Научная статья на тему 'СКРИПАЧ И КОРОЛЕВА: ИСТОРИЯ ДРУЖБЫ ЛЕОНИДА КОГАНА И КОРОЛЕВЫ ЕЛИЗАВЕТЫ БЕЛЬГИЙСКОЙ'

СКРИПАЧ И КОРОЛЕВА: ИСТОРИЯ ДРУЖБЫ ЛЕОНИДА КОГАНА И КОРОЛЕВЫ ЕЛИЗАВЕТЫ БЕЛЬГИЙСКОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕОНИД КОГАН / КОРОЛЕВА ЕЛИЗАВЕТА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИМЕНИ КОРОЛЕВЫ ЕЛИЗАВЕТЫ В БРЮССЕЛЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИМЕНИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО / ПИСЬМА И ДОКУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кривицкая Е.Д.

Статья посвящена истории взаимоотношений выдающегося советского скрипача, народного артиста СССР Л. Б. Когана с королевой Елизаветой Бельгийской. На основе их переписки, сохранившейся в архиве семьи музыканта, устанавливаются новые факты творческой биографии артиста, проясняются, в частности, обстоятельства его участия в Международном конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе в 1951 году. Публикация писем и их комментарии восстанавливают контекст, дают представление об интересе королевы Бельгийской к русской культуре, о контактах с советскими музыкантами, в том числе - приводятся подробности ее визита в СССР в 1958 году, как почетного гостя Международного конкурса имени П. И. Чайковского. На основе упомянутых архивных материалов складывается портрет незаурядной монаршей особы, искренне любящей и поддерживающей искусство. В свою очередь Л. Б. Коган трепетно относился к благосклонности королевы Елизаветы, ценя ее заинтересованность в развитии его артистической карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLINIST AND QUEEN: THE STORY OF FRIENDSHIP OF LEONID KOGAN AND QUEEN ELIZABETH OF BELGIUM

The article is focused on the relationship history between a renowned Soviet violinist, People’s Artist of USSR L. B. Kogan and Elizabeth, Queen of Belgium. Based on their correspondence which survived in the family archive of the musician, new facts appear in the biography of the artist; in particular, it shines the light on his participation in the Queen Elizabeth Competition in 1951 in Brussels. Publishing letters with the commentary restores the context and gives an understanding of Queen Elizabeth’s interest in Russian culture and her connections to Soviet musicians; furthermore, there are details about her visit to USSR in 1958 as an honorary guest of the International Tschaikovsky Competition. From aforementioned archive materials one can put together the image of an outstanding monarch, sincerely loving and supporting art. In his turn, L. B. Kogan treated Queen Elizabeth’s generosity with a good care and highly valued her interest in the development of his artistic career.

Текст научной работы на тему «СКРИПАЧ И КОРОЛЕВА: ИСТОРИЯ ДРУЖБЫ ЛЕОНИДА КОГАНА И КОРОЛЕВЫ ЕЛИЗАВЕТЫ БЕЛЬГИЙСКОЙ»

Проблемы теории и истории исполнительства

Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 3 (61). С. 14-18. Actual problems of higher music education. 2021. No 3 (61). P. 14-18.

Научная статья УДК 78.071.2

DOI: 10.26086/NK.2021.61.3.004

Скрипач и королева: история дружбы Леонида Когана и королевы Елизаветы Бельгийской

Евгения Давидовна Кривицкая1, 2

1 Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Москва, Россия, ekrivitskaia@gmail.com

2 Государственный институт искусствознания, Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена истории взаимоотношений выдающегося советского скрипача, народного артиста СССР Л. Б. Когана с королевой Елизаветой Бельгийской. На основе их переписки, сохранившейся в архиве семьи музыканта, устанавливаются новые факты творческой биографии артиста, проясняются, в частности, обстоятельства его участия в Международном конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе в 1951 году. Публикация писем и их комментарии восстанавливают контекст, дают представление об интересе королевы Бельгийской к русской культуре, о контактах с советскими музыкантами, в том числе — приводятся подробности ее визита в СССР в 1958 году, как почетного гостя Международного конкурса имени П. И. Чайковского. На основе упомянутых архивных материалов складывается портрет незаурядной монаршей особы, искренне любящей и поддерживающей искусство. В свою очередь Л. Б. Коган трепетно относился к благосклонности королевы Елизаветы, ценя ее заинтересованность в развитии его артистической карьеры.

