Научная статья на тему 'Сквозь призму близкого и понятного рассмотреть - масштабное и трудно воспринимаемое'

Сквозь призму близкого и понятного рассмотреть - масштабное и трудно воспринимаемое Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сквозь призму близкого и понятного рассмотреть - масштабное и трудно воспринимаемое»

УДК 37.01 ББК 74.0

МАХИНИНАлександр Николаевич,

кандидат педагогических наук, доцент. Воронежский государственный педагогический университет

... СКВОЗЬ ПРИЗМУ БЛИЗКОГО И ПОНЯТНОГО РАССМОТРЕТЬ - МАСШТАБНОЕ И ТРУДНО ВОСПРИНИМАЕМОЕ...*

Все, что происходит в современном образовании, является зоной повышенного внимания и активного социального интереса. Причины этого естественны и понятны - данные процессы затрагивают интересы каждого члена общества: мы или учим, или учимся, или создаем условия для учебы и воспитания учеников, или занимаемся всем этим одновременно. Тенденции последних десятилетий со всей очевидностью обнаруживают стремительную и трагическую по их последствиям утрату российской системой образования самобытности, лучших традиций и достижений отечественной педагогической науки. Именно образование пронизывает все сферы жизни общества, является важнейшим фактором жизни практически каждого современного человека, определяет ее качество, направленность, содержание и смысл.

Выход в свет коллективной монографии «Образовательная деятельность и историко-культурное наследие Отчего края», по признанию самих авторов, продиктовано осознанием неподдельной тревоги перед возрастающей путаницей, которая овладевает сознанием граждан России. В основе этой путаницы - забвение минувшего, попрание ушедших или уходящего. Беда современного человека состоит в том, что он перестал быть творцом культуры, а стал лишь ее потребителем. Материальные и духовные ценности создаются профессионалами, а потребляют их те, кто не способен их самостоятельно творить, кто приобретает «готовые» ценности в удобной для потребления форме. Причем ориентиром для потребления становится не собственный культурный и творческий опыт человека, а те общественные силы, которые внедряют в сознание человека культурные «нормы» и «стандарты» жизни в глобальном мире - СМИ, реклама, общественное мнение, слухи, Интернет.

К сожалению, в активно развивающемся глобализирующемся мире - миссия образования смещается в сторону воспроизводства человека-потребителя, порывающего с традициями и нормами своей культуры и принимающего нормы и ценности глобальной культуры, а также с такими

характерными для него свойствами, как минимальная субъектность и убежденность в «совершенстве» «потребительского рая».Печально осознавать то, что духовные подвиги и труд наших предков девальвируются глобализацией, предлагающей человеку «новые» смыслы и ценности современного комфортного техногенного мира, «прогрессивные» достижения постиндустриальной цивилизации.

Именно поэтому идея авторского коллектива данной монографии кажется одновременно такой привлекательной, но в то же время сложно реализуемой в связи с вышесказанным: авторы призывают вернуться из блуждания в глобализирующемся мире к вековечным ценностям нашей истории, культуры, ценностям отечественного образования на примере родного края. Для них образование представляет не просто важнейший социальный институт, а скорее особую социокультурную ценность.

В то же время, мы полагаем, что образование и есть важнейший элемент культуры, обеспечивающий ее воспроизводство, творящий самого человека. Традиционная русская культура складывалась и развивалась как культура «глубинки», провинции, в которой вплоть до сер. XX века проживала большая часть населения России. Именно здесь формировались и оттачивались традиционные черты русского человека: трудолюбие, острый ум, смекалка, расчетливость, способность к сопереживанию, состраданию, соучастию, образная и выразительная речь, альтруизм, бережное отношение к природе; именно здесь закреплялся особый уклад жизни русского человека со всем набором норм организации быта, семейных отношений, взаимоотношений с окружающим Миром.Погружаясь в эту атмосферу, человек естественным образом впитывал в себя сложившуюся культуру во всем многообразии ее проявлений; он получал одновременно и возможность вместе со взрослыми упражняться в ее осмыслении, использовании, совершенствовании; обретал опыт коллективного (совместного) восприятия, переживания и оценки ценностей и явлений культуры, что создавало уникальные педагогические возможности для колоссального духовного роста личности, ее нрав-

* - Рецензия на монографию «Образовательная деятельность и историко-культурное наследие Отчего края. Коллективная монография / Под ред. Е.П. Белозерцева. - М. : АИРО-ХХ1, 2017. - 352 с.

