о том, что храм «весь был залит солнечным светом» [Ионов, 229].

В «Церковной летописи» дер. Лисье Печорского района регент храма во имя Владимирской иконы Божьей Матери Василий Ли-рин написал заметку о малом освящении псковского Свято-Троицкого собора. Приведем ее полностью:

Известно, что Троицкий собор в городе Пскове освящал Михаил Гривский, и пели певчие из г. Печор с Вехновским во главе. Все стекла в соборе пораз-биты, служба шла при сильном сквозняке и дожде, и дождь попадал в собор так, что очень трудно было служить при подобных обстоятельствах. Псковичи забыли богослужение. Молодежь никогда не слыхала Божьих песнопений. Собор битком был наполнен богомольцами. Слезы ручьем лились из глаз и молит<в>ы стоном возносились к Престолу Бога Жизнодавца [Лирин, 146].

В двух приведенных заметках описание погоды прямо противоположно. Можно предположить, что малое освящение собора совершилось ранее 17 августа. Высказанное предположение соотносится с воспоминанием художника Матвея Шведенко-ва, впрочем, подвергнутым критике членом Псковской православной миссии Р. В. Полчаниновым, о том, что еще до прибытия миссии «местный священник» совершал в Свято-Троицком соборе богослужение за накрытым белой скатертью столом у царских врат, в присутствии немецких и польских солдат [Пол-чанинов 2004, 10]. Если этим священником был М. Ф. Гривский, то пока остается неясным, каким образом он мог приехать в Псков ранее других. В августе 1941 г. русско-эстонская и русско-латвийская границы были закрыты, списки членов Псковской православной миссии для пропуска через границу согласовывались экзархом с немецкой властью, что исключало внезапный приезд того или иного священника на оккупированную немецкими войсками территорию Псковского края [Обозный 2008, 120]. Поэтому сообщение В. Лирина о проведении М. Ф. Грив-ским малого освящения Свято-Троицкого собора в Пскове 17 августа нуждается в дополнительном документальном подтверждении. Косвенные же свидетельства о нахождении композитора в Пскове и начале его работы как регента псковского объединенного хора церквей в августе 1941 г. не вызывают сомнений (см. об этом ниже).

Рис. 2. М. Ф. Гривский (1911).

Регенты и певчие псковских храмов

Михаил Федорович Гривский (1878-1945) — заметная фигура в музыкальной жизни Псковского края первой половины XX в. Земляки считали этого регента и композитора одним из авторитетнейших церковных музыкантов своего времени. До революции он служил в Пскове регентом, учителем пения в духовной семинарии, а также на других должностях, связанных с церковным пением; в 1913 г. стал священником псковского Вознесенского храма; с 1919 г. и до оккупации Пскова он проживал в Печорах, затем в Риге, где служил как священник, регент, композитор, учитель пения и организатор церковно-певческих мероприятий [Левин, 446-447]. Чествованием его 60-летнего юбилея открылся Второй русский певческий праздник, организованный в 1939 г. в городе Печоры [Гривский Е.М., 761].

В Православной энциклопедии биография Гривского изложена только до 1939 г.; последние шесть лет жизни композитора в статье оказались не освещены. Лакуна, связанная с композиторской и регентской деятельностью музыканта во время немецкой оккупации, может быть восполнена рядом сведений, разбросанных по источникам и литературе. В 1941-1944 гг.

Гривский работал в Псковской православной миссии: служил сначала священником в Никольской церкви в Любятово, затем, в 1943-1944 гг. — вторым священником и регентом в Алексеевской церкви, с 17 января 1944 г. служил в церкви св. Михаила Архангела [Попов, Шкаровский 2002б, 29]. Также он дирижировал объединенным хором псковских церквей [Духовный концерт. № 410, 3]. Старый псковский регент Николай Петрович Попов (1948-2021), происходивший из потомственной семьи церковных музыкантов, вспоминал, что Гривский постоянно жил в Риге, а в Псков приезжал на служение [Стрекаловский]. Однако этой информации противоречит тот факт, что М. Ф. Гривский, помимо обязанностей священника и регента, преподавал в первой псковской музыкальной школе теорию музыки, что подразумевало его постоянное пребывание в городе [Год плодотворной, 3]. С 1 июня 1943 г. в школе открылся набор в класс хорового пения для взрослых под руководством того же Гривского [В музыкальной, 3]. Кроме того, регент преподавал церковное пение на курсах учителей [Попов, Шкаровский 2002б, 29]. Скончался композитор в Рижском госпитале, после отъезда из Пскова в апреле 1945 г. [Гривский Е. М., 761].

Неоднократно бывал в Пскове один из пяти сыновей Гривского — музыкант, певец, хоровой дирижер и композитор Лев Михайлович Гривский (1909-1945), выпускник Латвийской консерватории [Михайлец]. Еще в 1930 г. он основал вокальный квартет, который как исполнял светские концерты, так и пел по приглашению церковные службы в православных храмах. В состав квартета в 1941-1944 гг. входили: 1-й тенор — Владимир Неплюев, 2-й тенор—Лев Гривский, баритон — Иван Гайшевский/Гайжевский и бас-профундо — Игнатий Разуваев. Как следует из газетных заметок 1943 г., участники вокального квартета часто концертировали по Псковской и Ленинградской областям, а также ездили на гастроли в Литву [Гастроли, 3; Концерт, 5; Концерт квартета, 3; Квартет Гривского. № 359; Квартет Гривского. № 385, 3; Русские в Литве, 4; Благотворительные, 3; Благотворительный концерт, 7]. Можно с большой долей вероятности предположить, что квартет пел службы в одном из православных храмов Пскова. Священник Георгий Тайлов вспоминал, что приехавшие к ним с концертом в Пушкинские горы «члены квартета Гривского удивлялись посещаемостью советскими людьми богослужений». Это говорит об их участии в литургической жизни Псковского края [Тайлов, 250].

Рис. 3. Квартет Гривского (фото 1939 г.).

Упомянутый в «Церковной летописи» регент Николай Александрович Вехновский (1895-1972) учился в Псковской семинарии у М. Ф. Гривского еще до революции, руководил семинарским хором, сочинял церковные произведения. По настоянию и письменной рекомендации учителя летом 1917 г. он поехал поступать в Петроградскую народную консерваторию, но учиться не смог из-за участившихся беспорядков в городе и вернулся в Псков [Максимовская, 162-163]. В 1921 г. Вехновский заступил на должность регента любительского смешанного хора в Пско-во-Печерском монастыре [Максимовская, 164 ], а также организовал мужской квартет для сопровождения архиерея в поездках [Васильева, Максимовская, 76]. Это стало его бессменным делом на всю последующую жизнь. Дочь регента писала в воспоминаниях о своем отце, что во время немецкой оккупации музыкант с хором, помимо своей регентской деятельности, давал благотворительные концерты, деньги от которых шли на поддержку детей, находившихся в немецких концлагерях [Максимовская, 162]. Отметим, что, помимо хоров, руководимых Н. А. Вехнов-ским, в монастыре, в том числе во время войны, пел братский хор иноков, в котором преобладали басовые голоса [Старинный русский, 4].

Православные церкви в Пскове ремонтировались и открывались постепенно: в 1942 г. действовало 5 церквей [Жунда], в начале 1943 г. их было уже шесть [Богослужение], а к декабрю 1943 г. в Пскове совершались богослужения в восьми церквах: в кафедральном Свято-Троицком соборе, в Михайло-Архангельской церкви, в Дмитриевской, в Алексеевской, Варлаамовской, Казанской, Бутырской и время от времени в Иоанно-Богословской церкви [Обозный 2008, 152]. Служение клириков вознаграждалось за счет средств, собранных приходом. Как пояснял в ноябре 1942 г. глава Псковской православной миссии прот. Кирилл Зайц в донесении о финансовом положении своей организации, «из приходской кассы оплачиваются староста, его помощник, регент, певчие и церковнослужители» [Русская православная, 621].

В Свято-Троицком соборе служба проходила каждый день — утром и вечером [Попов, 5; Русская православная, 623]. Воскресная служба в соборе, как и в других храмах, начиналась в десять утра [В воскресный, 3]. В соборе неоднократно сменялись священники. О хоре и дирижере пока никаких сведений не обнаружилось, но известны имена псаломщиков, которые в то время совмещали должности чтеца, уставщика и певца [Гривский 2022, 840-844]. Иоанн Спиридонов и Иоанн Преображенский в 1941-1943 гг. прошли путь от псаломщиков, дьяконов до священников собора [Попов, Шка-ровский 2002б, 30, 33]. Псаломщиками служили Леонид Начис (1920-2008), будущий архим. Кирилл, Валентин Хмелев и Николай Синицкий [Попов, Шкаровский 2002б, 17, 38-39]. Псаломщик Синицкий руководил детским церковным хором собора [Зверева 2014, 263]. По воскресеньям после литургии могли проходить венчания с участием церковного хора. Одно из венчаний в соборе было подробно описано в газетной заметке. Молодые становились у аналоя на полотенце; во время пения «Исайя, ликуй» венцы над брачующимися, обходящими трижды аналой, держал священник, а не свидетели, как в современном таинстве [Свадьба, 3].

