Научная статья на тему 'ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ РЕГИОН В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (1945-1954 ГГ.)'

ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ РЕГИОН В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (1945-1954 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дроздова Марина Анатольевна

В публикации на основе анализа архивных материалов рассматривается процесс трансформации религиозного сознания населения Печорского региона в послевоенные годы. Печорский район вошел в состав Псковской области в 1945 г. с преобладающим православным населением, так как не был подвержен антирелигиозным гонениям 1920-1930-х гг. Центром религиозной жизни стал ПсковоПечерский монастырь. Отмечается, что в условиях реализации антирелигиозного курса Советской власти в послевоенные годы на территории Печорского района прослеживается постепенное снижение посещаемости православных храмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дроздова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSKOV-PECHORY REGION IN THE CONTEXT OF THE RELATIONS BETWEEN THE STATE AND THE CHURCH IN THE POSTWAR PERIOD (1945-1954)

The article based on the archive sources gives an analysis of the ways in which religious convictions of the population of the Pechory District transformed in the postwar years. The Pechory District became a part of the Pskov Region in 1945, and at that time the orthodox population prevailed, for the community of the area was not persecuted in the 19201930s at the period of antireligious activities. The specificity of religious life in the Pskov-Pechory Caves Monastery in the postwar years is analyzed. It was the period during the abbacy of Agaphon Bubits, hieromonk Nikon (Miyko), archimandrites Nektary, Vladimir (Kobets), Pimen (Izvekov), Grigory (Chukov), Ioann (Razumov). Special attention was paid to the reconstruction of the monastery churches that were destroyed during the war. Along with Russian orthodox parishes, there was one Estonian orthodox parish (Church of St. Barbara in Pechory), and mixed orthodox parishes (in the settlements of Maly, Taylovo and Panikovichy in the Pechory District), due to the proximity to the border. A significant level of activity of the so-called "twenty church parishioners" groups is a characteristic feature of the Pechory District parishes. Anti-religious policy of the Soviet state resulted in the unification of the Russian and Estonian orthodox parishes, church land confiscation, restrictions in cross procession ceremonies. Consequently, church profitability declined, with far fewer people attending church services, especially among the youth; and there was a higher vacancy rate for clergymen. Nevertheless, the population of the Pechory District was extremely devout in the postwar years, which was mainly due to the functioning of the Pskov-Pechory Caves Monastery.

Текст научной работы на тему «ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ РЕГИОН В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (1945-1954 ГГ.)»

РОССИЯ

В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

УДК 94(470)

Дроздова М. А.

ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ РЕГИОН В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (1945-1954 гг.)

В публикации на основе анализа архивных материалов рассматривается процесс трансформации религиозного сознания населения Печорского региона в послевоенные годы. Печорский район вошел в состав Псковской области в 1945 г. с преобладающим православным населением, так как не был подвержен антирелигиозным гонениям 1920-1930-х гг. Центром религиозной жизни стал Псково-Печерский монастырь. Отмечается, что в условиях реализации антирелигиозного курса Советской власти в послевоенные годы на территории Печорского района прослеживается постепенное снижение посещаемости православных храмов.

Ключевые слова: Псково-Печерский монастырь, Русская православная церковь, государственно-конфессиональные отношения, Псковская епархия, советская власть.

В современном обществе на религиозное сознание человека продолжают оказывать влияние многие советские установки атеистического мировоззрения. В связи с этим актуальным представляется изучение процесса трансформации религиозности населения в годы Советской власти на примере Печорского региона, вошедшего в состав Псковской области в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 января 1945 г.1 Как отмечает О. В. Калинина «жители регионов, находившихся до 1939 и 1940 годов вне состава СССР, являлись носителями религиозной (очень разной в силу исто-

1 История органов власти и управления в Псковском крае (с древнейших времен до наших дней). Псков, 2016. С. 403.

81

рических обстоятельств) традиции. В Псково-Печорском крае значение и роль Православной церкви были очень велики»2.

