Научная статья на тему 'СКРИПИЧНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА'

СКРИПИЧНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скрипичная визуализация / стеклянная скрипка / 3Dvarius / «Круг света» / violin visualization / glass violin / 3Dvarius / “Circle of Light”

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чекменева Регина Робертовна

Введение. В настоящее время множество музыкальных инструментов трактуются современными деятелями искусства и культуры в различной степени. Особенную роль во всевозможных произведениях начинает играть скрипка, что способствует активному развитию не просто аудиовизуализации, а скрипичной визуализации, либо скрипковизуализации, становясь одним из способов привлечения зрителей, своеобразной формой их сотворчества с авторами и эмоциональной вовлеченности в художественное пространство зрелища. Выявлено, что скрипичное исполнительство оказывается основой множества фестивалей, проектов, шоу. Более того, определено, что внешний вид скрипок также является элементом современной инновационной визуальной культуры. Материалы и Методы. Мастера скрипичного дела создают огромное количество уникальных по форме, звучанию и тембру инструментов, среди которых выделяются «Скрипка в стиле барокко», скрипка в форме звезды Давида, стеклянная скрипка, 3Dvarius, скрипки в виде черепов и многие другие, подробное описание которых будет приведено в дальнейшем тексте самого исследования. Скрипичное искусство является одним из популярных в деятельности отечественных спортсменов, в частности, фигуристов. Звучание скрипки ярким образом способствует воплощению замысла и их программ. Доказано, что скрипичное искусство идет в неразрывной взаимосвязи с каким-либо другим визуальным видом. Авторы своих проектов, шоу, уникальных инструментов с помощью различных средств и инновационных компьютерных технологий создают продукты, являющиеся своеобразным коммуникативным полем и кодом для массовой аудитории. Результаты. Скрипичная визуализация способствует формированию в рамках современного искусства и реализации специфического человеческого мировосприятия. Благодаря скрипковизуализации, проявляющейся в творчестве деятелей различных видов искусств, активизируется развитие в воображении каждого индивида собственной визуальной культуры, происходит приобретение эстетического опыта, которые являются основными критериями отношений личности XXI столетия не только к искусству в целом, но и к окружающей его действительности. Скрипичная визуализация содействует формированию образного мышления личности, основанного на визуальном восприятии, зрительной памяти, совершенствованию чувственно-эмоциональных переживаний, эстетического вкуса. Все вышеперечисленные аспекты благоприятствуют деятельности режиссеров, музыкантов, композиторов грамотно применять свои знания для последующей реализации художественных замыслов. Обсуждение и заключения. Скрипковизуализация оказывается особым механизмом в вопросе адаптации современной личности к новым условиям, а также средством расширения возможностей воплощения творческого потенциала каждого деятеля искусств. Основным критерием скрипичной визуализации становится элемент сотворчества. Все произведения, появившиеся в поле анализируемого явления, представляют собой яркий пример диалога автора – зрителя. По этой причине интерактивность и диалогичность оказываются фундаментальными в скрипковизуализации. Авторы стремятся исследовать и продемонстрировать новые формы репрезентации собственного культурного, композиторского, музыкально-исполнительского опыта для укрепления и актуализации скрипичного искусства у массовой аудитории. В современном мультикультурном обществе, как утверждали Ж. Бодрийар и Б. Хюбнер, «существует только соблазнение». Именно поэтому искусство XX и XXI столетий в целом и конкретно скрипичное основывается на поиске новых способов погружения в виртуальные художественные миры, подходов презентации своих произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLIN VISUALIZATION WITHIN CONTEMPORARY ART

Intvoduction. Currently, many musical instruments are interpreted by modern artists and cultural figures to varying degrees. The violin begins to play a special role in all kinds of works, which contributes to the active development of not just audio visualization, but violin visualization, or violin visualization, becoming one of the ways to attract viewers, a kind of form of their co-creation with the authors and emotional involvement in the artistic space of the spectacle. It has been revealed that violin performance turns out to be the basis of many festivals, projects, and shows. Moreover, it is determined that the appearance of violins is also an element of modern innovative visual culture. Materials and methods. Violin makers create a huge number of instruments unique in shape, sound and timbre, among which stand out the “Baroque Violin”, a violin in the shape of a star of David, a glass violin, 3Dvarius, violins in the form of skulls and many others, a detailed description of which will be given in the further text of the study itself. The violin art is one of the most popular in the activities of domestic athletes, in particular, figure skaters. The sound of the violin vividly contributes to the realization of the idea and their programs. It is proved that the violin art is inextricably linked with any other visual form. The authors of their projects, shows, and unique tools use various tools and innovative computer technologies to create products that are a kind of communication field and code for a mass audience. Results. Violin visualization contributes to the formation of a specific human worldview within the framework of modern art and the realization of a specific human worldview. Due to the violin visualization manifested in the works of figures of various types of arts, the development of each individual’s own visual culture is activated in the imagination of each individual, aesthetic experience is acquired, which are the main criteria for the relationship of a personality of the XXI century not only to art as a whole, but also to the surrounding reality. Violin visualization contributes to the formation of a person’s imaginative thinking based on visual perception, visual memory, improvement of sensory and emotional experiences, aesthetic taste. All of the above aspects favor the activities of directors, musicians, and composers to competently apply their knowledge for the subsequent implementation of artistic ideas. Discussion and Conclusions. Violin visualization turns out to be a special mechBulletinanism in the issue of adapting a modern personality to new conditions, as well as a means of expanding the possibilities of embodying the creative potential of each artist. The main criterion for violin visualization is the element of co-creation. All the works that appeared in the field of the analyzed phenomenon are a vivid example of the dialogue between the author and the viewer. For this reason, interactivity and dialogicality turn out to be fundamental in violin visualization. The authors strive to explore and demonstrate new forms of representation of their own cultural, compositional, musical and performing experience in order to strengthen and actualize the violin art among a mass audience. In a modern multicultural society, as stated by J. Baudrillard and B. Huebner, “there is only seduction.” That is why the art of the XX and XXI centuries in general and specifically violin is based on the search for new ways to immerse oneself in virtual art worlds, approaches to the presentation of their works.

