Научная статья на тему 'Скульптор Николай Иванович Либерих'

Скульптор Николай Иванович Либерих Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
347
1051
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скульптор Николай Иванович Либерих»

персоналии

№4 (04) 2013

Алина Булгакова, ведущий искусствовед МИА ASG

Скульптор Николай Иванович Либерих

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 1828 МЕСТО рождения: Санкт-Петербург ДАТА СМЕРТИ: 29мая 1883 МЕСТО СМЕРТИ: Санкт-Петербург УЧЕБА: Петр Карлович Клодт ЖАНРы: Анималистический

ИЗВЕСТНыЕ РАБОТы: «Бегущий северный олень» (1863 г., ГРМ, Санкт-Петербург), «<Струнка волка» (1860/61 гг.), «<Раненная Ахиллесом царица амазонок Пенфесилея» (1872 г.).

Клодт, Петр Карлович Кобъиа с жеребенком 1854-55 гг. Музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омск

Либерих, Николай Иванович Бегущий северный олень 1863 г.

ГРМ, Санкт-Петербург

Лансере, Евгений Александрович Черкес в погоне

1879 г.

Частная коллекция

Среди наиболее громких имен, представленных в коллекции художественной бронзы Большого собрания изящных искусства АБС, выделяется русский скульптор Николай Иванович Либерих. Имя этого мастера на сегодняшний день незаслуженно забыто, а его творчество практически не выступает в качестве отдельной темы для научных статей и монографий. Лишь недавно, в 2013 г., в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки и Государственном Русском музее Санкт-Петербурга состоялись первые персональные выставки этого скульптора. При этом Николай Либерих - одна из самых видных фигур в русском искусстве второй половины XIX в., чье творчество повлияло на последующие поколения отечественных скульпторов. В его уникальном стиле сплавились традиции русского академизма, воспринятого им в годы обучения в Императорской Академии художеств, а также глубоко понятого им передвижнического натурализма. Лучшие произведения мастера отличаются синтезом реализма пропорций и пластики, свойственных стилю классицизма, которые соединились с отказом от идеи безусловной симметрии и свободой формы - черты, присущие искусству следующего столетия.

Более того, Н.И. Либерих принял от своего учителя Петра Клодта (1805 - 1867 гг.) «эстафету» продолжателя традиций русской кабинетной бронзы второй половины XIX столетия - короткого периода в истории отечественного искусства: с начала 1840-х до конца 1880-х гг. Благодаря ограниченному количеству отливок и высокому качеству проработки форм работы скульпторов, работавших в этом русле, дарили членам Императорской семьи и высокопоставленным чиновникам царской России. Ими украшали частные особняки и дворцы знати. Сегодня подобные

вещи являются образцами хорошего вкуса и их можно увидеть как в приемных правительства, так и в кабинетах заметных общественных деятелей и крупных инвесторов.

В свою очередь, продолжателем традиций Либериха стал Евгений Александрович Лансере (1848 - 1886 гг.) - скульптор-анималист, работы которого отличаются большей динамикой по сравнению с работами его предшественников. Нарастание этого динамизма и экспрессии можно проследить, сравнив три работы этих мастеров.

Николай Либерих Фото [1]

чшшр вестник мэедунарояюго инстуггута антиквариата

4Чир искусств

№4 (04) 2013

персоналии

Аиберих, Николай Иванович Аисинский медведь Россия, 1860 - 1870-е гг. Патинированная бронза, литье, чеканка, ковка 40x57 см

БСИИАЗС, инв. № 09-0067

Либерих николай Иванович (Liberikh, Nikolai Ivanovitch) родился в семье немцев-лютеран в Санкт-Петербурге. С самой юности ему предрекали успешную военную карьеру. Окончив Школу гвардейских подпрапорщиков в Санкт-Петербурге, он служил в лейб-гвардии драгунском полку, а затем в Лейхтенбергском гусарском полку и вышел в отставку в чине полковника. С 1857 г. изучал искусство рисунка и лепки в Императорской Академии художеств под руководством уже упомянутого нами П.К. Клодта.

О масштабах дарования Либериха можно судить уже по тому, что посвятив практически всю первую половину своей жизни военной службе,

он, самостоятельно занимаясь лепкой и рисунком, в 1861 г. удостоился звание академика.

Свою известность у современников Н.И. Либерих получил за создание анималистических групп, представляющих сцены охоты. В этих композициях он воспроизводил реальные сюжеты из охоты императора Александра II. Его работы можно назвать своеобразными «портретами» охотничьих трофеев. Излюбленными моделями скульптора были: охотники, лошади, собаки, олени, кабаны, зайцы. Особенно ему удавались композиции, изображающие медведей.

В Большом собрании изящных искусств АБС хранится скульптура Николая Либериха «Аисинский медведь», выполненная в бронзе. Скульптура изображает медведя, стоящего на задних лапах. Голова повернута вправо. Слева от него - ствол сломанного дерева и пень с выкорчеванным корнем. Настороженный медведь опустил перед собой лапы с длинными когтями и приоткрыл пасть. Его внимание явно привлек какой-то шум или неожиданный гость, забредший в его владения.

Работа отличается высоким качеством отливки и фактуры, в частности, в передаче грубой медвежьей шкуры. Сам скульптурный образ привлекает яркой художественностью, простотой и силой.

Данная композиция выполнена н.И. Либерихом под впечатлением от получившего широкую известность реального случая, произошедшего с Александром II во время охоты в марте 1865 г. близ местечка Большое Лисино, когда император лично застрелил медведя. Позднее, по совету художника и скульптора р.И. баха, данная работа, выполненная мастером в бронзе, была многократно тиражирована Каслинским заводом в чугуне. Сегодня эти многочисленные репродукции «Лисинского медведя» хранятся, в основном, в частных собраниях.

Ссылки:

1. режим доступа : http:// www.artinvestment.ru

2. режим доступа : http:// www.russianbronze.com

Либерих, николай Нванович Лисинский медведь [2]

уыр вестник \еждународного института антиквариата

fMLUp ИСКУССТВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.