В церкви Варлаама Хутынского служба совершалась два-три раза в неделю [Русская православная, 623]. Священниками были с середины декабря 1941 г. о. Константин Шаховской [Попов, Шкаровский 2002б, 150], а затем, с августа 1943 г. по январь 1944 г., о. Алексей Ионов (1907-1977) [Попов, Шкаровский 2002б, 47]. В оккупационной прессе хор церкви был упомянут однажды — по случаю торжественного обновления зимнего предела Варлаамов-ской церкви, в связи с чем состоялось всенощное бдение и «крестный ход со свечами» при участии многих псковских священников

и храмового хора [Обновление, 3]. Настоятель о. Алексей в проповеди сравнил «обновление храма с обновлением человеческой души» [Обновление, 3].

Регентом в этом храме, по-видимому, служила матушка Ариадна (в миру Наталья Федоровна Лобахина) — монахиня действовавшего до революции женского Иоанно-Предтеченского монастыря, расположенного на завеличенском берегу реки Великой напротив Псковского Кремля. Н. П. Попов в беседе сообщал, что после закрытия Иоанновского монастыря в 1923 г. его насельни-цы помогали в псковских храмах, в частности, хор иоанновских сестер пел в Алексеевской церкви до войны [Стрекаловский]. Эта информация, однако, несколько противоречит опубликованному рассказу монахини Иоанновского монастыря Агриппины, согласно которому около двухсот сестер, проживавших в монастыре, в 1929 г. вместе с духовником о. Александром арестовали чекисты и после пыток приговорили к пожизненному заключению в сибирских лагерях. Большинство сестер умерло там от болезней и тяжелых условий, а выжившие вернулись на Псковскую землю только в 1968 г. [Неизвестная страница]. Со слов монахини Агриппины, в Пскове осталась только одна бывшая насельница Иоанновского монастыря, чудом избежавшая ареста, которая сумела устроиться на работу звонарем в Свято-Троицкий собор [Неизвестная страница, 192-193]. Можно предположить, что некоторые монахини после закрытия монастыря в 1923 г. не проживали в монастырском корпусе, что позволило им избежать ареста и продолжать свое служение в Пскове.

Воспоминаниями о матушке Ариадне поделилась ее двоюродная внучка Людмила Ивановна Манухина (1935 г. р.) [Владимир-цева]. Л. И. Манухина сообщила, что Варлаамовский храм был открыт до войны и после войны: она часто с мамой туда ходила, поскольку он был недалеко от ее дома. Это воспоминание вступает в некоторое противоречие с официальными документами, согласно которым на территории Пскова в 1937 г. была открыта одна церковь, а к 1939-1940 гг. в городе не осталось ни одной открытой церкви [Васильева, 321-322]. Таким образом, церковь закрывалась на несколько лет, а затем вновь открылась во время войны.

Согласно воспоминаниям Л. И. Манухиной, матушка Ариадна была маленького роста, жила в зимнем домике при Варлаамов-ской церкви и руководила небольшим хором, который состоял из нескольких женщин и двух-трех мужчин. Монахиня Ариадна пела «как соловей» — чистым и звонким голосом, а хор звучал

так, что мама рассказчицы всегда слушала на службах и плакала. С матушкой Ариадной служила ее подруга монахиня Парфения, у которой был низкий альтовый голос. В оккупационной прессе удалось обнаружить заметку о хористке церковного хора Варлаа-мовской церкви Евгении Силиной — учащейся первой псковской музыкальной школы, обладавшей мощным контральто [Молодые, 3]. Певший басом в хоре Василий Буравцов, сосед Манухиной в пригородном псковском поселке Овсищи, во время войны стал старостой, выбранным оккупационной властью для надзора за посельчанами. Мама Людмилы Ивановны очень боялась, что он расскажет немцам о ее муже Иване, примкнувшем к партизанам. Монахиня Ариадна была очень начитанным и образованным человеком; она переписывалась со многими учеными и высшим духовенством своего времени, но ее архив — фотографии, переписку, ноты, книги и личные вещи — в начале 1990-х гг. внучка передала в Снетогорский монастырь г. Пскова, где его пока найти не удалось.

Помимо православного богослужения в Пскове, в военные годы в храме Василия на Горке совершались службы старообрядцами-беспоповцами. Служил в церкви мирянин-наставник, пели службу в основном всем приходом, однако был и небольшой хор. Члену Псковской православной миссии Р. В. Полчанинову позволяли приходить на богослужения и петь вместе с прихожанами древние церковные песнопения, о чем он написал в своих воспоминаниях [Полчанинов 2009, 119-121]. Эти сведения подтверждает и Людмила Кузьминична Рожкова (1939 г. р.) из семьи псковских староверов [Тулимонас]. Она рассказывала, что у них в частном доме на ул. Крестьянской (ныне Льва Толстого), находившемся в конце бывшего завода «Выдвиженец», был большой иконостас и собрание старообрядческих церковных рукописей. В годы войны их семья посещала храм Василия на Горке, но больше молились дома. Она вспомнила, что священник в Пскове, приверженец старой веры, учил, «что советская власть от Бога, а немцам здесь делать нечего. В результате он был заживо сожжен. Имя его, к сожалению, не помню» [Тулимонас].

Возрождение церковного пения в Пскове

Возрождение церковного пения рассматривалось членами Псковской православной миссии как одна из первостепенных задач общего восстановления церковной жизни. В газетной заметке

«Организуйте хоровое пение» миссионеры призывали русских людей собираться для совместного пения и молитвы, инициируя создание хоров народного и церковного пения в псковских городах и селах [Организуйте, 3].

Певчие псковских храмов, помимо своего служения на приходах, составляли основу светского хора И. В. Корнилова — ленинградского оперного баритона, работавшего во время войны солистом «концертной бригады» в Малом псковском театре [Хор, 3]. Хор был создан в июне 1942 г. и давал светские и духовные концерты, а также участвовал в радиопередачах. При хоре были созданы три квартета — мужской, женский и смешанный. Последнее упоминание в местной прессе о выступлении хора было в феврале 1943 г., далее о его деятельности нет никаких свидетельств [Хор, 3].

С февраля 1943 г. глава Псковской православной миссии прот. Кирилл Зайц стал регулярно организовывать беседы-концерты в храмах при участии местных хоров для популяризации церковного пения. Первую встречу он провел на одном из Талаб-ских островов — Верхнем, где объяснял прихожанам «Символ веры». В перерывах между пояснениями местный хор исполнил различные песнопения: «Отче наш», «Верую», «На реках Вавилонских», «гимн Святому Николаю Чудотворцу», «Святый Боже» и две молитвы, посвященные Богоматери [Зайц; Обозный 2008, 199].

В качестве одной из мер по популяризации и углублению знаний в области церковного пения Псковской православной миссией в церковном календаре за 1943 г. был напечатан текст Божественной литургии, который, как вспоминал учитель школы при Варлаамов-ской церкви, он разучивал на уроках с детьми разных возрастов [Полчанинов 2009, 106, 114]. В этом же году для нужд школьного образования в той же рижской типографии, где выпускались церковные календари, был издан второй том учебного пособия М. Ф. Гривского «Школьный хор. Музыкальная хрестоматия из русских народных песен»; первый том был издан на средства автора в 1928 г. [Гривский Е. М., 761]. Церковный календарь за 1944 г. включал статью редактора журнала «Православный христианин» Николая Никаноровича Трубецкого (1907-1978) «Православное церковное пение в своем историческом развитии» [Трубецкой].

В Пскове возродились дореволюционные традиции общегородских крестных ходов на значимые церковные праздники, неизменными участниками которых были хоры. Сохранилось описание праздника Крещения Господня в 1943 г., начавшегося на соборной площади, к которой подошли крестные ходы от Варлаамовской

и Димитровской церквей. Собор не вместил и половины молящихся, оставшиеся на дворе люди ждали торжественного выхода на во-досвятье [Крещенское водосвятье, 3]. Купель в форме креста была устроена под Власьевским спуском [Крещенское водосвятье, 3].

