Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 46. С. 152-170 БОТ: 10.15382Мш^202246Л52-170
Владимирцева Марина Валерьевна, магистрант кафедры философии и теологии Псковского государственного университета
[email protected] https://orcid.org/0000-0002-5975-5913
Герасимова Ирина Валерьевна, канд. искусствоведения, канд. ист. наук,
доцент кафедры философии и теологии Псковского государственного университета
Россия, г. Псков [email protected] https://orcid.org/0000-0003-4740-4750
Организация церковного пения в печорском храме Сорока мучеников Севастийских во время фашистской оккупации 1941-1944 годов*
Аннотация: Статья посвящена проблеме организации церковной службы в русском провинциальном храме во время фашистской оккупации 1941-1944 гг. на примере церкви Сорока мучеников Севастийских города Печоры Псковской области. В храме отложились архивные документы и книги с XVIII в., позволяющие проследить его историю, организацию церковной жизни и особенности отправления богослужений. Сохранившаяся библиотека старопечатных книг позволяет представить себе в деталях, как организовывалась церковная служба, по каким книгам и нотам пели в печорском храме в различные его периоды. Богатые певческие традиции, поддерживаемые талантливыми регентами, и мощный большой приход позволили сохранить мужской состав певческого коллектива, который проработал всю оккупацию. Сменялись священники и регенты, но основной хоровой коллектив оставался неизменным. Оплата церковного хора изменилась. Женские голоса перевели в любительский состав, однако при возможности поддерживали материально. Практически все годы войны богослужение велось по григорианскому календарю по требованию немецких властей, несмотря на принятый в Московском патриархате юлианский календарь. В начале 1944 г., возможно начиная с праздника Крещения Господня, русский приход Сорока мучеников перешел на богослужение по старому стилю.
Ключевые слова: фашистская оккупация, организация церковного пения, Печоры, храм Сорока мучеников Севастийских.
© Владимирцева М. В., Герасимова И. В., 2022.
* Статья написана при поддержке РФФИ, конкурс «Теология в междисциплинарных исследованиях», проект № 21-011-44230 «Роль церкви в жизни населения на оккупированной территории Псковского края (1941-1944)».
М. В. Владимирцева, И. В. Герасимова
Введение
Литургическая жизнь православных приходов Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. — тема непростая по многим аспектам. Помимо скудной источниковой базы здесь исследователь сталкивается с клубком сложнейших вопросов и ситуаций, касающихся исторических событий, психологии выживания человека в военное время и трудностей осуществления церковного служения. После нескольких десятилетий безбожия и крушения религиозных основ в военные годы двери храмов вновь стали открываться для прихожан как на оккупированных советских территориях под надзором фашистской власти, так и позднее по приказу Иосифа Сталина в сентябре 1943 г. на неподконтрольных немцам землях. Возрождение литургической жизни в православных храмах России, независимо от того, кто был инициатором этого процесса, стало мощной духовной поддержкой верующим христианам. Любовь к Богу и церковная молитва помогали преодолеть временные земные трудности и давали надежду на победу в борьбе с уничтожавшим русскую землю врагом.
Печорский храм Сорока мучеников Севастийских — один из уникальных примеров в истории Русской Православной Церкви. Он не был закрыт в XX столетии — ни в период первых десятилетий советского безбожия, ни во время Великой Отечественной войны. Деревянная Сорокамученическая церковь ведет свое начало с XV в. и на заре своего существования являлась частью Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В начале XVI в. игумен Кор-нилий перенес его за монастырскую ограду, недалеко от входных монастырских
Ил. 1а. Печорская церковь Сорока мучеников Севастийских. Фото Льва Саввинова
ворот. С этих пор храм первым встречает многочисленных паломников, приезжающих поклониться знаменитым святыням древней псковской обители. В начале XIX в. была возведена каменная церковь в том виде, в котором можно ее увидеть и в настоящее время.
Непрерывная литургическая жизнь прихода способствовала тому, что в церковном архиве храма сохранились источники с конца XVIII в., касающиеся его деятельности, в том числе и 1941— 1944 гг.: приходно-расходные акты, списки причастников и кающихся, метрические записи о рождении, браке и смерти, а также церковные книги1. Эти источники дают представление об отправлении службы в Сорокамучениче-ской церкви в годы фашистской оккупации, позволяют реконструировать по расходно-приходным книгам организацию церковного пения в ранее неизвестных подробностях.
Причт церкви Сорока мучеников в 1941-1944 гг.
В августе 1940 г. в печорскую Сорокамученическую церковь приехал на служение вместо о. Иоанна (Коведяева) новый священник — о. Петр (Преображенский), затем с конца ноября его сменил о. Петр (Орлец)2. Назначение священников было связано с приходом новой советской власти на бывшие эстонские территории. По сообщению «Церковной летописи» храма Лисье от 16 июня настоятель храма о. Иоанн скрылся, видимо, предчувствуя при-
1 См. подробнее об этом: Владимирцева М. В., Герасимова И. В. Источники по истории религиозной жизни церковного прихода на оккупированной территории в 1941-1944 годах: храм Сорока мучеников Севастийских города Печоры // Человек и трансформация современного общества: проблемы безопасности, духовности и культуры. Сб. материалов Международного научно-практического Свято-Тихоновского форума, включающего конференцию; круглый стол Международного общества свт. Григория Паламы; VIII Свято-Тихоновскую конференцию. Псков, 2021. С. 44-50.
2 Расписка о получении денег для поездки в Таллинн к митрополиту Александру после утверждения на совете прихода назначения о. Петра (Преображенского) настоятелем Соро-камученической церкви в Печорах // Архивные материалы ц. Сорокамучеников (г. Печоры, Псковская обл.). «Расходные документы печерской Сорокамученической церкви за 1940 — 1941 гг.», счет № 78 от 3 октября 1940 г.; Расписка о получении денег для поездки в Таллинн к митрополиту Александру о. Петра Ореца // Там же, № 99 от 24 ноября 1940 г.; Расписка о. Петра Ореца на получение пособия для переезда его с семьей с прежнего места служения на новое // Там же, счет № 113 от 1 декабря 1940 г.