Текст научной работы на тему «СКРИПИЧНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / METHODOLOGY AND TECHNOLOGIES OF HUMANITARIAN EDUCATION

Научная статья

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-2-83-98

УДК 378

СКРИПИЧНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Чекменева Регина Робертовна1

1 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия, r.budagyan@ mail.ru

Аннотация:

Введение. В настоящее время множество музыкальных инструментов трактуются современными деятелями искусства и культуры в различной степени. Особенную роль во всевозможных произведениях начинает играть скрипка, что способствует активному развитию не просто аудиовизуализации, а скрипичной визуализации, либо скрипковизуализации, становясь одним из способов привлечения зрителей, своеобразной формой их сотворчества с авторами и эмоциональной вовлеченности в художественное пространство зрелища. Выявлено, что скрипичное исполнительство оказывается основой множества фестивалей, проектов, шоу. Более того, определено, что внешний вид скрипок также является элементом современной инновационной визуальной культуры.

Материалы и Методы. Мастера скрипичного дела создают огромное количество уникальных по форме, звучанию и тембру инструментов, среди которых выделяются «Скрипка в стиле барокко», скрипка в форме звезды Давида, стеклянная скрипка, 3Dvarius, скрипки в виде черепов и многие другие, подробное описание которых будет приведено в дальнейшем тексте самого исследования. Скрипичное искусство является одним из популярных в деятельности отечественных спортсменов, в частности, фигуристов. Звучание скрипки ярким образом способствует воплощению замысла и их программ. Доказано, что скрипичное искусство идет в неразрывной взаимосвязи с каким-либо другим визуальным видом. Авторы своих проектов, шоу, уникальных инструментов

© Р.Р. Чекменева, 2024

с помощью различных средств и инновационных компьютерных технологий создают продукты, являющиеся своеобразным коммуникативным полем и кодом для массовой аудитории.

Результаты. Скрипичная визуализация способствует формированию в рамках современного искусства и реализации специфического человеческого мировосприятия. Благодаря скрипковизуализации, проявляющейся в творчестве деятелей различных видов искусств, активизируется развитие в воображении каждого индивида собственной визуальной культуры, происходит приобретение эстетического опыта, которые являются основными критериями отношений личности XXI столетия не только к искусству в целом, но и к окружающей его действительности. Скрипичная визуализация содействует формированию образного мышления личности, основанного на визуальном восприятии, зрительной памяти, совершенствованию чувственно-эмоциональных переживаний, эстетического вкуса. Все вышеперечисленные аспекты благоприятствуют деятельности режиссеров, музыкантов, композиторов грамотно применять свои знания для последующей реализации художественных замыслов.

Обсуждение и заключения. Скрипковизуализация оказывается особым механизмом в вопросе адаптации современной личности к новым условиям, а также средством расширения возможностей воплощения творческого потенциала каждого деятеля искусств. Основным критерием скрипичной визуализации становится элемент сотворчества. Все произведения, появившиеся в поле анализируемого явления, представляют собой яркий пример диалога автора - зрителя. По этой причине интерактивность и диалогичность оказываются фундаментальными в скрипковизуализации. Авторы стремятся исследовать и продемонстрировать новые формы репрезентации собственного культурного, композиторского, музыкально-исполнительского опыта для укрепления и актуализации скрипичного искусства у массовой аудитории. В современном мультикультурном обществе, как утверждали Ж. Бодрийар и Б. Хюбнер, «существует только соблазнение». Именно поэтому искусство XX и XXI столетий в целом и конкретно скрипичное основывается на поиске новых способов погружения в виртуальные художественные миры, подходов презентации своих произведений.

Ключевые слова: скрипичная визуализация, стеклянная скрипка, 3Dvarius, «Круг света».

Для цитирования: Чекменева Р.Р. Скрипичная визуализация в рамках современного искусства // Вестник Университета Российского инновационного образования. 2024. № 2. С. 83-98. DOI:https://doi.org/10.24412/2949-4524-2024-2-83-98

Original article

VIOLIN VISUALIZATION WITHIN CONTEMPORARY ART

Regina R. Chekmeneva1

1 Russian State University named after. A.N. Kosygina, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract:

Intvoduction. Currently, many musical instruments are interpreted by modern artists and cultural figures to varying degrees. The violin begins to play a special role in all kinds of works, which contributes to the active development of not just audio visualization, but violin visualization, or violin visualization, becoming one of the ways to attract viewers, a kind of form of their co-creation with the authors and emotional involvement in the artistic space of the spectacle. It has been revealed that violin performance turns out to be the basis of many festivals, projects, and shows. Moreover, it is determined that the appearance of violins is also an element of modern innovative visual culture.

Materials and methods. Violin makers create a huge number of instruments unique in shape, sound and timbre, among which stand out the "Baroque Violin", a violin in the shape of a star of David, a glass violin, 3Dvarius, violins in the form of skulls and many others, a detailed description of which will be given in the further text of the study itself. The violin art is one of the most popular in the activities of domestic athletes, in particular, figure skaters. The sound of the violin vividly contributes to the realization of the idea and their programs. It is proved that the violin art is inextricably linked with any other visual form. The authors of their projects, shows, and unique tools use various tools and innovative computer technologies to create products that are a kind of communication field and code for a mass audience.

