Научная статья на тему 'Слагаемые имиджа выпускника лечебного факультета КрасГМА'

Слагаемые имиджа выпускника лечебного факультета КрасГМА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
213
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / ИМИДЖ / КЛЯТВА ГИППОКРАТА / КЛЯТВА ВРАЧА РОССИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Турчина Т. К., Левкович Л. Г., Медведев В. С.

в статье сообщается о современных требованиях к выпускнику лечебного факультета медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF GRADUETING STUDENTS' IMAGE ON MEDICAL FACULTY OF KRASNOYARSK STATE MEDICAL ACADEMY

The modern requirements of graduating student on medical faculty of medical institute of higher education are available in this article.

Текст научной работы на тему «Слагаемые имиджа выпускника лечебного факультета КрасГМА»

© ТУРЧИНА Т.К., ЛЕВКОВИЧ Л.Г., МЕДВЕДЕВ ВС.

СЛАГАЕМЫЕ ИМИДЖА ВЫПУСКНИКА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

КРАСГМА

Т.К. Турчина, Л.Г. Левкович, В.С. Медведев

Красноярская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н. проф. И.П. Артюхов

Резюме: в статье сообщается о современных требованиях к выпускнику лечебного факультета медицинского вуза.

Ключевые слова: выпускник лечебного факультета медицинского вуза, имидж , клятва Гиппократа, клятва врача России.

Имидж - целенаправленно сформированный образ (какого либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и тому подобное [1]. Студент медицинского вуза - это особенный имидж. Особенность заключается в том , что работа предстоит с людьми больными, которые кроме лекарства ждут сострадания от врача и любого медицинского работника. Умение сострадать и выражать это своим обликом и поведением является основным в имидже студента и выпускника медицинского вуза.

В настоящее время в средствах массовой информации для имиджа студента предлагается электронная карта, компьютер или лучше ноутбук, сотовый телефон, накладные ногти, перечень готовых рефератов и разное другое, что с одной стороны приближает его к информационным и инновационным технологиям, а с другой отодвигает от конечной цели, имиджа выпускника высшего учебного заведения. Заметно меняется хобби. По нашим данным социологического опроса студентов в 2004 году, 90% студентов посещают ночные клубы, бары, дискотеки, 30% - церковь, 50% - живут гражданским браком. Семью и детей заводят редко. Мало читают рекомендуемую литературу по вопросам здорового образа жизни, по этике и деонтологии. Читающих не больше 20%.Не увлекаются политикой.95% ничего не знают о В.Ф.Войно-Ясенецком. Мало интересуются культурно- историческими местами в городе Красноярске. В театры

ходят редко. Имеют сотовые телефоны 90%, личные компьютеры - до 50%, около 1% -личные автомобили. 30% - студентов учебу совмещают с работой. Работа разная от должности санитара, медбрата и медсестер до торговых представителей, официантов, фотографов и. т.д. Улучшение персонального технического оснащения каждого студента расширяет его общение с информационным полем, заполненным большой и своеобразной информацией. Требуется время и помощь, чтобы найти себя и то рациональное зерно, которое позволит каждому создать современный интеллигентный образ, скажем, выпускника лечебного факультета Красноярской государственной медицинской академии. Поэтому в программу обучения врача входит такая дисциплина, как этика и деонтология, которая начинается на первых курсах на кафедре гуманитарных наук и продолжается на всех клинических кафедрах. В наши дни обращает внимание разная манера поведения врачей частных клиник и государственных. В частных клиниках все начинается с улыбки на встречу первому пациенту и последнему, и всем своим поведением они стараются помочь. В государственных нет. Там не скрывается усталость, занятость, не внимание, а иногда и грубость по отношению к пациенту. Так как же нам готовить выпускников?. Нам известно, что все частные лечебные заведения организуют подготовку своих сотрудников в этом направлении, от внешнего вида и вплоть до того, что создаются привлекательно- развлекательные буклеты на эту тему типа КАЛЕНДАРЯ . Например, «.с правами пациента на выбор «нас среди многих», «быть уверенным в

нашем профессионализме», «жаловаться нам на нас же» и т.д. Таким образом, при подготовке выпускника следует учитывать существующую действительность и учитывать это при планировании и выполнении воспитательной работы. А пока, заметно очень , как часть студентов не любят свою форму - белый медицинский халат и шапочку и либо не носят его, где положено , либо не следят за этой одеждой и выглядят в ней крайне