В большие церковные праздники псковские хоры соединялись в один коллектив под руководством М. Ф. Гривского. Объединенный хор был организован вскоре по прибытии Псковской православной миссии в город — не позднее августа 1941 г. В секретном информационном бюллетене оккупационной власти «О положении церкви в областях южнее Ленинграда», отправленном в Берлин 21 сентября 1941 г., сообщалось, что в Пскове миссионерским управлением основан объединенный хор церквей: «Он дает концерты в церквах в благотворительных целях» [Русская православная, 597]. Доходы от этих концертов за первый неполный месяц деятельности хора помогли частично покрыть расходы Православной миссии на благотворительность [Русская православная, 602].

Сохранились сведения об участии объединенного хора в архиерейской литургии, возглавляемой экзархом Московского патриарха митр. Сергием (Вознесенским). Служба проходила 12 декабря 1942 г. в Свято-Троицком соборе [Зверева, Наумов, 891; Обозный 2016, 53]. При освящении вновь открытого Казанского храма, в безбожные десятилетия использовавшегося как кинотеатр, 3 ноября 1943 г. было совершено Всенощное бдение с пением объединенного хора, а на следующее утро — Божественная литургия [Жизнь православной]. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября (по григорианскому календарю) 1943 г., Миссия организовала городской крестный ход от Свято-Троицкого собора, куда пришли крестные ходы из Варлаамовской, Димитри-евской, Казанской, Любятовской и Алексеевской церквей. Впереди верующие несли чудотворные иконы и мощи святого князя Всеволода-Гавриила, затем следовал сборный хор церковных певчих, сопровождавших шествие пением церковных песнопений: «Такого скопления народа Псков не видал уже многие годы, и это наглядно еще раз доказало глубокую веру и религиозность русского человека» [О крестном ходе]. Сводный хор пел ирмосы, очевидно, из канона Введению или общих ирмосов канона богородичных праздников «Отверзу уста моя» [Крестный ход]. Шествие с хоругвиями и иконами прошло через весь город, и верующие, по древнему обычаю, проходили под иконами [Крестный ход].

Регулярно давались благотворительные концерты объединенного хора псковских церквей под управлением М. Ф. Гривского.

202

история ЦЕРКВИ в XX ВЕКЕ

Духовный концерт

f.ro января в понесении Псковского Majore тезтра состоялся благотворительный духовный концерт в пользу общества ■Вчя-ИМОПОМОЩЬ». В нем приняли участие певчие иерковиых хоров горола Пскова. Концерт был на ч,11 молитвой Господней «Отче паши. Чудесная, гарноння духовной коппозиции сразу же захватила вникание слушателей.

Затем, небольшое вступительное слово сказал руководитель поря протоиерей о. Михаил Гриигкш). Он подчеркнул, что про грамма Koimepsa, составленная из лучших духовных песнопении должна напомнить русский людям о необычайных красотах нашего церновно-музшеилмюго творчества, которые за последние десятилетня частью забыты, а частью — многим неизвестны.

— Каш« задача сохранить шедевры общественных православных композиторов, в основе их лежит древнерусские народные напевы*.

В первом отделении концертн особенно Удачно были исполнены: «Хвалите имя Гос-

Рис. 4. Газетная статья о духовном концерте 2 января 1944 г., данном объединенным хором псковских певчих под руководством М. Ф. Гривского.

В начале сентября 1943 г. в Троицком соборе прошел большой духовный концерт объединенного хора псковских церквей для сбора пожертвований на ремонт храма. Слушатели отметили исполнение песнопения на текст тропаря кресту: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» [Духовный концерт. № 306, 3]. В середине декабря 1943 г. состоялся первый опыт духовного концерта, передаваемого по псковскому радио [Духовный, 3]. Исполнители остались неизвестны. Хор пел «С нами Бог», «Кресту Твоему», «Светися, светися, Новый Иерусалиме» и другие популярные православные песнопения. Возможно, это был все тот же объединенный хор певчих, поскольку позднее — 26 декабря — хор дал благотворительный концерт для общества «Взаимопомощь»:

.. .Объединенный хор Псковских городских церквей под управлением протоиерея Михаила Гривского в Псковском малом театре дал духовный концерт, доход с которого поступил в общество «Самопомощь» города Пскова [Обозный 2008, 304].

Общество «Взаимопомощь», созданное в г. Пскове в октябре 1942 г., оказывало помощь всем нуждающимся — беженцам, переселенцам, пострадавшим от войны и вообще всем беднейшим жителям города [Активность, 3]. В начале 1944 г. оно насчиты-

толпе чуя, Архангельского. «Ьлажеи яу«> ~ Бпртняискаго. Особенно торжественно прозвучало песнопение «С нвмн Бог!» — Смоленского.

Такне известные духовные композиторы, как Копальский, Чесноков, Никольский. с ниенами которых связав расцвет русской церковной музыки, хорошо знали родники народного творчества и тем положили основание прекрасному церковмо-хоровом / искусству.

Второе отделение концерта началось нотным исполнением «Веруй» — Чайковского. П «Святмй Боше» (музыча Гривского) красиво пыл слились запевалы-дискаиты и альты, Мощно звучало «Слана в Вышних Богу».

Сводный хор под мастерским управлением М. Гривского исполнил род песнопений, которые звучат теперь на клиросах освобожденных церквей. Сложизи партитура хо-

Еа наполнена безукоризненно.

Хотелось Вы чаше слушать такне кон-ерты. Они способствуют сохранению 50-атейшего наследства русгкой церковной -узыкк._

и. в. ГЕРАСИМОВА • «СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ, И НА ЗЕМЛИ МИР»: ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

в оккупированном Пскове (1941-1944)

вало ок. 450 членов, одним из которых, вероятно, был и регент М. Ф. Гривский. Далее духовные концерты проходили 2 января в Малом псковском театре. На праздник Рождества Христова 7 января псковский радиоузел снова транслировал исполнение церковных произведений [Шкаровский, 345].

Сохранилась газетная статья о выступлении объединенного хора 2 января, в которой описывается ход мероприятия и частично программа, что позволяет нам в подробностях представить себе, как проходили хоровые духовные концерты в оккупированном Пскове [Духовный концерт. № 410, 4].

Программа концерта состояла из двух отделений. Первое отделение началось с пения традиционной молитвы «Отче наш». После этого регент хора М. Ф. Гривский произнес вступительное слово о красоте русских церковных песнопений и об их авторах. Свою задачу он видел в сохранении и популяризации «шедевров отечественных православных композиторов, в основе которых лежат древнерусские народные напевы» [Духовный концерт. № 410, 3]. Среди авторов прозвучавших на концерте сочинений называются имена композиторов — современников Гривского: Д. И. Кастальского (1856-1926), А. В. Никольского (1874-1943), П. Г. Чеснокова (1877-1944). В первом отделении среди сочинений было отмечено исполнение таких произведений, как «Хвалите имя Господне» А. А. Архангельского (1846-1924), «Блажен муж» композитора эпохи классицизма Д. С. Бортнянского (1751-1825) и «С нами Бог» композитора и исследователя древнерусских рукописей С. В. Смоленского (1848-1909).

Второе отделение открылось масштабным сочинением «Верую» из цикла «Литургия святого Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского (1840-1893). Прозвучало одно или несколько творений самого псковского регента М. Ф. Гривского: «В „Святый Боже" (музыка Гривского) красиво выделялись запевалы-дисканты и альты. Мощно звучало „Слава в вышних Богу"» [Духовный концерт, 3]. Произведение «Святый Боже», начинающеесясдвух-голосия дискантов и альтов, известно в современной церковно-певческой практике и имеется на сайтах по церковному пению, но печатного издания пока не обнаружено. Это сочинение входит в «Великое славословие № 1» в качестве его заключительной части, но также исполняется отдельно на литургии, поскольку имеет оригинальный музыкальный язык изложения.

Замечу, что программа этого концерта перекликается с программой духовного концерта, данного в Псково-Печерском мона-

Рис 5. Начало «Святый Боже» М. Ф. Гривского.

стыре летом 1939 г., во время второго Всероссийского фестиваля хоров, в котором приняло участие около 600 певчих [Программа]. Одним из организаторов этого фестиваля был М. Ф. Гривский, он же дирижировал несколькими номерами концерта. Тогда звучали следующие произведения: «Хвалите имя Господне» Архангельского, «Святый Боже» и гармонизация «Придите поклонимся» греческого распева М. Ф. Гривского, а также сочинения П. Г. Чес-нокова, А. Д. Кастальского и С. В. Смоленского [Программа]. Можно предположить, что с этого масштабного мероприятия сохранились ноты некоторых произведений, которые были распечатаны в достаточном количестве для раздачи каждому певчему объединенного хора.

