Научная статья на тему 'Страх как важнейшая характеристика человеческого бытия'

Страх как важнейшая характеристика человеческого бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13463
1133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экзистенциальный страх / социальный страх / страх смерти

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фаизова Г. И.

Статья посвящена рассмотрению истории осмысления понятия страха в философской мысли от эпохи античности до современности, понятия невротический и экзистенциальный страх в философии. Основные экзистенциальные страхи современности: страх как стремление к истине и развитию, социальный страх и страх смерти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страх как важнейшая характеристика человеческого бытия»

УДК 165

СТРАХ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

© Г. И. Фаизова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.

Тел.: +7 (347) 276 60 02.

E-mail: f_guzel_i@mail. ru

Статья посвящена рассмотрению истории осмысления понятия страха в философской мысли от эпохи античности до современности, понятия невротический и экзистенциальный страх в философии. Основные экзистенциальные страхи современности: страх как стремление к истине и развитию, социальный страх и страх смерти.

Ключевые слова: экзистенциальный страх, социальный страх, страх смерти.

Страх в обыденном сознании понимается сегодня как отрицательное явление, так как переживание страха доставляет человеку неприятные чувства, да и в науке психологии страх относится именно к отрицательным чувствам. Между тем, страх влечет за собой массу положительных обстоятельств. Поэтому категория «страх» требует системного анализа в философской науке.

В истории становления философской мысли попытки осмыслить понятие страха предпринимались еще до нашей эры. Если в античной философии страх интерпретировался как проблема человечества, которую надо решить (Эпикур [1], Сенека [2], Демокрит [3]), то в эпоху Средневековья страх интерпретировался через положения Евангелия (Фома Аквинский [4], Климент Александрийский [5]). Считалось, что человеку нет необходимости бояться, хотя бы потому, что страх затрагивает лишь физическую оболочку и жизнь грешного человека. В Библии особо подчеркивается страх за свою душу, переживания за возможность спасения, так как именно они порождают человеческий грех и зло.

Философия Возрождения описывала страх как что-то неестественное и, соответственно, заслуживающее порицания чувство (Д. Бруно [6], Леонардо да Винчи [7]). Но существовал и гуманистический взгляд, например, у М. Монтеня, который в своих «Опытах» призывал к преодолению многовековых страхов человечества [8]. В Новое же время философы предлагают бороться с чувством страха с помощью стремления к истине и с помощью общения с Богом (Р. Декарт [9], Б. Паскаль [10], Ф. Бэкон [11], Б. Спиноза [12], Д. Юм [13], И. Кант [14]).

В XIX веке была распространена идея страха как зависимости, здесь страх понимался, прежде всего, как категория, направленная на охрану человека, регулирование его устойчивости, на защиту своего «Я» (Ф. Шеллинг [15], Л. Фейербах [16], Г. Гегель [17], А. Шопенгауэр [18], Ф. Ницше [19]).

В ХХ веке проблема феномена страха получила освещение в экзистенциализме, зародившемся как философское направление в учениях С. Кьеркегора [20]. Его последователями были К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр и др. В философии этого направления четкую дифференциацию получили такие модусы страха, как боязнь, тревога и ужас, где ужас отличался от страха тем, что он дезорга-

низует человеческую экзистенцию. Благодаря фи-лософам-экзистенциалистам, взгляд на феномен страха переместился из внешнего описания во внутрь самого человека, как неизбежная категория, сопутствующая всему существованию человека. Именно в Х1Х-ХХ веках страх был рассмотрен в невротическом и экзистенциальном его аспектах в философии З. Фрейда [21] и М. Хайдеггера [22]. Так, невротическим определен страх без конкретного объекта, порожденный воображением или психическими особенностями самого человека. Экзистенциальным же стал естественный страх человека, порожденной объективной угрожающей ситуацией и выражающийся в некотором духовнопсихическом напряжении.

По отношению к современности страх в экзистенциальной интерпретации можно рассмотреть в трех аспектах: страх экзистенциальный, порождаемый любой угрожающей ситуацией, страх социальный, связанный с сосуществованием людей, и страх смерти как специфическая категория бытия человека. Рассмотрим их подробнее.

Экзистенциальный страх можно рассмотреть как активатор защитного механизма человека, посредством которого происходит развитие человека, то есть расширение его потенциальных возможностей и способностей. Так как в поисках выхода из угрожающей ситуации страх заставляет человека развивать себя, познавать новое. Страх - это чувство, переживаемое человеком как отрицательное, но именно отрицательный его показатель является фактором, приводящим в действие всесторонние бурные реакции человека для преодоления опасной ситуации. И самое главное, что психологические переживания - составляющие «центральный стержень» страха, вызывают физиологические и биохимические реакции организма, позволяющие организму мобилизовать все имеющиеся ресурсы. В свою очередь физиологические процессы обеспечивают скорость психических реакций, т.е. размышлений и процесса принятия правильного решения для того, чтобы человек мог конструктивно преодолеть угрожающую ситуацию.