Results. Violin visualization contributes to the formation of a specific human worldview within the framework of modern art and the realization of a specific human worldview. Due to the violin visualization manifested in the works of figures of various types of arts, the development of each individual's own visual culture is activated in the imagination of each individual, aesthetic experience is acquired, which are the main criteria for the relationship of a personality of the XXI century not only to art as a whole, but also to the surrounding reality. Violin visualization contributes to the formation of a person's imaginative thinking based on visual perception, visual memory, improvement of sensory and emotional experiences, aesthetic taste. All of the above aspects favor the activities of directors, musicians, and composers to competently apply their knowledge for the subsequent implementation of artistic ideas.

Discussion and Conclusions. Violin visualization turns out to be a special mech-

anism in the issue of adapting a modern personality to new conditions, as well as a means of expanding the possibilities of embodying the creative potential of each artist. The main criterion for violin visualization is the element of co-creation. All the works that appeared in the field of the analyzed phenomenon are a vivid example of the dialogue between the author and the viewer. For this reason, interactivity and dialogicali-ty turn out to be fundamental in violin visualization. The authors strive to explore and demonstrate new forms of representation of their own cultural, compositional, musical and performing experience in order to strengthen and actualize the violin art among a mass audience. In a modern multicultural society, as stated by J. Baudrillard and B. Huebner, "there is only seduction." That is why the art of the XX and XXI centuries in general and specifically violin is based on the search for new ways to immerse oneself in virtual art worlds, approaches to the presentation of their works.

Keywords: violin visualization, glass violin, 3Dvarius, "Circle of Light"

For citation: Chekmeneva R.R. Violin visualization in the framework of contemporary art // Bulletin of the University of Russian Innovative Education. 2024. No. 2. P. 83-98. DOI: https://doi.org/10.24412/2949-4524-2024-2-83-98

Введение. Музыкально-исполнительское искусство рубежа ХХ-ХХ1 веков, в частности, скрипичное идет в неразрывной взаимосвязи с визуальным, что способствует актуализации в современной культуре таких понятий, как аудиовизуализация и даже скрипковизуализация. Если второе еще не нашло своего должного отражения в отечественной и зарубежной науке, не подвергалось анализу с позиции исследования его отличительных особенностей и их проявления в творчестве деятелей различных искусств, то первое становилось основой множества работ.

Материалы и методы исследования. Для того чтобы понять, каким образом аудиовизуализация проявляется конкретно в скрипичном исполнительстве, как влияет на появление новых шедевров искусств, связанных с данным струнно-смычковым инструментом, приведем несколько основных трактовок и научных объяснений этого феномена. Так, Э. В. Выбыванец характеризует аудиовизуализацию как интерпретацию музыкального произведения, «изначально предназначенного для концертного исполнения, в котором интегрируются разного типа художественные тексты» [3, с. 17]. При этом основной причиной данного процесса, как утверждает Элеонора Васильевна, является стремление деятелей искусств продемонстрировать неординарное прочтение содержания какого-либо известного музыкального произведения, актуализировать его смысловую нагрузку. В своем энциклопедическом словаре «Человек» Ю. Волков и В. Поликарпов определяют аудиовизаулизацию как первый «сигнал перемен, происходящих в жизни общества, знак, в наглядной и эмоциональной форме представляющий скрытые тенденции» [4, с. 125] современного искусства. В своем труде «Аудиовизуализация режиссерской

идеи как художественная технология зрелища» Э. А. Петрова и Т. В. Астафьева квалифицируют анализируемый термин как основной способ коммуникации с массовой аудиторией, «средство распространения информации. Применение аудиовизуализации в науке и образовании, в медицине и в быту, в искусстве и культуре, в военной и мирной технике, в мореплавании, авиации и космонавтике свидетельствует о том, что современный мир аудиовизуально ориентированный - это мир виртуальных возможностей и информационных технологий. Именно поэтому аудиовизуальные средства - кинематограф, телевидение, видео, мультимедиа - обретают особое значение в современной праздничной культуре и театральном искусстве в целом» [9, с. 117-118]. Ученые под аудиовизуальным «режиссерским текстом» понимают зрелище, основанное на многочисленных компьютерных технологиях, которые модернизируют аудиовизуальный язык таким образом, что современные постановщики начинают осваивать разнообразные художественные приемы сценографии, в частности, экранное и звукошумовое оформление. И как следствие аудиовизуализация становится одним из способов привлечения зрителей, своеобразной формой их сотворчества с авторами и эмоциональной вовлеченности в художественное пространство зрелища.

Исследователь Н. Б. Кириллова в своем учебном пособии «Аудиовизуальное творчество» выделила аудиовизуальную составляющую современного искусства в отдельные его виды, утверждая, что именно они обладают уникальной значимостью в вопросе социокультурной идентификации современного общества. Ученый выделяет несколько функций аудиовизуальных видов искусств, в частности, информационную, коммуникативную, нормативную (идеологическую), релаксационную (развлекательную), креативную, интеграционную и посредническую. Так, информационную Н. Б. Кириллова определяет как совокупность информационно-коммуникативных средств, которые, фактически, являются носителем социальной информации. Благодаря этим характеристикам становятся возможными такие процессы, как накопление и умножение знаний. В данном случае автор цитирует Ю. М. Лотмана, ссылаясь на одно из его высказываний - «культура есть память, сохранение предшествующего опыта» [8, с. 8]. К тому же, Кириллова пишет о тесной взаимосвязи аудиовизуальной культуры с семиотикой, вследствие чего приводит следующее определение: «Аудиовизуальная культура - это социальная информация, сохраняющаяся и накапливающаяся в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств» [6, с. 24].

Коммуникативную функцию автор пособия практически объединяет с информационной, характеризуя ее как мощный катализатор диалога культур, форму обмена информацией между различными странами, народами, индивидами посредством чего усиливается социальный прогресс. Нормативная (идеологическая) функция основана на включении в свою составляющую обычаев, традиций, нравов, законов, знаний, норм и идеалов конкретного общества, инструментов, образующих такие комплексы, как право, мораль и

идеология. Вполне справедливым, на наш взгляд, является утверждение Н. Б. Кирилловой о том, что идеализация роли аудиовизуальной культуры настолько же «антинаучна, как и ее недооценка» [7, с. 11].