На современных церковных клиросах России творчество М. Ф. Гривского представлено двумя «Великими славословиями» и исполняемым отдельно «Трисвятым» из первого «Великого славословия». Печатные издания этих нот пока нами не найдены. Задостойник Пасхи «Ангел вопияше» вышел в 2015 г. в Пскове [Гривский 2015]. «Сугубая ектения» этого автора была опубликована в московском сборнике 1998 г. [Гривский 1998] В 1964 г. в Калифорнии был издан тропарь Пасхи на греческом языке «Хр1-сттод avëсттn» Гривского [Гривский 1964].

Автор произведения «Слава в вышних Богу» в газетной заметке 1944 г. не называется, но не исключено, что речь идет именно о Малом славословии М. Ф. Гривского, напечатанном в 1943 г. в типографии Псковской православной миссии, находившейся в Риге. Затем копии этого сочинения могли разойтись по русским храмам Псковского края, в том числе попали в Псково-Печерский монастырь, где хранятся и по настоящее время.

«Слава в вышних Богу» М. Ф. Гривского (1943)

В основу сочинения «Слава в вышних Богу» композитором был положен текст «Малого славословия» — двух стихов, открывающих шестопсалмие на утрене: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» * и «Господи, устне моя отверзеши, *1 Лк 2:14 и уста моя возвестят хвалу Твою» *2. Первые строки этого гимна *2 Пс 50:17 представляют собой цитату из Евангелия от Луки, а вторая строка взята из 50-го псалма. В настоящее время на будничных службах «Малое славословие» может читаться, но во время воскресных и торжественных богослужений эти стихи исполняются хором: в таких случаях светильники в храме гасятся не сразу после окончания вечерни, а уже после «Малого славословия». Традиция создания хоровых произведений на эти стихи прослеживается по композиторским сочинениям XIX — начала XX в. вплоть до С. В. Рахманинова, «Всенощное бдение» которого также включает «Малое славословие». Оно могло петься и перед причастием во время литургической паузы, когда хористы исполняли далеко выходящий за пределы Божественной литургии концертный репертуар.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй раз эти строки повторяются во всенощном бдении ближе к концу утрени. Ими открывается «Великое славословие». Эта же евангельская цитата являлась стержневой осью другого знаменитого текста — стихиры по 50-м псалме на Рождество Христово «Днесь Христос во Вифлееме раждается от Девы», созданной в VI в. прп. Иоанном Дамаскиным и затем ставшей образцом для сочинения на ее распев (подобен) [Герасимова, Захарьина].

Связь рассматриваемой евангельской фразы с рождественской темой делала уместной ее исполнение на Рождественском концерте в Пскове в январе 1944 г. Дважды к данной евангельской цитате обратился в своем Рождественском обращении к пастве в начале 1944 г. патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). В своем слове он рассуждал о том, что Небесные Силы воспели «Слава в Вышних Богу»

Рис. 6. «Малое славословие» М. Ф. Гривского. Рига, 1943. С. 1.

за то, что, вместо звериной борьбы между людьми, водворился «на земле мир, в человецех благоволение», взаимное благожелательство, самоотверженное сотрудничество на общее благо [Русская православная, 85-86].

Молитвой к Богу, повторив эту евангельскую цитату, предстоятель закончил свое обращение. Вспомнил об этих словах и епископ Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), поздравивший паству Новгородской и Псковской областей в том же 1944 г.:

Воспевая ныне радостную песнь «Слава в вышних Богу и на земле мир», будем твердо веровать, что духовная «победа, победившая мир — вера наша» (1 Ин 5:4) не замедлит принести нам и видимую над врагами победу и победоносный мир [Русская православная, 89].

Начальные евангельские слова Малого и Великого славословий особо отзывались в сердцах русских людей накануне и во время войны и воспринимались как молитва к Богу о мире на земле, о разрешении трудностей и даровании Божьего заступничества. Преподобный Лаврентий Черниговский (1868-1950), много поддерживавший во время Великой Отечественной войны евангельским словом и христианской любовью страждущих людей, так однажды ответил на вопрос женщины о спасении: «Ходи да пой: „Слава в вышних Богу, и на земли мир". Нужно, чтобы в душе был мир. Спасение не тяжелое, но мудрое. При этом времени нужно быть мудрым... и спасешься» [Лаврентий, 72].

В «Церковной летописи» дер. Лисье Печорского района регент местной церкви Василий Лирин записал мистическое видение, явившееся прихожанке храма 29 октября 1940 г.:

Лежу на кровати и плачу, молюсь Спасителю о нашей защите. Приходской лисьевский хор во время запричастного стиха хорошо пел «Слава в вышних Богу, на земли мир, в людех благоволение», вот я лежу и повторя<ю> от всей души молитву со слезами. Явь это или сон — не знаю, но только вижу: открывается дверь и входит в рубище человек; я взглянула на него и узнала в нем Иисуса Христа, как он изображен в церкви на иконе. Я испугалась — плачу и повторяю все ту же молитву. Подошел И<исус> Хр<истос> ко мне, посмотрел на меня и Он тоже сказал: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение», но добавил, что благоволение на человеках будет не на всех. Я стала Его просить объяснить мне — что это значит, но Он стал удаляться от меня все дальше и дальше, и скрылся так же, как невидимо пришел ко мне [Лирин, 134].

Этот же регент в марте 1942 г. записал в «Церковную летопись» свои полные скорби и страдания мысли:

Где слова и песни ангелов: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в людех благоволение»? Где? Скоро Пасха — 23 марта по ст<арому> ст<илю>. Хотел петь концерт «Радуйтеся людие и веселитеся», но не могу это петь, нет в мире радости, а одно горе, мука и кровь! Боже, укроти свой праведный гнев! [Лирин 149].

Многие люди на оккупированных немецкими войсками русских территориях разделяли эти чувства, излитые в порыве отчаяния на бумагу церковным служителем. Композитор М. Ф. Грив-ский понимал, что верующие ждут именно этих слов, что именно они будут услышаны, молитвенно прочувствованы и восприняты близко к сердцу страждущим православным народом.

По музыкальному настроению сочинение Гривского представляет собой светлый торжественный гимн, исполненный чувства радости и твердости веры во Христа, не оставляющей места для сомнений, тревоги и душевных терзаний. Величаво, размеренно, в трехдольном метре вальса, широкие ходы мелодии придают ей большой объем и дыхание, словно человек расправляет плечи и вздыхает полной грудью, освобождаясь от гнетущих оков тьмы и боли, тянется к Солнцу правды и к Свету истины.

Одна из особенностей хорового письма композитора состоит в том, что музыкальные предложения периода начинаются двухголосно, другие партии постепенно вливаются в этот музыкальный поток так, что к концу каждого из предложений партитура звучит полноводно и глубоко. Такой прием М. Ф. Гривский, очевидно, позаимствовал у русской народной песни. Об этой характерной особенности песни писал сам регент в популярной статье «Русская народная песня и частушка»: «Исполняются русские песни по способу, заведенному со старины: запевало ведет голос, то есть главную мелодию; по окончании запева к нему присоединяется хор, артель» [Гривский 1939, 63]. Первый раздел, как и в его другом произведении «Святый Боже», открывает дуэт женских голосов — сопрано и альта.

Второй раздел, ознаменованный сменой метра на двухдольный, начиная со слов «Господи, устне моя отверзеши» поручается одной лишь партии тенора. Мелодия приобретает характер индивидуального высказывания и в сочетании с маршевыми ритмами создает у слушателя чувство твердого исповедания своей веры Богу как Отцу. Необходимость смены метра М. Ф. Гривский также черпал из сокровищницы русского музыкального фольклора: «Если в середине песни размер меняется, то причина этому не в мелодии, а в тексте; не желая скомкать красивый оборот речи в стихе, певец ради этого меняет ритмическую часть узора» [Гривский 1939, 63]. Это объяснение композитора в полной мере можно отнести и к его собственному произведению «Слава в вышних Богу». Песенная основа мелодики его хоровых сочинений, способ развития компози-

ции, смена размера внутри формы в связи с изменением характера речевых оборотов в тексте — все эти особенности его творчества, как можно заметить, находят истоки в русской народной песне, что характеризует Гривского как патриота и просветителя, вкладывавшего свой талант и силы в возрождение русской православной культуры. Сын Евгений в воспоминаниях подтверждает данное наблюдение о народной песне как основе творчества Гривского. Он пишет, что его отец являлся «регентом-композитором, ревностным собирателем повсеместно подлинника русского народного песнет-ворчества и его проповедником» [Гривский Е. М., 759].