Ил. 1б. Печорская церковь Сорока мучеников. Интерьер. Фото Игоря Герасимова
ход большевиков, равно как и печорский благочинный о. Николай (Рааз)3. Позднее, о. Иоанн был пойман, арестован и приговорен к расстрелу 4 ноября 1940 г.4
С 1920 по 1940 г. — времени вхождения г. Петсери (так по-эстонски назывались Печоры) в состав Эстонии — местная православная церковь находилась в ведении Константинопольского патриархата. Затем, за год до начала войны, в июне 1940 г., городок был присоединен к Советскому союзу, и сразу после его присоединения приход Сорока мучеников подал прошение о его принятии в Московский патриархат, что и было исполнено через некоторое время5. Несмотря на то что сама церковь являлась небольшой, в 1930-е гг. ее приход насчитывал до 3 тыс. человек, а в совет прихода входило 20 выборных членов6. Старостой церкви, как до войны, так и все военные годы, являлся Михаил Павлович Шко-ков — общественный деятель на ниве русской культуры, казначей и библиотекарь «Русского дома», как тогда называли Пестерское русское общество просвещения в Печорах.
Отец Константин происходил из древнего дворянского русского рода. В 1919 г. семья Шаховских вместе с Северо-Западной армией Н. Н. Юденича покинула Псков и обосновалась в Печорах. В 1920-1930-е гг. Константин Шаховской окончил Печорскую семинарию и Варшавский университет по специальности теология, а постоянно проживал в Печорах, где была организована большая русская община эмигрантов. С приходом «Псковской православной миссии» — церковного движения за возрождение православной церкви на Северо-Западе России — о. Константин был определен ими на служение во Псков, после переведен в Струги Крас-
3 Лирин В. Церковная летопись дер. Лисье в 1927 — 1945, 1978 гг. Рукопись // Архив церкви во имя иконы Владимирской Божией Матери в дер. Лисье Печорского р-на, Псковской обл. С. 125.
4 Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священноцерков-нослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии XX столетия // под общ. ред. архим. Ермогена (Муртазова). М.; Псков, 2005. С. 258-259.
5 История Псковской православной миссии в документах: в 2 ч. Ч. 1: Документы личного архива митрополита Сергия (Воскресенского) / науч. рук. игум. Дамаскин (Орловский); сост. иеромонах Платон (Рожков), С. Н. Романова, Л. И. Соколова, З. Н. Столярова. Козельск, 2017. С. 268-269.
6 Хроника русской культурной и общественной жизни в Эстонии (1918-1940). Из истории русского зарубежья / сост. С. Г. Исаков, Т. К. Шор. Таллинн, 2017. Т. 2: 1932-1940. С. 247.
Ил. 2. Ведомость об оплате певчих за март 1940 г.
ные, а затем в начале 1943 г. направлен в Сорокамученическую церковь обратно в Печоры. О. Константин проходил по церковным актам до апреля 1944 г., с мая на приходе его сменил священник Михаил Беллавин, ранее служивший настоятелем Спасо-Преображенского храма погоста Колпино, Печорского района (возможно, дальний родственник или однофамилец святителя Тихона, патриарха Московского в 1917—1925 гг., происходившего из Псковской губернии)7.
О. Константин Шаховской уехал в Ригу, где его весной 1945 г. арестовали большевики8. Священника советские власти приговорили к 10 годам за «сотрудничество» с немецкими оккупантами, которые он отбывал в лагерях Горьков-ской области9. По воспоминаниям настоятеля храма святителя Николая в Любя-того о. Владимира Попова, близко общавшегося с о. Константином, последний,
будучи членом «Псковской православной миссии», придерживался в общении с немецкой властью «строго церковной линии, не шел ни на какие компромиссы и даже отказывался служить благодарственный молебен в день рождения фюрера»10.
Несмотря на сложный военный период, в церкви сохранился полноценный хоровой коллектив. До войны, согласно расходным книгам 1940 г., штатный хор храма состоял из десяти человек (четыре женских и шесть мужских голосов).
Регентировал основным хором дирижер Павел Васильев. Кроме этого, в храме был мужской хор, руководителем которого являлся Александр Павлович Шкоков, вероятно брат упомянутого выше старосты храма М. П. Шкокова11. В хронике русского зарубежья приводится мероприятие
7 Ведомость... за апрель 1944 г. // Архивные материалы ц. Сорока мучеников... «Расходные документы печерской Сорокамученической церкви за 1944 г.», счет № 47 от 4 мая 1944 г.; Ведомость. за май 1944 г. // Там же, счет № 57 от 4 мая 1944 г.; Лирин В. Церковная летопись дер. Лисье...С. 79.
8 Попов И. В., Шкаровский М. В. Синодик Псковской миссии // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26/27. С. 15.
9 Владимир Попов, прот. Памяти отца Константина Шаховского // Вестник Русского христианского движения. 2000. № 181. С. 274—275.
10 Там же. С. 273.
11 Полное имя с фамилией и отчеством А. П. Шкокова устанавливается по ведомости о выдаче жалованья за февраль 1945 г. См.: Ведомость... за февраль 1945 г. // Архивные материалы ц. Сорока мучеников... «Расходные документы печерской Сорокамученической церкви за 1945 г.», счет № 19 от 28 февраля 1945 г.
Ил. 3. Ведомость об оплате певчих за ноябрь 1942 г.
в апреле 1936 г. — 40-летний юбилей деятельности А. П. Шкокова, «основателя и регента мужского хора при печорской Сорокамученической церкви»12.
