Научная статья на тему 'Этика поведения методистов - залог их профессионального успеха (постановка проблемы)'

Этика поведения методистов - залог их профессионального успеха (постановка проблемы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИСТ / ЭТИКА / ПОВЕДЕНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДОВЕРИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / METHODOLOGIST / ETHICS / BEHAVIOUR / MORALITY / CONFIDENCE / PROFESSIONAL CULTURE / PROFESSIONAL MENTALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авраева Юлия Борисовна

Раскрываются особенности этики поведения методистов библиотек, ее специфика в процессе оказания методическими службами консультативной помощи. Вводится понятие «профессиональный менталитет методистов», обосновывается его содержание, значение для развития и взаимодействия с библиотеками, создания атмосферы успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows ethics peculiarities of library methodologists, its specificity in the process of consulting by methodical services. The concept of «professional mentality of methodologists» is introduced; its content, importance for development and interaction with libraries, making an atmosphere of success are justified.

Текст научной работы на тему «Этика поведения методистов - залог их профессионального успеха (постановка проблемы)»

БИБЛИОСФЕРА, 2015, № 2, с. 98-101

Дискуссии

УДК 174:023.5 ББК 87.75+78.3п

ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ МЕТОДИСТОВ - ЗАЛОГ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

© Ю. Б. Авраева, 2015

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

Раскрываются особенности этики поведения методистов библиотек, ее специфика в процессе оказания методическими службами консультативной помощи. Вводится понятие «профессиональный менталитет методистов», обосновывается его содержание, значение для развития и взаимодействия с библиотеками, создания атмосферы успеха.

Ключевые слова: методист, этика, поведение, нравственность, доверие, профессиональная культура, профессиональный менталитет.

The article shows ethics peculiarities of library methodologists, its specificity in the process of consulting by methodical services. The concept of «professional mentality of methodologists» is introduced; its content, importance for development and interaction with libraries, making an atmosphere of success are justified.

Keywords: methodologist, ethics, behaviour, morality, confidence, professional culture, professional mentality.

В последние годы возросла актуальность этической проблематики. Существует множество видов этики: семейная, религиозная, православная, католическая, мусульманская, буддийская. Особое место занимает профессиональная этика. Профессиональное отношение к делу требует соблюдения ряда нравственных нормативов, а каждый участник профессиональной деятельности нуждается в определенных нравственных гарантиях при общении с коллегами и руководителями. В этой связи актуализируется роль методистов, позиционирующих себя управленцами и отвечающих за качество результатов деятельности библиотекарей. Для достижения нравственного эффекта от общения методистов и библиотекарей ведущее значение имеет этическое поведение методистов, которое мы рассматриваем как важнейший показатель профессиональной культуры методистов.

Суть профессиональной культуры методистов, на наш взгляд, состоит в применении и использовании нравственных, этических правил и норм: социально-культурной справедливости, суверенности личности, профессиональной честности и служебного соответствия занимаемой должности. Профессиональная культура методистов несовместима с волокитой, бездушием, грубостью, бюрократизмом, чванством, формализмом, безответственностью и отсутствием деловых качеств. Необходимы

объективная оценка деятельности каждой библиотеки и ее сотрудников, своевременное поощрение их успехов. Недопустимы: нескромность, несправедливость, злоупотребление своими обязанностями.

Методические службы разрабатывают различные нормативные документы: уставы библиотек, должностные инструкции на библиотечные кадры, в которые должны закладывать нравственные требования к той или иной группе библиотекарей, выполняющих функциональные обязанности. Соблюдать административный регламент, в котором определена процедура выполнения государственного задания (услуги) на основе индикаторов качества. В этом будет заключаться профессиональная культура методистов, владеющих методикой формирования единой системы нормативно-правовых документов, являющихся основой качественного управления и этического поведения.

О том, что «править должны лучшие», в ХХ в. сказал философ И. Ильин. Это один из важнейших принципов управления. По нашему мнению, это также критерий соответствия методистов своим личностно-деловым качествам и нормам морали.

Особое значение имеет обоснованное служебное поведение. Чем опытнее методисты, тем лучше и глубже они овладевают этикой поведения, ее нравственной составляющей, тем сильнее их потребность анализировать свои отношения с библиотекарями. Методистам нужно задумываться, какое

у них поведение, не противоречит ли оно принципам профессиональных кодексов (зарубежных и отечественных), народным традициям, обычаям и правилам. Здесь готовых ответов нет. Это трудная работа по самосовершенствованию своего взаимодействия с окружающими, в первую очередь -с коллегами, ибо мы большую часть своего времени проживаем на работе.

В каждом конкретном случае будет своя линия поведения, главное, чтобы она не противоречила общепринятым нормам. Необходимо различать тактику и стратегию поведения, которые зависят от ситуаций и умений методистов гибко на них реагировать, соблюдая этические нормы поведения, опираясь на собственный опыт прежнего общения и по-новому переосмысляя сложившуюся ситуацию.