Псковская епархия, территориально совпадающая с границами вновь образованной Псковской области, в течение 1945-1954 гг. находилась под управлением митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова). Продолжало сохраняться деление епархии на благочиннические округа. До 1952 г. Печорский благочиннический округ возглавлял настоятель Никольской церкви с. Тайлово Печорского района Эллий Павлович Верхоустинский; в последующем, благочинным округа стал настоятель церкви Сорока мучеников г. Печоры протоиерей Василий Евстафьев.

В течение первых послевоенных лет количественный состав храмов Печорского округа, за некоторым исключением, не претерпел значительных изменений. В введении благочинного первоначально находилось восемнадцать храмов, которые были расположены в городах Печоры и Старый Изборск, а также в Качановском и Печорском районах. Недействующих церковных зданий в этих районах не было. Вследствие «охлаждения» государственно-конфессиональных отношений со второй половины 1948 г. стало сокращаться количество действующих храмов. В 1951 г. были объединены в один приход Онуфриевская и Христо-Рождественская церкви села Малы Печорского района. В связи с тем, что к Печорскому округу в 1949 г. была присоединена Космо-Дамиановская церковь с. Локно Палкинского района, а в 1952 г. — Троицкая церковь с. Ново-Муравейск Качановского района, общее количество храмов Печорского округа к 1954 г. составило девятнадцать. (Перечень действующих храмов Печорского благочинниче-ского округа представлен в Табл. 1).

На территории Печорского района был расположен единственный действующий на Северо-Западе Псково-Печер-ский монастырь. В течение изучаемого периода прослеживаются изменения в руководстве монастырем. Так, после ареста Павла Горшкова в 1944 г. настоятелем монастыря стал Агафон Бубиц. В отчетах Уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви (далее РПЦ) по Псковской области А. И.

2 Калинина О. В. Религиозная идентичность населения Псково-Пе-чорского края в советский период // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 2 (171). С. 77.

Лузина отмечался хозяйственный упадок монастыря после освобождения от немецкой оккупации. По его мнению, это было обусловлено стремлением показать, что «в прошлом богатый и первоклассный монастырь, существовавший около 600 лет, в условиях Советской власти быстрыми темпами идет к разорению»3. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) после своего посещения Псково-Печерского монастыря 21 августа 1945 г. писал: «Здесь было так плохо, что я затруднялся что-либо посоветовать для улучшения; здесь абсолютно все требовало улучшения»4. Во время его пребывания в Псково-Печерском монастыре было разобрано церковное имущество, вывезенное в г. Ригу, но затем настоятелем монастыря Агафоном вновь привезенное в монастырь. Имущество принадлежало церквям Ленинградской, Новгородской и Псковской областей, в частности кресты и паникадила Новгородского Софийского собора5.

В июле 1946 г. Псково-Печерский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский). В результате его посещения архимандрит Агафон Бубиц был снят с должности настоятеля монастыря и переведен в погост Хохловы Горки Павского района, а в 1950 г. стал настоятелем Казанской церкви в селе Лукомы Дновского района. Временно исполняющим обязанности настоятеля в течение трех месяцев являлся иеромонах Никон (Мийко), эстонец по национальности6. В октябре 1946 г. настоятелем Псково-Печерского монастыря был назначен архимандрит Нектарий (Николай Константинович Григорьев), а его помощником настоятель церкви погоста Новая Уситва Палкинского района Иван Спи-ридонович Иванов.

После перемещения архимандрита Нектария в Петрозаводск, настоятелем Псково-Печерского монастыря в марте 1948 г. стал Владимир (Кобец). Его хиротония во епископа

3 Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 18. Л. 6.

4 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 27. Л. 58.

5 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 2. Л. 6.

6 Иеродиакон Феофан (Бортников) Архимандрит Агафон (Бубиц) в последние годы своего служения. Ч. 1. Биографические данные и их различия [Электронный ресурс]: URL: https://narod.pravoslavie. ru/77082.html (дата обращения: 03.12.2020).

