Научная статья на тему 'Слагаемые библиотечной этики'

Слагаемые библиотечной этики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1121
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ / ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ / ЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL ETHICS / PROFESSIONAL ETHICS CODE / BUSINESS ETIQUETTE / ETHICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Езова Светлана Андреевна

Рассматривается профессиональная этика как проявление взаимосвязи профессионального кодекса (регулятора отношений между людьми) и делового этикета (регулятора правил поведения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional ethics as a manifestation of the relationship between the professional code (the regulator of relations between people) and business etiquette (the regulator of conduct rules) are considered.

Текст научной работы на тему «Слагаемые библиотечной этики»

БИБЛИОСФЕРА, 2010, № 2, с. 48-50

Библиотековедение

УДК 023.5 + 17 ББК 78.3п + 87.75

СЛАГАЕМЫЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ЭТИКИ © С. А. Езова, 2010

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

Рассматривается профессиональная этика как проявление взаимосвязи профессионального кодекса (регулятора отношений между людьми) и делового этикета (регулятора правил поведения).

Ключевые слова: профессиональная этика, кодекс профессиональной этики, деловой этикет, этическая компетенция.

Professional ethics as a manifestation of the relationship between the professional code (the regulator of relations between people) and business etiquette (the regulator of conduct rules) are considered.

Key words: professional ethics, professional ethics code, business etiquette, ethical competence.

В настоящее время развиваются две концепции функционирования публичной библиотеки: 1) библиотека как центр общения, развития культурных программ и 2) информационный центр [1, с. 228]. Возрастает роль библиотечного общения в социализации личности, на наш взгляд, активизируется коммуникативная социализация [2, с. 103-105]. Это признают и зарубежные и отечественные специалисты: «Первоначальное очарование сетевым общением сегодня сменяется необходимостью личных контактов, личностных встреч, личного общения, совместной деятельности. Оказалось, сеть только запускает общение, но не дает социализации. Связь по преимуществу анонимна, социализация всегда публична. Поэтому участники различных социальных групп стремятся выйти в свет и перевести свое общение в реальную плоскость» [3, с. 48].

Все это обусловливает повышение роли традиционной библиотечной этики (БЭ), являющейся регулятором библиотечного общения. БЭ - это вид профессиональной этики (ПЭ). В одном из словарей по этике ПЭ трактуется, как «система моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации» [4, с. 338].

Учебные издания по профессиональной этике и этикету можно разделить на несколько групп в зависимости оттого, насколько они отражают эти явления в названии и содержании: 1) общего характера, название которых включает профессиональную этику и этикет; 2) посвященные только профессиональной этике; 3) посвященные только

профессиональному (деловому) этикету; 4) в названии которых упоминается профессиональная этика, однако содержание включает и характеристику этикета.

В литературе по профессиональной этике и этикету наблюдается большой разброс определений, приведу лишь некоторые: «этикетные отношения, правила этикетных отношений, этикетное выражение отношений», «этика - правила поведения, правила, как люди должны относиться друг к другу», «профессиональная этика как кодекс поведения, обеспечивает нравственный характер тех взаимоотношений, между людьми, которые возникают в процессе профессиональной деятельности» и др.

Все структурные элементы общения обусловлены этическими принципами. Например, оно начинается с восприятия партнера, его познания и понимания. Нацистский подход к заключенным концентрационных лагерей в Германии, Польше, Японии и других странах основывался на их восприятии как «массы», «багажа», «груза», «бревен», а не личностей. Этим определялось отношение к ним и поведение с ними. Относились к заключенным как к вещи, которую нужно стереть, уничтожить, соответствующим было и поведение -умертвление в газовых камерах, античеловеческие эксперименты над людьми и т. д.

Отношения человека регулируются законами общечеловеческой морали, а профессиональные еще и нормами, отраженными в профессиональном кодексе.

В литературе по этикету существуют противоречивые взгляды на деловой этикет с точки зрения его отнесения / неотнесения к нравственным, мо-

С. А. Езова, 2010, № 2, с. 48-50

ральным способам регуляции поведения, в основе которых лежит победа добра над злом. Поведение человека нравственно или безнравственно, а таковым его делают правила поведения, которые он соблюдает. Следовательно, этичное поведение регулируется нравственной основой, заключенной в этикете, а безнравственное регулируется антиморальными правилами, антиэтикетом.

В основании БЭ по мнению И. А. Трушиной лежит «совокупность этических взаимоотношений, возникающих в процессе осуществления библиотечной деятельности, и их отражение в научной теории» [5, с. 23]. Регулятором этических взаимоотношений являются библиотечные кодексы, включающие совокупность этических норм и постулатов.

Определение библиотечного этикета в интерпретации Ю. П. Мелентьевой - это «система правил (этикетных норм), определяющих поведение людей в процессе библиотечной деятельности; взаимоотношение библиотекаря с читателями и пользователями и общение руководителя библиотеки (библиотечного подразделения) и его подчиненных, взаимоотношения библиотеки (библиотечных работников) с деловыми партнерами» [6, с. 22]. Как видим, в формулировке наблюдается отождествление понятий: поведение и отношение. К этикету относится первая половина определения, включающая правила поведения. В словаре С. И. Ожегова этикет трактуется как «установленный, принятый порядок поведения, форм обращения».