В 1941 г. церковный хор сократился до пяти мужских голосов, работавших в смешанном хоре до войны, — Алексея Гарского, Михаила Кирюшонкова, Василия Шатрова, Николая Москвина, Петра Печникова. Регента не было. На правах любителей пели женщины и девочки, количество которых было непостоянным. С июня по ноябрь 1942 г. церковным хором руководил Александр Васильевич Барсов.
О жизни этого музыканта известно немногое. В предвоенное время в 1920— 1930-е гг. он проживал в Печорском районе и активно занимался музыкальной деятельностью: в 1929 г. являлся дирижером великорусского оркестра и хора просветительского общества дер. Веселки, руководил объединенным хором просветительских обществ дер. Шумилкино и Паниковичи, а также был председателем культурно-просветительского общества «Ручеек» дер. Русский бор13. Неоднократно с объединенным хором выступал на различных мероприятиях14. Участвовал во втором регентском съезде 1939 г., проходившего в Печорах, в качестве делегата от Печорского края и входил в состав его «инструкторов»15. Вместе с ним в просветительском обществе «Ручеек» работал Иоанн Барсов, возможно, его близкий родственник, а К. Барсова являлась членом правления русского просветительского общества г. Печор16. Таким образом, эта семья русских интеллигентов была достаточна известна в Печорах и его окрестностях. К моменту работы с церковным хором храма Сорока мучеников, дирижер имел большой опыт работы с хоровыми коллективами, но долгого сотрудничества здесь по неизвестным причинам не вышло. С ноября 1942 г. регент исчезает из ведомостей, равно как и священник о. Петр в начале 1943 г. Не вызывает сомнения, что в условиях оккупационного фашистского режима с ними могло произойти все что угодно, но, к сожалению, эти факты не были зафиксированы в документах церкви.
В марте 1943 г. в газете «Северное слово» появляется объявление об открытой вакансии регента в храме святых Сорока мучеников17.
Регент был найден только в январе 1944 г.: вернулся к работе старый регент Александр Павлович Шкоков, который и проработал в храме до конца оккупации18. С ним поступили в хор новые певчие — Иван Коновалов, Петр
12 Хроника... Т. 2. С. 303; Вариксоо Е. Ю. Культурная жизнь Печорского края в 1920— 1930-е гг.: деятельность русских культурно-просветительных обществ. Магистерская работа. Псков: ПсковГУ, 2021. С. 95, 97.
13 Хроника. Т. 2. С. 162.
14 Там же. С. 25.
15 Там же. С. 512.
16 Там же. С. 553; Вариксоо Е. Ю. Культурная жизнь Печорского края. С. 92.
17 Архивные материалы ц. Сорока мучеников... «Расходные документы печерской Сорокамученической церкви за 1943 г.», счет № 35, открытка от 31 марта 1943 г.
18 Ведомость. за январь 1944 г. // Там же. «Расходные документы печерской Сорокамученической церкви за 1944 г.», счет № 4 от 31 января 1944 г.
\ . /I ¿-¿¿-/¿+> /г'
л
I// ¿-Т-Л^) .
„зв/е
Совет Пвчерской Сорокамучениче-ской церкви приглашает желающих занять место
РЕГЕНТА
означенной церкви. Заявления просят направлять по Адресу: Р^веп, 1ое "5. М. Шкокову.
Ил. 4. Открытка с объявлением вакансии регента в храм Сорока мучеников. Март 1943 г.
Белянин и вошедший в штат хора псаломщик Иван Слесарев19, а с марта — Иван Фирсанов20.
Размер жалований хора церкви Сорока мучеников в 1941-1944 гг.
Размер жалованья для хористов значительно изменялся за время войны, вероятно, это было связано в первую очередь с платежеспособностью церковного прихода. С началом оккупации староста церкви в расчетах со служащими перешел с эстонских крон на немецкие рейхсмарки. В 1942 г. с января по октябрь пяти мужским голосам платили по 2, 5 марки в месяц21. Затем, видимо, появилась возможность платить больше — с ноября 1942 г. мужчины стали получать по 10 марок22, а с апреля 1943 г. — по 20 марок в месяц23. Певшим в любительском хоре женщинам лишь иногда выдавали небольшое денежное вознаграждение. В сентябре 1942 г. за летние месяцы восемь хористок получили 50 марок24.
19 Ведомость... за январь 1944 г. // Архивные материалы ц. Сорока мучеников... «Расходные документы печерской Сорокамученической церкви за 1944 г.», счет № 4 от 31 января 1944 г.
20 Ведомость. за март 1944 г. // Там же, счет № 30 от 31 марта 1944 г.
21 Ведомость. за январь 1942 г. // Там же. «Расходные документы печерской Сорокамученической церкви за 1942 г.», счет № 2 от 31 января 1942 г.
22 Ведомость. за ноябрь 1942 г. // Там же, счет № 72 от 29 ноября 1942 г.
23 Ведомость. за апрель 1943 г. // Там же. «Расходные документы печерской Сорокамуче-нической церкви за 1943 г.», счет № 39 от 23 апреля 1943 г.
24 Ведомость. за сентябрь 1942 г. // Там же. «Расходные документы печерской Сорокамученической церкви за 1942 г.», счет № 54 от 30 сентября 1942 г.
В октябре того же года в ведомости по статье расходов под названием «женским хористкам за все лето» было выделено еще 20 марок25.
Гораздо выше была ставка руководителя хора — А. В. Барсова. Месячное жалованье его составляло около 30 марок26. Таким же было жалованье и псаломщика — 20—30 марок в месяц27. Для сравнения, священнику о. Петру платили от 40 до 70 марок, каждый месяц суммы отличались. Например, в мае 1942 г. ему выдали 68,80 марок28. Как соотносились немецкие рейхсмарки с русскими рублями в то время, дает нам представление счет об оплате дополнительной ставки псаломщика в декабре 1942 г. Временному псаломщику О. Соловскому в декабре заплатили 300 русских рублей или 30 марок за работу в храме29. Возможно, храму понадобился еще один человек для чтения псалтири за умерших: его услуги оплачивались до мая 1943 г. включительно.