Порховского была совершена 7 марта 1948 г. в Ленинграде. Владимир (Кобец) имел начальное образование, был монахом Киево-Печерской лавры, в довоенные годы служил в Ленин-граде7. Приняв монастырь, архимандрит Владимир пришел к заключению, что только строжайшая экономия во всем, поднятие на должную высоту сельского хозяйства и перевод монастыря на общежительную форму будут единственными условиями выхода обители из затруднительного положения8. Для помощи ему был прислан из Архангельской области игумен Сергей (Гаврилов Константин Михайлович). В течение пяти лет он являлся благочинным монастыря. Только в 1952 г. в связи с его переводом на приход в Ленинградскую область, благочинным монастыря будет назначен Всеволод Баталин9.

В 1949 г. при выделении Псковской епархии в самостоятельную единицу титул Владимира (Кобец) был изменен на «Изборского» с сохранением обязанностей настоятеля Псково-Печерского монастыря. В период его руководства монастырем значительное внимание обращалось на ремонт монастырских зданий. Чрезвычайной Государственной Комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников была определена стоимость восстановления Псково-Печерского монастыря в размере 77 015 330 руб.10 В первые послевоенные годы была восстановлена разрушенная от военных действий звонница Никольской церкви, отремонтирован Михайловский и Успенский Соборы. На ремонт в 1947 г. было израсходовано 89 тыс. руб., в

1948 г. — 155 тыс. руб.11 В резолюции Патриарха от 21 февраля

1949 г. отмечалось: «Отрадно видеть постепенное благоустро-ение обители заботами ее настоятеля при содействии усердия братии»12. Отмечался рост численности монахов и послушни-

7 Филимонов А. В. Поднятый из руин. Послевоенное восстановление и развитие Пскова (1944 — начало 1950-х гг.). Псков, 2008. С. 400.

8 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 27. Л. 58.

9 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 45. Л. 30.

10 ГАПО. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 93. Л. 63; Дроздова М. А. Православные храмы и храмы-памятники в годы Великой Отечественной войны на территории Псковской области // Без срока давности: Материалы

II международной научно-практической конференции (XIV «Псковские архивные чтения»), 14-15 ноября 2019 года. Псков, 2020. С. 193.

11 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 30. Л. 9.

12 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 27. Л. 68.

ков из молодежи. Количество монашествующих в 1951 г. увеличилось на восемь человек по сравнению с 1946 г.

В марте 1948 г. Патриархом была поставлена задача поднятия значимости Псково-Печерского монастыря во всем Северо-Западном крае путем установления надлежащей дисциплины, строгого соблюдения монастырских правил, в том числе в проведении богослужений, и через укрепление материальной базы. Кроме того, Патриархом планировалось направлять в монастырь епископов, уходящих на покой. Так, в монастыре до 1953 г. находился епископ Гавриил Абалымов.

Важнейшим религиозным событием стало празднование 28 августа 1948 г. 475-летия существования монастыря. К началу службы собралось около 15 тыс. человек. Монастырь посетили верующие не только Псковской, но и Новгородской, Великолукской, Ленинградской, Вологодской областей, Эстонской и Латвийской ССР.

С декабря 1949 г. по октябрь 1951 г. Владимир (Кобец) находился в заграничной командировке в Палестине, а после возвращения получил назначение в г. Житомир управляющим епархией. Его обязанности по Псково-Печерскому монастырю выполнял наместник монастыря архимандрит Пимен (Извеков), который стал известен всей области как хороший проповедник. В 1952 г. настоятелем монастыря стал сам митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). В ноябре 1954 г. в связи с выделением Псковской Епархии из состава Ленинградско-Новгородской Митрополии настоятелем монастыря был назначен Иоанн (Разумов)13.

Наряду с настоятелем значимая роль в управлении монастырем принадлежала наместнику монастыря. С августа 1949 г. наместником Псково-Печерского монастыря был архимандрит Пимен (Извеков). В 1953 г. он покинет Псково-Печер-ский монастырь в связи с назначением на должность наместника Троице-Сергиевской Лавры. Временно управляющим монастырем станет игумен Киприан, а в феврале 1954 г. наместником монастыря назначен Сергий (Гаврилов).