Так, страх является в нашей жизни источником познания нового. То есть, страх, с одной стороны, сконцентрирован на сохранении того, что уже существует у человека, с другой - он дает по-

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №3

629

знать, что за этим страхом существует что-то новое и толкает его на постижение этого нового путем преодоления страха.

Кроме того, страх усиливает социальные связи человека, заставляя его просить помощи у других людей. То есть, наша мощь увеличивается не только в вертикальном направлении, как в случае развития самого человека, но и в горизонтальном, объединяя при опасности разных людей, каждый из которых наделен определенной потенцией. Человек, оказавшись в угрожающих ему обстоятельствах, осознанно или не осознанно понимает, что ему необходимо приумножить свою мощь. Если он сам не имеет возможности за короткие сроки решить проблему расширения своих потенций, то вынужден расширить свои возможности в горизонтальном направлении, т. е. просить о помощи других людей. Тогда помощь людей друг другу можно рассмотреть как попытку расширить свои возможности в горизонтальном направлении при обстоятельствах, когда он не может развить свои потенции вертикально, т.е. саморазвиваться. Тогда все случаи расширения человеком своих социальных связей можно рассмотреть как стремление оградить себя от возможных опасных ситуаций.

Итак, страх заставляет человека развиваться в горизонтальном направлении и способствует формированию некоторых объединений людей: групп друзей, круга близких и родных людей. Если перенести этот же принцип в процесс формирования объединения людей в сообщества, то мы получим следующую картину. Люди по своей природе одиноки и самолюбивы. Однако в коварных условиях природы им необходимо всегда испытывать тревогу по поводу всевозможной опасности и бороться за свое существование. Поэтому, страшась за свое бытие, они вынуждены были либо просить помощи у других, более сильных людей, либо объединять свои усилия, таким образом, создавая содружества людей. Не зря существует народная пословица, утверждающая, что один в поле не воин. Итак, возникает определенное общество людей, объединенных целью обретения безопасности каждого. О том, что страх лежит в основе общественной организации, писали еще Т. Гоббс [23], П. Гольбах [24].

Однако человек - такое существо, которому хочется всегда большего блага, чем он имеет. В этом и кроется причина вечного стремления человека к совершенству. Это стремление развивать себя и свои блага заставляет иногда человека поступать во вред другим людям. Поэтому государственные силы вынуждены пресекать эти поступки, прописывая определенные своды правил, чтобы сохранить целостность государства и благополучие каждого члена общества. А это возможно лишь путем устрашения, то есть угрозой наказания за проступки. Так, страх быть наказанным играет роль регулятора поведения в обществе испокон веков и по нынешний день. Страх выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка. Страх перед нака-

занием удерживает проявления первичной биологической агрессии, и сдерживает многих граждан в рамках закона и по сегодняшний день. Еще философ античности Платон утверждал, что закон должен внушать «справедливый страх», побуждающий совестливость человека [25].

Таким образом, законодатель посредством страха получает возможность сохранения общественной организации, то есть преодолевать угрожающую опасность распада общества. Здесь необходимо учитывать, что этот законодатель, в конечном счете,- тоже человек, следовательно, тоже порочен и стремиться к безграничному развитию своих потенций. К примеру, увеличить свою власть -мощь. В таком случае ему может помочь лишь представление себя не как простого человека, а как сверхчеловека, наделенного особыми привилегиями. С этого и начинается история обоготворения человекоподобного повелителя. Уже мыслители древности обратили внимание на связь между религиозной верой человека и его психическими состояниями и переживаниями. Тезис «страх создал богов» был популярен в среде античных материалистов.

Платон, к примеру, утверждал, что «вера в богов внушает человеку справедливый страх самое прекрасное средство против вселившейся в него совсем не прекрасной отваги - божественный страх, который мы зовем совестливостью и стыдом» [26]. Гоббс же определяет религию как «страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, допущенных государством» [27]. В тех случаях, когда религия оказывает добрую услугу правителям государства, в частности, в регулировании порядка в обществе, не разумно было бы не поддержать или не «допускать» ее.

Можно заключить, что религия играет положительную роль в организации государства, целью которого является поддержание порядка и законности. Даже если человек склонен к убеждению, что Бога в материальном смысле не существует, прежде чем совершить неправомерный поступок, он задумывается: «А вдруг все же Бог существует, и за этот проступок я потерплю наказание». Это сомнение, то есть страх перед наказанием, способно предотвратить преступление. Религия, конечно, не преследует единственную цель - устрашать, у нее имеются и множество других функций. Но в данном ракурсе анализа необходимо подчеркнуть, что все же она служит регулятором поведения любого человека, основанным на страхе наказания.