небрежно. А «встречают по одежке.......» !. Так же бросаются в глаза длинные ногти, с

которыми просто нельзя подходить к постели больного или клубная одежда на занятиях

типа маечек, кофточек с открытыми плечами, животами, обувью на стучащих тонких каблучках, прическах с наплетенными косичками через неделю после праздника, сигарета в руках и зубах и тому .подобное .Обращает на себя внимание как 30% студентов остаются в категории слабоуспевающих, как 50% студентов не используют лекционные занятия для повышения своего образования, как они не желают, не только использовать этот вид занятия, но и достойно выглядеть в лекционном зале. Если в лекционном зале поставить скрытую камеру и транслировать все, что происходит на 10-15 рядах зала, то, думаю, студенты сами не поверят своим глазам, что это они и такое может быть во время лекции.

За последние 10 лет заметно меняются отношения студент- преподаватель. Меняются в худшую сторону. Преподаватель, как учитель из клятвы Гиппократа, которая начинается словами « почитать научившего меня врачебному искусству, как своего родителя ...» не существует в сознании студентов. Выводы мы сделали на основании опроса.

Студентам 1-2-3- 4-5-6- курсов мы задали 4 вопроса о клятве Гиппократа.1. Что Вы знаете о клятве Гиппократа? 2. Что Вы помните из клятвы Гиппократа? 3. Зачем врачу нужно знать клятву Гиппократа? 4. Почему люди знают и ссылаются на клятву Гиппократа? Получили следующие ответы. На первый вопрос (Что Вы знаете о клятве Гиппократа)? 40% респондентов считают ,что это клятва, которую дают выпускники медицинских вузов, 20% -пока не знают ничего, остальные - ..что это обязанности врача с древних времен с моральной точки зрения. Интересно высказали мысль первокурсники, « клятва Гиппократа ограничивает права врачей, как людей» или слова шестикурсников ... « клятва Гиппократа долгое время являлась (в прошедшем времени) сводом моральных правил и действий врача». На второй вопрос (Что Вы помните из клятвы Гиппократа?) 30% респондентов ответили, что, к сожалению, не помнят ничего, 30% - «не навредить», 40 % - «оказать помощь больному», и только 3% из всех -« всегда помни и почитай учителя своего.» На третий вопрос ( Зачем врачу нужно знать клятву Гиппократа?) 12%

не ответили, 10% ответили, что это чистая формальность, дань прошлому, историческая справка, основа для клятвы врача России и даже такое -. « для одних это просто традиции

- пустые слова. Лишь некоторые действительно понимают значение слов клятвы». Остальные 78% признаются в том, чтобы помнить, зачем мы стали врачами, что врач это призвание всегда помогать людям и т.п. На четвертый вопрос (Почему люди знают и ссылаются на клятву Гиппократа?) 20% не ответили, остальные 80% ответили. Общий смысл ответа сводится к тому, что людям нравится содержание этого этического кодекса, и они хотят верить, верят и гордятся тем, что врачи ему следуют. Интересна такая ремарка шестикурсника «Я слышал, что в оригинале клятвы была фраза, которую убрали в современном варианте. «Если нечего взять с пациента, возьми у него хоть пальмовую ветвь, иначе пользы не будет ни ему, ни тебе».

Уместно сказать , что клятву Гиппократа и клятву врача России много раз переделывали и в итоге клятва Гиппократа стала предметом шуток и анекдотов в информационном пространстве и в умах современного поколения, наравне с именем Василия Ивановича Чапаева. Практически клятва врача России составлялась на основе заповедей клятвы Гиппократа. Однако ее так упростили и урезали, убрали слова о боге , основную заповедь

- отношение к учителю - с начала документа ( в клятве Гиппократа) переместили на

последнюю строчку и сократили до 8 слов, в которых теряется смысл. В итоге можно сказать, что утеряли духовные традиции.. Клятва Гиппократа это этический кодекс врачей древней Греции и многих стран последующих поколений. Примером,

выполнившим свои обязательства клятвы Гиппократа, служит весь путь врача В.Ф.Войно- Ясенецкого. Так вот сейчас, когда в нашей академии создан храм имени Святого Луки, когда в нашем коллективе есть желание носить имя Святого Луки В.Ф.Войно- Ясенецкого нам стоит изменить бытующее отношение к Клятве Гиппократа и Врача России. Прежде всех первокурсников в день посвящения в студенты знакомили с клятвой Гиппократа. Знакомили серьезно, как положено в медицинских вузах. Сейчас