Ключевые слова: Леонид Коган, королева Елизавета, Международный конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе, Международный конкурс имени П. И. Чайковского, письма и документы

Для цитирования: Кривицкая Е. Д. Скрипач и королева: история дружбы Леонида Когана и королевы Елизаветы Бельгийской // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 3 (61). С. 14-18. http:// doi.org/10.26086/NK.2021.61.3.004.

PROBLEMS OF THE THEORY AND HISTORY OF PERFORMING

Original article

Violinist and Queen: the story of friendship of Leonid Kogan and Queen Elizabeth of Belgium

Evgeniya D. Krivitskaya1, 2

1 Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Moscow, Russia, ekrivitskaia@gmail.com

2 State Institute of Art Science, Moscow, Russia

Abstract. The article is focused on the relationship history between a renowned Soviet violinist, People's Artist of USSR L. B. Kogan and Elizabeth, Queen of Belgium. Based on their correspondence which survived in the family archive of the musician, new facts appear in the biography of the artist; in particular, it shines the light on his participation in the Queen Elizabeth Competition in 1951 in Brussels. Publishing letters with the commentary restores the context and gives an understanding of Queen Elizabeth's interest in Russian culture and her connections to Soviet musicians; furthermore, there are details about her visit to USSR in 1958 as an honorary guest of the International Tschaikovsky Competition. From aforementioned archive materials one can put together the image of an outstanding monarch, sincerely loving and supporting art. In his turn, L. B. Kogan treated Queen Elizabeth's generosity with a good care and highly valued her interest in the development of his artistic career.

Keywords: Leonid Kogan, Queen Elizabeth, International Queen Elizabeth Competition in Brussels, International Tchaikovsky Competition, letters and documents

© Кривицкая Е. Д., 2021

For citation: Krivitskaya E. D. Violinist and Queen: the story of friendship of Leonid Kogan and Queen Elizabeth of Belgium. Aktualnye problemy vysshego muzykalnogo obrazovaniya = Actual problems of higher music education. 2021;3(61);14-18 (In Russ.). http://doi.org/10.26086/NK.202L6L3.004.

В архиве семьи Л. Б. Когана хранится несколько сотен писем, адресованных великому советскому скрипачу. На данный момент выявлено 87 собеседников, но их может быть гораздо больше, поскольку Л. Б. Когану писали со всего мира: друзья, коллеги, деятели культуры, ученики и просто поклонники. Среди зарубежных адресантов — великие дирижеры, такие как Лорин Маазель, Юджин Орманди, Джордж Селл, Антай Дорати, скрипачи первого ряда — Иван Галамян, Натан Мильштейн, Генрик Шеринг, Яша Хейфец, Исаак Стерн, Иегу-ди Менухин, Франко Гулли, Рикардо Однопосов. Композиторы — Андре Жоливе, Франко Манино, Панчо Владигеров и многие другие. Были и политические деятели — послы, дипломаты, супруга Президента Филиппин Имельда Маркос. И даже королева — Елизавета Бельгийская, о переписке с которой и пойдет речь ниже.

Елизавета родилась в Мюнхене, в 1876 году, носила титул герцогини Баварской, с 1909 года по 17 февраля 1934 года — супруга короля Альберта I, мать короля Бельгии Леопольда III и королевы Италии Марии Жозе.

Увлекалась искусством, сама играла на скрипке и на фортепиано, дружила с Эженом Изаи (1838-1951), мечтавшим создать музыкальный конкурс с разнообразной программой, которая позволила бы молодым виртуозам продемонстрировать свою технику и артистизм. Этому замыслу не было суждено воплотиться при жизни музыканта. Конкурс был основан в 1937 году под патронатом королевы Бельгии Елизаветы и назван в честь Эжена Изаи. Этот год стал триумфальным для советской исполнительской школы. Первая премия на новом конкурсе была присуждена Давиду Ой-страху, а места с третьего по шестое также достались исполнителям из СССР: Елизавете Гилельс, Михаилу Фихтенгольцу и Марине Козолуповой.

Конкурс проводился и в 1938 году, уже в номинации «фортепиано». И снова успех музыкантов из СССР: победу одержал Эмиль Гилельс, а III место получил Яков Флиер. Однако затем началась война, и у бельгийского правительства появились другие, более важные заботы. Конкурс решили возобновить спустя 13 лет. Процитирую фрагмент из интервью с профессором Московской консерватории Ниной Леонидовной Коган — хранительницей архива своего великого отца. Беседа состоялась в ноябре 2019 года, накануне празднования 95-летия со дня рождения Леонида Когана.