Релаксационная (развлекательная) функция аудиовизуальных видов искусств базируется на предоставлении современному человеку физического и психического комфорта. Более того, голландский исследователь Й. Хёйзенга доказывает наличие в каждой культуре и игрового элемента как неотъемлемой части релаксации. Согласно концепции философа, зафиксированной в его монографии «Homo Ludens» («Человек играющий»), игра представляет собой не только одну из форм происхождения культуры, но и обязательный аспект любой культурной деятельности, основным звеном ее колоссального развития. Так, Й. Хёйзинга является автором фразы «все есть игра» [12, с. 10], ссылаясь на мысли древнегреческих философов, в частности, Платона «человек - это бессловесная и бездушная кукла в руках богов или какая-то игрушка» [10, с. 644645] и Гераклита «игрою детей называл он людские мнения» [12, с. 13]. С игрой культуру также сравнивает и М. М. Бахтин, характеризуя ее как «смеховую» [1, с. 7]. Таким образом, можно утверждать, что аудиовизуальная культура основана на многофункциональном спектре всевозможных средств релаксации, сущность которой заключается в разнообразном проявлении игры: от трансляции фильмов и спектаклей в театрах до виртуальных посещений музеев, галерей, концертных залов.

Не менее значимой функцией аудиовизуальных видов искусств является креативная, которая построена на расширении познаний индивида об окружающем его мире, осмыслении происходящего процесса с различных точек зрения - нравственной, философской, эстетической и т.д. Данная функция искусства также способствует адаптации личности к современным реалиям. Интеграционная функция аудиовизуальных видов искусств направлена на объединение различных социальных групп, народов, государств, сохранение культурного наследия, религий, традиций и др., то есть, можно говорить о том, что данная функция благоприятствует объединению общемировых культур. И последняя функция аудиовизуального искусства - посредническая - выступает в качестве основного элемента, устанавливающего связи между многообразными структурами общества. Благодаря данной функции эти социальные группы общаются друг с другом, устанавливают контакты. При этом аудиовизуальная культура, в глобальном смысле слова, становится инструментом управления целого общества. Таким образом, аудиовизуализация является довольно обширным понятием, объединяющим самые разносторонние области как деятельности отдельного индивида, так и общества, народов, поколений, стран в целом.

Результаты и обсуждение. Творчество одного из художников, русско-французского живописца финско-датского происхождения Леопольда Сюрваж (1879-1968) основывается на утверждении аудиовизуального искусства, в основу которого входит синтез ритма и цвета. Так, сам Сюрваж следующим образом

характеризовал свою деятельность: «Новое искусство во времени - искусство цветного ритма и ритмического цвета. Цветной ритм - это ни в коем случае не иллюстрация или интерпретация музыкального произведения. Это искусство само по себе, даже если оно основано на тех же психологических феноменах, что и музыка» [11, с. 105]. Более того, группа исследователей, анализировавших тенденции появления цветооргана, ссылались на свои убеждения, доказывая, что идея создания этого инструмента принадлежала именно Леопольду Сюрважу. Тем не менее данный случай - яркий пример аудиовизуального искусства рубежа XIX-XX веков. В настоящее же время аудиовизуализация проявляется несколько в иной степени. Так, существует огромное количество различного рода проектов, шоу, связанных со скрипичным исполнительством, основу которых составляет и визуальное искусство. В частности, в современном мире активным образом начинают популяризироваться многообразные шоу поющих или танцующих фонтанов. Заметим, что традиции аудиовизуального искусства, заложенные еще Л. Сюрваж, представляют собой главный принцип данных шоу, а именно их ритмическая, музыкальная (скрипичная) и цветосветовая составляющие. Фонтаны вторят ритму и звучанию электро-скрипки, то поднимаясь и создавая многочисленные витиеватые фигуры и формы, сооружая своеобразные водные вспышки, то успокаиваясь в своем горизонтальном положении. Весь этот процесс также сопровождается и светоцветовым композиционным решением. Отметим, что данные шоу, как правило, проходят в Дубае, Кисловодске, Анапе, Адлере, то есть, в городах, где в летнее время года можно встретить огромное количество туристов и отдыхающих. Зачастую зрелище сопровождается и лазерной инсталляцией. Впервые подобные инновационные произведения аудиовизуального искусства были представлены широкой публике в Нью-Йорке в конце 1930-х годов. Сейчас же поющие (танцующие) фонтаны эстетически дополняют множество мировых фестивалей, музеев, культурных памятников и туристических объектов, привлекающих внимание массовой аудитории.

Не менее зрелищным аудиовизуальным видом искусства является Московский международный фестиваль «Круг света», представляющий собой ежегодный проект, в рамках которого светодизайнеры и специалисты в области аудиовизуализации на несколько дней преображают облик столицы. На ведущих зданиях города Большого и Малого театров, Останкинской башни, музея-заповедника Царицыно, МГУ имени М. В. Ломоносова появляются различные красочные масштабные видеопроекции, мультимедийные шоу, инсталляции с применением света, огня, лазеров и фейерверков. Данный фестиваль, получивший массу международных наград, пользуется огромной популярностью среди гостей и жителей города. В числе основных достижений «Круга света», «Самая обширная проекция на водную поверхность» (2018, Книга рекордов Гиннеса), «Самая большая видеопроекция» (2015, 2016, Книга рекордов Гиннеса), «Лучший фестиваль года» (Гран-при, 2019, «Festival Forum»), «Лучший городской фестиваль» (2018, Премия «Событие года») и многие-многие другие. В данном случае необходимо упомянуть и тот факт, что звук скрипки, ее

