Научная статья на тему 'Методист и библиотекарь: проблемы взаимодействия'

Методист и библиотекарь: проблемы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1378
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / МЕТОДИСТ / ПРОФЕССИОГРАММА / ДИАЛОГ / КОНТАКТЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ЦИКЛЫ / А METHODICAL CENTRE / A METHODIST / A DIALOGUE / INTERACTION / MAIN DIRECTIONS / CYCLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авраева Юлия Борисовна

Представлена «Примерная структура профессиограммы методиста» и рассмотрены особенности взаимодействия методистов и библиотекарей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presented is an approximate structure of a metodist professiogram and the peculiarities of the interaction between metodists and librarians.

Текст научной работы на тему «Методист и библиотекарь: проблемы взаимодействия»

Библиотековедение

УДК 021 + 023.5 ББК 78.342 + 78.3п

МЕТОДИСТ И БИБЛИОТЕКАРЬ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

© Ю. Б. Авраева, 2011

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

Представлена «Примерная структура профессиограммы методиста» и рассмотрены особенности взаимодействия методистов и библиотекарей.

Ключевые слова: методический центр, методист, профессиограмма, диалог, контакты, взаимодействие, основные направления, циклы.

Presented is an approximate structure of a metodist professiogram and the peculiarities of the interaction between metodists and librarians.

Key words: а methodical centre, a methodist, a dialogue, interaction, main directions, cycles.

Сегодня, как никогда раньше, возрастает роль методических центров, в первую очередь, в субъектах Российской Федерации, выполняющих главную функцию квалифицированной методической помощи пользователям библиотеки. При этом пользователями методических услуг могут быть не только физические лица (библиотекари, учителя, учащиеся), но и юридические лица (органы по управлению библиотечным делом, образования и т. д.).

В соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» происходит сокращение и переориентация методических отделов библиотек всех уровней и форм собственности.

Изменилась концепция организации методической деятельности. Десятилетиями действовавшие в ней централизованные вертикальные связи значительно ослабли. Вертикальный вердикт уступил место горизонтальным отношениям, в которых преобладают региональный (местный) суверенитет и самостоятельность низовых библиотек, работающих в режиме социальных заказов, и что немаловажно, перестраивающих методическую деятельность и ориентирующих на формирование системы инноваций.

Меняются стандартные требования к организации работы методических отделов. Каждый методический центр сам решает: «Каким быть методическому отделу?», «Кто в нем должен работать?». Новая линия кадровой политики библиотек направлена на усиление и обновление кадрового состава за счет привлечения специалистов из других, смежных отраслей знания и структур. Обнов-

ление идет за счет привлечения современных специалистов гуманитарных, концептуальных отраслей, перспективных и качественных по уровню знаний и интеллектуальному потенциалу: социологов, психологов, лингвистов, маркетологов, правоведов, экономистов, программистов и др. Этот процесс характерен для крупных библиотек (областных, краевых). В сельских библиотеках только мечтают об этом.

Задачей методических служб в данных обстоятельствах является расширение зоны взаимодействия с новыми не библиотечными специалистами, использование их специфических знаний при изучении практического опыта, например, при организации доступа к информационным базам данных; подготовке правовых документов, регулирующих деятельность структурных подразделений; разработке программ маркетинговых исследований и т. д. В то же время привлечение специалистов не библиотечного профиля - это не панацея, решающая проблему полностью. Нужно исходить из тех кадровых ресурсов, которые есть и которые в основе своей являются стержнем общего фонда кадров в конкретной библиотеке, обучать и переобучать их новым знаниям, умениям, навыкам.

Осуществление радикальной перестройки деятельности методических служб невозможно без нормального финансового обеспечения, которое, к сожалению, сокращается, несмотря на то, что в ст. 19 и 20 ФЗ «О библиотечном деле» прописано: «государство финансирует методическую помощь центральных библиотек». В реальности дела обстоят далеко не блестяще. Командировочные расходы сокращены, недостаточно выделяется

средств на комплектование профессиональной методической литературы, что, безусловно, сказывается на профессиональной информированности методистов, а также библиотекарей.