В связи с приграничным положением на территории Печорского округа находились один эстонский и три смешанных православных прихода. Так, в Варваринской церкви г. Печоры богослужение проводилось только на эстонском языке. Насто-

13 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 48. Л. 3.

85

ятелем этой церкви до конца 1949 г. являлся Вахер Иоган Ио-ганнович, в последующем он будет снят с регистрации и перейдет служить в лютеранскую церковь. Настоятелем эстонской церкви г. Печоры станет Семен Семенович Кружков, русский по национальности, в совершенстве владеющий эстонским языком, он окончил сначала Ленинградскую духовную семинарию, а затем и Ленинградскую Духовную Академию14. В Варваринской церкви г. Печоры Семен Кружков служил в течение четырех лет и отмечал глубокую религиозность населения, подчеркивая, что «из-за фанатичности верующих служить в эстонском приходе тяжело. Требуют служить как в монастыре и не желают допускать каких-нибудь сокращений. Требы, которые они оплачивают хорошо, заставляют исполнять без торопливости»15.

Специально для православных эстонцев в Никольской церкви Псково-Печерского монастыря в праздник Успения Божией Матери проводилось богослужение на эстонском языке. Здесь же находилась и особо почитаемая среди них деревянная статуя «Николы». С целью привлечения наибольшего числа молящихся эстонцев в монастырь наместник настоятеля монастыря архимандрит Пимен изучал эстонский язык.

На территории Печорского округа находились и смешанные приходы в селах Малы, Тайлово и Паниковичи Печорского района. В селе Малы в одном церковном здании имелось два прихода: эстонский и русский, которые были враждебно настроены по отношению друг к другу. Разделение на два прихода произошло после Октябрьской революции. В зависимости от политической ситуации менялось и местопребывание приходов. Так, в 1920-1940 гг. эстонский приход находился в привилегированном положении и занимал более теплый и хорошо оборудованный придел церкви, а русский приход был расположен в основном храме постройки XIV в., без отопления с земляным полом. С приходом Советской Армии в 1940 г. и до немецкой оккупации, а затем в послевоенное время — придел церкви занимал русский приход16.

Настоятелем и председателем церковного совета эстонской Христо-Рождественской церкви с. Малы являлся священ-

14 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 45. Л. 34.

15 Там же. Л. 43.

16 ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1. Д. 35. ЛЛ. 22, 22(об).

ник Кульдмяе Иоанн Васильевич (1912 г. р., закончил Печорские богословские курсы, посвящен в 1942 г.), председателем ревизионной комиссии являлся Сааремяги Сергей Ильич (1914 г. р.), казначеем — Аламельдри Семен Иванович, церковным старостой первоначально был избран Хавамец Даниил Кузьмин (1878 г. р.), а с 1948 г. — Раквеер Петр Павлович (1905 г. р.)17.

Настоятелем русской Онуфриевской церкви с. Малы в 1948 г. являлся священник Владимир Павлович Воскресенский (1892 г. р.), затем Михаил Владимирович Белавин, владевший эстонским языком (1899 г.р., окончил Псковскую духовную семинарию, сан получил в 1935 г.). Среди особых религиозных традиций церкви с. Малы Печорского благочиния можно выделить празднование памяти пр. Онуфрия Мальского (XV в.), отмечаемое в первое воскресенье после памяти св. апостолов Петра и Павла.

В 1951 г. было принято решение об объединении эстонского и русского приходов села Малы Печорского района в один приход. Священником Мальского смешанного прихода стал Михаил Белавин. Богослужения в нем совершались на церковно-славянском и эстонском языках. Настоятель эстонской православной церкви села Малы Печорского района Иоанн Васильевич Кульдмяе был снят с регистрации в связи с переходом в Эстонскую ССР.