тембр стали одними из основных в музыкальном эксперименте «Музыка ветра» («Music of the wind») Останкинской башни. Автором этого проекта является Игорь Заливалов - композитор и мультиинструменталист. И так проясним суть эксперимента: на восьми уровнях телебашни установлены специальные датчики, которые определяют температуру, скорость и направление ветра. Особая компьютерная программа в реальном времени трансформирует все полученные погодные данные в звуковые сигналы. Таким образом, в результате определенных погодных условий программа способна выдать звучание целого оркестра - 64-х различных музыкальных инструментов и 2500 оркестровых партий. В основу данного исследования положены принципы Преобразования Фурье. Заключается оно в том, что одна функция вещественной переменной сопоставляется другой функции вещественной переменной. При этом вторая описывает коэффициенты, амплитуды, которые образуются в результате разложения исходной функции на элементарные составляющие, то есть на гармонические колебания с различными частотами. Это сопоставление реализуется примерно так же, как музыкальный аккорд можно разложить на несколько звуков, входящих в его основу. Как мы уже упоминали ранее, телебашню И. Заливалов условно делит на восемь уровней (основных музыкальных инструментов), из которых уровень 1 - виолончель, уровень 2 - звуковой эффект, уровень 3 - бас-синтезатор, уровень 4 - фортепиано, уровень 5 - скрипка, уровень 6 - электроарфа, уровень 7 - сэмплер-синтезатор и уровень 8 - ударные инструменты. В данном случае нас интересует пятый уровень - скрипка - находится он в отметке 253 метра над землей. Этот уровень Заливалов подразделяет на четыре главные стороны света - Север, Юг, Запад, Восток, где первая - электроскрипка с звуковым эффектом crystallize (с англ. «кристаллизоваться»), что созвучно самой стороне света; вторая - скрипка pizzicato; третья - скрипка с эффектом delay (прием, используемый в гитарном исполнительстве, позволяет музыканту добиться имитации звучания двух гитар вместо реальной одной), а четвертая - электроскрипка с эффектом delay. При этом композитор делит основные стороны света еще на четыре, то есть, за северо-восток и северо-запад отвечает средневековая скрипка фидель, юго-восток также представлен скрипкой с эффектом delay, а юго-запад - электроскрипкой с эффектом delay. Таким образом, мультиинструменталист в рамках одной башни объединил звучание различных инструментов - от старинного фиделя до электроскрипки.

Рассуждая об инструментальной составляющей современных скрипок, можно отметить, что и их внешний вид несет в себе особую визуальную нагрузку. Так, мастера рубежа XX-XXI веков создают многочисленные разнообразные по форме, строению, используемым материалам инструменты. При этом заметим, что трансформации подвергаются как акустические, так и электроскрипки. В результате, нами были обнаружены следующие образцы современного скрипковизуального искусства. Существует скрипка, корпус которой мастера целенаправленно не покрыли каким-либо лаком. Основная причина данной инструментальной модификации, на наш взгляд, заключалась в стремлении

авторов продемонстрировать ее многовековую историю. Также удалось отыскать и серию скрипок с многочисленными вырезами на их форме, в частности, в области грифа или подгрифника.

Не менее уникальным акустическим инструментом оказалась «скрипка в стиле барокко». Напомним, в настоящее время мировые инструменталисты активным образом стремятся использовать в процессе игры сочинений И. С. Баха, Г. Ф. Генделя барочные инструменты, характерные для той эпохи смычки, а также жильные струны. Обечайки анализируемого инструмента отличаются своей резной формой в противопоставление классическому. Еще одним любопытным экземпляром является скрипка в форме звезды Давида. Что касается качественной и профессиональной игры на этом инструменте, то, на наш взгляд, данная задача является довольно непростой для осуществления современным скрипачом по той причине, что при движении правой руки музыканта, в особенности, на струне «ми» скрипач будет непроизвольно касаться корпуса. Однако эта скрипка представляет собой уникальный арт и этнообъект скрипковизуального искусства.

Нам также удалось отыскать интернет-фото акустической скрипки, на корпусе которой, а именно на нижней деке, выгравирована фигура Никколо Паганини со своим инструментом. Создание этой скрипки, на наш взгляд, сопровождалось стремлением специалиста увековечить имя величайшего музыканта, радикальным образом трансформировавшего скрипичную игру и повлиявшего на колоссальное развитие в области исполнительского искусства на данном инструменте, в частности, в вопросах виртуозности. Помимо самого Паганини на скрипке над фигурой музыканта также изображена и стандартная пятиконечная звезда. Возможно в процессе изготовления этого инструмента мастер ориентировался на оглушительный успех и апогей в сфере скрипичного исполнительского искусства, который пришелся именно на годы деятельности итальянского скрипача. Безусловно, в настоящее время стоит говорить о высоком профессионализме множества мировых музыкантов этой области. Однако исполнительские возможности, открытые Паганини, невероятные и уникальные для той эпохи приемы игры на скрипке, филигранная виртуозность и многогранность выразительности исполнения, применяемые музыкантами современности, свидетельствуют о значимости творчества мастера и его влиянии на развитие всего музыкального искусства в целом. Так, Паганини оказал колоссальное воздействие на деятельность Ф. Листа, Ф. Шопена, Г. Берлиоза, Дж. Россини и многих других композиторов.