Местные бюджеты слабо поддерживают методические службы. Тем не менее есть положительные примеры, например, в Иркутской области была разработана и профинансирована «Концепция развития государственных и муниципальных библиотек области» (2006-2008 гг.). Осуществлена целенаправленная работа по ее реализации. Инициатором разработки данной «Концепции» является ОУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского. Заслуживает внимания Программа «Молодые в библиотечном деле Приангарья» (2006-2010 гг.), разработанная Областной юношеской библиотекой им. И. П. Уткина. Обе программы призваны обеспечить координацию действий органов государственной и муниципальной власти и библиотечных учреждений в лице методических служб в осуществлении профессионального роста библиотечных кадров через дальнейшее развитие комплексной многоуровневой системы повышения квалификации и переподготовки кадров библиотек Иркутской области. Необходимость реализации вышеуказанных материалов обусловлена возрастающей потребностью в специалистах высшей квалификации. Так, из 1920 библиотечных специалистов области с высшим библиотечным образованием -23%; со средним специальным - 28,5%. В высших и средних специальных учебных заведениях обучается только 4,2% от общего числа. Поэтому большая ответственность по обеспечению дополнительного профессионального образования ложится на библиотеки - методические центры всех уровней. Их задача - обеспечить обучение библиотекарей, которые не имеют высшего специального образования, убедить их в необходимости его получения.

Иными словами, методическая деятельность центральных районных библиотек переживает значительные изменения в связи с модернизацией библиотечной сети, что предполагает реконструкцию организационной (управленческой) и производственной структуры, формирование современных кадров специалистов, умеющих взаимодействовать не только друг с другом, но и с методистами, которые осуществляют проверку их деятельности. Более того, осуществляется переход от административно-командного стиля управления методической помощью к новому стилю взаимоотношений и взаимосвязей между муниципальными методическими центрами и библиотеками поселений. Главным показателем изменения данного стиля методического руководства, на наш взгляд, является стиль, который мы назовем инновационно-новаторским или аналитическим, осно-

ванным на изучении мотивов и потребностей библиотекарей, основных пользователей методических услуг. Мотивация как сильнейший катализатор библиотечных интересов, устремлений одновременно оказывает соответствующее воздействие и на методистов, которые стремятся как можно профессиональнее оказать помощь библиотекарям, исходя из общих представлений о том, что в настоящее время более важно, и на библиотекарей, которые хотят получить от методистов как можно больше помощи и поддержки с учетом своих нужд и потребностей. Единого знаменателя в данном случае нет, так как нет единого, раз и навсегда разработанного рецепта как уберечься от недостатков в работе, как достичь успеха.

Миссия современной методической работы -изменения в управлении. Однако методико-биб-лиографические отделы центральных межпоселенческих библиотек со штатом 1-3 сотрудника не в состоянии выполнить стратегическую программу управления изменениями. Очевидно и то, что прежняя организационная структура методических служб в низовом звене не отвечает современному их предназначению. Следовательно, нужно правовое обоснование для реорганизации структуры методических служб, их штатов.

Границы методической работы расширяются, появляются новые направления и службы (см. схему № 1 «Примерная структура профессиограммы методиста»). В ней начинают преобладать информационные, поисковые, технологические, инновационные и исследовательские направления. В связи с чем взаимодействие методистов и библиотекарей должно строиться более четко, в соответствии с происходящими изменениями. Рассмотрим «Примерную структуру профессиограммы методиста», чтобы обозначить контуры взаимодействия «методист - библиотекарь» на каждом из направлений.

В «Профессиограмме методиста библиотеки» мы выделили несколько направлений деятельности: аналитическая [информационно-аналитическая (экспертная)]; коммуникативная (в том числе обучающая); оперативная (в том числе организация консультаций, оказание методической помощи); реконструктивно-проектная; социальная (включающая профессиональное и социальное партнерство). И объединяет все направления научно-исследовательская деятельность методистов как квинтэссенция профессиональных (теоретических и практических) возможностей методических служб.

Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности и, во-вторых, в ней представлены основные личностные качества, навыки и умения, а также знания, которые, на наш взгляд, обеспечивают профессиональный успех методистов на том или ином направлении деятельности.

Схема № 1

Примерная структура профессиограммы методиста библиотеки

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(профессиональное и социальное партнерство)

1. Общие качества: 2. Специальные качества:

патриотизм, стремление к истине,

гуманность, стремление к объективности,

честность, профессиональная гордость,

принципиальность соблюдение норм профессиональной этики

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (в том числе обучающая деятельность) Общительность, эмоциональная устойчивость, чуткость, умение слушать человека, умение говорить с человеком

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (информационно-аналитическая (экспертная) деятельность) Наблюдательность, любознательность, объем внимания, устойчивость внимания, концентрация внимания, хорошая ориентация и т. д.

РЕКОНСТРУКТИВНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Память, воображение, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция и т. д.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (организация консультативно-методической помощи) Организованность, воля, Организаторские способности

собранность, настойчивость в общении

ОПЕРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (подготовка различных документов) Аккуратность, пунктуальность, развитая устная и письменная речь

Более подробная, развернутая характеристика качеств дана в книге Ю. Б. Авраевой и Э. С. Очи-ровой «Методист библиотеки: формула успеха», изданной в издательстве «Либерея-Бибинформ» (М., 2008 г.). Наша позиция заключается в том, чтобы между методистом и библиотекарем был непрерывный интеллектуальный диалог, в котором заинтересованы обе стороны. Фундаментом такого диалога, на наш взгляд, может быть профессиональная дальнозоркость методиста (представителя методического центра), его информационный запас знаний, вектор развития и потребность в само-

образовании. Диалог как одна из форм взаимодействия между методистом и библиотекарем рассматривается нами как оптимальный вариант обмена знаниями, идеями и как вариант высококлассного обучения друг друга при обсуждении назревших проблем.

В основе профессиограммы лежит аналитическая сторона деятельности, которая реализует стремление методиста к раскрытию фактов и заключается в собирании исходной информации и последующей ее обработки для решения профессиональных задач.

Особое значение информационно-аналитическая (экспертная) деятельность методиста имеет на первом уровне. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды значимой информации, которая дает возможность с достоверностью реконструировать собранные факты, как этого требуют обстоятельства.

Знакомясь с работой библиотекаря методист ищет ответы на вопросы: что здесь нового, какие есть результаты? В правильном решении этих задач велика роль личностных факторов: во-первых, это задатки и способности; далее, имеют значение конкретные знания, профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек, построения контура реальной работы), жизненный опыт. Эффективность процесса сбора нужной информации и ее анализ в значительной степени зависят от знания методистом информационных свойств различных изучаемых объектов, от его индивидуального информационного запаса и процедуры методики обработки полученных данных. Ведь от решения методиста, от тех выводов, которые он сделает в результате анализа, часто зависит авторитет библиотеки и ее сотрудников.

Аналитическая деятельность методистов часто отражает уровень их компетентности и ответственности при оценке работы библиотек. Поэтому методистам надо тщательно обработать факты и дать им объективную оценку. В этом случае взаимоотношения «методисты - библиотекари» будут наиболее конструктивными.

Следующий уровень - это коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой методисты должны получить необходимую для анализа информацию о библиотекарях путем общения с ними, так как им предстоит организовать обучение в рамках курсов, семинаров и других форм повышения квалификации. В этом им должны помочь специальные научные знания в области психологии и тактики общения, мастерство, проявляющееся в профессиональных умениях и навыках ведения общения. Методисты должны уметь организовать свое психическое состояние. Хорошие методисты должны обладать навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Ибо общение с библиотекарями не всегда проходит гладко по объективным и субъективным причинам. Библиотекари считают, что методисты часто бывают грубыми, нетерпимыми. В общении с библиотекарями у них преобладает назидательность, категоричность, что не способствует нормальному диалогу. С другой стороны, библиотекари, в силу своих не всегда компетентных действий, вынуждают методистов поступать более жестко, чем предусмотрено по Уставу. Данный аспект взаимодействия «методисты - библиотекари» больше касающийся правовой и этической составляющей обеих