«Королева Елизавета написала письмо Сталину, что она обращается к Генералиссимусу и просит "прислать делегацию советских скрипачей на конкурс моего имени, который мы вновь возобновляем после войны". Мама стала лауреатом в Брюсселе в 1937 году, а этот конкурс проводили в 1951. И королева попросила, чтобы в жюри от СССР обязательно был Давид Ойстрах.

А к тому времени уже состоялись отборочные прослушивания, и папу не пустили. Должен был ехать Игорь Ойстрах, сын Давида Федоровича. А папа уехал с концертами по Волге, зарабатывать деньги. Но когда пришло это письмо, Сталин написал короткую резолюцию: "Послать и победить". Сразу нашли Ойстраха, и тот сказал, что если нужна первая премия, то ее может завоевать только Коган. Папу срочно разыскали на гастролях, привезли в Москву. Ойстрах снял своего сына, мотивируя тем, что у того что-то с руками. Папа рассказывал, какая нервозная обстановка сложилась, как его теребили перед финалом сотрудники нашей дипломатической миссии: "Пожалуйста, займите первое место, иначе нам будет очень плохо". Он выиграл конкурс, и с этого все пошло» [1, с. 43].

Победа на конкурсе положила начало доброй, искренней дружбе между молодым скрипачом и королевой, о чем свидетельствуют сохранившиеся письма. Первое из них датировано 31 мая 1951 года, и написано сразу по окончании длительного марафона.

Накануне 30 мая 1951 года королева Елизавета давала прием1 в своей резиденции в замке Лаекен в честь лауреатов конкурса, где, в том числе присутствовали советские участники. На следующий день из Брюсселя Леонид Коган писал августейшей особе: ««Ваше Величество, благодаря Вашему личному участию и проявленной Вами заботе, Международный конкурс скрипачей 1951 года явился знаменательным событием не только в музыкальной жизни Бельгии, но и далеко за ее пределами. Мы счастливы, что являемся лауреатами конкурса, носящего ваше имя. Мы всегда будем помнить Ваше теплое отношение и исключительное внимание к нам, молодым советским музыкантам.

Просим Вас принять наши искренние пожелания здоровья и долгих лет жизни.

От имени советских скрипачей — лауреатов конкурса.

Глубоко уважающий Вас, Леонид Коган»2.

Советские лауреаты на приеме у королевы Елизаветы Бельгийской. Брюссель, 1951

Ответ от королевы последовал на следующий день. «Дорогой Леонид Коган, Я благодарю от всего сердца моих милых четырех советских скрипачей за великолепную корзину цветов3 и за ваше такое трогательное письмо. Это доставило мне большую радость. И я не забуду никогда моих дорогих юных советских лауреатов4. Я вам всем шлю мои наилучшие пожелания счастья в жизни. Счастливый путь — и до свиданья! Елизавета. Лаекен. 1 июня 1951»5. На сохранившихся фотографиях с конкурса 1951 года мы видим королеву с советскими лауреатами в парке замка Лаекен, который славился своими оранжереями.

Ольга Каверзнева, Леонид Коган, Михаил Вайман, Алексей Горохов. Брюссель, 1951

Стоит отметить, что переписка велась по-русски. Королева была увлечена русской культурой, поддерживала еще со времен первого конкурса 1937 года теплые отношения с Давидом Ойстрахом, который был приглашен в жюри не-

скольких следующих конкурсов (до 1967 года). В Российском национальном музее музыки хранится скрипка работы Страдивари, которую королева подарила Ойстраху. И она специально выучила русский язык, чтобы свободно общаться с дорогими для нее людьми.

Елизавета не теряла связь и с Леонидом Коганом. В декабре 1955 года она пишет скрипачу: «Я вас очень благодарю, милый Леонид Коган, за ваш[и] великолепные диски — концерт Паганини и "Испанская симфония" Лало6. Я шлю вам и вашей жене мой сердечный привет. Счастливого Рождества и хорошего Нового 1956 года. Елизавета»7.

Со своей стороны Леонид Коган извещал королеву о событиях в своей жизни. 27 апреля 1956 он пишет следующее письмо: «Ваше Величество! Рад был получить от Вас письмо. Я с благодарностью вспоминаю Ваше теплое отношение ко мне во время конкурса. Недавно выпущена моя новая пластинка, которую с большим удовольствием посылаю Вам.

От души желаю Вам здоровья. Леонид Коган.