Что можно было купить за 30—60 марок в 1942—1943 гг.? Стоимость продуктов в то время контролировалась немецкими властями. В провинциальной газете «За Родину» в июле 1942 г. оккупационной администрацией были опубликованы фиксированные цены на различные продукты, за исключением мяса30. Например, цена картофеля могла колебаться от 40 копеек до 1 рубля 20 копеек за кг, лук стоил 3 рубля за кг, капуста — 2,50 рублей за кг, литр молока — не больше 1 рубля, творог — 6 рублей за кг, цена рыбы разных видов — от 2 до 5 рублей за кг, а стоимость одного яйца не должна была подниматься выше 80 копеек31. Становится ясно, что на 30 марок, или 300 рублей, один человек мог продержаться месяц, скромно питаясь. Неизвестно, работала ли в церкви трапезная для клира, но, скорее всего, нет: по документам церкви не проходят закупки продуктов, ни разу не упоминается должность повара.
С приходом регента А. П. Шкокова хор увеличился до семи-восьми человек мужских голосов и ставки тоже резко повысились. Ставка регента в 1944 г. составила 200 марок в месяц, а мужским голосам — по 70 марок32, и до конца фашистской оккупации она не менялась33. Кроме того, средствами прихода певчим В. Шатрову и А. Гарскому в январе 1944 г. выплатили помощь в размере 300 и 500 марок за долголетнюю службу34.
Печоры были освобождены от немецко-фашистской власти 11 августа 1944 г. С освобождением города расчеты перешли в рубли. В августе жалованья
25 Ведомость. за октябрь 1942 г. // Архивные материалы ц. Сорока мучеников... «Расходные документы печерской Сорокамученической церкви за 1942 г.», счет № 62 от 30 октября 1942 г.
26 Ведомость. за июнь 1942 г. // Там же, счет № 35 от 28 июня 1942 г.
27 Ведомость. за август 1942 г. // Там же, счет № 65/август, б/д, 1942 г.
28 «Список служащих за май 1942 г.» // Там же, счет № 65/май от 3 июня 1942 г.
29 Расписка о получении жалованья псаломщиком О. Соловским за декабрь 1942 г. // Там же, счет № 86, б/ д, декабрь 1942 г.
30 Газета «За Родину» (Дно), № 118 (178), 11 июля 1942 года.
31 Там же.
32 Ведомость. за январь 1944г. // Архивные материалы ц. Сорока мучеников... «Расходные документы печерской Сорокамученической церкви за 1944 г.», счет № 4 от 31 января 1944 г.
33 Ведомость. за июль 1944 г. // Там же, счет № 76 от 28 июля 1944 г.
34 Расписки о получении пособия за долголетнюю службу В. Шатровым и А. Гарским // Там же, счет № 2/1—2 от 28 января 1944 г.
не было. Регенту и хористам в сентябре заплатили по 200 рублей35, к ним же был приписан «мальчик Володи», получивший 50 рублей за работу. В октябре певчим начислили сразу «добавочные за август и сентябрь» по 400 рублей, и за октябрь — тоже 400 рублей36. Регенту заплатили 1000 за октябрь без добавочной суммы37. В последние месяцы 1944 г. эти суммы регенту и хору закрепились38.
В храме отдельные гонорары полагались за великие церковные праздники. В 1942 г. праздничное жалованье к Рождеству Христову составило певчим мужчинам по 20 марок, а семи девочкам по 10 марок на человека39. На Пасху в 1942 г. «на угощение хора певчих и любителей» выделили 50 марок40. В 1943 г. для угощения певчих и любителей приход выделил уже 300 марок41.
В честь Пасхального торжества восемь женщин хористок получили по 20, а три девочки — по 10 марок42. На Троицу в 1943 г. на угощение хора было выделено 100 рейхсмарок43. В 1944 г. сумма, данная на пасхальный стол певчим, снизилась до 150 марок44.
На престольный праздник приход выдавал хору деньги на угощение. В 1943 г. «на чай для хора певчих» выдали 40 марок45, а в 1944 г. «дано на чай хору певчих и любителям за праздник святых Сорока мучеников 100 рейхмарок»46.
35 Ведомость, за сентябрь 1944 г. // Архивные материалы ц. Сорока мучеников... «Расходные документы прихода Сорокамученической церкви за 1944 г.», счет № 90 от 30 сентября 1944 г.
36 Ведомость. за август-октябрь 1944 г. // Там же, счет № 94 от 30 октября 1944 г.
37 Там же.
38 Ведомость. за ноябрь 1944 г. // Там же, счет № 101 от 26 ноября 1944 г.
39 Ведомость на выдачу наградных служащим печерской Сорокамученической церкви // Там же. «Расходные документы прихода Сорокамученической церкви за 1942 г.», счета № 82 и 83 от 27 декабря 1942 г.
40 Там же, счет № 20 от 2 апреля 1942 г.
41 Там же. «Расходные документы печерской Сорокамученической церкви за 1943 г.», счет № 36 от 20 марта 1943 г.
42 Там же, счет № 38 от 23 апреля 1943 г.
43 Там же, счет № 59 от 6 июня 1943 г.
44 Там же. «Расходные документы прихода Сорокамученической церкви за 1944 г.», счет № 42 от 30 апреля 1944 г.
45 Там же. «Расходные документы печерской Сорокамученической церкви за 1943 г.», счет № 31 от 5 марта 1943 г.
46 Там же. «Расходные документы прихода Сорокамученической церкви за 1944 г.», счет № 33 от 22 марта 1944 г.
Ил. 5. Ведомость об оплате певчих за ноябрь 1944 г.