Приход Николо-Троицкой церкви села Паниковичи Печорского района состоял из русских и эстонцев, службы проводились на русском языке. Настоятелем церкви являлся Леонид Васильевич Поспелов. В годы Великой Отечественной войны церковь сгорела, в церковной ограде осталась только сторожка, которую прихожане приспособили под церковь. В 1948 г. к сторожке с двух сторон была сделана пристройка, поднят потолок и возведен купол18. Строительные работы были проведены без разрешения областных советских органов и Уполномоченного по делам РПЦ. Несмотря на несанкционированное строительство церковь была зарегистрирована и включена в перечень действующих церквей. Во многом это было обусловлено религиозностью местного населения.

17 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 6. ЛЛ. 10, 13, 16.

18 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 35. Л. 22.

87

Приход Никольской церкви села Тайлово Печорского района также состоял из православных эстонцев и русских. С приходом Советской власти эстонцы бытти отстранены от управления церковью, быт избран новыгй исполнительный орган. В результате разграничения половина прихода Тай-ловской церкви территориально отошла к Эстонской ССР. По инициативе Эстонского епархиального управления был образован новый приход при часовне, в которой находились церковные вещи, принадлежащие Тайловской церкви. В связи с этим, настоятель Эллий Павлович Верхоустинский обратился к Уполномоченному с просьбой посодействовать оставлению прихожан Тайловской церкви19. В результате прихожане смогли перейти вместе с храмом в юрисдикцию Московской Патриархии и посещать родной приход20.

Приграничным положением Печорского округа была обусловлена значительная роль эстонцев среди духовенства и причта церквей региона. Так, например, настоятелем Преображенской церкви села Колпино Печорского района быпл назначен Виктор Херберг, переведенный из Эстонской епархии. Кроме того, большая часть церковной двадцатки, староста церкви и часть верующих, посещающих данную церковь, проживала на территории Эстонии21. Настоятелем Никольского Собора г. Старыый Изборск являлся эстонец Иоанн Гаврилович Лиллемяги.

Еще одной особенностью Печорского округа являлась активная деятельность церковной двадцатки. В отличие от других районов Псковской области, где церковные двадцатки быыли немногочисленны и имели скорее формальный характер, в Печорском районе исполнительный орган религиозной общины состоял из всей двадцатки. Два раза в год проходили собрания приходов, на котором обсуждались вопросы, связанные с содержанием церкви, наймом регента хора, сторожа, оценивалась деятельность настоятеля. Хозяйственными делами занимался церковный актив, который состоял из лиц,

19 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 18. Л. 29(об.).

20 Иерей Иоанн Ефимов Епархия и монастырь как монолит: роль Псково-Печерского монастыря в жизни советских граждан. [Электронный ресурс]: URL: http://sdsmp.ru/news/n7637/ (дата обращения: 23.02.2021).

21 ГАПО. Ф.Р-1776. Оп. 1. Д. 11. ЛЛ. 32, 43.

пользующихся среди крестьян авторитетом. Так, например, в селе Печки члены правления колхоза являлись церковным активом22.

В целом, население Печорского округа отличалось глубокой религиозностью, что неоднократно подчеркивалось в отчетах Уполномоченного по делам РПЦ по Псковской области А. И. Лузина. Так, в отчете за I квартал 1947 г. он отмечал: «В районах, отошедших от Эстонской и Латвийской ССР от мала до велика все посещают церковь и священник для них первый советчик, самое авторитетное лицо»23.

В послевоенные годы прослеживается стремление советской власти к ограничению влияния религии и церкви на жизнь общества. Одной из ограничительных мер станет конфискация церковных земель. Первые попытки изъятия были предприняты еще в 1945 г., когда решением Качановского и Печорского райисполкомов покосные участки Псково-Печер-ского монастыря были переданы в ведение местных сельсоветов. Только в результате вмешательства Уполномоченного по делам РПЦ по Псковской области А. И. Лузина, покосные участки остались в ведении монастыря24. В 1947 г. настоятель Щемерицкой церкви сообщил Уполномоченному, что причтовую землю в количестве 18 га у них изъяли и передали вновь созданному совхозу.