«Малое славословие» М. Ф. Гривского впервые вводится в научный оборот и публикуется в приложении к данной статье.

Выводы

Таким образом, соединенные вместе разрозненные, часто противоречащие друг другу, воспоминания и устные свидетельства помогли хотя бы фрагментарно представить себе церковное богослужение в оккупированном Пскове, важной частью которого являлось церковное пение; воссоздать детали биографий отдельных регентов и певчих. Анализ оккупационной прессы позволил реконструировать, как проходили праздничные службы с крестными ходами и организовывались духовные концерты в военном Пскове. Во главе этой певческой традиции, как и в дореволюционное время, встал пожилой священник и регент М. Ф. Гривский, волею судеб оказавшийся в 1920-1930-х гг. среди белой эмиграции и при первом же возможном случае вернувшийся на родину восстанавливать православное богослужение и организовывать церковное пение в родном Пскове. Надеемся, что найденное «Малое славословие» Гривского вновь войдет в репертуар современных церковных хоров и даст более полное представление о стиле музыкального письма этого представителя местной псковской композиторской школы.

ш

Приложение. Гривский М. Ф. Малое славословие (1943 г.)

Славословие малое № 1 (1943 г.)

т-г Михаил Федорович Гривский

П°ЛВИЖНО (1878 - 1945)

да/

Г 'т ' 'г Г Г т^'г ^^

Сла - ва в выш - них Бо - гу, и на зем - ли мир,

„> _ , _ , _ , _ ,,1 ] J ^

~ 1 ~ 1 ~ 1 ~ '-■ '-

в че - ло -

ц^г1,1 |,1 1; г'^

в че - ло - вЪ - цЪх бла - го - во - ле - ни - е.

Ш

1 1 ^ / / ^ /

Г^, ^г = _

-вЪ " ------ цЪх,

1,' 0 ! ^ "11 !' ^ Сла - ва в выш - них Бо - гу, и на зем - ли мир,

_ , , , , , , , ^ г *

о.

/

Н" ^'Г'Ж1 ,||1|

в че - ло - вЪ - цЪх бла - го - во - ле - ни - е. Сла - ва, сла - ва,

|>)ч*^ I I J ^ ^ ^ ^ ^ 1 ^ 1 ¡р /Р^ д

-вЪ - цЪх ^

Приложение (продолжение)

Малое славословие

/

.1 ^ ^

ГУ,

А.

Г

7 Г

т

ела - ва в выш - них Бо

ела - ва в выш - них ела - ва

и

* — ----

^ ела - ва в выш - них Бо

в че-ло - вЪ - цЪх

т

1-г г

Бо

гу,

и на зем - ли

мир,

А_±_а J 1 а.

з че - ло - вЪ - цЪх

Г 'Г г Г

"г г 'Г г

гу,

тг г т г 'г

благо - во - ле - ни - е.

Го - спо-ди, уст - нЪ мо-и от - вер - зе - ши,

^ и ^ J ] ^ J и А. ^ А ГА А А

Г Г Г 'Г Г ''

Го - спо-ди, уст - не мо-и от - вер - зе

J /Т^ х

I1!1 ^

г 1 г

Го - спо-ди, уст - нЪ мо-и от - вер - зе-ши,

г р Г Г

г

Го - спо-ди, уст -Го__^ спо - ди,

Го - спо-ди, уст - нЪ

мо-и

2

Приложение (окончание)

Малое славословие от-вер-зе - ши,

I. _, г J

-не мо-и от - вер - зе - ши,

Рг > I - > Л г Г- рг Р рт ^

* * 1 | 11 г 1 к у11 ^ ^^

и ус - та мо-я воз-вЪ-стят хва-лу Тво-

■вер - зе-ши, и ус - та мо-я воз-вЪ-стят хва-лу Тво

I Г ^ Р Г П 1Г Г г Р

7

и ус - та мо-я воз-вЪ - стят хва - лу Тво-

и ус - та, и ус - та ,

* ^ А А а А а Ж ^ £ ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■■ 1Г г 1г р г р р И Г г т

и ус

г}»J J | rTi.frJ ^ ^ 181 А ] Г г 1 г г г г• «Гг м 'г г

г ^1 г 11р г ^н г г г ' г ¡и "

-ю, и у^ - та мо-я воз-вЪ - стят хва - лу, хва - лу Тво - ю.

-fr.fr } и J ] I А »

9

I I; II 11 чУн-1

г 'г г

г °

-ю, и ус - та мо-я воз - вЪ-стят хва - лу хва - лу Тво - ю.

^ рЬ А А J 1 НА 1 ^А

Г"Г 1Г ^Г Г р р т Г ^Т

Источники

1. Активность = Активность «Взаимопомощи» // За Родину. 1944. № 29 (429). С. 3.

2. Бенигсен = Бенигсен Георгий, прот. Не хлебом единым. Проповеди. Москва : Клин : Бр-во свт. Тихона, 1997. 239 с.

3. Благотворительные = Благотворительные концерты // За Родину. 1944. № 476. С. 3.

4. Благотворительный концерт = Благотворительный концерт. Опочка // За Родину. 1944. № 518. С. 7.

5. Богослужение = Богослужение в шести храмах // За Родину. 1943. № 109 (204). С. 3.

6. Васильева = Русская Православная церковь и коммунистическое государство : 1917-1941 : Документы и фотоматериалы / Отв. сост. О. Ю. Васильева. Москва : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 1996. 326 с.

7. В воскресный = В воскресный день // За Родину. 1943. № 195 (290). С. 3.

8. Владимирцева = Интервью Л. И. Манухиной (р. 1938), взятое М. В. Вла-димирцевой 23.07.2021 г.

9. В музыкальной = В музыкальной школе // За Родину. 1943. № 156 (251). С. 3.

10. Гастроли = Гастроли вокального квартета Л. М. Гривского // За Родину. 1943. № 9 (104). С. 3.

11. Год плодотворной = Год плодотворной работы // За Родину. 1943. № 201 (296). С. 3.

12. Гривский 1964 = Гривский М. Ф. «Христос Анести»: к 85-летию со Дня рождения. Беркли : Православное изд-во прот. Николая Веглайса, 1964. 4 с. (Нотная библиотека православного христианина; № 68).

13. Гривский 1998 = Гривский М. Ф. Сугубая ектения [Ноты] // Песнопения Божественной Литургии. Ч. 2 : Для смешанного хора / Сост. Г. Н. Лапаев. Москва : Живоносный источник, 1998. С. 46.

14. Гривский 2015 = Гривский М. Ф. Ангел вопияше // Из репертуара хора алтарников храма св. Александра Невского [Ноты]. Псков : Печатный двор «Стерх», 2015. Вып. 1. С. 50-51.

15. Духовный = Духовный концерт // За Родину. 1943. № 293 (388). С. 3.

16. Духовный концерт. № 306 = Духовный концерт // За Родину. 1943. № 211 (306). С. 3.

17. Духовный концерт. № 410 = Духовный концерт // За Родину. 1944. № 10 (410). С. 3.

214

история ЦЕРКВИ в XX ВЕКЕ

18. Ефимов = Ефимов Сергий, прот. Из дневника миссионера. На заре обновления религиозной жизни в освобожденных от большевизма местностях // Православный христианин. 1943. № 6-7 (1-2). С. 6.

19. Жизнь православной = Жизнь православной миссии // Православный христианин. 1943. № 10-12 (15-17). URL: http://feodorovna.ucoz.lv/ publ/izdanija_pskovskoj_missii/zhurnal_quot_pravoslavnyj_khristianin_ quot/10_11_12_15_16_17_oktjabr_nojabr_dekabr_1943_g_2_j_god_ izd/27-1-0-80 (дата обращения: 05.04.2022).

20. Жунда = Жунда Н. Сведения о церквах, приходах и священниках бывших Псковской и Петроградской губерний // Православный христианин. 1943. № 1-2 (6-7). URL: http://feodorovna.ucoz.lv/ publ/izdanija_pskovskoj_missii/zhurnal_quot_pravoslavnyj_khristianin_ quot/1_2_6_7_janvar_fevral_1943_g_2_j_god_izd/27-1-0-73 (дата обращения: 6.04.2022).

21. Зайц = Зайц Кирилл, прот. Религиозные беседы — могучая сила с безбожием. Высокопреосвященнейшему Экзарху Митрополиту Сергию. Рапорт // Православный христианин. 1943. № 5-6 (10-11).