Еще одним инновационным произведением современного скрипично-инструментального визуального искусства является стеклянная скрипка. Данный образец, на изготовление которого у мастеров ушел практически год, в буквальном смысле слова выполнен из стекла. Стеклянными в этом инструменте оказались нижняя и верхняя деки, гриф, головка, за исключением подставки, подбородника, подгрифника и, безусловно, струн. Уникальный инструмент - авторская идея харьковского предпринимателя Александра Хахалкина, директора фирмы по продукции изделий из этого сырья. Замысел был осуществлен группой мастеров

под руководством А. Гребнева, харьковского Страдивари. Хотелось бы отметить тот факт, что нам удалось отыскать видеозапись с концертного выступления одного из музыкантов, исполнявшего сочинения на анализируемой скрипке в сопровождении струнного квартета. Безусловно, звук стеклянной скрипки довольно сильно отличается от традиционной акустической, обладающей глубоким тембром, в особенности проявляющимся на басовых струнах. Также отметим, что в число характерных черт традиционного деревянного инструмента входит яркий и проникновенный звук, которого, к большому сожалению, не наблюдается в стеклянном аналоге. Однако стеклянная скрипка является ярким примером скрипковизуализации, привлекающим внимание не только массовую аудиторию, но и профессиональных музыкантов.

Исходя из опыта отечественных мастеров, в Японии также была создана стеклянная скрипка, в которой из этого сырья выполнены все части, за исключением струн. Более того, в комплекте с инструментом идет и стеклянный смычок, при этом волос на смычке - традиционный конский. Как утверждают специалисты, данный инструмент изготовлен из высокопрочного стекла, разновидности хрусталя. Из технических характеристик скрипки необходимо выделить ее вес, она гораздо тяжелее своего акустического аналога. Стоит этот экземпляр скрипичного визуального искусства около 50.000 долларов. К сожалению, видео или аудиозапись японской стеклянной скрипки не удалось отыскать, тем не менее следует заверить, что ее тембр, вероятнее всего, отличается своей незамысловатостью. Вместе с тем эти инструменты являются практически уникальными образцами современной скрипковизуализации и становятся важнейшими факторами проявления эмоционального и эстетически-художественного воздействия на зрителей.

Французский мультиинструменталист, мастер по изготовлению электроскрипок Лорен Бернадак (Laurent Bernadac) создал и распечатал на 3D-принтере скрипку нового поколения. Прототипом уникального инструмента стали образцы, вышедшие из рук Страдивари. Сам мастер утверждает, что его инструмент - своеобразная креативная аллюзия на инструменты Страдивари, которая зашифрована в названии инновационной скрипки - 3Dvarius. Несмотря на то, что 3Dvarius в переводе с английского означает «разнообразие в формате 3D» множество современников слышат в названии скрипки именно фамилию выдающегося итальянца.

Лорен Бернадак - академический музыкант, который на протяжении довольно длительного времени играл на электроскрипках, гитарах и даже ударных. Музыкант стремился разработать и усовершенствовать электроскрипки таким образом, чтобы их звучание было схоже со звучанием электро-, бас-гитар и барабанов. Рассуждая в одном из своих интервью о намерениях и результатах этого эксперимента, Бернадак утвердил: «Целью было создание уникального дизайна скрипки на базе традиционной скрипки и утонченной формы опоры, что создает более тонкую и прозрачную форму инструмента. Выбор стереолитографической технологии 3D-печати был продиктован исключительной прочностью объектов,

которые получаются с его помощью» [2]. Мастер создал порядка ста экземпляров, которые были проданы с большим успехом.

Проясним, что стереолитография (SLA или SL) представляет собой технологию по производству моделей, различных прототипов и готовых изделий из жидких фотополимерных смол. После первоначального этапа модели облучают лазером, что приводит к полимеризации, фактически затвердеванию смолы в точках соприкосновения с лучом. Таким образом, слой за слоем происходит конструирование модели. Каждый из слоев очерчивается лазером согласно данным, заложенным в трехмерной цифровой модели. Отметим, что в анализируемом инструменте расположено практически 30.000 слоев смолы. Тем не менее в конструкции скрипки Бернадака использованы сверхлегкие материалы. Стоит отметить, что процесс стереолитографии не ограничивается использованием исключительно 3D-технологий. Последним этапом создания уникального инструмента является шлифование его поверхности для придания профессиональных акустических свойств. Критики, безусловно, отвергают даже гипотетически созданную посредством 3D принтера скрипку, утверждая о примитивности ее звучания и тембра.

Исходя из технологий стереолитографии, отметим, что основное ее преимущество заключается в высокой точности печати всех ее элементов. Технология, разработанная в настоящее время, позволяет наносить слои толщиной около 15-ти микрон, что является в несколько раз тоньше человеческого волоса. Более того, данную технологию применяют и в стоматологии, ювелирном деле, автопроизводстве. Как известно, в США появился полнофункциональный автомобиль, напечатанный на 3D принтере.

Возвращаясь к 3Dvarius, заметим, что своеобразный дизайн скрипки Лорена проявляется в ее форме, которая реализует законы акустики и принципы эргономики для качественного звучания и комфортной игры. Так, большая часть верхней и нижней дек инструмента в буквальном смысле слова отсутствует. Фактически, корпус скрипки состоит и нижней правой и левой обечайки, грифа, а также небольшого фрагмента верхней левой деки. Сам Бернадак поясняет, что именно 3D печать способна выдать инструмент самой замысловатой и необходимой для мастера и исполнителя формы. Применяемые силуэты инструмента, детали скрипок, реализующие звучание электро- и бас-гитар, практически невозможно воссоздать, используя иные технологии. При этом на грифе 3Dvarius по традиции расположились четыре струны, а в процессе демонстрации возможностей уникальной скрипки Бернадак использовал и привычный смычок. Стоимость одного подобного экземпляра составляет около 7.000 долларов.

Удивительной, на наш взгляд, оказалась видеозапись «3Dvarius Live - Orange - Roman Theatre of Orange», в которой представлены абсолютно разные по форме и материалу скрипки. Главными героями видео стали два скрипача - Бернадак, исполняющий композицию на 3Dvarius, и современная скрипачка, в руках которой оказался традиционный акустический экземпляр. Необходимо

отметить, что звучание обоих инструментов удивительным образом схожи по их тембру и глубине. В ответных музыкальных репликах Бернадака скрипка звучит невероятно проникновенно, ничуть не уступая своему академическому аналогу. Безусловно, в кульминации сочинения Лорен стал применять и ее уникальную характеристику - звучание электро- и бас-гитары. Таким образом, инновационная скрипка содержит в своей основе многообразие тембральной, динамической и инструментальной палитры, решая кадровый вопрос ряда современных коллективов.