На Погребение Пресвятой Богородицы 29 августа 1943 г. в храме служил экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский). С ним сослужили протодиакон, два иподьякона и архиерейский хор с регентом. Всем были выплачены гонорары за службу: архиепископу Павлу и протодьякону по 50 марок, двум иподьяконам по 20 марок и хору 110 марок47.
Об архиерейской службе в церкви было известно заранее: 26 августа уборщице был выдан гонорар «за мытье полов в храме Сорока мучеников к приезду экзарха»48.
Основное торжество с участием четырех архиереев — митрополита Сергия (Воскресенского), архиепископа Нарвского Павла (Дмитровского), епископов Рижского Иоанна (Гарклавса) и Ковенского Даниила (Юзвьюка) проходило 28 августа на Успение Божией Матери во Псково-Печерском монастыре49. Во время праздника состоялось совещание, по результатам которого архиепископы выступили с совместным обращением к страждущей пастве50. Служение архиепископа Павла в храме Сорока мучеников явилось дополнительной возможностью для верующих, не попавших в Печорскую обитель на праздничную службу, помолиться с архиереем в первый день попразднства Успения.
Помимо праздников на приходе проводились хоровые концерты. В расходной книге в июле 1942 г. отмечено, что приход церкви заплатил Печорско-
47 Ведомость расходов по архиерейскому служению 29 августа 1943 г. // Архивные материалы ц. Сорока мучеников... «Расходные документы печерской Сорокамученической церкви за 1943 г.», счет № 86 от 31 августа 1943 г.
48 Там же, счет № 84 от 26 августа 1943 г.
49 Тихон (Секретарев), архим. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в годы Великой Отечественной войны // Журнал Московской патриархии, 2006. № 5. URL: http:// www-old.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/06/05-06/08.htm (дата обращения: 01.02. 2022).
50 Там же. Текст совместного обращения в праздник Успения Пресвятой Богородицы во Псково-Печерском монастыре, позднее зачитанный архиепископом Павлом (Дмитровским) в Нарвской епархии, опубликован: Павел (Дмитровский), архиеп. «Бодрствуйте, стойте в вере» (Обращение к православной пастве Нарвской епархии) 22 августа 1943 г. // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26/27. С. 117.
Ил.7. Ведомость расходов по архиерейскому служению 29 августа 1943 г.
Ил. 6. Расписка об оплате угощения певчих на Пасху. 1943 г.
му благочинному Элию Верхоустинскому 200 марок «на устройство духовного концерта»51.
Вопрос о стиле богослужений в церкви Сорока мучеников
в 1941-1944 гг.
Ведомость о выдаче «гонораров» на Рождество Христово датируется 27 декабря 1942 г., что свидетельствует о совершении богослужений в печорском храме Сорока мучеников по григорианскому стилю52. О требованиях немецких властей служить в православных церквях по новому календарю на Псковских землях писала О. Васильева53. По ее сведениям, в декабре 1941 г. после запрета немецких начальников служить по юлианскому календарю Рождество Христово и другие праздники возмущение православных в Острове и Стругах Красных подтолкнуло оккупационные власти к некоторым уступкам. В Острове удалось отстоять праздник по старому стилю. Об этом же писал в своих воспоминаниях о. Алексей Ионов, служивший в соборе г. Острова в 1941-1942 гг.54 В Стругах Красных первую службу 2 апреля 1942 г. во вновь открытом храме Пасху и затем Благовещение 7 числа отслужили по юлианскому календарю55. В конце года отказавшийся праздновать по григорианскому календарю священник был заменен более лояльным к данному вопросу 56.
Необходимо учитывать, что оккупационная политика отличалась на землях, относящихся к Эстонии и России. Григорианский календарь использовался в богослужении печорских храмов и ранее в период принадлежности церквей города к Константинопольскому патриархату, что нашло подтверждение в Хронике культурной и общественной жизни русского зарубежья в Эстонии. Например, в 1939 г. рождественские спектакли в Печорах проходили 26-27 декабря, а 6 января 1940 г. в Нарве епископ Павел возглавил крещенский поход к реке «На Иордан»57. В храме Сорока мучеников престольный праздник в 1940 г. совершался по новому стилю — полы были помыты к празднику 5 марта58, а престольный праздник с архиерейским служением прошел 9 марта59. Несмотря
51 Архивные материалы ц. Сорокамучеников... «Расходные документы прихода Сорока-мученической церкви за 1942 г.», счет № 46 от 2 августа 1942 г.
52 Ведомость на выдачу наградных служащим печерской Сорокамученической церкви // Там же, счета № 82 и 83 от 27 декабря 1942 г.
53 Васильева О. Свои или чужие: к вопросу о религиозной жизни на временно оккупированной территории // Православие.ру. ИНГ: https://pravoslavie.ru/5209.htmI (дата обращения: 30.01.2022).
54 Ионов А., прот. Записки миссионера // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26/27. С. 235.
55 Газета «За Родину» (Псков). № 50, 6 ноября 1942 г.
56 Васильева О. Свои или чужие... Электронный ресурс. Точка доступа: https://pravoslavie. га/5209.Ы:т1 (дата обращения: 30.01.2022).
57 Хроника... Т. 2. С. 565, 570.
58 Архивные материалы ц. Сорокамучеников... «Расходные документы прихода Сорока-мученической церкви за 1940 г.», счет № 26 от 5 марта 1940 г.
59 Ведомость мелочных расходов Сорокамученической церкви // Там же, счет № 39 от 31 марта 1940 г.
на то что формально к Московскому патриархату приходы Печор присоединились по указу Литовского митрополита 1 сентября 1940 г.60, Рождество Христово в храме Сорока мучеников праздновали еще по григорианскому календарю 25 декабря. Об этом свидетельствует выдача в декабре к празднику Рождества «на чай хору певчих» пяти рублей61.
