Научная статья на тему 'Страх смерти как мотивация к жизни'

Страх смерти как мотивация к жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3781
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТЬ / СТРАХ СМЕРТИ / СТРЕМЛЕНИЕ К ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фаизова Г. И.

Статья посвящена рассмотрению понятия «смерти», философскому осмыслению понятия «страха смерти». Проводится анализ понятия «страх смерти», с точки зрения функциональности, как мотив к самореализации человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страх смерти как мотивация к жизни»

ISSN 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №4

1053

УДК 165

СТРАХ СМЕРТИ КАК МОТИВАЦИЯ К ЖИЗНИ

© Г. И. Фаизова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 276 60 02.

E-mail: f guzel i@mail. ru

Статья посвящена рассмотрению понятия «смерти» философскому осмыслению понятия «страха смерти». Проводится анализ понятия «страх смерти», с точки зрения функциональности, как мотив к самореализации человека.

Ключевые слова: смерть, страх смерти, стремление к жизни.

Человек всегда боялся неизвестности, того, чего нельзя познать, чего еще никто не видел. Одн-ним из наиболее ярких примеров тому - смерть. Что происходит с человеком, когда он умирает? Как это происходит? Что случается с душой человека? Существуют ли Страшный суд и ад? Многие исследователи разных наук пытались ответить на эти вопросы, но однозначных ответов еще никто не дал. Смерть страшит человека, т.к. о ней практически ничего неизвестно.

Проблема смерти была извечным вопросом с зарождения человечества и является традиционной в истории всей философии. Демокрит [1], Эпикур [2], Лукреций [3], Сенека [2], Д. Юм [4], Б. Спиноза [5], Б. Паскаль [6], Ф. Бэкон [7], В. Л. Лехциер [8], П. Тиллих [9], И. И. Мечников [10] стремились освободить человека от страха смерти и помочь преодолеть ее трагизм.

Итак, смерть представляется в описаниях философов явлением недостойным страха, так как она является естественной концовкой любой жизни, кроме того, не доставляет человеку никакого страдания. Однако страх смерти все же присутствует в жизни человека, и забыть или не думать об этом совсем нелегко. Уже в раннем дошкольном детстве дети описывают смерть как нечто страшное, причиняющее боль явление. В зрелом возрасте люди, возможно в силу полноты жизни и нехватки времени, перестают задумываться о смерти. Однако с наступлением ак-меологического возраста снова возникает тревога и страх предстоящей смерти. Некоторые исследователи даже описывают чувство страха как обязательный атрибут старческого возраста (И. Мечников, С. Белорусов). Действительно, жизнь для каждого человека представляется величайшим благом. Даже страдальцу и узнику она весьма дорога.

О смерти определенно мы можем знать только одно - все мы когда-нибудь умрем. Завтра или через большее время, но это обязательно произойдет. И здесь наблюдается парадоксальность нашего восприятия мира. Между нашим состоянием сейчас и тем, что с нами случится через минуту, существует разрыв; этот промежуток заполнен неопределенностью. От этой неизвестности рождается страх. Человек боится того, что его ожидает в этой неопределенности. В основе состояния тревоги лежит эффект антиципации, то есть ожидания того, что

должно произойти. Только человек может бояться того, что еще не происходит, и никогда не происходило с ним. Это знание - тяжелая, подчас невыносимая ноша. Умом человек, конечно, понимает, что когда-нибудь умрет, но в то же время... не знает этого. Вернее, хочет не знать.

Сознание собственной смертности, а, следовательно, страх перед смертью - отличительная черта психики человека. Нам ничего неизвестно о нашей судьбе, кроме достоверного факта конца нашего земного существования. И эта безусловная неизбежность оживляет в нас сильнейшее чувство тревоги. Человек остается со смертью один на один. Внезапно предстающая жуткая картина собственной смерти со всей ее неизбежностью вызывает шок. В самой глубине личности открывается незаживающая язва. В первую очередь страх относится к собственной смерти. Каждому приятно сознавать себя живым. Именно в том, что нам дорога жизнь, видится причина страха смерти. Просто мы не хотим прекращать свое существование. Страх смерти - это чисто человеческое чувство, его нет ни у одного животного. Он отражает осознание своей конечности, ограниченности времени своего существования. Именно это понимание своей конечности мотивирует человека прожить данное ему время с пользой, заставляет искать и находить смысл своей жизни, побуждает к развитию и совершенствованию себя а, в конечном счете - к самоактуализации -высшей потребности здоровой личности. Подтверждением тому служит переживание большинством людей по поводу потерянного, проведенного зря времени, даже нескольких часов.

Так, страх неизбежной смерти заставляет человечество безостановочно идти вперед в четырехмерном пространстве как в физическом, так и духовном плане. Физически мы стараемся быть сильнее, чтобы бороться за свое существование, не стать жертвой насилия - тревожась за свою жизнь.

В плане духовном страх смерти заставляет человека искать смысл жизни, развивать и актуализировать свое «Я». В особенности люди больших городов, где жизнь кипит и бурлит, где много времени приходится «терять» в пути на работу и обратно домой, в очередях, дорожных заторах, очень переживают по поводу потери времени. Потому, что они торопятся, опаздывают, теряют время зря, следовательно, боятся смерти.

1054

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

Итак, страх смерти - есть боязнь потерять короткий срок, отведенный для человека в качестве жизни. Страх потерять время, данное нам, боязнь прожить свою жизнь зря заставляет нас искать и преследовать цели в жизни, обретать смысл жизни. Поэтому человек всегда стремится реализовать себя.

Думается, не будет ошибкой назвать страх смерти естественным благим явлением в жизни человека, пытающегося за столь короткий отведенный ему век сделать все, что в его силах. Выражение же Эпикура: «Размышляй о смерти!» [2] является актуальным и сегодня.

Таким образом, только когда мы боимся умереть, мы стараемся жить. Будь наша жизнь бесконечна, мы бы пытались умереть.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лурье С. Я. Демокрит: тексты. Л., 1970. -664 с.

2. Антология мировой философии. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. -960 с.

3. Лукреций К. О природе вещей. М.: изд-во АН СССР, 1946. -456 с.

4. Юм Д. Малые произведения. М.: Канон, 1996. -459 с.

5. Спиноза Б. Избранное. Мн.: Попури, 1999. -592 с.

6. Паскаль Б. Мысли. М.: изд-во им. Сабашниковых, 1995. -480 с.

7. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. -575 с.

8. Лехциер В. Л. Я не трус, но я боюсь. Онтологика страха как жизни в модусе «пере». Самара: Самар. гуманит. акад., 2005. -168 с.

9. Тиллих П. Избранное: теология культуры. М.: Юрист, 1995. -480 с.

10. Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1988. -328 с.

Поступила в редакцию 06.09.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.