Жена передает Вам сердечный привет»8.

В 1958 году королева посетила СССР: поводом послужило приглашение быть почетным гостем на открытии нового конкурса — Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В документальном фильме, запечатлевшем поездки королевы в Москву и Ленинград, есть кадры из Большого зала консерватории, где Елизавета, наклонившись из директорской ложи (сейчас это ложа № 6), здоровается с Давидом Ойстра-хом, председателем жюри конкурса. Среди членов жюри был и Леонид Коган, который наверняка засвидетельствовал свое почтение королеве.

В семейном архиве есть две телеграммы от Елизаветы Бельгийской, датированные 1964 годом. Из контекста ясно, что это ответы на почту из СССР. 30 июля 1964 года она отправляет депешу «господину и госпоже Леонид Коган копия Господину Эмилю Гилельсу»: «Очень тронута вашими добрыми пожеланиями в юбилей и благодарю вас от всего сердца. Елизавета»9.

Вторая телеграмма адресована лично господину Леониду Когану: «Счастлива получить новости от вас благодарю от всего сердца за мысли о большом улучшении надеюсь на скорую встречу обнимаю вас всех. Елизавета»10.

Следующий год стал последним для королевы: 23 ноября 1965 года ее не стало. В мае, гастролируя в Бельгии, Леонид Коган вместе с сыном Павлом и женой Елизаветой Гилельс заехал навестить королеву. Это было первое зарубежное

турне семейного трио, где 13-летний Павел Коган исполнял вместе с родителями Тройной концерт Вивальди. В качестве свидетельства осталась памятная фотография.

Леонид, Павел Коганы, Елизавета Гилельс с королевой Елизаветой Бельгийской. Май 1965

Осенью, Леонид Коган, словно предчувствуя близкий уход, 17 ноября отправил телеграмму «Ее Величеству Королеве Елизавете Бельгийской. Замок Штейнберг. Брюссель». В ней он писал: «Возвращаясь из Японии, Я узнал о болезни Вашего Величества. Я глубоко опечален и желаю вам скорейшего восстановления11. Моя семья присоединяется ко мне, чтобы выразить вам чувство нашего уважения. Леонид Коган»12.

Эта телеграмма пришла за несколько часов до кончины королевы Елизаветы, но она успела лично ответить Леониду Когану. «Благодарю вас очень за ваше милое поздравление и пожелания шлю вам обоим мои сердечный привет = Елиза-вета+».

Телеграмма была адресована Леониду Когану и Елизавете Гилельс. Московская государственная музыкальная консерватория. Москва. Хранится в конверте с надписью от руки: «от королевы Бельгии Елизаветы в день ее кончины»13, которая произошла 23 ноября 1965 года.

Своеобразным постскриптумом истории этой дружбы может служить письмо, пришедшее спустя некоторое время. Его автор — Дмитрий Гольде, русский эмигрант первой волны14, выполнявший функции секретаря королевы Елизаветы. Приведем его фрагмент. «Дорогие Лиза и Лёня, пользуюсь случаем, что все Ойстрахи в Париже, и что мы с ними проводим чудные часы в дружеских беседах. Я хотел вам сразу написать после смерти нашей дорогой Королевы. Но по обычной моей халатности не нашел вашего адреса. Простите, дорогие и не гневайтесь!

Вы вероятно знаете, что телеграмма Лени из Парижа пришла ей в день ее смерти, и что она Вам ответила лично за два часа перед ее печальным, но к счастью спокойным концом. К сожалению, Лёня уже уехал из Парижа, и ответ королевы вернулся в Брюссель уже после ее смерти.

Давид вам расскажет все, что я ему рассказал и передаст для детей маленькие подарки15, которые она приготовила и не успела отослать.

Вы конечно не забудете всю ту любовь и гостеприимство, которое она всегда вам оказывала, и я уверен, что для вас всех это было большим горем. Я знаю, что ее желание было, чтобы Лёня был приглашен Брюссельской филармонией, и мы сейчас приложим все усилия, чтобы это приглашение было осуществлено!

Желаю вам всем здоровья и успехов в Новом году... Обнимаю. Дмитрий Гольде»16.

В архиве семьи Л. Б. Когана сохранилась специальная открытка-портрет, выпущенная в память о королеве Елизавете, где на обороте были слова: «Она обладала редкими дарами ума и сердца. Ее великая душа была открыта всему возвышенному и благородному, как завоеваниям науки, так и роскоши искусства, которым она покровительствовала и действенно помогала...».