Еще одной ограничительной мерой являлось постановление Синода от 25 августа 1948 г. о запрещении крестных ходов из села в село, духовных концертов в храмах вне богослужений, печатания в епархиях без разрешения Синода акафистов, посланий епископов, недопустимости разъездов архиереев в период сельских работ, о запрещении молебствий на полях25. В связи с этим, не состоится традиционный крестный ход, проводимый Псково-Печерским монастырем 15 октября по Печорскому и Качановскому районам с иконой. Таких крестных ходов монастырем проводилось около десяти

22 Обозный К. П. К вопросу о церковном управлении православными приходами на Псковщине в годы немецкой оккупации и в период «нового курса» // Свет Христов просвещает всех. Альманах Свято-Филаретовского института. 2016. Вып. 17. С. 68-69.

23 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 18. Л. 19(об).

24 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.

25 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX в. М., 2010. С. 347.

в год. Утром 15 октября 1948 г., когда в монастырь прибыли верующие из ближайших приходов, настоятель монастыря епископ Владимир поручил игумену Сергию Гаврилову прочесть проповедь, в которой указать на постановление Синода. Крестные ходы являлись не только важнейшим источником дохода монастыря, но и средством укрепления религиозности среди населения. Кроме того, в 1950-е гг. стал подниматься вопрос о закрытии пещер монастыря. В 1952 г. Псково-Печер-скому монастырю была запрещена продажа фотопродукции с изображением вида монастыря и монастырских икон без указания выходных данных (тиража, цены, названия изображения, названия издателя)26.

Следствием реализации антирелигиозной политики Советской власти станет снижение посещаемости православных храмов и доходности церквей. Так, в отчете за I квартал 1953 г. Уполномоченный отмечал: «За последнее время наметился спад религиозности, но влияние церкви еще остается значительным. Так, например, перед началом великого поста я был в селе Старый Изборск и в селе Сенно Печорского района и отметил, что посещаемость церкви стала значительно ниже, чем было лет 5-7 тому назад. Молодежь и школьники почти-что не посещают церковь. <...> В беседе с настоятелями церквей, последние заявили, что религиозность среди населения падает, а вместе с этим и доходность. В селе Старый Изборск, являющемся старинным русским городом, было до Отечественной войны четыре церкви, остались действующими только две, общины которых уже вынесли решение об объединении в один приход»27.

Таким образом, после вхождения в состав Псковской области Печорский регион, отличающийся глубокой религиозностью местного населения, испытывает влияние антирелигиозной политики Советской власти, следствием которой станет постепенное снижение доходности и посещаемости храмов, особенно со стороны молодежи, появление вакантных мест среди священнослужителей. Тем не менее, уровень религиозности населения Печорского региона оставался высоким, что во многом было обусловлено влиянием действующего Пско-во-Печерского монастыря.

26 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 43. Л. 4.

27 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 45. Л. 26.

Таблица 1

Перечень действующих православных церквей Печорского благочиннического округа Псковской епархии в 1948-1954 гг.28

Наименование города или села Наименование храма Фамилия, имя и отчество настоятеля храма, год рождения Примечание

1948 г. 1954 г.

Старый Изборск Печорского района Никольский Собор священник Лилимяги Иоанн Гаврилович, 1900 г. р. при Никольском Соборе имелась приписная Сергиевская церковь (1950 г.)

Церковь Рождества Богородицы протоиерей Панов Иоанн Дмитриевич, 1891 г. р. при церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Городище имелась приписная Никольская церковь (1950 г.)

с. Малы Печорского района Онуфриевская церковь священник Воскресенский Владимир Павлович, 1892 г. р. протоиерей Белавин Михаил Владимирович, 1899 г. р. В 1951 г. — решение об объединении эстонского и русского приходов села Малы Печорского района в один приход

Христо-Рождественская церковь — эстонского прихода священник Кульдмяе Иоанн Васильевич, 1912 г. р.

с. Сенно Печорского района Георгиевская церковь священник Орец Петр Андреевич, 1900 г. р. священник Варфоломеев Георгий Степанович, 1901 г. р.