В конце года делегат от церкви Петр Васильев письменно отчитывался старосте о своих расходах, связанных с процессом перехода церквей города Печоры под московскую церковную юрисдикцию62. Приехавший в храм управляющий делами Московской патриархии архиепископ Сергий (Воскресенский) 20 января 1941 г., по-видимому, на месте решил все вопросы, связанные с этим переходом63. Торжественный акт совета Сорокамученического прихода о переходе в Московский патриархат был подписан 31 марта 1941 г. при участии архиепископа Сергия, в честь чего храмом была заказана «фотографическая съемка»64.
В просмотренных церковных актах 1941 г. пока не обнаружена информация о том, имел ли место краткий переход богослужения на юлианский календарь после присоединения к Московскому патриархату до занятия города немецкими войсками, или нет. В «Церковной летописи» дер. Лисье отмечается, что переход на старый стиль произошел в октябре 1940 г., что не нашло подтверждения в ц. Сорока мучеников Севастийских65.
Переход на юлианский календарь произошел в печорском храме Сорока мучеников в начале 1944 г. до освобождения города от фашистских захватчиков, но не ранее весны 1944 г. Престольный праздник совершался в этом году уже 22 марта66, и далее все упомянутые в документах церковные праздники в 1944-1945 гг. отмечались также по старому стилю. Время перехода на старый стиль уточняется
60 История Псковской православной миссии в документах. Ч. 1. С. 268-269.
61 Ведомость мелочных расходов в декабре 1940 г. // Архивные материалы ц. Сорокамуче-ников... «Расходные документы прихода Сорокамученической церкви за 1940 г.», счет № 112 от 31 декабря 1940 г.
62 Расписка о получении Петром Васильевым компенсации от храма сорокамучеников в размере 30 эстонских крон за почтовые, канцелярские и типографские расходы // Там же, № 114 от 31 декабря 1940 г.
63 Архивные материалы ц. Сорока мучеников... «Расходные документы прихода Сорока-мученической церкви за 1941 г.», счет № 2 от 20 января 1941 г.
64 Там же, счет № 25 от 31 марта 1941 г.
65 Лирин В. Церковная летопись дер. Лисье...С. 131.
66 Архивные материалы ц. Сорока мучеников... «Расходные документы прихода Сорока-мученической церкви за 1944 г.», счет № 33 от 22 марта 1944 г.
Ил. 8. Оплата фотосъемки в день перехода церкви в Московский патриархат, 31 марта 1941 г.
в «Церковной летописи» дер. Лисье Печорского района. Регент храма писал о том, что оккупационные власти разрешили вернуться к старому календарю на праздник Крещения Господня, и с тех пор богослужение шло в соответствии с юлианским календарем67.
Ноты и богослужебные книги церкви Сорока мучеников
О том, какими нотами пользовались на клиросе храма Сорока мучеников Севастийских в первой половине прошлого столетия, можно узнать из листка отчета о приемке в церковь в 1896 г. новых нот с приложением полной их описи. Примечательно, что именно в этом году регент Александр Шкоков начал свою деятельность в Ссорокамученической церкви, 40-летие которой праздновалось в 1936 г.
Список церковных нот, сданных мною, регентом А. Ив. Лаврениным, в церковь св. Сорока мучеников в Печерах 5 сентября 1896 года
4 тетради муз. Бортнянского [акколада, объединяющая строки
«Плотию уснув» — Орлова левой колонки]
«Помышляю день страшный» — егоже Куплены на общественные] деньги
В. С. Куликовым
Великопостныя службы — Зайцева [акколада, объединяющая строки
Песнопения во св. Неделю Пасхи — Егоже левой колонки]
Херувимская и «Милость» — егоже Подарок О. Иоанна Городецкого
Херувимская — Азеева
«Милость мира» — Георгиевского
Литургия — Малашкина
Получил в целости вышеупомянутые ноты. Настоятель св. Сорокамучен[ической] церкви
Согласно этой описи, в храм были приняты ноты Д. С. Бортнянского, В. М. Орлова, С. А. Зайцева, Е. А. Азеева, М. И. Георгиевского и Л. Д. Малашки-на. Судя по произведениям, это были актуальные ноты, изданные за последние десять лет выдающимися деятелями церковного пения того времени.
Евстафий Степанович Азеев (1851—1920) в 1890-е гг. работал учителем пения в Придворной певческой капелле и сочинял произведения для хора. Херувимские песни были изданы в московской типографии Гутхейля в 1883 г. и в издательстве Придворной капеллы в 1890 г.
Василий Михайлович Орлов (1858—1901) — русский композитор, собиратель народных песен и церковный композитор.
Сергей Александрович Зайцев (1824—1896) — автор духовно-музыкальных переложений, жил и преподавал пение в Гатчине. В 1886—1887 гг. в издательстве П. И. Юргенсона опубликовал шесть томов четырехголосных переложений церковных распевов, в том числе Т. 4 «Великопостные службы» и Т. 5 «Песнопения
67 Лирин В. Церковная летопись дер. Лисье. С. 167.
во Св. и Великую Неделю Пасхи», подаренные печерскому храму Сорока мучеников Севастийских в 1896 г.
Михаил Иванович Георгиевский (1821?—1887) — священник, регент, преподаватель пения, в 1882—1887 годах подготовил 140 номеров переложений для печати в издательстве П. И. Юргенсона и В. Гроссе.
Леонид Дмитриевич Малашкин (1842—1902) — дирижер, композитор педагог, выпускник Берлинской консерватории. Сочинял церковные произведения, особенно известны его переложения киево-печерского напева. В 1889 г. в Москве вышел сборник церковных песнопений московского распева для трехголосного хора, среди которых числится Служба Иоанна Златоустаго, а годом позже вышли Литургии Иоанна Златоустаго, св. Василия Великого и Григория Двоеслова и Панихида также для трех голосов. Все эти ноты не сохранились на клиросе, но, возможно, что в 1940-е гг. по ним еще пели хористы.