URL: http://feodorovna.ucoz.lv/publ/izdanija_pskovskoj_missii/zhurnal_ quot_pravoslavnyj_khristianin_quot/5_6_10_11_maj_ijun_1943_g_2_j_god_ izd/27-1-0-76 (дата обращения: 05.04.2022).

22. Ионов = Ионов Алексий, прот. Записки миссионера // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26-27. С. 228-236.

23. Квартет Гривского. № 359 = Квартет Гривского // За Родину. 1943. № 264 (359). С. 3.

24. Квартет Гривского. № 385 = Квартет Гривского // За Родину. 1943. № 385. С. 3.

25. Концерт = Концерт Льва Гривского // За Родину. 1943. № 18 (113). С. 5.

26. Концерт квартета = Концерт квартета Гривского // За Родину. 1943. № 126 (221). С. 3.

27. Крестный ход = Крестный ход // За Родину. № 281 (376). С. 3.

28. Крещенское водосвятье = Крещенское водосвятье // За Родину. 1943. № 21 (116). С. 3.

29. Лирин = Лирин Василий, прот. Церковная летопись дер. Лисье в 19271945, 1978 гг. Рукопись. Архив церкви во имя иконы Владимирской Божией Матери в дер. Лисье Печорского р-на, Псковской обл.

30. Михайлец = Михайлец М. А. Михаил Гривский. URL: https://www. russkije.lv/ru/lib/read/mikhail-grivsky.html (дата обращения: 27.05.2022).

31. Молодые = Молодые вокальные силы // За Родину. № 92 (187). С. 3.

32. Начис = Кирилл (Начис), архим. Народ жаждал молиться, жаждал покаяния... (Служение в приходах Северо-Запада в годы войны) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26-27. С. 192-203.

33. Неизвестная страница = Неизвестная страница жизни архимандрита Аллипия (Воронова). Рассказ духовной дочери о. Алипия Марии (Майи Петровны Бессарабской) // Собор Рождества Иоанна Предтечи. Псков. XII век / Сост. иером. Мардарий (Алексеев). Псков : Подворье Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря, 2018. С. 188-195.

34. Обновление = Обновление церкви // За Родину. 1943. № 265 (360). С. 3.

35. О крестном ходе = О крестном ходе вокруг города Пскова // Православный христианин. 1943. № 10-12 (15-17). URL: http://feodorovna.ucoz. lv/publ/izdanija_pskovskoj_missii/zhurnal_quot_pravoslavnyj_khristianin_ quot/10_11_12_15_16_17_oktjabr_nojabr_dekabr_1943_g_2_j_god_ izd/27-1-0-79 (дата обращения: 05.04.2022).

36. Организуйте = Организуйте хоровое пение // За Родину. 1942. № 23. С. 3.

37. Полчанинов 2002 = Полчанинов Р. В. Псковское содружество молодежи при Православной миссии // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26-27. С. 251-255.

38. Полчанинов 2004 = Полчанинов Р. В. Дойдя до Михайловской церкви // Псковская правда. 2004. № 180-181. С. 10.

39. Полчанинов 2009 = Полчанинов Р. В. Молодежь русского зарубежья : Воспоминания 1941-1951. Москва : Посев, 2009. 415 с.

40. Программа = Программа II Всегосударственного русского певческого праздника 1-2 июля 1939 г. в г. Петсери (Печеры) // Сборник второго всегосударственного слета русских хоров в Эстонии 1-2 июля 1939 г. Петсери (Печеры) / Под ред. М. П. Шувалова, Н. Н. Пенькина, И. Ф. Со-ловского. Тарту : Изд-е Комитета 2-го всегосударств. слета русских хоров в Эстонии, 1939. 124 с.

41. Русская православная = Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : Сборник документов / Сост. О. Ю. Васильева, И. И. Кудрявцева, Л. А. Лыкова. Москва : Изд-во Крутицкого подворья : Общество любителей церковной истории, 2009. 765 с.

42. Русские в Литве = Русские в Литве. Концерты квартета Гривского // За Родину. 1943. № 399. С. 4.

43. Свадьба = Свадьба // За Родину. 1943. № 259 (352). С. 3.

44. Старинный русский = Старинный русский пещерный монастырь // За Родину. 1943. № 197. С. 4.

45. Стрекаловский = Интервью Н. П. Попова (1948-2021), взятое Ю. Н. Стрекаловским 01.06.2021 г.

46. Тайлов = Тайлов Георгий, прот. Воспоминания // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26-27. С. 243-250.

47. Трубецкой = Трубецкой Н. Н. Православное церковное пение в своем историческом развитии // Православный церковный календарь, 1944. Псков : Изд-е Псковской духовной миссии, 1994. С. 58-64.

48. Тулимонас = Интервью Л. К. Рожковой (1939 г. р.), взятое А. Н. Тулимо-нас 4.09.2021 г.

49. Хор = Хор И. В. Корнилова // За Родину. 1943. № 39 (134). С. 3. Литература

1. Васильева, Максимовская = Васильева Е. Н., Максимовская Л. М. Вех-новский // Православная энциклопедия. Т. 8. Москва : Православная энциклопедия, 2004. С. 76.

2. Герасимова, Захарьина = Герасимова И. В., Захарьина Н. Б., Щепкина Н. А. Рождественская стихира «Днесь Христос» и ее круг подобия: греко-славянские параллели (Х-ХУП веков) // Проблемы исторической поэтики. 2021. № 1. С. 55-74.

3. ГривскийЕ. М. = Гривский Е. М. Композитор протоиерей Михаил Федорович Гривский // А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале XX века. Кн. 2 : Хоровые съезды, общества, курсы / Подгот., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверевой. Москва : Языки славянских культур, 2022. С. 759-761 (Русская духовная музыка в документах и материалах; т. 8).

4. Гривский 1939 = Гривский М. Ф. Русская народная песня и частушка // Сборник второго всегосударственного слета русских хоров

в Эстонии 1-2 июля 1939 г. Петсери (Печеры) / Под ред. М. П. Шувалова, Н. Н. Пенькина, И. Ф. Соловского. Тарту : Изд-е Комитета 2-го всегосударств. слета русских хоров в Эстонии, 1939. С. 59-68.

5. Гривский 2022 = Гривский М. Ф. Из жизни псаломщической школы // А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале XX века. Кн. 2 : Хоровые съезды, общества, курсы / Подгот., вступ. ст. и коммент.

С. Г. Зверевой. Москва : Языки славянских культур, 2022. С. 840-844 (Русская духовная музыка в документах и материалах; т. 8).

6. Зверева 2014 = Зверева С. Г. Из истории русской музыкальной жизни в Смоленской, Минской и Псковской областях в годы немецкой оккупации // Музыкальное наследие в современном обществе. Материалы конференции 1-5 октября 2012 года / Сост. Т. В. Гинзбург. Москва: ВМОМК им. М. И. Глинки, 2014. С. 261-272.

7. Зверева, Наумов = Зверева С. Г., Наумов А. А. Биографические сведения о наиболее видных деятелях всероссийских съездов // А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале XX века. Кн. 2 : Хоровые съезды,

общества, курсы / Подгот. С. Г. Зверевой. Москва : Языки славянских культур, 2022. С. 883-908.

8. Лаврентий = Преподобный Лаврентий Черниговский. Житие, акафист, поучение. Почаев : Типография Почаевской Лавры, 2001. 185 с.

9. Левин = Левин Н. Ф. Гривский // Православная энциклопедия. Т. 12. Москва : Православная энциклопедия, 2006. С. 446-447.

10. Максимовская = «Боже, во имя Твое спаси мя...». Священники и регенты в семьях Вехновских и Васильевых // Невельский сборник. Статьи, письма, воспоминания. По материалам Седьмых Невельских Бахтин-ский чтений (1-4 июля 2000 г.) / Публ. и коммент. Л. Максимовской. Вып. 6. Санкт-Петербург : Акрополь, 2001. С. 159-171.

11. Обозный 2002 = Обозный К. П. Духовенство Псковской миссии // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26-27. С. 46-51.

12. Обозный 2008 = Обозный К. П. История псковской православной миссии 1941-1944 гг. Москва : Изд-во Крутицкого подворья ; Общество любителей церковной истории, 2008. 607 с.

13. Обозный 2016 = Обозный К. П. К вопросу о церковном управлении православными приходами на Псковщине в годы немецкой оккупации и в период «нового курса» // «Свет Христов просвещает всех» : Альманах Свято-Филаретовского института. 2016. Вып. 17. С. 43-78.