Во время приема планов и отчетов библиотекари могут высказать свое несогласие с замечаниями и рекомендациями методистов, отстаивать свое мнение в некорректной форме. Реакция методистов порой неоднозначна и не всегда этична. Выход в том, чтобы осуществлять прием планов и отчетов в соответствии с общепринятыми требованиями и прийти к консенсусу, умело опираясь на этику взаимоотношений. Поведение методистов должно учитывать интересы и мнения библиотекарей, иначе ситуация может выйти из-под контроля, что чревато нежелательными последствиями: процесс приема планов или отчетов может затянуться, административный регламент будет нарушен.

Рассмотрим другой пример: библиотекари не хотят участвовать в разработке целевых программ и проектов, которые им неинтересны по разным причинам. Считаем, что методисты в этом случае должны определить зрелость группы библиотекарей, отказывающихся принять участие в проектировании, их ценностные установки, потребности. Затем терпеливо, спокойно и уверенно объяснить библиотекарям их задачу, чтобы они осознали свою значимость в качестве равноправных участников проекта. Этика поведения методистов в этом случае будет состоять в оперативной поддержке профессиональных инициатив библиотекарей.

Единственного правильного стиля поведения не существует, но важно, чтобы оно соответствовало общепринятым правилам в обществе. Доминировать методистам в данном случае можно, если они соблюдают этикет в общении с библиотекарями. Кроме того, этика поведения методистов будет эффективной и достигнет своей цели, если библиотекарям предоставить столько же творческой свободы, сколько имеют сами методисты. Важно учитывать предложения и пожелания работников библиотек, их возможности. При этом немаловажно, чтобы и методисты, и библиотекари отвечали за свои исполнительские обязанности.

Методисты должны тонко чувствовать библиотекарей, их талант, возможности к развитию, признанию, уважению. В связи с чем мы решили выделить понятие «профессиональный менталитет методистов». Менталитет методистов библиотеки проявляется в компетентности. Они обладают особыми знаниями в области теории и практики методической деятельности, а также библиотечной работы, являются опытными специалистами по изучению деятельности библиотек, дают им оценку на основе индикаторов качества. При этом методистам важно строго соблюдать административный регламент, в котором четко прописана их деятельность по выполнению библиотеками государственной услуги (государственного задания).

Профессиональный менталитет методистов еще более ярко проявляется при поиске нового, инновационного, а также в способности к рационализаторству, сотрудничеству. Суть этического поведения методистов в этом случае - прививать библиотекарям вкус к поиску, анализу собственного опыта и изучению инноваций, которые созданы другими библиотеками.

При этом очень важно, чтобы методисты и библиотекари обладали здравым смыслом, не допускали излишних эмоций и оценок, когда речь идет об опыте других библиотек, реально подходили к оценке новшеств. Иными словами, методисты должны обладать практической жилкой и видеть рациональное зерно в том или ином опыте. Такое умение мы назовем даром, который является важнейшим компонентом профессионального менталитета. В сочетании с этикой поведения он позволит методистам достигнуть реальных результатов.

Методисты, владеющие этикой общения с библиотекарями, способны сделать очень много. Соблюдая этическую субординацию (не прыгая через голову администрации, а при ее поддержке), вносить реальные предложения и рекомендации по улучшению деятельности библиотек. В Бурятии они не раз защищали свои программы в Народном Хурале (законодательном органе), демонстрировали профессиональные знания и деловитость по выполнению ФЗ «О библиотечном деле». Добились, чтобы на развитие библиотек сельских поселений правительство выделило 12 млн руб.

Благодаря усилиям методистов Национальной библиотеки Республики Бурятии (НБ РБ) более 70% библиотек оснащены современным оборудованием и овладевают информационно-аналитическим пространством. Зачастую методисты решают личные проблемы библиотекарей: помогают получить высшее образование, выехать за рубеж с целью изучения опыта библиотек, применяющих новые технологии.

Необходимо затронуть и проблему доверия библиотекарей к методистам. Доверие - субстанция

ДИСКУССИИ

нравственного значения. Профессиональное доверие, пожалуй, важнейший компонент этики поведения методистов. Всегда ли методисты доверяют библиотекарям, а библиотекари методистам? Такой вопрос мы задали в рамках дипломного проекта студентки-заочницы из Иркутской области. Результаты оказались не вполне утешительными.

Одна из причин недоверия - грубость методистов при общении, чрезмерный контроль за деятельностью, невнимание к потребностям библиотекарей. В то же время библиотекари не всегда уверены в том, что методисты честно оценивают их работу, несмотря на административный регламент, а также индикаторы качества. Не доверяют методистам более 30% библиотекарей, 50% считают, что методистам не хватает профессиональных навыков и умений при оценке их работы.

В свою очередь, методисты (более 25%) не доверяют библиотекарям, которые не смогли выполнить работу в соответствии с требованиями. Методисты регулярно проводят мониторинг, отслеживают динамику развития, внедрения новшеств. Иными словами, у них есть объективные данные, чтобы оценить деятельность конкретной библиотеки и проявить при этом максимальную этическую и правовую оценку, соблюдая все необходимые шаги на пути к взаимопониманию.