СЕР

ственного и эстетического развития.

Именно философия Отчего края и его историко-культурное наследие, по мнению авторов монографии, должны выступать в качестве интегральной парадигмы современного образования, поскольку они способны выстроить некую цельность, подразумевающую современную востребованность исторического прошлого. Малая родина, Отчий край, провинциальная среда имеет в этом плане ряд неоспоримых преимуществ - высокую степень социальной контактности, меньшую, чем в крупных городах, анонимность общения; человек как бы постоянно находится в условиях негласного нравственного контроля, регулирующего его поведение, задающего ему стандарты поступков и отношений.Через совместный досуг, общение формируются в сознании молодежи вкусы, ценностные ориентации; человек осваивает систему критериев, с позиций которых воспринимает и оценивает все, что его окружает; и самое главное - он оказывается вовлеченным в совместную деятельность, расширяющую и обогащающую его социальный опыт, закрепляющую его нравственные привычки, навыки социального взаимодействия, сотрудничества и совместного труда.

Неслучайно первый раздел книги назван «Образовательная деятельность как предмет историко-педагогического исследования», в котором авторы, признавая, что образовательная деятельность как конструкт егце не обрела четкого понятийного статуса в педагогической науке, видят в реализации такой деятельности возможность достижения педагогами и учащимися ценностно-смысловых и мировоззренческих обретений, в том числе установления взаимной сопричастности обучающего и обучающихся, в которой «осуществляется самоопределение каждым себя через утверждение бытия другого». Образовательная деятельность интересует авторов в контексте историко- культурного наследия и культурно-образовательной среды. Изучение в системе образования историко-культурного наследия региона важно еще и потому, что само понятие «историко-культурное наследие» уже наделено познавательным, ценностным, политическим, юридическим, социально-психологическим смыслом, т. е. оно многозначно в смысловом плане и является предметом междисциплинарного исследования. Следовательно, в процессе образования нужно создавать такие условия, чтобы каждый субъект образовательного процесса принял культурное наследие в качестве незыблемой ценности.

Анализ историко-культурного наследия региона представляет собой своеобразное осознание

культуры как целостности, основанной на следующих идеях:

• восприятие культурного наследия региона в качестве сферы творческой деятельности, имеющей исследовательский характер, и ее результатов, сфера свободы и область ценностей;

• совпадение мира и явлений культуры региона;

• на принципе «мирового события», представленного в качестве события культуры;

• на концептуализации понятий в контексте культурного наследия региона.

Только при таком понимании наша корневая система является весьма жизнеспособной, она становится «месторазвитием» человека и гражданина. Как отмечается в целом ряде исследований, обширная территория России дает все предпосылки для развития местного патриотизма, региональной и/ или местной идентичности, местных социокультурных традиций, уходящих своими корнями в историческое прошлое территории. Поэтому таким важным выглядит попытка авторов описания историко-культурного наследия Воронежской области в контексте становления региональной идентичности как жителей Воронежской области. При этом делаются определенные попытки институцио-нализации подобного рода явлений, однако эти попытки, как правило, оказываются крайне слабыми и недолговечными, особенно если используются для организации или консолидации каких-либо политических сил.

Действительно, как показывает мировой опыт и российский опыт, актуальность «регионального фактора» не снижается, а лишь варьируется сообразно политической обстановке. Продуктивным, с нашей точки зрения, рассматривать вопросы инсти-туционализации и развития региональной идентичности в русле философии Отчего края. Тем более, что понятие, применимое к любому региону России, имеет конкретную воронежскую прописку. «Отчий край» - название литературной серии, выходившей в Воронеже, а затем и в других городах в 1970-80-х гг. Инициатором серии выступил писатель В.В. Бу-даков. Философия Отчего края направлена на то, чтобы выявлять ценные самобытные проявления русского национального самосознания и показать, что оно обладает живой конкретной реальностью, дающей Смысл и Бытие людям, живущим в просторе одной земли, веры и языка. Фундаментальная задача этой философии - постичь работу национальной идеи применительно к каждому региону России (Отчему краю).

Отчий край позволяет философско-

ОзП

педагогические основания выразить в категориях содержательных и постижимых, которые могли бы применяться в образовательном процессе современной общеобразовательной и профессиональной школы.