сторон, нежели содержательной, является проблемой, о которой почти не говорят или говорят недостаточно обоснованно: ни исследователи, ни представители органов управления библиотечным делом, ни тем более, сами библиотекари и методисты. Заинтересованность в диалоге, как показывает наш опыт и данные исследований, проведенных в рамках дипломных проектов студентов ВСГАКИ, зарождается исподволь, она созревает постепенно, по мере того, как методист и библиотекарь притираются друг к другу, как только они начинают выстраивать единую линию поведения во время решения общих задач, например, связанных с переходом на новую систему финансирования, комплектования, организации обслуживания пользователей в условиях самоуправления и т. д. Контакты между методическим центром и низовыми библиотечными структурами становятся более тесными и плодотворными. Тут, как говорится, не до амбиций. Но это совсем не означает, что библиотекари не имеют права голоса, что они беспрекословно выполняют все указания и рекомендации методистов. Ведь часто бывает так, что библиотекари на местах лучше знают ситуацию, острее воспринимают различные новшества, адекватно на них реагируют, исходя из реальных возможностей. Методистам нужно учитывать все обстоятельства и не игнорировать мнения опытных библиотекарей, а наоборот взять его на контроль. В этом плане, собранная и обработанная информация будет более ценной и нужной.

Вся информация, полученная в результате аналитической и коммуникативной деятельности, в процессе оперативной деятельности преобразуется в специальные протоколы, акты, отчеты. Для этого методист должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную. Оперативная деятельность методиста требует от него знание законов, чтобы на их основе разрабатывать различные документы для внутреннего использования в отдельно взятой библиотеке или сети библиотек. В ходе ее методист должен действовать четко, грамотно и активно. Правовое оперативное регулирование всей работы библиотек должно обеспечивать соответствующий уровень взаимодействия между методистом и библиотекарем. В данном тандеме заинтересованы обе стороны.

На следующем уровне методисты выступают как организаторы обследования. Принимая ответственные решения, они добиваются их реализации и при этом выступают в качестве организаторов деятельности многих людей (библиотекарей, ведущих специалистов). Практическая работа ставит их ежедневно в положение сдающих экзамен, требует особой собранности, точности и организованности. Организационная работа методистов прони-

зывает все направления деятельности не только методической службы, но и каждой библиотеки. Она тесно соприкасается с оперативной работой. Нужно организовать консультации, принять отчеты, проанализировать планы, обсудить различные программы обучения и принять решения и т. д.

Таким образом, первоначальный результат взаимодействия «методисты - библиотекари», их успех закладывается уже тогда, когда собрана соответствующая информация, проделана ее анали-тико-синтетическая обработка, организован и обеспечен оперативный доступ библиотекарей к сформированной документной базе данных.

Статус методических центров, а значит и методистов, наиболее ярко и значимо проявляется на следующем уровне: реконструктивно-проектном. Говоря языком кибернетики, это блок переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и специальный интеллект методиста. Современные методисты должны знать трудовое право, экономику, библио-течно-информационный процесс, педагогику, психологию, учет и т. д. Это далеко не полный перечень научных дисциплин, на которые опирается интеллект методистов при переработке исходной информации, выдвижении гипотез и разработке планов реализации.