В храме до настоящего времени сохранились церковные книги, помогавшие священникам отправлять богослужение. В таких небольших храмах комплекты книг, в том числе и певческих, покупались и хранились веками. В архиве храма обнаружилась книга Каноник 1868 г. издательства Киево-Печерской лавры, Требник XIX в. без даты издания. Нашлось старинное Евангелие, тоже без даты, но видимо, этого же времени, а также Псалтирь с восследованием 1763 г., напечатанная в Чернигове. К концу XVIII века относится оставшееся в храме «По-следование молебных пений», вышедшее в Синодальной типографии в 1789 г.
В архиве храма найдена Цветная Триодь XIX в. без начала и выходных данных и единственная нотолинейная старопечатная книга — «Ирмологий нотнаго пения, шестым тиснением» в двух частях, выпущенная в 1816 г. Синодальной типографией. Первая часть охватывала ирмосы с 1-го по 4-й гласы знаменного распева, вторая — с 5-го по 8-й гласы. Нотация книги — киевская квадратная, получившая распространение в русской церкви с конца XVII в.
Даже сейчас в церковной практике Со-рокамученической церкви используются старопечатные книги. Например, на клиросе держат Типикон Синодальной типографии 1867 г., по которому можно сверять богослужение, имеется там Минея общая XVIII — XIX вв. с утраченными выходными данными, Требник Синодальной типографии 1817 г. А в Часослове 1877 г. на одном из листов фиолетовым карандашом записано время отправления служб в Сорокамуче-ническом храме. Оно сделано священником, начавшем свое служение в этой церкви в 1945 г.: «бдение, начало в 5 ч. вечера; Литургия — начало в 9 ч. утра. Настоятель прот. [Василий] Евстафьев. 1950».
Ил. 9. Ирмологий. Квадратная нотация. Москва, 1816. Ч. 1. Гласы 1-4
Ил. 10. Типикон. Син. тип., 1867г.
прдпулздпт-пш! ^ — - " —
¿1 Оуспжи ПОСТЫЛ СЛДКНЫА МЧЦМ НДШСА КИМ, Н П^НСНОДКЫ л^'н.
¿Нд лид'Ьн ьн^нн, нд Гдн боззм^х, стТ^нры И.» Г, г-исх 4. Подобию: Нбныгх чннижх: Олдьд,, й нын-к, гмт'ы ПрТнднт* ШЛМуНО( оуспж!« 1^0К1Л1ЖЯ ДНЕ. ЦД спдокн1!; сп^нуы, глдсх к. Подоктх: Дол« ¿уф^овх: П^нп^ьх: фскрснн гдн 4 кя покой тьон: £'го^ын: НЛ^'ГСА ГЛЬ Сддвд, н нынЖ,
нбныа:
, УТ" аг\ - § \/__т'оп^
' I ^ ^ и 1V--чм-^м Ц-ЛД.
л.их тонж{:
Ил. 11. Часослов, 1877 г.
В ХУШ—Х1Х вв. в храме закупались богослужебные книги определенного типа, содержащие чинопоследование святому, постовую или праздничную службу. Таких печатных книг в архиве осталось семь, а восьмая книга — рукописная служба Иоанну Воину времени Екатерины II:
Служба благодарственная на Полтавскую победу 1709 г., без выходных данных;
Служба Димитрию, митрополиту Московскому, издание Синодальной типографии 1759 г.;
Служба Николаю чудотворцу, без выходных данных;
Служба Иоанну Богослову периода царствования Екатерины II, Служба
св. Петру и Павлу времени Павла I;
Служба в Четверток первыя недели Великого поста, 1783 г.;
Служба во Святый и великий пяток времени Екатерины II;
Служба во Святую и Великую субботу времени Екатерины II.
Всего в храме находится более 60 старопечатных книг XVIII—XIX вв., большинство из которых представляют собой поучения и слова святителей и учителей Церкви, а также их богословские труды на разные церковные темы.
Заключение
Таким образом, хранящиеся в печорском храме Сорока мучеников документы и книги позволяют реконструировать организацию церковного пения в годы Великой Отечественной войны. Сильный, организованный приходской совет, складывавшийся десятилетиями в этой церкви из представителей русской эмиграции в Эстонии, твердой рукой держал церковный корабль во время бури военных лихолетий. Сменялись священники и регенты, нанимаемые старостой прихода, но основной состав клира, на которых держалось богослужение — диакон, псаломщик и пять мужских голосов, — всю войну бессменно проработал в храме, получая достаточное для выживания вознаграждение; самым тяжелым в этом плане оказался 1942 г. Штат хора сократился в связи со сложностью организации службы в период фашистской оккупации, но любительский женский хор при любой возможности поддерживался храмом материально — в дни больших двунадесятых праздников и в престольную память Сорока мучеников. При первом же удобном случае русский приход перешел на юлианский календарь в соответствии с принятыми правилами Московского патриархата, несмотря на требование немецких властей отправлять богослужения по григорианскому календарю. Сохранившиеся церковные книги XVIII — XIX вв. демонстрируют нам практически весь круг необходимых текстов для осуществления церковных служб в местном храме небольшого провинциального города России.
Список литературы
Васильева О. Свои или чужие: к вопросу о религиозной жизни на временно оккупированной территории (2003). Электронный ресурс: https://pravoslavie.ru/5209.html (30.01.2022).
Владимир Попов, прот. Памяти отца Константина Шаховского // Вестник Русского христианского движения. 2000. № 181. С. 274-275. Владимирцева М. В., Герасимова И. В. Источники по истории религиозной жизни церковного прихода на оккупированной территории в 1941-1944 годах: храм Сорока мучеников Севастийских города Печоры // Человек и трансформация современ-
Ил. 12. Служба Петру и Павлу, 2-я пол. XVIII в.
