персоналии
№4 (04) 2013
Алина Булгакова, ведущий искусствовед МИА ASG
Скульптор Николай Иванович Либерих
ДАТА РОЖДЕНИЯ: 1828 МЕСТО рождения: Санкт-Петербург ДАТА СМЕРТИ: 29мая 1883 МЕСТО СМЕРТИ: Санкт-Петербург УЧЕБА: Петр Карлович Клодт ЖАНРы: Анималистический
ИЗВЕСТНыЕ РАБОТы: «Бегущий северный олень» (1863 г., ГРМ, Санкт-Петербург), «<Струнка волка» (1860/61 гг.), «<Раненная Ахиллесом царица амазонок Пенфесилея» (1872 г.).
Клодт, Петр Карлович Кобъиа с жеребенком 1854-55 гг. Музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омск
Либерих, Николай Иванович Бегущий северный олень 1863 г.
ГРМ, Санкт-Петербург
Лансере, Евгений Александрович Черкес в погоне
1879 г.
Частная коллекция
Среди наиболее громких имен, представленных в коллекции художественной бронзы Большого собрания изящных искусства АБС, выделяется русский скульптор Николай Иванович Либерих. Имя этого мастера на сегодняшний день незаслуженно забыто, а его творчество практически не выступает в качестве отдельной темы для научных статей и монографий. Лишь недавно, в 2013 г., в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки и Государственном Русском музее Санкт-Петербурга состоялись первые персональные выставки этого скульптора. При этом Николай Либерих - одна из самых видных фигур в русском искусстве второй половины XIX в., чье творчество повлияло на последующие поколения отечественных скульпторов. В его уникальном стиле сплавились традиции русского академизма, воспринятого им в годы обучения в Императорской Академии художеств, а также глубоко понятого им передвижнического натурализма. Лучшие произведения мастера отличаются синтезом реализма пропорций и пластики, свойственных стилю классицизма, которые соединились с отказом от идеи безусловной симметрии и свободой формы - черты, присущие искусству следующего столетия.
Более того, Н.И. Либерих принял от своего учителя Петра Клодта (1805 - 1867 гг.) «эстафету» продолжателя традиций русской кабинетной бронзы второй половины XIX столетия - короткого периода в истории отечественного искусства: с начала 1840-х до конца 1880-х гг. Благодаря ограниченному количеству отливок и высокому качеству проработки форм работы скульпторов, работавших в этом русле, дарили членам Императорской семьи и высокопоставленным чиновникам царской России. Ими украшали частные особняки и дворцы знати. Сегодня подобные
вещи являются образцами хорошего вкуса и их можно увидеть как в приемных правительства, так и в кабинетах заметных общественных деятелей и крупных инвесторов.
В свою очередь, продолжателем традиций Либериха стал Евгений Александрович Лансере (1848 - 1886 гг.) - скульптор-анималист, работы которого отличаются большей динамикой по сравнению с работами его предшественников. Нарастание этого динамизма и экспрессии можно проследить, сравнив три работы этих мастеров.
Николай Либерих Фото [1]
чшшр вестник мэедунарояюго инстуггута антиквариата
4Чир искусств
№4 (04) 2013
персоналии
Аиберих, Николай Иванович Аисинский медведь Россия, 1860 - 1870-е гг. Патинированная бронза, литье, чеканка, ковка 40x57 см
БСИИАЗС, инв. № 09-0067
Либерих николай Иванович (Liberikh, Nikolai Ivanovitch) родился в семье немцев-лютеран в Санкт-Петербурге. С самой юности ему предрекали успешную военную карьеру. Окончив Школу гвардейских подпрапорщиков в Санкт-Петербурге, он служил в лейб-гвардии драгунском полку, а затем в Лейхтенбергском гусарском полку и вышел в отставку в чине полковника. С 1857 г. изучал искусство рисунка и лепки в Императорской Академии художеств под руководством уже упомянутого нами П.К. Клодта.
О масштабах дарования Либериха можно судить уже по тому, что посвятив практически всю первую половину своей жизни военной службе,
он, самостоятельно занимаясь лепкой и рисунком, в 1861 г. удостоился звание академика.
Свою известность у современников Н.И. Либерих получил за создание анималистических групп, представляющих сцены охоты. В этих композициях он воспроизводил реальные сюжеты из охоты императора Александра II. Его работы можно назвать своеобразными «портретами» охотничьих трофеев. Излюбленными моделями скульптора были: охотники, лошади, собаки, олени, кабаны, зайцы. Особенно ему удавались композиции, изображающие медведей.
В Большом собрании изящных искусств АБС хранится скульптура Николая Либериха «Аисинский медведь», выполненная в бронзе. Скульптура изображает медведя, стоящего на задних лапах. Голова повернута вправо. Слева от него - ствол сломанного дерева и пень с выкорчеванным корнем. Настороженный медведь опустил перед собой лапы с длинными когтями и приоткрыл пасть. Его внимание явно привлек какой-то шум или неожиданный гость, забредший в его владения.
Работа отличается высоким качеством отливки и фактуры, в частности, в передаче грубой медвежьей шкуры. Сам скульптурный образ привлекает яркой художественностью, простотой и силой.
Данная композиция выполнена н.И. Либерихом под впечатлением от получившего широкую известность реального случая, произошедшего с Александром II во время охоты в марте 1865 г. близ местечка Большое Лисино, когда император лично застрелил медведя. Позднее, по совету художника и скульптора р.И. баха, данная работа, выполненная мастером в бронзе, была многократно тиражирована Каслинским заводом в чугуне. Сегодня эти многочисленные репродукции «Лисинского медведя» хранятся, в основном, в частных собраниях.
Ссылки:
1. режим доступа : http:// www.artinvestment.ru
2. режим доступа : http:// www.russianbronze.com
Либерих, николай Нванович Лисинский медведь [2]
уыр вестник \еждународного института антиквариата
fMLUp ИСКУССТВ