Доверие - не только этический, но и социальный компонент. Поэтому методистам следует знать и понимать, что они с библиотекарями находятся в одном социально-этическом и профессиональном пространстве, в котором действуют мораль, нравственность, взаимопомощь. Методисты обязаны овладевать этикой поведения, чтобы достичь успеха.

Культура профессионального поведения методистов всегда в центре внимания библиотекарей, администрации и органов управления, поэтому важно наладить обратную связь «библиотекари - методисты - администрация - органы власти». В этом случае этика поведения методистов не будет ниже, чем это принято в целом в обществе. И об этом методисты должны помнить всегда.

Каждый методист и каждый библиотекарь должны задумываться о представлении своего «Я». Стремление выглядеть лучше, чем есть на самом деле - это не так уж плохо. Плохо, когда и тот и другой неадекватно воспринимают информацию о себе, не соблюдают этические нормы поведения, считая, что они и так «хороши», непогрешимы и безупречны. Если имеет место подобное заблуждение, методистам нужно протестировать себя и библиотекарей, соотнести полученные результаты с «Я-образом», по-настоящему взглянуть на себя, выявить черты, мешающие соблюдать этические нормы поведения обеим сторонам, эффективному общению и взаимодействию. Провести аудит на соответствие занимаемой должности.

У методистов должен быть нравственный ориентир в поведении, ибо они не только оказывают методическую поддержку библиотекарям, но и своими отношениями приучают их вести себя достойно, грамотно выполнять профессиональные обязанности. Они должны сбалансировать свою индивидуальность, уметь защищаться от застоя в делах, повысить свою профессиональную пригодность. Полученная информация - ресурс для нравственного размышления, совершенствования этики поведения методистов. К месту будет напомнить слова Л. И. Леонова: «все победы начинаются с победы над собой».

Методисты не должны останавливаться в своем стремлении в духовном самосовершенствовании, обязаны проводить личную этическую подготовку, применяя различные методы: социометрию, рефе-рентометрию, опросы, сравнения, этикометрические тесты. От методистов требуется знание и владение моральными методами воздействия на библиотекарей. Прежде всего - моральное убеждение. Этот метод способствует социальному усвоению коллективом библиотекарей этических знаний, формированию у них мотивов активного освоения нравственных умений. Глубокое убеждение формирует у методистов нравственные идеалы, достойное поведение. Соблюдать этику поведения должны и методисты, и библиотекари. Они должны учиться образцам этического поведения.

Следующий метод - нравственные примеры. Их можно почерпнуть из книг о великих и замечательных людях России. Еще лучше, если в библиотеках есть специалисты, которым можно подражать, учиться у них, например, в рамках деловых игр, психологических тренингов.

Таким образом, этика поведения методистов -система взаимосвязанных реакций (действий), осуществляемых для использования и совершенствования нравственных качеств, при соблюдении административного регламента и принципов морального кодекса библиотекарей. Этика поведения методиста напрямую связана с его профессиональным менталитетом, который отражает уровень знаний, умений и навыков, свидетельствует о культуре общения с библиотекарями. Этика поведения методистов -это не пустой звук, в ней не должно быть нарочитости, притворства, манипулирования, она должна отражать истинные намерения, располагать к настоящему сотрудничеству с библиотекарями.

Профессиональный успех методистов как результат их труда также зависит от умения правильно выстроить линию поведения с библиотекарями в процессе планирования, отчетности, организации профессиональных конкурсов и образования, а также других видов деятельности.

В последнее время наиболее ярко проявляется умение методистов соблюдать этические нормы

поведения при осуществлении публичных акций, например: «Библионочь», «Книжный салон», «Лучший библиотекарь года», «Презентации изданий методистов» и многое другое. Сплоченность методистов и библиотекарей во время таких публичных мероприятий - показатель высокой культуры, к которой и те и другие шли вместе, соблюдая нормы морали, квалификационные требования, стремясь реализовать свой творческий потенциал.

Несомненно и то, что пользователи открывают своих библиотекарей с новых сторон, начинают видеть в них специалистов, владеющих новыми технологиями, нацеленных на позитивное взаимодействие и взаимоуважение. В этом мы видим высокую профессиональную миссию специалиста

XXI в.: соблюдать все нравственные принципы и правила, которые выработало профессиональное библиотечное сообщество.

Так работают методисты и библиотекари Бурятии. Несмотря на маленькую зарплату, отдаленность друг от друга (не везде действует Интернет), они стараются помогать, поддерживать и обучать пользователей библиотек.

Их не так часто благодарят, не так часто награждают... Они работают и отдают весь заряд своей энергии профессии, которую любят и без которой не могут обойтись. Профессия, которая помогает им стать на время другими, более сильными и перспективными, конкурентоспособными, а значит и более успешными.

Материал поступил в редакцию 26.01.2015 г.

Сведения об авторе: Авраева Юлия Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов, действительный член Международной академии информатизации, e-mail: kvsgaki@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.