Научная статья на тему 'Скука в историко-философском контексте'

Скука в историко-философском контексте Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
375
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скука в историко-философском контексте»

Секция истории и философии

ББК 87.3 (0) 43 я 73

Э.Р. Макогон

СКУКА В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ КОНТЕКСТЕ

В процессе индивидуализации человека, ухода в себя, появилась необходимость осмыслить и объяснить раннее не вычленяемые и не дифференцируемые эмоциональные переживания, такие как: апатия, тоска, скука и т.п. Многие исследователи охарактеризовали наше время как эпидемию скуки, обозначая ее вместе с депрессией, как культурную чуму. В современную эпоху происходит процесс "онаучивания" нашей картины мира наряду с "оскучнением" мира наших переживаний.

Феномен скуки существовал не всегда и не у всех народов. Явление скуки имеет национальные особенности, например: в Средние века она называлась Acedia, в эпоху Возрождения - меланхолия, в России часто бытует термин "обломовщина".

Категория "скуки" рассматривается :

1. В философии обыденной жизни(Е.В. Золотухина-Аболина) и в экзистенциальной философии(С. Къеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю);

2. В античной философии(Аристотель, Платон, Сенека, стоики, киники);

3. В схоластике и теологии(Кассиан, Эвагриус, Фома Аквинский);

4. В философии жизни(Ф. Ницше, А. Шопенгауер);

5. В литературе отечественной (М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров, А.П. Чехов и мн.др.) и в зарубежной (Г. Бюхнер, С. Цвейг, Шадерло де

Ласло и т.д.);

6. В психологии и в психоанализе (М.Е. Литвак, Л.А. Китаев-Смык, Э. Фромм);

7. В социологии и социальной философии (А. Беллебаум, Н. Клинк-

ман);

8. Мыслителями науки и искусства (Б. Паскаль, И. Бродский).

В истории философии существуют различные подходы как к рассмотрению феномена скуки, так и к преодолению этого явления.

Досуг, в понимании древнеримского философа Сенеки, - не праздный отдых или уныние, не уход от гражданских дел, а наиболее рациональное использование свободного времени для творческой деятельности. Фома Аквинский отождествлял скуку (Acedia) с одним из смертных грехов, противопоставляя ее радости. Acedia ведет не к действию, а скорее удерживает от него, это - бегство от Бога, что препятствует спасению души человека. Для Къеркегора скука является причиной возникновения экономики, производящей развлечения. Шопенгауэр считал, что человечество мечется между нищетой и скукой. То, что Паскаль представляет как полярность покоя и беспокойства, а Къеркегор как неутомимое развлечение с помощью экономики перемен, у Шопенгауэра появляется в схеме: недостаток=боль-насыщение=скука-скука=боль. По мнению многих исследователей(А. Беллебаума, И.Бродского и др.), любая попытка избежать скуки и тем самым избегать самих себя недопустима. Однако существуют и резко противоположные мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.