Далее проанализируем внешнюю составляющую непосредственно электроскрипок. Известен тот факт, что форма этих электроинструментов, как правило, резная. Более того, каждый из них мастера покрывают определенным лаком со специфическим цветом. В настоящее время существуют ярко-зеленые, алые, синие и другие скрипки. Тем не менее хотелось бы особо отметить те экземпляры, которые, вероятно, применяются рок-скрипачами. Данное утверждение сделано по той причине, что корпус этих скрипок представлен в виде черепов различной конфигурации. Одна группа специалистов скрипичного дела покрывает инструменты темно-коричневым, практически черным лаком. В то время как другая применяет металлически серый или даже полностью белый лак. В частности, удалось отыскать «белую» традиционную по форме скрипку. Исключение составляет то, что к ее грифу вместо привычных струн мастер приделал два деревянных черепа. На самой верхней деке инструмента также расположились несколько черепов. Стоит отметить, что данный экземпляр, разумеется, не предназначен для исполнительства. Он, скорее, являет собой предмет скрипичного визуально-инструментального искусства. Впрочем, скрипки, деки которых представлены в виде черепов, активно используются в творчестве современных музыкантов. Для того чтобы понять, какую смысловую и образно-эмоциональную нагрузку несут в себе данные инструменты проанализируем тенденции их появления. Так, Джефф Страттон (Jeff Stratton, Калифорния) - американский мастер скрипичного дела на протяжении довольно длительного временного периода профессионально занимался игрой на скрипке. Однако музыканту пришла идея, заключавшаяся в создании уникальных электроскрипок. Творческий почерк Страттона проявляется в оригинальных по дизайну экземплярах, выполненных из дерева и имеющих форму черепа. Стоимость этих инструментов базируется от двух до семи тысяч долларов. При этом отметим, что их звучание радикально не отличается от звука привычных электроскрипок. В то время как визуальная, внешняя сторона инструментов Страттона действительно исключительная в своем роде. Именно последняя их характеристика, на наш взгляд, может усилить некоторые смысловые критерии рок-исполнительства, которые посредством внешнего вида инструментов визуально выражаются в протесте подавления человеческих прав, бездуховности современного мира, а также бессмысленном насилии.

Отметим и тот существенный факт, что скрипка, ее тембр применяются не только в различного рода шоу, проектах, инсталляциях. Данный инструмент

оказывается одним из основных и в сфере профессионального спорта. Звучание скрипки способствует воплощению замысла программ многих спортсменов различных видов соревнований, в частности, фигурного катания. Так, на олимпиаде в 2014 году (г. Сочи, РФ) чемпионка в командном турнире Юлия Липницкая демонстрировала свою произвольную программу под композицию из художественного фильма «Список Шиндлера». Джон Уильямс создал уникальный саундтрек, ярко описывающий весь ужас и трагедию сюжетной линии кинофильма. Данная композиция была удостоена премии «Оскар» и «Baf-fa» в номинации «Лучшая оригинальная музыка». Неудивительным оказывается тот факт, что в качестве основного инструмента, исполнившего известное соло, композитором была избрана именно скрипка. Первым музыкантом, сыгравшим композицию, оказался выдающийся скрипач XX века Ицхак Перельман. В дальнейшем тема нашла невероятное воплощение и в творчестве виолончелистов (дуэт «2 cellos»), пианистов, а также множества других инструменталистов. Однако скрипичная версия оказывается наиболее часто исполняемой, что и проявилось в деятельности российских фигуристов. Помимо Юлии Липницкой к скрипичному исполнительству обращался и другой отечественный фигурист, Заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион Евгений Плющенко. Исключение состоит в том, что последний не просто применил в своем номере тембр скрипки, ее звучание для реализации определенного художественно-визуального замысла. Одна из программ Плющенко заключалась, в своего рода, дуэте скрипача и фигуриста на льду. Таким образом, наглядно происходил синтез визуального (фигурное катание) и музыкально-исполнительского (скрипичное искусство) начал. Номер так и назывался «Kings on Ice» («Короли на льду») и содержался в том, что фигурист демонстрировал свою программу под звучание скрипки венгерского композитора и музыканта, лауреата премии «Эмми» Эдвина Мартона (Лайош Эдвин Чюри). В проанализированных случаях скрипковизуализация становится одним из универсальных способов межкультурного диалога, способствующего формированию общекультурных ценностей, развитию ассоциативного и образного мышления у зрителей, слушателей.

Выводы. Подытоживая вышесказанное, отметим, что скрипичная визуализация находит свое яркое отражение в творчестве современных архитекторов, режиссеров, спортсменов, мультиинструменталистов. В каждом конкретном случае скрипичное искусство идет в неразрывной взаимосвязи с каким-либо другим визуальным видом. Авторы своих проектов, шоу, уникальных инструментов с помощью различных средств и инновационных компьютерных технологий создают продукты, являющиеся своеобразным коммуникативным полем и кодом для массовой аудитории.

Современное скрипичное искусство, используя различные визуальные образы, заимствуя ключевые элементы из живописи, архитектуры и других видов, формирует особый межнациональный и межкультурный язык, который основан на «на ассоциативном и эмоциональном восприятии; этот язык

содержит исторический, социокультурный, биологический опыт индивидов» [5, с. 25]. Благодаря применению визуальных средств происходит массовизация и виртуализация скрипичного искусства, «визуальные образы в этой ситуации играют роль "платформы", создающей пространство для общения, диалога людей» [5, с. 26]. Скрипковизуализация оказывается особым механизмом в вопросе адаптации современной личности к новым условиям, а также средством расширения возможностей реализации творческого потенциала каждого деятеля искусств.