этого нет. Посвящения сводится к обычной вечеринке обо всем и не о чем. .Последствия такого подхода не заставили себя ждать. Сейчас стало модно говорить об имидже преподавателя. Его имидж создается обществом, часть которого составляют студенты. В высказываниях студентов о преподавателях в информационном пространстве заметен цинизм и хулиганство. Получается, что клятва перед своими учителями на присяге Врача России не естественна и не убедительна. Лучше пусть клянутся перед богом или Святым Лукой в нашей академии. Такое отношение опасно тем, что в последующем, когда они, наши выпускники из студентов перейдут в статус врачей они перенесут это новое плохое отношение на своих больных. Наша задача сформировать у выпускников имидж будущего врача Российской федерации близкий к заповедям клятвы Гиппократа. Что- то должно оставаться святым и постоянным, например, как молитва . Год от года воспитательной деятельности уделяется все больше внимания. Однако есть еще серьезные вопросы, которые мы не решим без участия всех преподавателей, аспирантов, и студентов. Прежде всего, это вопросы культуры поведения. Студент медицинского вуза -это особенный имидж. Он является носителем культурных ценностей, культурной модели поведения в обществе. Очень важно, чтобы это осознавали студенты. Несомненно, что культуру только нормативами не воспитаешь. Необходимо включение студентов в различные виды деятельности, которые развивают их культурный опыт. Очень важна кропотливая и продуманная деятельность деканатов, преподавателей, кураторов по развитию воспитательной деятельности в вузе. Для того чтобы улучшить, существующую действительность предлагаем в планы воспитательной работы по курсам и факультетам добавить следующее:

- На первом курсе подарить Клятву Гиппократа, через посвящение в студенты каждому в отдельном буклете. В этом же буклете должна быть клятва «Врача России», которую он обязан выучить и понять всем сердцем к моменту посвящения его врачом. На

посвящение следует приглашать настоятеля храма Святого луки для участия в торжественной церемонии.

- За время учебы на первом курсе в храме нашей академии познакомиться с жизнью Святого Луки и его научными трудами. Это работа кураторов.

-Создать на факультете сквозную межкафедральную программу по этике и деонтологии. Каждый преподаватель в учебные часы должен и обязан демонстрировать этические моменты, начиная с внешнего вида и заканчивая поведением. Результаты этой работы учитывать в документах кафедры, факультета и академии по ежегодному внутреннему аудиту.

Ниже приведены тексты клятвы Гиппократа и клятвы врача России из сайта нашей академии.

Клятва Гиппократа

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем

случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Клятва врача России

Добровольно вступая в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни других людей, всеми профессиональными средствами стремясь продлить ее и сделать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой. Клянусь постоянно совершенствовать мои медицинские познания и врачебное мастерство, отдать все знания и силы охране здоровья человека и ни при каких обстоятельствах я не только не использую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности. Я клянусь, что никогда не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, социального и иного немедицинского характера встать между мной и моим пациентом. Клянусь безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к своим пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто

научил меня врачебному искусству. Я обязуюсь во всех своих действиях руководствоваться Этическим кодексом российского врача, этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами профессиональной этики, исключая, не признаваемое Ассоциацией врачей России, положение о допустимости пассивной эвтаназии. Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством.

COMPONENTS OF GRADUETING STUDENTS' IMAGE ON MEDICAL FACULTY OF KRASNOYARSK STATE MEDICAL ACADEMY

T.K. Turchina, L.G. Levkovich, V.S. Medvedev Krasnoyarsk state medical academy The modern requirements of graduating student on medical faculty of medical institute of higher education are available in this article.

Литература

1.Современный словарь иностранных слов. - М.: Изд-во «Русский язык», 1992. - С. 229.

2. Турчина Т.К., Левкович Л.Г. Портрет студента лечебного факультета / Сб. труд.: вузовская педагогика. - Красноярск, 2004 году.

3. Турчина Т.К. Система менеджмента качества на лечебном факультете КрасГМА // Сиб. мед. обозрение. - 2006. -№ 1 (38). - С. 69-71.

4. Турчина Т.К. Открытые лекции на лечебном факультете улучшают имидж академии // Сиб. мед. обозрение. - 2006. - № 2. - С. 80-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.