Сегодня методисты - представители методического центра - участвуют в крупномасштабных проектах типа «Культура России», «Информация для всех» и разрабатывают локальные проекты, связанные с реконструкцией давно забытых традиций, обрядов народов, проживающих в национальных республиках, округах. Они как подвижники, миссионеры продвигают в массы с помощью библиотекарей знания об историческом прошлом своего этноса, его месте в настоящем и будущем. В Бурятии создана уникальная по своему содержанию база проектов центральных межпоселенческих библиотек, например, «От идеи - к воплощению, или наша проектная история», «Наследие Земли Кабанской: популярная краеведческая энциклопедия» (авторы - сотрудники Кабанской центральной межпоселенческой библиотеки, местная общественная организация «Дельта»), «Край легендами овеянный» (о центре буддизма в России, гуннском городище - памятнике кочевой цивилизации и др., авторы - сотрудники Иволгин-ской центральной межпоселенческой библиотеки). Сотрудничество и взаимопонимание становятся приоритетной формой взаимодействия «современный методист - современный библиотекарь», когда это касается общей идеи «Возродим прошлое ради будущего».

Завершает структуру профессиограммы социальная сторона, в которой методист предстает как организатор работы по связи с общественностью,

различными библиотечными системами, партнерами и т. д. в своем районе. Центр тяжести переносится на развитие и укрепление партнерских отношений с разными структурами через пропаганду методических услуг и заключение договоров. Это сравнительно новое направление в деятельности методических служб, оно быстро набирает обороты, становится востребованным со стороны всех участников этого процесса. Выгода от сотрудничества методистов, библиотекарей в качестве партнеров с разными структурами очевидна. Партнерство раскрыло еще одну грань в деятельности методистов, обеспечив им новый импульс и второе дыхание. Восприятие методиста всегда целенаправленно, планомерно, осмысленно. Это связано с профессиональным опытом и с особенностями мышления. В связи с чем, особую роль играет деятельность методических служб по организации и проведению локальных научных исследований и их участие в крупномасштабных исследованиях федерального и регионального уровней. Научно-исследовательская работа методистов, как правило, осуществляется для изучения и анализа реального опыта передовых библиотек, достигших определенных результатов и применяющих эффективные технологии. Однако данное направление еще не является обязательным и приоритетным для большинства методических служб типа УНБ, ЦБС. В то же время методисты понимают значимость этой работы, особенно, когда необходимо доказать суть происходящих изменений и убедить библиотекарей использовать результаты научного исследования. Методисты должны овладеть методологией и методикой НИР, знать процедуру разработки программы исследования, обработку полученных данных и т. д. В настоящее время нельзя сказать, что методисты владеют этими знаниями в достаточной мере. Однако они уже не могут обойтись без них. Время требует, чтобы уровень рекомендаций был научно обоснованным и про-гностичным, практико-ориентированным. Поэтому мы считаем, что данная составляющая «Профес-сиограммы» объединяет все направления и определяет ее особенность и значимость.

Задачей методистов в осуществлении данной работы является привлечение библиотекарей к участию в научно-исследовательских программах и к их реализации. В процессе совместного проведения научного исследования методисты и библиотекари приобретают новые навыки общения и новые представления об исследуемом объекте и учатся вырабатывать общую оценку, стратегию дальнейшего развития библиотеки, ее персонала и ее возможностей. Характер взаимодействия между ними зависит от целей и задач исследования, от опыта каждого из участников, их творческого потенциала. Одно должно быть обязательным:

строгая дисциплина в соответствии с графиком задуманных процедур и четкая система обработки полученной информации. Вольное ее толкование будет снижать уровень взаимодействия и даже может свести его к нулю. Поэтому методисты как инициаторы исследования должны держать планку, которая была намечена и не допускать разночтений.

Каждый методический центр выстраивает тот или иной тип связи с низовой библиотекой и ее кадрами. Именно тот тип связи, который он способен воспроизводить функционально в соответствии с финансовыми возможностями, МТБ, отношением органов власти на местах к библиотекам. Можно определить этапы развития взаимоотношений между ними, особенно в период обучения в рамках системы повышения квалификации.

Обозначим этапы цикла: «Связь методического центра и библиотек (библиотекарей) в период обучения».

Первый этап: реальные библиотекари получают методическую помощь в профессиональном развитии, находясь внутри методического центра (рис. 1). Обучение идет в стандартном режиме в соответствии с заранее составленным графиком, где указаны «дни учебы», «тематика занятий», «сроки обучения», «методы обучения». Создается электронная база методического обеспечения, намечаются формы общения: «круглые столы», «презентации», «дискуссии», «мастер-классы», «обмен опытом», которые предполагают активизацию контактов между методистами и библиотекарями.