В данных условиях Воронежская область признается уникальной средой - средоточием природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий, в которых протекает жизнь и деятельность ее сельского и городского населения. В таком понимании среда Воронежского края предстает в виде некоей лаборатории духовного, социального, профессионального опыта человека, а алгоритм ее изучения синхронизован с процессом формирования личности. При этом самых добрых слов заслуживает попытка авторов на большом историко-культурном материале (архитектурном, художественно-культурном и пр.) приблизиться к описанию общей картины восприятия образа города Воронеж и Воронежской области его жителями в контексте главного предмета исследования.

Примечательно, что в Воронежской области активную позицию занял губернатор А. В. Гордеев, осознающий, что региональная идентичность не только способствует развитию, но и повышает конкурентную привлекательность региона. Как результат были осуществлены проекты реконструкции культовых исторических зданий - Усадьбы Д. Веневитинова, Рамонского замка принцессы Ольден-бургской, поддержан проект инициативной группы «Экологическая тропа» и др.

Таким образом, в полной мере следует согласиться с авторами, что среда, Отчий край - это педагогические категории (точно так звучит один разделов рецензируемой монографии). Подчеркнем, что одной из важнейших особенностей среды Отчего края является ее способность оказывать актуальное воздействие на людей в силу ее динамических характеристик: ведь именно органическое соединение культурных, морально-нравственных, исторических, информационных, экзистенциальных компонентов среды и позволяет нейтрализовать влияние факторов окружения, осложняющих оптимизацию процесса образования.

Важным считаем подчеркнуть то обстоятельство, что те, кто вступают на путь постижения смыслов культурно-образовательной среды, должны иметь четкое представление о региональном образовании как осознанно организованном взаимодействии среды и образования, когда особенности среды опосредованно и прямо влияют на состояние жизни каждого человека, всего населения, а образо-

вание и образованные граждане оказывают воздействие на среду, являясь ее продуктом и субъектом культуры. Становится вполне очевидно и понятно, сколь велики образовательные возможности подобной среды: приобщение к ней формирует полноценную (граждански, интеллектуально, духовно, нравственно) личность.

Более того, при благоприятных обстоятельствах (соблюдение совокупности условий, которые называют авторы: историко-цивилизационные, социально-культурные, психолого-, социально-, организационно-педагогические условия) возможно приближение к сакрализации среды и наступает время, когда учащийся переживает особое состояние и место своего рождения/развития называет Отчим краем.

Одним их таких эмоциональных состояний является личная сопричастность - конкретное проявление личного отношения гражданина к делам социума, когда «мое» является важной частью общего (и наоборот), когда индивидуальные цели совпадают с коллективными, когда жизнь мира (моей общины) определяет векторы моих личных, субъективных стремлений и перспектив, а потому - и личных переживаний! Часто ли в современной жизни простой человек ощущает свою собственную сопричастность к происходящему? Зависит ли реальная социальная жизнь от интересов и перспектив бытия отдельного человека? Едва ли...Думается, что нравственная личность - гражданин и патриот

- это человек, способный выстраивать собственную линию жизни, быть ее субъектом, творцом; творить свою судьбу, органично сопряженную с судьбой своей страны, принимающий во внимание обстоятельства и перспективы жизни своего этноса. это человек, для которого «мое» и «наше» неотделимы, для которого внутренняя идентификация себя с мы позволяет с гордостью говорить: «Я - русский», «Я

- гражданин России»... Кризис идентичности - это кризис, прежде всего, на уровне эмоциональной сферы, на уровне интуитивного предчувствия своей гражданской, этнокультурной и региональной идентичности.

Опять-таки эмоциональная сфера, степень ее развитости напрямую предопределяет то, каким станет взрослеющий человек, как ощутит в себе сопричастность к культуре, традициям, истории своих предков; как сможет рассмотреть сквозь призму близкого и понятного - своей семьи, сквозь малую родину, Отчего края- более масштабное и трудно воспринимаемое - большую Родину, свой этнос, свою национальную культуру и историю, а потом

- и еще более сложные феномены - общечеловече-

СИЮ

ское в культуре. Вектор постижения мира ребенком вполне выразителен: от близкого - к далекому, от простого - к сложному, от конкретного - к абстрактному; от наглядного - к образному.За всем этим стоит пробуждаемая чувством способность к обобщению, к постижению личностью общих универсалий культуры, ее архетипов, нормативов, образцов, которые задают всеобщие, вневременные основы социального бытия человека, формируют в его сознании устойчивые образцы социально ободряемых, общественно ценных способов и форм поведения и отношений к реалиям мира, окружающей действительности, включая и себя самого.