Примечания

1 В архиве семьи сохранилось меню обеда, написанное от руки на специальной карточке с королевским вензелем: закуска — ветчинные ру-летики в желе, жареный цыпленок с горошком, соус-муслин из спаржи, суп-велюте «Dame blanche», фрукты.

2 Автограф. На почтовой бумаге. Все документы хранятся в личном архиве семьи Коган. Публикуются впервые с разрешения Н. Л. Коган.

3 30 мая 1951 года королева давала прием в честь лауреатов конкурса, где в том числе присутствовали советские участники. См. об этом письмо от 31 мая 1951 года. Вероятно, именно там была преподнесены цветы, о которых упоминает королева.

4 На конкурсе первую премию занял Леонид Коган, вторую — Михаил Вайман, пятую — Ольга Каверзнева, седьмую — Алексей Горохов.

5 Автограф. На почтовой бумаге.

6 Вероятно, речь идет о пластинках, выпущенных фирмой Colambia, где записаны оба сочинения в содружестве с оркестром Парижской консерватории под управлением Шарля Брука. Эти записи неоднократно переиздавались на разных лейблах, включая «Мелодию». Сам Л. Б. Коган вспоминал: «31 мая [1956] года я играл концер-

ты Вивальди, Прокофьева и Чайковского в сопровождении симфонического концерта Общества концертов консерватории под управлением Шарля Брюка. Это была моя вторая встреча с талантливым французским дирижером. Во время моего прошлогоднего приезда в Париж я имел удовольствием выступать с ним <...> во дворце Шайо и сделать ряд грамзаписей» [2, с. 175].

7 Автограф. Рождественская открытка.

8 Автограф.

9 Отправлена на бланке «Правительственная телеграмма». Перевод с французского языка Е. Д. Кривицкой. Датировка установлена на основании почтового штемпеля и года изготовления бланка.

10 Отправлена на бланке «Правительственная телеграмма». Перевод с французского языка Е. Д. Кривицкой. Предположительная датировка на основании года выпуска бланка.

11 Телеграмма пришла за несколько часов до кончины королевы Елизаветы, но она успела лично ответить Леониду Когану. См. об этом далее.

12 Телеграмма на французском языке. Перевод Е.Д. Кривицкой.

13 В ниже цитируемом письме Дмитрия Гольде мы читаем, что телеграмма не сразу попала к Л. Б. Когану. Возможно, ему передали ее, как архивную редкость.

14 Как указывает А. Хорошева, королева Елизавета «еще до войны она начала брать уроки русского языка у русского по происхождению Дмитрия Гольде. Гольде был членом Бельгийской рабочей партии, во время Второй мировой войны участвовал в Сопротивлении». См. подробнее: [3, с. 111].

15 По словам Н. Л. Коган, это были кошельки.

16 Письмо написано на фирменной почтовой бумаге отеля Windsor Reynolds 14 Rue Beaujon Paris.

Список источников

1. Коган Н. Отец жил только скрипкой // Музыкальная жизнь. 2019. № 11. С. 40-44.

2. Коган Л. Аргентина - Уругвай - Чили - Франция // Воспоминания. Письма. Статьи. Интервью. М.: Советский композитор, 1987. 248 с.

3. Хорошева А. Давид Ойстрах и королева Елизавета // Родина. 2013. № 4. С. 110-112.

References

1. Kogan, N. (2019), "Father lived only on the violin", Muzykal'naya zhizn' [Musical life], no. 11, pp.40-44.

2. Kogan, L. (1987), "Argentina - Uruguay - Chile - France", Leonid Kogan. Vospominaniya. Pis-ma. Statii. Interviyu [Leonid Kogan. Memories. Letters. Articles. Interviews], ed. by Grigoriy-ev V., Sovetskiy kompozitor, Moscow, USSR.

3. Khorosheva, A. (2013), "David Oistrakh and Queen Elizabeth", Rodina [Homeland], no. 4, pp.110-112.

Информация об авторе Е. Д. Кривицкая — доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания

Information about the author E. D. Krivitskaya — Doctor of Art History, Professor the Department of History of Foreign Music Moscow State Tchaikovsky Conservatory, lead research officer of State Institute of Art Science

Статья поступила в редакцию 14.09.2021; одобрена после рецензирования 16.09.2021; принята к публикации 17.09.2021.

The article was submitted 14.09.2021; approved after reviewing 16.09.2021; accepted for publication 17.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.