Притягательность большинства мировых религий (христианской, ислама и др.) состоит именно в том, что верующим «обещают» рай после смерти, другими словами - бессмертие. Так, одним из путей преодоления страха перед неизбежной смертью является вера в нетленность человеческой души.

Проблема смерти в истории философии тра-диционна. Рассмотрение феномена страха смерти

почти всегда приобретало у философов психологический оттенок. Аристотель [28], Лукреций [29], Б. Спиноза [30], Сенека [31] - все они стремились освободить человека от страха смерти и помочь преодолеть ее трагизм. Названные философы смысл жизни видят в достижении абсолютного душевного спокойствия. Одной из основных предпосылок этого является преодоление страха перед смертью.

И на сегодняшний день, несмотря на все научные достижения, смерть остается необъяснимой. Внезапно предстающая жуткая картина собственной смерти со всей ее неизбежностью вызывает шок. В самой глубине личности открывается незаживающая язва.

Но человек начинает жить подлинной жизнью, лишь осознанно принимая неотвратимость смерти. Свободно и достойно отказавшись от сопротивления, он обретает возможность жить в реальном мире. Именно конечность земного существования заставляет размышлять о смысле жизни, о предназначении человека. Страх смерти есть боязнь потерять короткий срок, отведенный для человека в качестве жизни. Этот страх заставляет нас искать и преследовать цели в жизни, обретать ее смысл. Поэтому человек всегда стремится реализовать себя. Если бы мы не боялись умереть, то не имели бы возможности ценить время, что чревато бесцельностью жизни, а возможно, и пренебрежением ею. Человек должен иметь определенный смысл жизни и передавать этому свою силу, свою духовную мощь. Вот к чему должен мотивировать нас страх смерти - к жизни деятельной. Только когда мы боимся умереть, мы стараемся жить. Будь наша жизнь бесконечна, мы бы пытались умереть, устав от обыденной скучной жизни.

Именно тем, что является феноменом, заставляющим человечество безостановочно идти вперед в четырехмерном пространстве, как в физическом,

так и психическом плане, в духовной и социальной жизни, страх оправдывает роль важнейшей категории человеческого существования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой философии: В 4 т. М.: Мысль, 1969. Т. I. Ч. 1. -936 с.

2. Сенека. Философские трактаты. СПб.: Алетейя, 2000. -400 с.

3. Лурье С. Я. Демокрит. Тексты. Ленинград, 1970. -664 с.

4. Маритен Ж. Знание и мудрость. Религия и культура. О христианской философии. Фома Аквинский - апостол современности. М.: Научный мир, 1999. -244 с.

5. Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. -288 с.

6. Бруно Д. О героическом энтузиазме. Киев: Новый Некрополь, 1996. -281 с.

7. Леонардо да Винчи. Записные книжки. М.: Эксмо, 2006. -224 с.

8. Монтень М. Опыты. В 3 кн. М.: Рипол-Классик, 1997. -928с.

9. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. -656 с.

10. Паскаль. Б. Мысли. М.: изд-во им. Сабашниковых, 1995. -480 с.

11. Бэкон Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1978. -575 с.

12. Спиноза Б. Избранное. Мн.: ООО «Попури», 1999. -592 с.

13. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Об аффектах. О морали. М.: Канон, 1995. -416 с.

14. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000. -431 с.

15. Шеллинг Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1989. -636 с.

16. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М.: Политиздат, 1955. -942 с.

17. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. М.: Мысль, 1977. -574 с.

18. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. М.: Эксмо, 2006. -384 с.

19. Ницше Ф. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. -573 с.

20. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. -383 с.

21. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. -456 с.

22. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. -447 с.

23. Гоббс. Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. -478 с.

24. Гольбах П. Избранные произведения. М.: Соцэкгиз, 1963. -715 с.

25. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998. -798 с.

26. Платон. Сочинения. В 3 т. М.: Мысль 1972. Т. 3. Ч. 2. -678 с.

27. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. -478 с.

28. Аристотель. Большая этика. Никомахова этика. М.: АСТ, 2002. -608 с.

29. Лукреций К. О природе вещей. М.: изд-во АН СССР, 1946. -456 с.

30. Спиноза Б. Избранное. Мн.: ООО «Попури», 1999. -592 с.

31. Сенека. Философские трактаты. СПб.: Алетейя, 2000. -400 с.

Поступила в редакцию 16.04.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.