В связи с этим продуктивной видится попытка авторов монографии актуализировать потенциал педагогического краеведения Отчего края. Для его реализации, по признанию авторов, необходимо различать краеведческие принципы преподавания с краеведением как таковым. В первом случае крае-ведческий материал используется для конкретизации и иллюстрации основополагающих законов, явлений, событий, углубления знаний учащихся, освоения практических навыков и умений по основам наук. Во втором - это углубленное и всестороннее изучение своего родного края с использованием данных и инструментария других наук и дисциплин. Кроме того, нужна определенная конкретизация основополагающего в данном случае понятия «свой край», поскольку в зависимости от хронологических параметров, ракурса и специфики описания объекта, а также в соответствии с исследовательскими задачами оно может территориально расширяться (до охвата нескольких современных областей, ранее составлявших, например, одну губернию) или сжиматься до территории частного, локального значения (районный город - «свой край» для живущего здесь).

К заслугам авторов, безусловно, следует отнести попытку приложить такой подход к прошлому и настоящему Воронежской области, что и нашло отражение на страницах второго раздела представленной монографии. Кафедра общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета, осознавая тот факт, что сама укорененность сегодняшнего человека находится под угрозой, понимая, что «любое настоящее коренится в почве своей родной земли»; стремясь сохранить, выразить в слове, передать богатейшее наследие молодому поколению, предложила рабочую программу учебной дисциплины «Философско-педагогическое наследие Отчего края», а в 2015 г. появилась одноименная

книга (Белозерцев Е.П., Будаков В.В., Варава В.В. Философско-педагогическое наследие Отчего края. Монография. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2014. - 307 с.). Авторы видят свою задачу в раскрытии ценных самобытных проявлений русского национального самосознания применительно к Отчему краю - Воронежскому региону - в условиях вуза и убедительной демонстрации того, что оно обладает живой конкретной реальностью, дающей Смысл и Бытие людям, живущим в среде родной земли, веры и языка. Работа над метафизикой Воронежского края привела к выявлению неповторимого историко-культурного облика региона, в котором более всего проявилась непостижимая душа региона. Понимая край, человек лучше и глубже понимает себя и других людей, культурную основу жизни, умеет предвидеть и строить будущее. Описание ведется на богатейшем историко-культурном материале, поэтому авторы сочли возможным его классифицировать на:

• историко-педагогическое наследие (Н.Ф. Бунаков, А.П, Киселев, К.Н. Вентцель);

• философско-педагогическое наследие (Д.В. Веневитинов, В.В. Розанов, В.П. Фетисов, В.В. Варава, Е.П. Белозерцев);

• религиозно-педагогическое наследие (Т. Задонский, Е.А. Болховитинов, И. Херсонский);

• социально-педагогическое наследие (П.Ф. Каптерев, М.В. Шакурова);

• литературно-педагогическое наследие (И.А. Бунин, В.В. Будаков);

• военно-педагогическое наследие (А.Е. Снесарев, Г.В. Зибров);

• медико-педагогическое наследие (Н.Н. Бурденко, Н.И. Пирогов, А.Г. Русанов, Н.В. Боброва);

• музыкально-педагогическое наследие (М.Е. Пятницкий, К.И. Массалитинов, В.Г. и JLB. Ростроповичи, М.Н. Мордасова и др.).

Этот материал уже связан глубинными энергетическими нитями с нашими земляками, которые сформировали культуру, созидали образование. В этом величайшая тайна жизни, которую приоткрыли авторы этой замечательной книги.

Несомненно, что монография найдет своего благодарного читателя в среде учителей, преподавателей, управленцев и всех тех соотечественников, кто дорожит российской культурой и образованием.

И еще об одном интересном наблюдении: в монографии отмечено, что она адресуется широкой аудитории, в которой старшие, в силу различных обстоятельств, не узнавшие в свое время

Q5D

многое из того, что является нашим достоянием, и наиблагопрятнейшая ситуация, когда и учащийся, младшие, становящиеся гражданами и овладеваю- и обучающий могут вместе читать одну книгу и щие основами педагогической, да и не только пе- вместе приобщаться к новому знанию, взаимодей-дагогической, профессии. Объективно создается ствуя, общаясь, беседуя.

А. N. MACHININ

Candidate of historical sciences, professor (Voronezh)

...THROUGH THE PRISM OF CLOSE AND UNDERSTANDABLE TO CONSIDER EXTENSIVE AND DIFFICULT TO PERCEIVE...

am

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.