На наш взгляд, библиотечная этика должна включать не только регулятор отношений, но и регулятор поведения библиотекарей, т. е. деловой этикет (ДЭ) (рис. 1), которому уделяется чрезвычайно мало внимания как в библиотековеческой теории,

так и в практике (несмотря на самостийность этих явлений, они связаны теснейшим образом).

Рис. 1. Структура библиотечной этики

Далее попытаемся поразмышлять над взаимосвязью соблюдением / несоблюдением библиотекарем во взаимодействии с читателем, коллегой этических принципов кодекса и правил поведения. Для этого прибегнем к испытанной нами технологии - декартовой прямоугольной системе координат. На оси х расположим соблюдение / несоблюдение библиотекарем принципов профессионального кодекса (рис. 2), на оси у - соблюдение / несоблюдение правил поведения.

В каждом квадранте можно прогнозировать соблюдение / несоблюдение библиотекарем принципов этики. Происходит это в конкретной ситуации. Аналогично можно гипотетически представить соблюдение / несоблюдение адекватного данной ситуации этикета (правила поведения).

В I квадранте библиотекарь, допустим, проявляет уважение к коллеге, т. е. соблюдает его права, например, на неприкосновенность чувства собственного достоинства. Это подкрепляется соблюдением к нему, представления его коллегам других библиотек и т. д.).

IV ВПБ4 Несоблюдение этикета У ' к Соблюден ие принципов кодекса Вектор поведения Б1 I Соблюдение этикета

ВПБ3 III Несоблю ВПБ2 II дение принципов кодекса

Рис. 2. Взаимосвязь соблюдения / несоблюдения библиотекарем этических принципов кодекса и правил поведения

во взаимодействии с читателем, коллегой

X

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

Во II квадранте Б2 соблюдает этикет в общении с читателем, но не соблюдает принцип кодекса -обеспечение качественного обслуживания этого читателя.

В III квадранте наблюдается несоблюдение в конкретной ситуации ни того или иного принципа кодекса, ни правила этикета. Например, библиотекарь нарушает принцип конвенциональности в отношении характера чтения читателя, сообщает о читаемой книге педагогу в присутствии читателя и др.

В IV квадранте Б4, предположим, качественно обслуживает читателя (удовлетворяет запрос точно, полно, оперативно), но в то же время он нарушает этикет обращения к партнеру (на ты, иронизирует над читателем: «Какой ленивый читатель у нас пошел», «Гарри Поттера все читаете» и т. д.).

Можно констатировать, что конгруэнтность соблюдения принципов кодекса и правил поведения наблюдается только в первом квадранте.

Интерес представляет ряд научных достижений ученых, которые можно экстраполировать в сферу профессиональной этики (данные из Интернета). Ученые из Пенсильвании выделили участок молекулы ДНК, отвечающий за так называемое джентльменское поведение. С их точки зрения, манеры передаются из поколения в поколение. Исследования японских ученых выявили, что способность людей к честности и бескорыстию, к благородным поступкам определяется «автоматической работой области мозга, связанной с интуицией и эмоциями».

Поскольку реалии нашего общества не свидетельствуют о том, что большинство его сограждан

обладает врожденными манерами и врожденным чувством отвращения к несправедливости, для всех нас особо актуальна проблема повышения уровня нравственности, развития профессиональной этики.

В заключение отмечу, что основываясь на компетентностном подходе в обучении библиотечных кадров целесообразно осуществлять формирование наряду со многими другими и этическую компетенцию. Под ней следует понимать -готовность и способность человека применять знания профессиональной этики, умения, навыки принципов для успешной организации деятельности в конкретной ситуации.

Список литературы

1. Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. - М. : Изд-во «ФАИР», 2009. - 256 с.

2. Езова С. А. Библиотекарь и читатель: типы поведения : науч.-метод. пособие. - М. : Либерея-Биб-информ, 2009. - 112 с.

3. Жадько Н. В. Конец парадигмы // Библиотечное дело. - 2009. - № 18. - Спец. вып. «Библиотечные технологии». - № 1. - С. 46-48.

4. Этика : энцикл. слов. / под ред. Р. Г. Апрексяна, А. А. Гусейнова. - М., 2001. - С. 388.

5. Трушина И. А. Этика библиотекаря: моральный закон внутри нас. Опыт разных стран. - М. : Изд-во «ФАИР», 2008. - 272 с.

6. Мелентьева Ю. П. Библиотечный этикет // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. - М. : Пашков дом, 2007. - С. 222.

Материал поступил в редакцию 23.03.2010 г.

Сведения об авторе: Езова Светлана Андреевна - кандидат педагогических наук, профессор, академик Международной академии информатизации при ООН, тел.: 8-312-45-06-01, e-mail: svetlana.ezova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.