Научная статья на тему 'Роль личности Максима Матвеевича загорулько в создании классического университета'

Роль личности Максима Матвеевича загорулько в создании классического университета Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль личности Максима Матвеевича загорулько в создании классического университета»

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ МАКСИМА МАТВЕЕВИЧА ЗАГОРУЛЬКО В СОЗДАНИИ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

С. П. Лопушанская

В мае 1980 года, когда весь ВолГУ находился в однокомнатной квартире на ул. Тула-ка, д. 7, когда вся собственность университета состояла из одного стула и одного учебника русского языка для 4-го класса, когда весь наш коллектив, включая и ректора, не превышал семи человек, — тогда, подготавливая первый набор студентов на единственный естественно-гуманитарный факультет, Максим Матвеевич в первой беседе с нами увлеченно излагал основные принципы создания классического университета. О некоторых из них мне хотелось бы рассказать.

Начну с истории вопроса. Истоки ВолГУ уходят в двадцатые годы прошлого века: День как день, как все другие рядом. Двадцать третье серпня. И не так давно Женщина окидывала взглядом Дом, икону, сына своего.

Нарекли Максимом — звучно, просто... Только не простые стежки на пути:

Жизнь раскрыла перед Вами версты,

По которым нелегко идти.

В старину — так повелось в России — Стены возводили мастера,

Вкладывая ум, мечту и силы,

Чтобы Храму простоять века.

Вам желаю продолжать их долю,

Славного и долгого пути!

С победителем не станут спорить...

Важно Храм Науки возвести!!!

Так я поздравила 23 августа (укр. серпня) 1983 года ректора Волгоградского государственного университета Загорулько Максима Матвеевича с его днем рождения. Прошло всего три года, но первые наши студенты уже почувствовали себя ответственными за судьбу нового вуза на священной Волжской земле. Секрет такого чудесного перевоплощения вчерашних абитуриентов был продуман и реализован благодаря первому принципу Максима Матвеевича:

Создаем традиции!

Как известно, традиции по приказу не формируются. Необходимо было найти ключевые понятия и представить их в одной связке. Это и сделал наш первый ректор, предложивший изменить общепринятую схему: «Профессор и вокруг него студенты». Максим Матвеевич провозгласил студента центральной фигурой в классическом университете. Именно для студента будут оборудованы кабинеты, лаборатории, аудитории, музеи, библиотека, столовая, кафе, столики с белыми скатертями, где он сможет общаться с профессором, заказать любой журнал и получить необходимую книгу, посмотреть редкий фильм, провести аудио- и видеобеседу на иностранном языке. И все это для студента ВолГУ стало возможным, потому что формировались научные школы новые идеи ^ общее подвижничество во имя Ее Величества госпожи Науки.

И хотя белые скатерти появились не сразу, романтизм новизны был настолько ощутим, что никого не удивила написанная ко Дню Науки «Ода университету»:

Вошел ты в строй в восьмидесятом,

Но наш сегодняшний студенческий билет Подписан был в далеком сорок пятом Студентами военных, трудных лет.

Пока ты среди вузов самый юный,

И среди нас еще великих нет.

Но славу мы тебе высокую добудем,

Наш Волгоградский университет!

Наш Волгоградский университет.

Изучим все науки досконально,

Исследуем исчезнувший перфект, Напишем множество трудов

фундаментальных, Откроем вновь физический эффект.

Мы не забудем — клятва в том порукой, Как создавался первый факультет.

Вовеки славься, новый Храм Науки,

Наш Волгоградский университет!

Наш Волгоградский университет.

Когда я прочитала этот вариант «Оды», то тут же получила задание написать и мелодию: через несколько недель небольшой студенческий хор исполнил «Оду» на первом заседании клуба «Русичи».

Я вспоминаю, как в декабре 1982 года после кончины известного ученого, историка русского и других восточнославянских языков, Виктора Ивановича Борковского, его племянница и руководство Института русского языка Академии наук приняли решение подарить нашему университету, основным лингвистическим направлением которого была провозглашена история русского языка, научную библиотеку академика.

Студентка III курса Оксана Горбань, теперь уже защитившая докторскую диссертацию, написала об этом в своей статье «Научная библиотека В.И. Борковского»:

«Первый ректор ВолГУ профессор М.М. Загорулько передал свой кабинет кафедре истории русского языка и стилистики с целью создания музея академика В.И. Борковского и учредил специальный регистрационный штампик для книг этой библиотеки. Кроме того, Максим Матвеевич командировал в Москву трех студентов-русистов для составления описи и перевозки книг. Нам посчастливилось держать в руках уникальные издания, отечественные и зарубежные, многие из которых трудно найти даже в библиотеках Москвы. Сегодня этим богатством пользуются студенты и преподаватели волгоградских вузов, учителя гимназий, лицеев и средних школ».

Командировал Максим Матвеевич и нас, первых преподавателей ВолГУ, в ведущие университеты страны. Дарственные книги из своих фондов щедро выделили МГУ, ЛГУ, Саратовский и Воронежский университеты, значительную помощь оказали Институт русского языка им.А.С. Пушкина, РУДН. Языковеды Института русского языка РАН из своих личных библиотек подарили в кабинет-музей В.И. Борковского книги, которые собрала и передала доктор филологических наук

В.Б. Силина. Большим вкладом явились учебные книги по русскому языку, подаренные доктором филологических наук, профессором О.Б. Сиротининой.