ного общества: проблемы безопасности, духовности и культуры: Сб. материалов Международного научно-практического Свято-Тихоновского форума, включающего конференцию; круглый стол Международного общества свт. Григория Паламы; VIII Свято-Тихоновскую конференцию. Псков: Изд-во ПсковГУ, 2021. С. 44-50.
Ионов А., прот. Записки миссионера // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26/27. С. 228-236.
История Псковской православной миссии в документах: в 2 ч. Ч. 1: Документы личного архива митрополита Сергия (Воскресенского) / науч. рук. игум. Дамаскин (Орловский); сост. иеромонах Платон (Рожков), С. Н. Романова, Л. И. Соколова, З. Н. Столярова. Козельск: Введенский Ставропигиальный мужской монастырь «Оптина пустынь», 2017. С. 268-269.
Павел (Дмитровский), архиеп. «Бодрствуйте, стойте в вере» (Обращение к православной пастве Нарвской епархии) 22 августа 1943 г. // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26/27. С. 117-118.
Попов И. В., Шкаровский М. В. Синодик Псковской миссии // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, 2002. Вып. 26/27. С. 8-52.
Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священноцерков-нослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии XX столетия // под общ. ред. архим. Ермогена (Муртазова). М.; Псков: «Духовное преображение», 2005. 743 с.
Тихон (Секретарев), архим. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в годы Великой Отечественной войны // Журнал Московской патриархии. 2006. № 5. Электронный ресурс: http://www-old.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/06/05-06/08.htm (01.02. 2022).
Хроника русской культурной и общественной жизни в Эстонии (1918-1940). Из истории русского зарубежья / сост. С. Г. Исаков, Т. К. Шор. Таллинн: Ак^а^га, 2017. Т. 2. 1932-1940.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.
Marina Vladimirtseva, Graduate Student, Department of Philosophy and Theology, Pskov State University Pskov, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0002-5975-591
2022. Vol. 46. P. 152-170
DOI: 10.15382/sturV202246.152-170
Irina Gerasimova Candidate of Sciences in Art Criticism, Candidate of Sciences in History, Associate Professor, Department of Philosophy and Theology, Pskov State University Pskov, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0003-4740-4750
Organisation of Church Singing in the Church of the Forty Martyrs of Sebaste in the Townof Pechora During the Nazi Occupation
in 1941-1944
Abstract: The article deals with the problem of organising church services in a Russian provincial church during the Nazi occupation of 1941-1944 using the example of the Church of Forty Martyrs of Sebaste in the town of Pechora, Pskov region. There are archival records and books kept in the church since the 18th century, which allows us to trace its history, the organisation of church life and the characteristic features of the administration of divine services. The rich library of old-print books that has been preserved allows us to in detail how the church service was organised, according to which books and notes people sang in Pechora church in various periods. Rich singing traditions, supported by talented choir masters, and a large powerful parish made it possible to preserve the male line-up of the singing group, which worked through the entire occupation. Priests and choir masters were replaced, but the main choral group remained unchanged. The payment to the church choir was also changed. Women's voices were transferred to the amateur section, but whenever possible, they were supported financially. Almost during all the war years, worship was conducted according to the Gregorian calendar at the request of the German authorities, rather than the Julian calendar adopted by Moscow Patriarchate. At the first opportunity, the Russian parish of the Forty Martyrs switched to worship in the old style at the beginning of 1944.
Keywords: Fascist occupation, organisation of church singing, Pechora, church of Forty Martyrs of Sebaste, choir, church parish.
M. Vladimirtseva, I. Gerasimova
References
Chelovek i transformatsiia sovremennogo obshchestva: problemy bezopasnosti, dukhovnosti i kul'tury [Man and the transformation of the present-day society: problems of security, spirituality and culture], in Sbornik materialov Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo Sviato-Tikhonovskogo foruma [Materials of St. Tikhon International Forum]. Pskov, pp. 44—50 (in Russian).
Isakov D., Shor T. (eds) (2017) Khronika russkoi kul'turnoi i obshchestvennoi zhizni v Estonii (1918—1940). Iz istorii russkogo zarubezh'ia [Chronicle of the Russian cultural and social life in Estonia (1918-1940). From the history of the Russian diaspora abroad]. Tallinn, vol. 2. 1932-1940 (in Russian).
Popov V. (2000) Pamiati ottsa Konstantina Shakhovskogo [In memory of Revd. Konstantin Sha khovsky], in Vestnik Russkogo khristianskogo dvizheniia, 2000, vol. 181, pp. 274-275 (in Russian).
Rozhkov P., Romanova S., Sokolova L., Stolarova Zh. (eds) (2017) Istoriia Pskovskoipravoslav noi missii v dokumentakh [History of the Orthodox mission in Pskov. Documents], in 2 vols. Kozel'sk (in Russian).
Tikhon (Sekretarev) (2006) "Sviato-Uspenskii Pskovo-Pecherskii monastyr' v gody Velikoi Otechestvennoi voiny" [The Holy Dormition Pskov-Pechersk Monastery during the Great Patriotic War]. ZhurnalMoskovskoipatriarkhii, 2006, № 5.
Vasil'eva O. (2003) Svoi ili chuzhie: k voprosu o religioznoi zhizni na vremenno okkupirovannoi ter-ritorii [Us or them: the issue of religious life in the temporarily occupied territory], available at https://pravoslavie.ru/5209.html (28.04.2022).
Vladimirtseva M., Gerasimova I. (2021) Istochnikipo istorii religioznoi zhizni tserkovnogo prikho-da na okkupirovannoi territorii v 1941—1944 godakh: khram Soroka muchenikov Sevastiiskikh goroda Pechory [Sources on the history of the religious life of a church parish in the occupied territory in 1941-1944: the Church of the Forty Martyrs of Sebaste in the town of Pechora]. Pskov (in Russian).
Статья поступила в редакцию 10.02.2022
The article was submitted 10.02.2022