Рис. 1. Связь и обучение библиотекарей внутри методического центра

Второй этап: библиотекари (пользователи методических услуг) реальные и виртуальные. Методическое обслуживание индивидуальное, корпоративное, внутри и вне центра (рис. 2).

Расширяются обучаемое пространство и группы обучающихся, увеличивается количество форм

Рис. 2. Связь и обучение библиотекарей в реальном и виртуальном пространстве

и методов обучения, появляются альтернативы в их применении (выбор).

Третий этап: библиотеки (библиотекари) и общество (в лице органов управления как пользователей и ответственных за рост квалифицированных кадров на местах) (рис. 3).

Рис. 3. Связь методического центра с библиотекарями и органами власти

Уровень взаимоотношений методический центр - библиотекари - органы власти (потребители информации о деятельности методических центров по дополнительному образованию библиотекарей) в лице управлений культуры, осуществляющих представительские и контрольные функции и отвечающих за престиж профессионального уровня обучения в обществе, на первый взгляд кажется стабильным, устойчивым. На самом деле все не так просто.

Этот этап взаимоотношений наиболее значимый и сложный. Методисты радикально должны перестроить систему взаимоотношений в период обучения библиотекарей и максимально сделать ее открытой для общества и привлекательной для самих обучающихся. Принцип дифференциро-

ванного преимущества должен стать главным при обучении библиотекарей. Формат взаимоотношений «методисты - библиотекари (реальные) - библиотекари (виртуальные) - органы власти (обеспечивающие финансовую поддержку) также становится определяющим. Проникновение в замыслы обучающих и обучаемых должно быть максимальным и доверительным, чтобы стал возможным обмен суждениями, знаниями, представлениями о еще нерешенных и новых подходах, проблемах. Оптимальным вариантом в решении третьего этапа в этой долгосрочной цепочке считаем тандем между «методистом-теоретиком» (умеющим выдвинуть и обосновать идею) и специалистом (знающим как ее реализовать, накопившим и обладающим практическими навыками) и «методист-продюсер» (помогающий претворить идею, проект, замысел в реальность, осуществляющий со-финансирование обучения с помощью спонсоров) и технолог (фиксирующий с помощью НИТ и ИКТ те или иные идеи, замыслы в виде слайдов, дисков, дискет и т. п., чтобы многократно их использовать разным группам обучающихся. Далее, необходимо, чтобы программы обучения (электронные варианты) были доступными и отражали ноу-хау теории и практики не только в сугубо библиотечном обслуживании, но и в научных исследованиях, в которых участвовали методисты и которые обеспечили достоверность результатов.

Научно-исследовательская деятельность методических служб должна стать ведущим направлением в современной школе развития библиотечных кадров, что, на наш взгляд, поднимет авторитет методистов и их статус (см. «Профессио-грамму методиста»).

Научно-исследовательская деятельность методических служб - это будущее методических центров. Она должна объединить усилия не только методистов, но и библиотекарей и других специалистов (маркетологов, социологов, психологов) по внедрению результатов исследований, направленных на развитие творческого, инновационного потенциала всех групп библиотечных кадров. Научно-исследовательская работа методистов должна затрагивать все направления современной профессиональной деятельности методических служб, обеспечивая и повышая качество методических услуг.

Мы считаем, что взаимодействие методистов и библиотекарей в контексте всех развивающихся направлений - залог устойчивого развития библиотек. Мы показали и раскрыли разный уровень взаимодействия между ними, обнажив сильные и слабые стороны и тех и других, чтобы помочь и тем и другим стать более успешными, стать востребованными в непростых социально-экономических условиях.

Материал поступил в редакцию 08.09.2011 г.

Сведения об авторе: Авраева Юлия Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент, тел.: (8-3012) 23-50-61, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.