Формирование кафедры истории русского языка и стилистики в нашем университете поддержала научная элита России: лекционные курсы были прочитаны д-р филос. наук Лидией Ивановной Баранниковой; д-р филос. наук, проф. Георгием Александровичем

Хабургаевым; д-р филос. наук, проф. Эрой Васильевной Кузнецовой. В последующие годы принцип Максима Матвеевича:

Лекции читают авторы учебников! —

оправдал себя. Студенты-русисты слушали лекции д-р филос. наук, проф. Ольги Борисовны Сиротининой, д-р филос. наук, проф. Эмилии Агафоновны Балалыкиной, д-р филос. наук, проф. Игоря Степановича Улуха-нова, д-р филос. наук, проф. Леонида Леонидовича Касаткина.

Повышению качества спецкурсов и спецсеминаров способствовали международные и всероссийские тематические конференции, научно-практические семинары, проводившиеся на базе ВолГУ.

Первые же Борковские чтения приобрели известность среди языковедов-русистов, отражая весь спектр научных интересов академика. Уже в 1985 году вышел в свет сборник статей «Восточные славяне. Языки. История. Культура». Как пишет об этом выпускница ВолГУ 1990 года Елена Шептухина (ныне докторант нашего НИИ истории русского языка), «проведение Борковских чтений стало для Волгоградского государственного университета традиционным. Ученые-лингвисты из различных российских вузов и академических институтов обсуждают проблемы развития русского языка... В Борковских чтениях постоянно активное участие принимают докторанты, аспиранты и студенты-филологи, обращаясь к лингвистическому наследию Виктора Ивановича и сохраняя память о большом ученом».

В подготовке специалистов по преподаванию русского языка как иностранного неоценимую помощь нам обеспечивал коллектив Института русского языка им. А.С. Пушкина, и прежде всего академик Виталий Григорьевич Костомаров.

Одним из важных методов усвоения нашими студентами второго славянского языка была ежегодная обменная практика, которая осуществлялась с Оломоуцким университетом благодаря договору, заключенному на уровне ректоров, чему способствовало то, что М.М. Загорулько был председателем Волгоградского отделения Общества дружбы между нашими странами. В первую поездку со мной поехали лучшие студенты второго курса, которые отлично справились с требованиями наших коллег из Оломоуца, читавших лекции на чешском языке. Так, Галина Егорова, одна из выпускниц 1986 года, в своей дип-

98

С. П. Лопушанская. Роль личности Максима Матвеевича Загорулько

ломной работе использовала чешскую научную литературу о славянском глаголе.

В соответствии с принципом Максима Матвеевича:

Воспитываем собственные научно-педагогические кадры! —

каждый выпускник Волгоградского государственного университета, рекомендованный с 1985 года (первый выпуск) на работу в ВолГУ, должен был в своем заявлении на имя ректора указать примерную дату защиты докторской диссертации. В результате среди моих учеников из 18 кандидатов и 4 докторов наук, защитивших диссертации за это время, более половины составляют наши выпускники. Вот почему сегодня мы уже можем говорить о тенденции в подготовке научных кадров:

От абитуриента до профессора!

Среди основных принципов М.М. Заго-рулько одним из наиболее релевантных для развивающегося классического университета можно считать тот, который не был произнесен в восьмидесятом году, но был реализован позднее: Готовим себе достойную замену!

Косвенно этой темы Максим Матвеевич касался неоднократно, нацеливая нас на серьезность такой направленности в своей профессиональной деятельности. Речь шла о комплексном подходе при целенаправленной подготовке будущих руководителей подразделений. Всегда подчеркивались не только доминирующие черты — глубокие знания, подлинное научное творчество и неподдельная гуманность, но и обязательное сочетание этих человеческих свойств. Однако для заведующих кафедрами в восьмидесятые годы не всегда был обеспечен подобный выбор.

Что же касается первого ректора, то он блестяще реализовал свой принцип, предложив для обсуждения на Ученом совете ВолГУ кандидатуру Олега Васильевича Инша-кова, которого в коллективе уже хорошо знали, для избрания на должность ректора университета. Этот выбор показал, что все заложенное в фундамент нашего вуза продолжает укрепляться, развиваться, прирастая новы-

ми принципами, соответствующими становлению научных, образовательных и педагогических целей современного вуза России. Достаточно напомнить девиз ВолГУ: От слова — к делу!, подробное раскрытие которого дано в статье О.В. Иншакова «О концепции развития университета на пороге XXI века». (См.: Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 6, Университетское образование. Вып. 2. 1999. С.6—12).

Из этого программного текста, насыщенного конкретным материалом и обоснованным прогнозированием, а также смелым осмыслением перспектив и проблем дальнейшего развития общества в целом и нашего университета как части российской образовательной системы, — позволю себе процитировать лишь те задачи, о достижении которых непосредственно шла речь выше: «<...> Развитие научно-образовательного комплекса университета на базе его научных школ, научно-исследовательских институтов и лабораторий. <...> Формирование уважения к университету, учебному процессу и научному творчеству, равенства в социальных и межличностных отношениях. <...> Поддержка индивидуального и коллективного творчества, инициатив и новаций, утверждающих гуманистические культурные ценности и принципы интеллигентности в университетской среде». (Там же).

Заключая свой краткий очерк, хочу выразить глубочайшую признательность Максиму Матвеевичу Загорулько за «второе дыхание», появившееся у меня в Волгограде, а также за возможность реализовать важнейшие для меня планы в области русистики, за трудные уроки озеленения территории ВолГУ, за активную поддержку в совместной деятельности.

Хочу пожелать Вам, Максим Матвеевич, здоровья и богатырских сил, необходимых для завершения начатой серии документов и материалов «Царицын — Сталинград — Волгоград», первый том которой вышел в свет в 2003 году (920 страниц) и в котором руководителем группы составителей, а также ответственным редактором является М.М. Загорулько.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.