Научная статья на тему 'Сквозь призму времени: размышление о первом ректоре студента первого набора'

Сквозь призму времени: размышление о первом ректоре студента первого набора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сквозь призму времени: размышление о первом ректоре студента первого набора»

ВОСПОМИНАНИЯ ПЕРВЫХ СТУДЕНТОВ

СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕНИ: РАЗМЫШЛЕНИЕ О ПЕРВОМ РЕКТОРЕ СТУДЕНТА ПЕРВОГО НАБОРА

В. В. Леонтьев

Вспоминая свои студенческие годы, совпавшие с первыми пятью годами существования Волгоградского государственного университета, я часто возвращаюсь в своих мыслях к образу Максима Матвеевича Загоруль-ко. К образу человека, столь много сделавшего для моего родного вуза, к образу человека, без которого сама идея появления в «компании» советских (тогда еще) университетов нового университета в промышленном гиганте на юге РСФСР, была бы невозможна.

Мои студенческие годы пришлись на очень трудные годы в истории СССР, на годы «застоя» в экономике, на последние годы правления Л.И. Брежнева, на последующие три года (1983—1985) постоянной смены руководства ЦК КПСС, на годы пустых полок в продовольственных магазинах, на годы брожения в умах миллионов граждан великой страны.

Я вспоминаю, как 1 сентября 1980 г. в актовом зале тогда единственного корпуса ВолГУ по адресу ул. 2-я Продольная, 20, наш первый ректор на торжественном собрании, посвященном открытию ВолГУ, с гордостью и неимоверной теплотой в голосе знакомил нас, первокурсников, а также наших родителей и почетных гостей с макетом ВолГУ и студенческого кампуса. Даже нам, 17-летним юнцам, было ясно, что то, что было показано на макете, — это любимое детище Максима Матвеевича, и что он сделает все возможное и невозможное, чтобы макет стал реальностью.

Несмотря на все внешние трудности жизни, несмотря на то, что большая часть предусмотренных министерским планом строительства ВолГУ 100 миллионов советских руб-

лей так и не дошла до Волгограда, у первого ректора ВолГУ хватило управленческого умения и, самое главное, желания претворить свою мечту в действительность. В силу чего мой родной университет развивался постоянно и планомерно. А именно об этом, как мне кажется, Вы, Максим Матвеевич, все время мечтали. Вы имеете полное право гордиться собой. Ваша мечта реализовалась.

Фактом истории ВолГУ было то, что студенческая жизнь первых 250 студентов ВолГУ протекала очень и очень интересно. Мы все подружились, стали одним большим коллективом (в прямом смысле этого слова) во многом благодаря двум неделям работ на полях совхоза «Волго-Дон» в начале октября 1980 года. Я до сих пор уверен, что идея отправить нас в одно из лучших сельскохозяйственных предприятий нашей области принадлежит Максиму Матвеевичу. И придумать что-либо лучшее в то время для становления студенческого коллектива было трудно. Мы уехали в Калачевс-кий район, в село Береславка, толком не зная студентов из своих академических групп, а вернулись, перезнакомившись со студентами других отделений. Лично я познакомился почти со всеми 58 юношами из первого набора и со многими девчатами.

Пока мы находились в Береславке, Максим Матвеевич 3—4 раза приезжал познакомиться с нашей жизнью на новом месте. Возвращаясь впоследствии в воспоминаниях к пребыванию в Береславке, я понял, что визиты ректора были вызваны его желанием быть поближе к своим студентам, лучше знать об их нуждах и интересах.

Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып. 7. 2004

113

ВОСПОМИНАНИЯ ПЕРВЫХ СТУДЕНТОВ

Спасибо, Максим Матвеевич, за то, что почти с первых месяцев работы ВолГУ рядом с вашим кабинетом, который тогда располагался на втором этаже нынешнего здания физического факультета, все могли видеть табличку «Студенты принимаются вне всякой очереди». Это было смелое проявление реальной демократии в не самом демократичном государстве. Я сам несколько раз убеждался в действенности этих слов, проходя в ваш кабинет по тем или иным вопросам личного или общественного характера.

Спасибо, Максим Матвеевич, за идею, которая была реализована в стенах ВолГУ уже в 1984 году, а именно идею выбора лучшей академической группы на факультете. Помню, что по итогам зимней сессии 1985 года моя группа А-802 была признана одной из трех лучших групп филологического факультета, что позволило мне и моим товарищам по группе — Игорю Мосолову, Тамаре Галага-новой, Ольге Григорьевой, Татьяне Приваловой и другим — отправиться в Москву и провести 12 незабываемых дней в гостинице «Измайлово». Причем совершенно бесплатно, кроме оплаты билетов на поезд.

Спасибо, Максим Матвеевич за то, что в стенах уже нового корпуса (нынешнего корпуса «Б») появился стенд с фотографиями лучших академических групп и лучших студентов различных факультетов ВолГУ. Эта традиция существовала несколько лет, до начала 90-х годов. Не скрою, пока я учился на 5-м курсе, было очень приятно видеть фото своей группы на этом стенде.

Спасибо, Максим Матвеевич, за ваши лекции по политэкономии. Они показали мне, как и всем студентам-филологам, настоящее искусство владения своим предметом. Я до сих пор помню, как Вы входили в аудиторию без каких-либо конспектов, лишь с несколь-

кими небольшими карточками в руках, и читали лекции, изредка сверяясь с этими карточками.

Спасибо, Максим Матвеевич, за то, что Вы всегда с готовностью выслушивали различные предложения студентов по развитию досуга и всегда находили очень интересные пути реализации этих предложений, что позволило нам, студентам и преподавателям ВолГУ, устраивать различные дискотеки, конкурсы СТЭМов, музыкальные конкурсы самодеятельных певцов и исполнителей на различных инструментах и так далее.

Конечно же, как и у любого человека, у нашего первого ректора были и свои недостатки. Иногда он казался нам слишком авторитарным, не терпящим никаких возражений, не признающим никаких альтернатив. Иногда, как думали мы, студенты, он принимал не совсем верные решения относительно судьбы кого-то из наших товарищей итак далее.

Но, как говорится, нет пророков в своем отечестве. И, кто знает, стал бы ВолГУ тем вузом, каким он является сейчас, если бы Максим Матвеевич был более мягким, менее решительным, менее настойчивым, менее настырным, если угодно. Лично я не уверен. Да и, в конце концов, полностью ли повторилась бы студенческая жизнь всех тех, кто обучался в ВолГУ в период с 1980 по 1995 г., т. е. в те годы, когда у руля ВолГУ стоял профессор Максим Матвеевич Загорулько?!

Скажу честно: если бы мне было позволено судьбой еще раз начать свою студенческую жизнь, я бы выбрал тот же путь — путь студента ВолГУ первого набора, учившегося в период с 1980 по 1985 год. И только с теми же самыми преподавателями и с тем же самым ректором — профессором Максимом Матвеевичем Загорулько.

114

В. В. Леонтьев. Сквозь призму времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.