д. Печки Печорского района Георгиевская церковь протоиерей Виноградов Иоанн Васильевич, 1875 г. р.

с. Кулье Печорского района Ильинская церковь протоиерей Быстров Александр Петрович, 1879 г. р. вакансия

с. Лисье Печорского района Церковь Владимирской иконы Божией Матери священник Лирин Василий Иванович, 1890 г. р.

с. Колпино Печорского района Преображенская церковь священник Белавин Михаил Владимирович, 1899 г. р.; в 1950 г. — свящ. Херберг Виктор Оттович, 1909 г. р. священник Белявский Николай Яковлевич, 1900 г. р.

28 ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 27. Л. 42-45; Д. 31. Л. 28-29; Д. 36. Л. 2829; Д. 42. Л. 28; Д. 48. Л. 39-40.

г. Печоры Церковь Сорока Мучеников священник Евстафьев Василии Николаевич, 1903 г. р.

Варваринская церковь — эстонского прихода священник Вахер Иоганн Иоганнович протоиерей Вайнола Петр Мартынович, 1902 г. р.

с. Тайлово Печорского района Никольская церковь эстонско-русского прихода протоиерей Верхоустинский Эллий Павлович, 1878 г. р.

с. Залесье Печорского района Троицкая церковь протоиерей Вуров Павел Федорович, 1878 г. р. протоиерей Константинович Николай Петрович, 1887 г. р.

с. Щемерицы- Лавры Качановского района Никольский молитв. дом (Никольская церковь) протоиерей Быстров Владимир Петрович, 1880 г. р. священник Поспелов Сергей Васильевич, 1916 г. р.

с. Паниковичи Печорского района Николо-Троицкий молитв. дом (Николо-Троицкая церковь священник Поспелов Леонид Васильевич, 1910 г. р.

с. Даличино Качановского района Ильинская церковь священник Варфоломеев Георгий Степанович, 1901 г. р. иеромонах Паисий (Семенов Петр Васильевич), 1924 г. р.

с. Качаново Качановского района Никольская церковь священник Парийский Михаил Степанович, 1896 г. р.

с. Аксенова Гора Качановского района Успенская церковь священник Гонестов Константин Владимирович, 1893 г. р.

с. Локно Палкинского района Космо-Дамиановская церковь вакансия священник Соловей Василий Захарович, 1882 г. р. В 1949 г. церковь вошла в состав Печорского бла-гочиннического округа

с. Ново-Муравейск Качановского района Троицкая церковь священник Кудрявцев Николай Иванович, 1913 г. р. вакансия В 1952 г. церковь вошла в состав Печорского бла-гочиннического округа

Источники

Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГАПО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 2, 6, 11, 18, 27, 30, 31, 35, 36, 42, 43, 45, 48.

Литература

Дроздова М. А. Православные храмы и храмы-памятники в годы Великой Отечественной войны на территории Псковской области // Без срока давности: Материалы II международ-

92

ной научно-практической конференции (XIV «Псковские архивные чтения»), 14-15 ноября 2019 года. Псков, 2020. С. 184-195.

Иерей Иоанн Ефимов Епархия и монастырь как монолит: роль Псково-Печерского монастыря в жизни советских граждан. [Электронный ресурс]: URL: http://sdsmp.ru/news/n7637/ (дата обращения: 23.02.2021). Иеродиакон Феофан (Бортников) Архимандрит Агафон (Бу-биц) в последние годы своего служения. Ч. 1. Биографические данные и их различия. [Электронный ресурс]: URL: https://narod.pravoslavie.ru/77082.html (дата обращения: 03.12.2020).

История органов власти и управления в Псковском крае (с древнейших времен до наших дней) / науч. ред. А. В. Филимонов. Псков, 2016. Калинина О. В. Религиозная идентичность населения Псково-Печорского края в советский период // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 2 (171). С. 76-82. Обозный К П. К вопросу о церковном управлении православными приходами на Псковщине в годы немецкой оккупации и в период «нового курса» // Свет Христов просвещает всех. Альманах Свято-Филаретовского института. 2016. Вып. 17. С. 43-78. Филимонов А. В. Поднятый из руин. Послевоенное восстановление и развитие Пскова (1944 — начало 1950-х гг.). Псков, 2008.

Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX в. М., 2010.

Дроздова Марина Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории (Псковский государственный университет, Псков, Россия); эл. почта: drozdova-ma2011@yandex.ru.

Pskov-Pechory Region in the Context of the Relations between the State and the Church in the Postwar Period (1945-1954)

The article based on the archive sources gives an analysis of the ways in which religious convictions of the population of the Pechory District transformed in the postwar years. The Pechory District became a part of the Pskov Region in 1945, and at that time the orthodox population prevailed, for the community of the area was not persecuted in the 1920-1930s at the period of antireligious activities.

The specificity of religious life in the Pskov-Pechory Caves Monastery in the postwar years is analyzed. It was the period during the abbacy of Agaphon Bubits, hieromonk Nikon (Miyko), archimandrites Nektary, Vladimir (Kobets), Pimen (Izvekov), Grigory (Chukov), Ioann (Razumov). Special attention was paid to the reconstruction of the monastery churches that were destroyed during the war. Along with Russian orthodox parishes, there was one Estonian orthodox parish (Church of St. Barbara in Pechory), and mixed orthodox parishes (in the settlements of Maly, Taylovo and Panikovichy in the Pechory District), due to the proximity to the border.

A significant level of activity of the so-called "twenty church parishioners" groups is a characteristic feature of the Pechory District parishes. Anti-religious policy of the Soviet state resulted in the unification of the Russian and Estonian orthodox parishes, church land confiscation, restrictions in cross procession ceremonies. Consequently, church profitability declined, with far fewer people attending church services, especially among the youth; and there was a higher vacancy rate for clergymen. Nevertheless, the population of the Pechory District was extremely devout in the postwar years, which was mainly due to the functioning of the Pskov-Pechory Caves Monastery.

Key words: Pskov-Pechory (Caves) monastery, Russian Orthodox Church, relations between state and church, Pskov eparchy, Soviet regime.

Marina Drozdova, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Russian History (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: drozdova-ma2011@yandex.ru.

References

Drozdova M. A. Pravoslavnye hramy i hramy-pamjatniki v gody Velikoj Otechestvennoj vojny na territorii Pskovskoj oblasti // Bez sroka davnosti: Materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (XIV «Pskovskie arhivnye chtenija»), 14-15 nojabrja 2019 goda. Pskov, 2020. S. 184-195.

Ierej Ioann Efimov Eparhija i monastyr' kak monolit: rol' Pskovo-Pecherskogo monastyrja v zhizni sovetskih grazhdan. [Elektronnyj resurs]. URL: http://sdsmp.ru/news/n7637/ (data obrashhenija: 23.02.2021).

Ierodiakon Feofan (Bortnikov) Arhimandrit Agafon (Bubic) v poslednie gody svoego sluzhenija. Ch. 1. Biograficheskie dannye i ih razlichija. [Elektronnyj resurs]: URL: https://narod.pravoslavie.ru/77082.html (data obrashhenija: 03.12.2020).

Istorija organov vlasti i upravlenija v Pskovskom krae (s drevnejshih vremen do nashih dnej) / nauch. red. A. V. Filimonov. Pskov, 2016.

Kalinina O. V. Religioznaja identichnost' naselenija Pskovo-Pechorskogo kraja v sovetskij period // Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 2 (171). S. 76-82.

Oboznyj K. P. K voprosu o cerkovnom upravlenii pravoslavnymi prihodami na Pskovshhine v gody nemeckoj okkupacii i v period «novogo kursa» // Svet Hristov prosveshhaet vseh. Al'manah Svjato-Filaretovskogo instituta. 2016. Vyp. 17. S. 43-78.

Filimonov A. V. Podnjatyj iz ruin. Poslevoennoe vosstanovlenie i razvitie Pskova (1944 - nachalo 1950-h gg.). Pskov, 2008.

Shkarovskij M. V. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' v XX v. M., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.