14. Попов = Попов И. В. Псковская Православная миссия. Похвальное слово русским миссионерам // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26-27. С. 3-7.

15. Попов, Шкаровский 2002а = Попов И. В., Шкаровский М. В. Приходы Псковской миссии // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26-27. С. 53-62.

16. Попов, Шкаровский 2002б = Попов И. В., Шкаровский М. В. Синодик Псковской миссии // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26-27. С. 8-45.

17. Шкаровский = Шкаровский М. В. Русская церковь и Третий рейх. Москва : Вече, 2010. 460 с.

References

SOURCES

1. "About the procession around the city of Pskov". Pravoslavnyi khristianin, 1943, n 10-12 (15-17), available at: http://feodorovna.ucoz.lv/publ/ izdanija_pskovskoj_missii/zhurnal_quot_pravoslavnyj_khristianin_

218

история ЦЕРКВИ в xx ВЕКЕ

quot/10_11_12_15_16_17_oktjabr_nojabr_dekabr_1943_g_2 _j_god_ izd/27-1-0-79 (05.04.2022) (in Russian).

2. "Activity of 'Mutual Aid'". Za Rodinu, 1944, n. 29 (429), p. 3 (in Russian).

3. "Ancient Russian cave Monastery". Za Rodinu, 1943, n. 102 (197), p. 4 (in Russian).

4. "A year of fruitful work". Za Rodinu, 1943, n. 201 (296), p. 3 (in Russian).

5. Benigsen Georgii, priest (1997). Ne khlebom edinym. Propovedi [Not by bread alone. Sermons]. Moscow : Klin : Bratstvo Sviatitelia Tikhona Publ. (in Russian).

6. "Charity concerts". Za Rodinu, 1944, n. 76 (476), p. 3 (in Russian).

7. "Charity concert. Opochka". Za Rodinu, 1944, n. 118 (518), p. 7 (in Russian).

8. "Chorus of I. V. Kornilov". Za Rodinu, 1943, n. 39 (134), p. 3 (in Russian).

9. "Concert of the Grivsky quarter". Za Rodinu, 1943, n. 126 (221), p. 3 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. "Concert by Lev Grivsky". Za Rodinu, 1943, n. 18 (113), p. 5 (in Russian).

11. Efimov Sergii, archpriest (1943). "From the diary of a missionary. At the dawn of the renewal of religious life in the areas liberated from Bolshevism". Pravoslavnyi khristianin, 1943, n. 1-2 (7-8) (in Russian).

12. "Epiphany blessing of the waters". Za Rodinu, 1943, n. 21 (116), p. 3 (in Russian).

13. Grivskii M. F. (1964). "Khristos Anesti": k 85-letiiuso Dnia rozhdeniia ["Christos Anesti": on the occasion of the 85th birthday]. Berkli : Orthodox Publ. of archpriest Nikolai Veglais, 4 p. (Note library of Orthodox Christian ; v. 68) (in Russian).

14. Grivskii M. F. (1998). "Augmented Litany", in Lapaev G. N. (ed.). Pesnopeniia Bozhestvennoi Liturgii. Part 2: Dlia smeshannogo khora. Moscow : Zhivonosnyi istochnik Publ., p. 46 (in Russian).

15. Grivskii M. F. (2015) "Angel exclaims", in Iz repertuara khora altarnikov khrama sv. Aleksandra Nevskogo [From the repertoire of the choir of altarpieces of the Church of St. Alexander Nevsky], v. 1. Pskov : Sterkh Publ. yard, pp. 50-51 (in Russian).

16. Interview of Ludmila I. Manukhina (born 1938), taken by M. V. Vladimirtseva in 23 July, 2021 (in Russian).

17. Interview of Ludmila K. Rozhkova (born 1939), taken by Aleksandra N. Tulimonas in 4 September, 2021 (in Russian).

18. Interview of Nikolai P. Popov (1948-2021), taken by Iurii N. Strekalovskii in 1 Juny, 2021 (in Russian).

19. "In the Music School". Za Rodinu, 1943, n. 156 (251), p. 3 (in Russian).

20. Ionov Aleksei, archpriest (2002). "Missionary notes". Sankt-Peterburgskie eparkhial'nye vedomosti, 2002, n. 26-27, pp. 228-236 (in Russian).

21. Kirill (Nachis), archim. (2002). "The people longed to pray, longed for repentance... (Ministry in the parishes of the North-West during the war)". Sankt-Peterburgskie eparkhial'nye vedomosti, 2002, iss. 26-27, pp. 192-203 (in Russian).

22. Lirin Vasilii, archpriest. "Tserkovnaia letopis der. Lis'o v 1927-1945, 1978 gg." ["Church Chronicle of village Lis'o 1927-1945, 1978"]. Manuscript, Arkhiv tserkvi vo imia ikony Vladimirskoi Bozhiei Materi v der. Lis'e Pechorskogo r-na, Pskovskoi obl. [Archieves of the Church named Vladimir's Icon of Mother of God in the village Lis'e, Pechory area, Pskov region] (in Russian).

23. Mardarii (Alekseev), hieromonk (ed.) (2018). "Unknown page in the life of Archimandrite Allipius (Voronov). The story of the spiritual daughter of Fr. Alipia Maria (Maya Petrovna of Bessarabia)", in Sobor Rozhdestva Ioanna Predtechi. Pskov. XII vek. Pskov : Podvor'e Ioanno-Bogoslovskogo Savvo-Krypetskogo monastyria Publ., pp. 188-195 (in Russian).

24. Mikhailets M. A. Mikhail Grivskii [Mikhail Grivsky], available at: https:// www.russkije.lv/ru/lib/read/mikhail-grivsky.html (27.05.2022)

(in Russian).

25. "On Sunday". Za Rodinu, 1943, n. 195 (290), p. 3 (in Russian).

26. "Organize choral singing". Za Rodinu, 1942, n. 23, p. 3 (in Russian).

27. Polchaninov R. V. (2002). "Pskov Youth Community at the Orthodox Mission". Sankt-Peterburgskie eparkhial'nye vedomosti, 2002, iss. 26-27, pp. 251-255 (in Russian).

28. Polchaninov R. V. (2004). "Having reached the Mikhailovskaya Church". Pskovskaiapravda, 2004, n. 180-181, p. 10 (in Russian).

29. Polchaninov R. V. (2009). Molodezh'russkogozarubezh'ia. Vospominaniia 1941-1951 [Youth of the Russian abroad. Memoirs of 1941-1951]. Moscow : Posev Publ. (in Russian).

30. "Renewal of the Church". Za Rodinu, 1943, n. 265 (360), p. 3 (in Russian).

31. "Russians in Lithuania. Concerts of the Grivsky Quartet". Za Rodinu, 1943, n. 304 (399), p. 4 (in Russian).

32. Shuvalov M. P., Pen'kin N. N., Solovsky I. F., (eds.) (1939). "2nd Russian Russian Singing Festival Programme, July 1-2, 1939 in Petseri (Pechery)", in Sbornik vtorogo vsegosudarstvennogo sleta russkikh khorov v Estonii 1-2 iiulia 1939 g. Petseri (Pechery) [Collection of the second All-state gathering of Russian choirs in Estonia July 1-2, 1939 Petseri (Pechery)]. Tartu : Izd-e Komiteta 2 vsegosudarstvennogo sleta russkikh khorov v Estonii, p. 93

(in Russian).

33. "Spiritual concert". Za Rodinu, 1943, n. 211 (306), p. 3 (in Russian).

34. "Spiritual concert". Za Rodinu, 1943, n. 293 (388), p. 3 (in Russian).

35. "Spiritual concert". Za Rodinu, 1944, n. 10 (410), p. 3 (in Russian).

36. Tailov Georgii, archpriest. "Memoirs". Sankt-Peterburgskie eparkhial'nye vedomosti, iss. 26-27, pp. 243-250 (in Russian).

37. "The Grivsky Quartet". Za Rodinu, 1943, n. 264 (359), p. 3 (in Russian).

38. "The Grivsky Quartet". Za Rodinu, 1943, n. 290 (385), p. 3 (in Russian).

39. "The Life of the Orthodox Mission". Pravoslavnyi khristianin, 1943, n. 10-12 (15-17), available at: http://feodorovna.ucoz.lv/publ/izdanija_pskovskoj_ missii/zhurnal_quot_pravoslavnyj_khristianin_quot/10_11_12_15_16_17_ oktjabr_nojabr_dekabr_1943_g_2_j_god_izd/27-1-0-80 (05.04.2022)

(in Russian).