Основным критерием скрипичной визуализации становится элемент сотворчества. Все произведения, появившиеся в поле анализируемого явления, представляют собой яркий пример диалога автора-зрителя. По этой причине интерактивность и диалогичность оказываются фундаментальными в скрипковизуализации. Авторы стремятся исследовать и продемонстрировать новые формы репрезентации собственного культурного, композиторского, музыкально-исполнительского опыта для укрепления и актуализации скрипичного искусства у массовой аудитории. В современном мультикультурном обществе, как утверждали Ж. Бодрийар и Б. Хюбнер, «существует только соблазнение». Именно поэтому искусство XX и XXI столетий в целом и конкретно скрипичное основывается на поиске новых способов погружения в виртуальные художественные миры, подходов презентации своих произведений.

Литература

1. Бахтин, M. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. 826 с.

2. Бернадак, Л. Музыкант из Франции первым в мире распечатал скрипку на 3D-принтере (видео). Новости мира культуры. 2015.

3. Выбыванец, Э. В. Феномен аудиовизуализации в пространстве музыкальной культуры: опыт осмысления / Э. В. Выбыванец // Культурная жизнь Юга России. 2014. 3 (54). С. 17-23

4. Волков, Ю., Поликарпов, В. Энциклопедический словарь «Человек». М.: 2000. 471 с.

5. Демшина, А. Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект / А. Ю. Демшина. Автореф. д-ра культурол. 24.00.01. СПб., 2011. 38 с.

6. Кармин, А. С., Нивикова, Е. С. Культурология. СПб.: Питер, 2001. 464 с.

7. Кириллова, Н. Б. Аудиовизуальное творчество / Н. Б. Кириллова. учебное пособие / Н. Б. Кириллова ; Институт образовательных стратегий ; Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург : [б. и.], 2021. 1 CD-ROM. - Текст : электронный. 145 с.

8. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство - СПб, 1994.

832 с.

9. Петрова, Э. А., Астафьева, Т. В. Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная технология зрелища / Э. А. Петрова, Т. В. Астафьева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2016. № 7 (69): в 2-х ч. Ч. 1. С. 117-120.

10. Платон. Перевод А.Н.Егунова В кн.: Платон. Диалоги Платона. Законы. Книга I. М.: Мысль, 1999. 832 с.

11. Смирнов, А. Визуальная музыка / А. Смирнов // «Антология Российского видеоарта». М.: МедиаАртЛаб, 2002. С. 105-111

12. Хейзинга, Й. Homo Ludens. Человек играющий. Сост., педисл. и перевод Д. В. Сильвестрова; коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с. (М.: Айрис-Пресс, 2003).

References

1. Bahtin, M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaja kul'tura srednevekov'ja i Renessansa. Moscow: Hudozhestvennaja literatura, 1965. 826 s.

2. Bernadak, L. Muzykant iz Francii pervym v mire raspechatal skripku na 3D-printere (video). Novosti mira kul'tury. 2015.

3. Vybyvanec, Je. V. Fenomen audiovizualizacii v prostranstve muzykal'noj kul'tury: opyt osmyslenija / Je. V. Vybyvanec // Kul'turnaja zhizn' Juga Rossii. 2014. 3 (54). S. 17-23

4. Volkov, Ju., Polikarpov, V. Jenciklopedicheskij slovar' «Chelovek». Moscow: 2000. 471 s.

5. Demshina, A. Ju. Vizual'nye iskusstva v situacii globalizacii kul'tury: insti-tucional'nyj aspekt / A. Ju. Demshina. Avtoref. d-ra kul'turol. 24.00.01. St. Petersburg, 2011. 38 s.

6. Karmin, A. S., Nivikova, E. S. Kul'turologija. St. Petersburg: Piter, 2001. 464

s.

7. Kirillova, N. B. Audiovizual'noe tvorchestvo. uchebnoe posobie; Institut obra-zovatel'nyh strategij; Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Ekaterinburg : [b. i.], 2021. 1 CD-ROM. Tekst : jelektronnyj. 145 s.

8. Lotman, Ju. M. Besedy o russkoj kul'ture. St. Petersburg: Iskusstvo - SPb, 1994. 832 s.

9. Petrova, Je. A., Astaf'eva, T. V. Audiovizualizacija rezhisserskoj idei kak hudozhestvennaja tehnologija zrelishha. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i ju-ridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov, 2016. № 7 (69): v 2-h ch. Ch. 1. S. 117-120.

10. Platon. Perevod A.N.Egunova V kn.: Platon. Dialogi Platona. Zakony. Kniga I. Moscow: Mysl', 1999. 832 s.

11. Smirnov, A. Vizual'naja muzyka. «Antologija Rossijskogo videoarta». Moscow: MediaArtLab, 2002. S. 105-111

12. Hejzinga, J. Homo Ludens. Chelovek igrajushhij. Sost., pedisl. i perevod D. V. Sil'vestrova; komment., ukazatel' D. Je. Haritonovicha. St. Petersburg: Izd-vo Ivana Limbaha, 2011. 416 s. (Moscow: Ajris-Press, 2003).

Информация об авторах

Чекменева Регина Робертовна, кандидат искусствоведения, доцент, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Российская Федерация, [email protected]

Information about the authors

Chekmeneva Regina Robertovna, Candidate in Art History, Associate Professor, A.N. Kosygin Russian State University, Moscow, Russian Federation, [email protected]

Информация о конфликте интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Information about competitive interests:

The authors declare that they have no conflict of interest

Статья поступила в редакцию: 5.04.2024, одобрена после рецензирования: 12.04.2024, принята к публикации: 19.04.2024

The article was submitted: 5.04.2024; approved after reviewing: 12.04.2024; accepted for publication: 19.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.