40. "The Procession". Za Rodinu, 1943, n. 281 (376), p. 3 (in Russian).

41. "Tours of the vocal quarter of L. M. Grivsky". Za Rodinu, 1943, n. 9 (104), p. 3 (in Russian).

42. Trubetskoy N. N. (1944). "Orthodox church singing in its own historical development", in Pravoslavnyi tserkovnyi kalendar', 1944, Pskov : Pskovskaia dukhovnaia missiia Publ., pp. 58-64 (in Russian).Vasil'eva O. Ju. (ed.) (1996). Russkaia Pravoslavnaia tserkov' i kommunisticheskoe gosudarstvo. 1917-1941. Dokumenty i fotomaterialy [The Russian Orthodox Church and the Communist State. 1917-1941. Documents and photographic materials]. Moscow : Bibleisko-bogoslovskii in-t sv. apostola Andreia Publ. (in Russian).

43. Vasilieva O. Ju., Kudriavtseva I. I., Lykova L. A. (eds.) (2009). Russkaia pravoslavnaia tserkov' v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg. Sbornik dokumentov [The Russian Orthodox Church during the Great Patriotic War of 1941-1945. Collection of documents]. Moscow : Krutitskoie podvor'ie Publ., Obshchestvo liubitelei tserkovnoi istorii (in Russian).

44. "Wedding". Za Rodinu, 1943, n. 259 (352), p. 3 (in Russian).

45. "Worship in six churches". Za Rodinu, 1943, n. 109 (204), p. 3 (in Russian).

46. "Young vocal forces". Za Rodinu, 1943, n. 92 (187), p. 3 (in Russian).

47. Zaits Kirill, archpriest (1943). "Religious conversations are a powerful force with godlessness. To His Eminence Exarch Metropolitan Sergius. Report". Pravoslavnyi khristianin, 1943, n. 5-6 (11-12), available at: http://feodorovna.ucoz.lv/publ/izdanija_pskovskoj_missii/zhurnal_quot_ pravoslavnyj_khristianin_quot/5_6_10_11_maj_ijun_1943_g_2_j_god_ izd/27-1-0-76 (05.04.2022) (in Russian).

48. Zhunda N. (1943). "Information about churches, parishes and priests of the former Pskov and Petrograd provinces". Pravoslavnyi khristianin, 1943, n. 1-2 (6-7), available at: http://feodorovna.ucoz.lv/publ/izdanija_pskovskoj_ missii/zhurnal_quot_pravoslavnyj_khristianin_quot/1_2_6_7_janvar_ fevral_1943_g_2_j_god_izd/27-1-0-73 (05.04.2022) (in Russian).

Literature

1. Gerasimova I. V., Zakhar'ina N. B., Shchepkina N. A. (2021). "The Christmas stichera 'Today is Christ' and its circle of similarity: Greek-Slavic parallels (10-17 centuries)". Problemy istoricheskoipoetiki [Problems of Historical poetics], 2021, n. 1, pp. 55-74 (in Russian).

2. Grivskii M. F. (1939). "Russian Russian folk song and chastushka", in Shuvalov M. P., Pen'kin N. N., Solovskii I. F. (eds.). Sbornik vtorogo vsegosudarstvennogo sleta russkikh khorov v Estonii 1-2 iiulia 1939 g. Petseri (Pechery) [Collection of the second All-state gathering of Russian choirs in Estonia on July 1-2, 1939 Petseri (Pechery)]. Tartu : K. Mattieseni, pp. 59-68 (in Russian).

3. Grivskii E. M. (2022). "Composer Archpriest Mikhail Fedorovich Grivsky", in S. G. Zvereva (ed.). A. V. Nikol'skii i khorovoe dvizhenie v Rossii v nachale XX veka [A. V. Nikolsky and the choral movement in Russia at the beginning of the 20 century], book 2 : Khorovye s"ezdy, obshchestva, kursy [Choral conventions, societies, courses]. Moscow : Iazyki slavianskikh kul'tur Publ., pp. 759-761 (Russkaia dukhovnaia muzyka v dokumentakh i materialakh; v. 8) (in Russian).

4. Grivskii M. F. (2022). "From the life of the psalom school", in S. G. Zvereva (ed.). A. V. Nikol'skii i khorovoe dvizhenie v Rossii v nachaleXXveka

[A. V. Nikolsky and the choral movement in Russia at the beginning of the 20 century], book 2 : Khorovyes"ezdy, obshchestva, kursy [Choral conventions, societies, courses]. Moscow : Iazyki slavianskikh kul'tur Publ., pp. 840-844 (Russkaia dukhovnaia muzyka v dokumentakh i materialakh; v. 8) (in Russian).

5. Levin N. F. (2006). "Grivsky", in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], v. 12. Moscow : Pravoslavnaia entsiklopediia Publ.,

pp. 446-447 (in Russian).

6. Maksimovskaia L. M. (2001) "'God, in Your name save me...'. Priests and regents in the Vekhnovsky and Vasilyev families", in Nevel'skii sbornik. Stat'i, pis'ma, vospominaniia. Po materialam Sed'mykh Nevel'skikh Bakhtinskii chtenii (1-4 iiulia 2000 g.) [Nevelsky collection. Articles, letters, memoirs. Based on the materials of the Seventh Nevelsky Bakhtin readings (July 1-4, 2000)], v. 6. St. Petersburg : Akropol' Publ., pp. 162-163 (in Russian).

7. Oboznyi K. P. (2002). "Clergy of the Pskov mission". Sankt-Peterburgskie eparkhial'nye vedomosti, 2002, iss. 26-27, pp. 46-51 (in Russian).

8. Oboznyi K. P. (2008). Istoriia pskovskoipravoslavnoi missii 1941-1944 g. [History of the Pskov Orthodox Mission, 1941-1944]. Moscow : Krutitskoie podvor'ie Publ., Obshchestvo liubitelei tserkovnoi istorii (in Russian).

9. Oboznyi K. P. (2016). "On Church Governance of Northern Orthodox Parishes in Pskov Region during the German occupation and within the 'New Course'". Vestnik Sviato-Filaretovskogo instituta, 2016, iss. 17, pp. 43-78 (in Russian).

10. Popov I. V. (2002). "Pskov Orthodox Mission. Panegyric to Russian missionaries". Sankt-Peterburgskie eparkhial'nye vedomosti, 2002, iss. 26-27, pp. 3-7 (in Russian).

11. Popov I. V., Shkarovsky M. V. (2002). "Parishes of the Pskov mission". Sankt-Peterburgskie eparkhial'nye vedomosti, 2002, iss. 26-27, pp. 53-62 (in Russian).

12. Popov I. V., Shkarovsky M. V. (2002). "Synodik of the Pskov mission". Sankt-Peterburgskie eparkhial'nye vedomosti, 2002, iss. 26-27, pp. 8-45 (in Russian).

13. Prepodobnyi Lavrentii Chernigovskii. Zhitie, akafist, pouchenie [St. Laurentius of Chernigov. Life, Akathist, teaching]. Pochaev : Pochaevskaia Lavra Publ., 2001 (in Russian).

14. Shkarovsky M. V. (2010). Russkaia tserkov' i tretii reikh [The Russian Church and the Third Reich]. Moscow : Veche Publ. (in Russian).

15. Vasil'eva E. N., Maksimovskaia L. M. (2004). "Vekhnovsky", in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], v. 8. Moscow : Pravoslavnaia entsiklopediia Publ., p. 76 (in Russian).

16. Zvereva S. G. (2014). "From the history of Russian musical life in the Smolensk, Minsk and Pskov regions during the years of German occupation", in T. V. Ginzburg (ed.). Muzykal'noe nasledie v sovremennom obshchestve. Materialy konferentsii 1-5 oktiabria 2012 goda [Musical heritage in modern society. Conference proceedings October 1-5, 2012]. Moscow : VMOMK

im. M. I. Glinki Publ., pp. 261-272 (in Russian).

17. Zvereva S. G., Naumov A. A. (2022). "Biographical information about the most prominent figures of the All-Russian congresses", in S. G. Zvereva (ed.). A. V. Nikol'skii i khorovoe dvizhenie v Rossii v nachale XX veka [A. V. Nikolsky and the choral movement in Russia at the beginning of the XX century], book 2 : Khorovye s"ezdy, obshchestva, kursy [Choral conventions, societies, courses]. Moscow : Iazyki slavianskikh kul'tur Publ., pp. 883-908 (Russkaia dukhovnaia muzyka v dokumentakh i materialakh; v. 8) (in Russian).

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 02.05.2022;

принята к публикации 11.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.